Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
jeer_,. .давда-’Т'- v **даНЬ*ЯВЯЯ1 «ЕЗЖАЙТЕ НА МУРМАН» Приближался конец XIX сто летия. После падения нрепост- ного право Россия сделала ры вок в своем разеитии. Появи лись кр уп ны е фабрики и засо- ды, нефтяные промыслы и * угольные шахты , железные до роги и пароходства. Капи та лизм стал прони ка ть на о к р а и ны страны . Торгово-промышленные вер хи решили устроить в 1896 го ду в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) грандиозную вы ставку-смотр достижений Рос сии. Разбогатевшее купечество хотело показать себя в качест ве двигателя кул ь т ур но го про гресса, ведущей силы р у с с ко го общества. Среди инициаторов Всерос сийской вы ставки был Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918), получивш ий солидное на следство от отца, наживш е го капиталы на о т купа х . Будучи близким другом по койно го Ф. В. Чижова, основа теля Архангельсно -М урманско - го пароходства, Мамонтов про являл большой интерес к Рус ском у Северу, вел строительст во железной дороги от Волог ды к А р хан гел ьс ку , сам лично ездил на Мурман и зна ком ил ся с ж и зн ью местного населе ния. В этот период Коровин часто путешествовал, стремился по смотреть разные места, полу чить новые впечатления. Он побывал в Испании и Фран- Р<Ьции, в Крыму и на Кавказе, в Приазовье и на Волге. У К о р о вина возникает свое собствен ное представление о задачах искусства. В записи 1891 года он так определяет творческое кредо : «Нужны картины, ко то рые близки сердцу, на ко то рые отзывается душа». В 1894 году, после беседы с министром финансов С. Ю. Витте, одобрившим идею про ведения Всероссийской про мышленной выставки, С. И. Ма монтов, сидя а столовой аб рамцевского дома вместе с Валентином Серовым, Васили ем Поленовым, Виктором Вас нецовым и другими, сказал Ко ровину: «Вы должны поехать на Мурман... и Серов тоже. Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ло моносов» по Ледовитому о ке ану...» Мамонтов во время посеще- * ния Мурмана был восхищен ^ л е т н е й прелестью заполярного края, писал: «Коровин... плакал бы от восторга, смотря на эти светлые, чудные тона...» И вот теперь Савва Иванович пред лагал: «Езжайте на Мурман!» УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ обсуж - * * дали, что с собой взять. Никто из окружающ их ничего толком не знал о Мурмане. Один из приятелей Коровина, архитектор по профессии, го ворил ему : «Туда преступни ков ссылают... Названия одни чего стоят: Ледовитый океан, Сувой, Поной, Кандалакша — арестантские». ...И вот Коровин и Серов, первому идет 33-й год, второй — на четыре года моложе сво его друга , плы вут на «Ломоно сове» по Белому морю . Слева показался Терский берег. Па роход качает. Серова тош нит . Ему не до красо т Севера. Коро вин ж е любуется невиданными прежде нартинами Заполярья, беседует с ка пи таном Ф . М. По повым , бывалым и много знаю щим об этом крае моряком . Впереди виднеется часовенка на мысе. Капитан поясняет: это — Святой Нос, конец Белому морю, дальше — океан. На мы се привлекаю т внимание огром ные кресты , поставленные по морами. У самого корабля из воды вы ны рн ул нит, выпустил фонтан и с кры л ся в пучину . Коровин в восторге: просто с ка зка ! Серов б урчит : «Ж уткова тые места...» В Семиостровье на лодке вы езжаю т на берег. Остановка. Коровин спешит запечатлеть на полотне строения — низень кие, убогие избы в едно-два окошка , пейзаж берега. Ниче го подобного он ранее не ви дел. «Руки дрожат, так хочет ся написать это», — признает ся он. Плывут дальше. Сидя на к о р ме, приятели видят за бортом белые гребни . Что это? О казы вается, и граю т белухи , большие животные из семейства дель финовы х (до б метров длиною). Они то появляются , то исчеза ют. Их т а к много, что кажется , будто море ки п и т . «Богат же ты ж и зн ью , Господин Ледови- В сентябре исполняется 50 лет со дня кончины выдающегося художника Константина Алексеевича Коровина, На Север за вдохновение. морде. Настоятель Ионафан сказал, что бродят тут восемь медведей, но «не пугайтесь: они тут сбои , и человека ни как не тронут». Монах же, кормитель медведя, пожало вался на нахального зверя: «Чисто разбойник, этот Гриш ка... Совести нет... Завсегда та кой озорной». ВДОХНОВЕННЫЕ ЭТЮДЫ у У Д О Ж Н И К был очарован Мурманом . «Какой чудес ный край, Север дикий! — го ворил Коровин, обращаясь к Валентину Серову. — ...Какой тут быт, подумай, и какая кра сота!.. Я хотел бы остаться ХудожникК. человека, который в свое время познакомил русское общество с жизнью Мурмана, дал зрительное восприятие нашего края ты й океан», — думает Коровин и вспоминает слова С. И. Ма монтова: «Наш Север — это целая страна, край огромного богатства... Туда н уж но бросить капиталы и поднять энергию живо го , сильного народа, а у нас все сидят на сунд у ка х и не дают деньги...» Наконец художники достига ют Печенги. Поселяются в м о настырском доме, окна ко то ро го выходят на залив. Дымя, ушел «Ломоносов». Всматрива ются в окружающ их людей. Бросается в глаза молодой ка рел, местный пастух оленей. Парень — франт: одет в яр кий зипун, обшитый зелеными, желтыми, белыми и голубыми кантами; на голове — белая песцовая шапка с красным помпоном ; белая рубашке в цветных лентах, на руках коль ца с драгоценными камнями. Все интересно, необыкновен но. Собаки-лайки. Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога «покрыты бурым бархатом». Смирных красавцев можно погладить. «До чего любопытно кругом , восхищал ся я, — вспоминает Коровин о своем пребывании на М у р мане. — Светит ночное солн це. В природе удивительные краски». Утром Серов будит товари ща: «Посмотри, какие чудеса!» Коровин, выглянув в окно, не сразу понимает, что это та кое — весь берег залива «по крыт расплавленным светлым серебром». Монах поясняет: ночью тюлени загнали о гром ную массу сельди, и вот лежит она толстым слоем на берегу. Вскоре появились несметные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь све чу. Птицы издавали неумолч ный плачущий крик, облепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки садились на пле чи и голову. Закончив пир, они покинули залив, расселись на близлежащих скалах. А вечером того же дня — другое необыкновенное зр е лище: монах кормил дикого медведя хлебом, а потом от гонял его, стукая фонарем по жить здесь навсегда». В 70- летнем возрасте, вспоминая об этом желании, художник с от тенком сожаления писал, что, видимо, ему выпала такая судь ба — не жить на Севере, к о торый так располагал к твор честву. «Это был какой-то д р у гой мир, — говорил Коровин, — мир небес и тихой зеркаль ной воды... в своем торжест венном вещании тайн жизни». За короткий срок К. А. К о ровин создал следующие этю ды мурманского цикла: «Свя той Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Сувой», «Ост ров Витте», «Становище Тери- берка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Цер ковь и кладбище в Еретиках». «Мурманский лоз рыбы яруса ми в море», «Сентябрь в Пе- ченге», «Ручей святого Трифо на», «Норвежский домик в Пе- ченге», «Водопад святого Три фона», «Церковь на Пазреке», «Лапландский фильман — вла делец оленьих стад». Ряд этю дов Коровин написал в Север ной Норвегии («Норд-Кап», «Северное сияние в Гаммерфе- сте») и в Архангельске («Рыб ная пристань», «Тундра»). В. А. Серовым написаны 9 этюдов («Поморы», «Пароход «Ломоносов», «Трифоно-Пе- ченгский монастырь» и дру гие). Северные этюды Коровина и Серова в 1895 году были вос произведены в книге Евгения Львова (псевдоним Е. В. Коче това) «По Студеному морю . Поездка на Север», изданной в Москве. После показа на вы ставке работы, написанные на Мурмане, попали в Третьяков скую галерею, где они хранят ся и сейчас. Этюды Коровина — не про сто зарисовка натуры . Худож н и к стремился создать образ воспринимаемой им действи тельности, передать зрителю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональ ные пейзажи , в ко торы х важ ную роль играет крас ка , цвет (колор), хотя и не снижается значение номпозиции , разме щения и сочетания зримы х объ. ектов . Так, на картине «Ледо витый океан» видим огромное водное пространство, громад ные волны обрушиваются на берег. Это образ могучей сти хии Севера. Свинцово-серая, местами темная, гамма кр а со к передает напряженность , смя тение, возникающие при виде буш ующ е го океана. Иное настроение рождает этюд «Ручей святого Трифона». Участо к тундры , с купая зелень под бесцветным небом, обомше лые валуны, плавное течение реч ки создают в душе спо кой ствие, умиротворенность . Этюд «М урманский берег» — образ суровой природы К рай него Севера, ее мрачности, да вящей тяжести . Чтобы вернее судить о каче стве и значимости произведе ний Коровина, обратимся к мнениям специалистов. Живописец Н. В. Досекин в 1894 году отметил такие осо бенности художественного творчества Коровина, как стремление передать «поэтиче ское настроение... эмоциональ ное состояние» человека, это — «лиризм в живописи», в которой присутствует «извест ная недосказанность», позво ляющая зрителю «дополнить картину собственными чувства ми и представлениями». Советский искусствовед Н. М. Молева отзывалась о Корови не как о мастере эмоциональ ного сюжета. «Каждый его се верный этюд — это переж и вание, часто не лишенное дра матичности... Для Коровина, — заключает Молева, — м урм ан ская поездка послужила о ко н чательному определению се бя... во внутреннем процессе творческого становления...» Народный художник СССР явивш ихся на Кольский полу остров в 1883 году вместе с оленеводами коми (ижемцами) в качестве наемных пастухов . Необыкновенный экспонат привлек внимание устроителей вы ставки задолго до ее о т к р ы тия . Однажды в павильон за шел вы сокий , красивый м уж ч и на в длинном сю р ту ке и по просил: «Можно посмотреть?»» Это был д р у г С. И. Мамонтова Федор Иванович Шаляпин. Ве ли кий певец залюбовался Вась кой . сказал : «Какая замечатель ная зверю га! А мож**о его по гладить?» Когда Шаляпин п р и близился, тюлень, ударив лас том, окатил его водой, чем вы звал восторг весело настроен ного артиста . Своеобразным артистом был и Васька. «Самоед Василий, к о торого я тоже привез с собой, КоровиннаМурмане б. В. Иогансон писал в 1963 году: «Все, кто любят и пони мают живопись, любят рус скую природу, не могут не лю бить живописи К. А. Корови на», наделенного «исключи тельным глазом колориста». Он находил «точнейшие и тончай шие красочные соотношения, характеризующие живое... Не обычайно эмоциональный, не терпеливый к действию, он легко загорался перед тем, что занимало его живописный взор... Архангельск с рыбны ми базарами, строем мачт ры боловецких судов, олени в тундре... Во всем он находил поэзию правды живописи. Ве зде артист с «листа природы», как музыкант с листа нот, иг рает свою красочную симфо нию... Это — Моцарт живопи си». ПАВИЛЬОН КРАЙНЕГО СЕВЕРА П О ВОЗВРАЩЕНИИ с Мур- мана С. И. Мамонтов по просил К. А. Коровина сделать проект здания для размещения в нем на Нижегородской вы ставке предметов, показываю щих экономику и природные богатства Русского Севера. Оригинальный проект Коро вина понравился за ка зч и ку . Здание строилось под наблюде нием худ ож ни ка , он же и за нялся оформлением э кспо зи ции. На основе этюдов, приве зенны х с Севера, Коровин пи шет огромные пейзажные пан но. Одно из них — «Екатери нинская гавань М урманско го побережья» — было превраще но в диораму: к нему приста вили камни , чучела птиц , оле ней, белого медведя. Другие панно показывали хозяйствен ную ж и зн ь нрая: «Охота на моржей», «Снимание ж и р а с к и та», «Фактория на Мурмане. Рыба палтус. Поморы», «Стадо оленей». Выделялась картина «Лов рыбы», которая изобража ла полную опасности трудовую ж и зн ь промыслового населения: в бурном море на у тлы х судах рыбаки мужественно противо стоят с тихии . Коровин работал с большим увлечением, стремился дать яр кое и правдивое представле ние о Русском Севере. «Стара юсь, — писал он, — создать в просторном павильоне Се верного отдела то впечатле ние, вызвать у зрителя то чув ство, которое я испытал там, на Севере. Вешаю необделан ные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстя ные рубашки поморов . Среди морских канатов, снастей — чудовищные шкуры белух, че люсти кита». Отдел № 20 — «Крайний Се вер» сильно отличался от остальных павильонов Всерос сийской выставки 1896 года. Художник В. Д . Поленов отме чал, что он, украшенный к о ровинскими панно, «чуть не са мый живой и талантливый на выстазке». Одним из наилучш их и п р и влекательных экспонатов в па вильоне был живой тюлень по прозвищ у Васька, ставший лю бимцем публики . На вы ставку в Нижний Нов город тюлень прибыл с его дрессировщиком самоедом (нен цем) Василием. В воспоминани ях Коровина не сказано, о т к у да он происходил. Возможно, он был из числа самоедов, — сообщал Коровин во время подготовки экспозиции , — по могает мне, старается, меняет воду в оцинкованном ящ ике , в котором сидит у нас живой , милейший тюлень... Василий корми т его живой плотвой и сам, по ти хо н ь к у выпив водки, тоже закусы вает живой рыбеш кой . Учит тюленя , показывая ему ры б ку , крича ть «ура!» — Урр...а, ур...а-а-а... Тюлень т а к чудно подражает и тоже кр ич и т : «Урр.,.а...» Летом 1896 года павильон «Крайний Север» посетили сотни тысяч людей. С. И. Ма монтов был доволен успехом экспозиции: «Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!», а оформителю павильона К. А. Коровину, между прочим, по ведал: «Тюлень ваш имел ус пех. В Нижнем был государь (Николай II). Когда он был на выставке, шел дождь, началась буря, град, стекла повыбило. В нашем Северном отделе тю лень выскочил и закричал «ура!». Государь был изумлен. Самоеду Василию приказал выдать часы и сто рублей...» ТРИУМФ КОРОВИНА ТОВАРИЩЕСТВО передвиж- * ных художественных вы ставок устраивало ежегодный показ новых картин. На XX III выставку в 1895 году Коровин представил два полотна — «Ут ро» и «За северным поляр ным кругом», которые считал наиболее значимыми работа ми. Жюри выставки дало им высокую оценку. Однако «ста рые» передвижники, которые главным в картине считали сю жет, социально острое содер жание, не вполне одобряли новшества Коровина, е го кра сочные, эмоциональные пейза жи. Подлинный триумф — все мирное признание и популяр ность — принесли Коровину огромные пейзажные панно, показанные в Русском отделе на Всемирной выставке в Па риже в 1900 году. При напи сании их были использованы северные этюды 1894 года. За свои работы Коровин получил две золотые и две серебря ные медали (одна золотая м е даль присуждена по отделу прикладного искусства, другая — по отделу живописи за де коративное панно, при этом за награждение Коровина голосо вало 40 человек из 45, состав лявших жюри ). За устройство Русского от дела на Всемирной выставке французское правительство на градило К. А. Коровина орде ном Почетного легиона. В 1903 году Коровин стано вится лидером объединения «Союз русских художников», появление которо го знаменова ло возникновение нового на правления в искусстве. Для творчества художников этого объединения характерны дем о кратизм, интерес к родной при роде и самобытным чертам народной жизни, декоративная живопись, обращение к пленэ ру (изображению воздушной среды). И. УШАКОВ, краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz