Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
ф единство слова и дела Повсеместное введение пятидневной рабочей недели с 41-часозым рабочим режим ом и оплатой д в у х е ы х о д к ы х дней. Отгулы предоставлять суммиро вание. — В соответствии с Указом Верхов ного Совета СССР разрешено судовла дельцу совместно с профсоюзным ко митетом устанавливать пяти- или шести дневную рабочую неделю. Вводится по мере изыскания необходимых средств на эти цели. Включение в стаж, дающий пр гв0 на получение северных надбавок, периода работы моряков на ремонтируемых су дах в районах Крайнего Севера и мест ностях, приравненных к ним. — ...Госкомтруд СССР и ВЦСПС по согласованию с Минрыбхозом... утвер дили порядок применения льгот за ра боту экипажей в районах Крайнего Се вера и приравненных к ним местностях е случаях эксплуатации и ремонта в других районах страны. Оплату береговых служб и руково дителей производить по конечному ре зультату работы флота. — В настоящее время премирование ^ р е г о в ы х работников связано с к о нечными результатами работы флота. Решение этого вопроса — в переходе предприятий на работу по второй м о дели хозрасчета, на арендный или кол лективный подряд. Переход на новые формы организации и оплаты труда осуществляется. Ввести оплату за работу в ночное время. — Постановлением Совета Министров СССР... вводится судовладельцем по мере накопления средств в пределах фонда оплаты труда предприятия. Снять все ограничения по размеру заработка, отменить 300-рублевый «по толок», который влечет за собой пони жение производительности труда. — ...Практическое применение осуще ствляет судовладелец. Ввести доплату за выслугу лет. — ...Определено право предприятий совместно с советом СТК и проф сою з ным комитетом установления дополни тельных льгот за счет собственных средстз. Выплачивать инвалюту не менее 50 процентов оклада в месяц, увеличить месячную оплату в инвалютных рублях 33 процентов. — ...Вводится на судах после 1 июля 1989 г. за счет имеющихся в отрасли средств. Судовладелец должен способ ствовать внедрению этого положения путем увязки размера повышения ин валюты на 10,5 процента (с 22,5 до 33 процентов) с выполнением плана. Перевод всех категорий плавсостава в категорию вредных профессий. — Вопрос решен (30 мая 1989 г.) пу тем установления доплат - за условия труда. Вводится судовладельцем. Оплату труда производить диффе ренцированно, исходя из сроков экс плуатации судов. — ...Судовладельцу предоставлено право утверждения основных показате лей премирования за выполнение и пе ревыполнение плана и дифференциро ванных размеров премий по типам су дов с учетом их технического состоя ния. Плановые задания устанавливаются на каждое судно судовладельцем. Снять все ограничения по размеру премии. — ...Отменены ограничения макси мальных размеров премий, выплачивае мых из фонда заработной платы. Раз м е р премии определяется судовладель цем. • Компенсация морякам за вынужден ные простои. — ...Время простоя не по вине ра ботника оплачивается в размере 2/з та рифной ставки (должностного оклада). Ввести отдельную оплату за погрузо- разгрузочные работы в море. — Порядок осуществления погрузки и выгрузки с промыслового судна на бор ту приемотранспортного судна и опла ты за производимую работу определя ется по договору между судовладель цами. Исключить практику изменения рас ценок в меньшую сторону в зависимо сти от промобстановки. — В текущей пятилетке принято ре шение Министерством и ЦК проф сою за, согласованное с бассейнами, о со хранении единых сдельных расценок на пятилетку. Изменение их в сторону уменьшения имело место по району ЦВА по решению «Севрыбы» без Еедо- ма Министерстза. В редакцию «Рыбного Мурмана» прешло увесистое письмо из Минис терства: ответы на предложения ры баков всех промысловых бассейнов. Мы предполагаем опубликовать их полностью в нескольких номерах га зеты, привлечем для комментариев специалистов отрасли, моряков. Первая часть присланного доку мента названа авторами «Разъясне ния к вопросам, решаемым на мес тах». Это разъяснения главного эко номического управления Министерст ва рыбного хозяйства СССР. Дать судовладельцу право уста навливать сдельные нормы. — Данное предложение Министерст во считает неприемлемым. Практика по казала, что различие в оплате труда для однотипных судов, работающих в одном промысловом районе, вызывает жалобы плавсостава во все инстанции. Пересмотреть сдельную систему оп латы труда. Необходимо установить оп лату только за труд и выпускаемую продукцию , исключить из сдельных рас ценок переработку. Заработная плата моряков не соответствует затраченному труду, оплата за переработку аннули рована. — Включение доплат за часы пере работки обеспечивает получение зар платы в зависимости от количества и качества выпускаемой продукции с уче том затрачиваемого труда. (Приводится таблица заработка мат роса 1 класса при окладе 145 рублей с доплатами и без. При 100-процентном выполнении плана разница составляет 12 руб. 45 коп. — Ред.). Нет объективной связи между затра тами труда в море с его оплатой, м еж ду расценками за рыбопродукцию и оптовыми ценами. — Министерством рекомендовано внедрение на судах коллективного под ряда, при котором фонд заработной платы формируется по нормативу от стоимости товарной продукции. Нахождение в резерве оплачивать из расчета 100 процентов должностного оклада. — В соответствии с постановлением N2 1115 за время в резерве морякам выплачиваются 75 процентов оклада, если они зачислены в резерв после временного отсутствия на судах по ува жительной причине, 50 процентов — во всех других случаях. Считаем, что оснований для увеличения зарплаты за период нахождения в резерве нет, тек как в этот период продукция не про изводится. Необходимо, чтобы судовла делец, принимая меры к сокращению сроков резерва, нес за это прямую от ветственность. Поднять гарантийную оплату. — Гарантийная оплата предусматри вает выплату 75 процентов должност ного оклада, кроме того, производятся доплаты за часы переработки сверх нормального рабочего времени в раз мерах, установленных на промысловый период. Кроме того, на эти суммы на числяется районный коэффициент по месту промысла. Министерство не видит оснований для изменения действующей гарантийной оплаты. Выделение судов, работающих в Ан тарктических районах, в особую группу по экстремальным, вредным для здо ровья условиям. — Работа судов в Антарктических районах, где экипажи подвергнуты влия нию вредных для здоровья условий, компенсируется установлением повыше ния в данном районе коэффициента к заработной плате, который равен 2,0. Выделять данные суда в какие-либо особые группы не имеет смысла. Увеличить оклады радиоспециалистам и старшим мастерам по добыче и об работке рыбы. — Постановлением ЦК КПСС, Совми на СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 предусмотрено установ ление повышенных, до 300 рублей, должностных окладов высококвалифи цированным специалистам, в т. ч. радио специалистам и старшим мастерам. К р о ме того, в зависимости от классности должностные оклады мастерам могут повышаться на 10— 20 процентов. Пись мом МРХ СССР от 17 сентября 1988 г. должностные оклады радиоспециалис тов разрешено повышать на 1 группу. Сокращение рейсооборста до 90— 110 суток. — Максимальные сроки предусматри вают нахождение экипажей промысло вых судов в море в зависимости от района промысла, категории судна и составляют для крупных судов 165 су ток, больших — 150 суток, средних — 135 суток, малых — 110 суток. При ллак- симальных сроках плавания предусмат ривается два захода на отдых, один в середине рейса. В отдаленных районах промысла, если заход на отдых в сере дине рейса связан с большими экономи ческими затратами, то приказом предус мотрены сокращенные рейсовые реж и мы с одним заходом на отдых в ко н це рейса для крупных и больших су дов менее 140 суток, средних — менее 125 суток, малых — менее 105 суток. Коллективы судов совместно с адми нистрацией судовладельца имеют пра во самостоятельно устанавливать рей совые режимы, но не более макси мальных. Рассмотреть правомочность примене ния: ст. 64 — компенсация за работу в выходной день, ст. 89 КЗоТ — оплата работы в праздничные дни. Привлече ние к сверхурочным работам. — В соответствии со .ст. 64 КЗоТ за работу в выходной день предоставля ется другой день отдыха или оплата производится в двойном размере, как и в праздничные дни. Плавсостав флота рыбной промышленности за работу в выходные и праздничные дни получа ет... оплачиваемый отгул из расчета должностного оклада и с применением районного коэффициента по месту фак тической работы (за период промысла — по месту промысла, за период пе реходов — по порту приписки судна). Оплата плавсоставу за эти дни произ водится: 1. По одинарной сдельной рас ценке. 2. По должностному окладу. 3. Отгул. Зг часы переработки сверх нормаль ного рабочего времени плавсоставу производится доплата з зависимости от установленного режима работы и ти пе судна. Для экипажей крупнотоннажных су дов на период промысла установлен размер доплат — 45 процентов долж ностного оклада (с учетом трехсменной вахты), для экипажей среднетоннажных судов — 60 процентов должностного оклада (двухсменная вахта), за период перехода только членам экипажей, не сущим вахту, и обслуживающему пер соналу. Оплата за период ремонта в разме ре 90 процентов должностного оклада значительно занижена, хотя труд, за траченный экипажами, не меньше ра ботников аппарата. — Вопрос находится в стадии реше ния. Министерство совместно с ЦК профсоюза работников рыбного хозяй ства обратились в Минфин СССР и Гос комтруд СССР. Изменение порядка льготного -пенси онного обеспечения, размера пенсии н введение для плавсостава пенсии за вы слугу лет, предусматривающей льготное исчисление стажа работы в море. — Вопрос находится в стадии реше ния. В связи с подготовкой нового За кона СССР о пенсиях Минрыбхоз СССР совместно с отраслевым ЦК профсоюза работников рыбного хозяй ства вышел с соответствующим предло жением в вышестоящие органы. Предложениями предусмотрено пре доставление всему плавсоставу судов производственного флота пенсий за вы слугу лет в зависимости от времени на хождения в море и повышенного раз мера пенсий. £ Увеличение количества отпускных дней и упорядочение их предоставле ния. — Минрыбхоз СССР вышел с пред ложением об установлении плавсоставу ежегодного удлиненного отпуска про должительностью 26 рабочих дней не зависимо от стажа работы, а также об установлении дополнительно отпуска за особый характер работы до 12 рабочих дней в зависимости от количества дней нахождения в море. Все институты МРХ должны быть пе реведены на хозрасчет. — С 1 января 1990 года оплата работ научных организаций будет произво диться только за полностью завершен ную работу. Идет подготовка перехода научных организаций на вторую модель хозрасчета (прорабатывается во зм ож ность создания банка отрасли, готовит ся методическое пособие). Решение о переходе на вторую модель хозрасчете может принять только трудовой кол лектив. Для повышения эффективности научных исследований и разработок, более тесной связи с производством научные организации отрасли ориенти руются на увеличение прямых до гово ров с промышленностью и сокращение финансирования из централизованного фонда Министерства. ОТ РЕДАКЦИИ. По форме — ответы даны на все вопросы и предложения. По содержанию — ни на один. Никак нельзя их назвать практическим решени ем вопроса. Сваливая разрешение десятилетиями копившихся проблем на пле чи флотов, Минрыбхоз уходит от собственной ответственности, от необходимо сти самостоятельно принимать меры. Хотя то положение, в котором находит ся отрасль сегодня, создавалось при «помощи» Министерства, по его прика зам и постановлениям. А теперь, получается, товарищи судовладельцы, будьте любезны сами выпутывайтесь из огромного клубка проблем. Однако вряд ли кто рассчитывал на иное... Мы попросили прокомментировать первую часть ответов Минрыбхоза пре дседателя обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Ю. В. МАКАРОВА. — Неопределенность, расплывчатость — суть этих ответов. Например, пи шут, что «отменены ограничения максимальных размеров премий...» Где, в каком документе, об этом написано? Или об оплате за погрузочно-разгрузочные ра боты в море : из каких источников? И как должны договариваться стороны? Что касается сдельных расценок, то обком профсоюза не согласовывает -<и один документ, в котором идет речь о каком -либо возможном ущербе для мо ряков, в том числе и об изменении сдельных расценок. Моряки пишут, что нет связи между трудовыми затратами и оплатой. Это так. Но рекомендации Минрыбхоза — это уход от подлинного решения проб лемы. Точно так же и в вопросе об экипажах, работающих а районах Антаркти ки, да и вообще об условиях жизни моряков. Мы направили письмо руководи телям флотов о том, что за продление установленных сроков плавания о «и будут отвечать в транспортной прокуратуре. Кстати, о сроках. Возвратилась из восьмимесячного рейса специальная комис сия Минрыбхоза вместе с доверенным врачом ЦК профсоюза. Она была соз дана по нашей настоятельной просьбе. Так вот, обследовав условия труда и быта моряков , комиссия пришла к выводу: рейсы не более 90 суток! Возвращаясь к анализу ответов Минрыбхоза, остановлюсь еще на вопросе об оплате во время ремонта судов. Недавно на собрании один моторист спса- шивает меня: «Почему я, моторист первого класса, при постановке судна в ре монт вдруг становлюсь мотористом второго класса с соответствующей зарпла той? Хотя качество работы от меня требуют по высшему классу». Что ему от ветить? Подобных несуразиц в отрасли накопилось очень много. Отписками их не решить. Каждый вопрос рыбаков выстрадан ими. И он требует конкретного решения компетентных руководителей, а не общих рассуждений и переклады вания этого решения на другие плечи. сентября 189 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz