Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
/ о Под парусами до Шпицбергена Мы уже сообщали о дерзком морском походе энтузиас тов из петрозаводского клуба «Полярный Одиссей», достиг ших берегов Шпицбергена на двух самодельных парусниках: коче «Помор» — новоделе старинного русского судна, к о торое более двухсот лет находилось в забвении; и парусно моторной лодье «Грумант», специально построенном судне сопровождения для моделирования данного маршрута древ них поморов. Осуществить задуманное самодеятельным пу- тешественникам-исследователям помогли редакция журнала «Вокруг света», БММТ «Спутник» и НИИ культуры Министер ства культуры РСФСР и Академии наук СССР. В качестве матроса коча «Помор» в походе участвовал наш специальный корреспондент Виктор ГЕОРГИ. Часть /; Белое море I I А МОЕМ СТОЛЕ разложены вырез- ни из советских и иностранных Газет, красочные проспекты, сувениры, Эмблемы, фотографии, пухлый блокнот обтрепанных листов путевых записей... Впечатления и наблюдения, накоплен ные за полтора месяца похода, еще предстоит осмыслить, сложить в связ ный рассказ об этой уникальной мор ской экспедиции. Пока же с очередным Прожитым днем, отодвигающим благо- Ьолучный финиш «Помора» и «Груман- Та» от сиюминутной действительности, рее яснее осознаю масштабность и авантюрность предпринятого нами ша- fd . Авантюрность в первоначальном Значении от безобидного французско го слова «приключение», «похождение». Ныне это значение устарело, обросло какими понятиями, как «сомнительный», ^рискованный», «рассчитанный на слу чайный успех», «обреченный на про- бал». Увы, но наш рациональный век Заставляет быть реалистом. И на воп рос «Как там, было ли страшно?» серь е зно отвечаю: «Поначалу было, а по том просто-напросто устал бояться». Что-то изменилось в психике тех, кто Вступил на палубы деревянных с ко р лупок , осознанно или по неопытности решив достичь на них Шпицбергена. Еще памятны были газетные коррес понденции о спасении североморцев с затонувшей подводной лодки «Комсо молец», пресса сообщала об аварии Второй подлодки в районе острова М ед вежий, о столкновении со льдиной теп лохода «Максим Горький» — а мы тем временем готовились поднять паруса и взять курс к пресловутому «медвежь ем у треугольнику», как окрестили его по аналогии с Бермудами судовые ост рословы. Впрочем, до выхода в откры тое море при переходе из Петрозавод ска в Архангельск времени было пре достаточно для окончательного выбора, ноторый и сделал каждый из нас. Не сочтите эти слова за бахвальство: стараюсь писать объективно о том, что сам видел, слышал, испытал. Не все было гладко в нашем походе, не все получилось, как задумывали. Один рез объявили и общий аврал. Произошло это, как ни странно, в первые дни пу ти при неудачной попытке пробиться сквозь Горло Белого моря... I I ТАК, в ночь с 1 на 2 июля после * * недолгого осмотра и заполнения участниками экспедиции таможенных деклараций, за кормой «Помора» ос тался Чижовский рейд архангельского пригорода Экономия. Как-то вдруг ли- аанул крупный сильный дождь, засвер кали молнии. Но никто не ушел в куб р и к : возбужденные и радостные, мы в суматохе убирали оставленные на па лубе вещи, укрывали брезентом лодку- кижанку, сшитую для клуба онежскими мастерами, прятали в трюм припасен ные заранее дрова. Надо сказать, что не только сам коч, но и его внутрен нее обустройство по мере возможнос ти соответствуют поморским меркам. Мы не стали устанавливать в кухарне плиту с газовым баллоном, а для при готовления пищи и обогрева пользова лись печкой. Отказались бы и от кон сервов с концентратами, но в наше время намного труднее вместо этих то ж е дефицитных продуктов достать хоть пару бочек моченой морош ки и ящик- другой вяленой дичи. Впрочем, помо ры делали запасы, охотясь и рыбача в ходе самого плавания. Но попробуй сейчас пострелять или поставить сети в Кандалакшском заповеднике... Как и начался, ливень внезапно кон чился. Если верить приметам, то дождь в начале пути сулит добрую дорогу. Дай-то бог, ведь теперь надеяться м ож но лишь на везение и попутный ветер. А ими, как известно, заведует небес ная канцелярия, которая пока что к нам благосклонна. И мы при каждом удоб ном случае пытаемся поддерживать с ней хорошие отношения. В общем куб - . рике висит иконка Николая угодника — дар петрозаводского архимандрита Им мануила, освятившего впервые спущен ную на «оду лодью «Грумант» и бла гословившего всех мореходов. На ра дость собравшихся на морском вокза ле зевак церковнослужители прошлись с кадилом по палубе, окропили суда святой водой, стараясь обязательно тряхнуть метелочкой на лица и наце ленные объективы фотокинооператоров. Есть иконка Божьей матери и во вто ром жилом помещении коча — казенке, предназначенной для капитана-кормщи- ка и его помощника — штурмана экспе диции московско го журналиста Галенко. Но бывалому моряку -североморцу не оформили визу для захода в Норвегию — что, кстати, крайне возмутило всех нас — и освободившееся в Архангель ске «командирское» место занял я: не по должности в судовой роли, а по ж е ланию капитана коча и председателя клуба «Полярный Одиссей» Виктора Дмитриева, с которым нас связывает многолетняя дружба. Занял с удоволь ствием, так как казенка комфортабель нее, если м ож но так сказать о тесном пенале с двумя дощатыми нарами-бан ками. Преимущество в одном — есть возможность регулярно вести дневник, ловя свет из у з ко го кормово го оконца в изголовье. Кстати, пока назывно скажу о тех, кто вышел в плавание на «Поморе». Это Александр Скворцов — заместитель на чальника экспедиции по науке, сотруд ник НИИ культуры Министерства куль туры РСФСР; Владимир Королев — краевед из Сыктывкара, ходивший м но го лет капитаном тральщика по Печоре; петрозаводчанин Юрий Колышков — боцман коча, профессиональный шофер; Владимир Панков — матрос, преподава тель нашего МВИМУ; Владимир' Вешня ков — кок, кинооператор Архангель ской студии телевидения. И, конечно, работник карельского клуба юных м о ряков кормщ и к Виктор Дмитриев, воз главивший экспедицию. По весне центральные газеты обошла тассовская байка под названием «Лодья для Сенкевича». Действительно, всем известный Юрий Александрович согла сился стать руководителем нашего по хода, но в последний момент, ступив на покачнувшийся на волне борт лодьи, изменил свое решение, сославшись на объективные причины. Что ж, дело хо зяйское. Лично я не представляю себе п о п у л я р н о г о ведущего «Клуба путеше- с з е * •м< г в » с т о я ш и у . f р о т о н е у р у м п е ля или убирающим паруса на уходящей из-под ног скользкой палубе. А пасса жиры для нас слишком большая рос кошь... Все члены экипажа, за исключением отлично вписавшегося затем в команду Вешнякова, знали друг друга и раньше. Д о этого дважды коч выходил на м о р ской простор. Первый раз, поставив пе ред собой сверхзадачу — достичь ле гендарной Мангазеи в русле Оби — экспедиция из-за сложной ледовой об становки в море и распрей внутри команды, не выдержавшей моральных и физических нагрузок, закончилась на полпути. В прошлом году, практически обновив состав современных кочманоя (извините за неологизм , но как еще назвать плывущих на старинном коче людей?), мы планировали дойти до М у р манска. И вновь неудача — после трех безуспешных попыток пересечь бело м орское Горло повернули назад. Но за это время успели сдружиться, «прите реться» друг к другу. Так что костяк экипажа сохранился, а это, согласитесь, немаловажно. Особенно, если учесть, что перед началом экспедиции преду смотрительные спонсоры из «Спутника» любезно попросили каждо го расписать ся под необычной «грамоткой». Из ее текста следовало, что я, имярек, прошу в случае чего никого не винить... мол, иду в экспедицию добровольно... нахо дясь в здравом уме и твердой памяти... И мы расписались, не забыв перед вы ходом из Архангельска поставить свеч ку в местной церкви. А что оставалось делать после подобных «грамоток»? О ПЕРВУЮ НОЧЬ на буксире у U «Груманта» прошли остров Му- дьюг, на траверзе мыс* Инцы Зимнего берега. Волнение небольшое, ветер по путный, слишком «многолюдный» фар ватер двинского русла позади — но ставить паруса. Для начала поднял* фок, и качка заметно уменьшилась, па рус заработал, потянул яйцевидный к о р пус коча вперед. Румпель приятно по драгивает в руке, словно приложил ла донь к крупу породистого скакуна. Хо тя со скакуном «Помор» сравнивать трудно— в предыдущих походах он раз вивал максимальную скорость до семи узлов. Так ведь не для состязаний го ночных строили наши предки эти суда, а для плавания в ледовых морях, где в первую очередь нужны не скорость, а надежность конструкции и простота уп равления. И пусть на прямых парусах не пойдешь против ветра — значит, на до знать четкие сроки выхода в плава ние, чтобы оседлать попутный полуноч ник и бежать на запад или поймать по- луденник для северного хода. Не за год- другой постигал древний мореход и зна ния морских течений. Иной раз падет ветер с горы, а навстречу ему прилив ная волна — столкнутся, схватятся м еж ду собой силы подводные и небесные, застучат по кораблю злым и жестким сулоем — уж тогда лучше отстояться- пожировать в укромной бухте, чем плыть таким морем... -Л? «Собачья вахта» с 0 до 4 часов утра — по традиции, заведенной на коче, у капитана. Значит, и у меня. Стоим по двое — всего три вахты, а ко к работа ет по индивидуальному графику. Такой экипаж из семи человек для коча мини мальный: при управлении двумя паруса ми — фоком и гротом, общая площадь которых 80 квадратных метров, — при ходится звать на подмогу подвахту. Все го же на «Поморе» можно разместить 12 человек — для дюжины кочманов есть и спальные места, и спасжилеты. На второй день пути, ближе к полуно чи, задул устойчивый норд. Теперь вся надежда на сорокасильный движок «Груманта», который упрямо держит курс на север. Все ребята отдыхают, на палубе мы с Дмитриевым . Обсуждаем варианты: если не сумеем пройти бело морское Горло, то остается одно из двух — или возвращаться к Зимнему архангельскому берегу, к Канину мысу, или бежать на юг, до острова Сосновец, а может, до Умбы, так как по Терскому берегу надежных укрытий нет. Северный ветер крепчает, заходит на норд-ост, заставляет держаться нос^м на волну. Идем милях в двенадцати4от берега — ближе подходить опасно — а вдруг повернет «роза ветров», бросит суда на скалы? Трудяга «Грумант» прак тически стоит на месте, зря ж ж е т топ ливо, борясь с катящимися из морской горловины длинными, с белыми гребня ми волнами. Объявляем общий аврал. ...Облачившись в роконы , ребята за нимают свои места на палубе. Отпуще ны шкоты, чтобы враз, обрубив буксир, поднять паруса. Кормщ ик до упора от тягивает румпель в сторону — начали! Волна, чуть замешкавшись, раз-другой запоздало перехлестывает через борт. Но уже поднатужился поднятый на две надцатиметровую высоту грот, взвился фок. И, словно почувствовав шпоры опытного наездника, наш «Помор», сде лав разворот, набирает скорость. Вол ны, шипя, гаснут за кормой, белой пе ной изливают по бортам свою бессиль ную ярость, мерно прокатываясь под днищем коча. Курс на Сосновец... К утру добежали, а что толку? М ежд у пологим берегом и островом — м ел ко водье. С трудом выбрали место по глуб же, бросили якорь, вытравив весь ко нец, но все равно сносит ветром на ч£е- рег. • С помощью «Груманта» вручную выбираем якорь и вновь раз за разом пытаемся найти на дне бухты хоть ка кую -то зацепку. Кажется, удалось... Что ж , начало скверное. За первые полтора суток похода лодья израсхо довала четверть всего запаса топлива, мы ж е отброшены от желанной цели миль на сорок . Неужели придется воз вращаться в Архангельск, где были уст роен ы столь торжественные проводы? Вспоминается костюмированный празд ник в День города, когда на палубу ступили актеры местного театра, и «Грумант» с «Помором» под парусами подошли к Красной набережной, запол ненной тысячами архангелогородцев. Тогда-то я и сделал этот, казалось бы, символичный снимок вельможи петров ских времен и нашего капитана-кормщи- ка у румпеля средневекового коча. Но проводы проводами, а от торжествен ной встречи в Баренцбурге нас пока от деляют две недели пути и свыше тыся чи морских миль. Знать бы тогда об этом... (Продолжение следует.) ^ 22 сентября 1389 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz