Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
1 2 Литературная страница Исполнилось пятьдесят лет Владимиру Петровичу Семенову, . мурманскому поэту, которого читатели знают под литературным псевдонимом Смирнов. Бо лее двух десятков лет на зад увидела свет его де бютная книга «Пороги», а в нынешнем году област ное книжное издательство выпустило шестую под названием «Вместо слад кого созвучья» — в ней впервые были опубликованы мпогне стихотво рения, которые долгие годы пролежали в пи сательском столе, так как их трезвая, горькова тая тональность чересчур расходилась с «нор мой» не столь давнего времени. Владимир Семенов — давний автор «Рыбного Мурмана». Последние годы поэт работает над прозаиче ской книгой под условным названием «Сколько нам лет». В этой работе автор хочет подвести итог своим размышлениям над проблемами ду ховного развития нашего общества. Главу из не завершенного пока произведения мы и предла гаем сегодня вашему вниманию. Владимир Семенов Марине и Анне, моим дочерям. к ОГДА-ТО — давно ли! — мне хотелось вырастить сына. Думалось, он станет м о им продолжением, сверкающим острием. Теперь растете вы. Наверное, считаете, что уже вы росли. Странно представить, но всего сотню — ну, полтора ста — лет назад я, уроженец Новгородской губернии, наверняка жил бы, подобно предкам моим, традицион ной земледельческой семьей, был бы в нынешнем воз расте главою ее, и всем образом своей жизни воспи тывал с десяток ребятишек, среди которых хватало бы И дочерей, и сынов. Получили бы они через меня кр еп кие, отполированные веками хозяйственные и нравст венные правила, привычки, и, при должном старании, Оказались бы мы добро тным у злом в сети отечествен ного крестьянства. И текли бы наши дни в нелегком, но ведь и сладком созвучии, сотрудничестве с о кр уж аю щим миром , и виделось бы нам с изумрудных откосов /1овати, что все жизое — вот оно; растет, любит, му тится и множится, работает и стареется вместе с на ми, И только сам этот уклад незыблем и никогда не со старится, а потому не обветшают и правила нашей соб ственной жизни . Но вот родители мои уже шестьдесят лет тому как Отпали от земледелия, а вскоре и от новгородской земли. Мне для довершения распада оставалось от пасть уж е от самих родителей и откатиться в заполяр ный край, где вы, дети мои, впервые себя и обнару жили. А Я обнаружил, что не умею воспитать вас. Не обу чен. Гол и малосилен. Н го ни говори, а приходится признать, что воспита ние, взращивание с е б е п о д о б н ы х было налажено В прежнем крестьянстве едва ли не идеально. Ребенок сызмала включался в круговорот деревенских собы тий, в моральную температуру, выверенную столетия ми, и температура эта сохранялась постоянной благо даря многочленной семье, где ошибка одного из чле нов еще не в состоянии прервать процесса или хотя бы серьезно навредить ему. А многочленство семьи окружалось и подкреплялось многочленстзом общины, сельского мира, для которого ничей ребенок не был чужим . «Не строй церкви, пристрой сироту!» — бес прекословно поставила свою печать русская пословица на крайний случай. Обьжновенное же , нормальное со стояние процесса обслуживалось двумя послозичными сестрами. «Тот не умирает, кто детей не покидает», — запевала одна. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», — откликалась другая. Так замыкалась к р у говая порука пословиц, выросшая из общинной кр у го вой поруки. И вот эта процедура простого сельского воспроиз водства личности прервалась исторически мгновенно. Памятью' одно го — не больно-то и старого еще — че ловека можно проследить, ка к опустели деревни и рас полнели города, как обездетились семьи, как бурно растущая промышленность доглатывала в семидесятых последние миллионы матерей — основу первоначаль ного — очень важного ! — воспитания младенцев. Потоком все ускоряющихся изменений подмыты и расшатаны устои нашего родительского сознания и такой удручающей картины еще не знала история пап и мам. Бывало и раньше, во все времена бывало, что яблоко откатывалось далеко от яблони: сын отказывал ся от отцовского образа жизни, чувствуя неодолимую тягу к новизне, но в массе своей отцы и матери всег да были уверены, что дети о б я з а н ы наследовать их дело и принципы, что в этом заинтересованы отчина, само государство, что соблюдение вековых традиций есть безусловное добро, а нарушение их — столь же безусловное зло. Нынешние родители потеряли эту уверенность. В людях накопилось обратное мнение: на ши дети скорее всего не повторят нас, они будут ины ми. Лучше ли, хуже, но — иными. Оборвалась воспи тательская цепочка, за которую ео всех бурях держа- лись родители, по которой целыми тысячелетиями дви гались поколения за поколениями. И мы растерялись. «Воспитывать» в высшем значении слова по Далю значит «научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно». Положение сие не устаревает, но в нем, как во всяком вечном уравнении, есть переменная ве личина, и весь вопрос именно в ней — в жизни. Во времена Даля крестьянский жизненный опыт действо вал вполне удовлетворительно. Воспитание шло пря мой, по сути дела первобытной передачей трудовых, а вместе с тем и нравственных навыков: смотри на ме ня, поступай по-моему — все будет в порядке, чело веком станешь. Семьи дробились неохотно: обычно три, а то и четыре поколения проживали под одним кровом , спаянные общими трудами и родством. А те перь мы даже не знавАА — ка кую из тьмы новых и но вейших профессий изберут наши дети. Родительский жизненный опыт вдруг потерял былое значение, а что у нас есть за душой кроме него? Что мы можем пред ложить нашим взрослеющим детям в качестве воспи- тующего материала? Как научим ребенка ориентиро ваться в постоянно меняющемся мире, если сплошь и рядом недовольны собственными ориентациями? И раз ве дети не чувствуют этого недовольства? Да и вправе ли мы его скрывать? Многие из нас опустили было руки и всецело поло жились на казенную систему воспитания, тем более что обстановка всеобщей занятости подталкивает к то му. Но дети — скоропортящийся продукт, и ю т уже хор возмущенных голосов устремился в адрес школы, и даже сам учительский корпус поражен комплексом неполноценности. Бывший учитель Е. Куркин , он ж е бывший зав. горо но, добровольно выпав из системы народного образо вания, с горечью вспоминает: «Как-то мы запросили в городском суде информа цию об осужденных за преступления в возрасте вы пускников средних школ за последние шесть лет. По том уточнили, кто из них какую школу оканчивал. И что ж е вы думаете? Большинство осужденных училось ранее в лучшей школе нашего города! Каковы же к р и терии, по которым мы оцениваем деятельность школ? Кого принимаем — не знаем, ко го выпускаем — не узнаем. Абсурдно, но факт». (Журнал «Знамя». 1987 г., № 1.) Обильный поток общественного недовольства школь ной реальностью можно разделить на три рода пре тензий. Первый, самый многочисленный, направлен против нищенского существования школы, против так называ емого «остаточного принципа финансирования», уже вошедшего в государственную привычку. Наше обра зование находится за порогом бедности, что особен но заметно в сравнении с США, где на 1990 год вы делено для просвещения 353 млрд. долларов, то есть, больше, чем на оборону. И это лишь государственные ассигнования, а если учесть, что суммарные частные вклады в школьное дело Америки обычно выше госу дарственных, то затрудняюсь даже сказать, во сколь ко : в десять или в двадцать раз советская школьная служба беднее американской. Это прискорбно, тут наше возмущение едва ли не единодушно. Уже и правительственные головы кива ют: надо, мол, надо школе помочь. Деньги нужны. Ох как нужны деньги! И там нужны, и здесь нужны. А где их взять при нынешнем дефиците госбюджета? Второй род претензий — тоже массовый — воюет с авторитарностью или, что то же , с начальственной тех нологией обучения, возобладавшей в наробразе еще 60 лет тому; назад. Командно-административная система видела в школе единственно «кузницу кадров» и стро ила ее по типу обрабатывающего производства, где учитель призван вложить в ребенка определенный объ ем знаний в строго однозначной форме. Вся учебная программа была жестко регламентирована, расписана по часам и сомнению не подлежала. Ученику в этой школе отводилась роль обрабатываемого материала, безгласная по сути (если не считать правом голоса обя занность отвечать на вопросы). М оноло г ведет учи тель, но и не его голос ведущий в авторитарной школе — учитель здесь ле гко заменяемая величина. Ведущим и непререкаемым является глас методического указа ния, утвержденного министерством. Единая для всей страны программа, единые учебники, единая методика низводят учителя до положения оператора и контроле ра. Его личность, ка к и личность обучаемого ребенка, игнорируется системой. Соответственно и учитель не живет учительством, о зарабатывает на жизнь. Соответ ственно и дети уже в начальных классах разочарова ны школой, не дающей пищи ни уму, ни сердцу; спо собной загрузить память и только. Эта школа механи стична, безлюбовна и не случайно от 20 до 40 про центов ее выпускников страдают невротическими от клонениями. (Журнал «Вопросы психологии» 1988 г., № 1, стр. 19.) Выход видится в переходе от авторитарной техноло гии обучения к «педагогике сотрудничества», а именно от монолога к диалогу учителя с учеником , к личност ному контакту, к замене повелительного тона на стиль совместного поиска истин, развивающий самостоятель ное мышление ребенка. Этот переход очеловечил бы нашу школу, сделал бы ее привлекательной, так м но гие считают, и первые шаги сделаны, -школы освобож даются, наконец, от мелочной министерской опеки и педагогика сотрудничества теперь могла бы распрост раняться повсеместно и с большей скоростью , если бы все дело было в свободе. Но дело в том, что по данным психологов едва ли десятая часть действующею учительского состава способна к межличностному"об щению. Остальные вполне соответствуют авторитарно му типу педагога: они не склонны вникать во внутрен ний мир ребенка, е контекст его проблем и переж и ваний, не склонны доверять детям. На словах — а м о жет быть, и в душе — учительская масса соглашается с концепцией педагогики сотрудничества (вовсе, кста ти, не новой), но реализовать рекомендованные прин ципы не в силах. Инерция привычки, страх перед не знакомым , риск утраты авторитета, обнаружения соб ственной некомпетентности или личностной несостоя тельности — очень мощные психологические барьеры на пути очеловечивания учебного процесса. Надо к о р ректировать, перестраивать учительскую психику, счи тает психолог, а значит, — вводить в школу психологи ческую службу. — Ох и долго ж е нам ждать перемен, — вздохнут родители. Для ведения психологической службы еще самих психологов размножить надобно. Да и много ли будет проку в психологической пере стройке того учительского легиона, который боится об наружения своей личностной несостоятельности. Психо тренинг помогает развить не столько личность, сколько самомнение. И наконец, третий род претензий касается содержа ния обучения: что надо дать ребенку, что считать са мым важным, как построить школьную программу? Те перешний винегрет, смешанный из полунужных и во все ненужных предметов, которыми потчуют наших де тей, мы постепенно признаем несъедобным (д е г ^д а в - но оставляют его недоеденным), но попытки к обнов лению программы до сих пор сводятся к перекройке и перетасовке часов, отпущенных на тот или иной пред мет и не затрагивают стратегической направленности образования. По-прежнему профанируется художест венное, музыкальное и вообще эстетическое воспита ние, по -прежнему остается вакантным то место, кото рое до изгнания церкви занимал Закон Божий. Не по лучая должного воспитания за партой, из рук, из серд ца Учителя, ученик волей-неволей впитывает первое попавшееся во дворе, где наставники всегда найдутся, но обществу от этого неформального воспитания, м я г ко говоря, нездоровится. О громное число демотивиро ванных" молодых людей (от 60 до 80 процентов по р е зультатам разных исследователей) выходят ежегодно из школы, зияя пустотами в душе и неся вопрос «Легко ли быть молодым?». Поди объясни им, что легкость и радость — обязательные составляющие нормально развитой юности, когда человек просвещен, окрылен верой, а впереди у него вся жизнь и любовь. Такое состояние не объяснять, а создавать надобно. Но создавать, как выясняется, не на что, некому и не знаем как. Сегодняшняя школа бедна материально, личностно и концептуально. Дело общественного вос питания, а значит и само общество переживает состоя ние трагического разрыва: родители уже не могут, раз учились воспитывать своих детей, а дошкольные и школьные учреждения еще не научились. ТО ЛЕТ тому назад на моей новгородской родине крестьяне тоже были недоволь ны школой, что и отметил в своем про никновенном очерке «ВЛАСТЬ ЗЕМЛИ» писатель Глеб Успенский — замечательный знаток русской жизни. «Деревенская ш кола , деревенский учитель не поль зуется особенной симпатией деревенсного населения, — пишет У спенский . —* Конечно, есть много превосходных учителей, умеющих возбудить к себе страстную и ис кр еннюю любовь учени ко в , и скажем даже, что огром ный процент народных учителей составляет наилучший элемент современной деревенской интеллигенции , ...но все-таки , ...поговорив с любым из крестьян ...о школе, об училище, вы непременно услышите два постоянно слышащиеся мнения, что «ничему не учат» и что «нет строгости» . С нем уж и ц кой то ч ки зрения оба эти мне ния одинаково несправедливы: во-первых, потому, что учат гораздо большему, чем учили в старину по псал ты рю ; а во-вторых, роптать на недостаток строгости в училище в то время, ко гда р у к а родителя не заду мается дополнить по этой части дома то, чего, по его мнению , не сумела сделать школа, оказывается делом решительно неосновательным . А между тем, весьма не редко ропот на то, что «ничему не учат» и что «нету строгости» переходит из области простого, затаенного неудовольствия на пр а кти че с кую почву и выражается в том, например, что некоторые деревни прямо отна- зываю тся платить сбор (от 10 до 25 коп.) на школы , ко торый они сами же м ир ским приговором обязались платить. Ф а к ты подобного рода весьма часты , и с пер вого взгляда нажется , что они не представляют собой ничего друго го , кроме доказательства глубокого народ ного невежества и косности ; на самом же деле выра жения «ничему не учат» и «нет строгости» имеют, если тольно дать себе труд добиться их подлинного смыс ла, к а к раз обратное значение, т. е. совершенно опре деленно у ка зы ваю т высоту народных требований j}o от ношению к науке — высоту, которой ш кола не1 удов летворяет». Далее еще более неспешно Глеб Иванович разбира ется в основах земледельческого миропонимания, вытек шего из природного круговорота, пишет о прелести, торжественности и честности крестьянских взаимоотно шений с природой : с ветром, дождем , солнцем, ко то рых не обманешь и силой не переделаешь; пишет о благотворности принятия Русью христианства, и именно православного, строгого , требующего послушания, п о казывает проповедников, внедрявших христианскую идею любви в языческую среду, смягчая тем самым яравы народные. «Эта интеллигенция угодни ков бож иих внесла в •••РУС* с к ую массу бездну всевозможной нравственной и фи зической опрятности (посты , браки в известное время года и т . д.). Но главное-то, они старались «развить эго истическое сердце человека в сердце всескороящее. обобщить его разумом и, в свою очередь, ож иви ть им разум». Вот эта-то тенденция — превратить эгоистическое сердце в сердце всескорбящее — и была положена е • Данные взяты оттуда же , из ж урнала «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 1, стр. 19, но нуждаю тся в коммента рии. Поснольну приставка «де» означает удаление, о т мену чего-либо, «демотивированность» следует понимать на к ЛИШЕНИЕ человека ж и зненно важ ны х ориентиров, и, к а к результат, бессмысленность, немотивировен- ность его поступ ков . На самом деле наша ш кола не столько демотивирует, сколько не мотивирует детскую п с и хи ку , хотя несомненно должна этим заниматься . С 2 сентября 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz