Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

1 0 Морские истории А. И. Малыгин, второй штур­ ман шхуны «Ленгосторг». 1937 год. е о м журнале, с мостика не уходил — продолжал вести наблюдение за о к р у ­ жающей обстановкой. Стояли на яко ­ ре до тех пор, пока судно не стало крениться до 43е. Команда и пассажи­ ры, естественно, были наготове, хотя приказа со стороны командования суд ­ ка не было. Еще раз доложил капита­ ну об обстановке. Главную машину при ­ готовили, не ожидая его распоряжения. 16.30. Капитан вышел на мостик. У многих из нас мелькнула мысль: «Упу­ щено время!» Когда судно рыскнуло вправо и под ­ ставило левый борт к волне и ветру, капитан дал форсированный ход ма­ шине вперед и приказал выбрать я ко ­ ря. Но, увы, брашпиль оказался не в силах поднять якоря при бешеном вол­ нении. Да и главная машина была бес­ сильна преодолеть гигантские волны и ветер силой 32— 34 метра в секунду. Судно продолжало дрейфовать. 16.45. Все ощутили страшный удар корпуса судна о подводную гряду. По ­ гасло электрическое освещение, из ма­ шинного отделения доложили, что по- почувствовалась вера в спасение пас­ сажиров и команды . Островитяне за­ крепили стальной трос на берегу, а на судне мы вложили его в канифас блок, прикрепленный в районе мачты, и всей командой сколько есть силы натяну­ ли вручную трос до предела и закре ­ пили его на кнехтах. Получилась «под­ весная дорога», правда, с неудобст­ вами — при сильном волнении трос касался гребней волн. И з г о ^ о е и л и и ^ брезента «люльку», привязали к ней тросик, подвесили на «ходячий» блок. Первым посадили в «люльку» отца се­ мейства Миллера Александра Василье­ вича, а «в нагрузку» — двух его ма­ леньких сыновей. Опыт оправдал наши надежды: пер ­ вые пассажиры были благополучно пе­ реправлены на берег. Переправа дей­ ствовала в хорошем темпе. Правда, пассажиры были всегда мокрыми . Но рыбаки-зверобои подхватывали спасен­ ных еще в воде и несли их в свою промысловую избу. Она, к счастью на­ шему, оказалась близко от места ава­ рии. За ночь были переправлены все пассажиры на берег и часть судовой команды. На борту «Ленгосторга» осталось все­ го 10 человен: напитан А. В. Михеев, старший помощ ни к И. И. Антуфьев, ав­ тор этих с тр о к — второй помощ ник ка- А. МАЛЫГИН Гибель „Ленгосторга 2. Трагедия По распоряжению руководства ост­ ровного хозяйства в Архангельске «Лен­ госторг» должен был перебросить семью зверобоя-рыбака Миллера А. В. С острова Пахтусова в залив Кнорина для промысла песца. Для чего было погружено промысловое снаряжение и 30 ездовых собак. Кроме того, доста­ вить промысловикам, проживающим на острове Пять Пальцев, продовольст­ вие, снаряжение, боезапас для убоя тюленей-белухи и гренландского тюле­ ня. Поздно вечером 3 ноября 1937 го ­ да «Ленгосторг» подошел к острову Пять Пальцев, где проживало семей, ство рыбаков-зверобоев по фамилии Вылко. Встали на якорь вблизи острова. Приступили к доставке груза на берег С помощью спасательных ш люпок. По­ года стояла прекрасная , на море штиль все это способствовало делу, хотя и началась полярная ночь. Но ра з гр у зка судна проходила медленно — не хвата ­ ло рабочих р у к . Температура воздуха была —12сС, ничто не предвещало бе­ ды. Только давление атмосферы с неи­ моверной быстротой падало — барограф писал вертикальную линию вниз. Около 10 часов 4 ноября продолжали стоять на якоре у острова Пять Паль­ цев. Закончили р а з гр у з к у судна и на­ чали устанавливать на штатные места спасательные шлюпни . Вдруг пошла сильная зыбь с северо-востока. Через 10—15 минут — ш квальный ветер того же направления. Капитану А. В. Михееву было доло­ жено об обстановке. Капитан вместо то го чтобы сняться с яноря и уй ти в ближайший залив Медвежий, где отлич­ ная якорная стоянка , за кры тая от всех ветров и волнения моря, дал распоря­ жение старшему ш турм ану Ивану Ива­ новичу Антуфьеву : «Отдать второй я корь И выровнять канаты !» Старпом выполнил приказание ка п и ­ тана. А между тем мы замечали, что с капитаном в последнее время что-то происходит, он забыл имена, фамилии подчиненных , даже своих помощников ... В 12.00 я заступил на вахту. Было сильное волнение моря . Замерил силу ветра с помощью прибора Фуса, ко то ­ рый показал 32 метра в секунду. Тем­ пература — 12°С. Судно бросало, как щепку, крен достигал 40°. Шел кр уп ­ ный град. Наблюдение за окружающ ей обстановкой было сильно затруднено — к темени полярной ночи добавились град и ветер. Доложил капи та ну о том, что положе­ ние для судна становится у грож ающ им , отстояться на я кор я х невозможно. Н ужно принимать срочные и действен­ ные меры. Капитан выслушал меня и, не выходя из каю ты , дал мне распоря­ жение стравить канаты до жвака -галса и выровнять их. Я выполнил это рас­ поряжение . Около 15 часов, определив место судна и замерив глубину , я вто­ рично доложил, что судно дрейфует на берег, якоря не держат, до берега ос­ талось 100— 150 метров. Капитан , вы­ слушав меня, н и к а ки х ука заний не дал. Даже на мостик из каю ты не вышел. Я поднял с ко й ки старшего помощни­ ка капитана Ивана Ивановича А н туф ь ­ ева и старшего механика Нинолая Аф- ринановича Иннина. Вахту в машине нес второй механик Иван Богданович К ух тин . 16.00. Сдал вахту старшему помощни­ ку Ивану Ивановичу Антуфьеву. Сделав подробную запись, в вахтенном судс- ступает забортная вода, заливает глав­ ную машину и вспомогательные меха­ низмы. Тут же обнаружили — судно переломилось: палуба впереди мости­ ка разошлась на расстояние около ме ­ тра, о борта — на полметра. Судно положило на правый борт — в сторо­ ну острова. Крен был около 30°. Волны пошли через ко р п у с и ходовой мостик, сметая все на своем пути . Ле­ вую спасательную ш лю п ку разнесло в щ еп ки . Собаки метались по всему суд­ ну, ища унры тия от волны. И хотя бе­ рег близко, всего в 50—60 метрах, ка к выяснилось позднее, ни одна собака не уцелела... Ураган свирепствовал, температура воздуха достигла — 14, —15'С. Немило­ сердно бил град. Отдельные градины казались с голубиное яйцо. Работа по спасению людей в та кой обстановке ус ­ ложнялась. Освещения не было, корпус судна и надстройки стали быстро по­ кры ваться льдом. Большой крен судна затруднял передвижение молодых, здо­ ровых людей, не говоря у ж о детях и пожилы х людях, к а к , капитан А . В. Ми­ хеев и старпом И. И. Антуфьев, ко то ­ рому шел 64-й год. Главная задача — спасти экипаж и пассажиров. Но как? Судно переломи­ лось, радиоантенны п с р Е а н ы , динамо- машина залита водой... Капитан совершенно растерялся. Ве­ роятно, он рассчитывал, что мы, штур­ маны, найдем выход. Мы — к радисту. Наконец Николай Сергеевич Замятин сумел передать в зфир сообщение о бедственном положении «Ленгосторга». Сделал он это при помощи аварийной радиостанции. Радист принял и ответ от судов, находящихся в районе Н оеой Земли. Это были «Красное знамя», «Воронеж», «Аркос», гидрографическая шхуна «Шторм». Они приняли нашу аварийную радиограмму, но на помощь прийти не смогли — мешали ураганный ветер и ужасное волнение моря. Нам ничего другого не оставалось, как спасаться без посторонней пом о ­ щи. В первую очередь были перенесе­ ны из носовых помещений дети, а за­ тем пассажиры. Отчаянные моряки из архангельских поморов прекрасно зна­ ли, что делать в такой обстановке и, главное, в совершенстве владели уп ­ равлением шлюпкой под веслами, а если нужно — и под парусами. Все пассажиры были помещены в нашу не­ большую столовую и камбуз. Старший м ехани к И н кин Н. А., вто­ рой м ехани к К у х ти н И. Б. и я искали боч ку , чтобы остропить ее и использо­ вать к а к поплавок с проводником . Толь­ ко т а к можно было наладить перепра­ ву. На берегу, несмотря на темень, рас­ смотрели людей — промыш ленников с острова Пять Пальцев. Они, конечно, видели, что судно терпи т бедствие. Не­ которые , пренебрегая опасностью , захо ­ дили в воду, махали зажж е нны м и фа­ келами. Из-за ветра кр и к а не было слышно. Вылив машинное масло из бочки за борт, мы сумели остропить ее и вы­ бросить с проводником . Островитяне бродили в воде, долго ловили нашу «посланницу». Уставшие, промокшие , холодные и голодные, мы меняли друг друга. На­ конец островитяне бочку поймали и потянули проводник. Мы обрадовались, питана А. И. Малыгин, радист Н С. За­ мятин, боцман Клим Молоков, старший м ехани к Н. А. Инкин , второй механи к И. Б. К ух ти н , матросы : Алексей Малы­ гин , Иван Третьяков, Я ков Голубин. ...Стихия продолжала бушевать. Вол­ нение моря усилилось. Оборвало трос — единственное сообщение с берегом. Все приуныли. Вдруг капитан дает приказание по ки ­ нуть судно следующим морякам : свое­ му второму помощнику , то есть мне -— старшему на шлюпке, старшему меха­ нику Николаю Африкановичу Инкину, второму механику Ивану Богдановичу Кухтину, матросам Алексею Иванови­ чу Малыгину, Ивану Третьякову и Яко­ ву Голубину. Приказ есть приказ, но как покинуть судно, какими средства­ ми переправиться на берег? Леерное сообщение порвано, единственная шлюпка на праЕО/л борту имеет про ­ боину. Известно, что челоЕек, который смот­ рит смерти в глаза, находит один шанс из ста, чтобы спастись, и делает все возможное ради этого шанса. Осмот­ рев шлюпку с пробойней, решили ее отремонтировать. Но как? К счастью, пробоина была небольшая. Один из матросоз, Алексей Иванович Малыгин, снял сапоги, потом с ноги шерстяной вязаный деревенский чулок и... за ко ­ нопатил пробоину. После этого мы при ­ готовились к переправе на берег. Силы были напряжены до предела. Ш лю п ка выведена за борт и висит на шлюп-талях . Мы сидим в ш лю п ке и ждем момента — самой высоной вол­ ны, ноторая обязательно приподнимет ш люпну . Наша задача: м гновенно отдать гани шлюп-талей от рымов ш лю п ки . На­ конец момент выбран и нас отнесло волной на берег. Не успели опомниться , на к ш лю п ку поставило «на попа», вверх кормой , затем она перевернулась через нос и мы, все шестеро, оказались под шлюпной . Спас нас не случай, а опять-таки профессионализм наших моряков . Тех, кто раньше оказался на берегу. Они дежурили, ожидая развязки трагедии. Мы были извлечены из-под шлюпки и доставлены в промысловую избу про- мышленников-рыбаков. Сделано это было быстро. Поэтому мы, все 6 чело­ век, получили незначительные ушибы и царапины. А шлюпка, единственное спасение оставшихся на судне людей, была разбита в щепки обрушившимися на нее все уничтожающими на своем пути волнами. Остались на разбитом и обледеневшем судне 4 человека, кото ­ рым, думалось с болью в сердце, нет возможности спастись. Назову э тих людей: напитан Андрей Васильевич Михеев, старпом Иван Ива­ нович Антуфьев, радист Николай Серге­ евич Замятин , боцман Клим Молоков. Мне, как старшему среди экипажа, пришлось возглавить постоянное де ­ журство на берегу — против нашего судна, терпящего бедствие. Так прошло двое суток. Ветер стал затихать. После того как море немно­ го успокоилось, на горизонте появил­ ся транспортный пароход. Он встал на якорь в миле от острова Пять Паль­ цев. Мы заметили, что от парохода, им оказался «Аркос», отделился катер, держа курс к нашему острову. Когда катер подошел к берегу, я узнал не нем старшего помощника капитана «Аркоса» Александра Семеновича Ги>Ь дулянова. Капитаном у них был М иро ­ нов. И вот мы, моряки, потерпевшие к о ­ раблекрушение, на катере. Я, как стар­ шин в аварийной команде, попросил А. С. Гидулянова подойти к разбитому и обледеневшему,, как айсберг, «Лен- госторгу». Цель была одна: подобрать трупы, если они есть на судне. Подой­ дя к пароходу, мы начали вырубать е о льду ступеньки, чтобы подняться до главного мостика. Вырубив 5—6 ступеней во льду, мы вдруг услышали с т у к внутри корпуса . Кто-то остался в ж и вы х ! Можно пред­ ставить, с ка кой силой мы продолжали работу! Короче говоря, мы все разом подползли к ш турм анской рубке , ломи­ ком вышибли верхнюю филенку вход­ ной двери и заглянули вовнутрь... Там сидели, примостившись на ш турманском столе, четыре человека. Под ними был разостлан тул уп . Все четверо были в по­ луш уб ках , но без сапог, сидели упер ­ шись ноги в ноги . Сверху т а кж е был наброшен тулуп . Все они были в полу­ забытьи . На полу стояла бутыль из-под спирта. Кроме этого был ящ и к с ви­ ном, в нотором насчитывалось 14 б у ты ­ лок под сур гучом . С большой осторожностью мы опус­ тили с мостика в катер отважную чет­ верку, пережившую страшные часы & полуразвалившемся корабле, превра­ тившемся в айсберг. На борт «Аркоса» их подняли с помощью грузовой сети и оказали срочную медицинскую по ­ мощь. Всех моряков «Ленгосторга» и пассажиров разместили по каютам. «Аркос» поднял якорь и последовал в пролив Маточкин Шар, где нас дол­ жен был принять на борт флагманский ледокол «Ермак» под командованием опытнейшего полярного капитана Вла­ димира Ивановича Воронина. К вечеру 6 ноября 1937 года мы были достав­ лены в Маточкин Шар и пересажены на ледокол «Ермак». На борту «Ермака» мы встретили 20- летие Октября. 8 ноября 1937 года семья рыба- ка-зверобоя Александра Васильевича Миллера была переправлена на берег, в становище Лагерное, а мы, члены команды «Ленгосторга», пересажены с ледокола «Ермак» на транспортный па­ роход «Никита Хрущев». Я знал этот пароход-лесовоз ленинградской по­ стройки. Он имел хороший, прочный корпус. Но слабую главную машину. Короче говоря, от Новой Земли д ^ Архангельска мы шли 12 суток. Условия для ж и зн и моряков на пере­ ходе были неудовлетворительными, по­ явились больные среди команды «Лен­ госторга» . Зашли в р е к у Маймаксу. На ней был сплошной лед. Ошвартовались носом к острову Мосеев. После высадки на берег нас доставили в Дом Советов в Архан гельске . Начальник островного хозяйства Николай Иванович Иванов принял нас хорошо. Всю номанду снаб­ дили новой одеждой, оказали помощь больным, хорошо устроили в гостинице здоровых членов команды , выдали еди­ новременное пособие всем пострадавшим. Из Архангельска нас направили в М урманск — в распоряжение своего управления Севморпути. Весь экипаж прибыл в Мурманск накануне нового, 1938 года. Оказалось, что никто не со ­ общил нашим семьям о том, что команда «Ленгосторга» спасена и весь экипаж доставлен в Архангельск. На­ ши родные знали одно: «Ленгосторг» потерпел аварию в Карском море* в районе острова-Пять Пальцев. Что с экипажем , никто не знал. Короче го ­ воря, мои четыре брата, которые пле­ вали на различных судах Главсевмор- пути, выпили за наш упокой . Сколько было радости, слез при встрече с р о д ­ ными дома! - . . . > Во время аварии «Ленгосторга» ни­ кто не погиб — ни моряки , ни пасса­ жиры . Но затем, вследствие переохлаж­ дения, многие заболели туберкулезом и вскоре умерли. Сегодня в живых из участников того трагического рейса остался только ав­ тор этих строк. В декабре прошлого года умер матрос «Ленгосторга» А ле к ­ сей Иванович Малыгин, живший в Ура- Губе. М но го лет он трудился мастером лова. Иван Богданович Кухтин также дол­ гие годы трудился в рыбной промыш ­ ленности по специальности — старшим механиком. Старпом «Ленгосторга» Иван Иванович Антуфьев ушел из ж и з ­ ни, перевалив 90-летний рубеж . Рассказав о трагедии небольшого судна, я еще раз хочу подчеркнуть: моряки Севера, в совершенстве владе­ ющие своей профессией, могут найти выход из любой критической ситуации. Но лучше делать все, чтобы аварии не произошло. 1сентября М9 года i РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz