Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
М нение РЕЗОНАНС (по следам наших писем) •шедшие б&смертие 7 1а мой взгляд, редакция газеты ыбный Мурман» правильно делает, >ликуя на своих страницах мате- члы, возвращающие нас, чптате- в героическое прошлое. Вот и зая работа А. Кривенко «Лосось» ет на мины» открыла для меня яр- ю страницу подвига рыбаков "Мур- па, вставших в тяжелую годину на цпту Родины. Это наше прошлое, з которого нет будущего. Мы, мо- дые североморцы, учимся у стар- его поколения мужеству и стойко- и, крепости духа. Уходя в море, все о мы берем с собой. Это наш бое- пае души. История Краснознаменного Север- > 1'0 флота знает немало других ге- оичеекпх подвигов рыболовных эаулеров, ставших в годы войны .орожевыми кораблями. «Пассат» овторяет подвиг «Варяга», а вскоре горожевой корабль «Туман» — быв- пй траулер «Лебедка» — покрывает збя неувядаемой славой. Вслед за ими хюряки тральщика «ТЩ-2» — ывш 11 ?Гархангельский траулер «Оне- санин» — вписали в героическую ис- оряю Северного флота яркую строку. Участвуя в конвое, они заметили след орпеды с фашистской подводной лод- Л 1 в направлении транспорта с во- нными грузами. Спасая судно, траль щик прикрыл его своим бортом. ^ Сторожевой корабль «Бриз», кото- зым командовал старший лейтенант 3. Киреев, 25 ноября 1941 года пер- зым на Северном флоте совершил та ран фашистской подводной лодки, выведя ее из строя. В этом боевом строю, несомненно, достойное место занимает и траулер «Лосось», став ший тральщиком «ТЩ-2», под коман дованием капитан-лейтенанта И. Дуг- ладзе. После прочтения отрывков из по вести А. Кривенко пришла такая мысль: сегодня существует немало музеев-кораблей. ‘Но вот, к сожале нию, на вечной стоянке не стоит ры боловный траулер, мобилизованный в годы войны на военную службу. Два орудия и два пуле.мета — вот и все вооружение. Эти трудяги войны до ст о и м занять место у причала добле сти и^бтваги. В. КАЗАНОВ, мичман. г. Ссвсроморск. Разделяя мнение читателя, мы пуб- линуем письмо «Остался на Кильдине» капитан-лейтенанта запаса П. Бочилова. К 50-летию морских конвоев Остался на Кильдине Около десяти лет назад мне дове лось побывать на северном острове Кпльднн. Я видел там останки су дов, потерпевших аварию. На южном берегу острова Кильдин носовой частью к морю покоится судно, по павшее в историю конвоев. Это аме риканский транспорт «Баллот». Уви денное на этом «кладбище» кораблей глубоко меня взволновало, я сделал кое-какие записи, а затем стал копать ся в литературе. Я узнал, что в конце декабря 1942 года «Баллот» в составе четырнадца ти транспортов и одиннадцати кораб лей охранения вышел с базы Лох-Ю. На переходе конвой обеспечивался отрядом ближнего прикрытия в со ставе английских легких крейсеров «Шефилд» и «Джамейка» и несколь ких эсминцев. К северу от норвеж ского города Вардё тяжелые немец кие крейсеры сделали попытку атако вать конвой, но отряд ближнего при крытия и корабли эскорта не подпу скали их к транспортам. В бою корабли союзников смогли повредить крейсер «Адмирал Хип- пер» и потопили эсминец. Немецкие корабли, понеся потери, отказались от попыток дальше атаковать конвой. Союзники потеряли из состава охра нения эсминец и тральщик. Два эс минца тоже были не в лучшем со стоянии. Все транспорты прибыли к месту назначения, за исключением американского судна «Баллот», сев шего на мель 3 января 1943 года. С транспорта груз сняли. С человеком, который был очевид цем происшедшего, работая па - вы грузке груза из трюма «Баллота», мне довелось встречаться в Киеве. Это Василий Трифонович Чубенко, который вместе с группой водолазов и саперов 180-го инженерного баталь она участвовал в выгрузке боезапаса из трюма «Баллога». Руководил сня тием груза с «Баллота» манор Ба бушкин — командир 180-го инженер ного батальона. Много времени пролетело с тех пор. Носовая часть «Баллота» не пострадала, а все остальные части транспорта раскиданы в разные сто роны. Житель острова Виктор Смир нов рассказывал мне, что добротную резину он снял с американского тран спорта еще в 1955 году. Все пошло у Смирнова на коврики. Остальная резина была взята кильдинцами для покрытия крыш.. Транспорт «Баллот» на Кильдине сейчас служит морским ориентиром и памятью о прошлом. П. БОЧИЛОВ. капитан-лейтенант запаса. Деловой п о д х о д Есть перспективы Полярный институт обсудил крити ческую статью В . Долгих «Перспек тивы «неперспективного» села», или Критические заметки о региональном хозрасчете» («Рыбный Мурман» „\о 26 от 1.09.89 г.) и сообщает сле дующее: исследования, проведенные ПИНРО , показали перспективность Мурманского прибрежья Баренцева моря для промышленной добычи. С 1988 г. разработана и внедрена схе ма рационального промысла, которая предусматривает деление наиболее перспективных районов на участки, что дает возможность плано;черно ежегодно добывать водоросли без на рушения экологического равновесия в системе ценозов макрофитов. До быча водорослей на побережье Ба ренцева моря началась в 1986 г. Уже тогда Полярный институт неоднократ но рекомендовал промышленности закрепить промысловые районы за добывающими организациями. Но до настоящего времени это предложение не реализуется. Остается только предполагать, по чему до сего времени от местных Со ветов не поступает запрос о возмож ностях развития и ведения такого промысла на своих акваториях. А. СОРОКИН, заместитель директора института по научной работе. От редакции. Письмо В. Долгих, ра тующего за социальное и экономиче ское возрождение старинного села По ной, мы предваряли небольшой свод кой, в которой говорилось: «Росчерком пера руководителя даже весьма высо ко го ранга эти вопросы не решить, как не разрубить единым махом гордиев узел многих проблем. Да и узел тот затягивался не один год, а десятилети ями». Редакция не посылала официальный запрос на это письмо в ПИНРО, но, очевидно, е институте работают ответ ственные и неравнодушные люди — мы благодарим их за данные пояснения . Однако до сих пор нет е почте «Рыб ного Мурмана» письма из облисполко ма, руководителям которо го был сде лан официальный запрос. Внимание: отписка! «Опасно для жизни» Так называлась жалоба мурманчанки И. Крю ковой , опубликованная в «РМ» 4 августа 1989 г., в которой она расска зывала о безобразном отношении го родских властей к их двору. Здесь, в подвалах жилых домов, расположились всевозможные склады, мастерские . Ко всем постоянно подъезжают грузовые автомашины. А если к сказанном у доба вить, что здесь же, во дворе, распола гаются складские помещ ения ф ирмен ного магазина «Птица», то становится понятным возмущение жильцов: посто янные шум, выхлопные газы отнюдь не способствуют здоровью людей. Боязно во двор выпускать и малы шей. Да и зелени почти нет. То ли при житься она не смогла, то ли посадить ее было некому. У семи нянек, как говорится, дитя без глазу. В этом дворе примерно столько ж е хозяев: Мурманское отде ление Октябрьской железной дороги . Мурманский морской рыбный порт. Октябрьский райисполком, горпром - торг, трест «Птицепром», траловый флот... Однако Мурманский горисполком в лице заместителя председателя тов. Анисимова считает, что жильцы доме по пр. Ленина, 92 не правы, ибо «про веденной 24.08.89 г. проверкой Октябрь ским РОВД и ГорСЭС нарушений пра вил санитарного состояния у магазина «Птица» выявлено не было. Кирпичная пристройка построена для защиты и понижения шума от работаю щих вентиляторов. Жильцам дома она не мешает... Работа по вывозке пустых ящиков н поддержанию порядка во кру г склад ских помещений находится под ко ктро * лем заведующей магазином Коваль Л. Д.». Вот ведь как все здорово ! Но ж иль цам от этого не легче. Хочется сказать работникам горис полкома: «Зачем же такими отписками подрывать свой авторитет?!» А еще чи татели газеты с нетерпением жд ут вто ро го ответа на письмо рабочего В. Р. Викторова (см. «РМ» № 24 за 11.08.S5 г.}, поднимавшего вопросы хозяйского от ношения к городу. Адрес подсказал рассерженный читатель «Рыбак» рыбака... в упор не видит *В ноябре прошлого года оставил открытку в доме быта « Рыбак», чтобы иметь возмож ность сдать в починку кожаное пальто. И как раз к этой зиме мне его отремонтируют. Я рад. Но не представляю, честно го воря, как могут отремонтиро вать одежду или обувь, что- нибудь сшить себе наши рыба ки, особенно те, у кого нет на берегу семьи. За время стоян ки т£м вряд ли что-нибудь уда- стся^сделать...» Л. АЛЕИНЕР , ветеран флота. * /;По дороге к новым прича лам, возле автобусной останов ки « Фестивальная», бросается в плаа а новое здание. Это Дом бы? -а для рыбаков. Здесь предложат большой ^мплекс бытовых услуг...» «РМ » , 1972, 24 января. «На днях в Мурманске по /лице' Подгорная для обслужи вания тружеников бассейна от крылся Дом быта «Моряк». Здесь можно отремонтировать обувь, одежду, часы, сдать ве щи в химчистку. Открыта па рикмахерская (мужской и жен- лк^й. .залы), фотоателье (прини- aiOTcfej пленки для проявления ,?пЬ! Деланию заказчика, мож но напечатать снимки с фото- ’рафий разных размеров). Моряки, обслуживать кото рых новый Дом быта призван в первую очередь, могут полу чить здесь напрокат... К услугам рыбаков, идущих в рейс, камера хранения, где принимаются вещи на длитель ное хранение». «РМ » , 1972, 28 февраля. Таков краткий экскурс в не очень далекое прошлое. Как ви дите, первоначальное назначение Дома быта полностью соответст вовало такому сугубо морскому названию предприятия. Но шли годы. На Дом е быта красуется теперь видное издалека, не ме нее морское название «Рыбак». Но... «Право на внеочередное об служивание предоставляется Ге роям Советского Союза и Социа листического труда»... Далее сле дует привычный список тех, кто пользуется льготами. Но сколько я ни старалась найти хоть какой - то намек на прежнее, столь мно гообещающее для тружеников моря, назначение Дома быта, мне это не удалось. «Уважаемые заказчики! Ателье работает по предварительным записям. Запись на ремонт и перекрытие меховых полушубков ведется в салоне ателье. Запись на новый пошив временно не производится. Администрация». Одни, прочитав это объявле ние, поворачиваются и уходят, другие поднимаются в салон и... — Мне бы подремонтировать полушубок. Там совсем немнож ко... — Только по записи. — А когда? — На декабрь. — А сколько? — Две-три недели, но, если мелкий ремонт, конечно, помень ше. — А сшить? ■— Будем записывать в октяб ре, приходите... Как видите, совершенно прав автор письма, невозможно рыба ку за короткое время стоянки воспользоваться услугами этого ателье. — Льготы? А где вы их для рыбаков видели? — взорвался в ответ на мой вопрос молодой человек. — Пахать там круглосу точно — вот все наши льготы. Кому мы нужны?! — А что мы можем сделать, — говорит исполняющая обязан ности заведующей ателье Галина Викторовна Калинина, — у нас перегрузка , особенно осенью и зимой. Работаю здесь очень дав но, но не помню, чтобы рыбаки пользовались правом на перво очередное обслуживание. Да и как это сделать, если наше ателье специализируется на пошиве и ремонте изделий из натуральных материалов: кожи , овчины. Оно единственное в области, а значит, приезжаю т сюда люди и с самых отдаленных точек. Единственное, что мы можем и стараемся сде лать — понять по-человечески и помочь. Что ж , похвальное стремление работников ателье. Но, думаю, не всегда с пониманием отнесутся к этому стремлению сами ж е за казчики. И если приемщица не откажется принять в ремонт, ска жем , полушубок у того же рыба ка, зашедшего в порт на несколь ко суток, а стоящей за ним гром коголосой заказчице предложит записаться на декабрь, видимо, приемщице не сдобровать. А если к списку льготников будут добавлены работники плавсоста ва — это узаконит «человеческое отношение». И честное слово, не думаю, что каждый рыбак найдет в своем гардеробе несколько ве щей, подлежащих ремонту в специализированном ателье. При достаточной информированности горожан , вряд ли это отпугнет других заказчиков и ателье оста нется без работы. Горожане, да и жители области смогут восполь зоваться его услугами не в пико вое время. Есть в городе и другое «ры бацкое» ателье — в старом ДМО . — В первую очередь мы об служиваем проживающих в ДМО , — поясняет старший закройщик Зоя Никитична Ковалева, — для этого достаточно предъявить по- селительную. Раньше для рыбаков тралового флота все делали: и форму шили, и гладили. Теперь пошивочное ателье отдельно. Мы только ремонтом занимаемся: срочный — 1—2 дня, обычный — максимум 10 дней. Теперь нет мастеров по женской одежде , ее временно не ремонтируем . Оче рыбный мурман реди особенно большие весной и осенью. По словам Зои Никитичны, ры баки, живущие в ДМО , могут сме ло обходить 2—3-х часовую оче редь. Вот только право свое не это они вряд ли смогут доказать стоящим в ней — нет их в спи ске на первоочередное обслужи вание. И второе — эта льгота для проживающих. А если же ты не попал в ДМО , мало того, чте должен сам найти приют или жить в осточертевшей каюте, еще и побыстрее отремонтировать или подогнать одежду в ателье для рыбаков ты не вправе. «Рыбный Мурман» уже не раз пытался помочь рыбакам ком фортнее чувствовать себя на бе регу. В июле было опубликовано письмо женщин, работающих в море . В ответе им Л. Ф . Мироно вой (объединение «Силуэт») было сказано: «...на территории порта необходимо открыть специализи рованное ателье. Вопрос этот должен решаться городским ис полнительным комитетом с уча стием предприятий рыбной про мышленности и территориально- производственного объединения бытового обслуживания...» Неверное, это выход. Но ео - первых, на очень дальнюю пер- спектизу. А помочь рыбакам на до уже сегодня. А во-вторых, не повторится ли снова метаморфо за Дома быта «Рыбак»? Ю. ВАЛАМИНА. (Наш Kopp.J. 29 сентября 1989 года &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz