Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

6 Перестройка i отрасли: проблемы и решения В министерство, центральную и местную печать, ка телевидение и радио, в журнал «Рыбное хозяйство» от трудящихся отрасли (работников береговых предприятий, моря­ ков, ИТРГ ученых, конструкторов) в последнее время поступают многочисленные просьбы подробно рассказать об особенностях новой структуры управления Минрыбхоза СССР. Главный редактор журнала «Рыбное хозяйст­ во» А. П. Ушаков обратился к заместителю министра рыбного хозяйства СССР Н. И. ЛЫ­ СЕНКО с просьбой ответить на ряд вопросов читателей, касающихся новой структуры мини­ стерства. современной рыбной промышленности, эксплуатирующей естественные ре сур ­ сы прибрежных морей и открытой ча­ сти Мирового океана, может основы­ ваться только на реализации бассейно­ вого принципа управления. Жизненная необходимость, объективная основа бассейнового принципа управления вы­ текает из особенностей сырьевой базы рыбной промышленности, которая ф ор ­ мируется из запасов взаимозависимых по своей численности и распределению промысловых видов рыб и других объ­ ектов. Высокорезультативная с пози­ ций народного хозяйства и долговре­ менная эксплуатация естественной сырь­ евой базы возможна только в случае хорошего знания состояния промысло­ вых объектов, четкого регулирования интенсивности и характера промысло­ вого использования этих ресурсов, дей­ ственного контроля за ходом промыс- функций по отношению к объединени­ ям и предприятиям он р е а л и з у е З ^ а основе экономических методов управ­ ления. К сожалению, этого не за|ЦечЪ- ют оппоненты. Конечно, опыт работы БПО невелик, они действуют только с начала 1989 г. Пока не все виды взаимоотношений с основным законом, где это следовало, решаются на договорной, хозрасчетной основе. Но такие ситуации вполне объ­ яснимы становлением новой структуры, но не ее пороком . Создание БПО сле­ дует рассматривать как промежуточный этап. Эта структура по мере реализа­ ции принципов перестройки хозяйствен­ ного механизма в масштабе страны б у ­ дет изменяться, ее не следует рассмат­ ривать как оптимальное решение на длительный период. Тем не менее БПО позволяет сохранить единого хозяина — Какие управленческие и хозяйст­ венные функции возлагаются теперь на центральный аппарат министерства? — Новая генеральная схема управ­ ления введена в действие с 1 декабря 1983 г. Минрыбхоз СССР в новых усло­ виях хозяйствования сосредоточивает свою деятельность на кардинальном по ­ вышении эффективности работы произ­ водственного флота, объединений, пред­ приятий и организаций, совершенство­ вании внешних связей, проведении еди­ ной научно-технической политики в от­ расли, разработке проектов новых су­ дов и технологии переработки рыбы, перевооружении и модернизации про ­ изводства, развитии аквакультуры, даль* нейшем расширении собственного ма­ шиностроения. Активно используя эко ­ номические методы управления, полный хозрасчет и самофинансирование, Мин­ рыбхоз СССР будет создавать все ус­ ловия для рентабельной работы и ус­ коренного развития социальной сферы подведомственных предприятий и о р ­ ганизаций, обеспечивать более полное удовлетворение потребностей народно­ го хозяйства в рыбной продукции, а также увеличение производства непро­ довольственных товаров народного по ­ требления . и предоставления платных услуг. — /Г акис изменения произошли в управлении рыбной отраслью в связи с утверждением новой структуры? — Надо сказать, что структурные из­ менения произошли на всех уровнях. Упразднены 8 всесоюзных промышлен­ ных объединений, инспекции в центре и на местах. В структуре центрального аппарата министерства ликвидировано 40 управлений, численность его сокра­ щена на 40%. В отрасли созданы круп ­ ные транспортно-сбытозые объедине­ ния. На их базе организованы бассей­ новые производственные рыбохозяйст­ венные объединения (БПО]. Производ­ ственные объединения, входящие в со­ став БПО, созданы на базе головных предприятий. Ликвидирован специаль­ ный аппарат в 8 производственных объ­ единениях — Приморрыбпроме, Саха- линрыбпроме, Хабаровскрыбпроме, Ка- лининградрыбпроме, Латрыбпроме, Лит- рыбпроме, Карелрыбпроме, Азеррыб- пооме. Производственным объединениям пе­ реданы функции оптовой и розничной торговли на территориях их располо­ жения. В ведение БПО отданы судоре ­ монт ные предприятия и научно-иссле­ довательские институты, в которых за­ нято 80% общей численности работни­ ков отраслевой науки. В непосредст­ венном подчинении министерства оста­ ются 4 научно-исследовательских (ВНИЭРХ, ВНИРО, АзНИИРХ, Гипрорыб- флот) и один проектный институт (Ги- прорыбхоз) из 15 при старой схеме уп ­ равления. На всех бассейнах создают­ ся НПО «Рыбтехцентры», которые по ­ зволят бассейновым производственным рыбохозяйственным объединениям в комплексе решать вопросы организа­ ции научных исследований и разведки сырьевых запасов, разработки и из го ­ товления головных образцов машин и новых технологий, внедрения их в про ­ изводство. Осуществлена концентрация производства на бассейнах, упраздне­ ны или реорганизованы в структурные единицы 52 самостоятельных предприя ­ тия. В результате совершенствования структуры управления сокращена чис­ ленность только аппарата управления на бассейнах на 1500 человек с фон­ дом заработной платы свыше 3,5 млн. рублей. 8 сентября 1989 года Особенности новой структуры Минрыбхоза СССР — Николай Иванович, 'как видим, в управлении отраслью происходят серь­ езные и масштабные изменения. Выли ли какие-то возражения, несогласия на местах и в аппарате министерства с( предложенной структурой отрасли? И если были, то ваше мнение по поводу этих разногласий? — При нынешнем плюрализме мне­ ний такие возражения, а порой и не­ согласия а разработанной новой струк ­ турой управления считаю нормальны­ ми. Эта схема принята в результате многократного обсуждения с р у ков о ­ дителями предприятий и организаций, рыбаками, партийными и советскими органами краев *и областей. Конечно, решения не бесспорные. Да и никто сегодня не может претендовать на ис­ тину в последней инстанции. Практика, жизнь скажут, кто прав. Но вызывают удивление те наши оппоненты, кото ­ рые, не разобравшись в существе воп­ роса, утверждают, что никаких изме­ нений в структуре не произошло. В связи с этими суждениями замечу, что сегодня полезнее не выискивать недо­ статки в новой организационной струк­ туре (они безусловно есть), а прило­ жить энергичные усилия, чтобы скорее задействовать новую структуру, отра­ ботать взаимодействие всех звеньев, найти пути дальнейшего ее совершен­ ствования. — А все-таки, по каким частям структуры поступает больше всего воз­ ражений, замечаний? — Прежде всего наши некоторые научные организации в центре, науч­ ные работники возражали против под ­ чинения отраслевых НИИ на местах бас­ сейновым производственным объедине­ ниям. Они считают', что было бы более правильным централизовать сырьевую науку. Но наибольшую дискуссию сегодня вызывает вопрос о БПО. Это действи­ тельно самый сложный вопрос нашей структуры. И вот почему. Перестройка структуры управления отраслью связана не только с измене­ нием функций министерства, но и во многом с реализацией двухзвенной структуры управления: министерство — основное звено. Однако воплощение этой структуры в жизнь должно учиты­ вать особенности отрасли. В центральной и местной печати ге ­ неральная схема управления рыбным хозяйством неоднократно подвергалась критике. Схему упрекают в нарушении Закона СССР о предприятии (объеди­ нении), несоблюдении демократических начал, в попытке сохранить ранее дей­ ствующую структуру управления под новой вывеской. Суть критических вы­ ступлений связана с тем, что в нозой схеме вновь реализован принцип бас­ сейнового управления, между министер­ ством и основным звеном по-прежнему сохранилась промежуточная ступенька а иерархии управления. — Почему же оставлен принцип бас- сейново го у иривлспи я ? — Практика последних десятилетий однозначно доказала, что организация ла, рационального использования соот­ ветствующих судов, орудий и методов лова. Иными словами, процесс изъятия определенной части промысловых объ­ ектов без перерыва их естественной способности к воспроизводству возмо ­ жен только при наличии на бассейне органа управления, решения которого опираются на данные биологической науки и обязательны для всех участков промысла. Решения такого органа за­ частую противоречат сиюминутным э ко ­ номическим интересам отдельных пред­ приятий и объединений, зато в конеч ­ ном счете позволяют обеспечить дол­ говременную эксплуатацию сырьевой базы бассейна. Необходимо отметить, что к четкому пониманию роли бассей­ нового принципа в организации своей работы отрасль шла на протяжении многих лет путем проб и ошибок, ко ­ торые привели к невосполнимым и по сей день потерям как в ближайших, так и в отдаленных районах промыс­ ла. Высказанное, по нашему мнению, достаточно убедительно показывает, что на бассейне действия основного звена при организации промысла должны уп­ равляться и контролироваться органом, наделенным в этом отношении исклю ­ чительными правами, которые он реа­ лизует не только организационными и экономическими методами, но и адми­ нистративно-командными. В данном слу­ чае это уместно и оправданно. Другое дело, как будет сформиро­ ван бассейновый орган управления, на­ деленный административно-командны­ ми функциями в отношении сырьевой базы бассейна, — по указанию из ми­ нистерства или на демократической ос ­ нове путем выбора. . — В письмах наших читателей, в публичных выступлениях оппонентов новой структуры управления отраслью часто утверждается, что между ВРИО и БТ10 нет якобы никаких различий. Имеют ли под собой какую-либо поч­ ву такие утверждения и чем отлича­ ются функции ВРИО и БПО? —- ВРПО — это был специальный промежуточный орган управления сред­ него звена. БПО же создано на базе головного объединения, выполняет об ­ щие функции в интересах всех входя­ щих з его состав производственных объединений, предприятий и организа­ ций. Прежде всего оно выполняет функции оптового покупателя рыбной продукции на бассейне, осуществляет ее вывоз из районов промысла, произ ­ водит поставки рыбопродукции в со­ ответствии с договорами в оптовое звено и другим потребителям, обеспе­ чивает снабжение флота и предприя ­ тий централизованно распределяемыми материально-техническими ресурсами. Кроме того, БПО наряду с выполнени­ ем обязанностей вышестоящего орга­ на управления непосредственно осуще­ ствляет на договорной основе прои з ­ водственно-хозяйственные функции, или, иначе говоря, выступает в роли стар­ шего партнера по отношению к произ ­ водственным объединениям. В отличие от ВРПО новый орган уп­ равления на бассейне является хозрас­ четным, подавляющую часть своих сырьевой базы и создает известные_га- рантии устойчивой работы предприятий бассейна в весьма непростых условиях переходного периода. Утверждение о том, что БПО '.только смена вывески на ранее существовавших ВРПО, по на­ шему мнению, беспочвенно. При со ­ вершенствовании структуры управления на бассейне необходимо учитывать при ­ родоохранные и экономические усло ­ вия, ситуацию, складывающуюся в на­ родном хозяйстве на ближайшую пер ­ спективу. — Николай Иванович, почему же утвержденная схема управления рыб­ ным хозяйством вызывает серьезную критику с мест, особенно в последнее время , работников флота? — Причин здесь много. Прежде все­ го потому, что работники отрасли, осо ­ бенно моряки, слабо информированы о новой структуре - управления. Наша главная ошибка состоит в том, что не было обеспечено широкое участие ра ­ ботников флота в ее разработке. Это, во-первых. Во-вторых, работники мини­ стерства, руководители БПО не поза­ ботились о том, чтобы используя сред ­ ства массовой информации, встречу с людьми, довести происшедшие изме ­ нения в схеме управления до работни­ ков отрасли. Этому способствуют и амбициозные претензии ряда наших руководителей. Находятся и такие люди, которые, поль­ зуясь вполне объяснимым желанием — скорей решить задачи, — подбрасыва­ ют внешне радикальные, но по сути невыполнимые решения. В-третьих, и это, думаю, самое важ ­ ное, с вводом новой схемы пока к о ­ ренного улучшения управления не п р о ­ изошло. Конечно, времени с момента ввода схемы прошло мало. Вместе с тем, становление новой структуры проходит чрезвычайно труд ­ но, противоречиво. Руководители бас­ сейновых объединений не приняли должных мер по выполнению приказа министра «О генеральной схеме управ­ ления рыбным хозяйством» и приказов по структуре управления рыбным хо­ зяйством бассейнов. В результате поч­ ти не изменились функции БПО по сравнению с функциями ВРПО. Эта jjo- зиция подвергается справедливой кр и ­ тике. Но это следствие не недостатка схемы, а неверной ее реализации. П о ­ кажу это на примере БПО «Севрыба». В приказе министра N° 400 определе­ но для БПО «Севрыба» 7 функций, а з положении, разработанном объедине­ нием, их почти в 10 раз больше. Здесь же , практически, произошло механиче­ ское слияние всех подразделений, в о ­ шедших в состав БПО. Не выполнено требование министерства о сокращ е ­ нии аппарата управления на 20%. Не произошло изменений в структуре вхо­ дивших в состав ВРПО «Севрыба» п р о ­ изводственных объединений. Все это говорит о безответственном отношении генерального директора БПО «Севры­ ба» М. И. Каргина к реализации схемы управления бассейном. Не случайно эта структура подвергается резкой , но обоснованной критике, особенно со стороны плавсостава. Журнал Рыбное хозяйство» Л» А’. 19НУ год. (Пе читается в сокращении). РЫБНЫЙMVPMAh

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz