Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

о %% ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА РАЙХ... МАТЬ ДЕТЕЙ СЕРГЕЯ АЛЕК­ САНДРОВИЧА ЕСЕНИНА. СЫН КОНСТАНТИН. ДОЧЬ ТАТЬЯНА. В 1972 ГОДУ В НАШЕЙ ПОЕЗДКЕ ПО ЕСЕНИНСКИМ МЕСТАМ ЛЕНИНГРАДА ПЕШЕХОДНУЮ ЭКСКУРСИЮ С РЕБЯТАМИ ПРОВО­ ДИЛ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ЛОМАН . У ДОМ А № 33 ПО ЛИТЕЙ­ НОМУ ПРОСПЕКТУ МЫ СТОЯЛИ ДОЛГО. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ РАССКАЗЫВАЛ О НЕДОЛГОМ СЕМЕЙНОМ СЧАСТЬЕ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА И ЗИНАИДЫ НИКОЛАЕВНЫ РАЙХ. А ПОТОМ — О ЕЕ ТРАГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ. Наше время щедро на откровения. Откры­ ваются запечатанные сургучом запретов страницы истории, при­ ближая к нам эпоху, события, людей. Сергей Александро­ вич Есенин, пожалуй, и сейчас остается одной из наиболее загадоч­ ных и притягательных личностей ушедшей поры. По крупицам, по штрихам воссоздается сейчас образ гениаль­ ного и так долго опального певца рус­ ской земли. Сегодняш­ няя маша публикация Перечитывая заново J J подаренной Зинаиде Вениаминов­ не Гейман, надпись: «Накануне печальной годовщины (1925— 1935). Мои печальные глаза — тебе, Зинаида, — как воспомина­ ние о самом главном и самом страшном в моей жизни — Сер ­ гее. 1935, 13 декабря. Твоя Зинаида». Из дневника 3. В. Гейман: «...Какой гениальный мастер Мейерхольд, как он сумел из та­ ко го разбитого, заброшенного мрамора создать прекрасную скульптуру. Зинаида выросла в большую, настоящую актрису, а когда-то ей Сергей Есенин го в о ­ рил, когда она сама вздумала ув- Никаких вещей, ничего они на взяли, не грабили, но вся лест» ничная клетка была в крови. Ко-» гда они скрылись (кто-то виде/*, что они уехали на машине), дом * работница выскочила из квартирь! и стала звать дворника. Распахнув тая настежь дверь захлопнулась, дворник не стал вскрывать квар* тиру, начал звонить в милиций . Когда приехала милиция и вошлй в квартиру, Зинаида Николаевичи была еще жива, находилась 8 cCfi знании, с нее снимали допро<Й Потом ее увезли в больницу $ Склифосовскому, умерла она п$ дороге от потери крови. Рабо{| ница эта, Лидия Анисимовна, ни* чего, никогда никому не рассказ 39 Вы помните ..." О Зинаиде Николаевне матери­ ал собирали по крупицам. Запи­ сывали рассказанное при встре­ чах. Пытались и сами рассказать О том, что нашли. Материал при ­ нимали, говорили, что интерес­ ный, но... не печатали. Так где-то ft архивах ряда газет и по сей день таятся наши попытки рас­ сказать о Зинаиде Николаевне Райх. венчание С. А. Есенина и 3. Н, Райх состоялось в августе 1917 года в вологодских местах, в церкви Кирика и Улиты близ се­ ла Коншино, куда Есенин приехал к своему другу, поэту Алексею Ганину. Они вместе совершили путешествие по Белому морю . Вернувшись в Петроград, молодые жили в доме № 33 по Литейному проспекту. С переездом весной 1918 года 9 Москву начались не только не­ устроенности быта, но и неустро­ енность жизни . Есенин и Райх расстались. Двое детей — Таня (19Ьр г.) и Костя (1920 г.) воспи­ тывались в семье Вс. Мейерхоль­ да, женой которо го Зинаида Ни­ колаевна стала в 1922 году. В ЦГАЛИ хранится заявление Есенина в народный суд г. Орла: «Прошу не отказать з Вашем распоряжении об оформлении моего развода с моей женой Зи­ наидой Николаевной Есениной- Райх. Наших детей — Татьяну трех лет и сына Константина од ­ ного года — оставляю для вос­ питания у моей бывшей жены Зи­ наиды Николаевны Райх, беря на себя материальное обеспечение их, в чем и подписываюсь. 19/11 — 1921. Сергей Есенин». «Нарсуд 4-го участка О рловско ­ го судебного округа (судья С. Я. Либединский) рассмотрел в от­ крытом заседании бра коразвод ­ ное дело по ходатайству Зинаиды Николаевны Есениной о растор­ жении брака с мужем Сергеем Александровичем Есениным». Суд ра'Иг^л их. Осенью 1921 г. 3. Н. Райх по ­ ступила в Государственные выс­ шие режиссерские мастерские, которыми руководил В. Э. М ейер ­ хольд. Два года училась на р е ­ жиссерском факультете, затем пе­ решла на актерский. Еще не за­ кончив учебы, начала играть на сцене театра Мейерхольда. В 1930 году И. Бурачевский в «Рязанском комсомольце» опуб ­ ликует отрывки из дневника по ­ други 3. Н. Райх — Зинаиды Ве­ ниаминовны Гейман. В нашем ар­ хиве есть фотография, сделанная в день прощания с С. Есениным в Москзе а Доме печати: 3. Н. Райх сидит, положив голову на плечо В. Мейерхольда. Рядом, согбенная под тяжестью горя, 3. В. Гейман... Строчки из дневника 3. В. Гей­ ман: «С ней связано многое. Эпоха: мой друг и Есенин — их твор ­ ческая связь, наши встречи в РЫБНЫЙМУРМАН 1918 году. Мы жили в гостинице «Националы», Сергей Есенин с Зинаидой жили в плохоньком но ­ мере какой-то гостиницы. У них было неуютно, мрачно, по -бэгем - нэму : на столе крош ки , вода, разбросано. У нас роскошно , ую т ­ но, и к нам вечерами часто при ­ ходили Есенин с Зинаидой. Она беременная Танечкой. В черном платье с высоким воротником, гладко причесанная, с желтыми пятнами на лице от беременности. О н ' в сереньком костюме с гал­ стуком-бантиком , приносил бала­ лайку, пел и читал стихи. Тогда жилось впроголодь, но мы полу­ чали* лаек — ...черный хлеб и са­ хар были у нас вдоволь, и мы их угощали...»/' В 1959 году Илья Эренбург ска ­ зал: — О Мейерхольде теперь бу ­ дут писать... Но .кто расскажет о ней — актрисе ред ко го дарова­ ния, его друге, жене? О необы к­ новенной Аксюше из «Леса», А н ­ не Андреевне из «Ревизора», тра­ гической Маргерит Готье? О сво ­ еобразии Райх — русской актри­ сы, тонкой, контрастной? Сейчас о Райх-актрисе расска­ зал журнал «Театр» (№ 1 за 1989 год). В наших же записях 1970-х го ­ дов — рассказы тех, кто видел ее на сцене. Вот отзыв Маяковского на диспуте о «Ревизоре» в нача­ ле январе 1927 года: «Вот го ­ ворят: Зинаида Райх. Выдвинули ее на первое место. Почему? Ж е ­ на. Нужно ставить вопрос не так: он женился на ней потому, что она хорошая артистка». А вот запись рассказа Августы Леонидовны Миклашевской, акт­ рисы Камерного Театра, женщ и ­ ны, которой посвящен есенин­ ский цикл «Любовь хулигана»:. — «Друзья» Есенина поговари­ вали, что Райх не любила Есени­ на. Нет, она его любила! Только с ним было очень трудно. Да еще и Мариенгоф внушал Есенину, что женитьба и семья поэту не н уж ­ ны. Зинаида Райх была женщина гордая. Она хотела иметь мужа, а не так, как было с Есениным •— по году не виделись. Когда она стала женой Мейерхольда, она детям рассказывала только хоро ­ шее и внушала им уважение и почтение к отцу. И Всеволод М ей ­ ерхольд тоже только уважительно отзывался о Есенине, говоря, что это большой русский поэт, ко то ­ рым народ наш будет гордиться. «Друзья» Есенина поговаривали, что Зинаида Райх не была талант­ ливой актрисой. Нет! Она была талантлива! Она работала с Мей­ ерхольдом. Это правда. Но сколь­ ко бы ни старался режиссер ож и ­ вить мертвую душу актера, она не оживет, не задышит, если нет та­ ланта. А у Зинаиды Николаевны талант был! Помню, я уже работала в про ­ винции, в Рязани. Дали мне роль в «Даме с камелиями». А мне случилось в ту пору в Москве быть... Пошла посмотреть «Даму ; о жене поэта, женщи- * не, которой посвяще­ ны многие его стихи, самое известное из ко ­ торых — поэтическая исповедь «Письмо к Женщине)», заканчива­ ющаяся словами: «...вас помнящий всег­ да, знакомый ваш Сер­ гей Есенин». Фактическую основу этого материала соста­ вили изыскания школь­ ников — членов есе­ нинского клуба посел­ ка Росляково. с камелиями» в постановке Мей­ ерхольда. Заглавную роль играла Зинаида Николаевна Райх! Как она играла! Потрясающе. Я до сих пор не могу забыть... После того как я посмотрела эту вещь, вернувшись в Рязань, я отказалась от роли: слишком велико было обаяние Райх. Я не могла отделаться от ее образа, а повторять актрисе нельзя. Так я и отказалась от «Дамы с камели­ ями». Спустя годы (уже в феврале 1986 года) — запись разговора с сестрой Августы Леонидовны — Александрой Леонидовной (в прошлом артистки оперетты. — Я не видела Райх в «Даме с камелиями». Когда я приехала в Москву, город был наполнен раз­ говорами об этом спектакле. О чуде воплощения образа М ар ге ­ рит Зинаидой Николаевной Райх. Не было шушуканья и сплетен, не было сладких улыбочек и тол ко ­ ваний с намеком на что-то иное, все в голос говорили о чуде ис­ кусства. Зинаида Райх растопила все сердца страданием и чисто­ той любви своей Маргерит. Все пали ниц пред явлением талан­ та. Сыграть лучше — было тогда невозможно, это была потряса­ ющая своей трагедией вершина жизни. Из дневников 3. В. Гейман: «Дама с камелиями». Спектак­ лем была потрясена... Может быть, потому, что Зинаида слиш­ ком близка мне всем своим тра­ гическим прошлым, и у меня ее переживания на сцене ассоцииру­ ются с ее переживаниями... В сцене с отцом Арманда... передо мною страдала не дама с ка ­ мелиями от ужаса перед разлу­ кой с Армандом , а Зинаида Райх у открытой могилы Сергея Есени­ на, когда она, прощаясь, над гр о ­ бом склонилась и кричала: «Сказ­ ка моя, жизнь, куда ты уходишь...» (Я не мо гу писать, у меня мураш ­ ки от холода по телу). Может, она потому так играет на сцене, что она в жизни была трагичес­ кая женщина... На фотографии Райх в роли Маргерит («Дама с камелиями»), лекаться скульптурой: «Тебе р е ­ бят рожать, а не скульптуру ле­ пить». И кто знает, что стало бы с ней.., если бы на пути не встре­ тился Мейерхольд. ...Мне она нравится на сцене, меня сегодня до слез трогают трагические ме­ ста потому, что я слишком знаю и мне близко ее страдание в прошлом, когда она, любя Есени­ на, переживала муки...» Но страдание было не только в прошлом, страдания приближа­ лись — роковые, трагические. Шла травля театра Мейерхольда. С 1932 года она принимала все более четкий характер преследо­ вания. Запрещена постановка пье­ сы Эрдмана «Самоубийцы». В 1933 году репрессирован Нико ­ лай Эрдман — автор пьесы, со­ слан в Енисейск. Семья Мейер ­ хольда связей с ним не прерыва­ ет — в Енисейск идут письма, по­ сылки, деньги. В 1937 году закры ­ вают театр Мейерхольда. 51-й номер журнала «Театраль­ ная жизнь» за 1989 год посвящен Всеволоду Эмильевичу Мейер­ хольду. Его трагедия, его смерть, его посмертная реабилитация — весь ужас, вся трагедийная не­ лепость — в документах и фак­ тах. «Всеволода Эмильевича М ей ­ ерхольда арестовали в ночь на 20 июня 1939 года в подаренной ему Кировым ленинградской ква­ ртире. А в ночь на 14 июля 1939 года в Москве, в их квартире в Брюсовском переулке, была уби­ та Зинаида Николаевна Райх, — пишет внучка Вс. Мейерхольда — М. Валентей. — Я была у Зинаиды Николаевны дня за два до ее гибели. В тот раз, помню, Зина­ ида Николаевна лежала на дива­ не, была очень возбуждена, гово ­ рила, что сделала непоправимую глупость, написав письмо Стали­ ну... Убийство произошло около ча­ са ночи, когда Зинаида Николаев­ на выходила из ванны. У их д о ­ ма, ближе к улице Горького, на­ ходился маленький книжный ма­ газин, обнесенный заборчиком, с его крыши ничего не стоило взобраться на балкон кабинета, через кабинет и вошли убийцы. После ареста Всеволода Эмилье­ вича кабинет был опечатан, но оставалась незапертой дверь из кабинета в большую комнату, за­ крытая занавеской. Через эту дверь они и проникли. Говорили, что их было двое. Зинаиде Нико ­ лаевне было нанесено 17 ноже ­ вых ран, но ни одного ранения в область сердца не было. Окна были открыты, соседи по дому слышали ее душераздирающие крики, но никто не вышел: дума­ ли, что Зинаиду Николаевну при ­ шли арестовывать» Все ждали ее ареста и все знали, что после за­ крытия театра у нее случались тяжелые истерические припадки. Она была очень сильна физиче­ ски, видимо, очень сопротивля­ лась. Выскочили из квартиры убийцы через парадную дверь, бежали по лестнице и оставляли на желтых стенах кровавые ртпв* чатки, вытирали руки об стены. зывала, была арестована, потом освобождена и исчезла куда-то...# Вот с этой-то Лидией Аниск* м о е н о й , в камере на Лубянке 27 августа 1939 года и встретится дочь Марины Цветаевой Ариадн* Сергеевна Эфрон. С ее ело* И запишет потом рассказ домра ­ ботницы Мария Белкина ш книг$ «Скрещение судеб» (М., «Книга»/ 1988 г.): *— А в ту ночь, как убили Зи« найду Николаевну, та долго нф ложилась спать, облигации доста* ла, пересчитывала их, в доме да* нег ни копейки не было, утроМ за продуктами не С чем было иД* ти. Зинаида Николаевна решил^ заложить облигации. Так и остф* лись на столе в ее комнате, в & ры их не забрали... А на ка н ун ^ как раз за день, как убить ее£ приходили те, которые Всеволод^ Эмильевича арестовали. «Вещич| ки, — говорят, кое-какие Вс» волода Эмильевича забрать н| до». На дверях кабинета его пб чати висели, они же повесил! когда его уводили, а тут печат; сломали, в комнату вошли, Н( балкон зачем-то дверь отворил! на балконе что-то искали. А к< гда уходили, дверь на балкон £ забыли запереть. Посреди ночй^ Зинаида Николаевна как закрц# чит, да страшно так, дурным r t f l лосом... Вскочила Лидия Анисий мовна... А из комнаты навстречу ей двое мужчин выходят... стук* нули по башке, она и выключи* лась. Очнулась в больнице ужё> обритая. Соседка по лестниц^ приходила, тоже дом работниц^ Зарезали, говорит, хозяйку твою, ножом искололи всю и ничего* шеньки забрать не успели... В журнале «Огонек» № 15 в ап« рельском номере 1989 г. в публи* кации Валентина Рябова «Делф № 537» приведено расследование по письму дочери 3. Н. Райх и С. А. Есенина, Т. .С. Есениной щ прокуратуру Москвы. Татьян* Сергеевна хотела, чтобы органы прокуратуры установили винов­ ных убийства Зинаиды Николаев* ны Райх. Вина НКВД при рассле* довании доказана. Все было так, как рассказала домработница... На Ваганьковском кладбище, там, где похоронен Есенин, нахо­ дится и могила Зинаиды Никола­ евны Райх. На памятнике сейчас выбиты три имени: Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Зинаида Николаевна Райх, Константин Сер­ геевич Есенин. Всеволод Эмильевич Мейер* хольд расстрелян 2 февраля 1940 года. Могила его неизвестна. Вот почему этот памятник — памяти ник жертвам трагедии тех страш* ных лет, трагедийным актерам, что жили и работали в то время, которое называют временем тра­ гедий. Их ролью была жизнь их, театром — жизнь, трагедией — жизнь. В. КУЗНЕЦОВА , преподаватель литературы, руководитель музея-клуба С. А. Есенина, ПОС, РоСАЯКОЛО , 8 сентября 1989 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz