Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
Е ГО СУДЬБА стала схожа с миллионами других судеб: реп рессирован в 37-м, посмертно реабилитирован и восста новлен ■ партии после XX съезда КПСС. Но, несмотря на реа билитацию ш 1957 году, имя Элбека -Доржи Ринчино возврати- „ 4 * лось советскому и монгольскому народам только сейчас. Сталинизм не ограничился рамками явления национального. Увы, этих рамок ему было явно мало. Молот репрессий взды мался над Коминтерном , над теми, кто в разные годы входил в его состав. Японским шпионом стал Э.-Д. Ринчино, видный б у рятский национальный деятель, в 20-е годы сотрудник Комин терна, член МНРП с 1922 года, кандидат ■ члены ВКП(б), пред седатель Реввоенсовета Монголии, профессор кафедры полит экономии КУТВа (Коммунистического университета трудящихся Востока). Имя Элбека -Доржи Ринчино уже известно мурманча нам. По воле судьбы его младшая дочь более тридцати лет назад поселилась в Мурманске . Теперь здесь живет и его жена Мария Никифоровна Ринчино. В их семье побывала недавняя выпускница одной из м ур манских школ, будущая журналистка, а ныне студентка Ленин градского университета ▲ . Сокол. Это одна из самых первых ее публикаций. Возвращенные имена / / \ 1 / ИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА неаоз- мож но вложить ни в од ну, ни даже в несколько га зетных статей. Жизнь револю- ционера-ленинца — тем б о лее. Так думают и родные Эл- бака -Доржи , поэтому они и согласились встретиться со мной. Мои собеседники — жена ^р е в о лю ц и о н е р а Мария Ники форовна и его дочь Енок Эль- бекозна. Что ж е произошло 19 июля 1937 года, когда их м уж и отец по записке ушел в парт ком и не вернулся?.. Арест Ринчино был неожи данным. Правда, в 37-м начали один за другим исчезать д р у зья и знакомые семьи, те лю ди, в чьей честности не поч- ходилось сомневаться. Но Рлч- чино... Профессиональный р е волюционер , красный профес сор, кавалер двух орденов Красного Знамени — совет ско го и монгольского , интер националист. Ему было предъ явлено лживое обвинение — японский шпион. — Я сразу поняла, что это Его с у д ь б а клевета. Думала сначала, что ошиблись, разберутся. Но, по всей вероятности, разбираться никто не собирался, — гово рит Мария Никифоровна. Потом был обыск. На всю жизнь она запомнила протя нутый одним из работников НКВД номер ордера — 2412, сотворенный в квартире хаос, испуганное лицо старшей до чери Эрджимы. — Когда-то в юности я ви дела картину «После обыска». Подумала, что все происходя щее у нас — типичный сю жет той картины. При обыске не нашли ниче го, что могло бы ском пром е тировать Элбека-Доржи . Пере ворошили книги и рукописи на русском и монгольском языках. — Тогда, в 37-м, мы тщетно ломали голову над вопросом : кто мог оклеветать отца? — вспоминает Енок Эльбековна. — По своей наивности не по нимая, что конкретного винов ника искать нельзя, что к этому привела сложившаяся в стране система, окрепший к тому времени сталинизм. Они были наивны. Они вери ли Сталину. На первых порах эту веру не смог поколебать даже арест Ринчино. Поэтому вождю писали письма и ж е на, и дети. Хотели узнать судь бу отца и мужа, требовали пе ресмотреть дело. Даже когда Элбека-Доржи уже не было в живых. О его трагической смерти семья узнала тол.,ьо через десятилетия. Интеллигенция особенно в те годы подвергалась репрес сиям. Многие объясняют это нехваткой образованности у Сталина и его окружения . С ко рее всего, это было проявле нием страха перед тем, что думающие умы первыми о ка ж у т сопротивление росту куль та. Ринчино, получивший пре красное образование (реаль ное училище, гимназия, учеба на юридическом факультете Петербургского университета и в институте красной профес суры в Москве), принадлежал к числу партийной интеллиген ции. А значит, входил в со став неугодных. Что еще могло послужить причиной ареста? Предположе ний на этот счет’ возникает много. Еще до революции Ринчино выступал против на ционального угнетения бурят. После установления Советс кой власти в Бурятии он учас твовал в работе Бурятс<ого национального комитета, в разгроме банд Семенова. В 1920 году активно выступал за создание автономии бурятско го народа в составе РСФСР. В сентябре того же года в Ба ку проходил съезд народов Востока. С текстами двух д о кладов Ринчино и с выступле ниями других делегатов позна комился В. И. Ленин. Ринчино в составе группы делегатов съезда был принят Владими ром Ильичом. После этой встречи Ленин подготовил проект постановления ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных вос точными народами», который был принят в октябре 1920 го да. И эта страница биографии Ринчино могла не понравиться опричникам «отца народов». С апреля 1921 года Э.-Д. Ринчино работал в Монголь* ской Народней Республике в качестве советника монголоско* го правительства и члена во енного совета. В следующем году он вступил в МНРП, б е т назначен председателем Рев военсовета Народной армии Монголии. Вел активную рабо ту вместе с Д. Сухэ-Батором по укреплению армии. Поль* зуясь большим доверием мон« гольской народной партии, Ринчино участвовал в создании газеты «Монголын унэн», ш подготовке III съезда МНРПщ В условиях всеобщей подо* зрительности и шпиономания факта работы за границей бы ло достаточно, чтобы оказать* ся на подозрении. Восточная внешность и знание иностран ных языков (восточных и ев ропейских) позволили объявить Э.-Д. Ринчино японским аген том. После XX съезда все обвине ния были сняты. Тем не ме« нее, его имя оставалось в заб вении еще долгие годы. И все это время Мария Никифо ровна Ринчино писала м но жество писем, в том числе и бывшему председателю Коми тета партийного, контроля при ЦК КПСС М . С. Соломенцеву. Все они остались без ответа. Сегодня Ринчино вернулся к тем, кому он посвятил свою жизнь, за чью независимость боролся. История все расстав ляет на свои места. А. СОКОЛ, студентка факультета ж у р налистики ЛГУ. Десталинизация сознания: проблемы и перспективы С ТАКОЙ ТЕМОЙ прошла в Архангельске научно-практическая конференция первого Соловецкого общественно-политиче ско го форума. В ней приняли участие активисты общества «Ме мориал», философы, историки, социологи, общественность, пре подаватели вузов и студенты ряда городов страны. На состоявшемся пленарном заседании во Дворце пионеров и школьников прошло открытие конференции, где со вступи тельным словом выступил кандидат исторических наук, проре к тор Архангельского-пединститута Ю. Ф . Лукин. Участникам конференции была оглашена приветственная те леграмма, полученная от академика А. Д. Сахарова и профес сора Ю. Афанасьева — инициаторов создания Всесоюзно го добровольного историко-просветительного общества «Мемо риал». Поскольку не только эта конференция, но и работа Соло вецкого общественно-политического форума вообще представ ляет для наших читателей интерес, перепечатываем некоторые материалы из архангельской рыбацкой газеты. В И СТУПИ ВШ И Е на за седании докладчики вскрыли не только саму бо лезнь — сталинщину, но и тот диагноз, систему лечения, которые предлагает наука. Хотя Сталин умер 5 мар та 1953 года, но система. ^ созданная им, еще жива. В 'советском обществе, по-пре жнему, многое отравлено ядом сталинщины, он, прак тически, проник во все сфе ры нашей жизни, наши ду ши. Своим докладом «Параноик у власти» А. Е. Лично — про фессор Л енин градско го научно- исследовательского психо-нев- рологического инс ти ту та им. В. М. Бехтерева дал убедитель ную и ар гум ентированную ха ра к те ри с ти к у Сталину. Само на звание доклада уж е говорило за себя. Паранойяльная пси хопатия вождя тщательно с кр ы валась его о кпуж ением . Ана- демик В. М. Бехтерев, первый вы явивш ий эту болезнь, вскоре умер при загадочны х обстоя тельствах. Зато врач-психиатр (оратор не назвал его фами лии), опровер гнувш ий диагноз Бехтерева, был удостоен мно ги х почестей. Правда, вероятность п си хи ческого расстройства у Стали на многими отвергается. Сре ди общественных кр у го в в этом отрицании оказались едино душными к а к фанатично пре данные идеям сталинщ ины , для кого подобное признание р а з нозначно оскорблению святы ни, т а к и те, кто пострадал от репрессий и видят в психиче ском расстройстве возможность освобождения от ответственно сти. Однако проведенный кл и нико -биограф ический анализ все же позволяет прийти к за ключению , что у Сталина с 40-летнего возраста все более вы ступаю т паранойяльные черты харантера . Власть еще больше декомпенсирует пара ноика, а сам параноик о ка зы вает пагубное влияние на о ка завшихся под его властью. Привлек внимание доклад заместителя директора Соло вецкого музея-заповедника А. Я. Мартынова «Об общем и локальном в десталиниза ции сознания». Он доходчи во и убедительно раскрыл всю актуальность искорене ния сталинской идеологии в сознании общества. При эт • особо обратил внимание иг десталинизацию соловчан, на создание исторической правды о Соловецком лаге ре особого назначения. Интересными по содержа- •нию были выступления пред ставителей Всесоюзного до бровольного историко-про светительного общества «Ме мориал». Так. его член прав ления JI. А. Пономарев рас сказал о работе центрально го аппарата. В стране унее создано 180 отделений это го общества. Пономарев рас крыл цели общества, направ ленные на сохранение и уве ковечение памяти жертв ста линизма, оказание помощи лицам, пострадавшим от реп рессий, установку памятни ков и т. д. На секции истории состо ялось выступление доктора исторических наук, профес сора МГУ В. Н. Грекова. Его тема «Репрессии в ком сомоле. Годы 30-е» привлек ла особое внимание. Известно, что в результате беззанония и произвола л ста линское время многие ты сячи комсомольцев и комсомольских работников были иенлючены из рядов ВЛКСМ к а к «враги на рода», репрессированы , уни ч тожены . 1937 год стал пином произвола и беззакония . Была состряпана преступная идея о виновности мно гих ты сяч ря довых номсомольцев, их пособ ничестве врагу. На этом фоне выделяются проведенные по ука занию Сталина IV (1937 г.) и V II (1938 г.) пленумы ЦК ВЛКСМ. Их работой руководи ли Сталин, Молотов, Андреев, Жданов, Каганович . Многие участнини пленумов были реп рессированы , расстреляны . Ре прессиям подверглись все пер вые секретари ЦК комсомола 20 —30-х годов: Оскар Ры вкин , Лазарь Щ ац кин , Петр Сморо дин , Николай Чаплин, Алек- сандр Косарев, сенретари ЦК Тарханов, Юровская, Фейгин , Цейтлин, Ш охин , Иванов, Анд реев, Салтанов, Лукьянов , Пи- кина , Матвеев, Соболев, ряд секретарей край ком ов и об ко мов. Все они — честные боль шевики, видные работники, имена большинства вошли в историю комсомола, теперь реабилитированы, многие — посмертно. Правда, первая волна реабилитации косну лась лишь руководящих ра ботников комсомола. Теперь на очереди — все невинно репрессированные. Запомнилось выступле ние и ректора Архангельско го государственного педаго гического института им. М£ В. Ломоносова, кандида та" исторических наук В. Н. Булатова, изложившего «И с торию исправительно-трудо вых лагерей на Севере в 30-е годы». На Севере была создана об ширная система лагерей, в к о торы х заключенные , к а к тогда говорилось, проходили «пере ко в к у трудом». Они трудились на строй ках от Беломорканала до Воркуты , возводили города... Тему истории исправи тельных лагерей и колоний раскрыл член рабочей кол легии Московского отделе ния общества «Мемориал» С. А. Кривенко. На карте страны была показана гус тая раскинувшаяся сеть этих учреждений. Даны ис тория их возникновения, о р ганизация и структура. Упо минались и первые возник шие лагеря на Севере: Хол могорский. Пертомииский, Соловецкий и другие. Нравственные ценности являются ядром истинной духовной культуры, поэтому десталинизация нравствен ного сознания, преодоление функционального подхода к морали являются важней шим звеном в процессе об новления и перестройки. г-)т отмечалось в выступлениях многих товарищей. Часть выступавших изло жили чисто теоретические проблемы. Так, студент Мо сковского историко-архив- ного института С. В. Кизю- ков раскрыл тему «Предпо сылки и основные черты то талитарного мышления», где показал, как сознание че ловека, идеология, общение, даже стиль одежды — все привносится насильственным путем «сверху». Далее вве дение всеобщего обучения марксизму, следуя ленинско му призыву «учиться ком мунизму», превращается в догму, а марксизм кастриру В ется. Манипулируют им те, кто марксизму не обучен, однако имеет власть. ТОТ ЖЕ ДЕНЬ на Красной пристани, пе ред отплытием участников форума на Соловки, состо ялся митинг. Хотя он и был немноголюдным, но выступа вшие на нем ораторы взвол нованно говорили о пробле мах, которые так или иначе затрагивают каждого из нас. Сталинизация породила са« мое страшное — закабале« ние человеческого духа, по родила равнодушие, привела к развалу в экономике, пре небрежение К ЭКОЛОГИИ/ Кульминацией форума ста ли мероприятия, прошедшие на Соловках — месте мас совых репрессий. Здесь был заложен памятный валун и состоялось освящение моги лы. Панихиду с духовным песнопением «За всех тех, кто здесь жизнь положил» отслужил отец Павел — свя щенник Свято-Илышс.кого собора г. Архангельска. Соловецкий форум принял два важных документа: ре золюцию и обращение. В первом говорится о создании мемориального комплекса, посвященного Соловецкому лагерю особого назначения и Соловецкой тюрьме особо го назначения. Во втором — содержится призыв к моло дежи, интеллигенции, рабо чим внести свой вклад в де сталинизацию обществен ной жизни как ключевому вопросу перестройки и де мократизации нашей стра ны. Решено в сентябре 1990 года провести второй Соло- вецкий форум. И. ПОЛУЯНОВ, (аРыбак Севера»). г. Архангельск. рыбный мурман I сентября 1989 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz