Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

/ о Под парусами до Шпицбергена Мы уже сообщали о дерзком морском походе энтузиас­ тов из петрозаводского клуба «Полярный Одиссей», достиг­ ших берегов Шпицбергена на двух самодельных парусниках: коче «Помор» — новоделе старинного русского судна, к о ­ торое более двухсот лет находилось в забвении; и парусно­ моторной лодье «Грумант», специально построенном судне сопровождения для моделирования данного маршрута древ­ них поморов. Осуществить задуманное самодеятельным пу- тешественникам-исследователям помогли редакция журнала «Вокруг света», БММТ «Спутник» и НИИ культуры Министер­ ства культуры РСФСР и Академии наук СССР. В качестве матроса коча «Помор» в походе участвовал наш специальный корреспондент Виктор ГЕОРГИ. Часть /; Белое море I I А МОЕМ СТОЛЕ разложены вырез- ни из советских и иностранных Газет, красочные проспекты, сувениры, Эмблемы, фотографии, пухлый блокнот обтрепанных листов путевых записей... Впечатления и наблюдения, накоплен­ ные за полтора месяца похода, еще предстоит осмыслить, сложить в связ­ ный рассказ об этой уникальной мор ­ ской экспедиции. Пока же с очередным Прожитым днем, отодвигающим благо- Ьолучный финиш «Помора» и «Груман- Та» от сиюминутной действительности, рее яснее осознаю масштабность и авантюрность предпринятого нами ша- fd . Авантюрность в первоначальном Значении от безобидного французско­ го слова «приключение», «похождение». Ныне это значение устарело, обросло какими понятиями, как «сомнительный», ^рискованный», «рассчитанный на слу­ чайный успех», «обреченный на про- бал». Увы, но наш рациональный век Заставляет быть реалистом. И на воп­ рос «Как там, было ли страшно?» серь­ е зно отвечаю: «Поначалу было, а по ­ том просто-напросто устал бояться». Что-то изменилось в психике тех, кто Вступил на палубы деревянных с ко р ­ лупок , осознанно или по неопытности решив достичь на них Шпицбергена. Еще памятны были газетные коррес ­ понденции о спасении североморцев с затонувшей подводной лодки «Комсо­ молец», пресса сообщала об аварии Второй подлодки в районе острова М ед ­ вежий, о столкновении со льдиной теп­ лохода «Максим Горький» — а мы тем временем готовились поднять паруса и взять курс к пресловутому «медвежь­ ем у треугольнику», как окрестили его по аналогии с Бермудами судовые ост­ рословы. Впрочем, до выхода в откры ­ тое море при переходе из Петрозавод­ ска в Архангельск времени было пре­ достаточно для окончательного выбора, ноторый и сделал каждый из нас. Не сочтите эти слова за бахвальство: стараюсь писать объективно о том, что сам видел, слышал, испытал. Не все было гладко в нашем походе, не все получилось, как задумывали. Один рез объявили и общий аврал. Произошло это, как ни странно, в первые дни пу­ ти при неудачной попытке пробиться сквозь Горло Белого моря... I I ТАК, в ночь с 1 на 2 июля после * * недолгого осмотра и заполнения участниками экспедиции таможенных деклараций, за кормой «Помора» ос­ тался Чижовский рейд архангельского пригорода Экономия. Как-то вдруг ли- аанул крупный сильный дождь, засвер­ кали молнии. Но никто не ушел в куб ­ р и к : возбужденные и радостные, мы в суматохе убирали оставленные на па­ лубе вещи, укрывали брезентом лодку- кижанку, сшитую для клуба онежскими мастерами, прятали в трюм припасен­ ные заранее дрова. Надо сказать, что не только сам коч, но и его внутрен­ нее обустройство по мере возможнос ­ ти соответствуют поморским меркам. Мы не стали устанавливать в кухарне плиту с газовым баллоном, а для при ­ готовления пищи и обогрева пользова­ лись печкой. Отказались бы и от кон ­ сервов с концентратами, но в наше время намного труднее вместо этих то­ ж е дефицитных продуктов достать хоть пару бочек моченой морош ки и ящик- другой вяленой дичи. Впрочем, помо ­ ры делали запасы, охотясь и рыбача в ходе самого плавания. Но попробуй сейчас пострелять или поставить сети в Кандалакшском заповеднике... Как и начался, ливень внезапно кон ­ чился. Если верить приметам, то дождь в начале пути сулит добрую дорогу. Дай-то бог, ведь теперь надеяться м ож ­ но лишь на везение и попутный ветер. А ими, как известно, заведует небес­ ная канцелярия, которая пока что к нам благосклонна. И мы при каждом удоб ­ ном случае пытаемся поддерживать с ней хорошие отношения. В общем куб - . рике висит иконка Николая угодника — дар петрозаводского архимандрита Им­ мануила, освятившего впервые спущен­ ную на «оду лодью «Грумант» и бла­ гословившего всех мореходов. На ра­ дость собравшихся на морском вокза ­ ле зевак церковнослужители прошлись с кадилом по палубе, окропили суда святой водой, стараясь обязательно тряхнуть метелочкой на лица и наце­ ленные объективы фотокинооператоров. Есть иконка Божьей матери и во вто­ ром жилом помещении коча — казенке, предназначенной для капитана-кормщи- ка и его помощника — штурмана экспе­ диции московско го журналиста Галенко. Но бывалому моряку -североморцу не оформили визу для захода в Норвегию — что, кстати, крайне возмутило всех нас — и освободившееся в Архангель­ ске «командирское» место занял я: не по должности в судовой роли, а по ж е ­ ланию капитана коча и председателя клуба «Полярный Одиссей» Виктора Дмитриева, с которым нас связывает многолетняя дружба. Занял с удоволь­ ствием, так как казенка комфортабель­ нее, если м ож но так сказать о тесном пенале с двумя дощатыми нарами-бан­ ками. Преимущество в одном — есть возможность регулярно вести дневник, ловя свет из у з ко го кормово го оконца в изголовье. Кстати, пока назывно скажу о тех, кто вышел в плавание на «Поморе». Это Александр Скворцов — заместитель на­ чальника экспедиции по науке, сотруд­ ник НИИ культуры Министерства куль­ туры РСФСР; Владимир Королев — краевед из Сыктывкара, ходивший м но ­ го лет капитаном тральщика по Печоре; петрозаводчанин Юрий Колышков — боцман коча, профессиональный шофер; Владимир Панков — матрос, преподава­ тель нашего МВИМУ; Владимир' Вешня­ ков — кок, кинооператор Архангель­ ской студии телевидения. И, конечно, работник карельского клуба юных м о ­ ряков кормщ и к Виктор Дмитриев, воз­ главивший экспедицию. По весне центральные газеты обошла тассовская байка под названием «Лодья для Сенкевича». Действительно, всем известный Юрий Александрович согла­ сился стать руководителем нашего по­ хода, но в последний момент, ступив на покачнувшийся на волне борт лодьи, изменил свое решение, сославшись на объективные причины. Что ж, дело хо­ зяйское. Лично я не представляю себе п о п у л я р н о г о ведущего «Клуба путеше- с з е * •м< г в » с т о я ш и у . f р о т о н е у р у м п е ­ ля или убирающим паруса на уходящей из-под ног скользкой палубе. А пасса­ жиры для нас слишком большая рос­ кошь... Все члены экипажа, за исключением отлично вписавшегося затем в команду Вешнякова, знали друг друга и раньше. Д о этого дважды коч выходил на м о р ­ ской простор. Первый раз, поставив пе­ ред собой сверхзадачу — достичь ле­ гендарной Мангазеи в русле Оби — экспедиция из-за сложной ледовой об ­ становки в море и распрей внутри команды, не выдержавшей моральных и физических нагрузок, закончилась на полпути. В прошлом году, практически обновив состав современных кочманоя (извините за неологизм , но как еще назвать плывущих на старинном коче людей?), мы планировали дойти до М у р ­ манска. И вновь неудача — после трех безуспешных попыток пересечь бело­ м орское Горло повернули назад. Но за это время успели сдружиться, «прите­ реться» друг к другу. Так что костяк экипажа сохранился, а это, согласитесь, немаловажно. Особенно, если учесть, что перед началом экспедиции преду­ смотрительные спонсоры из «Спутника» любезно попросили каждо го расписать­ ся под необычной «грамоткой». Из ее текста следовало, что я, имярек, прошу в случае чего никого не винить... мол, иду в экспедицию добровольно... нахо­ дясь в здравом уме и твердой памяти... И мы расписались, не забыв перед вы­ ходом из Архангельска поставить свеч­ ку в местной церкви. А что оставалось делать после подобных «грамоток»? О ПЕРВУЮ НОЧЬ на буксире у U «Груманта» прошли остров Му- дьюг, на траверзе мыс* Инцы Зимнего берега. Волнение небольшое, ветер по ­ путный, слишком «многолюдный» фар­ ватер двинского русла позади — но ставить паруса. Для начала поднял* фок, и качка заметно уменьшилась, па­ рус заработал, потянул яйцевидный к о р ­ пус коча вперед. Румпель приятно по­ драгивает в руке, словно приложил ла­ донь к крупу породистого скакуна. Хо ­ тя со скакуном «Помор» сравнивать трудно— в предыдущих походах он раз ­ вивал максимальную скорость до семи узлов. Так ведь не для состязаний го ­ ночных строили наши предки эти суда, а для плавания в ледовых морях, где в первую очередь нужны не скорость, а надежность конструкции и простота уп ­ равления. И пусть на прямых парусах не пойдешь против ветра — значит, на­ до знать четкие сроки выхода в плава­ ние, чтобы оседлать попутный полуноч­ ник и бежать на запад или поймать по- луденник для северного хода. Не за год- другой постигал древний мореход и зна­ ния морских течений. Иной раз падет ветер с горы, а навстречу ему прилив­ ная волна — столкнутся, схватятся м еж ­ ду собой силы подводные и небесные, застучат по кораблю злым и жестким сулоем — уж тогда лучше отстояться- пожировать в укромной бухте, чем плыть таким морем... -Л? «Собачья вахта» с 0 до 4 часов утра — по традиции, заведенной на коче, у капитана. Значит, и у меня. Стоим по двое — всего три вахты, а ко к работа­ ет по индивидуальному графику. Такой экипаж из семи человек для коча мини­ мальный: при управлении двумя паруса­ ми — фоком и гротом, общая площадь которых 80 квадратных метров, — при­ ходится звать на подмогу подвахту. Все­ го же на «Поморе» можно разместить 12 человек — для дюжины кочманов есть и спальные места, и спасжилеты. На второй день пути, ближе к полуно­ чи, задул устойчивый норд. Теперь вся надежда на сорокасильный движок «Груманта», который упрямо держит курс на север. Все ребята отдыхают, на палубе мы с Дмитриевым . Обсуждаем варианты: если не сумеем пройти бело­ морское Горло, то остается одно из двух — или возвращаться к Зимнему архангельскому берегу, к Канину мысу, или бежать на юг, до острова Сосновец, а может, до Умбы, так как по Терскому берегу надежных укрытий нет. Северный ветер крепчает, заходит на норд-ост, заставляет держаться нос^м на волну. Идем милях в двенадцати4от берега — ближе подходить опасно — а вдруг повернет «роза ветров», бросит суда на скалы? Трудяга «Грумант» прак­ тически стоит на месте, зря ж ж е т топ­ ливо, борясь с катящимися из морской горловины длинными, с белыми гребня ­ ми волнами. Объявляем общий аврал. ...Облачившись в роконы , ребята за­ нимают свои места на палубе. Отпуще­ ны шкоты, чтобы враз, обрубив буксир, поднять паруса. Кормщ ик до упора от­ тягивает румпель в сторону — начали! Волна, чуть замешкавшись, раз-другой запоздало перехлестывает через борт. Но уже поднатужился поднятый на две­ надцатиметровую высоту грот, взвился фок. И, словно почувствовав шпоры опытного наездника, наш «Помор», сде­ лав разворот, набирает скорость. Вол­ ны, шипя, гаснут за кормой, белой пе­ ной изливают по бортам свою бессиль­ ную ярость, мерно прокатываясь под днищем коча. Курс на Сосновец... К утру добежали, а что толку? М ежд у пологим берегом и островом — м ел ко ­ водье. С трудом выбрали место по глуб ­ же, бросили якорь, вытравив весь ко ­ нец, но все равно сносит ветром на ч£е- рег. • С помощью «Груманта» вручную выбираем якорь и вновь раз за разом пытаемся найти на дне бухты хоть ка ­ кую -то зацепку. Кажется, удалось... Что ж , начало скверное. За первые полтора суток похода лодья израсхо­ довала четверть всего запаса топлива, мы ж е отброшены от желанной цели миль на сорок . Неужели придется воз ­ вращаться в Архангельск, где были уст­ роен ы столь торжественные проводы? Вспоминается костюмированный празд ­ ник в День города, когда на палубу ступили актеры местного театра, и «Грумант» с «Помором» под парусами подошли к Красной набережной, запол­ ненной тысячами архангелогородцев. Тогда-то я и сделал этот, казалось бы, символичный снимок вельможи петров­ ских времен и нашего капитана-кормщи- ка у румпеля средневекового коча. Но проводы проводами, а от торжествен­ ной встречи в Баренцбурге нас пока от ­ деляют две недели пути и свыше тыся­ чи морских миль. Знать бы тогда об этом... (Продолжение следует.) ^ 22 сентября 1389 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz