Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
уровень компетенции специалистов 5 Т ( щ е Е о ж н а я радиограмма и ответ на нее Экипажам, работающим в попе Канады, предстоит ра ботать на вылове мойвы. ГГросим принять все необхо димые меры по обеспечению комплексной обработки судов при выгрузке рыбопродук ции, обеспечению топливны ми ресурсами, исключив при этом непроизводительные простои, переходы. Крайне обеспокоены от сутствием транспортов на промысле, особенно при хо рошей промысловой обста новке. Повторение грубых просчетов влечет за собой отрицательные последствия, срыву ' Продовольственной программы. В. ЛИТВИНЕНКО, капитан-директор БМРТ «Демянск» М урманского «Узлового флота. * * * В целях обеспечения рабо ты на мойве в районе С ЗА планируем подать: 24 сентяб ря ТР «Демьян Коротчён- ко» емкостью 1100 тони, 1-5 октября ТР «Полярные Зо^ ри» (3600), 10-15 октября ТР «Северный ветер» (1500). Очередное пополнение топливом — 1-5 октября танкером «Нефтекамск». В зависимости от конкретных условий промысла будем все мерно использовать коопера цию с «Запрыбой». А. ЛЕВАНОВ, заместитель генерального директора БПО «Севрыба» по флоту. Партийный костяк экипажа Не гладко складывался рейс у экипажа ВАТ «Константин Душенов». Мурманского тралового флота. У Фарерских островов про мысловая обстановка радовала, а вот в цент - ралъпо-восточной Атлантике зачастую были «колеса» (так называют рыбаки подъем пу стого трала). В такой непростой ситуации надо искать выход: ие возвращаться о:се в родной порт без плана. Па общесудовом собрании решили: продлить рейс еще па месяц. I I вот траулер в Мурманске. Пе все полу чилось, как намечали, по в старании нель зя отказать ни старшему мастеру добычи Александру Ивановичу 'ТИМОФЕЕВУ, ни ма тросу Ханлару АЛИЕВУ (на снимке слева на право). Оба — коммунисты, а Ханлар к то му же и секретарь комсомольской организа ции судно. С таких, как они, и брали пример моряки . Сейчас траулер встал на ремонт , в ходе ко торого будут оборудованы охлаждаемые бун керы для рыбы, что позволит более полно ис пользовать сырье для выработки качествен ной продукции . фото В. КОРЕЦКОГО. зрения вынужден 44 промысла в 1988 году. Но установленный законом срок исковой давности по перво му полугодию был пропущен, а по второму — объемы доставки горюче-смазочных материалов значительно пре высили те, которые были ранее согласованы. И трало вый флот согласился с ре шением арбитража. Теперь коснусь «ведомст венности» арбитража.- В настоящее время, в от личие от положения дел в ВРПО при несогласии с ре шением арбитража стороны вправе поставить вопрос о пересмотре решения в арбит раже Минрыбхоза. За восемь месяцев нынеш него года с БПО «Севрыба» взыскало в пользу подведом ственных предприятий 503,3 тысячи рублей. В конце про- -тйлого года в пользу Мур манского тралового флота перечислено 180,2 тысячи рублей за то, что БПО ие обеспечило вывоз рыбопро дукции из районов промыс ла. Арбитраж содержится за счет отчислений от пред приятий бассейна, в том чис ле н головпого объединения. Кстати, траловый флот до сих пор не перечислил день ги, поэтому у арбитража есть все основания отказать в принятии его исковых заяв лении.: Что касается конкретных дел, упомянутых в статье, то.эти факты действительно имели место, однако право вая оценка и фактическая сторона изложения искаже ны. Действительно, в соот ветствии с «Тарифным ру ководством», утвержденным Миирыбхозом СССР в 1933 году, прейскурантом «Сев- рыбы» от 1984 года вес кар тонной тары для мороженой рыбы — 2 килограмма, кем бы она ни была изготовлена. А в 1988 году, отвечая на запрос промысловых флотов, Минрыбхоз СССР и Гипро- рыбфлот разъяснили, что вес одного комплекта явля ется усредненным, зависит от материала, из которого изготовлена тара. И тогда лее «Севрыбе» было предло жено самостоятельно решить этот вопрос.- И с 1 августа 1988 года «Севрыба» внесла изменение в прейскурант и установила: вес комплекта — один килограмм. Но из менение не распространялось на перевозки, осуществлен ные до его введения. Однако траловый флот заявил три иска о взыска нии, по его мнению, из лишне уплаченных сумм в 1987 году. Арбитраж отка зал в принятии этих исков. Этот вопрос о возврате уп лаченных денег траловый флот должен решать не в арбитраже, а у хо зяйственных руководите лей. Свою позицию по дан ному вопросу мы изложили в письме на имя главного государственного арбитра РСФ С Р , в котором ходатай ствовали об отзыве предпи сания главного государствен ного арбитра Мурманской области (об этом было ска зано в статье «Ведомствен ный арбитраж...»). Ведь в любом случае арбитраж не вправе применять в расчетах новый тариф по перевозкам, осуществленным до его вве дения. Это — тот юридиче ский аспект, который никак не могут или пе хотят по мять товарищи из тралфло- та. Теперь о перевозке рыбо продукции из районов про мысла на экспорт. Спор с «Севрыбхолодфлотом», как перевозчиком, возник в связи с тем, что, с точки зрения тралфлота, изготовитель про дукции должен нести расхо ды по ее доставке только до борта транспортного судна, а не до инпорта. Между тем, оплата фрахта за перевозку рыбопродукции из районов промысла на экспорт, соглас но письму Минрыбхоза, про изводится по действующим оптовым (расчетным) ценам. Эти цепы устанавливаются от порта отправления, в на шем случае это — Мур манск, а не борт транспорт ного рефрижератора. Проще говоря, в оптовой цене уже учтены транспортные расхо ды по доставке продукции в Мурманск. А до иностранно го порта расстояние меньшее, чем до Мурманска. г». - Траловый флот болезнен но реагирует па то, что «Севрыбхолодфлоту» затра ты по доставке рыбопродук ции возмещает также посред ник —.. «Соврыбфлот »,. по тарифам прейскуранта и до платой в размере 60 про центов. Специалисты объяс: няют это тем, что транспорт ные суда нерентабельны, до полнительная оплата призва на компенсировать расходы, связанные с доставкой про дукции в инпорты. А трало вый флот, обвиняя перевоз чика в получении двойной оплаты, сам занимает доволь но интересную позицию: от казываясь от оплаты фрах та, уже заложенной в опто вой цене, он тем самым хо чет сберечь собственные средства, опять-таки думая о своем ведомственном интере се. Цены па рыбопродукцию, тарифы утверждены Мии рыбхозом, и арбитраж вы нужден руководствоваться ими. За.мечу, что сейчас этот вопрос рассматривается в министерстве. Такова фактическая сто рона. Хотелось бы отметить, что защита интересов пред приятия — одно из важных условий его самостоятельно сти. Однако защищать надо законные интересы. Ведом ственный патриотизм, учет только своих интересов в ущерб партнеров могут толь ко навредить, оказаться мед вежьей услугой предприя тию. Необходим ясный, здра вый ум, способный критиче ски, с правовых позиций осмыслить ситуацию. Л. ШАМШУРИН , начальник юридического отдела БПО «Севрыба», Т. ТИХОМИРОВА, главный арбитр. «Так кто ж е прав!», — спросит читатель. Тралфлот упрекает арбитраж в ведомственности, тот, в свою очередь, за то же са мое критикует добытчиков... Деловые отношения превратились в перепалку, что, кстати заметить, стало характерной чертой многих партнеров Северного бассейна. Редакция не берет на себя смелость и ответственность быть третейским судьей в горячих хозяйских спорах, не монополизи рует истину. Но одно хочется сказать: горячие дебаты и обви нения не возникли, если бы ведомственный арбитраж подчинял ся не флоту, не БПО, не (тем более) министерству, порой его противоречивым инструкциям и приказам, а закону. Служить праву м ож но только в условиях полной свободы, независимости от учреждений и ведомств. Экономический отдел «РМ». РЫБНЫЙМУРМАН Интервью Плантаци на... Шпицбергене Последним летним р ейсом со Шпицбергена но материк вылете ла в Москву руководитель науч ной группы, доктор биоло гиче ских наук, заведующая лаборато рией Института океанологии АН СССР в. Б. Возжинская. Группа ученых была приглашена на архи пелаг руководством треста «А р к - тикуголь» для проведения эколо гических исследований в связи с возможностью добычи некоторых е и д о в морских водорослей. Часть участников экспедиции остается на Шпицбергене для завершения исследований. Перед самым от летом Веры Борисовны наш вне штатный корреспондент задал ей несколько вопросов. — Вера Борисовна, не удиви тельна ли сама постановка вопро са — о возможности промысла м орских растений в «безжизнен ных» вы со ки х ш иротах А р кти ки? — Подводный мир Арктики в районе архипелага Шпицберген, его прибрежную зону пытались изучать еще первые полярные ис следователи Чельман, Саре, Ру санов, уже тогда отмечавшие при знаки жизни в Ледовитом океане. Позднее эта сфера долго не при влекала внимания, необходимого для тщательного изучения жизне деятельности подводных организ мов, их состава, структуры, функ ционирования, продуктивности и урожайности донных сообществ. М еж д у тем, донные водоросли, населяющие каменистые грунты региона, являются первым звеном пищевых цепей в океане, служат основным источником пищи. — Что это за водоросли и для чего они нужны? Это так называемые ламинарии, в обиходе — «морская капуста». Вообще же морские растения широко используются всеми раз витыми странами в качестве ис- сточника важнейших компонен тов для медицины и фармаколо гии, а текстильной, лакокрасоч ной, нефтяной, автомобильной, бумажной отраслях промышлен ности, в парфюмерии. Высока ценность содержащихся в водо рослях органических йода и ка лия, витаминов группы «В», осо бенно — «Bj 2 ». Актуально в наши дни выделение из водорослей и компонентов, применяемых при онкологических заболеваниях, радиоактивных поражениях. А получаемые альгинаты и маннит широко используются в пищевой промышленности. Их производст во, кстати, налажено и в Норве гии, где в материковых фиордах искусственно разводят плантации ценных видов ламинарий. У нас в стране этим занимаются в основ ном в Архангельске. — Насколько привлекательны в этом смысле высокие широты? — В прошлом году экспедици ей ПИНРО под руководством А. Л. Сорокина были выявлены обширные поля этих водорослей. Однако — и это необходимо осо бо подчеркнуть! — предполагае мая добыча и переработка водо рослей в дефицитное сырье по требует тщательного научного обоснования, получения данных экологической экспертизы, так как в суровых условиях Арктики , ее особо ранимой и трудновос- станавливаемой природы любое непродуманное вмешательство человека может оказаться не про сто губительным, но и повлечь за собой необратимые нарушения в биосфере. — Удовлетворили вас, к а к ру ководителя экспедиции, получен ные результаты? — Мы пришли к выводу, что на шельфе Шпицбергена имеются все условия для нормального су ществования донных флоры и фауны, характерных для соседст вующих регионов арктической и умеренной областей Мирового океана. Выработка научных ре ко мендаций для рационального ис пользования и проведения приро доохранных мер региона будет предполагать прежде всего, ис кусственное разведение водорос лей. Это позволит сохранить есте ственный фонд морских ресурсов Шпицбергена. Записал В. САЛИМГАРЕЕВ. п. Баренцбург. 29 сентября 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz