Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
Вопрос ребром К*честь зпохи застоя? На торце дома, обращенного па главную площадь Мурманска, висит солидная мраморная доска, на кото рой написано золотом: «Площадь Со ветской Конституции, Названа в честь принятия Основного Закона СССР 7 октября 1977 г.». Всем известно, что в застойное время при правлении Леонида Бреж нева были внесены кое-какие изме нения в Конституцию. Но даже во времена Сталина никто не додумался переименовать площадь или улицу в ознаменование утверждения «Сталин ской конституции». А ведь была еще п Ленинская конституция. Теперь скоро будет утверждаться Горбачев ская. Так как же теперь понимать? В честь кого будет называться наша площадь? Мы, старшее поколение, не можем отвыкнуть (а я прожил в Мурманске сорок пять лет) от укоренившегося в истории города названия площади «Гч*кгь Углов» и по-прежнему ее так называем. По-новому же называют ее в основном водители автобусов и трол лейбусов да некоторые молодые мур манчане. По всей стране названия в честь Брежнева сняты. Вот только у нас еще существует напоминание, хотя и не прямое, но достаточно ясное, так как наши подхалимы много говорили о «Брежневской конституции», что нам запомнилось. Можно было назвать площадь в честь Советской Конституции, но за чем увековечивать застойное правле ние Брежнева указанием даты — 7 октября 1977 года? А. ЛОГИНОВ, ветеран войны и труда. Свидетельство очевидца «Бремен» спаслся в Мурманске? § августе этого года отмечалось 50-летие подписания договора о нена падении между Германией и Совет ским Союзом. На многие события ми нувших дней мы теперь смотрим по- иному, в том числе и на этот дого вор. И в связи с дискуссией, развер нувшейся на страницах печати, вспо мнился эпизод, непосредственным сви детелем которого я был. Как-то осенью, примерно около середины сентября 1939 года, придя утром на яхту «Жемчужина Севера», стоявшую в старой части рыбного порта, все мы увидели, что на рейде Кольского залива, где-то ближе к мы су Мишуков, как раз напротив судо ремонтного завода Севморпути, сто ит на якоре невесть откуда взявший ся двухтрубный белоснежный огром ный пароход. Немного погодя яхта пошла па по бережье, на одни из находившихся там рыбозаводов. Когда она проходи ла по заливу, вся команда, заинтере сованная внезапным появлением кра- савца-парохода, попросила капитана обойти его кругом. Судя по надписям, то был немецкий пароход «Бремен» с пассажирами на борту, которые, про гуливаясь по палубе (несмотря на осень, погода была погожая), пома хивали нам и рассматривали в бинок ли наше судно, находившийся вдали город и окрестности. Напомню, тогда уже началась вторая мировая война, фашистская Германия напала на Польшу... Но т у т необходимо кое-что разъяснить в связи с историей парохода, ко торый мы увидели. В конце прошлого века нрупные судоходные компании мира у ч редили почетный при з «Голубая лента Атлантики» для па ссаж ир с ко го судна, которое быстрее д р у ги х пересечет рас стояние между Европой и Америной . Подхлестываемая ко н куренцией и по путно стремясь ка к -то использовать сво бодные рабочие р у к и (в стране царила безработица), Германия во второй поло вине двадцатых годов построила серию из трех комфортабельнейших , техниче ски совершенных па ссаж ир сни х судов нового поколения . Мировые авторитеты в области судостроения причисляли их К таким выдающимся судам -уникумам , ка ким и были а н глий с кий пар усни к , чай ный клипер «Катти-Сарк», наш эскад ренный миноносец «Новик» и другие «о- рабли-символы. Стоявший на якоре перед нами паро ход «Бремен» и был одним из трех су дов этой серии ; он дважды завоевывал «ропубую ленту А тлан ти ки» за высокие скоростные данные. Из редакционной почты «Рыбного Мурмана» О Головное судно серии, «Берлин», полу чившее серьезные повреждения, после ✓второй мировой войны в счет репараций было передано Советскому Союзу. После восстановительного ремонта оно было приписано к Черноморскому пароходст ву и получило новое, ныне тра гически известное название «Адмирал Нахимов». Второе судно серии — «Европа» доста лось американцам и использовалось ими в торговом флоте под названием «Ли- бертэ». А пароход «Бремен», который нам удалось увидеть, судя по слухам, был потоплен в войну. Поскольку никаких официальных сообщений о причинах захода «Бре мена» в Мурманск не было, мы на судне долго ломали головы над этим. После долгих обсуждений и споров все единодушно пришли к* выводу, что, по-видимому, военно-морские си лы Англии, которая 3 сентября 1939 года объявила войну Германии, где-то в море пытались захватить «Бремен». Но он, имея превосходство в скоро сти — недаром и завоевывал «Голу бую ленту» — оторвался от них и, следуя на Север, зашел в ближай ший'порт-убежище Мурманск. Ведь СССР стал для Германии после под писания договора . 23 августа 1939 года друлсественной страной. Так*, по жалуй, все это и было. Согласовывался ли предваритель но этот вопрос с нашими компетент ными органами, было ли получено от них разрешение на заход в Коль ский залив, чтобы укрыться от англи чан? Неизвестно. У профессионалов вызывало удивление, как такая грома дина могла без осложнений свободно пройти по Кольскому заливу, где все гда довольно интенсивное движеине... Думаю, пребывание германского судна в советском порту — любопыт ный штрих к истории взаимоотноше ний между нашими странами после 23 августа 1939 года. В этом эпизоде есть что-то неясное, недосказанное. Г. БОРОДУЛИН, инвалид, участник Великой Отечест венной войны, ветеран труда. Не согласен Памятник- не искупление Письмо Н. Добычиной «Памятник — искупление», опубликованное в № 24 «Рыбного Мурмана», повергло меня в замешательство. Дело не в том, что автор не была в Афганиста не, а в том, можно ли так судить об этой трагедии. Не видел, а знаю, не слышал, а помню — как все это на доело. Неужели дальняя и ближняя история не научила нас быть акку ратнее в отношении фактов? Оказывается, есть мамы и папы, пославшие детей на бойню, есть де ти — убиенные и калеки, они вроде бы и правы, а вроде бы и... И все это в куче, обсуждаемо и осуждаемо. Я бы никогда не стал осуждать уби тых и покалеченных, отвергнутых и озлобленных в этой войне, потому что не может в данном случае быть исти ны абсолютной и вечной. Мне дума ется, что письмо это — дань моде. Не буду приводить бесчисленные примеры 'стойкости и героизма рус ских воинов, патриотизма, интерна ционализма — не в этом дело. Я о другом: как бы мы ни обвиняли аф ганскую войну, как бы ни склоняли правительство и генералов за их про счеты, сегодня уже ничего не изме нить. Главное — не менять свои взгляды в зависимости от конъюнкту ры па рынке мнений и не рубить с плеча, «казня и милуя». Сыты этим. Надо уметь быть по-настоящему милосердным и не делать еще больнее тем, кому сегодня и так очень горь ко. облегчить вживаемость вчерашних «афганцев» в нашу, увы, далеко не идеальную бытность. Не будем бере дить раны, которые еще кровоточат. Ведь мы, русские, нация христиан ская, сердобольная. Не откликнется ли наш отказ стро ить этот памятник бумерангом в на ших детях по отношению к нам? Не потеряют ли они милосердие? Не могу согласиться с автором и в том, что не будет в таком памятнике идеи, не найдется, дескать, у нас для такого дела талантов. Уверен, такой памятник должен быть. А места для него, думаю, нет лучше, чем сквер у Дома офицеров. п. чистяков, мурманчанин 34-х лет. Открытое письмо Пусть решает капитан Сегодня доставили почту, которую мы ждем с нетерпением. Все читают письма от родных и близких, делятся с товарищами новостями. Газеты в экипаже пользуются популярностью наравне с письмами и читаются по очереди.- Нашу рыбацкую газету «Рыбный Мурман» читаем коллектив но от первой до последней страницы. Хотя в район промысла она доставля ется с большими опозданиями. Гово рим «спасибо!» жене старшего элект ромеханика В. В. Хоменко за то, что уже больше года посылает нам еже недельник бандеролью: такой вариант надежней. А теперь — к делу. Прочитали мы заметку бывшего главного механика плавба'зы «Профессор Баранов» М. Н. Чуйкова «Обидели»... («РМ » , 1989, № 16).- И вот что мы подумали: М. Н. Чуйков сам обидел хорошего человека. Прошли те времена, когда на судно назначали «заслуженных». Пришло повое время, когда капитан подбирает себе экипаж, с которым работать долгие месяцы. К сожале нию, вы никак не можете смириться с этим «казусом». Да, прошли те времена, когда вы могли управлять работой судомеханической службы, не выходя из каюты, либо с верхней палубы. Да будет вам известно, что после вашего ухода с базы дизельной груп пы пришлось два месяца круглые сутки не вылезать из робы, чтобы привести в рабочее состояние все шесть вспомогательных дизель-генера торов. Электрослужба после вашего ухода весь рейс восстанавливала электрооборудование рыбофабрнки и судовой электростанции. О какой же «доводке до ума» вспомогательных механизмов вы пишете? Нам, работавшим под вашим нача лом, очень неудобно писать об этом в газету, но причина — ваша статья! Далее вы пишете, что были бес сменным секретарем парторганизации. Пусть оценку вашей работе даст партком флота. Однако члены экипа жа особых ваших стараний и заслуг перед партийной организацией не ощущали.- Капитан-директор В. А. Родии по советовался с командой и решил в рейс вас не брать. Он отлично раз бирается в людях, умеет оцепить их деловые качества и требует полной отдачи в работе. И мы. считаем пра вильным, что наконец дали капита ну право подбирать экипаж. Члены судомеханической службы плавбазы «Профессор Баранов». После сеанса «Караул»— модель нашей жизни» Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о фильме «Караул» и рецензии на него, опубликованной в «Рыбном Мурмане». Фильм посмотре ла в один из первых дней показа в кинотеатре «Мурманск». Впечатление осталось тяжелое, и не удивительно: двое мальчишек у меня подрастают. Фильм мне в общем-то поправился, он задевает больные проблемы нашего общества, Советской Армии. Эта ис тория — модель нашей жизни, где среди молодежи все больше случаев цинизма, лжи, жестокости. Молодой парень — солдат, воспи танный, по всей видимости, в семье, в которой главным критерием являет ся уважение друг к другу, попадает в неординарную, я бы даже сказала жестокую ситуацию. Здесь царит уго ловный мир, вызывающий отвращение к этим получеловекам. И вот они, наши «защитники»: им предстоит увольнение из ВВ, и они, считающие себя «стариками», учат ребят, только что пришедших, на службу, умению унижаться, вовремя подвернуться под руку, умению принимать подачки. Честно скажу, у меня не было жало сти к этим, так сказать, «солдатам». Шаль только искалеченную душу пар ня и его такую молодую неокончен ную жизнь. Не понравился мне в фильме эти зод с баней. И хотя автор статьи пре подносит это как символ чистоты, кадр с голым молодым человеком na-i игран, чувствуется, что он отрабаты вает перед камерой свой эпизод. Щ еще хочется сказать режиссеру филь ма спасибо за то, что он сорвал мас ки с наших социальных бед, которые так старательно прикрывал кинемато-* граф стыдливыми «сладкими фильма ми». Т. МАКЕЙЧИК, пос. Минькино. Читатель предлагает Бег по кругу Казалось бы, хорошее дело сдела-. но для экипажей судов, прибывших в порт из рейса: выдача рыбопродукт цип через филиал магазина «Нептун»'.; Но вот только непонятно — для че* го придумано столько неудобств? Для того чтобы получить пакеты с рьь бой:, необходимо собрать несколько подписей должностных лиц, которые даже не смотрят, что подписывают,- поставить четыре печати, удостове-: ряющие подлинность документа. При этом нужно побегать по" кругу: баз- ком — магазин, магазин — базком и снова базком — магазин, намотать не один километр и потерять много времени. А потом попробуй найдй транспорт для перевозки продукции и место, где ее раздать. А не лучше ли разорвать этот бю рократический круг и сделать так же,- как в магазине по продаже мясных продуктов те.м же экипажам, что на первой проходной рыбного порта?, Принести список экипажа в магазин* заверенный подписью капитана и су* довой печатью и, пожалуйста — полу чай в течение какого-то определенной го срока. Н. ПЛАХОТЯ, рефмеханик РПК № 9. Товарищ о товарище Побольше бы таких командиров! Уважаемая редакция. Разрешите членам экипажа СТМ «Онелхский» Мурманского тралового флота через вашу газету рассказать читателям о капитане нашего судна Василии Владимировиче Алешине н первом помощнике капитана Вячесла ве Павловиче Урбановиче и выразить им слова благодарности. Многие моряки нашего судна ул:е долгие годы связаны с тяжелым ры бацким трудом в море, но не многие могут вспомнить такую поистнне ела-* жениую работу и хороший психологи* ческий климат, которые сложились в экипалсе в этом нелегком промыслов вом рейсе.- Во многом, благодаря ка* питану и первому помощнику, их уме-i ншо организовать работу, рейсовой задание было выполнено за месяц дсь окончания промысла. Администрация судна регулярна информировала экипаж о показать лях работы нашего коллектива и дру* гих, работающих в данном районе; промысла. Добросовестное отношение к своим обязанностям нашего капич тана, требовательность, к себе и к другим вызывает глубокое уважение к нему как к человеку и моряку. Хочется сказать несколько слов и о первом помощнике капитана В. Ш Урбановиче. На протяжении всего; рейса он трудился наряду с матроса-, ми. Ежедневно, по восемь часов рабо* тая на уборке рыбы, принимая актив* ное участие во всех выгрузках рыбо продукции, комиссар тем не меиее был в курсе всех событий, происхо^ дящих в мире и регулярно проводив политико-воспитательную работу в экипаже. Василий Владимирович и Вячеславу Павлович в течение всего рейса яв^ лялнсь для нас образцом поистииё настоящих тружеников моря. Члены экипажа СТМ «Онежский»)' В. АДАМОВИЧ , С. КУРБАТОВ. Всего 32 ПОДПИСИ. РЫБНЫЙМУРМАН 22 сентября 1989 года А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz