Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
6 Перестройка i отрасли: проблемы и решения В министерство, центральную и местную печать, ка телевидение и радио, в журнал «Рыбное хозяйство» от трудящихся отрасли (работников береговых предприятий, моря ков, ИТРГ ученых, конструкторов) в последнее время поступают многочисленные просьбы подробно рассказать об особенностях новой структуры управления Минрыбхоза СССР. Главный редактор журнала «Рыбное хозяйст во» А. П. Ушаков обратился к заместителю министра рыбного хозяйства СССР Н. И. ЛЫ СЕНКО с просьбой ответить на ряд вопросов читателей, касающихся новой структуры мини стерства. современной рыбной промышленности, эксплуатирующей естественные ре сур сы прибрежных морей и открытой ча сти Мирового океана, может основы ваться только на реализации бассейно вого принципа управления. Жизненная необходимость, объективная основа бассейнового принципа управления вы текает из особенностей сырьевой базы рыбной промышленности, которая ф ор мируется из запасов взаимозависимых по своей численности и распределению промысловых видов рыб и других объ ектов. Высокорезультативная с пози ций народного хозяйства и долговре менная эксплуатация естественной сырь евой базы возможна только в случае хорошего знания состояния промысло вых объектов, четкого регулирования интенсивности и характера промысло вого использования этих ресурсов, дей ственного контроля за ходом промыс- функций по отношению к объединени ям и предприятиям он р е а л и з у е З ^ а основе экономических методов управ ления. К сожалению, этого не за|ЦечЪ- ют оппоненты. Конечно, опыт работы БПО невелик, они действуют только с начала 1989 г. Пока не все виды взаимоотношений с основным законом, где это следовало, решаются на договорной, хозрасчетной основе. Но такие ситуации вполне объ яснимы становлением новой структуры, но не ее пороком . Создание БПО сле дует рассматривать как промежуточный этап. Эта структура по мере реализа ции принципов перестройки хозяйствен ного механизма в масштабе страны б у дет изменяться, ее не следует рассмат ривать как оптимальное решение на длительный период. Тем не менее БПО позволяет сохранить единого хозяина — Какие управленческие и хозяйст венные функции возлагаются теперь на центральный аппарат министерства? — Новая генеральная схема управ ления введена в действие с 1 декабря 1983 г. Минрыбхоз СССР в новых усло виях хозяйствования сосредоточивает свою деятельность на кардинальном по вышении эффективности работы произ водственного флота, объединений, пред приятий и организаций, совершенство вании внешних связей, проведении еди ной научно-технической политики в от расли, разработке проектов новых су дов и технологии переработки рыбы, перевооружении и модернизации про изводства, развитии аквакультуры, даль* нейшем расширении собственного ма шиностроения. Активно используя эко номические методы управления, полный хозрасчет и самофинансирование, Мин рыбхоз СССР будет создавать все ус ловия для рентабельной работы и ус коренного развития социальной сферы подведомственных предприятий и о р ганизаций, обеспечивать более полное удовлетворение потребностей народно го хозяйства в рыбной продукции, а также увеличение производства непро довольственных товаров народного по требления . и предоставления платных услуг. — /Г акис изменения произошли в управлении рыбной отраслью в связи с утверждением новой структуры? — Надо сказать, что структурные из менения произошли на всех уровнях. Упразднены 8 всесоюзных промышлен ных объединений, инспекции в центре и на местах. В структуре центрального аппарата министерства ликвидировано 40 управлений, численность его сокра щена на 40%. В отрасли созданы круп ные транспортно-сбытозые объедине ния. На их базе организованы бассей новые производственные рыбохозяйст венные объединения (БПО]. Производ ственные объединения, входящие в со став БПО, созданы на базе головных предприятий. Ликвидирован специаль ный аппарат в 8 производственных объ единениях — Приморрыбпроме, Саха- линрыбпроме, Хабаровскрыбпроме, Ка- лининградрыбпроме, Латрыбпроме, Лит- рыбпроме, Карелрыбпроме, Азеррыб- пооме. Производственным объединениям пе реданы функции оптовой и розничной торговли на территориях их располо жения. В ведение БПО отданы судоре монт ные предприятия и научно-иссле довательские институты, в которых за нято 80% общей численности работни ков отраслевой науки. В непосредст венном подчинении министерства оста ются 4 научно-исследовательских (ВНИЭРХ, ВНИРО, АзНИИРХ, Гипрорыб- флот) и один проектный институт (Ги- прорыбхоз) из 15 при старой схеме уп равления. На всех бассейнах создают ся НПО «Рыбтехцентры», которые по зволят бассейновым производственным рыбохозяйственным объединениям в комплексе решать вопросы организа ции научных исследований и разведки сырьевых запасов, разработки и из го товления головных образцов машин и новых технологий, внедрения их в про изводство. Осуществлена концентрация производства на бассейнах, упраздне ны или реорганизованы в структурные единицы 52 самостоятельных предприя тия. В результате совершенствования структуры управления сокращена чис ленность только аппарата управления на бассейнах на 1500 человек с фон дом заработной платы свыше 3,5 млн. рублей. 8 сентября 1989 года Особенности новой структуры Минрыбхоза СССР — Николай Иванович, 'как видим, в управлении отраслью происходят серь езные и масштабные изменения. Выли ли какие-то возражения, несогласия на местах и в аппарате министерства с( предложенной структурой отрасли? И если были, то ваше мнение по поводу этих разногласий? — При нынешнем плюрализме мне ний такие возражения, а порой и не согласия а разработанной новой струк турой управления считаю нормальны ми. Эта схема принята в результате многократного обсуждения с р у ков о дителями предприятий и организаций, рыбаками, партийными и советскими органами краев *и областей. Конечно, решения не бесспорные. Да и никто сегодня не может претендовать на ис тину в последней инстанции. Практика, жизнь скажут, кто прав. Но вызывают удивление те наши оппоненты, кото рые, не разобравшись в существе воп роса, утверждают, что никаких изме нений в структуре не произошло. В связи с этими суждениями замечу, что сегодня полезнее не выискивать недо статки в новой организационной струк туре (они безусловно есть), а прило жить энергичные усилия, чтобы скорее задействовать новую структуру, отра ботать взаимодействие всех звеньев, найти пути дальнейшего ее совершен ствования. — А все-таки, по каким частям структуры поступает больше всего воз ражений, замечаний? — Прежде всего наши некоторые научные организации в центре, науч ные работники возражали против под чинения отраслевых НИИ на местах бас сейновым производственным объедине ниям. Они считают', что было бы более правильным централизовать сырьевую науку. Но наибольшую дискуссию сегодня вызывает вопрос о БПО. Это действи тельно самый сложный вопрос нашей структуры. И вот почему. Перестройка структуры управления отраслью связана не только с измене нием функций министерства, но и во многом с реализацией двухзвенной структуры управления: министерство — основное звено. Однако воплощение этой структуры в жизнь должно учиты вать особенности отрасли. В центральной и местной печати ге неральная схема управления рыбным хозяйством неоднократно подвергалась критике. Схему упрекают в нарушении Закона СССР о предприятии (объеди нении), несоблюдении демократических начал, в попытке сохранить ранее дей ствующую структуру управления под новой вывеской. Суть критических вы ступлений связана с тем, что в нозой схеме вновь реализован принцип бас сейнового управления, между министер ством и основным звеном по-прежнему сохранилась промежуточная ступенька а иерархии управления. — Почему же оставлен принцип бас- сейново го у иривлспи я ? — Практика последних десятилетий однозначно доказала, что организация ла, рационального использования соот ветствующих судов, орудий и методов лова. Иными словами, процесс изъятия определенной части промысловых объ ектов без перерыва их естественной способности к воспроизводству возмо жен только при наличии на бассейне органа управления, решения которого опираются на данные биологической науки и обязательны для всех участков промысла. Решения такого органа за частую противоречат сиюминутным э ко номическим интересам отдельных пред приятий и объединений, зато в конеч ном счете позволяют обеспечить дол говременную эксплуатацию сырьевой базы бассейна. Необходимо отметить, что к четкому пониманию роли бассей нового принципа в организации своей работы отрасль шла на протяжении многих лет путем проб и ошибок, ко торые привели к невосполнимым и по сей день потерям как в ближайших, так и в отдаленных районах промыс ла. Высказанное, по нашему мнению, достаточно убедительно показывает, что на бассейне действия основного звена при организации промысла должны уп равляться и контролироваться органом, наделенным в этом отношении исклю чительными правами, которые он реа лизует не только организационными и экономическими методами, но и адми нистративно-командными. В данном слу чае это уместно и оправданно. Другое дело, как будет сформиро ван бассейновый орган управления, на деленный административно-командны ми функциями в отношении сырьевой базы бассейна, — по указанию из ми нистерства или на демократической ос нове путем выбора. . — В письмах наших читателей, в публичных выступлениях оппонентов новой структуры управления отраслью часто утверждается, что между ВРИО и БТ10 нет якобы никаких различий. Имеют ли под собой какую-либо поч ву такие утверждения и чем отлича ются функции ВРИО и БПО? —- ВРПО — это был специальный промежуточный орган управления сред него звена. БПО же создано на базе головного объединения, выполняет об щие функции в интересах всех входя щих з его состав производственных объединений, предприятий и организа ций. Прежде всего оно выполняет функции оптового покупателя рыбной продукции на бассейне, осуществляет ее вывоз из районов промысла, произ водит поставки рыбопродукции в со ответствии с договорами в оптовое звено и другим потребителям, обеспе чивает снабжение флота и предприя тий централизованно распределяемыми материально-техническими ресурсами. Кроме того, БПО наряду с выполнени ем обязанностей вышестоящего орга на управления непосредственно осуще ствляет на договорной основе прои з водственно-хозяйственные функции, или, иначе говоря, выступает в роли стар шего партнера по отношению к произ водственным объединениям. В отличие от ВРПО новый орган уп равления на бассейне является хозрас четным, подавляющую часть своих сырьевой базы и создает известные_га- рантии устойчивой работы предприятий бассейна в весьма непростых условиях переходного периода. Утверждение о том, что БПО '.только смена вывески на ранее существовавших ВРПО, по на шему мнению, беспочвенно. При со вершенствовании структуры управления на бассейне необходимо учитывать при родоохранные и экономические усло вия, ситуацию, складывающуюся в на родном хозяйстве на ближайшую пер спективу. — Николай Иванович, почему же утвержденная схема управления рыб ным хозяйством вызывает серьезную критику с мест, особенно в последнее время , работников флота? — Причин здесь много. Прежде все го потому, что работники отрасли, осо бенно моряки, слабо информированы о новой структуре - управления. Наша главная ошибка состоит в том, что не было обеспечено широкое участие ра ботников флота в ее разработке. Это, во-первых. Во-вторых, работники мини стерства, руководители БПО не поза ботились о том, чтобы используя сред ства массовой информации, встречу с людьми, довести происшедшие изме нения в схеме управления до работни ков отрасли. Этому способствуют и амбициозные претензии ряда наших руководителей. Находятся и такие люди, которые, поль зуясь вполне объяснимым желанием — скорей решить задачи, — подбрасыва ют внешне радикальные, но по сути невыполнимые решения. В-третьих, и это, думаю, самое важ ное, с вводом новой схемы пока к о ренного улучшения управления не п р о изошло. Конечно, времени с момента ввода схемы прошло мало. Вместе с тем, становление новой структуры проходит чрезвычайно труд но, противоречиво. Руководители бас сейновых объединений не приняли должных мер по выполнению приказа министра «О генеральной схеме управ ления рыбным хозяйством» и приказов по структуре управления рыбным хо зяйством бассейнов. В результате поч ти не изменились функции БПО по сравнению с функциями ВРПО. Эта jjo- зиция подвергается справедливой кр и тике. Но это следствие не недостатка схемы, а неверной ее реализации. П о кажу это на примере БПО «Севрыба». В приказе министра N° 400 определе но для БПО «Севрыба» 7 функций, а з положении, разработанном объедине нием, их почти в 10 раз больше. Здесь же , практически, произошло механиче ское слияние всех подразделений, в о шедших в состав БПО. Не выполнено требование министерства о сокращ е нии аппарата управления на 20%. Не произошло изменений в структуре вхо дивших в состав ВРПО «Севрыба» п р о изводственных объединений. Все это говорит о безответственном отношении генерального директора БПО «Севры ба» М. И. Каргина к реализации схемы управления бассейном. Не случайно эта структура подвергается резкой , но обоснованной критике, особенно со стороны плавсостава. Журнал Рыбное хозяйство» Л» А’. 19НУ год. (Пе читается в сокращении). РЫБНЫЙMVPMAh
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz