Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

Вопрос ребром К*честь зпохи застоя? На торце дома, обращенного па главную площадь Мурманска, висит солидная мраморная доска, на кото­ рой написано золотом: «Площадь Со­ ветской Конституции, Названа в честь принятия Основного Закона СССР 7 октября 1977 г.». Всем известно, что в застойное время при правлении Леонида Бреж­ нева были внесены кое-какие изме­ нения в Конституцию. Но даже во времена Сталина никто не додумался переименовать площадь или улицу в ознаменование утверждения «Сталин­ ской конституции». А ведь была еще п Ленинская конституция. Теперь скоро будет утверждаться Горбачев­ ская. Так как же теперь понимать? В честь кого будет называться наша площадь? Мы, старшее поколение, не можем отвыкнуть (а я прожил в Мурманске сорок пять лет) от укоренившегося в истории города названия площади «Гч*кгь Углов» и по-прежнему ее так называем. По-новому же называют ее в основном водители автобусов и трол­ лейбусов да некоторые молодые мур­ манчане. По всей стране названия в честь Брежнева сняты. Вот только у нас еще существует напоминание, хотя и не прямое, но достаточно ясное, так как наши подхалимы много говорили о «Брежневской конституции», что нам запомнилось. Можно было назвать площадь в честь Советской Конституции, но за­ чем увековечивать застойное правле­ ние Брежнева указанием даты — 7 октября 1977 года? А. ЛОГИНОВ, ветеран войны и труда. Свидетельство очевидца «Бремен» спаслся в Мурманске? § августе этого года отмечалось 50-летие подписания договора о нена­ падении между Германией и Совет­ ским Союзом. На многие события ми­ нувших дней мы теперь смотрим по- иному, в том числе и на этот дого­ вор. И в связи с дискуссией, развер­ нувшейся на страницах печати, вспо­ мнился эпизод, непосредственным сви­ детелем которого я был. Как-то осенью, примерно около середины сентября 1939 года, придя утром на яхту «Жемчужина Севера», стоявшую в старой части рыбного порта, все мы увидели, что на рейде Кольского залива, где-то ближе к мы­ су Мишуков, как раз напротив судо­ ремонтного завода Севморпути, сто­ ит на якоре невесть откуда взявший­ ся двухтрубный белоснежный огром­ ный пароход. Немного погодя яхта пошла па по­ бережье, на одни из находившихся там рыбозаводов. Когда она проходи­ ла по заливу, вся команда, заинтере­ сованная внезапным появлением кра- савца-парохода, попросила капитана обойти его кругом. Судя по надписям, то был немецкий пароход «Бремен» с пассажирами на борту, которые, про­ гуливаясь по палубе (несмотря на осень, погода была погожая), пома­ хивали нам и рассматривали в бинок­ ли наше судно, находившийся вдали город и окрестности. Напомню, тогда уже началась вторая мировая война, фашистская Германия напала на Польшу... Но т у т необходимо кое-что разъяснить в связи с историей парохода, ко торый мы увидели. В конце прошлого века нрупные судоходные компании мира у ч ­ редили почетный при з «Голубая лента Атлантики» для па ссаж ир с ко го судна, которое быстрее д р у ги х пересечет рас­ стояние между Европой и Америной . Подхлестываемая ко н куренцией и по­ путно стремясь ка к -то использовать сво­ бодные рабочие р у к и (в стране царила безработица), Германия во второй поло­ вине двадцатых годов построила серию из трех комфортабельнейших , техниче ­ ски совершенных па ссаж ир сни х судов нового поколения . Мировые авторитеты в области судостроения причисляли их К таким выдающимся судам -уникумам , ка ким и были а н глий с кий пар усни к , чай­ ный клипер «Катти-Сарк», наш эскад ­ ренный миноносец «Новик» и другие «о- рабли-символы. Стоявший на якоре перед нами паро ­ ход «Бремен» и был одним из трех су ­ дов этой серии ; он дважды завоевывал «ропубую ленту А тлан ти ки» за высокие скоростные данные. Из редакционной почты «Рыбного Мурмана» О Головное судно серии, «Берлин», полу ­ чившее серьезные повреждения, после ✓второй мировой войны в счет репараций было передано Советскому Союзу. После восстановительного ремонта оно было приписано к Черноморскому пароходст­ ву и получило новое, ныне тра гически известное название «Адмирал Нахимов». Второе судно серии — «Европа» доста­ лось американцам и использовалось ими в торговом флоте под названием «Ли- бертэ». А пароход «Бремен», который нам удалось увидеть, судя по слухам, был потоплен в войну. Поскольку никаких официальных сообщений о причинах захода «Бре­ мена» в Мурманск не было, мы на судне долго ломали головы над этим. После долгих обсуждений и споров все единодушно пришли к* выводу, что, по-видимому, военно-морские си­ лы Англии, которая 3 сентября 1939 года объявила войну Германии, где-то в море пытались захватить «Бремен». Но он, имея превосходство в скоро­ сти — недаром и завоевывал «Голу­ бую ленту» — оторвался от них и, следуя на Север, зашел в ближай­ ший'порт-убежище Мурманск. Ведь СССР стал для Германии после под­ писания договора . 23 августа 1939 года друлсественной страной. Так*, по­ жалуй, все это и было. Согласовывался ли предваритель­ но этот вопрос с нашими компетент­ ными органами, было ли получено от них разрешение на заход в Коль­ ский залив, чтобы укрыться от англи­ чан? Неизвестно. У профессионалов вызывало удивление, как такая грома­ дина могла без осложнений свободно пройти по Кольскому заливу, где все­ гда довольно интенсивное движеине... Думаю, пребывание германского судна в советском порту — любопыт­ ный штрих к истории взаимоотноше­ ний между нашими странами после 23 августа 1939 года. В этом эпизоде есть что-то неясное, недосказанное. Г. БОРОДУЛИН, инвалид, участник Великой Отечест­ венной войны, ветеран труда. Не согласен Памятник- не искупление Письмо Н. Добычиной «Памятник — искупление», опубликованное в № 24 «Рыбного Мурмана», повергло меня в замешательство. Дело не в том, что автор не была в Афганиста­ не, а в том, можно ли так судить об этой трагедии. Не видел, а знаю, не слышал, а помню — как все это на­ доело. Неужели дальняя и ближняя история не научила нас быть акку­ ратнее в отношении фактов? Оказывается, есть мамы и папы, пославшие детей на бойню, есть де­ ти — убиенные и калеки, они вроде бы и правы, а вроде бы и... И все это в куче, обсуждаемо и осуждаемо. Я бы никогда не стал осуждать уби­ тых и покалеченных, отвергнутых и озлобленных в этой войне, потому что не может в данном случае быть исти­ ны абсолютной и вечной. Мне дума­ ется, что письмо это — дань моде. Не буду приводить бесчисленные примеры 'стойкости и героизма рус­ ских воинов, патриотизма, интерна­ ционализма — не в этом дело. Я о другом: как бы мы ни обвиняли аф ­ ганскую войну, как бы ни склоняли правительство и генералов за их про­ счеты, сегодня уже ничего не изме­ нить. Главное — не менять свои взгляды в зависимости от конъюнкту­ ры па рынке мнений и не рубить с плеча, «казня и милуя». Сыты этим. Надо уметь быть по-настоящему милосердным и не делать еще больнее тем, кому сегодня и так очень горь­ ко. облегчить вживаемость вчерашних «афганцев» в нашу, увы, далеко не идеальную бытность. Не будем бере­ дить раны, которые еще кровоточат. Ведь мы, русские, нация христиан­ ская, сердобольная. Не откликнется ли наш отказ стро­ ить этот памятник бумерангом в на­ ших детях по отношению к нам? Не потеряют ли они милосердие? Не могу согласиться с автором и в том, что не будет в таком памятнике идеи, не найдется, дескать, у нас для такого дела талантов. Уверен, такой памятник должен быть. А места для него, думаю, нет лучше, чем сквер у Дома офицеров. п. чистяков, мурманчанин 34-х лет. Открытое письмо Пусть решает капитан Сегодня доставили почту, которую мы ждем с нетерпением. Все читают письма от родных и близких, делятся с товарищами новостями. Газеты в экипаже пользуются популярностью наравне с письмами и читаются по очереди.- Нашу рыбацкую газету «Рыбный Мурман» читаем коллектив­ но от первой до последней страницы. Хотя в район промысла она доставля­ ется с большими опозданиями. Гово­ рим «спасибо!» жене старшего элект­ ромеханика В. В. Хоменко за то, что уже больше года посылает нам еже­ недельник бандеролью: такой вариант надежней. А теперь — к делу. Прочитали мы заметку бывшего главного механика плавба'зы «Профессор Баранов» М. Н. Чуйкова «Обидели»... («РМ » , 1989, № 16).- И вот что мы подумали: М. Н. Чуйков сам обидел хорошего человека. Прошли те времена, когда на судно назначали «заслуженных». Пришло повое время, когда капитан подбирает себе экипаж, с которым работать долгие месяцы. К сожале­ нию, вы никак не можете смириться с этим «казусом». Да, прошли те времена, когда вы могли управлять работой судомеханической службы, не выходя из каюты, либо с верхней палубы. Да будет вам известно, что после вашего ухода с базы дизельной груп­ пы пришлось два месяца круглые сутки не вылезать из робы, чтобы привести в рабочее состояние все шесть вспомогательных дизель-генера­ торов. Электрослужба после вашего ухода весь рейс восстанавливала электрооборудование рыбофабрнки и судовой электростанции. О какой же «доводке до ума» вспомогательных механизмов вы пишете? Нам, работавшим под вашим нача­ лом, очень неудобно писать об этом в газету, но причина — ваша статья! Далее вы пишете, что были бес­ сменным секретарем парторганизации. Пусть оценку вашей работе даст партком флота. Однако члены экипа­ жа особых ваших стараний и заслуг перед партийной организацией не ощущали.- Капитан-директор В. А. Родии по­ советовался с командой и решил в рейс вас не брать. Он отлично раз­ бирается в людях, умеет оцепить их деловые качества и требует полной отдачи в работе. И мы. считаем пра­ вильным, что наконец дали капита­ ну право подбирать экипаж. Члены судомеханической службы плавбазы «Профессор Баранов». После сеанса «Караул»— модель нашей жизни» Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о фильме «Караул» и рецензии на него, опубликованной в «Рыбном Мурмане». Фильм посмотре­ ла в один из первых дней показа в кинотеатре «Мурманск». Впечатление осталось тяжелое, и не удивительно: двое мальчишек у меня подрастают. Фильм мне в общем-то поправился, он задевает больные проблемы нашего общества, Советской Армии. Эта ис­ тория — модель нашей жизни, где среди молодежи все больше случаев цинизма, лжи, жестокости. Молодой парень — солдат, воспи­ танный, по всей видимости, в семье, в которой главным критерием являет­ ся уважение друг к другу, попадает в неординарную, я бы даже сказала жестокую ситуацию. Здесь царит уго­ ловный мир, вызывающий отвращение к этим получеловекам. И вот они, наши «защитники»: им предстоит увольнение из ВВ, и они, считающие себя «стариками», учат ребят, только что пришедших, на службу, умению унижаться, вовремя подвернуться под руку, умению принимать подачки. Честно скажу, у меня не было жало­ сти к этим, так сказать, «солдатам». Шаль только искалеченную душу пар­ ня и его такую молодую неокончен­ ную жизнь. Не понравился мне в фильме эти зод с баней. И хотя автор статьи пре­ подносит это как символ чистоты, кадр с голым молодым человеком na-i игран, чувствуется, что он отрабаты­ вает перед камерой свой эпизод. Щ еще хочется сказать режиссеру филь­ ма спасибо за то, что он сорвал мас­ ки с наших социальных бед, которые так старательно прикрывал кинемато-* граф стыдливыми «сладкими фильма­ ми». Т. МАКЕЙЧИК, пос. Минькино. Читатель предлагает Бег по кругу Казалось бы, хорошее дело сдела-. но для экипажей судов, прибывших в порт из рейса: выдача рыбопродукт цип через филиал магазина «Нептун»'.; Но вот только непонятно — для че* го придумано столько неудобств? Для того чтобы получить пакеты с рьь бой:, необходимо собрать несколько подписей должностных лиц, которые даже не смотрят, что подписывают,- поставить четыре печати, удостове-: ряющие подлинность документа. При этом нужно побегать по" кругу: баз- ком — магазин, магазин — базком и снова базком — магазин, намотать не один километр и потерять много времени. А потом попробуй найдй транспорт для перевозки продукции и место, где ее раздать. А не лучше ли разорвать этот бю­ рократический круг и сделать так же,- как в магазине по продаже мясных продуктов те.м же экипажам, что на первой проходной рыбного порта?, Принести список экипажа в магазин* заверенный подписью капитана и су* довой печатью и, пожалуйста — полу­ чай в течение какого-то определенной го срока. Н. ПЛАХОТЯ, рефмеханик РПК № 9. Товарищ о товарище Побольше бы таких командиров! Уважаемая редакция. Разрешите членам экипажа СТМ «Онелхский» Мурманского тралового флота через вашу газету рассказать читателям о капитане нашего судна Василии Владимировиче Алешине н первом помощнике капитана Вячесла­ ве Павловиче Урбановиче и выразить им слова благодарности. Многие моряки нашего судна ул:е долгие годы связаны с тяжелым ры­ бацким трудом в море, но не многие могут вспомнить такую поистнне ела-* жениую работу и хороший психологи* ческий климат, которые сложились в экипалсе в этом нелегком промыслов вом рейсе.- Во многом, благодаря ка* питану и первому помощнику, их уме-i ншо организовать работу, рейсовой задание было выполнено за месяц дсь окончания промысла. Администрация судна регулярна информировала экипаж о показать лях работы нашего коллектива и дру* гих, работающих в данном районе; промысла. Добросовестное отношение к своим обязанностям нашего капич тана, требовательность, к себе и к другим вызывает глубокое уважение к нему как к человеку и моряку. Хочется сказать несколько слов и о первом помощнике капитана В. Ш Урбановиче. На протяжении всего; рейса он трудился наряду с матроса-, ми. Ежедневно, по восемь часов рабо* тая на уборке рыбы, принимая актив* ное участие во всех выгрузках рыбо­ продукции, комиссар тем не меиее был в курсе всех событий, происхо^ дящих в мире и регулярно проводив политико-воспитательную работу в экипаже. Василий Владимирович и Вячеславу Павлович в течение всего рейса яв^ лялнсь для нас образцом поистииё настоящих тружеников моря. Члены экипажа СТМ «Онежский»)' В. АДАМОВИЧ , С. КУРБАТОВ. Всего 32 ПОДПИСИ. РЫБНЫЙМУРМАН 22 сентября 1989 года А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz