Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
о %% ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА РАЙХ... МАТЬ ДЕТЕЙ СЕРГЕЯ АЛЕК САНДРОВИЧА ЕСЕНИНА. СЫН КОНСТАНТИН. ДОЧЬ ТАТЬЯНА. В 1972 ГОДУ В НАШЕЙ ПОЕЗДКЕ ПО ЕСЕНИНСКИМ МЕСТАМ ЛЕНИНГРАДА ПЕШЕХОДНУЮ ЭКСКУРСИЮ С РЕБЯТАМИ ПРОВО ДИЛ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ЛОМАН . У ДОМ А № 33 ПО ЛИТЕЙ НОМУ ПРОСПЕКТУ МЫ СТОЯЛИ ДОЛГО. АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ РАССКАЗЫВАЛ О НЕДОЛГОМ СЕМЕЙНОМ СЧАСТЬЕ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА И ЗИНАИДЫ НИКОЛАЕВНЫ РАЙХ. А ПОТОМ — О ЕЕ ТРАГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ. Наше время щедро на откровения. Откры ваются запечатанные сургучом запретов страницы истории, при ближая к нам эпоху, события, людей. Сергей Александро вич Есенин, пожалуй, и сейчас остается одной из наиболее загадоч ных и притягательных личностей ушедшей поры. По крупицам, по штрихам воссоздается сейчас образ гениаль ного и так долго опального певца рус ской земли. Сегодняш няя маша публикация Перечитывая заново J J подаренной Зинаиде Вениаминов не Гейман, надпись: «Накануне печальной годовщины (1925— 1935). Мои печальные глаза — тебе, Зинаида, — как воспомина ние о самом главном и самом страшном в моей жизни — Сер гее. 1935, 13 декабря. Твоя Зинаида». Из дневника 3. В. Гейман: «...Какой гениальный мастер Мейерхольд, как он сумел из та ко го разбитого, заброшенного мрамора создать прекрасную скульптуру. Зинаида выросла в большую, настоящую актрису, а когда-то ей Сергей Есенин го в о рил, когда она сама вздумала ув- Никаких вещей, ничего они на взяли, не грабили, но вся лест» ничная клетка была в крови. Ко-» гда они скрылись (кто-то виде/*, что они уехали на машине), дом * работница выскочила из квартирь! и стала звать дворника. Распахнув тая настежь дверь захлопнулась, дворник не стал вскрывать квар* тиру, начал звонить в милиций . Когда приехала милиция и вошлй в квартиру, Зинаида Николаевичи была еще жива, находилась 8 cCfi знании, с нее снимали допро<Й Потом ее увезли в больницу $ Склифосовскому, умерла она п$ дороге от потери крови. Рабо{| ница эта, Лидия Анисимовна, ни* чего, никогда никому не рассказ 39 Вы помните ..." О Зинаиде Николаевне матери ал собирали по крупицам. Запи сывали рассказанное при встре чах. Пытались и сами рассказать О том, что нашли. Материал при нимали, говорили, что интерес ный, но... не печатали. Так где-то ft архивах ряда газет и по сей день таятся наши попытки рас сказать о Зинаиде Николаевне Райх. венчание С. А. Есенина и 3. Н, Райх состоялось в августе 1917 года в вологодских местах, в церкви Кирика и Улиты близ се ла Коншино, куда Есенин приехал к своему другу, поэту Алексею Ганину. Они вместе совершили путешествие по Белому морю . Вернувшись в Петроград, молодые жили в доме № 33 по Литейному проспекту. С переездом весной 1918 года 9 Москву начались не только не устроенности быта, но и неустро енность жизни . Есенин и Райх расстались. Двое детей — Таня (19Ьр г.) и Костя (1920 г.) воспи тывались в семье Вс. Мейерхоль да, женой которо го Зинаида Ни колаевна стала в 1922 году. В ЦГАЛИ хранится заявление Есенина в народный суд г. Орла: «Прошу не отказать з Вашем распоряжении об оформлении моего развода с моей женой Зи наидой Николаевной Есениной- Райх. Наших детей — Татьяну трех лет и сына Константина од ного года — оставляю для вос питания у моей бывшей жены Зи наиды Николаевны Райх, беря на себя материальное обеспечение их, в чем и подписываюсь. 19/11 — 1921. Сергей Есенин». «Нарсуд 4-го участка О рловско го судебного округа (судья С. Я. Либединский) рассмотрел в от крытом заседании бра коразвод ное дело по ходатайству Зинаиды Николаевны Есениной о растор жении брака с мужем Сергеем Александровичем Есениным». Суд ра'Иг^л их. Осенью 1921 г. 3. Н. Райх по ступила в Государственные выс шие режиссерские мастерские, которыми руководил В. Э. М ейер хольд. Два года училась на р е жиссерском факультете, затем пе решла на актерский. Еще не за кончив учебы, начала играть на сцене театра Мейерхольда. В 1930 году И. Бурачевский в «Рязанском комсомольце» опуб ликует отрывки из дневника по други 3. Н. Райх — Зинаиды Ве ниаминовны Гейман. В нашем ар хиве есть фотография, сделанная в день прощания с С. Есениным в Москзе а Доме печати: 3. Н. Райх сидит, положив голову на плечо В. Мейерхольда. Рядом, согбенная под тяжестью горя, 3. В. Гейман... Строчки из дневника 3. В. Гей ман: «С ней связано многое. Эпоха: мой друг и Есенин — их твор ческая связь, наши встречи в РЫБНЫЙМУРМАН 1918 году. Мы жили в гостинице «Националы», Сергей Есенин с Зинаидой жили в плохоньком но мере какой-то гостиницы. У них было неуютно, мрачно, по -бэгем - нэму : на столе крош ки , вода, разбросано. У нас роскошно , ую т но, и к нам вечерами часто при ходили Есенин с Зинаидой. Она беременная Танечкой. В черном платье с высоким воротником, гладко причесанная, с желтыми пятнами на лице от беременности. О н ' в сереньком костюме с гал стуком-бантиком , приносил бала лайку, пел и читал стихи. Тогда жилось впроголодь, но мы полу чали* лаек — ...черный хлеб и са хар были у нас вдоволь, и мы их угощали...»/' В 1959 году Илья Эренбург ска зал: — О Мейерхольде теперь бу дут писать... Но .кто расскажет о ней — актрисе ред ко го дарова ния, его друге, жене? О необы к новенной Аксюше из «Леса», А н не Андреевне из «Ревизора», тра гической Маргерит Готье? О сво еобразии Райх — русской актри сы, тонкой, контрастной? Сейчас о Райх-актрисе расска зал журнал «Театр» (№ 1 за 1989 год). В наших же записях 1970-х го дов — рассказы тех, кто видел ее на сцене. Вот отзыв Маяковского на диспуте о «Ревизоре» в нача ле январе 1927 года: «Вот го ворят: Зинаида Райх. Выдвинули ее на первое место. Почему? Ж е на. Нужно ставить вопрос не так: он женился на ней потому, что она хорошая артистка». А вот запись рассказа Августы Леонидовны Миклашевской, акт рисы Камерного Театра, женщ и ны, которой посвящен есенин ский цикл «Любовь хулигана»:. — «Друзья» Есенина поговари вали, что Райх не любила Есени на. Нет, она его любила! Только с ним было очень трудно. Да еще и Мариенгоф внушал Есенину, что женитьба и семья поэту не н уж ны. Зинаида Райх была женщина гордая. Она хотела иметь мужа, а не так, как было с Есениным •— по году не виделись. Когда она стала женой Мейерхольда, она детям рассказывала только хоро шее и внушала им уважение и почтение к отцу. И Всеволод М ей ерхольд тоже только уважительно отзывался о Есенине, говоря, что это большой русский поэт, ко то рым народ наш будет гордиться. «Друзья» Есенина поговаривали, что Зинаида Райх не была талант ливой актрисой. Нет! Она была талантлива! Она работала с Мей ерхольдом. Это правда. Но сколь ко бы ни старался режиссер ож и вить мертвую душу актера, она не оживет, не задышит, если нет та ланта. А у Зинаиды Николаевны талант был! Помню, я уже работала в про винции, в Рязани. Дали мне роль в «Даме с камелиями». А мне случилось в ту пору в Москве быть... Пошла посмотреть «Даму ; о жене поэта, женщи- * не, которой посвяще ны многие его стихи, самое известное из ко торых — поэтическая исповедь «Письмо к Женщине)», заканчива ющаяся словами: «...вас помнящий всег да, знакомый ваш Сер гей Есенин». Фактическую основу этого материала соста вили изыскания школь ников — членов есе нинского клуба посел ка Росляково. с камелиями» в постановке Мей ерхольда. Заглавную роль играла Зинаида Николаевна Райх! Как она играла! Потрясающе. Я до сих пор не могу забыть... После того как я посмотрела эту вещь, вернувшись в Рязань, я отказалась от роли: слишком велико было обаяние Райх. Я не могла отделаться от ее образа, а повторять актрисе нельзя. Так я и отказалась от «Дамы с камели ями». Спустя годы (уже в феврале 1986 года) — запись разговора с сестрой Августы Леонидовны — Александрой Леонидовной (в прошлом артистки оперетты. — Я не видела Райх в «Даме с камелиями». Когда я приехала в Москву, город был наполнен раз говорами об этом спектакле. О чуде воплощения образа М ар ге рит Зинаидой Николаевной Райх. Не было шушуканья и сплетен, не было сладких улыбочек и тол ко ваний с намеком на что-то иное, все в голос говорили о чуде ис кусства. Зинаида Райх растопила все сердца страданием и чисто той любви своей Маргерит. Все пали ниц пред явлением талан та. Сыграть лучше — было тогда невозможно, это была потряса ющая своей трагедией вершина жизни. Из дневников 3. В. Гейман: «Дама с камелиями». Спектак лем была потрясена... Может быть, потому, что Зинаида слиш ком близка мне всем своим тра гическим прошлым, и у меня ее переживания на сцене ассоцииру ются с ее переживаниями... В сцене с отцом Арманда... передо мною страдала не дама с ка мелиями от ужаса перед разлу кой с Армандом , а Зинаида Райх у открытой могилы Сергея Есени на, когда она, прощаясь, над гр о бом склонилась и кричала: «Сказ ка моя, жизнь, куда ты уходишь...» (Я не мо гу писать, у меня мураш ки от холода по телу). Может, она потому так играет на сцене, что она в жизни была трагичес кая женщина... На фотографии Райх в роли Маргерит («Дама с камелиями»), лекаться скульптурой: «Тебе р е бят рожать, а не скульптуру ле пить». И кто знает, что стало бы с ней.., если бы на пути не встре тился Мейерхольд. ...Мне она нравится на сцене, меня сегодня до слез трогают трагические ме ста потому, что я слишком знаю и мне близко ее страдание в прошлом, когда она, любя Есени на, переживала муки...» Но страдание было не только в прошлом, страдания приближа лись — роковые, трагические. Шла травля театра Мейерхольда. С 1932 года она принимала все более четкий характер преследо вания. Запрещена постановка пье сы Эрдмана «Самоубийцы». В 1933 году репрессирован Нико лай Эрдман — автор пьесы, со слан в Енисейск. Семья Мейер хольда связей с ним не прерыва ет — в Енисейск идут письма, по сылки, деньги. В 1937 году закры вают театр Мейерхольда. 51-й номер журнала «Театраль ная жизнь» за 1989 год посвящен Всеволоду Эмильевичу Мейер хольду. Его трагедия, его смерть, его посмертная реабилитация — весь ужас, вся трагедийная не лепость — в документах и фак тах. «Всеволода Эмильевича М ей ерхольда арестовали в ночь на 20 июня 1939 года в подаренной ему Кировым ленинградской ква ртире. А в ночь на 14 июля 1939 года в Москве, в их квартире в Брюсовском переулке, была уби та Зинаида Николаевна Райх, — пишет внучка Вс. Мейерхольда — М. Валентей. — Я была у Зинаиды Николаевны дня за два до ее гибели. В тот раз, помню, Зина ида Николаевна лежала на дива не, была очень возбуждена, гово рила, что сделала непоправимую глупость, написав письмо Стали ну... Убийство произошло около ча са ночи, когда Зинаида Николаев на выходила из ванны. У их д о ма, ближе к улице Горького, на ходился маленький книжный ма газин, обнесенный заборчиком, с его крыши ничего не стоило взобраться на балкон кабинета, через кабинет и вошли убийцы. После ареста Всеволода Эмилье вича кабинет был опечатан, но оставалась незапертой дверь из кабинета в большую комнату, за крытая занавеской. Через эту дверь они и проникли. Говорили, что их было двое. Зинаиде Нико лаевне было нанесено 17 ноже вых ран, но ни одного ранения в область сердца не было. Окна были открыты, соседи по дому слышали ее душераздирающие крики, но никто не вышел: дума ли, что Зинаиду Николаевну при шли арестовывать» Все ждали ее ареста и все знали, что после за крытия театра у нее случались тяжелые истерические припадки. Она была очень сильна физиче ски, видимо, очень сопротивля лась. Выскочили из квартиры убийцы через парадную дверь, бежали по лестнице и оставляли на желтых стенах кровавые ртпв* чатки, вытирали руки об стены. зывала, была арестована, потом освобождена и исчезла куда-то...# Вот с этой-то Лидией Аниск* м о е н о й , в камере на Лубянке 27 августа 1939 года и встретится дочь Марины Цветаевой Ариадн* Сергеевна Эфрон. С ее ело* И запишет потом рассказ домра ботницы Мария Белкина ш книг$ «Скрещение судеб» (М., «Книга»/ 1988 г.): *— А в ту ночь, как убили Зи« найду Николаевну, та долго нф ложилась спать, облигации доста* ла, пересчитывала их, в доме да* нег ни копейки не было, утроМ за продуктами не С чем было иД* ти. Зинаида Николаевна решил^ заложить облигации. Так и остф* лись на столе в ее комнате, в & ры их не забрали... А на ка н ун ^ как раз за день, как убить ее£ приходили те, которые Всеволод^ Эмильевича арестовали. «Вещич| ки, — говорят, кое-какие Вс» волода Эмильевича забрать н| до». На дверях кабинета его пб чати висели, они же повесил! когда его уводили, а тут печат; сломали, в комнату вошли, Н( балкон зачем-то дверь отворил! на балконе что-то искали. А к< гда уходили, дверь на балкон £ забыли запереть. Посреди ночй^ Зинаида Николаевна как закрц# чит, да страшно так, дурным r t f l лосом... Вскочила Лидия Анисий мовна... А из комнаты навстречу ей двое мужчин выходят... стук* нули по башке, она и выключи* лась. Очнулась в больнице ужё> обритая. Соседка по лестниц^ приходила, тоже дом работниц^ Зарезали, говорит, хозяйку твою, ножом искололи всю и ничего* шеньки забрать не успели... В журнале «Огонек» № 15 в ап« рельском номере 1989 г. в публи* кации Валентина Рябова «Делф № 537» приведено расследование по письму дочери 3. Н. Райх и С. А. Есенина, Т. .С. Есениной щ прокуратуру Москвы. Татьян* Сергеевна хотела, чтобы органы прокуратуры установили винов ных убийства Зинаиды Николаев* ны Райх. Вина НКВД при рассле* довании доказана. Все было так, как рассказала домработница... На Ваганьковском кладбище, там, где похоронен Есенин, нахо дится и могила Зинаиды Никола евны Райх. На памятнике сейчас выбиты три имени: Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Зинаида Николаевна Райх, Константин Сер геевич Есенин. Всеволод Эмильевич Мейер* хольд расстрелян 2 февраля 1940 года. Могила его неизвестна. Вот почему этот памятник — памяти ник жертвам трагедии тех страш* ных лет, трагедийным актерам, что жили и работали в то время, которое называют временем тра гедий. Их ролью была жизнь их, театром — жизнь, трагедией — жизнь. В. КУЗНЕЦОВА , преподаватель литературы, руководитель музея-клуба С. А. Есенина, ПОС, РоСАЯКОЛО , 8 сентября 1989 года &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz