Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
/о Под парусами до Шпицбергена Продолжаем публиковать путевые заметим нашего специального к о р респондента Виктора ГЕОРГИ, при нявшего участие в дер зком перехо де двух самодельных деревянных парусников от Архангельска до Шпицбергена. Ранее было рассказа но о первой неудачной попытке со временных мореходов выйти из Бе ло го моря , попытке, во время кото - И ТАК, впереди просторы Белого, Ба ренцева, Норвежско го и Гренланд с к о го морей. Мы ж е стоим на якоре и подсчитываем первые потери: при вы нужденном бегстве к Сосновцу не ус пели поднять на борт лодку -кижан ку , и ее волной бросило на корму , разбив о конце в казенке. Неисправным оказал ся построенный по старинным черте ж ам и установленный на баке деревян ный ворот коча — пришлось при кри тическом сносе судна на берег выби рать якорь вручную . К о к «Помора» Вла димир Вешняков, пытаясь согреть уста- Пую команду горячим чаем, обварил себе руку кипятком... Сквозь пазы дощатой палубы кое-где проступает воде — сыро и холодно внутри и вокруг. Да, упустили мы доб р ую поветерь, простояв в Архангельске лишнюю неделю и изнывая от одуряю щей жары . Для меня эта небывалая в конце нынешнего июня жара запомни лась неприятным вкусом теплого и лип ко го «Тархуна», которым нас угощали соседи по яхт-клубу — разместившиеся не пассажирском пароходе-гостинице учестницы М езенско го поморско го хо ре. По утрам они репетировали на бе тонном пирсе, а днем выезжали высту пать с концертами . Поначалу бойкие се лянки, невзирая не жару, разминались в полной амуниции — длинных глухих красно-синих костюмах и с высокими кокошниками на головах; А под конец, освоившись -с городской ж и знью и не устояв перед ж гучими лучами солнца, Скинули с себя потные балахоны. И тогда наши кочмены могли бесплатно Присутствовать на необычных представ лениях, наблюдая, как под игривую за певку «а как Ваня приглашал к себе Дуняш у ночевать» мезенки б одном нижнем белье водили хороводы. Сей час бы хоть полчаса посушиться-по- греться под тем солнцем... Пора в дальнейший путь, к Святому Носу. Этот мыс, как длинный нож, при ставленный к беломорскому Горлу, вста вал на пути всех наших древних море ходов. Помните, как трактуется назва ние мыса в многосерийной киноленте «Михайло Ломоносов»: «Свят-свят», — невольно повторяли поморы , проходя Зто страшное место с извечным сулоем h подводными коргами. По другой ле генде тем во множестве водились мор ские черви, которые враз проедали дни ща деревянных парусников. И лишь Святой Варлаамий, следуя из Колы в Кандалакшу, смог изничтожить-загово- рить тех прожорливых тварей. Будем Надеяться, что за несколько сотен лет они не воскресли... Лишу эти строки и понимаю, сколь Сложную задачу взялся решить: на о д ной газетной странице рассказать о ты сячемильном переходе к Шпицбергену. Что ж , постараюсь быть кратким, тем более что походные будни, за исключе нием отдельных критических моментов, не отличались разнообразием . Посте пенно все мы втянулись в привычный ритм вахтенной службы. Если был по путный ветер — ставили паруса, эту «прямую благодать» поморов ; в против ном случае работал один «Грумант», буксируя коч по заранее проло женному маршруту. Так остались за корм ой береговые складки тесного для беломорского Горла каменного ворот ника с белым ледниковым жабо из сне га на северных склонах оврагов; су мрачный и неприветливый Мурманский берег с западной оконечностью остро ва Кильдин, похожей на профиль вои - на-великана, на траверзе — полуост ров Рыбачий. И вот — «расстаял в до- леком тумане Рыбачий, родимая наша земля...» Мотив и слова этой песни вто рые сутки назойливой чайкой пресле дуют коч, идущий Норвежским берегом к мысу Нордкин. Л Д Н А К О врут авторы многочислен- v ных книжиц , популярно расписы вая древних поморов , определяющих местоположение судна по звездам. Да, рой коч «Помор» и лодья «Грумант» укрылись от непогоды у острова Сосновец Терского берега. За два дня пути морская экспедиция, поста вившая перед собой задачу на но воделах старинных судов смодели ровать маршрут древних поморов на Грумант, не только не приблизи лась к желанной цели, но была от брошена от нее миль на сорок. топки печки в общем кубрике , а ккурат но собраны в бухты концы рабочего такелажа. На лю ке трюма расставлены миски, кр уж ки . Восемь часов вечера, смена вахт, готовимся обедать. На первое — уха (надоел суп с ту шенкой ]. На второе — рыба жареная. И традиционный чай с сухарями. Ребята расположились под парусом, в безветрии. Травят байки. Я прилег на корме , любуясь светлым небом с длин ными белыми облаками. Д о лж но быть, к ветру. Одну ру ку свесил за борт — и вдруг кто-то довольно-таки ощутимо щиплет за палец. Послеобеденной дре мы ка к не бывало — оказывается, это балуют летящие за кочем чайки. О тре заю куски от развешенной рыбы и кормлю с ру ки попрошаек. Чайки ле- Часть II: Белее море — Баренцбург Продолжение. Начало в № 28 от 22 сентября с. г. 21 сентября 119 года есть Большая Медведица, которая по- гречески зовется Арктос , есть и По лярная звезда. Но не она служит путе водителем: за всю экспедицию мы ни разу не видели ни одной звезды. Ночи- то белые, ночи-то светлые, а зимой в плавание по арктическим морям не выходили. Значит, шли на солнце — вот Он, единственный и верный ориентир в безбрежном просторе. Вслед за незахо дящим солнцем, которое всегда там, впереди, где ждал мореходов желан ный батюшка-Грумант с е го богатыми зверобойными промыслами и нехит рым м уж с ким житьем-бытьем после длинных и трудных недель перехода. И, наверное, судовой быт средневековых поморов мало отличался от нашего. Пе- релистну несколько страниц своего пу тевого блокнота. 9 мюля. Д нем была отлмчная погода : ветер несильный, попутный ю го-восток. Поста вили грот — скорость узла три. Небо безоблачное, лишь вдали над берегом небольшая хмарь. У Входа в фьорды крутоносые нор вежские сейнеры ловят «кошельками» селедку. Иногда подплывают к нам, и рыбаки приветливо-сдержанно машут руками. На гроте у коча развевается красный флаг с синим крестом в белом окантовке — ка к -ни ка к идем норвеж скими водами. Палубу «Помора» м ож н о сравнить с небольшим деревенским двором : заки пает самовар; на вантах подвяливаются крупные трещины — доппаек от тери- берских ко л х о зн и ко в ,, встреченных во время перехода; разбросаны только что наколотые дрова для ночной про- гонько и ре зко посвистывают, а схватив и проглотив очередной кусо к, благода рят — «дай-дай-дай». К ночи ветер зашел с норда, а хмарь растянулась от берега до горизонта. На нашей вахте, с полуночи, припустил крупный дождь . Срубили парус, вста ли на буксир к «Груманту». Все бы хо рошо , но у ж слиш ком сильно болтает. Даже после ночной вахты трудно у с нуть: тело бросает из стороны в сто рону и бьет о переборки . А еще исто сковался по бане — в первое утро п у ти вылез на палубу умыться да зубы почистить, предусмотрительно нацедив пол кр уж ки воды из бидона. Так капи тан пристыдил. Н ельзя говорит, быть таким расточительным. Вылей, мол, питьевую воду в чайник, а сам умывай ся забортной — кто е го знает, сколько еще дней в м оре бедовать придется... О Т МЫСА Нордкин к Ш пицбергену уходит северная ветвь Гольфстри ма. Ее-то мы и хотим «оседлать», про биваясь на Грумант. Немного тревожно на душе, когда взяли курс на чистый норд — как-то нас встретит открытое море? Вскоре и чайки пропали, подав шись к берегу. И лишь на третьи сут ки перехода появились вновь — но не те белоснежные норвежские попрошай ки, а массивно-агрессивные, крупные, грязно-бурые . М оряки их, кажется, на зывают бургомистрами. С коро должен появиться омываемый тремя морями остров Медвежий . О нем в судовой лоции вычитал следующие строки: «Использование средств навигацион но го оборудования в описываемом рай оне в значительной степени затруднено влиянием различных факторов. Частые и сильные туманы, внезапно налетаю щие снежные заряды, магнитные бури, рефракция и другие явления порой со вершенно не позволяют определить ме сто судна». Вот тебе-на: а у нас из навигацион ного оборудования лишь гирокомпас. ^ «У о. Медвежий нет хорошо защи щенных и удобных якорных мест. Суда обычно останавливаются с подветрен ной стороны острова. На малых судах при знании местных условий плавания м ож н о заходить в некоторые бухты». Мы же пока не знаем не то что ме стных^ условий, но и где он, этот М ед вежий. Однако должен быть рядом — вдали заметили в волнах большой жел то-красный буй. Где-то здесь затонула подводная лодка «Комсомолец». Капи тан выдал по сто грамм из судового винного запаса — помянули ребят... М ЕДВЕЖ ИЙ нам улыбнулся — на час- * * * другой стряхнул со скал-вершин клочья тумана, блеснул на солнце. По года великолепная. Настроение тоже . Стали доставать и проветривать свои «парадные костюмы», выданные на команду спонсорами из «Спутника». За отсутствием других зрителей приплыли подивиться дельфины — прыгали за ко чем несколько часов. И вдруг — . ну как тут не верить приметам! — задул усиливающийся северный ветер, го р о хом простучал по палубе град. С гла зи ^ ли мы погоду. Оставалось одно : кре пить спущенные паруса, вставать на длинный буксир к «Груманту». Сутки не бо было с овчинку. Каялись и казнили себя, что до конца не знаем слов про стейшей молитвы. Упал и разбился судовой барометр — теперь давление постоянное — са мое низкое. Надежда на опыт и хлад нокровие капитана лодьи Ростислава Гайдовского, который в составе геоло горазведочных экспедиций не раз бы вал в этих краях, не понаслышке знает об особенностях прибрежных мест. Особенностях, которые для экипажей больших пароходов ни к чему, в для нас любая мелочь, случайность может стать последней. Наверное, кто-то все ж е услышал на ши самодельные, но искренние молит вы — ветер стих. Пал туман — верный признак близкого берега. И вскоре мы его увидели — ю ж н ую оконечность За падного Шпицбергена с выступающим в море зубом острова Сёркаппёйа. Сутки шли до Ис-фьорда. Льр,ин на воде почти нет, лишь изредка попада ются разноцветные стамухи. Но для нас они крайне опасны — хватило же п р о ^ боины в несколько сантиметров шири-"' ной для теплохода «Максим Горький», чтобы подать «SOS». Как раз в это вре мя по транзистору поймали Всесоюз ное радио. Передавали интервью с одесситами, решившими построить ко пии древних судов и, как мы, пуститься в плавание. «А какой будет толщина бортов? — спрашивал репортер . — Один из древнегреческих философов образно говорил, что она равна рас стоянию между жизнью и смертью м о ряка». «Думаю, что будет сантиметров десять», — отвечал наш начинающий коллега-южанин. «Ах-ах, как мало!» — восхищался репортер мужеству буду щих покорителей морской стихии. Дмитриев усмехнулся: «Это на Чер- ном-то море десять... У нас на борта пошла доска в два с половиной санти метра, а в носовой части коча, рассчи танного на плавание в ледовой обста новке, до шестц г— не больше. И вряд- ли у поморов корпус судна был тол ще...» Итак, подходила к концу вторая неделя экспедиции. Радисты сумели свя заться с Баренцбургом — нас ждали. И встречали с оркестром и хлебом-}ч солью . А очередной номер местной га зеты «Шахтер Арктики» вышел со сти хами в нашу честь на первой страни це. Начинались они так: «Холодный остров в удивлении застыл, Взглянув печально на волну морскую . Он видел это все, когда моложе был, Там кочи плыли, побеждая и рискуя...» И заканчивались: «Удачи вам! Да будет с вами бог. И пусть попутный ветер дует в спину. На перепутье всех морских доро г Пусть счастье никогда вас не покинет!» Однако первый вопрос, который мы задали, вступив на берег и попав в объ ятия полярников, был прозаичным: «Где тут у вас баня?» НА СНИМКАХ : коч «Помор» и лодыг «Грумант» у берегов Шпицбергена; во время встречи в самом северном в ми - ре поселке советских горняков. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz