Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
л BBT . основание народной шнолы , училища , основанного на псалтыре. Цифири учили плохо, а землю мерили лаптя ми, «носком в пя т ку» . Но воспитание сердца было на стойчивое; учеба была тиранская , но касалась она не расчета, не выгоды, а проповедовала т у самую «стро гость» к самому себе и ближним , которая н уж на и важна —в человеческом обществе, ...вопреки той правде дрсмуче- 'S o леса, в которой оно обязано жить ... Вот эту-то божескую правду народ и считал важною в старинной псалтырной и часословной школе. Теперь же , когда времена значительно изменились , когда нет татарина, барина, когда общественные и частные отно шения в народной среде осложнились , облеклись в но вые формы — этой высшей точ ки зрения на о к р у ж а ющее и нет в современной школе, ...где можно узнать массу чисто п р а к ти ч е с ки х сведений об удобрении, на возе и т. д., ...но нет той на уки о высшей правде, к о торая бы дала теперь человеку сказать себе, что спра ведливо и что нет, что можно и что нельзя, что ведет к гибели и что спасает от нее». Здесь мы поблагодарим Глеба Ивановича и попробу ем крестьянское недовольство- школой сравнить с на шими недовольствами. При всей кажущейся несравни мости болевые центры у них совпадают. Российские родители конца XIX века и советские — да и не толь ко советские — конца XX озабочены тем, что школа предлагает детям довольно много более или менее по лезных сведений по разным предметам и не дает ра стущему человеку главного знания, из которо го стро ится здание жизни , слагаются взаимоотношения с людьми. Мы наравне с нашими прадедами крестьяна ми вполне м ож ем сказать, что в нынешней школе то же «ничему не учат» и «нет строгости», но на том сход ство наших претензии и заканчивается. Начинается не сходство. И главное, коренное несходство, из которо го растут все прочие различия, есть то, что мы уже не крестья не (крестьянин по словарю В. И. Даля есть «крещеный человек»), мы люди дру го го мира. Даже те из нас, кто *!?&ботает на земле, перестали быть крестьянами, «кре щеными людьми», а стали колхозниками или рабочи ми совхоза, или арендаторами. В общем — труженика ми агропрома. Крестьянин не мыслил себя и детей своих некре щеными, лишенными спасения и вечной жизни, и от школы ждал не науки в теперешнем смысле слова, а укрепления в вере: в христианской православной вере. Он мог называть ее знанием и даже «наукой о высшей правде», но имелось-то в виду учение Христа и вера в Спасителя. А мы, пропущенные через индустриальное обучение, уже не мыслим себя крещеными и, рассуж дая о дефиците веры в нас и в наших детях, имеем в виду не ту, прошлую , крестьянскую , христианскую веру, основанную на авторитете Святого Писания, а но- Еую веру, которая должна произойти o r понимания за кономерностей жизни , от знания, засвидетельствован ного наукой. Бог нас у ж е не может удовлетворить, а наука е щ е не удовлетворяет, и однако наша вера про чно установится только на убедительно доказанном ло гическом основании. Если крестьяне хотели укрепить своих детей в вере, хотя и склонны были называть ее знанием, то мы хотим укрепиться в знании, хотя и склонны называть его верой. Крестьяне потому легко и отказывались от школы: невелика потеря, если уроки учителя не дают главно го. Крещеному ребенку лучше не забивать голову пустяками, лучше вовсе обойтись без грамоты, а веру, ^ъавственное чувство укрепить в нем своими семейны ми, общинными средствами. И укрепляли очень осно вательно. Нам хорошо знакомы эти крестьянские дети, вырос шие в малошкольной деревне конца Х !Х-го века. Мы отчетливо видим их в так называемой «деревенской прозе» Белова, Абрамова, Распутина, Астафьева, отлез шего «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» незабвенной бабушке своей Катерине Петровне, так похожей на м ою бабуш ку по отцу Матрену Ивановну Семенову и наверняка похожую на тысячи, миллионы других, простившихся с нами в пятидесятых, в шестидесятых годах. Знали бы мы, что в их лице окончательно расстаемся с русским крестьянством, что нас целует последнее поколение отечественного средневековья (или «мракобесия» по нашим школьным канонам), оказавшегося на высоте положения даже и в невиданных прежде виражах, ку- ражах послереволюционного государства. Христиан ское долготерпение наших малограмотных и вовсе не грамотных бабушек худо-бедно не позволило умереть ни нам, ни колхозам . Веры своей они, действительно, не сумели нам передать. Но ведь мы бы ее и не при няли. Помню, как оголтело налетал я с насеста неза конченного начального образования на бабушкиного господа бога, помню , как терялась она от мое го наско ка и богохульства, как испуганно прикрывала ладоня ми мою «ученую» голову и шептала, утихомиривая: «Не надо, сынок, перестань. Не веришь, и не надо. Кричать- то зачем?..» А я еще и вырывался, и снова налетал, бу- л^/чи уверен, что бабуля боится за своего Иисуса Хри- ~'й§та, боится быть разубежденной моими неотразимыми доводами в пользу безбожия. Господи, сколько мне понадобилось прочитать, продумать, пережить с тех пор, чтобы подойти к пониманию бабушкиной боязни за неразумного внука! Бабушка, родимая. Теперь я знаю, почему ты жила именно в нашей семье, а других своих детей лишь из редка навещала. Знаю, почему называла сыном, «сын ком» не только Петю, Петра Пегровича, моего отца, потерявшего на войне ногу по самый пах, но и меня, да и всех людей, бывавших в дому, привечала, как де тей своих, называла и считала таковыми. Многое я знаю теперь про тебя и веру твою, и новой, уж е зря чей любовью полнится душа моя, построенная и тво ими заботами. Но даже сейчас, тем более сейчас, к о гда мне стало понятным значение и величие христиан ской веры, я не м о гу сделать ее своей, не мо гу вооду шевиться заглавной заповедью православного кресть янства: «Жить — Богу служить!»* Эта заповедь позво ляла м уж и кам отторгнуть «порченое» школьное обра зование ради нерушимости традиционного уклада, ради крестьянского образа жизни, считавшегося угодным богу. Заповедь ж е нового мира, которому принадле ж у я: «Учиться, учиться и учиться». Мы м ож ем отверг нуть негодную нынешнюю школу, затрудняющую обра зование наших детей, только ради годной, способству ющей человеческому развитию. * Она ж е — заглавная пословица в сборнике В. Даля. со с о CL> с о Точка зрения Видеосеанс на таможне Сам грешен: нынешним летом при подходе нашего судна к Мур манску положил подальше от лиш них глаз приобретенный в иност ранном порту красочный журнал с картинками, как бы это сказать, несколько фривольного содержа ния. И хотя знал о новых тамо женных правилах, о значительном послаблении на ввоз из-за грани цы как печатных, так и видеома териалов, по не хотел при погра ничном досмотре дать повод для дополнительных вопросов. Наив ная, конечно, логика. Впрочем, опасения мои были напрасны. Рас сеяли их сами таможенники, при гласив па просмотр конфискован ных кинороликов. — Мы обеспокоены возросшим количеством попыток ввоза в стра ну материалов порнографического содержания, — рассказывает стар шин инспектор Мурманской та можни Геннадий Наумович Поджа- ров. — Но чем отличается «конт рабандная» порнография от «ле гальной» эротики? Этот вопрос за дают нам многие моряки. Задают с издевкой, мол, видали мы таких знатоков-искусствоведов... А раз так — давайте попробуем разо браться вместе.; Геннадий Наумович выкладыва ет на стол десяток кассет, вклю чает видеомагнитофон. На экране проходят незатейливые сюжеты, безыскусно воспроизводящие по ловой акт. Различия лишь в слю не декораций — спальня, лесная лужайка, телефонная будка... Да в количестве партнеров — двое, трое... Бесстрастная камера фик сирует уродливо происходящие события, участники которых, слов но по команде, меняются места ми, демонстрируя своп физиологи ческие особенности. — Сомнений пет — порногра фия в чистом виде, — комменти рует Поджаров. — То есть, изоб ражение непристойных сцеп для разжигания низменных инстинктов. На мой взгляд, подобная низко сортная продукция мало кого сп о собна разжечь-возбудить и несет в себе разве что лишь информа ционную нагрузку, имеет, как го ворят медики, познавательное зна чение.- ...Вновь мелькают кадры видео ролика, н вновь незамысловатый сюжет о похождениях похотливой горничной, занимающейся отнюдь не приборкой в гостиничных но мерах. Через каждые пять-десять минут на экране показана теперь уже имитация полового акта. Не будем ханжами, повторяя вслед за одной из участниц теле моста с американскими женщина ми, что в Советском Союзе секса нет. Не хотелось бы возвращать ся и к отшумевшим дискуссиям о «Маленькой Вере», об этом якобы первом отечественном порнофиль ме, однако именно па пего ссыла ются моряки, провозя продукцию сомнительного содержания. Но ведь в «Маленькой Вере», как, впрочем, и в других хороших со ветских и зарубежных фильмах, «криминальные» эпизоды вплете ны в фабулу, в той или иной ме ре раскрывают характеры, взаи моотношения героев. Создатели же «похотливой горничной» ставили перед собой задачу явно попроще — не мудрствуя лукаво, сексуаль но возбудить зрителя. Думаю, что имею право так судить, даже не являясь искусствоведом с дипло мом. Таможенники продукцию та кого содержания определяют как «вульгарная эротика» и запреща ют ее к ввозу. По-моему, термин довольно точный. — Этот ролик, за исключением двух купюр, разрешен для показа в видеосалонах Мурманска, —- го ворит Поджаров, закладывая в магнитофон кассету с фильмом «Калигула и Мессалина». —- Но по сути дела и здесь, лишь на более высоком художественном уровне, смакуются различные непристой ные сцены, под прикрытием исто рической тематики пропагандиру ются развращенные вкусы. И в данном случае наше мнение рас ходится с мнением работников уп равления культуры, которые, как я понимаю, дали «добро» на по каз «Калигулы»... Любопытно, что весь этот не обычный видеосеанс на таможне составлен из фильмов, которые пытался провезти через границу лишь один мурманрыбпромовскнй моряк. В объяснительно]'! записке он утверждает, что купил их не просмотрев и не поинтересовав шись содержанием. Как кота в .мешке — на всю валюту разом... А вот объяснения первого по мощника капитана этого судна (на званий и имен не раскрываю, так как дело не в конкретном случае — хочется порассуждать об общей тенденции): «Эти 31 кассета на ходились у меня в сейфе в фир менной упаковке и выдавались для просмотра. Лично я их не просмат ривал». Довольно наивная и, как я понимаю, рассчитанная па ду рачков, отписка. Не ошибусь, ска зав, что киноролики самого раз личного содержания — от «жест кого порно» до блестяще испол ненных мультиков, от «благород ной эротики» до фильмов ужасов — многие моряки не только смот рят, но и обмениваются ими в мо ре с экипажами других судов. Есть интерес — есть и спрос, опе режающий официальные формы организации обменных вндеофон- дов. В общей массе домой прово зится н значительная часть сом нительной продукции, потому что у таможни практически нет воз можности «перлюстрировать» каж дую кассету. Именно просматри вать, потому что теперь ушли в прошлое плотные списки фамилий «запрещенных» авторов и произ ведений. В новых таможенных правилах их заменили три слова — «материалы порнографическо го содержания». (Естественно, речь сейчас не идет о запрещенной к ввозу изобразительной продукции, пропагандирующей терроризм, расизм, подрыв государственного строя и т. д.) ...На видеомагнитофоне прокру чивается очередной фильм, дейст вие которого происходит в России, герои же говорят по-испански, а спят этот модный нынче «Распу тин» в ФРГ . Я слушаю коммента рии Геннадия Наумовича и ловлю себя па мысли, что с особым, и не только профессиональным ин тересом, слежу за развитием дей ствия в подлежащих сокращению сюжетах. Видеосеанс на таможне подходит к концу и пора делать выводы. Но какие? Оставим для специалистов спо ры о той грани, после которой ки нолента эротического содержания превращается в подлежащую изъ ятию продукцию «вульгарной эро тики». Многое, о чем вчера гово рилось шепотом, сегодня выплес нулось на страницы газет и экра ны телевизоров. Подчас, через край. Да и тема нашего сегодняш него разговора не столь интерес на, сколь свежа для печати. Во все времена были и есть нравст венные правила поведения чело века, правила, которые каждый трактует в зависимости от уровня личной культуры. Но запретньи*! плод сладок*, поэтому всевозмож ные запреты часто дают обрат ный результат. Уверен, что любой нормальный взрослый человек не ударится в изощренный разврат, посмотрев порнографический фильм, и бе;?. труда отличит художественную лепту от низкопробного кинороли ка. Хотя можно ли назвать «нор мальным человеком» моряка, ме сяцами работающего в экстремаль ных условиях в отрыве от семьи'.' Да и живем мы в обществе, где нас окружают разные люди. Так что тот красочный календарь из журна ла с картинками несколько фриволь ного содержания я вывешивать пока воздержусь. Как-никак в доме под растает сын-школышк. Или я не прав? С. ИГОШИН. сентября 1S8S года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz