Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

противоречил сегодняшнего этапа 5 Принять радикальные меры для ис­ ключения ручного рутинного труда на обработке, лерегрузке продукции . Заменить морально и физически уста­ ревшее технологическое оборудование на промысловых судах, уделить перво­ степенное внимание механизации руч ­ ного труда. Требуем сократить до минимума тя­ желый труд. — Уровень механизации процессов вылова и обработки рыбы на судах флота рыбной промышленности в 1988 году составил 47 процентов, более 50 процентов технологического оборудо ­ вания морально устарело и физически изношено. Министерством, БПО ведут­ ся работы по замене устаревшего обо ­ рудования для переработки рыбы на судах, повышению уровня механизации производственных процессов. Програм ­ мой создания новой техники на 1989— 1995 годы предусмотрена разработка 129 наименований технологического обо ­ рудования. Основу этой программы со ­ ставляют высокомеханизированные и .. автоматизированные линии и установки * ^ о вылову рыбы и морепродуктов , их глубокой переработке. В 1988— 1989 го ­ дах отраслевыми конструкторскими о р ­ ганизациями создана механизированная модульная линия по комплексной раз­ делке рыбы Н2-ИТЛ-502. С 1990 года указанная линия будет серийно из го ­ тавливаться и поставляться на суда. В 1989— 1991 годах будут закончены ра­ боты по созданию новых машин по сор ­ тировке рыбы, разделке м орепрод у к ­ тов: порционированию и укладке рыбы в банки, оборудование по гидромеха­ низированной выливке рыбы из трала, автоматизированная линия ярусного ло ­ ва и другое механизированное о бо р у ­ дование добычи и переработки рыбы и морепродуктов . Начаты работы по со­ зданию автоматизированных линий и установок. С 1993 года планируется се­ рийное производство агрегатно-модуль­ ной рыборазделочной линии с м и кро ­ процессорным управлением, с 1991 года — автоматизированная система управ­ ления ловом рыбы «Атлантик-1». Для создания оборудования высокого тех­ нического уровня, в частности, рыбо ­ разделочного, привлечены ведущие за­ р у б е ж н ы е фирмы. В XI пятилетке в ^замках договора с фирмами «Баадер» (ФРГ), «Трио» (Норвегия), «ЕМФ» (ФРГ) планируется создание рыборазделоч­ ного оборудования для разделки мин­ тая с извлечением икры и печени, ставриды, скумбрии на обесшкуренное филе и др. виды разделки, высокопро ­ изводительных автоматов для раздел­ ки мелких видов рыб. Производство этого оборудования запланировано в 1990— 1991 годах. В настоящее время суда новостроя оснащаются современ­ ным технологическим оборудованием преимущественно зарубежных фирм. В 1987— 1988 годах на эти цели израсхо­ довано более 80 млн. инвалютных р уб ­ лей. С началом серийного изготовле­ ния указанного отечественного обору- .дования объемы импорта оборудова­ ния будут пропорционально снижаться. В 1988-—1995 годах отраслью будет из­ готовлено нового технологического обо ­ рудования, средств механизации произ ­ водственных процессов на 600 млн. рублей. В соответствии с постановле­ нием ЦК КПСС и Совета Министров СССР другие министерства и ведомст­ ва страны изготовят в 1988— 1995 годах .^ля отрасли технологического обору ­ д о в а н и я на 1 миллиард рублей. Реа­ лизация указанной Программы предус­ матривает повышение уровня механи­ зации процессов вылова и обработки рыбы на судах к 1995 году до 65 про ­ центов. Необходимо внедрение научно-техни­ ческого прогресса. — Существующие суда Минрыбхоза СССР при плановом ремонте проходят модернизацию и переоборудование в соответствии с «Планом модернизации и переоборудования судов ФРП на 1985— 1990 годы». План сформирован с учетом предложений экипажей судов, предприятий, институтов отрасли. Учи­ тывая массовое старение судов отрас­ ли, объем указанных работ составляет до 30— 35 процентов объемов судоре ­ монта. Развитие ж е их сдерживается трудностями материально-технического снабжения, поставок комплектующих изделий и оборудования. На судах но- востроя реализуются технические ре ­ шения, обеспеченные на момент по­ стройки необходимым комплектующим оборудованием и материалами . Сегодня мы закапчиваем публикацию ответов и разъяс­ нений Минрыбхоза С С С Р по поводу запросов моряков (см. «РМ » , 1989, № 25, 26). Отвечает Главное научно- техническое управление Мин- j рыбхоза. В работе экспертных групп, рассмат­ ривающих проекты, участвуют предста­ вители судовладельцев. Проводится ра­ бота по обеспечению применения не судах электропогрузчиков для внутри- трюмных работ (дооборудование на­ стилов трюмов, оборудование гара нсей, ремонтных мастерских). Для снижения трудоемкости швартов­ ных операций в море суда дооборуду­ ются кнехтами с вращающимися тум­ бами, устройствами типа «Серп». На су­ дах новостроя внедряются электрогид- равлические краны вместо грузовых стрел и системы рабочего воздуха и средств малой механизации. В рамках отрасли внедряется техническая диаг­ ностика и прогнозирование техсостоя- ния корпусов судов и судовых техни­ ческих средств. Рыбакам продолжают навязывать до ­ рогостоящие орудия лова, не соответст­ вующие условиям рыболовства. — Стоимость орудий лова опреде­ ляется в основном (80 процентов) це ­ ной исходного материала, поставляемо­ го Минхимпромом СССР. С совершен­ ствованием орудий лова и увеличени­ ем их размеров возрастает стоимость тралов. Межбассейновые и бассейно­ вые сравнительные испытания выявля­ ют лучшие конструкции, которые и ре ­ комендуются для использования. По конструктивным характеристикам отече­ ственные тралы не уступают зарубеж ­ ным. В настоящее время проводится работа по получению от химической промышленности полиэтиленового во ­ локна с показателями, удовлетворяю ­ щими нашу отрасль. Переход на поли­ этилен позволит не только снизить сто­ имость тралов, но и улучшить их про ­ мысловые качества. Фабрики орудий лова работают по заявкам флота, из­ готавливая тралы заказываемых кон ­ струкций. Прекратить порочную практику раз­ базаривания народного достояния — сырьевых ресурсов, рыбы. С иностран­ ными фирмами заключать контракты только на поставку готовой продукции. — Постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 года № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» предусмотрено лицензирование М ин ­ рыбхозом СССР всех поставок рыбы и рыбопродукции совместным и иностран­ ным фирмам. Ежегодно «Соврыбфло- том» продается минтай-сырец вместо готовой мороженой продукции из не­ го. Цены, складывающиеся ежегодно на сырец, на 10— 15 процентов выше цен на м ороженую продукцию из не­ го. Тем не менее, Министерством при ­ нимаются меры по улучшению техно­ логии переработки рыбы с целью на­ сыщения внутреннего рынка новыми рыботоварами, а также для поставок такой продукции на экспорт, в частно­ сти, предусмотрен выпуск подобной продукции в объеме 187 тысяч тонн, основная масса этих продуктов будет вырабатываться на основе фарша, в том числе из минтая. Проблема по снабжению судов топ­ ливом в море. — Минрыбхоз СССР на протяжении длительного времени пользуется услу­ гами Минморфлота как транспортной организации страны в перевозках неф- тетоплива из советских портов добы­ вающим судам во все районы М ир о ­ вого океана. При общей годовой потребности от­ расли в топливе в объеме порядка 5 .млн. тонн ежегодная доставка его тан­ керами Минморфлота составляла свы­ ше 3 млн..тонн. Следует отметить, что основной при­ чиной простоев судов является боль­ шая зависимость рыбной промышлен­ ности от Госснаба и Минморфлота, обеспечивающих отрасль нефтепродук­ тами и танкерным флотом для их до ­ ставки на промысел. В связи с переходом пароходства ММ Ф на полный хозрасчет и самофи­ нансирование в госзаказ Министерству морско го флота включена доставка то­ плива лишь в районы Крайнего Севера, и в истекш ем . 1988 году М М Ф осуще ­ ствляло доставку топлива рыбопромыс­ ловым экспедициям только при нали­ чии свободного тоннажа, чем ставило рыбную отрасль в сложное положение. В текущем году Латвийское морское пароходство категорически отказывает в доставке топлива судам Северного и Западного бассейнов из портов Балти­ ки при ежемесячной потребности в вы­ возе свыше 30 тыс. тонн топлива. Со­ здается тяжелейшее положение с обес­ печением топливом не только отечест­ венного рыбопромыслового флота, но и судов ряда стран (Куба, ГДР, ПНР, НРБ, СРР и др.), с которыми рыбная от­ расль, в соответствии с межправитель­ ственными соглашениями, имеет кон ­ тракты на поставку топлива в совмест­ ные районы промысла. Минрыбхоз обратился в Совет Мини­ стров СССР по вопросу удовлетворе­ ния рыбной отрасли нефтепродуктами и тоннажом, а также в Госснаб СССР и Минморфлот. Не организован вывоз рыбопродук ­ ции из района лова. — При нормативном сроке эксплуа­ тации транспортов в 24 года 70 единиц транспортного флота, или около 27 про ­ центов, имеют возраст свыше 20 и бо ­ лее лет. Расширение и освоение новых районов промысла в открытых частях Мирового океана обусловили увеличе­ ние дальности перевозки одной тонны рыбопродукции транспортным флотом, которая в 1988 году составила 3656 миль, или увеличилась по сравнению с 1980 годом на 174 мили. Это обстоя­ тельство привело в целом по отрасли к условному недовывозу из районов промысла свыше 300 тыс. тонн рыбной продукции. В министерстве и на бас­ сейнах ведется работа по сокращению простоев судов в ожидании выгрузки. Однако их не удается ликвидировать полностью в силу недостатка в отрас­ ли транспортов, особенно в «пиковые» периоды ведения промысла. Вместе с тем, в XII пятилетке отрасль недополучает против первоначальных планов 7— 9 единиц транспортных реф ­ рижераторов общим дедвейтом 36— 40 тыс. тонн. Расчетная необеспеченность вывоза рыбопродукции в настоящее время составляет 562 тыс. тонн, что равно провозной способности 15 реф­ рижераторов типа «Кристалл-2», выде­ ление которых необходимо отрасли для ликвидации диспропорции уже сей­ час. В связи с повышением цен на про ­ дукты питания улучшить снабжение с ко ­ ропортящимися овощами и фруктами в течение года независимо от района. — Министерством, Центросоюзом и БЦСПС направлены в Совет Министров СССР на утверждение новые сбаланси­ рованные нормы и ассортимент р а с х о ­ дования продуктов питания, к о т о р ы е предусматривают увеличение п о т р е б л е ­ ния овощей и фруктов на 37 процен­ тов, в т. ч. чеснока в 2,5 раза, поми ­ доров и огурцов на 43 процента, ф р у к ­ тоз на 80 процентов. Кроме того, р а з ­ решено расходовать по решению т р у ­ довых коллективов на приобретение товаров народного потребления, в т. ч. продовольственных, имеющиеся сред ­ ства в свободно конвертируемой в а лю ­ те в размере 25 процентов. Разрешить закупку продуктов в ин- портах в пределах лимита без согла­ сования с судовладельцем. Выделить дополнительные инвалютные средства на закупку молока. — Закупка продуктов в инпортах раз­ решена из расчета инвалютного рубля на одного человека в сутки, причем с судовладельцем согласовывается лишь порт захода судна, а не ассортимент закупаемых продтоваров. В новых нор ­ мах рациона питания потребление м о ­ лока и молочных продуктов увеличива­ ется в 4 раза. Создать при Институте социальных исследований отдел проблем труда и быта плавсостава. — В 1988 году во Всесоюзном ин­ ституте повышения квалификации р у ­ ководящих работников и специалистов рыбной промышленности создана ла­ боратория социальных исследований, которая в тесном контакте с научно- исследовательскими институтами стра­ ны проводит изучение проблемы труда и быта плавсостава. Для изучения со ­ циальных проблем плавсостава на Даль­ нем Востоке привлекался Дальневосточ­ ный научно-исследовательский центр АН СССР, также по регионам привле­ каются другие институты АН СССР и вуза отрасли. Создать всесоюзную рыбацкую газе­ ту. На съезде избрать постоянно дей­ ствующий орган и редакцию всесоюз­ ной газеты рыбаков. — Минрыбхоз СССР и ЦК проф сою ­ за работников рыбного хозяйства неод ­ нократно вносили предложения в ди ­ рективные органы о создании всесоюз­ ной газеты, но не находили поддерж ­ ки. В октябре 1988 г. на комиссии бю ­ ро Совмина СССР по социальным воп­ росам было разъяснено, что все отрас­ левые газеты будут ликвидированы. Окончательно вопрос будет решен с принятием Закона о печати. Сейчас Министерство по этому воп­ росу вновь обратилось в ЦК КПСС. Просим через Центральное телевиде­ ние, прессу, радио сообщить о прини­ маемых мерах и фамилии конкретных лиц, виновных в бедственном положе ­ нии моряков . — В Минрыбхозе СССР создана сис­ тема информации работников отрасли, включающая в себя радиоцентры на бассейнах при портах и судовладель­ цах, 23 многотиражные газеты, 6 ра- диофаксимильных газет, журнал «Рыб­ ное хозяйство», информационные вы­ пуски организаций, предприятий. В ВНИЭРХ создан отдел пропаганды и научно-технической информации, кото ­ рый готовит материалы о работе отра- ли, министерства для публикации их в многотиражных газетах, сообщений в радиобюллетенях. ОТ РЕДАКЦИИ. МЫ ЗАКОНЧИЛИ ПУЛИКАЦИЮ ПИСЬМА ИЗ МИНИСТЕР­ СТВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР. ПРОКОММЕНТИРОВАВ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБКОМА ПРОФСОЮ ­ ЗА Ю. В. МАКАРОВА ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ОТВЕТОВ, МЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ВОЗ­ МОЖНОСТЬ ОБСУДИТЬ ПУБЛИКАЦИЮ САМИМ МОРЯКАМ. ВЕДЬ ИМ ВИДНЕЙ: ТАКИХ ОТВЕТОВ ЖДАЛИ ОНИ ОТ МИ ­ НИСТЕРСТВА ИЛИ ИНЫХ. ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО УЖЕ ИДУТ В РЕДАКЦИЮ ПИСЬ­ МА ПО ПОВОДУ ПОЗИЦИИ МИНРЫБ­ ХОЗА. ОДНО ИЗ НИХ МЫ ПРЕДЛАГА­ ЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НА ШЕСТОЙ СТРАНИЦЕ СЕГОДНЯШНЕГО НОМЕРА. Ш 2 сентября 1089 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz