Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

jeer_,. .давда-’Т'- v **даНЬ*ЯВЯЯ1 «ЕЗЖАЙТЕ НА МУРМАН» Приближался конец XIX сто­ летия. После падения нрепост- ного право Россия сделала ры ­ вок в своем разеитии. Появи­ лись кр уп ны е фабрики и засо- ды, нефтяные промыслы и * угольные шахты , железные до­ роги и пароходства. Капи та ­ лизм стал прони ка ть на о к р а и ­ ны страны . Торгово-промышленные вер­ хи решили устроить в 1896 го ­ ду в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) грандиозную вы ­ ставку-смотр достижений Рос­ сии. Разбогатевшее купечество хотело показать себя в качест ­ ве двигателя кул ь т ур но го про­ гресса, ведущей силы р у с с ко ­ го общества. Среди инициаторов Всерос­ сийской вы ставки был Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918), получивш ий солидное на­ следство от отца, наживш е го капиталы на о т купа х . Будучи близким другом по­ койно го Ф. В. Чижова, основа­ теля Архангельсно -М урманско - го пароходства, Мамонтов про­ являл большой интерес к Рус­ ском у Северу, вел строительст­ во железной дороги от Волог­ ды к А р хан гел ьс ку , сам лично ездил на Мурман и зна ком ил ­ ся с ж и зн ью местного населе­ ния. В этот период Коровин часто путешествовал, стремился по­ смотреть разные места, полу­ чить новые впечатления. Он побывал в Испании и Фран- Р<Ьции, в Крыму и на Кавказе, в Приазовье и на Волге. У К о р о ­ вина возникает свое собствен­ ное представление о задачах искусства. В записи 1891 года он так определяет творческое кредо : «Нужны картины, ко то ­ рые близки сердцу, на ко то ­ рые отзывается душа». В 1894 году, после беседы с министром финансов С. Ю. Витте, одобрившим идею про ­ ведения Всероссийской про ­ мышленной выставки, С. И. Ма­ монтов, сидя а столовой аб­ рамцевского дома вместе с Валентином Серовым, Васили­ ем Поленовым, Виктором Вас­ нецовым и другими, сказал Ко ­ ровину: «Вы должны поехать на Мурман... и Серов тоже. Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе «Ло­ моносов» по Ледовитому о ке ­ ану...» Мамонтов во время посеще- * ния Мурмана был восхищен ^ л е т н е й прелестью заполярного края, писал: «Коровин... плакал бы от восторга, смотря на эти светлые, чудные тона...» И вот теперь Савва Иванович пред ­ лагал: «Езжайте на Мурман!» УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ обсуж - * * дали, что с собой взять. Никто из окружающ их ничего толком не знал о Мурмане. Один из приятелей Коровина, архитектор по профессии, го ­ ворил ему : «Туда преступни­ ков ссылают... Названия одни чего стоят: Ледовитый океан, Сувой, Поной, Кандалакша — арестантские». ...И вот Коровин и Серов, первому идет 33-й год, второй — на четыре года моложе сво­ его друга , плы вут на «Ломоно­ сове» по Белому морю . Слева показался Терский берег. Па­ роход качает. Серова тош нит . Ему не до красо т Севера. Коро­ вин ж е любуется невиданными прежде нартинами Заполярья, беседует с ка пи таном Ф . М. По­ повым , бывалым и много знаю ­ щим об этом крае моряком . Впереди виднеется часовенка на мысе. Капитан поясняет: это — Святой Нос, конец Белому морю, дальше — океан. На мы ­ се привлекаю т внимание огром ­ ные кресты , поставленные по­ морами. У самого корабля из воды вы ны рн ул нит, выпустил фонтан и с кры л ся в пучину . Коровин в восторге: просто с ка ­ зка ! Серов б урчит : «Ж уткова ­ тые места...» В Семиостровье на лодке вы­ езжаю т на берег. Остановка. Коровин спешит запечатлеть на полотне строения — низень­ кие, убогие избы в едно-два окошка , пейзаж берега. Ниче­ го подобного он ранее не ви­ дел. «Руки дрожат, так хочет­ ся написать это», — признает­ ся он. Плывут дальше. Сидя на к о р ­ ме, приятели видят за бортом белые гребни . Что это? О казы ­ вается, и граю т белухи , большие животные из семейства дель­ финовы х (до б метров длиною). Они то появляются , то исчеза­ ют. Их т а к много, что кажется , будто море ки п и т . «Богат же ты ж и зн ью , Господин Ледови- В сентябре исполняется 50 лет со дня кончины выдающегося художника Константина Алексеевича Коровина, На Север за вдохновение. морде. Настоятель Ионафан сказал, что бродят тут восемь медведей, но «не пугайтесь: они тут сбои , и человека ни ­ как не тронут». Монах же, кормитель медведя, пожало ­ вался на нахального зверя: «Чисто разбойник, этот Гриш­ ка... Совести нет... Завсегда та­ кой озорной». ВДОХНОВЕННЫЕ ЭТЮДЫ у У Д О Ж Н И К был очарован Мурманом . «Какой чудес­ ный край, Север дикий! — го ­ ворил Коровин, обращаясь к Валентину Серову. — ...Какой тут быт, подумай, и какая кра ­ сота!.. Я хотел бы остаться ХудожникК. человека, который в свое время познакомил русское общество с жизнью Мурмана, дал зрительное восприятие нашего края ты й океан», — думает Коровин и вспоминает слова С. И. Ма­ монтова: «Наш Север — это целая страна, край огромного богатства... Туда н уж но бросить капиталы и поднять энергию живо го , сильного народа, а у нас все сидят на сунд у ка х и не дают деньги...» Наконец художники достига­ ют Печенги. Поселяются в м о ­ настырском доме, окна ко то ­ ро го выходят на залив. Дымя, ушел «Ломоносов». Всматрива­ ются в окружающ их людей. Бросается в глаза молодой ка ­ рел, местный пастух оленей. Парень — франт: одет в яр ­ кий зипун, обшитый зелеными, желтыми, белыми и голубыми кантами; на голове — белая песцовая шапка с красным помпоном ; белая рубашке в цветных лентах, на руках коль ­ ца с драгоценными камнями. Все интересно, необыкновен­ но. Собаки-лайки. Умно и приветливо смотрят олени. Их большие рога «покрыты бурым бархатом». Смирных красавцев можно погладить. «До чего любопытно кругом , восхищал­ ся я, — вспоминает Коровин о своем пребывании на М у р ­ мане. — Светит ночное солн­ це. В природе удивительные краски». Утром Серов будит товари­ ща: «Посмотри, какие чудеса!» Коровин, выглянув в окно, не сразу понимает, что это та­ кое — весь берег залива «по­ крыт расплавленным светлым серебром». Монах поясняет: ночью тюлени загнали о гром ­ ную массу сельди, и вот лежит она толстым слоем на берегу. Вскоре появились несметные стаи чаек, закрыли небо, в комнате пришлось зажечь све­ чу. Птицы издавали неумолч­ ный плачущий крик, облепили землю, с жадностью пожирали рыбу, не обращая внимания на людей. Коровин вышел на берег. Чайки садились на пле­ чи и голову. Закончив пир, они покинули залив, расселись на близлежащих скалах. А вечером того же дня — другое необыкновенное зр е ­ лище: монах кормил дикого медведя хлебом, а потом от­ гонял его, стукая фонарем по жить здесь навсегда». В 70- летнем возрасте, вспоминая об этом желании, художник с от­ тенком сожаления писал, что, видимо, ему выпала такая судь­ ба — не жить на Севере, к о ­ торый так располагал к твор ­ честву. «Это был какой-то д р у ­ гой мир, — говорил Коровин, — мир небес и тихой зеркаль­ ной воды... в своем торжест­ венном вещании тайн жизни». За короткий срок К. А. К о ­ ровин создал следующие этю ­ ды мурманского цикла: «Свя­ той Нос», «Полночное солнце на Мурмане», «Сувой», «Ост­ ров Витте», «Становище Тери- берка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Цер­ ковь и кладбище в Еретиках». «Мурманский лоз рыбы яруса­ ми в море», «Сентябрь в Пе- ченге», «Ручей святого Трифо­ на», «Норвежский домик в Пе- ченге», «Водопад святого Три­ фона», «Церковь на Пазреке», «Лапландский фильман — вла­ делец оленьих стад». Ряд этю ­ дов Коровин написал в Север­ ной Норвегии («Норд-Кап», «Северное сияние в Гаммерфе- сте») и в Архангельске («Рыб­ ная пристань», «Тундра»). В. А. Серовым написаны 9 этюдов («Поморы», «Пароход «Ломоносов», «Трифоно-Пе- ченгский монастырь» и дру ­ гие). Северные этюды Коровина и Серова в 1895 году были вос­ произведены в книге Евгения Львова (псевдоним Е. В. Коче ­ това) «По Студеному морю . Поездка на Север», изданной в Москве. После показа на вы­ ставке работы, написанные на Мурмане, попали в Третьяков­ скую галерею, где они хранят­ ся и сейчас. Этюды Коровина — не про ­ сто зарисовка натуры . Худож ­ н и к стремился создать образ воспринимаемой им действи­ тельности, передать зрителю свое волнение, возникшие в душе чувства. Это эмоциональ ­ ные пейзажи , в ко торы х важ ­ ную роль играет крас ка , цвет (колор), хотя и не снижается значение номпозиции , разме­ щения и сочетания зримы х объ. ектов . Так, на картине «Ледо­ витый океан» видим огромное водное пространство, громад­ ные волны обрушиваются на берег. Это образ могучей сти ­ хии Севера. Свинцово-серая, местами темная, гамма кр а со к передает напряженность , смя­ тение, возникающие при виде буш ующ е го океана. Иное настроение рождает этюд «Ручей святого Трифона». Участо к тундры , с купая зелень под бесцветным небом, обомше­ лые валуны, плавное течение реч ки создают в душе спо кой ­ ствие, умиротворенность . Этюд «М урманский берег» — образ суровой природы К рай ­ него Севера, ее мрачности, да­ вящей тяжести . Чтобы вернее судить о каче ­ стве и значимости произведе­ ний Коровина, обратимся к мнениям специалистов. Живописец Н. В. Досекин в 1894 году отметил такие осо ­ бенности художественного творчества Коровина, как стремление передать «поэтиче­ ское настроение... эмоциональ­ ное состояние» человека, это — «лиризм в живописи», в которой присутствует «извест­ ная недосказанность», позво ­ ляющая зрителю «дополнить картину собственными чувства­ ми и представлениями». Советский искусствовед Н. М. Молева отзывалась о Корови ­ не как о мастере эмоциональ­ ного сюжета. «Каждый его се­ верный этюд — это переж и ­ вание, часто не лишенное дра­ матичности... Для Коровина, — заключает Молева, — м урм ан ­ ская поездка послужила о ко н ­ чательному определению се­ бя... во внутреннем процессе творческого становления...» Народный художник СССР явивш ихся на Кольский полу ­ остров в 1883 году вместе с оленеводами коми (ижемцами) в качестве наемных пастухов . Необыкновенный экспонат привлек внимание устроителей вы ставки задолго до ее о т к р ы ­ тия . Однажды в павильон за ­ шел вы сокий , красивый м уж ч и ­ на в длинном сю р ту ке и по­ просил: «Можно посмотреть?»» Это был д р у г С. И. Мамонтова Федор Иванович Шаляпин. Ве­ ли кий певец залюбовался Вась­ кой . сказал : «Какая замечатель­ ная зверю га! А мож**о его по­ гладить?» Когда Шаляпин п р и ­ близился, тюлень, ударив лас­ том, окатил его водой, чем вы­ звал восторг весело настроен­ ного артиста . Своеобразным артистом был и Васька. «Самоед Василий, к о ­ торого я тоже привез с собой, КоровиннаМурмане б. В. Иогансон писал в 1963 году: «Все, кто любят и пони­ мают живопись, любят рус ­ скую природу, не могут не лю ­ бить живописи К. А. Корови ­ на», наделенного «исключи­ тельным глазом колориста». Он находил «точнейшие и тончай­ шие красочные соотношения, характеризующие живое... Не­ обычайно эмоциональный, не­ терпеливый к действию, он легко загорался перед тем, что занимало его живописный взор... Архангельск с рыбны ­ ми базарами, строем мачт ры ­ боловецких судов, олени в тундре... Во всем он находил поэзию правды живописи. Ве­ зде артист с «листа природы», как музыкант с листа нот, иг­ рает свою красочную симфо­ нию... Это — Моцарт живопи ­ си». ПАВИЛЬОН КРАЙНЕГО СЕВЕРА П О ВОЗВРАЩЕНИИ с Мур- мана С. И. Мамонтов по ­ просил К. А. Коровина сделать проект здания для размещения в нем на Нижегородской вы­ ставке предметов, показываю ­ щих экономику и природные богатства Русского Севера. Оригинальный проект Коро­ вина понравился за ка зч и ку . Здание строилось под наблюде­ нием худ ож ни ка , он же и за ­ нялся оформлением э кспо зи ­ ции. На основе этюдов, приве ­ зенны х с Севера, Коровин пи ­ шет огромные пейзажные пан ­ но. Одно из них — «Екатери ­ нинская гавань М урманско го побережья» — было превраще­ но в диораму: к нему приста ­ вили камни , чучела птиц , оле­ ней, белого медведя. Другие панно показывали хозяйствен ­ ную ж и зн ь нрая: «Охота на моржей», «Снимание ж и р а с к и ­ та», «Фактория на Мурмане. Рыба палтус. Поморы», «Стадо оленей». Выделялась картина «Лов рыбы», которая изобража ­ ла полную опасности трудовую ж и зн ь промыслового населения: в бурном море на у тлы х судах рыбаки мужественно противо стоят с тихии . Коровин работал с большим увлечением, стремился дать яр­ кое и правдивое представле­ ние о Русском Севере. «Стара­ юсь, — писал он, — создать в просторном павильоне Се­ верного отдела то впечатле­ ние, вызвать у зрителя то чув­ ство, которое я испытал там, на Севере. Вешаю необделан­ ные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстя­ ные рубашки поморов . Среди морских канатов, снастей — чудовищные шкуры белух, че­ люсти кита». Отдел № 20 — «Крайний Се­ вер» сильно отличался от остальных павильонов Всерос­ сийской выставки 1896 года. Художник В. Д . Поленов отме ­ чал, что он, украшенный к о ­ ровинскими панно, «чуть не са­ мый живой и талантливый на выстазке». Одним из наилучш их и п р и ­ влекательных экспонатов в па­ вильоне был живой тюлень по прозвищ у Васька, ставший лю ­ бимцем публики . На вы ставку в Нижний Нов­ город тюлень прибыл с его дрессировщиком самоедом (нен­ цем) Василием. В воспоминани ­ ях Коровина не сказано, о т к у ­ да он происходил. Возможно, он был из числа самоедов, — сообщал Коровин во время подготовки экспозиции , — по ­ могает мне, старается, меняет воду в оцинкованном ящ ике , в котором сидит у нас живой , милейший тюлень... Василий корми т его живой плотвой и сам, по ти хо н ь к у выпив водки, тоже закусы вает живой рыбеш ­ кой . Учит тюленя , показывая ему ры б ку , крича ть «ура!» — Урр...а, ур...а-а-а... Тюлень т а к чудно подражает и тоже кр ич и т : «Урр.,.а...» Летом 1896 года павильон «Крайний Север» посетили сотни тысяч людей. С. И. Ма ­ монтов был доволен успехом экспозиции: «Пусть посмотрят, каков он, наш Русский Север!», а оформителю павильона К. А. Коровину, между прочим, по ­ ведал: «Тюлень ваш имел ус ­ пех. В Нижнем был государь (Николай II). Когда он был на выставке, шел дождь, началась буря, град, стекла повыбило. В нашем Северном отделе тю ­ лень выскочил и закричал «ура!». Государь был изумлен. Самоеду Василию приказал выдать часы и сто рублей...» ТРИУМФ КОРОВИНА ТОВАРИЩЕСТВО передвиж- * ных художественных вы­ ставок устраивало ежегодный показ новых картин. На XX III выставку в 1895 году Коровин представил два полотна — «Ут­ ро» и «За северным поляр ­ ным кругом», которые считал наиболее значимыми работа­ ми. Жюри выставки дало им высокую оценку. Однако «ста­ рые» передвижники, которые главным в картине считали сю ­ жет, социально острое содер ­ жание, не вполне одобряли новшества Коровина, е го кра ­ сочные, эмоциональные пейза­ жи. Подлинный триумф — все­ мирное признание и популяр­ ность — принесли Коровину огромные пейзажные панно, показанные в Русском отделе на Всемирной выставке в Па­ риже в 1900 году. При напи­ сании их были использованы северные этюды 1894 года. За свои работы Коровин получил две золотые и две серебря­ ные медали (одна золотая м е ­ даль присуждена по отделу прикладного искусства, другая — по отделу живописи за де ­ коративное панно, при этом за награждение Коровина голосо­ вало 40 человек из 45, состав­ лявших жюри ). За устройство Русского от­ дела на Всемирной выставке французское правительство на­ градило К. А. Коровина орде ­ ном Почетного легиона. В 1903 году Коровин стано­ вится лидером объединения «Союз русских художников», появление которо го знаменова­ ло возникновение нового на­ правления в искусстве. Для творчества художников этого объединения характерны дем о ­ кратизм, интерес к родной при ­ роде и самобытным чертам народной жизни, декоративная живопись, обращение к пленэ­ ру (изображению воздушной среды). И. УШАКОВ, краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz