Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

12 Социальная сфера *— Что говорить, не дают руки покоя ! То болят, то немеют, то колотье какое-то — ночи нет, чтобы не просыпалась. Испор- ггила я свои руки... С колько тонн рыбы перекидала, не сосчи- тает никто, и вот наконец испортила. *— Ну а Теплые ванночки, массаж? — Да делаю дома, делаю, только не помогают уже. Не: знаю, Нак и быть. Могла бы на другое место попроситься, но моло- 4г деж ь сюда не больно рвется. Кому -то работать надо. •• что лежит в основе, но в по­ следнее время заметно воз­ росло число вскрытых сан­ эпидстанцией фактов, когда отдельные виды продукции выпускаются в условиях, от­ нюдь не исключающих забо­ левания и пищевые отравле­ ния потребителей. Вот при ­ меры. 19 августа. Первый коптиль­ ный цех. Еще не закончен ре­ монт, не действуют холодиль­ ные камеры, вентиляция, сред­ ства сбора отходов, но гене­ ральному директору, требо- Р АЗГОВОР с работницей холодильного завода при­ помнился, когда я решил по­ делиться с читателями наблю­ дениями, сделанными на М у р ­ манском рыбокомбинате. Это предприятие постоянно нахо­ дится в зоне пристального внимания сотрудников бассей­ новой санэпидстанции. И при­ ходится делать неутешитель­ ный вывод: положение с охра­ ной труда на нем, если и ме­ няется, то чересчур медленно. Количество случаев проф ­ заболеваний здесь в минув­ шие три года: 2, 3, 5. Послед­ няя цифра — показатель пре­ дыдущего , 1988 года. На тыся­ чу человек по предприятиям бассейна в среднем выходит 2, 3 случая профзаболеваний. iHa рыбокомбинате эта цифра лочти в четыре раза больше ь - 9,1. Кром е него, кстати, в .^лидерах» числятся также «М урманская судоверфь» и .тарный комбинат. Рассказ, приведенный в на­ чале, вполне типичен. Основ­ ным профессиональным забо­ леванием на рыбокомбинате 'Является так называемый Х о ­ лодовой полиневрит. И пусть .нитателя не успокаивает яко ­ бы небольшое количество больных. Ведь каждый такой случай — это настоящая беда. Причина возникновения холо- гдового полиневрита — несо­ вершенство технологии: дли­ тельный контакт с заморожен ­ ной рыбой, холодной водой, вынужденная рабочая поза и Sr. Д. Заболевание является хро­ ническим . Лечить его порой приходится чуть ли не всю ж и знь . Больные переводятся в профессии, исключающие наличие неблагополучных ус­ ловий, но с доплатой до уров­ ня прежне го заработка. Еже­ годно за счет предприятия (а теперь за счет трудового кол ­ лектива!) они направляются на диспансерное обследование и лечение. Так что накопление таких случаев и для постра­ давших несчастье, и для кол ­ лектива накладно. О том, что это — калечащая технология, знает каждый, от генерального и до рыбообработчицы, уж е не один десяток лет. Но до сих пор на горизонте самых пер­ спективных планов рыбоком ­ бината и отрасли ш целом не замаячил даже намек на ее решение. Если спросить, что делается для профилактики, то отчита­ ются все. Рыбокомбинат по­ стоянно улучшает условия труда, медсанчасть — осматри­ вает и лечит выявленных боль­ ных, санэпидстанция контроли­ рует выполнение планов пб улучшению условий труда, полноту и качество медосмот­ ров. Не стоит в стороне проф ­ союз. Все при деле. Но вот ответить, когда же будет покончено с этой, по­ вторюсь, калечащей технологи­ ей, не сможет никто. О том, что необходимо под­ ключить к решению проблемы силы специализированных на­ учных учреждений, работники санэпидстанции говорили уже не раз. Предложение не от­ вергается, но и не реализует­ ся. 29 сентября 1989 года ...на здоровье? Под силу ли в нынешних условиях что-то сделать? Мне . кажется, да. Ведь в той же «Севрыбе», на рыбокомбинате есть люди, которые мировой опыт не по книгам изучали, а собственными глазами видели, руками щупали. После реор ­ ганизации вырос потенциал учреждений, которые бы м о г­ ли приложить свои силы: НПО «Севрыбтехцентр», Кировского филиала НПО гигиены труда и профпатологии. И дело не в смене вывесок. По опыту об ­ щения вижу, как увеличились возможности этих учреждений. В конце концов есть Минрыб­ хоз! Минморфлот СССР, к примеру, определяет для себя перспективу судна XXI века, то ж е делает гражданская авиация, а почему бы рыбац­ ком у министерству не решить вопрос технологии завтрашне­ го дня? И тем самым прибли­ зить его? А мож но ли изменить ситуа­ цию уже сегодня? М ожно . На­ ши соседи из Архангельска, — тамошний мединститут и рыбокомбинат имеют положи ­ тельный ОПЫТ борьбы С ХОЛО­ ДОВЫМИ полиневритами. Судя по публикациям, за счет ран­ ней диагностики, проведения комплекса лечебно-профилак- тических мер им удается со­ хранить трудоспособность женщин и избавить их от страданий. Для этого требуг ются дополнительные штаты невропатологов, среднего мед ­ персонала, включая массажи­ стов, импортное оборудова ­ ние, вероятно, помещения, но все эти вопросы в наше вре­ мя разрешимы . Материалы об опыте работы соседей с просьбой содействовать во внедрении направлялись в «Севрыбу» еще когда она бы­ ла в ранге ВРПО, но там они и потонули. А почему бы рыбокомбина­ ту не послать своих специали­ стов по охране труда вместе с отраслевым об комом , мед ­ санчастью, санэпидстанцией изучить этот опыт на месте, да не приступить ко внедре­ нию? Гораздо рациональнее, чем целую пятилетку (был сро к до 1986 года) заниматься установкой обогревателей для р у к работниц, прекрасно по­ нимая, что одно это средство проблему не снимет. М о г бы дать свои ре ком ен ­ дации и Кировский филиал НПО гигиены труда и профпа- тологий. Но, ссылаясь на заня­ тость проблемами горной про ­ мышленности, его сотрудники наши просьбы в свои планы не включают. Совокупность всех этих причин не позволяет ры ­ бокомбинату в деле профилак­ тики профессиональных забо­ леваний существенно продви­ нуться вперед. ОТОРАЯ сторона медали * * — создание условий, обеспечивающих гарантиро­ ванное качество выпускаемой продукции. Не могу сказать, вавшему ускорить ремонт, уже доложено , что все в порядке . И запущены мощности по производству жареной рыбы. Нарушение первое: готовая продукция хранится не в хо­ лодильных камерах, которые не работают, а прямо в цехе при непозволительно высокой (вспомните минувший август!) температуре воздуха. Второе: для перевозки ожидается обычный фургон, а не рефри­ жератор , как требуется по технологии. Гарантий, что к потребителю попадет безопас­ ная продукция специалисты цеха (разговор был с началь­ ником участка Ю. Г. Хамовым) не дают, но решение о нача­ ле производства тем не менее принято... Выпуск продукции, конечно, пришлось остановить. Несколькими днями позднее проверялся второй консерв­ ный цех. Здесь были наруше­ ны требования, гарантирующие качество консервов из курино ­ го мяса. Не буду описывать подробности, поскольку вско ­ ре состоялся серьезный раз­ говор, и наши претензии были учтены, но факт остается фак­ том. 6 сентября. Участок по про ­ изводству имитированной чер­ ной икры. Вышел из строя ста­ но к для закатки банок. К р о ­ хотный участок фасовки и за­ катки превращен, естественно,', в слесарную мастерскую : за­ масленные детали, ветошь, ведра со средствами для смаз­ ки деталей — и здесь ж е м о ­ ются банки! В «чистых» банках обнаруживаем неведомо как попавшее туда сырье, техни­ ческую смазку. Фасовка, за­ катка идут этажом ниже. Туда вручную через ведущуюся «стройку» нужно доставить и сырье, и тару, а затем зака­ танные банки возвращаются для пастеризации. Туда и назад — минимум 300 метров с ведром или гру ­ женой тележкой по далеко не удобным лестницам. Сырье (икра для фасовки) должно переноситься добросовестны­ ми работниками в тщательно укрытом состоянии. А если работники не добросовестны? На вопрос, ка к могла попасть грязь в подготовленные для фасовки «чистые» банки, поче­ му не моются крышки , началь­ ник смены Л. А. Чашин отве­ тить не смог. Участок при­ шлось закрыть. И все это произошло мень* ше чем за три недели! Возни­ кают вопросы: сколько ещ ^ нарушений мы не смогли уви­ деть? И чувствует ли руковод ­ ство комбината ответствен­ ность за здоровье потребите­ лей? За здоровье тружеников предприятия? Л. ЕЛФАЧЕВ, зав. отделом бассейновой санэпидстанции. — — ТАК СОЗДАЕТСЯ НЕВЕРИЕ 1-1 Е ТАК ДАВНО по телевидению выступали торговые 11 работники и на один из вопросов о наличии спецмага­ зинов в Мурманске и области ответили, что их уже нет, а есть только для участников Великой Отечественной войны. Этому официальному сообщению ответственных работни­ ков, кажется, надо бы верить, ио сомнения все же закрады­ ваются в голову, когда видишь вывеску на доме № 67 на проспекте Ленина: «БПО «Севрыба». Магазин по обслужива­ нию моряков плавсостава. Объединение фирменных рыбных магазинов ордена Ленина .морского рыбного порта». Против этого магазина, думается, никто не имеет возра­ жений. Морякам, выезжающим в отпуск, не мешает купить самими же выловленной рыбы. Все понятно. Но умолчание торговых работников наводит im сомнения. Мол, раз есть один, значит, есть и другие. В годы дефицита люди плохо верят кому-либо, тем более торговым работникам. Через несколько дней после упомянутой передачи шли сообщения работников УВД о нарушениях в торговой сети. Приводился пример, как директор одного магазина оправдь» вался, что товары повышенного спроса продаются якобы только работникам предприятий, которые закреплены за ма­ газином. Ссылкой на это оправдывалось хранение дефицита под прилавками, в подсобках и кабинетах. Ясно, что у теле­ зрителей только укрепились сомнения в справедливости. Продажа дефицита что в спецмагазинах, что па предприя­ тиях мне кажется одним и тем же методом изъятия това­ ров из общей торговли. Например, в прошлом году «Поляр­ ная правда» сообщила, что БПО «Севрыба» освоила выпуск* консервов «Цыпленок в собственном соку». Следом появи­ лось сообщение в «Советской России». Одним словом, рас­ хвастались на всю область и республику. В текущем году областная печать довела до сведения населения, что па од­ ной из птицефабрик пущена поточная линия для изготовле­ ния этих же консервов. Первые партии были проданы в ларьке магазина <Птица», а потом товар исчез. Вроде бы продается по предприятиям. А какая разница для многих горожан? Продается ли в спец­ магазинах или по спецспискам? Не одно ли то же? Соци­ альной справедливости не видно.- Д ТЕПЕРЬ о спецмагазинах для ветеранов войны. Лич- л по мне неоднократно доводилось слышать упреки в адрес ветеранов: все, мол, для них! Покупают детям и вну­ кам, ничего нам не остается и т. д. Даже М. С. Горбачеву высказывали подобное на Ижорском заводе. Недоверие в этом вопросе происходит из-за отсутствия ин­ формации. Ии органы Советской власти, ни органы торгов­ ли не доводят до сведения населения, как обеспечиваются ветераны товарами. Знают только те, кто интересуется этим^р и заглядывает в спецмагазины. Недавно в больнице на упрек одного человека в адрес ве­ теранов я объяснил, что почем и что к чему. Он был удив­ лен, даже поражен. Возьмем промышленные товары. В ма­ газине «Волна» отовариваются участники войны Ленинского района. Там отведено помещение на первом этаже у лестни­ цы справа. Площадь комнаты примерно 8— 10 квадратных метров. И если зайдут туда 2— 3 пары покупателей, то по­ шевелиться уже невозможно. Да и товаров-то почти нет. Зай­ дешь, посмотришь, чертыхнешься по поводу «заботы» и уй­ дешь. За несколько лет мне удалось купить только махро­ вые полотенца, а заказывать что-либо я уже и не пытаюсь, разуверился. На стене комнатушки вывешен перечень товаров для ве­ теранов. Его можно прочитать, если там никого ие будет, иначе ие подойти. \ Так вот, ветеран войны может рассчитывать купить только один раз: швейную и стиральную машины, холодильник, пы­ лесос, магнитофон,' фотоаппарат, телевизор, мебель.- И все. Поломается или выйдет в негодность предмет, второй раз ни­ чего не выгорит, так как покупка заносится в специальную карточку^ Себе ли купил участник войны предмет, детям или внукам — больше ему до конца дней ничего не отпустят. Раз в 2 года можно приобрести меховой головной убор, т.: е. шапку из кролика не дороже 30 рублей. Купи. Носи. Радуйся. З а этот же период может купить 3 полотенца, белье, обувь, а верхнюю одежду — раз в 3 года. Нормы, понятно, армейские. Сам, мол, служил, должен понимать! Еще может рассчитывать старик на иглы швейные, не более 20 штук раз в 5 лет, да на краски и обои раз в 3 го­ да. Вот и все..-/ ^ Надо сказать, что заказать товар — еще не значит вскоре получить его. Еще походишь, пооишдаешь, потреплешь нер­ вы до морковкина заговенья. Лично я через рыбкооп зака­ зывал стиральную машину «Малютка», швейную машину и плащ. Первую покупку получил через 3,5 года, вторую че­ рез 5 лет (и то со скандалом), а плащ так и не дождался. Закреплен тогда был за магазином «Силуэт». Сыновья мои над подобным обеспечением посмеиваются, так как подобные покупки они сделали раньше меня.- Вот вам и льготы. Чему тут завидовать? Недаром был удивлен мой оппонент в больнице.- Теперь немного о продтоварах. Спасибо говорим за еже­ месячное обеспечение мясом (1,5 кг) и колбасой (1 кг). Иной раз дают пару банок сгущеного молока. Другое, как гово­ рится, по велшшм праздникам: немного копченого палтуса, чаю, сыру — но не чаще, чем продается в обычных магази­ нах. Обеспечение участников войны осуществляется по реше­ нию местных органов власти и тем, чем располагает местная торговля. Так что упреки в наш адрес по незнанию нередко просто оскорбительны. Если ветеран живет вместе с детьми и внуками, то его обеспечение вряд ли заметно за столом. Больше разговоров. А . ЛОГИНОВ, ветеран войны и труда. рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz