Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
---------------- - Палитра Заполярья --------------- Л Д Н И М из самых счастливых дней в своей жизни, опре- деливших дальнейшую его судьбу, мурманский график' Владимир Чернов считает тот, когда он случайно оставил в & московском такси «дипломат» с документами и деньгами... Конечно, удача стала очевидной далеко не сразу, но имен но цепь связанных с этим фактом событий и привела его в Мурманск, которому он посвятил уже более пятнадцати лет. Г л а в н о е труд душ и Судьба Чернова начисто опровергает расхожее убеж дение, что творческую про фессию приобретают непре менно «с младых ногтей», что все закладывается в дет стве, и потом изменить что- то сложно. Правда, он ри совал — как и все дети. Но в мастерской художника впервые побывал в 18 лет, на выставке — и того поз* *чке. И лишь к 22 годам, уже после службы в армии, оп ределился в выборе профес сии, поступил в Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Приехав в Заполярье, в первое время Владимир Чер нов заявил о себе только как плакатист и художник про мышленной графики. Кста ти, практически каждый мурманчанин знаком с его творчеством, подчас сам пе подозревая об этом. Много численные афиши областных выставок, плакаты, посвя щенные Дню рыбака и Пра зднику Севера, вымпелы, значки — да мало ли что еще выполнено по эскизам Чернова. Более 70 плакатов только на спортивную тему создано им за эти годы. Эти красочные печатные листы вместе с физкультурниками в различных городах стра ны и за рубежом как бы £ представляли спорт Совет ского Заполярья. На персо нальной выставке, состояв шейся в этом году в област ном краеведческом музее, автор представил и плакаты, посвященные Дшо Победы (триптих «Подвигу советско го народа в Великой Отече ственной войне посвящает ся»), и афиши зональных художественных выставок «Советский Север», и мно гочисленные работы на те му пашей традиционной По лярной Олимпиады,; И все же сейчас основная • сфера приложения творче ских сил Владимира Черно ва — акварель.; Серьезно заняться ею помогло участие в трех подряд Всесоюзных творческих группах акваре листов.; Работа рядом с при знанными мастерами графи ки из Прибалтики, где су ществует сильнейшая шко ла этого жанра, из Москвы - й Ленинграда помогла Вла димиру Борисовичу овладеть секретами мастерства, мно гому научиться, обрести свое лицо. Акварели Чернова легко узнаваемы — и по темати ке, и по излюбленным тех ническим приемам. Мне ка жутся наиболее интересны ми многочисленные произве дения на северные темы.- Они обычно неброски по ко лориту, выдержаны в серо вато-коричневой гамме, от личаются спокойной, урав новешенной композицией. Художника привлекают мо тивы, в которых переплета ются прошлое и настоящее северных деревень — вер нее, он ищет те точки пере сечения, то вневременное начало, которое позволяет нам ощутить историю, связь поколений, традиций. В этих композициях все. казалось бы, знакомо и видаио мно гократно: замшелые валуны, гладь залива, старые сарай чики и баньки, врастающие в землю дома. И все же каждый раз художник вос принимает это (и показыва ет нам) совсем по-новому. В листе «Вечерние камни» композиция выдержана в красно-желтых. багряных, пламенеющих тонах, а лист «Варзуга» отвечает ему спо койным зеленовато-голубым холодным колоритом. Ти пичный, почти собиратель ный образ запечатлен в ра ботах «Беломорье», «Север ная деревня»: ряды домов, взбегающих па сопку, залив, мостки, лодка, замшелые камни... Все знакомо, и все же индивидуально, по-ново му увидено автором. Акварели являются и свое образным путевым дневни ком: из всех поездок, коман дировок художник привозит целые серии превосходных законченных графических листов.- Так появилась серия «Тюменский меридиан», ак варели, знакомящие нас с образом Юрмалы, Риги, Са халина и, конечно, Мурман ска: целый цикл «Времена года» посвящен ставшему родным городу.- Впрочем, Владимир Чернов не стре мится к документальной за рисовке каких-то местечек Мурманска, ему важно на строение — то приподнятое, то тревожное состояние ду ши, которое возникает у каждого при виде знакомых, родных улиц, площадей, скверов, фонарей, деревьев... Здесь уместно сказать и об общественных обязаннос тях Чернова. Он председа тель худсовета в художест венно-промышленных мас терских (где работает бес сменно вот уже полтора де сятка лет), член правления Мурманской организации СХ Р С Ф С Р — со всей вы текающей отсюда ответст венностью (прав это не до бавляет никаких). А в этом году Владимир Чернов — еще и главный художник зо нальной выставки «Совет ский Север». И значит, ему предстоит заниматься оф ор млением и планировкой вы ставки, эскизами, посвящен ных ей афиш, плакатов, значков. Несмотря на широкий спектр общественной рабо ты, которой так или иначе занимается, пожалуй, боль шинство художников, глав ное для каждого из них — творчество. Главное — тот каждодневный труд души, что один только и может привести к рождению про изведений, которые волнуют и вдохновляют зрителей, ко торые позволяют мурманча нам гордиться нашими та лантливыми земляками. Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. В гостях у муз JQ Японцы благодарят Многолетние связи устано вились между мурманским Д ворцом культуры и техники им. С. М. Кирова и Всеяпон- ским культурным центром ра ботников морских профессий. Действующие во Дворце народная фотостудия «М ур манск» (руководитель Н. Н. Рудаков) и изостудия «Палит ра» (руководитель В. Г. Наза ров) неоднократно представ ляли работы своих участни ков на выставки, которые о р ганизует Всеяпонский культур ный центр. И вот недавно из страны восходящего солнца вернулись работы самодея тельных художников и фото любителей. Вместе с ними ди ректор центра Иссэй Цутин передал каталоги, проспекты, путеводители по выставке и дипломы. Мурманчане заслужили боль шую благодарность за учас тие в X III выставке художни- Творчество рыбаков ков-маринистов, и в III м еж дународной выставке океани ческого искусства, проходив ших в художественных сало нах Токио. Эга благодарность подчеркивается и в дипломах: за большой вклад в разви тие международных связей, основанных на дружбе и взаи мопонимании работников м ор ских профессий всех стран. Особое восхищение вызва ли у японских зрителей рабо ты Тамары Александровны Патрикеевой, музыкального руководителя из детского са да БПО «Севрыба», выполнен ные из природных материа лов: «Соловки», «Заповедный Север», «Северные дали», «Осень», «Заполярная весна». Художник Наум Владимиро вич Каценельсон подарил Все японскому культурному цент ру две своих акварельных ра боты — «Раздумье» и «Янтар ное море». Теперь они оста нутся в Музее искусств, даря радость японским ценителям прекрасного . Некоторые авторы уже не раз представляли свои карти ны на такие выставки. И в этом году директор центре Иссэй Цутин выразил пожела ние, чтобы на очередную вы ставку мурманчане были пред- стазлены 3—4 именами, но в большем объеме. Именно по этому Дворец культуры по согласованию с ЦК рыбацко» го профсоюза решил послать на выставку в Токио работы признанных художников-ма- ринистов, рыбаков, хорошо из вестных мурманским любите лям живописи — Василия Ко- ноновича Соломашенко и Ир фана Хосяновича Андержано - ва, а также работы полюбив шейся японцам флористки Та мары Александровны Патри кеевой. Н. УЛАНОВСКАЯ. Память об общей борьбе Эхо войны 1 сентября — не только стартовая дата учебного года, но также и годовщина на чала страшной мировой войны, первой жертвой которой стал польский народ. В нынешнем сентябре эта годовщина отмеча лась под круглой цифрой — 50. I I нака нуне в Мурманске побывала делегация из Польши, в составе которой были и участ ники арктических конвоев, доставлявших ц наш сражавшийся город помощь союзни ков. Центром этого события в Мурманске стал митинг на интернациональном кладби ще, посвященный открытию памятника польским военным морякам с эсминца «Гарланд», погибшим у наших берегов в годы второй мировой. Привычная сухова тая официальность международного меро приятия была нейтрализована необычным и элегантным польским обрядом: иа моги лах похороненных здесь польских моряков горели свечи в окружении миниатюрных красно-белых флажков; в стороне готовил ся к обряду освящения капеллан Войска Польского Адам Студеньскин; но обеим сторонам памятника периодически менялся почетный караул из польских и советских матросов. 'На митинге присутствовали наши и поль ские ветераны той войны — моряки, уча стники караванов PQ. Было много людей молодого и среднего возраста, присутство вали журналисты из многих стран мира, включая Мозамбик. Слова, произнесенные у этого памятни ка, образно совместившего в себе элемен ты католического креста и якоря, вошед шего в землю, не требовали перевода. Все ораторы были понятны одинаково хорошо. Особенно, когда зазвучали стихи в испол нении польских артистов. Да, в дни этого светлого л печального торжества в Мурманске гостили не только бывшие моряки с «Гарланда», но и акте ры Лодзннского театра имени Стефана Ярача. Д ЕСЯТЬ ДНЕЙ две ак терские группы под ру ководством Павла Крука и Юрия Чернышева работали над спектаклем «Борющийся конвой» о трагедии « Гарлан да» Впервые, пожалуй, был предпринят опыт не гастроль ного показа готового спек такля, а совместной работы лодзинской и мурманской трупп от уточнения сце нария до премьеры.; А оче видцы и прототипы некото рых персонажей присутство вали в зрительном зале. В этом спектакле почти нет сюжета, человеческих конфликтов и прочих состав ляющих драматического дей ствия. Но в восприятии зри телей постепенно складыва ется эмоциональная форма спектакля мемуарно-лириче ского характера. Финал же стал итогом и кульминаци ей зрелища.; т..Польские моряки прихо дят навестить раненых со служивцев в промороженный и тесный госпиталь военно го Мурманска. Очень быст ро находят общий язык лю ди несмотря на прочерчен ную на полу условную гра ницу между русскими и ино странцами. Взаимопонима ние вылилось в общую пес ню на польско.м языке.; Но дежурный матрос вновь про черчивает демаркационную линию между поляками и русскими. Тогда люди, по вернувшись друг к другу, по обе стороны границы, поют шепотом.; Был у этого спектакля и второй финал. Ведущие Та тьяна Рулла и Павел Крук пригласили на сцену... про тотипов героев постановки — Антонину Озерову, Алек сандра Храповицкого" и поль ских моряков А. Леваидов- ского, А. Мазура и других. Как в совместном спек такле, так и в жизни много раз убеждались люди в спо собности искусства объеди нять. Потому так много вни мания в эти дни было уде лено своеобразному культур ному обмену. Кроме спектакля и твор ческих встреч, выхода в мо ре к месту захоронения по гибших моряков и митинга на интернациональном клад бище, польская делегация представила мурманчанам творчество своих фотогра фов и художников, работаю щих в рамках военно-патри отической темы. В областном краеведче ском музее открылись две выставки. На первом этаже — «фотодневник» известно го в ПНР мастера Тадеуша Шведа, из Вроцлавского клу ба «Ремесленник». Репортер представил несколько цик лов фотографий, связанных с воспоминаниями о войне, рассказывающих о встречах ветеранов в Италии от Мон те Кассино до Венеции, в Ленинграде на Пискаревском кладбище, в Мурманске (в прошлом году, когда памят ник морякам эсминца «Гар ланд» был еще в макете). На втором этаже зрители знакомятся с выставкой р а бот участников художествен ной студии Дома Войска Польского в Варшаве. Гра фические листы Яна Петра Шанцера, Дариуша Шибинь- ского, Катажины Кныхалы п других художников отра жают впечатления от воен ных будней* Воспоминания о второй мировой войне на полотнах Алексы Пароля воскресили знаменитые суда под покро вом конвоя PQ-16 «Гар ланд», «Пиорун», «Оркан», Цикл работ Яэжи Тамбора о Монте Кассино напоминает о странности и неестествен ности боевых орудий среди полевых цветов. ...После премьеры спек такля я спросила Павла Кру ка, исторический или лич ный интерес к событиям военных лет стал источни ком его «Борющегося кон - б о я » . Павел ответил: «Это го требует мое человеческое сердце/И в потребности па мяти оно не одиноко.- Скульптор Гожеляньчик со здал уже немало памятни ков погибшим польским сол датам. Признаюсь, увидев его работы, я проникся этой темой. Спектакль «Борю щийся конвой» мы собира емся показать и в Лондоне. Ну а с Мурманским теат ром хотели бы наладить по стоянный деловой и друже ский контакт». И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманской ор ганизации Союза теат ральных деятелей. еитября 1989 года 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz