Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.

8 С пильных полок застоя с ш f f Статья была подготовлена к печати в сентябре 1982 г. Серо-буро-грязные волны чмокали о борт странных су­ денышек. которые, как вань­ ки-встаньки, размеренно по­ качивались у причала рыбно­ го порта. Неужели они еще на что-то способны? — Это иефтемусоросбор- щики образца 1970 года. Всего их у нас восемь, на ходу — три. Условия для команды на них отсутству­ ют: экипажи отдыхают, обе­ дают на рыболовном трау­ лере «Советск», переобору­ дованном под базу. — Здесь у нас бы­ товки, камбуз, — рас­ сказывает Николай Сергее­ вич Свириденко, помощник шкипера, он же — сменный механик службы обеспечения судовых * вспомогательных работ и очистки акватории рыбного порта. — Наши ITMC не рассчи­ таны на работу в зимних ус­ ловиях, — продолжает он, — и если вдруг что-то слу­ чится, например, вылив неф­ ти из танкера, то смешно надеяться па иас..:. Вдруг... Л почему, собст­ венно говоря, вдруг? Воз­ можная беда кричит, взыгуа- ет и бросается в глаза. Имя ей — «Виктория». Да, это тот самый англий­ ский рыболовный траулер, на борту которого в мае 1974 года в Баренцевом мо­ ре случился пожар, и только благодаря мужеству мурман­ ских спасателей он не сгорел дотла и был отбуксирован, затем затоплен в районе юж­ ного каравана Мурманского морского рыбного порта. Подробности этих обстоя­ тельств были описаны 12 июня 1981 года в «Рыбном Мурмане» в статье «Гибель «Виктории». Прошло восемь с лиш­ ним лет после гибели судна и более года со дня публи­ кации в газете об этом фак­ те. Что же будет с трауле­ ром? Какую роль он, недви­ жимый, играет сейчас в на­ ших экономических, социаль­ ных вопросах, мешает ли он их решению? Другими сло­ вами, стоит ли вообще гово­ рить о нем? — «Виктория» никакого вреда не наносит, — утверж­ дает начальник отдела Мур­ манской гидрохимлаборато- рии Беломорского бассейно­ вого территориального управ­ ления по регулированию ис­ пользования п охране воды Виктор Тимофеевич Илыо- хин. Затем поправляется: — По крайней мере, так утвер­ ждают в порту. Но пи порт, ни мы не располагаем сведе­ ниями о том, есть ли па бор­ ту судна топливо. Топливо? В «Виктории»? Многие, с кем приходилось беседовать, скептически отно­ сились к этой информации. Развеем беззаботные иллю­ зии. «Обследованием, произве­ денным водолазами экспеди­ ционного отряда Мурманско­ го морского рыбного порта, было установлено, что в тап­ ках двойного дна, располо­ женных под рыбным трюмом судна, имеется дизельное топливо, количество которо­ го может составлять 1 5 0— 220 тонн. Корпус судна, на­ ходясь в песчано-илистом грунте, подвергается усилен­ ной коррозии и, по заключе­ нию НИН «Гипроморнефте- газ», обшивка днища может прокоррозировать насквозь в течение 1 2— 15 лет. Это при­ ведет к массовому выбросу топлива в залив. По офици­ альному заключению Мур­ манского филиала Арктиче­ ского и Антарктического на­ учно-исследовательского ин­ ститута, при выливе 200 тонн топлива из танков «Вик­ тории» произойдет значи­ тельное загрязнение вод Кольского залива, а также портовых сооружений, судов и береговой черты в районе Мурманска. Разовый выброс топлива с «Виктории» замет­ но увеличит загрязнение во­ ды в этом районе залива. Кроме того, лежащее на грунте судно представляет некоторое неудобство судо­ ходству в этом районе... (Из объяснительной записки Мур­ манского отделения институ­ та «Гипрорыбфлот»). Так что «Виктория» — от­ нюдь не безобидное судно, и есть полный резон задать вопросы по существу: поче­ му же лак долго траулер, являя собой мину замедлен­ ного действия для окружаю­ щей среды, покоится в во­ дах и готовы ли соответст­ вующие службы к тому, что­ бы при чрезвычайном проис­ шествии полностью и опера­ тивно ликвидировать выброс топлива? Восемь лет — не восемь дней и даже не восемь ме­ сяцев. — Думали, что обойдемся силами рыбного порта, но оказалось, что справиться с «Викторией» он не в состоя­ нии, — заявил начальник от­ дела мореплавания, связи и электрорадионавн г а ц и и ВРИО «Севрыба» Георгий Васильевич Тишков. — Бы­ ла некая беззаботность, по­ тому что, видимо, ни над кем не капало... В переводе па житейский язык это звучит так; пока гром не грянет... А он и не грянул. Но ведь никто не дает гарантии того, что траулер пролежит еще энное количество лет, никого и ничего не потревожив. Возможна течь, вероятно столкновение с ним проходя­ щего судна. В конце концов никто со всей определен­ ностью не говорит, насколь­ ко герметичны танки с топ­ ливом. Поэтому совсем не из об­ ласти предположений, а тем более фантазии, вероятность выброса топлива. Страшно ли это для нас. нарушится ли экологическое равновесие? Как видно из пояснительной записки, это будет большое ЧП. Справимся ли мы с ним? С этим вопросом я обратился к ряду ответственных лиц. Побудительным мотивом вопроса стала авария танке­ ра «Глобе Асими» в порту города Клайпеды. Урок Клай­ педы показал, что службам борьбы с нефтяным загряз­ нением предстоит еще мно­ гое сделать, чтобы быть го­ товыми во всеоружии встре­ тить опасность. «Откладывать нельзя», — писал журнал «Химия и жизнь» в майском номере нынешнего (1982 ) го­ да. На что же можно надеять­ ся? На НМС? — Технические ^ возмож­ ности нефтемусоросборщиков не обеспечат сбор топлива и очистку залива в случае ава­ рии, — говорит начальник службы обеспечения судовых вспомогательных работ ^ и очистки акватории рыбного порта Петр Миронович Жер- децкий. — Они хороши толь­ ко для сбора мусора. Даже со своими планами по очист­ ке залива мы не всегда справляемся, что же гово­ рить о нефти... Явно устарели имеющие­ ся сегодня в наличии НМС. При небольшой — 0 ,3 метра — высоте волны они уже не могут выходить в залив, их производительность слишком мала, чтобы справиться с серьезной задачей.. К тому же НМС в основном всасы­ вает в себя воду, а попада­ ние нефти в отстойники не­ значительно. Нужны совре­ менные автономные иефтему- соросборщпки с учетом их работы в условиях Запо­ лярья. Сейчас разработками но­ вых НМС занимается кол­ лектив Клайпедского отделе­ ния института «Гипрорыб­ флот». Есть предложения, посланные в адрес этого ин­ ститута, которые, вероятно, будут рассмотрены. Однако все это — дело будущего. Пройдет немало времени по­ сле воплощения проектов в металле. Пока же старые суденышки продолжают не­ сти непосильную для себя службу. Разумеется, в случае ка­ кого-либо непредвиденного обстоятельства будут задей­ ствованы не только НМС. Согласно плану выполнения работ по ликвидации аварий­ ных разливов нефти в Мур­ манской оперативной зоне объединения «Севрыба», ут­ вержденному в 1981 году, в рыбном порту создано спе­ циальное формирование по борьбе с аварийными разли­ вами. В него входят два по­ жарных катера, два порто­ вых буксира, сборщик льяль- ных вод и уже известные нам восемь НМС. Имеется боновое заграждение длиной 1050 метров для локализа­ ции участков разлива. Оно эффективно при высоте вол­ ны 0 ,5 метра и скорости вет­ ра 10 метров в секунду. Один на один с аварией рыбный порт не остается. По плану совместных дейст­ вий ему па помощь придут соответствующие службы морского пароходства. В том же пароходстве имеются но­ вое НМС. более совершен­ ное, чем в рыбном порту, боновое заграждение. — Ежегодно, — расска­ зывает начальник экспедици­ онного отряда аварийно-спа­ сательных работ рыбного порта Николай Владимиро­ вич Коваленко, — проводят­ ся совместные учения по ликвидации «разливов неф­ ти». И могу сказать, что мы всегда во всеоружии. Это — не бравада. В но­ ябре 1980 года экспедици­ онным отрядом рыбного пор­ та был спасен архангельский буксир «Борей», а в марте 1981-го — калининградский РТ-м «Тезей». Ежегодно от­ рядом совместно с ЭО АСТПР морского пароходст­ ва проводятся учения, пока­ зывающие, что службы дей­ ствуют четко и оперативно и со своими заданиями справ­ ляются. По это всего лишь учения... — Ну а если произойдет течь у «Виктории»? — спро­ сил я у Н. В. Коваленко. — Мы примем все меры к локализации и ликвидации аварийного разлива. Уберем ли все разлитое топливо? Сказать трудно. Ведь то, чем мы располагаем, это — техника вчерашнего дня. Что же касается будущего, то есть улучшение материаль­ но-технической базы, то мы очень надеемся на новые НМС и боковые загражде­ ния. Заявки на получение за­ граждений поданы в ВРПО «Севрыба»... А насчет «Вик­ тории» могу вполне опреде­ ленно заявить: с ней надо держать ухо востро. Николай Владимирович знает, что говорит. Он был в Клайпеде во время аварии танкера «Глобе Асими». Ви­ дел собственными глазами, как шла борьба с мазутом.- Видел, что является в ней самым эффективным средст­ вом. — Вот и спросите в ВРПО, — сказал Н. В. Ко­ валенко, — как в Министер­ стве рыбного хозяйства вы­ полняются наши заявки. Соответствующий вопрос был задан Г. В. Тишкову. Ответ был предельно крат­ ким: — Никак. Оставим на совести ра­ ботников министерства не­ выполнение нужд северян^ Поговорим о другом. Судя по всему, с большой натяжкой можно сказать: есть чем собирать в море разлившееся топливо. Есть чем его локализовывать. Но значит ли это, что если про­ изойдет авария, то нефтепро­ дукты будут собраны? Нет! Ни в коем случае нельзя допустить разлива горюче­ смазочных материалов, неф­ ти в Кольском заливе. Вот почему остра проблема, свя­ занная с «Викторией». Об этом шел разговор на совещании в ВРПО «Севры­ ба», которое вел Г. В. Тиш­ ков. Решение об удалении судна с акватории принято. Но только — решение. Фи­ нансирование проектных ра­ бот и самой операции пору­ чено рыбному порту, а про­ изводство работ — экспеди­ ционному отряду морского пароходства. Мурманское от­ деление института «Гипро­ рыбфлот» в соответствии с техническим заданием разра­ ботало четыре варианта ре­ шения поставленной задачи. Первый. Спрямление суд­ на на грунте и его подъем с помощью гииь-талей и поп-. тонов с последующим осуше­ нием топливных танков че­ рез вскрытие горловины и удалением судна с места за­ топления. Второй. То же самое, кро­ ме того, что подъем судна осуществляется при помощи крана и понтонов. Вместо послесловия Третий. Удаление топлива из танков при его нахожде­ нии па грунте с последую­ щей резкой судна иа блоки и удаление блоков с места за­ топления. Четвертый. Удаление ?Вп- лива из танков при его на­ хождении на грунте, резка надводной части судна и за ­ сыпка подводной части грун­ том с целыо предотвращения массового выброса в залив возможных остатков топлива в танках. Из чего исходили проек­ тировщики? Критериями оценки вариантов явились стоимость работ, время их выполнения, надежность, степень осуществления по­ ставленных целей, то есть предотвращение загрязнения залива и устранение пре­ пятствий для судоходства. Самым надежным и деше­ вым (407 тысяч рублей) яв ­ ляется последний вариант. Правда, он допускает нали­ чие остатков топлива на суд­ не и его фильтрацию через обшивку и грунт. Однако да­ же имеющимися в рыбном порту слабыми средствами эту течь можно ликвидиро­ вать без ущерба для залива* Совещание приняло чет­ вертый вариант. И как хо­ чется поставить на этом точ­ ку. Увы... Сотрудникам Мурманского отделения института «Гипро­ рыбфлот» еще предстоит разработать рабочую доку­ ментацию по выбранному ва­ рианту. Но, как заявил пред­ ставитель института, коллек­ тив очень загружен срочны­ ми заказами. Так что работа над проектом начнется не ранее начала будущего го­ да, соответственно производ­ ство работ на «Виктории» ■— не ранее будущего лета. Зна­ чит, еще впереди год. Год ожиданий. Год возможной аварии?.. Автору этих строк трудно судить о степени загружен­ ности сотрудников Мурман­ ского отделения института «Гипрорыбфлот». Только я не думаю, что уд али т е «Виктории» с акватории з а ­ лива — дело второстепен­ ное. Хочется верить, что та­ кого лее мнения придержива­ ется и коллектив «Гипрорыб- флота». * * * Когда этот материал был подготовлен к печати, глав­ ный конструктор проекта Мурманского отделения ин­ ститута «Гипрорыбфлот» Владимир Пахомович Гуль- тяев сообщил в редакцию, что в настоящее время кол­ лективом пересмотрено ра­ нее принятое решение. Сей­ час составляется перечень работ, с тем чтобы заклю­ чить с рыбным портом дого­ вор о разработке рабочей до­ кументации. В сентябре этот договор будет заключен. А в январе рабочая документа­ ция четвертого варианта бу­ дет готова полностью. А. ВИЛОЗ. (Наш ко ^о .) 6 октября 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН Итак, надеюсь, читатель убедился, что никакого «анти...» в статье не было и даже не проглядывалось (смотри анонс к ! материалу на стр. 2). Ну а топливо? Имелось ли оно на борту? На мой взгляд, да. Но пока почти 15 лет шли совещания на тему: «поднимать или не поднимать «Викторию», «кто будет этот подъем финансиро­ вать», топливо само по себе тоненькими струйками вытекло. А что печать? Ее держали на коро тком поводке. Весной 1987 года инициативно-неудержимо-предприимчивый начальник базы технического обслуживания тралфлота Ю . Н. Мясникоз (в настоящее время — главный инженер флота) ре ­ шил использозать траулер как своеобразную площадку для рас­ ширения БТО. На свой страх и риск он принял решение частич­ но порезать траулер. Срезали мачты, часть верхней надстройки, лебедку, добрались до топливных баков... Мазута там не оказа ­ лось. Остальное засыпали песком ’ камнями... Так образовался саркофаг. Вечное пристанище Застоя. Что же касается проблемных вопросов, связанных с за грязне ­ нием Кольского залива, то, по словам сегодняшнего начальника экспериментального отряда аварийно-спасательных работ флота рыбной промышленности Северного бассейна Н. Н. Азаренко , «з настоящее время достаточно сил и средств, чтобы справиться с азарийными разлизами нефти, мазута...» Дай-то бог!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz