Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
1 0 Морские истории А. И. Малыгин, второй штур ман шхуны «Ленгосторг». 1937 год. е о м журнале, с мостика не уходил — продолжал вести наблюдение за о к р у жающей обстановкой. Стояли на яко ре до тех пор, пока судно не стало крениться до 43е. Команда и пассажи ры, естественно, были наготове, хотя приказа со стороны командования суд ка не было. Еще раз доложил капита ну об обстановке. Главную машину при готовили, не ожидая его распоряжения. 16.30. Капитан вышел на мостик. У многих из нас мелькнула мысль: «Упу щено время!» Когда судно рыскнуло вправо и под ставило левый борт к волне и ветру, капитан дал форсированный ход ма шине вперед и приказал выбрать я ко ря. Но, увы, брашпиль оказался не в силах поднять якоря при бешеном вол нении. Да и главная машина была бес сильна преодолеть гигантские волны и ветер силой 32— 34 метра в секунду. Судно продолжало дрейфовать. 16.45. Все ощутили страшный удар корпуса судна о подводную гряду. По гасло электрическое освещение, из ма шинного отделения доложили, что по- почувствовалась вера в спасение пас сажиров и команды . Островитяне за крепили стальной трос на берегу, а на судне мы вложили его в канифас блок, прикрепленный в районе мачты, и всей командой сколько есть силы натяну ли вручную трос до предела и закре пили его на кнехтах. Получилась «под весная дорога», правда, с неудобст вами — при сильном волнении трос касался гребней волн. И з г о ^ о е и л и и ^ брезента «люльку», привязали к ней тросик, подвесили на «ходячий» блок. Первым посадили в «люльку» отца се мейства Миллера Александра Василье вича, а «в нагрузку» — двух его ма леньких сыновей. Опыт оправдал наши надежды: пер вые пассажиры были благополучно пе реправлены на берег. Переправа дей ствовала в хорошем темпе. Правда, пассажиры были всегда мокрыми . Но рыбаки-зверобои подхватывали спасен ных еще в воде и несли их в свою промысловую избу. Она, к счастью на шему, оказалась близко от места ава рии. За ночь были переправлены все пассажиры на берег и часть судовой команды. На борту «Ленгосторга» осталось все го 10 человен: напитан А. В. Михеев, старший помощ ни к И. И. Антуфьев, ав тор этих с тр о к — второй помощ ник ка- А. МАЛЫГИН Гибель „Ленгосторга 2. Трагедия По распоряжению руководства ост ровного хозяйства в Архангельске «Лен госторг» должен был перебросить семью зверобоя-рыбака Миллера А. В. С острова Пахтусова в залив Кнорина для промысла песца. Для чего было погружено промысловое снаряжение и 30 ездовых собак. Кроме того, доста вить промысловикам, проживающим на острове Пять Пальцев, продовольст вие, снаряжение, боезапас для убоя тюленей-белухи и гренландского тюле ня. Поздно вечером 3 ноября 1937 го да «Ленгосторг» подошел к острову Пять Пальцев, где проживало семей, ство рыбаков-зверобоев по фамилии Вылко. Встали на якорь вблизи острова. Приступили к доставке груза на берег С помощью спасательных ш люпок. По года стояла прекрасная , на море штиль все это способствовало делу, хотя и началась полярная ночь. Но ра з гр у зка судна проходила медленно — не хвата ло рабочих р у к . Температура воздуха была —12сС, ничто не предвещало бе ды. Только давление атмосферы с неи моверной быстротой падало — барограф писал вертикальную линию вниз. Около 10 часов 4 ноября продолжали стоять на якоре у острова Пять Паль цев. Закончили р а з гр у з к у судна и на чали устанавливать на штатные места спасательные шлюпни . Вдруг пошла сильная зыбь с северо-востока. Через 10—15 минут — ш квальный ветер того же направления. Капитану А. В. Михееву было доло жено об обстановке. Капитан вместо то го чтобы сняться с яноря и уй ти в ближайший залив Медвежий, где отлич ная якорная стоянка , за кры тая от всех ветров и волнения моря, дал распоря жение старшему ш турм ану Ивану Ива новичу Антуфьеву : «Отдать второй я корь И выровнять канаты !» Старпом выполнил приказание ка п и тана. А между тем мы замечали, что с капитаном в последнее время что-то происходит, он забыл имена, фамилии подчиненных , даже своих помощников ... В 12.00 я заступил на вахту. Было сильное волнение моря . Замерил силу ветра с помощью прибора Фуса, ко то рый показал 32 метра в секунду. Тем пература — 12°С. Судно бросало, как щепку, крен достигал 40°. Шел кр уп ный град. Наблюдение за окружающ ей обстановкой было сильно затруднено — к темени полярной ночи добавились град и ветер. Доложил капи та ну о том, что положе ние для судна становится у грож ающ им , отстояться на я кор я х невозможно. Н ужно принимать срочные и действен ные меры. Капитан выслушал меня и, не выходя из каю ты , дал мне распоря жение стравить канаты до жвака -галса и выровнять их. Я выполнил это рас поряжение . Около 15 часов, определив место судна и замерив глубину , я вто рично доложил, что судно дрейфует на берег, якоря не держат, до берега ос талось 100— 150 метров. Капитан , вы слушав меня, н и к а ки х ука заний не дал. Даже на мостик из каю ты не вышел. Я поднял с ко й ки старшего помощни ка капитана Ивана Ивановича А н туф ь ева и старшего механика Нинолая Аф- ринановича Иннина. Вахту в машине нес второй механик Иван Богданович К ух тин . 16.00. Сдал вахту старшему помощни ку Ивану Ивановичу Антуфьеву. Сделав подробную запись, в вахтенном судс- ступает забортная вода, заливает глав ную машину и вспомогательные меха низмы. Тут же обнаружили — судно переломилось: палуба впереди мости ка разошлась на расстояние около ме тра, о борта — на полметра. Судно положило на правый борт — в сторо ну острова. Крен был около 30°. Волны пошли через ко р п у с и ходовой мостик, сметая все на своем пути . Ле вую спасательную ш лю п ку разнесло в щ еп ки . Собаки метались по всему суд ну, ища унры тия от волны. И хотя бе рег близко, всего в 50—60 метрах, ка к выяснилось позднее, ни одна собака не уцелела... Ураган свирепствовал, температура воздуха достигла — 14, —15'С. Немило сердно бил град. Отдельные градины казались с голубиное яйцо. Работа по спасению людей в та кой обстановке ус ложнялась. Освещения не было, корпус судна и надстройки стали быстро по кры ваться льдом. Большой крен судна затруднял передвижение молодых, здо ровых людей, не говоря у ж о детях и пожилы х людях, к а к , капитан А . В. Ми хеев и старпом И. И. Антуфьев, ко то рому шел 64-й год. Главная задача — спасти экипаж и пассажиров. Но как? Судно переломи лось, радиоантенны п с р Е а н ы , динамо- машина залита водой... Капитан совершенно растерялся. Ве роятно, он рассчитывал, что мы, штур маны, найдем выход. Мы — к радисту. Наконец Николай Сергеевич Замятин сумел передать в зфир сообщение о бедственном положении «Ленгосторга». Сделал он это при помощи аварийной радиостанции. Радист принял и ответ от судов, находящихся в районе Н оеой Земли. Это были «Красное знамя», «Воронеж», «Аркос», гидрографическая шхуна «Шторм». Они приняли нашу аварийную радиограмму, но на помощь прийти не смогли — мешали ураганный ветер и ужасное волнение моря. Нам ничего другого не оставалось, как спасаться без посторонней пом о щи. В первую очередь были перенесе ны из носовых помещений дети, а за тем пассажиры. Отчаянные моряки из архангельских поморов прекрасно зна ли, что делать в такой обстановке и, главное, в совершенстве владели уп равлением шлюпкой под веслами, а если нужно — и под парусами. Все пассажиры были помещены в нашу не большую столовую и камбуз. Старший м ехани к И н кин Н. А., вто рой м ехани к К у х ти н И. Б. и я искали боч ку , чтобы остропить ее и использо вать к а к поплавок с проводником . Толь ко т а к можно было наладить перепра ву. На берегу, несмотря на темень, рас смотрели людей — промыш ленников с острова Пять Пальцев. Они, конечно, видели, что судно терпи т бедствие. Не которые , пренебрегая опасностью , захо дили в воду, махали зажж е нны м и фа келами. Из-за ветра кр и к а не было слышно. Вылив машинное масло из бочки за борт, мы сумели остропить ее и вы бросить с проводником . Островитяне бродили в воде, долго ловили нашу «посланницу». Уставшие, промокшие , холодные и голодные, мы меняли друг друга. На конец островитяне бочку поймали и потянули проводник. Мы обрадовались, питана А. И. Малыгин, радист Н С. За мятин, боцман Клим Молоков, старший м ехани к Н. А. Инкин , второй механи к И. Б. К ух ти н , матросы : Алексей Малы гин , Иван Третьяков, Я ков Голубин. ...Стихия продолжала бушевать. Вол нение моря усилилось. Оборвало трос — единственное сообщение с берегом. Все приуныли. Вдруг капитан дает приказание по ки нуть судно следующим морякам : свое му второму помощнику , то есть мне -— старшему на шлюпке, старшему меха нику Николаю Африкановичу Инкину, второму механику Ивану Богдановичу Кухтину, матросам Алексею Иванови чу Малыгину, Ивану Третьякову и Яко ву Голубину. Приказ есть приказ, но как покинуть судно, какими средства ми переправиться на берег? Леерное сообщение порвано, единственная шлюпка на праЕО/л борту имеет про боину. Известно, что челоЕек, который смот рит смерти в глаза, находит один шанс из ста, чтобы спастись, и делает все возможное ради этого шанса. Осмот рев шлюпку с пробойней, решили ее отремонтировать. Но как? К счастью, пробоина была небольшая. Один из матросоз, Алексей Иванович Малыгин, снял сапоги, потом с ноги шерстяной вязаный деревенский чулок и... за ко нопатил пробоину. После этого мы при готовились к переправе на берег. Силы были напряжены до предела. Ш лю п ка выведена за борт и висит на шлюп-талях . Мы сидим в ш лю п ке и ждем момента — самой высоной вол ны, ноторая обязательно приподнимет ш люпну . Наша задача: м гновенно отдать гани шлюп-талей от рымов ш лю п ки . На конец момент выбран и нас отнесло волной на берег. Не успели опомниться , на к ш лю п ку поставило «на попа», вверх кормой , затем она перевернулась через нос и мы, все шестеро, оказались под шлюпной . Спас нас не случай, а опять-таки профессионализм наших моряков . Тех, кто раньше оказался на берегу. Они дежурили, ожидая развязки трагедии. Мы были извлечены из-под шлюпки и доставлены в промысловую избу про- мышленников-рыбаков. Сделано это было быстро. Поэтому мы, все 6 чело век, получили незначительные ушибы и царапины. А шлюпка, единственное спасение оставшихся на судне людей, была разбита в щепки обрушившимися на нее все уничтожающими на своем пути волнами. Остались на разбитом и обледеневшем судне 4 человека, кото рым, думалось с болью в сердце, нет возможности спастись. Назову э тих людей: напитан Андрей Васильевич Михеев, старпом Иван Ива нович Антуфьев, радист Николай Серге евич Замятин , боцман Клим Молоков. Мне, как старшему среди экипажа, пришлось возглавить постоянное де журство на берегу — против нашего судна, терпящего бедствие. Так прошло двое суток. Ветер стал затихать. После того как море немно го успокоилось, на горизонте появил ся транспортный пароход. Он встал на якорь в миле от острова Пять Паль цев. Мы заметили, что от парохода, им оказался «Аркос», отделился катер, держа курс к нашему острову. Когда катер подошел к берегу, я узнал не нем старшего помощника капитана «Аркоса» Александра Семеновича Ги>Ь дулянова. Капитаном у них был М иро нов. И вот мы, моряки, потерпевшие к о раблекрушение, на катере. Я, как стар шин в аварийной команде, попросил А. С. Гидулянова подойти к разбитому и обледеневшему,, как айсберг, «Лен- госторгу». Цель была одна: подобрать трупы, если они есть на судне. Подой дя к пароходу, мы начали вырубать е о льду ступеньки, чтобы подняться до главного мостика. Вырубив 5—6 ступеней во льду, мы вдруг услышали с т у к внутри корпуса . Кто-то остался в ж и вы х ! Можно пред ставить, с ка кой силой мы продолжали работу! Короче говоря, мы все разом подползли к ш турм анской рубке , ломи ком вышибли верхнюю филенку вход ной двери и заглянули вовнутрь... Там сидели, примостившись на ш турманском столе, четыре человека. Под ними был разостлан тул уп . Все четверо были в по луш уб ках , но без сапог, сидели упер шись ноги в ноги . Сверху т а кж е был наброшен тулуп . Все они были в полу забытьи . На полу стояла бутыль из-под спирта. Кроме этого был ящ и к с ви ном, в нотором насчитывалось 14 б у ты лок под сур гучом . С большой осторожностью мы опус тили с мостика в катер отважную чет верку, пережившую страшные часы & полуразвалившемся корабле, превра тившемся в айсберг. На борт «Аркоса» их подняли с помощью грузовой сети и оказали срочную медицинскую по мощь. Всех моряков «Ленгосторга» и пассажиров разместили по каютам. «Аркос» поднял якорь и последовал в пролив Маточкин Шар, где нас дол жен был принять на борт флагманский ледокол «Ермак» под командованием опытнейшего полярного капитана Вла димира Ивановича Воронина. К вечеру 6 ноября 1937 года мы были достав лены в Маточкин Шар и пересажены на ледокол «Ермак». На борту «Ермака» мы встретили 20- летие Октября. 8 ноября 1937 года семья рыба- ка-зверобоя Александра Васильевича Миллера была переправлена на берег, в становище Лагерное, а мы, члены команды «Ленгосторга», пересажены с ледокола «Ермак» на транспортный па роход «Никита Хрущев». Я знал этот пароход-лесовоз ленинградской по стройки. Он имел хороший, прочный корпус. Но слабую главную машину. Короче говоря, от Новой Земли д ^ Архангельска мы шли 12 суток. Условия для ж и зн и моряков на пере ходе были неудовлетворительными, по явились больные среди команды «Лен госторга» . Зашли в р е к у Маймаксу. На ней был сплошной лед. Ошвартовались носом к острову Мосеев. После высадки на берег нас доставили в Дом Советов в Архан гельске . Начальник островного хозяйства Николай Иванович Иванов принял нас хорошо. Всю номанду снаб дили новой одеждой, оказали помощь больным, хорошо устроили в гостинице здоровых членов команды , выдали еди новременное пособие всем пострадавшим. Из Архангельска нас направили в М урманск — в распоряжение своего управления Севморпути. Весь экипаж прибыл в Мурманск накануне нового, 1938 года. Оказалось, что никто не со общил нашим семьям о том, что команда «Ленгосторга» спасена и весь экипаж доставлен в Архангельск. На ши родные знали одно: «Ленгосторг» потерпел аварию в Карском море* в районе острова-Пять Пальцев. Что с экипажем , никто не знал. Короче го воря, мои четыре брата, которые пле вали на различных судах Главсевмор- пути, выпили за наш упокой . Сколько было радости, слез при встрече с р о д ными дома! - . . . > Во время аварии «Ленгосторга» ни кто не погиб — ни моряки , ни пасса жиры . Но затем, вследствие переохлаж дения, многие заболели туберкулезом и вскоре умерли. Сегодня в живых из участников того трагического рейса остался только ав тор этих строк. В декабре прошлого года умер матрос «Ленгосторга» А ле к сей Иванович Малыгин, живший в Ура- Губе. М но го лет он трудился мастером лова. Иван Богданович Кухтин также дол гие годы трудился в рыбной промыш ленности по специальности — старшим механиком. Старпом «Ленгосторга» Иван Иванович Антуфьев ушел из ж и з ни, перевалив 90-летний рубеж . Рассказав о трагедии небольшого судна, я еще раз хочу подчеркнуть: моряки Севера, в совершенстве владе ющие своей профессией, могут найти выход из любой критической ситуации. Но лучше делать все, чтобы аварии не произошло. 1сентября М9 года i РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz