Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

---------------- - Палитра Заполярья --------------- Л Д Н И М из самых счастливых дней в своей жизни, опре- деливших дальнейшую его судьбу, мурманский график' Владимир Чернов считает тот, когда он случайно оставил в & московском такси «дипломат» с документами и деньгами... Конечно, удача стала очевидной далеко не сразу, но имен­ но цепь связанных с этим фактом событий и привела его в Мурманск, которому он посвятил уже более пятнадцати лет. Г л а в н о е труд душ и Судьба Чернова начисто опровергает расхожее убеж­ дение, что творческую про­ фессию приобретают непре­ менно «с младых ногтей», что все закладывается в дет­ стве, и потом изменить что- то сложно. Правда, он ри­ совал — как и все дети. Но в мастерской художника впервые побывал в 18 лет, на выставке — и того поз* *чке. И лишь к 22 годам, уже после службы в армии, оп­ ределился в выборе профес­ сии, поступил в Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Приехав в Заполярье, в первое время Владимир Чер­ нов заявил о себе только как плакатист и художник про­ мышленной графики. Кста­ ти, практически каждый мурманчанин знаком с его творчеством, подчас сам пе подозревая об этом. Много­ численные афиши областных выставок, плакаты, посвя­ щенные Дню рыбака и Пра­ зднику Севера, вымпелы, значки — да мало ли что еще выполнено по эскизам Чернова. Более 70 плакатов только на спортивную тему создано им за эти годы. Эти красочные печатные листы вместе с физкультурниками в различных городах стра­ ны и за рубежом как бы £ представляли спорт Совет­ ского Заполярья. На персо­ нальной выставке, состояв­ шейся в этом году в област­ ном краеведческом музее, автор представил и плакаты, посвященные Дшо Победы (триптих «Подвигу советско­ го народа в Великой Отече­ ственной войне посвящает­ ся»), и афиши зональных художественных выставок «Советский Север», и мно­ гочисленные работы на те­ му пашей традиционной По­ лярной Олимпиады,; И все же сейчас основная • сфера приложения творче­ ских сил Владимира Черно­ ва — акварель.; Серьезно заняться ею помогло участие в трех подряд Всесоюзных творческих группах акваре­ листов.; Работа рядом с при­ знанными мастерами графи­ ки из Прибалтики, где су­ ществует сильнейшая шко­ ла этого жанра, из Москвы - й Ленинграда помогла Вла­ димиру Борисовичу овладеть секретами мастерства, мно­ гому научиться, обрести свое лицо. Акварели Чернова легко узнаваемы — и по темати­ ке, и по излюбленным тех­ ническим приемам. Мне ка­ жутся наиболее интересны­ ми многочисленные произве­ дения на северные темы.- Они обычно неброски по ко­ лориту, выдержаны в серо­ вато-коричневой гамме, от­ личаются спокойной, урав­ новешенной композицией. Художника привлекают мо­ тивы, в которых переплета­ ются прошлое и настоящее северных деревень — вер­ нее, он ищет те точки пере­ сечения, то вневременное начало, которое позволяет нам ощутить историю, связь поколений, традиций. В этих композициях все. казалось бы, знакомо и видаио мно­ гократно: замшелые валуны, гладь залива, старые сарай­ чики и баньки, врастающие в землю дома. И все же каждый раз художник вос­ принимает это (и показыва­ ет нам) совсем по-новому. В листе «Вечерние камни» композиция выдержана в красно-желтых. багряных, пламенеющих тонах, а лист «Варзуга» отвечает ему спо­ койным зеленовато-голубым холодным колоритом. Ти­ пичный, почти собиратель­ ный образ запечатлен в ра ­ ботах «Беломорье», «Север­ ная деревня»: ряды домов, взбегающих па сопку, залив, мостки, лодка, замшелые камни... Все знакомо, и все же индивидуально, по-ново­ му увидено автором. Акварели являются и свое­ образным путевым дневни­ ком: из всех поездок, коман­ дировок художник привозит целые серии превосходных законченных графических листов.- Так появилась серия «Тюменский меридиан», ак­ варели, знакомящие нас с образом Юрмалы, Риги, Са­ халина и, конечно, Мурман­ ска: целый цикл «Времена года» посвящен ставшему родным городу.- Впрочем, Владимир Чернов не стре­ мится к документальной за­ рисовке каких-то местечек Мурманска, ему важно на­ строение — то приподнятое, то тревожное состояние ду­ ши, которое возникает у каждого при виде знакомых, родных улиц, площадей, скверов, фонарей, деревьев... Здесь уместно сказать и об общественных обязаннос­ тях Чернова. Он председа­ тель худсовета в художест­ венно-промышленных мас­ терских (где работает бес­ сменно вот уже полтора де­ сятка лет), член правления Мурманской организации СХ Р С Ф С Р — со всей вы­ текающей отсюда ответст­ венностью (прав это не до­ бавляет никаких). А в этом году Владимир Чернов — еще и главный художник зо ­ нальной выставки «Совет­ ский Север». И значит, ему предстоит заниматься оф ор ­ млением и планировкой вы­ ставки, эскизами, посвящен­ ных ей афиш, плакатов, значков. Несмотря на широкий спектр общественной рабо­ ты, которой так или иначе занимается, пожалуй, боль­ шинство художников, глав­ ное для каждого из них — творчество. Главное — тот каждодневный труд души, что один только и может привести к рождению про­ изведений, которые волнуют и вдохновляют зрителей, ко­ торые позволяют мурманча­ нам гордиться нашими та­ лантливыми земляками. Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. В гостях у муз JQ Японцы благодарят Многолетние связи устано­ вились между мурманским Д ворцом культуры и техники им. С. М. Кирова и Всеяпон- ским культурным центром ра ­ ботников морских профессий. Действующие во Дворце народная фотостудия «М ур ­ манск» (руководитель Н. Н. Рудаков) и изостудия «Палит­ ра» (руководитель В. Г. Наза­ ров) неоднократно представ­ ляли работы своих участни­ ков на выставки, которые о р ­ ганизует Всеяпонский культур­ ный центр. И вот недавно из страны восходящего солнца вернулись работы самодея­ тельных художников и фото­ любителей. Вместе с ними ди ­ ректор центра Иссэй Цутин передал каталоги, проспекты, путеводители по выставке и дипломы. Мурманчане заслужили боль­ шую благодарность за учас­ тие в X III выставке художни- Творчество рыбаков ков-маринистов, и в III м еж ­ дународной выставке океани­ ческого искусства, проходив­ ших в художественных сало­ нах Токио. Эга благодарность подчеркивается и в дипломах: за большой вклад в разви­ тие международных связей, основанных на дружбе и взаи­ мопонимании работников м ор ­ ских профессий всех стран. Особое восхищение вызва­ ли у японских зрителей рабо ­ ты Тамары Александровны Патрикеевой, музыкального руководителя из детского са­ да БПО «Севрыба», выполнен­ ные из природных материа­ лов: «Соловки», «Заповедный Север», «Северные дали», «Осень», «Заполярная весна». Художник Наум Владимиро­ вич Каценельсон подарил Все японскому культурному цент­ ру две своих акварельных ра­ боты — «Раздумье» и «Янтар­ ное море». Теперь они оста­ нутся в Музее искусств, даря радость японским ценителям прекрасного . Некоторые авторы уже не раз представляли свои карти­ ны на такие выставки. И в этом году директор центре Иссэй Цутин выразил пожела­ ние, чтобы на очередную вы­ ставку мурманчане были пред- стазлены 3—4 именами, но в большем объеме. Именно по­ этому Дворец культуры по согласованию с ЦК рыбацко» го профсоюза решил послать на выставку в Токио работы признанных художников-ма- ринистов, рыбаков, хорошо из­ вестных мурманским любите­ лям живописи — Василия Ко- ноновича Соломашенко и Ир­ фана Хосяновича Андержано - ва, а также работы полюбив­ шейся японцам флористки Та­ мары Александровны Патри­ кеевой. Н. УЛАНОВСКАЯ. Память об общей борьбе Эхо войны 1 сентября — не только стартовая дата учебного года, но также и годовщина на­ чала страшной мировой войны, первой жертвой которой стал польский народ. В нынешнем сентябре эта годовщина отмеча­ лась под круглой цифрой — 50. I I нака­ нуне в Мурманске побывала делегация из Польши, в составе которой были и участ­ ники арктических конвоев, доставлявших ц наш сражавшийся город помощь союзни­ ков. Центром этого события в Мурманске стал митинг на интернациональном кладби­ ще, посвященный открытию памятника польским военным морякам с эсминца «Гарланд», погибшим у наших берегов в годы второй мировой. Привычная сухова­ тая официальность международного меро­ приятия была нейтрализована необычным и элегантным польским обрядом: иа моги­ лах похороненных здесь польских моряков горели свечи в окружении миниатюрных красно-белых флажков; в стороне готовил­ ся к обряду освящения капеллан Войска Польского Адам Студеньскин; но обеим сторонам памятника периодически менялся почетный караул из польских и советских матросов. 'На митинге присутствовали наши и поль­ ские ветераны той войны — моряки, уча­ стники караванов PQ. Было много людей молодого и среднего возраста, присутство­ вали журналисты из многих стран мира, включая Мозамбик. Слова, произнесенные у этого памятни­ ка, образно совместившего в себе элемен­ ты католического креста и якоря, вошед­ шего в землю, не требовали перевода. Все ораторы были понятны одинаково хорошо. Особенно, когда зазвучали стихи в испол­ нении польских артистов. Да, в дни этого светлого л печального торжества в Мурманске гостили не только бывшие моряки с «Гарланда», но и акте­ ры Лодзннского театра имени Стефана Ярача. Д ЕСЯТЬ ДНЕЙ две ак­ терские группы под ру­ ководством Павла Крука и Юрия Чернышева работали над спектаклем «Борющийся конвой» о трагедии « Гарлан­ да» Впервые, пожалуй, был предпринят опыт не гастроль­ ного показа готового спек­ такля, а совместной работы лодзинской и мурманской трупп от уточнения сце­ нария до премьеры.; А оче­ видцы и прототипы некото­ рых персонажей присутство­ вали в зрительном зале. В этом спектакле почти нет сюжета, человеческих конфликтов и прочих состав­ ляющих драматического дей­ ствия. Но в восприятии зри­ телей постепенно складыва­ ется эмоциональная форма спектакля мемуарно-лириче­ ского характера. Финал же стал итогом и кульминаци­ ей зрелища.; т..Польские моряки прихо­ дят навестить раненых со­ служивцев в промороженный и тесный госпиталь военно­ го Мурманска. Очень быст­ ро находят общий язык лю­ ди несмотря на прочерчен­ ную на полу условную гра­ ницу между русскими и ино­ странцами. Взаимопонима­ ние вылилось в общую пес­ ню на польско.м языке.; Но дежурный матрос вновь про­ черчивает демаркационную линию между поляками и русскими. Тогда люди, по­ вернувшись друг к другу, по обе стороны границы, поют шепотом.; Был у этого спектакля и второй финал. Ведущие Та­ тьяна Рулла и Павел Крук пригласили на сцену... про­ тотипов героев постановки — Антонину Озерову, Алек­ сандра Храповицкого" и поль­ ских моряков А. Леваидов- ского, А. Мазура и других. Как в совместном спек­ такле, так и в жизни много раз убеждались люди в спо­ собности искусства объеди­ нять. Потому так много вни­ мания в эти дни было уде­ лено своеобразному культур­ ному обмену. Кроме спектакля и твор­ ческих встреч, выхода в мо­ ре к месту захоронения по­ гибших моряков и митинга на интернациональном клад­ бище, польская делегация представила мурманчанам творчество своих фотогра­ фов и художников, работаю­ щих в рамках военно-патри­ отической темы. В областном краеведче­ ском музее открылись две выставки. На первом этаже — «фотодневник» известно­ го в ПНР мастера Тадеуша Шведа, из Вроцлавского клу­ ба «Ремесленник». Репортер представил несколько цик­ лов фотографий, связанных с воспоминаниями о войне, рассказывающих о встречах ветеранов в Италии от Мон­ те Кассино до Венеции, в Ленинграде на Пискаревском кладбище, в Мурманске (в прошлом году, когда памят­ ник морякам эсминца «Гар­ ланд» был еще в макете). На втором этаже зрители знакомятся с выставкой р а ­ бот участников художествен­ ной студии Дома Войска Польского в Варшаве. Гра­ фические листы Яна Петра Шанцера, Дариуша Шибинь- ского, Катажины Кныхалы п других художников отра­ жают впечатления от воен­ ных будней* Воспоминания о второй мировой войне на полотнах Алексы Пароля воскресили знаменитые суда под покро­ вом конвоя PQ-16 «Гар­ ланд», «Пиорун», «Оркан», Цикл работ Яэжи Тамбора о Монте Кассино напоминает о странности и неестествен­ ности боевых орудий среди полевых цветов. ...После премьеры спек­ такля я спросила Павла Кру­ ка, исторический или лич­ ный интерес к событиям военных лет стал источни­ ком его «Борющегося кон - б о я » . Павел ответил: «Это­ го требует мое человеческое сердце/И в потребности па­ мяти оно не одиноко.- Скульптор Гожеляньчик со­ здал уже немало памятни­ ков погибшим польским сол­ датам. Признаюсь, увидев его работы, я проникся этой темой. Спектакль «Борю ­ щийся конвой» мы собира­ емся показать и в Лондоне. Ну а с Мурманским теат­ ром хотели бы наладить по­ стоянный деловой и друже­ ский контакт». И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманской ор ­ ганизации Союза теат­ ральных деятелей. еитября 1989 года 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz