Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

М нение РЕЗОНАНС (по следам наших писем) •шедшие б&смертие 7 1а мой взгляд, редакция газеты ыбный Мурман» правильно делает, >ликуя на своих страницах мате- члы, возвращающие нас, чптате- в героическое прошлое. Вот и зая работа А. Кривенко «Лосось» ет на мины» открыла для меня яр- ю страницу подвига рыбаков "Мур- па, вставших в тяжелую годину на цпту Родины. Это наше прошлое, з которого нет будущего. Мы, мо- дые североморцы, учимся у стар- его поколения мужеству и стойко- и, крепости духа. Уходя в море, все о мы берем с собой. Это наш бое- пае души. История Краснознаменного Север- > 1'0 флота знает немало других ге- оичеекпх подвигов рыболовных эаулеров, ставших в годы войны .орожевыми кораблями. «Пассат» овторяет подвиг «Варяга», а вскоре горожевой корабль «Туман» — быв- пй траулер «Лебедка» — покрывает збя неувядаемой славой. Вслед за ими хюряки тральщика «ТЩ-2» — ывш 11 ?Гархангельский траулер «Оне- санин» — вписали в героическую ис- оряю Северного флота яркую строку. Участвуя в конвое, они заметили след орпеды с фашистской подводной лод- Л 1 в направлении транспорта с во- нными грузами. Спасая судно, траль­ щик прикрыл его своим бортом. ^ Сторожевой корабль «Бриз», кото- зым командовал старший лейтенант 3. Киреев, 25 ноября 1941 года пер- зым на Северном флоте совершил та­ ран фашистской подводной лодки, выведя ее из строя. В этом боевом строю, несомненно, достойное место занимает и траулер «Лосось», став­ ший тральщиком «ТЩ-2», под коман­ дованием капитан-лейтенанта И. Дуг- ладзе. После прочтения отрывков из по­ вести А. Кривенко пришла такая мысль: сегодня существует немало музеев-кораблей. ‘Но вот, к сожале­ нию, на вечной стоянке не стоит ры­ боловный траулер, мобилизованный в годы войны на военную службу. Два орудия и два пуле.мета — вот и все вооружение. Эти трудяги войны до­ ст о и м занять место у причала добле­ сти и^бтваги. В. КАЗАНОВ, мичман. г. Ссвсроморск. Разделяя мнение читателя, мы пуб- линуем письмо «Остался на Кильдине» капитан-лейтенанта запаса П. Бочилова. К 50-летию морских конвоев Остался на Кильдине Около десяти лет назад мне дове­ лось побывать на северном острове Кпльднн. Я видел там останки су­ дов, потерпевших аварию. На южном берегу острова Кильдин носовой частью к морю покоится судно, по­ павшее в историю конвоев. Это аме­ риканский транспорт «Баллот». Уви­ денное на этом «кладбище» кораблей глубоко меня взволновало, я сделал кое-какие записи, а затем стал копать­ ся в литературе. Я узнал, что в конце декабря 1942 года «Баллот» в составе четырнадца­ ти транспортов и одиннадцати кораб­ лей охранения вышел с базы Лох-Ю. На переходе конвой обеспечивался отрядом ближнего прикрытия в со­ ставе английских легких крейсеров «Шефилд» и «Джамейка» и несколь­ ких эсминцев. К северу от норвеж­ ского города Вардё тяжелые немец­ кие крейсеры сделали попытку атако­ вать конвой, но отряд ближнего при­ крытия и корабли эскорта не подпу­ скали их к транспортам. В бою корабли союзников смогли повредить крейсер «Адмирал Хип- пер» и потопили эсминец. Немецкие корабли, понеся потери, отказались от попыток дальше атаковать конвой. Союзники потеряли из состава охра­ нения эсминец и тральщик. Два эс­ минца тоже были не в лучшем со­ стоянии. Все транспорты прибыли к месту назначения, за исключением американского судна «Баллот», сев­ шего на мель 3 января 1943 года. С транспорта груз сняли. С человеком, который был очевид­ цем происшедшего, работая па - вы­ грузке груза из трюма «Баллота», мне довелось встречаться в Киеве. Это Василий Трифонович Чубенко, который вместе с группой водолазов и саперов 180-го инженерного баталь­ она участвовал в выгрузке боезапаса из трюма «Баллога». Руководил сня­ тием груза с «Баллота» манор Ба­ бушкин — командир 180-го инженер­ ного батальона. Много времени пролетело с тех пор. Носовая часть «Баллота» не пострадала, а все остальные части транспорта раскиданы в разные сто­ роны. Житель острова Виктор Смир­ нов рассказывал мне, что добротную резину он снял с американского тран­ спорта еще в 1955 году. Все пошло у Смирнова на коврики. Остальная резина была взята кильдинцами для покрытия крыш.. Транспорт «Баллот» на Кильдине сейчас служит морским ориентиром и памятью о прошлом. П. БОЧИЛОВ. капитан-лейтенант запаса. Деловой п о д х о д Есть перспективы Полярный институт обсудил крити­ ческую статью В . Долгих «Перспек­ тивы «неперспективного» села», или Критические заметки о региональном хозрасчете» («Рыбный Мурман» „\о 26 от 1.09.89 г.) и сообщает сле­ дующее: исследования, проведенные ПИНРО , показали перспективность Мурманского прибрежья Баренцева моря для промышленной добычи. С 1988 г. разработана и внедрена схе­ ма рационального промысла, которая предусматривает деление наиболее перспективных районов на участки, что дает возможность плано;черно ежегодно добывать водоросли без на­ рушения экологического равновесия в системе ценозов макрофитов. До­ быча водорослей на побережье Ба­ ренцева моря началась в 1986 г. Уже тогда Полярный институт неоднократ­ но рекомендовал промышленности закрепить промысловые районы за добывающими организациями. Но до настоящего времени это предложение не реализуется. Остается только предполагать, по­ чему до сего времени от местных Со­ ветов не поступает запрос о возмож­ ностях развития и ведения такого промысла на своих акваториях. А. СОРОКИН, заместитель директора института по научной работе. От редакции. Письмо В. Долгих, ра­ тующего за социальное и экономиче­ ское возрождение старинного села По­ ной, мы предваряли небольшой свод­ кой, в которой говорилось: «Росчерком пера руководителя даже весьма высо­ ко го ранга эти вопросы не решить, как не разрубить единым махом гордиев узел многих проблем. Да и узел тот затягивался не один год, а десятилети­ ями». Редакция не посылала официальный запрос на это письмо в ПИНРО, но, очевидно, е институте работают ответ­ ственные и неравнодушные люди — мы благодарим их за данные пояснения . Однако до сих пор нет е почте «Рыб­ ного Мурмана» письма из облисполко­ ма, руководителям которо го был сде­ лан официальный запрос. Внимание: отписка! «Опасно для жизни» Так называлась жалоба мурманчанки И. Крю ковой , опубликованная в «РМ» 4 августа 1989 г., в которой она расска­ зывала о безобразном отношении го ­ родских властей к их двору. Здесь, в подвалах жилых домов, расположились всевозможные склады, мастерские . Ко всем постоянно подъезжают грузовые автомашины. А если к сказанном у доба ­ вить, что здесь же, во дворе, распола­ гаются складские помещ ения ф ирмен ­ ного магазина «Птица», то становится понятным возмущение жильцов: посто­ янные шум, выхлопные газы отнюдь не способствуют здоровью людей. Боязно во двор выпускать и малы­ шей. Да и зелени почти нет. То ли при­ житься она не смогла, то ли посадить ее было некому. У семи нянек, как говорится, дитя без глазу. В этом дворе примерно столько ж е хозяев: Мурманское отде­ ление Октябрьской железной дороги . Мурманский морской рыбный порт. Октябрьский райисполком, горпром - торг, трест «Птицепром», траловый флот... Однако Мурманский горисполком в лице заместителя председателя тов. Анисимова считает, что жильцы доме по пр. Ленина, 92 не правы, ибо «про­ веденной 24.08.89 г. проверкой Октябрь­ ским РОВД и ГорСЭС нарушений пра­ вил санитарного состояния у магазина «Птица» выявлено не было. Кирпичная пристройка построена для защиты и понижения шума от работаю­ щих вентиляторов. Жильцам дома она не мешает... Работа по вывозке пустых ящиков н поддержанию порядка во кру г склад­ ских помещений находится под ко ктро * лем заведующей магазином Коваль Л. Д.». Вот ведь как все здорово ! Но ж иль ­ цам от этого не легче. Хочется сказать работникам горис­ полкома: «Зачем же такими отписками подрывать свой авторитет?!» А еще чи­ татели газеты с нетерпением жд ут вто­ ро го ответа на письмо рабочего В. Р. Викторова (см. «РМ» № 24 за 11.08.S5 г.}, поднимавшего вопросы хозяйского от­ ношения к городу. Адрес подсказал рассерженный читатель «Рыбак» рыбака... в упор не видит *В ноябре прошлого года оставил открытку в доме быта « Рыбак», чтобы иметь возмож­ ность сдать в починку кожаное пальто. И как раз к этой зиме мне его отремонтируют. Я рад. Но не представляю, честно го­ воря, как могут отремонтиро­ вать одежду или обувь, что- нибудь сшить себе наши рыба­ ки, особенно те, у кого нет на берегу семьи. За время стоян­ ки т£м вряд ли что-нибудь уда- стся^сделать...» Л. АЛЕИНЕР , ветеран флота. * /;По дороге к новым прича­ лам, возле автобусной останов­ ки « Фестивальная», бросается в плаа а новое здание. Это Дом бы? -а для рыбаков. Здесь предложат большой ^мплекс бытовых услуг...» «РМ » , 1972, 24 января. «На днях в Мурманске по /лице' Подгорная для обслужи­ вания тружеников бассейна от­ крылся Дом быта «Моряк». Здесь можно отремонтировать обувь, одежду, часы, сдать ве­ щи в химчистку. Открыта па­ рикмахерская (мужской и жен- лк^й. .залы), фотоателье (прини- aiOTcfej пленки для проявления ,?пЬ! Деланию заказчика, мож­ но напечатать снимки с фото- ’рафий разных размеров). Моряки, обслуживать кото­ рых новый Дом быта призван в первую очередь, могут полу­ чить здесь напрокат... К услугам рыбаков, идущих в рейс, камера хранения, где принимаются вещи на длитель­ ное хранение». «РМ » , 1972, 28 февраля. Таков краткий экскурс в не очень далекое прошлое. Как ви­ дите, первоначальное назначение Дома быта полностью соответст­ вовало такому сугубо морскому названию предприятия. Но шли годы. На Дом е быта красуется теперь видное издалека, не ме­ нее морское название «Рыбак». Но... «Право на внеочередное об­ служивание предоставляется Ге­ роям Советского Союза и Социа­ листического труда»... Далее сле­ дует привычный список тех, кто пользуется льготами. Но сколько я ни старалась найти хоть какой - то намек на прежнее, столь мно ­ гообещающее для тружеников моря, назначение Дома быта, мне это не удалось. «Уважаемые заказчики! Ателье работает по предварительным записям. Запись на ремонт и перекрытие меховых полушубков ведется в салоне ателье. Запись на новый пошив временно не производится. Администрация». Одни, прочитав это объявле­ ние, поворачиваются и уходят, другие поднимаются в салон и... — Мне бы подремонтировать полушубок. Там совсем немнож ­ ко... — Только по записи. — А когда? — На декабрь. — А сколько? — Две-три недели, но, если мелкий ремонт, конечно, помень­ ше. — А сшить? ■— Будем записывать в октяб­ ре, приходите... Как видите, совершенно прав автор письма, невозможно рыба­ ку за короткое время стоянки воспользоваться услугами этого ателье. — Льготы? А где вы их для рыбаков видели? — взорвался в ответ на мой вопрос молодой человек. — Пахать там круглосу ­ точно — вот все наши льготы. Кому мы нужны?! — А что мы можем сделать, — говорит исполняющая обязан­ ности заведующей ателье Галина Викторовна Калинина, — у нас перегрузка , особенно осенью и зимой. Работаю здесь очень дав­ но, но не помню, чтобы рыбаки пользовались правом на перво­ очередное обслуживание. Да и как это сделать, если наше ателье специализируется на пошиве и ремонте изделий из натуральных материалов: кожи , овчины. Оно единственное в области, а значит, приезжаю т сюда люди и с самых отдаленных точек. Единственное, что мы можем и стараемся сде­ лать — понять по-человечески и помочь. Что ж , похвальное стремление работников ателье. Но, думаю, не всегда с пониманием отнесутся к этому стремлению сами ж е за­ казчики. И если приемщица не откажется принять в ремонт, ска­ жем , полушубок у того же рыба­ ка, зашедшего в порт на несколь­ ко суток, а стоящей за ним гром ­ коголосой заказчице предложит записаться на декабрь, видимо, приемщице не сдобровать. А если к списку льготников будут добавлены работники плавсоста­ ва — это узаконит «человеческое отношение». И честное слово, не думаю, что каждый рыбак найдет в своем гардеробе несколько ве­ щей, подлежащих ремонту в специализированном ателье. При достаточной информированности горожан , вряд ли это отпугнет других заказчиков и ателье оста­ нется без работы. Горожане, да и жители области смогут восполь­ зоваться его услугами не в пико ­ вое время. Есть в городе и другое «ры­ бацкое» ателье — в старом ДМО . — В первую очередь мы об ­ служиваем проживающих в ДМО , — поясняет старший закройщик Зоя Никитична Ковалева, — для этого достаточно предъявить по- селительную. Раньше для рыбаков тралового флота все делали: и форму шили, и гладили. Теперь пошивочное ателье отдельно. Мы только ремонтом занимаемся: срочный — 1—2 дня, обычный — максимум 10 дней. Теперь нет мастеров по женской одежде , ее временно не ремонтируем . Оче­ рыбный мурман реди особенно большие весной и осенью. По словам Зои Никитичны, ры­ баки, живущие в ДМО , могут сме­ ло обходить 2—3-х часовую оче­ редь. Вот только право свое не это они вряд ли смогут доказать стоящим в ней — нет их в спи­ ске на первоочередное обслужи­ вание. И второе — эта льгота для проживающих. А если же ты не попал в ДМО , мало того, чте должен сам найти приют или жить в осточертевшей каюте, еще и побыстрее отремонтировать или подогнать одежду в ателье для рыбаков ты не вправе. «Рыбный Мурман» уже не раз пытался помочь рыбакам ком ­ фортнее чувствовать себя на бе­ регу. В июле было опубликовано письмо женщин, работающих в море . В ответе им Л. Ф . Мироно ­ вой (объединение «Силуэт») было сказано: «...на территории порта необходимо открыть специализи­ рованное ателье. Вопрос этот должен решаться городским ис­ полнительным комитетом с уча­ стием предприятий рыбной про ­ мышленности и территориально- производственного объединения бытового обслуживания...» Неверное, это выход. Но ео - первых, на очень дальнюю пер- спектизу. А помочь рыбакам на­ до уже сегодня. А во-вторых, не повторится ли снова метаморфо­ за Дома быта «Рыбак»? Ю. ВАЛАМИНА. (Наш Kopp.J. 29 сентября 1989 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz