Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

/о Под парусами до Шпицбергена Продолжаем публиковать путевые заметим нашего специального к о р ­ респондента Виктора ГЕОРГИ, при ­ нявшего участие в дер зком перехо­ де двух самодельных деревянных парусников от Архангельска до Шпицбергена. Ранее было рассказа­ но о первой неудачной попытке со ­ временных мореходов выйти из Бе­ ло го моря , попытке, во время кото - И ТАК, впереди просторы Белого, Ба­ ренцева, Норвежско го и Гренланд­ с к о го морей. Мы ж е стоим на якоре и подсчитываем первые потери: при вы­ нужденном бегстве к Сосновцу не ус­ пели поднять на борт лодку -кижан ку , и ее волной бросило на корму , разбив о конце в казенке. Неисправным оказал­ ся построенный по старинным черте­ ж ам и установленный на баке деревян­ ный ворот коча — пришлось при кри ­ тическом сносе судна на берег выби­ рать якорь вручную . К о к «Помора» Вла­ димир Вешняков, пытаясь согреть уста- Пую команду горячим чаем, обварил себе руку кипятком... Сквозь пазы дощатой палубы кое-где проступает воде — сыро и холодно внутри и вокруг. Да, упустили мы доб­ р ую поветерь, простояв в Архангельске лишнюю неделю и изнывая от одуряю ­ щей жары . Для меня эта небывалая в конце нынешнего июня жара запомни­ лась неприятным вкусом теплого и лип­ ко го «Тархуна», которым нас угощали соседи по яхт-клубу — разместившиеся не пассажирском пароходе-гостинице учестницы М езенско го поморско го хо­ ре. По утрам они репетировали на бе­ тонном пирсе, а днем выезжали высту­ пать с концертами . Поначалу бойкие се­ лянки, невзирая не жару, разминались в полной амуниции — длинных глухих красно-синих костюмах и с высокими кокошниками на головах; А под конец, освоившись -с городской ж и знью и не устояв перед ж гучими лучами солнца, Скинули с себя потные балахоны. И тогда наши кочмены могли бесплатно Присутствовать на необычных представ­ лениях, наблюдая, как под игривую за­ певку «а как Ваня приглашал к себе Дуняш у ночевать» мезенки б одном нижнем белье водили хороводы. Сей­ час бы хоть полчаса посушиться-по- греться под тем солнцем... Пора в дальнейший путь, к Святому Носу. Этот мыс, как длинный нож, при­ ставленный к беломорскому Горлу, вста­ вал на пути всех наших древних море ­ ходов. Помните, как трактуется назва­ ние мыса в многосерийной киноленте «Михайло Ломоносов»: «Свят-свят», — невольно повторяли поморы , проходя Зто страшное место с извечным сулоем h подводными коргами. По другой ле­ генде тем во множестве водились мор ­ ские черви, которые враз проедали дни­ ща деревянных парусников. И лишь Святой Варлаамий, следуя из Колы в Кандалакшу, смог изничтожить-загово- рить тех прожорливых тварей. Будем Надеяться, что за несколько сотен лет они не воскресли... Лишу эти строки и понимаю, сколь Сложную задачу взялся решить: на о д ­ ной газетной странице рассказать о ты­ сячемильном переходе к Шпицбергену. Что ж , постараюсь быть кратким, тем более что походные будни, за исключе­ нием отдельных критических моментов, не отличались разнообразием . Посте­ пенно все мы втянулись в привычный ритм вахтенной службы. Если был по ­ путный ветер — ставили паруса, эту «прямую благодать» поморов ; в против­ ном случае работал один «Грумант», буксируя коч по заранее проло­ женному маршруту. Так остались за корм ой береговые складки тесного для беломорского Горла каменного ворот­ ника с белым ледниковым жабо из сне­ га на северных склонах оврагов; су­ мрачный и неприветливый Мурманский берег с западной оконечностью остро­ ва Кильдин, похожей на профиль вои - на-великана, на траверзе — полуост­ ров Рыбачий. И вот — «расстаял в до- леком тумане Рыбачий, родимая наша земля...» Мотив и слова этой песни вто­ рые сутки назойливой чайкой пресле­ дуют коч, идущий Норвежским берегом к мысу Нордкин. Л Д Н А К О врут авторы многочислен- v ных книжиц , популярно расписы­ вая древних поморов , определяющих местоположение судна по звездам. Да, рой коч «Помор» и лодья «Грумант» укрылись от непогоды у острова Сосновец Терского берега. За два дня пути морская экспедиция, поста­ вившая перед собой задачу на но ­ воделах старинных судов смодели­ ровать маршрут древних поморов на Грумант, не только не приблизи­ лась к желанной цели, но была от­ брошена от нее миль на сорок. топки печки в общем кубрике , а ккурат ­ но собраны в бухты концы рабочего такелажа. На лю ке трюма расставлены миски, кр уж ки . Восемь часов вечера, смена вахт, готовимся обедать. На первое — уха (надоел суп с ту ­ шенкой ]. На второе — рыба жареная. И традиционный чай с сухарями. Ребята расположились под парусом, в безветрии. Травят байки. Я прилег на корме , любуясь светлым небом с длин­ ными белыми облаками. Д о лж но быть, к ветру. Одну ру ку свесил за борт — и вдруг кто-то довольно-таки ощутимо щиплет за палец. Послеобеденной дре ­ мы ка к не бывало — оказывается, это балуют летящие за кочем чайки. О тре ­ заю куски от развешенной рыбы и кормлю с ру ки попрошаек. Чайки ле- Часть II: Белее море — Баренцбург Продолжение. Начало в № 28 от 22 сентября с. г. 21 сентября 119 года есть Большая Медведица, которая по- гречески зовется Арктос , есть и По­ лярная звезда. Но не она служит путе­ водителем: за всю экспедицию мы ни разу не видели ни одной звезды. Ночи- то белые, ночи-то светлые, а зимой в плавание по арктическим морям не выходили. Значит, шли на солнце — вот Он, единственный и верный ориентир в безбрежном просторе. Вслед за незахо­ дящим солнцем, которое всегда там, впереди, где ждал мореходов желан­ ный батюшка-Грумант с е го богатыми зверобойными промыслами и нехит­ рым м уж с ким житьем-бытьем после длинных и трудных недель перехода. И, наверное, судовой быт средневековых поморов мало отличался от нашего. Пе- релистну несколько страниц своего пу­ тевого блокнота. 9 мюля. Д нем была отлмчная погода : ветер несильный, попутный ю го-восток. Поста­ вили грот — скорость узла три. Небо безоблачное, лишь вдали над берегом небольшая хмарь. У Входа в фьорды крутоносые нор ­ вежские сейнеры ловят «кошельками» селедку. Иногда подплывают к нам, и рыбаки приветливо-сдержанно машут руками. На гроте у коча развевается красный флаг с синим крестом в белом окантовке — ка к -ни ка к идем норвеж ­ скими водами. Палубу «Помора» м ож н о сравнить с небольшим деревенским двором : заки ­ пает самовар; на вантах подвяливаются крупные трещины — доппаек от тери- берских ко л х о зн и ко в ,, встреченных во время перехода; разбросаны только что наколотые дрова для ночной про- гонько и ре зко посвистывают, а схватив и проглотив очередной кусо к, благода­ рят — «дай-дай-дай». К ночи ветер зашел с норда, а хмарь растянулась от берега до горизонта. На нашей вахте, с полуночи, припустил крупный дождь . Срубили парус, вста­ ли на буксир к «Груманту». Все бы хо ­ рошо , но у ж слиш ком сильно болтает. Даже после ночной вахты трудно у с ­ нуть: тело бросает из стороны в сто­ рону и бьет о переборки . А еще исто­ сковался по бане — в первое утро п у ­ ти вылез на палубу умыться да зубы почистить, предусмотрительно нацедив пол кр уж ки воды из бидона. Так капи­ тан пристыдил. Н ельзя говорит, быть таким расточительным. Вылей, мол, питьевую воду в чайник, а сам умывай­ ся забортной — кто е го знает, сколько еще дней в м оре бедовать придется... О Т МЫСА Нордкин к Ш пицбергену уходит северная ветвь Гольфстри­ ма. Ее-то мы и хотим «оседлать», про ­ биваясь на Грумант. Немного тревожно на душе, когда взяли курс на чистый норд — как-то нас встретит открытое море? Вскоре и чайки пропали, подав­ шись к берегу. И лишь на третьи сут­ ки перехода появились вновь — но не те белоснежные норвежские попрошай­ ки, а массивно-агрессивные, крупные, грязно-бурые . М оряки их, кажется, на­ зывают бургомистрами. С коро должен появиться омываемый тремя морями остров Медвежий . О нем в судовой лоции вычитал следующие строки: «Использование средств навигацион­ но го оборудования в описываемом рай­ оне в значительной степени затруднено влиянием различных факторов. Частые и сильные туманы, внезапно налетаю­ щие снежные заряды, магнитные бури, рефракция и другие явления порой со ­ вершенно не позволяют определить ме­ сто судна». Вот тебе-на: а у нас из навигацион­ ного оборудования лишь гирокомпас. ^ «У о. Медвежий нет хорошо защи­ щенных и удобных якорных мест. Суда обычно останавливаются с подветрен­ ной стороны острова. На малых судах при знании местных условий плавания м ож н о заходить в некоторые бухты». Мы же пока не знаем не то что ме­ стных^ условий, но и где он, этот М ед ­ вежий. Однако должен быть рядом — вдали заметили в волнах большой жел ­ то-красный буй. Где-то здесь затонула подводная лодка «Комсомолец». Капи­ тан выдал по сто грамм из судового винного запаса — помянули ребят... М ЕДВЕЖ ИЙ нам улыбнулся — на час- * * * другой стряхнул со скал-вершин клочья тумана, блеснул на солнце. По­ года великолепная. Настроение тоже . Стали доставать и проветривать свои «парадные костюмы», выданные на команду спонсорами из «Спутника». За отсутствием других зрителей приплыли подивиться дельфины — прыгали за ко ­ чем несколько часов. И вдруг — . ну как тут не верить приметам! — задул усиливающийся северный ветер, го р о ­ хом простучал по палубе град. С гла зи ^ ли мы погоду. Оставалось одно : кре­ пить спущенные паруса, вставать на длинный буксир к «Груманту». Сутки не­ бо было с овчинку. Каялись и казнили себя, что до конца не знаем слов про ­ стейшей молитвы. Упал и разбился судовой барометр — теперь давление постоянное — са­ мое низкое. Надежда на опыт и хлад­ нокровие капитана лодьи Ростислава Гайдовского, который в составе геоло ­ горазведочных экспедиций не раз бы­ вал в этих краях, не понаслышке знает об особенностях прибрежных мест. Особенностях, которые для экипажей больших пароходов ни к чему, в для нас любая мелочь, случайность может стать последней. Наверное, кто-то все ж е услышал на­ ши самодельные, но искренние молит­ вы — ветер стих. Пал туман — верный признак близкого берега. И вскоре мы его увидели — ю ж н ую оконечность За­ падного Шпицбергена с выступающим в море зубом острова Сёркаппёйа. Сутки шли до Ис-фьорда. Льр,ин на воде почти нет, лишь изредка попада­ ются разноцветные стамухи. Но для нас они крайне опасны — хватило же п р о ^ боины в несколько сантиметров шири-"' ной для теплохода «Максим Горький», чтобы подать «SOS». Как раз в это вре­ мя по транзистору поймали Всесоюз­ ное радио. Передавали интервью с одесситами, решившими построить ко ­ пии древних судов и, как мы, пуститься в плавание. «А какой будет толщина бортов? — спрашивал репортер . — Один из древнегреческих философов образно говорил, что она равна рас­ стоянию между жизнью и смертью м о ­ ряка». «Думаю, что будет сантиметров десять», — отвечал наш начинающий коллега-южанин. «Ах-ах, как мало!» — восхищался репортер мужеству буду­ щих покорителей морской стихии. Дмитриев усмехнулся: «Это на Чер- ном-то море десять... У нас на борта пошла доска в два с половиной санти­ метра, а в носовой части коча, рассчи­ танного на плавание в ледовой обста­ новке, до шестц г— не больше. И вряд- ли у поморов корпус судна был тол­ ще...» Итак, подходила к концу вторая неделя экспедиции. Радисты сумели свя­ заться с Баренцбургом — нас ждали. И встречали с оркестром и хлебом-}ч солью . А очередной номер местной га­ зеты «Шахтер Арктики» вышел со сти­ хами в нашу честь на первой страни­ це. Начинались они так: «Холодный остров в удивлении застыл, Взглянув печально на волну морскую . Он видел это все, когда моложе был, Там кочи плыли, побеждая и рискуя...» И заканчивались: «Удачи вам! Да будет с вами бог. И пусть попутный ветер дует в спину. На перепутье всех морских доро г Пусть счастье никогда вас не покинет!» Однако первый вопрос, который мы задали, вступив на берег и попав в объ­ ятия полярников, был прозаичным: «Где тут у вас баня?» НА СНИМКАХ : коч «Помор» и лодыг «Грумант» у берегов Шпицбергена; во время встречи в самом северном в ми - ре поселке советских горняков. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz