Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

ф единство слова и дела Повсеместное введение пятидневной рабочей недели с 41-часозым рабочим режим ом и оплатой д в у х е ы х о д к ы х дней. Отгулы предоставлять суммиро ­ вание. — В соответствии с Указом Верхов­ ного Совета СССР разрешено судовла­ дельцу совместно с профсоюзным ко ­ митетом устанавливать пяти- или шести­ дневную рабочую неделю. Вводится по мере изыскания необходимых средств на эти цели. Включение в стаж, дающий пр гв0 на получение северных надбавок, периода работы моряков на ремонтируемых су­ дах в районах Крайнего Севера и мест­ ностях, приравненных к ним. — ...Госкомтруд СССР и ВЦСПС по согласованию с Минрыбхозом... утвер­ дили порядок применения льгот за ра­ боту экипажей в районах Крайнего Се­ вера и приравненных к ним местностях е случаях эксплуатации и ремонта в других районах страны. Оплату береговых служб и руково ­ дителей производить по конечному ре ­ зультату работы флота. — В настоящее время премирование ^ р е г о в ы х работников связано с к о ­ нечными результатами работы флота. Решение этого вопроса — в переходе предприятий на работу по второй м о ­ дели хозрасчета, на арендный или кол ­ лективный подряд. Переход на новые формы организации и оплаты труда осуществляется. Ввести оплату за работу в ночное время. — Постановлением Совета Министров СССР... вводится судовладельцем по мере накопления средств в пределах фонда оплаты труда предприятия. Снять все ограничения по размеру заработка, отменить 300-рублевый «по­ толок», который влечет за собой пони­ жение производительности труда. — ...Практическое применение осуще­ ствляет судовладелец. Ввести доплату за выслугу лет. — ...Определено право предприятий совместно с советом СТК и проф сою з­ ным комитетом установления дополни­ тельных льгот за счет собственных средстз. Выплачивать инвалюту не менее 50 процентов оклада в месяц, увеличить месячную оплату в инвалютных рублях 33 процентов. — ...Вводится на судах после 1 июля 1989 г. за счет имеющихся в отрасли средств. Судовладелец должен способ­ ствовать внедрению этого положения путем увязки размера повышения ин­ валюты на 10,5 процента (с 22,5 до 33 процентов) с выполнением плана. Перевод всех категорий плавсостава в категорию вредных профессий. — Вопрос решен (30 мая 1989 г.) пу­ тем установления доплат - за условия труда. Вводится судовладельцем. Оплату труда производить диффе­ ренцированно, исходя из сроков экс­ плуатации судов. — ...Судовладельцу предоставлено право утверждения основных показате­ лей премирования за выполнение и пе­ ревыполнение плана и дифференциро­ ванных размеров премий по типам су­ дов с учетом их технического состоя­ ния. Плановые задания устанавливаются на каждое судно судовладельцем. Снять все ограничения по размеру премии. — ...Отменены ограничения макси­ мальных размеров премий, выплачивае­ мых из фонда заработной платы. Раз­ м е р премии определяется судовладель­ цем. • Компенсация морякам за вынужден­ ные простои. — ...Время простоя не по вине ра­ ботника оплачивается в размере 2/з та­ рифной ставки (должностного оклада). Ввести отдельную оплату за погрузо- разгрузочные работы в море. — Порядок осуществления погрузки и выгрузки с промыслового судна на бор ­ ту приемотранспортного судна и опла­ ты за производимую работу определя­ ется по договору между судовладель­ цами. Исключить практику изменения рас­ ценок в меньшую сторону в зависимо­ сти от промобстановки. — В текущей пятилетке принято ре­ шение Министерством и ЦК проф сою ­ за, согласованное с бассейнами, о со­ хранении единых сдельных расценок на пятилетку. Изменение их в сторону уменьшения имело место по району ЦВА по решению «Севрыбы» без Еедо- ма Министерстза. В редакцию «Рыбного Мурмана» прешло увесистое письмо из Минис­ терства: ответы на предложения ры­ баков всех промысловых бассейнов. Мы предполагаем опубликовать их полностью в нескольких номерах га­ зеты, привлечем для комментариев специалистов отрасли, моряков. Первая часть присланного доку­ мента названа авторами «Разъясне­ ния к вопросам, решаемым на мес­ тах». Это разъяснения главного эко­ номического управления Министерст­ ва рыбного хозяйства СССР. Дать судовладельцу право уста­ навливать сдельные нормы. — Данное предложение Министерст­ во считает неприемлемым. Практика по­ казала, что различие в оплате труда для однотипных судов, работающих в одном промысловом районе, вызывает жалобы плавсостава во все инстанции. Пересмотреть сдельную систему оп ­ латы труда. Необходимо установить оп ­ лату только за труд и выпускаемую продукцию , исключить из сдельных рас­ ценок переработку. Заработная плата моряков не соответствует затраченному труду, оплата за переработку аннули­ рована. — Включение доплат за часы пере­ работки обеспечивает получение зар ­ платы в зависимости от количества и качества выпускаемой продукции с уче­ том затрачиваемого труда. (Приводится таблица заработка мат­ роса 1 класса при окладе 145 рублей с доплатами и без. При 100-процентном выполнении плана разница составляет 12 руб. 45 коп. — Ред.). Нет объективной связи между затра­ тами труда в море с его оплатой, м еж ­ ду расценками за рыбопродукцию и оптовыми ценами. — Министерством рекомендовано внедрение на судах коллективного под ­ ряда, при котором фонд заработной платы формируется по нормативу от стоимости товарной продукции. Нахождение в резерве оплачивать из расчета 100 процентов должностного оклада. — В соответствии с постановлением N2 1115 за время в резерве морякам выплачиваются 75 процентов оклада, если они зачислены в резерв после временного отсутствия на судах по ува­ жительной причине, 50 процентов — во всех других случаях. Считаем, что оснований для увеличения зарплаты за период нахождения в резерве нет, тек как в этот период продукция не про ­ изводится. Необходимо, чтобы судовла­ делец, принимая меры к сокращению сроков резерва, нес за это прямую от­ ветственность. Поднять гарантийную оплату. — Гарантийная оплата предусматри­ вает выплату 75 процентов должност­ ного оклада, кроме того, производятся доплаты за часы переработки сверх нормального рабочего времени в раз­ мерах, установленных на промысловый период. Кроме того, на эти суммы на­ числяется районный коэффициент по месту промысла. Министерство не видит оснований для изменения действующей гарантийной оплаты. Выделение судов, работающих в Ан ­ тарктических районах, в особую группу по экстремальным, вредным для здо ­ ровья условиям. — Работа судов в Антарктических районах, где экипажи подвергнуты влия­ нию вредных для здоровья условий, компенсируется установлением повыше­ ния в данном районе коэффициента к заработной плате, который равен 2,0. Выделять данные суда в какие-либо особые группы не имеет смысла. Увеличить оклады радиоспециалистам и старшим мастерам по добыче и об ­ работке рыбы. — Постановлением ЦК КПСС, Совми­ на СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 предусмотрено установ­ ление повышенных, до 300 рублей, должностных окладов высококвалифи­ цированным специалистам, в т. ч. радио­ специалистам и старшим мастерам. К р о ­ ме того, в зависимости от классности должностные оклады мастерам могут повышаться на 10— 20 процентов. Пись­ мом МРХ СССР от 17 сентября 1988 г. должностные оклады радиоспециалис­ тов разрешено повышать на 1 группу. Сокращение рейсооборста до 90— 110 суток. — Максимальные сроки предусматри­ вают нахождение экипажей промысло­ вых судов в море в зависимости от района промысла, категории судна и составляют для крупных судов 165 су­ ток, больших — 150 суток, средних — 135 суток, малых — 110 суток. При ллак- симальных сроках плавания предусмат­ ривается два захода на отдых, один в середине рейса. В отдаленных районах промысла, если заход на отдых в сере­ дине рейса связан с большими экономи ­ ческими затратами, то приказом предус­ мотрены сокращенные рейсовые реж и ­ мы с одним заходом на отдых в ко н ­ це рейса для крупных и больших су­ дов менее 140 суток, средних — менее 125 суток, малых — менее 105 суток. Коллективы судов совместно с адми­ нистрацией судовладельца имеют пра­ во самостоятельно устанавливать рей­ совые режимы, но не более макси ­ мальных. Рассмотреть правомочность примене­ ния: ст. 64 — компенсация за работу в выходной день, ст. 89 КЗоТ — оплата работы в праздничные дни. Привлече­ ние к сверхурочным работам. — В соответствии со .ст. 64 КЗоТ за работу в выходной день предоставля­ ется другой день отдыха или оплата производится в двойном размере, как и в праздничные дни. Плавсостав флота рыбной промышленности за работу в выходные и праздничные дни получа­ ет... оплачиваемый отгул из расчета должностного оклада и с применением районного коэффициента по месту фак­ тической работы (за период промысла — по месту промысла, за период пе­ реходов — по порту приписки судна). Оплата плавсоставу за эти дни произ­ водится: 1. По одинарной сдельной рас­ ценке. 2. По должностному окладу. 3. Отгул. Зг часы переработки сверх нормаль­ ного рабочего времени плавсоставу производится доплата з зависимости от установленного режима работы и ти­ пе судна. Для экипажей крупнотоннажных су­ дов на период промысла установлен размер доплат — 45 процентов долж ­ ностного оклада (с учетом трехсменной вахты), для экипажей среднетоннажных судов — 60 процентов должностного оклада (двухсменная вахта), за период перехода только членам экипажей, не­ сущим вахту, и обслуживающему пер ­ соналу. Оплата за период ремонта в разме­ ре 90 процентов должностного оклада значительно занижена, хотя труд, за­ траченный экипажами, не меньше ра­ ботников аппарата. — Вопрос находится в стадии реше­ ния. Министерство совместно с ЦК профсоюза работников рыбного хозяй­ ства обратились в Минфин СССР и Гос­ комтруд СССР. Изменение порядка льготного -пенси­ онного обеспечения, размера пенсии н введение для плавсостава пенсии за вы­ слугу лет, предусматривающей льготное исчисление стажа работы в море. — Вопрос находится в стадии реше­ ния. В связи с подготовкой нового За­ кона СССР о пенсиях Минрыбхоз СССР совместно с отраслевым ЦК профсоюза работников рыбного хозяй­ ства вышел с соответствующим предло­ жением в вышестоящие органы. Предложениями предусмотрено пре­ доставление всему плавсоставу судов производственного флота пенсий за вы­ слугу лет в зависимости от времени на­ хождения в море и повышенного раз­ мера пенсий. £ Увеличение количества отпускных дней и упорядочение их предоставле­ ния. — Минрыбхоз СССР вышел с пред­ ложением об установлении плавсоставу ежегодного удлиненного отпуска про­ должительностью 26 рабочих дней не­ зависимо от стажа работы, а также об установлении дополнительно отпуска за особый характер работы до 12 рабочих дней в зависимости от количества дней нахождения в море. Все институты МРХ должны быть пе­ реведены на хозрасчет. — С 1 января 1990 года оплата работ научных организаций будет произво­ диться только за полностью завершен­ ную работу. Идет подготовка перехода научных организаций на вторую модель хозрасчета (прорабатывается во зм ож ­ ность создания банка отрасли, готовит­ ся методическое пособие). Решение о переходе на вторую модель хозрасчете может принять только трудовой кол ­ лектив. Для повышения эффективности научных исследований и разработок, более тесной связи с производством научные организации отрасли ориенти­ руются на увеличение прямых до гово ­ ров с промышленностью и сокращение финансирования из централизованного фонда Министерства. ОТ РЕДАКЦИИ. По форме — ответы даны на все вопросы и предложения. По содержанию — ни на один. Никак нельзя их назвать практическим решени­ ем вопроса. Сваливая разрешение десятилетиями копившихся проблем на пле­ чи флотов, Минрыбхоз уходит от собственной ответственности, от необходимо­ сти самостоятельно принимать меры. Хотя то положение, в котором находит­ ся отрасль сегодня, создавалось при «помощи» Министерства, по его прика­ зам и постановлениям. А теперь, получается, товарищи судовладельцы, будьте любезны сами выпутывайтесь из огромного клубка проблем. Однако вряд ли кто рассчитывал на иное... Мы попросили прокомментировать первую часть ответов Минрыбхоза пре­ дседателя обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Ю. В. МАКАРОВА. — Неопределенность, расплывчатость — суть этих ответов. Например, пи­ шут, что «отменены ограничения максимальных размеров премий...» Где, в каком документе, об этом написано? Или об оплате за погрузочно-разгрузочные ра­ боты в море : из каких источников? И как должны договариваться стороны? Что касается сдельных расценок, то обком профсоюза не согласовывает -<и один документ, в котором идет речь о каком -либо возможном ущербе для мо ­ ряков, в том числе и об изменении сдельных расценок. Моряки пишут, что нет связи между трудовыми затратами и оплатой. Это так. Но рекомендации Минрыбхоза — это уход от подлинного решения проб ­ лемы. Точно так же и в вопросе об экипажах, работающих а районах Антаркти­ ки, да и вообще об условиях жизни моряков. Мы направили письмо руководи ­ телям флотов о том, что за продление установленных сроков плавания о «и будут отвечать в транспортной прокуратуре. Кстати, о сроках. Возвратилась из восьмимесячного рейса специальная комис ­ сия Минрыбхоза вместе с доверенным врачом ЦК профсоюза. Она была соз ­ дана по нашей настоятельной просьбе. Так вот, обследовав условия труда и быта моряков , комиссия пришла к выводу: рейсы не более 90 суток! Возвращаясь к анализу ответов Минрыбхоза, остановлюсь еще на вопросе об оплате во время ремонта судов. Недавно на собрании один моторист спса- шивает меня: «Почему я, моторист первого класса, при постановке судна в ре­ монт вдруг становлюсь мотористом второго класса с соответствующей зарпла­ той? Хотя качество работы от меня требуют по высшему классу». Что ему от­ ветить? Подобных несуразиц в отрасли накопилось очень много. Отписками их не решить. Каждый вопрос рыбаков выстрадан ими. И он требует конкретного решения компетентных руководителей, а не общих рассуждений и переклады­ вания этого решения на другие плечи. сентября 189 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz