Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

уровень компетенции специалистов 5 Т ( щ е Е о ж н а я радиограмма и ответ на нее Экипажам, работающим в попе Канады, предстоит ра ­ ботать на вылове мойвы. ГГросим принять все необхо­ димые меры по обеспечению комплексной обработки судов при выгрузке рыбопродук­ ции, обеспечению топливны­ ми ресурсами, исключив при этом непроизводительные простои, переходы. Крайне обеспокоены от­ сутствием транспортов на промысле, особенно при хо­ рошей промысловой обста­ новке. Повторение грубых просчетов влечет за собой отрицательные последствия, срыву ' Продовольственной программы. В. ЛИТВИНЕНКО, капитан-директор БМРТ «Демянск» М урманского «Узлового флота. * * * В целях обеспечения рабо­ ты на мойве в районе С ЗА планируем подать: 24 сентяб­ ря ТР «Демьян Коротчён- ко» емкостью 1100 тони, 1-5 октября ТР «Полярные Зо^ ри» (3600), 10-15 октября ТР «Северный ветер» (1500). Очередное пополнение топливом — 1-5 октября танкером «Нефтекамск». В зависимости от конкретных условий промысла будем все­ мерно использовать коопера­ цию с «Запрыбой». А. ЛЕВАНОВ, заместитель генерального директора БПО «Севрыба» по флоту. Партийный костяк экипажа Не гладко складывался рейс у экипажа ВАТ «Константин Душенов». Мурманского тралового флота. У Фарерских островов про­ мысловая обстановка радовала, а вот в цент - ралъпо-восточной Атлантике зачастую были «колеса» (так называют рыбаки подъем пу­ стого трала). В такой непростой ситуации надо искать выход: ие возвращаться о:се в родной порт без плана. Па общесудовом собрании решили: продлить рейс еще па месяц. I I вот траулер в Мурманске. Пе все полу­ чилось, как намечали, по в старании нель­ зя отказать ни старшему мастеру добычи Александру Ивановичу 'ТИМОФЕЕВУ, ни ма­ тросу Ханлару АЛИЕВУ (на снимке слева на­ право). Оба — коммунисты, а Ханлар к то­ му же и секретарь комсомольской организа­ ции судно. С таких, как они, и брали пример моряки . Сейчас траулер встал на ремонт , в ходе ко­ торого будут оборудованы охлаждаемые бун­ керы для рыбы, что позволит более полно ис­ пользовать сырье для выработки качествен­ ной продукции . фото В. КОРЕЦКОГО. зрения вынужден 44 промысла в 1988 году. Но установленный законом срок исковой давности по перво­ му полугодию был пропущен, а по второму — объемы доставки горюче-смазочных материалов значительно пре­ высили те, которые были ранее согласованы. И трало­ вый флот согласился с ре­ шением арбитража. Теперь коснусь «ведомст­ венности» арбитража.- В настоящее время, в от­ личие от положения дел в ВРПО при несогласии с ре­ шением арбитража стороны вправе поставить вопрос о пересмотре решения в арбит­ раже Минрыбхоза. За восемь месяцев нынеш­ него года с БПО «Севрыба» взыскало в пользу подведом­ ственных предприятий 503,3 тысячи рублей. В конце про- -тйлого года в пользу Мур­ манского тралового флота перечислено 180,2 тысячи рублей за то, что БПО ие обеспечило вывоз рыбопро­ дукции из районов промыс­ ла. Арбитраж содержится за счет отчислений от пред­ приятий бассейна, в том чис­ ле н головпого объединения. Кстати, траловый флот до сих пор не перечислил день­ ги, поэтому у арбитража есть все основания отказать в принятии его исковых заяв­ лении.: Что касается конкретных дел, упомянутых в статье, то.эти факты действительно имели место, однако право­ вая оценка и фактическая сторона изложения искаже­ ны. Действительно, в соот­ ветствии с «Тарифным ру­ ководством», утвержденным Миирыбхозом СССР в 1933 году, прейскурантом «Сев- рыбы» от 1984 года вес кар­ тонной тары для мороженой рыбы — 2 килограмма, кем бы она ни была изготовлена. А в 1988 году, отвечая на запрос промысловых флотов, Минрыбхоз СССР и Гипро- рыбфлот разъяснили, что вес одного комплекта явля­ ется усредненным, зависит от материала, из которого изготовлена тара. И тогда лее «Севрыбе» было предло­ жено самостоятельно решить этот вопрос.- И с 1 августа 1988 года «Севрыба» внесла изменение в прейскурант и установила: вес комплекта — один килограмм. Но из­ менение не распространялось на перевозки, осуществлен­ ные до его введения. Однако траловый флот заявил три иска о взыска­ нии, по его мнению, из­ лишне уплаченных сумм в 1987 году. Арбитраж отка­ зал в принятии этих исков. Этот вопрос о возврате уп­ лаченных денег траловый флот должен решать не в арбитраже, а у хо­ зяйственных руководите­ лей. Свою позицию по дан­ ному вопросу мы изложили в письме на имя главного государственного арбитра РСФ С Р , в котором ходатай­ ствовали об отзыве предпи­ сания главного государствен­ ного арбитра Мурманской области (об этом было ска­ зано в статье «Ведомствен­ ный арбитраж...»). Ведь в любом случае арбитраж не вправе применять в расчетах новый тариф по перевозкам, осуществленным до его вве­ дения. Это — тот юридиче­ ский аспект, который никак не могут или пе хотят по­ мять товарищи из тралфло- та. Теперь о перевозке рыбо­ продукции из районов про­ мысла на экспорт. Спор с «Севрыбхолодфлотом», как перевозчиком, возник в связи с тем, что, с точки зрения тралфлота, изготовитель про­ дукции должен нести расхо­ ды по ее доставке только до борта транспортного судна, а не до инпорта. Между тем, оплата фрахта за перевозку рыбопродукции из районов промысла на экспорт, соглас­ но письму Минрыбхоза, про­ изводится по действующим оптовым (расчетным) ценам. Эти цепы устанавливаются от порта отправления, в на­ шем случае это — Мур­ манск, а не борт транспорт­ ного рефрижератора. Проще говоря, в оптовой цене уже учтены транспортные расхо­ ды по доставке продукции в Мурманск. А до иностранно­ го порта расстояние меньшее, чем до Мурманска. г». - Траловый флот болезнен­ но реагирует па то, что «Севрыбхолодфлоту» затра­ ты по доставке рыбопродук­ ции возмещает также посред­ ник —.. «Соврыбфлот »,. по тарифам прейскуранта и до­ платой в размере 60 про­ центов. Специалисты объяс: няют это тем, что транспорт­ ные суда нерентабельны, до­ полнительная оплата призва­ на компенсировать расходы, связанные с доставкой про­ дукции в инпорты. А трало­ вый флот, обвиняя перевоз­ чика в получении двойной оплаты, сам занимает доволь­ но интересную позицию: от­ казываясь от оплаты фрах­ та, уже заложенной в опто­ вой цене, он тем самым хо­ чет сберечь собственные средства, опять-таки думая о своем ведомственном интере­ се. Цены па рыбопродукцию, тарифы утверждены Мии­ рыбхозом, и арбитраж вы­ нужден руководствоваться ими. За.мечу, что сейчас этот вопрос рассматривается в министерстве. Такова фактическая сто­ рона. Хотелось бы отметить, что защита интересов пред­ приятия — одно из важных условий его самостоятельно­ сти. Однако защищать надо законные интересы. Ведом­ ственный патриотизм, учет только своих интересов в ущерб партнеров могут толь­ ко навредить, оказаться мед­ вежьей услугой предприя­ тию. Необходим ясный, здра­ вый ум, способный критиче­ ски, с правовых позиций осмыслить ситуацию. Л. ШАМШУРИН , начальник юридического отдела БПО «Севрыба», Т. ТИХОМИРОВА, главный арбитр. «Так кто ж е прав!», — спросит читатель. Тралфлот упрекает арбитраж в ведомственности, тот, в свою очередь, за то же са­ мое критикует добытчиков... Деловые отношения превратились в перепалку, что, кстати заметить, стало характерной чертой многих партнеров Северного бассейна. Редакция не берет на себя смелость и ответственность быть третейским судьей в горячих хозяйских спорах, не монополизи ­ рует истину. Но одно хочется сказать: горячие дебаты и обви­ нения не возникли, если бы ведомственный арбитраж подчинял­ ся не флоту, не БПО, не (тем более) министерству, порой его противоречивым инструкциям и приказам, а закону. Служить праву м ож но только в условиях полной свободы, независимости от учреждений и ведомств. Экономический отдел «РМ». РЫБНЫЙМУРМАН Интервью Плантаци на... Шпицбергене Последним летним р ейсом со Шпицбергена но материк вылете­ ла в Москву руководитель науч­ ной группы, доктор биоло гиче ­ ских наук, заведующая лаборато ­ рией Института океанологии АН СССР в. Б. Возжинская. Группа ученых была приглашена на архи­ пелаг руководством треста «А р к - тикуголь» для проведения эколо­ гических исследований в связи с возможностью добычи некоторых е и д о в морских водорослей. Часть участников экспедиции остается на Шпицбергене для завершения исследований. Перед самым от­ летом Веры Борисовны наш вне­ штатный корреспондент задал ей несколько вопросов. — Вера Борисовна, не удиви­ тельна ли сама постановка вопро­ са — о возможности промысла м орских растений в «безжизнен­ ных» вы со ки х ш иротах А р кти ки? — Подводный мир Арктики в районе архипелага Шпицберген, его прибрежную зону пытались изучать еще первые полярные ис­ следователи Чельман, Саре, Ру­ санов, уже тогда отмечавшие при­ знаки жизни в Ледовитом океане. Позднее эта сфера долго не при­ влекала внимания, необходимого для тщательного изучения жизне ­ деятельности подводных организ­ мов, их состава, структуры, функ­ ционирования, продуктивности и урожайности донных сообществ. М еж д у тем, донные водоросли, населяющие каменистые грунты региона, являются первым звеном пищевых цепей в океане, служат основным источником пищи. — Что это за водоросли и для чего они нужны? Это так называемые ламинарии, в обиходе — «морская капуста». Вообще же морские растения широко используются всеми раз­ витыми странами в качестве ис- сточника важнейших компонен­ тов для медицины и фармаколо­ гии, а текстильной, лакокрасоч­ ной, нефтяной, автомобильной, бумажной отраслях промышлен­ ности, в парфюмерии. Высока ценность содержащихся в водо­ рослях органических йода и ка­ лия, витаминов группы «В», осо­ бенно — «Bj 2 ». Актуально в наши дни выделение из водорослей и компонентов, применяемых при онкологических заболеваниях, радиоактивных поражениях. А получаемые альгинаты и маннит широко используются в пищевой промышленности. Их производст­ во, кстати, налажено и в Норве­ гии, где в материковых фиордах искусственно разводят плантации ценных видов ламинарий. У нас в стране этим занимаются в основ­ ном в Архангельске. — Насколько привлекательны в этом смысле высокие широты? — В прошлом году экспедици­ ей ПИНРО под руководством А. Л. Сорокина были выявлены обширные поля этих водорослей. Однако — и это необходимо осо­ бо подчеркнуть! — предполагае­ мая добыча и переработка водо­ рослей в дефицитное сырье по­ требует тщательного научного обоснования, получения данных экологической экспертизы, так как в суровых условиях Арктики , ее особо ранимой и трудновос- станавливаемой природы любое непродуманное вмешательство человека может оказаться не про­ сто губительным, но и повлечь за собой необратимые нарушения в биосфере. — Удовлетворили вас, к а к ру­ ководителя экспедиции, получен­ ные результаты? — Мы пришли к выводу, что на шельфе Шпицбергена имеются все условия для нормального су­ ществования донных флоры и фауны, характерных для соседст­ вующих регионов арктической и умеренной областей Мирового океана. Выработка научных ре ко ­ мендаций для рационального ис­ пользования и проведения приро ­ доохранных мер региона будет предполагать прежде всего, ис­ кусственное разведение водорос­ лей. Это позволит сохранить есте­ ственный фонд морских ресурсов Шпицбергена. Записал В. САЛИМГАРЕЕВ. п. Баренцбург. 29 сентября 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz