Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
8 С пильных полок застоя с ш f f Статья была подготовлена к печати в сентябре 1982 г. Серо-буро-грязные волны чмокали о борт странных су денышек. которые, как вань ки-встаньки, размеренно по качивались у причала рыбно го порта. Неужели они еще на что-то способны? — Это иефтемусоросбор- щики образца 1970 года. Всего их у нас восемь, на ходу — три. Условия для команды на них отсутству ют: экипажи отдыхают, обе дают на рыболовном трау лере «Советск», переобору дованном под базу. — Здесь у нас бы товки, камбуз, — рас сказывает Николай Сергее вич Свириденко, помощник шкипера, он же — сменный механик службы обеспечения судовых * вспомогательных работ и очистки акватории рыбного порта. — Наши ITMC не рассчи таны на работу в зимних ус ловиях, — продолжает он, — и если вдруг что-то слу чится, например, вылив неф ти из танкера, то смешно надеяться па иас..:. Вдруг... Л почему, собст венно говоря, вдруг? Воз можная беда кричит, взыгуа- ет и бросается в глаза. Имя ей — «Виктория». Да, это тот самый англий ский рыболовный траулер, на борту которого в мае 1974 года в Баренцевом мо ре случился пожар, и только благодаря мужеству мурман ских спасателей он не сгорел дотла и был отбуксирован, затем затоплен в районе юж ного каравана Мурманского морского рыбного порта. Подробности этих обстоя тельств были описаны 12 июня 1981 года в «Рыбном Мурмане» в статье «Гибель «Виктории». Прошло восемь с лиш ним лет после гибели судна и более года со дня публи кации в газете об этом фак те. Что же будет с трауле ром? Какую роль он, недви жимый, играет сейчас в на ших экономических, социаль ных вопросах, мешает ли он их решению? Другими сло вами, стоит ли вообще гово рить о нем? — «Виктория» никакого вреда не наносит, — утверж дает начальник отдела Мур манской гидрохимлаборато- рии Беломорского бассейно вого территориального управ ления по регулированию ис пользования п охране воды Виктор Тимофеевич Илыо- хин. Затем поправляется: — По крайней мере, так утвер ждают в порту. Но пи порт, ни мы не располагаем сведе ниями о том, есть ли па бор ту судна топливо. Топливо? В «Виктории»? Многие, с кем приходилось беседовать, скептически отно сились к этой информации. Развеем беззаботные иллю зии. «Обследованием, произве денным водолазами экспеди ционного отряда Мурманско го морского рыбного порта, было установлено, что в тап ках двойного дна, располо женных под рыбным трюмом судна, имеется дизельное топливо, количество которо го может составлять 1 5 0— 220 тонн. Корпус судна, на ходясь в песчано-илистом грунте, подвергается усилен ной коррозии и, по заключе нию НИН «Гипроморнефте- газ», обшивка днища может прокоррозировать насквозь в течение 1 2— 15 лет. Это при ведет к массовому выбросу топлива в залив. По офици альному заключению Мур манского филиала Арктиче ского и Антарктического на учно-исследовательского ин ститута, при выливе 200 тонн топлива из танков «Вик тории» произойдет значи тельное загрязнение вод Кольского залива, а также портовых сооружений, судов и береговой черты в районе Мурманска. Разовый выброс топлива с «Виктории» замет но увеличит загрязнение во ды в этом районе залива. Кроме того, лежащее на грунте судно представляет некоторое неудобство судо ходству в этом районе... (Из объяснительной записки Мур манского отделения институ та «Гипрорыбфлот»). Так что «Виктория» — от нюдь не безобидное судно, и есть полный резон задать вопросы по существу: поче му же лак долго траулер, являя собой мину замедлен ного действия для окружаю щей среды, покоится в во дах и готовы ли соответст вующие службы к тому, что бы при чрезвычайном проис шествии полностью и опера тивно ликвидировать выброс топлива? Восемь лет — не восемь дней и даже не восемь ме сяцев. — Думали, что обойдемся силами рыбного порта, но оказалось, что справиться с «Викторией» он не в состоя нии, — заявил начальник от дела мореплавания, связи и электрорадионавн г а ц и и ВРИО «Севрыба» Георгий Васильевич Тишков. — Бы ла некая беззаботность, по тому что, видимо, ни над кем не капало... В переводе па житейский язык это звучит так; пока гром не грянет... А он и не грянул. Но ведь никто не дает гарантии того, что траулер пролежит еще энное количество лет, никого и ничего не потревожив. Возможна течь, вероятно столкновение с ним проходя щего судна. В конце концов никто со всей определен ностью не говорит, насколь ко герметичны танки с топ ливом. Поэтому совсем не из об ласти предположений, а тем более фантазии, вероятность выброса топлива. Страшно ли это для нас. нарушится ли экологическое равновесие? Как видно из пояснительной записки, это будет большое ЧП. Справимся ли мы с ним? С этим вопросом я обратился к ряду ответственных лиц. Побудительным мотивом вопроса стала авария танке ра «Глобе Асими» в порту города Клайпеды. Урок Клай педы показал, что службам борьбы с нефтяным загряз нением предстоит еще мно гое сделать, чтобы быть го товыми во всеоружии встре тить опасность. «Откладывать нельзя», — писал журнал «Химия и жизнь» в майском номере нынешнего (1982 ) го да. На что же можно надеять ся? На НМС? — Технические ^ возмож ности нефтемусоросборщиков не обеспечат сбор топлива и очистку залива в случае ава рии, — говорит начальник службы обеспечения судовых вспомогательных работ ^ и очистки акватории рыбного порта Петр Миронович Жер- децкий. — Они хороши толь ко для сбора мусора. Даже со своими планами по очист ке залива мы не всегда справляемся, что же гово рить о нефти... Явно устарели имеющие ся сегодня в наличии НМС. При небольшой — 0 ,3 метра — высоте волны они уже не могут выходить в залив, их производительность слишком мала, чтобы справиться с серьезной задачей.. К тому же НМС в основном всасы вает в себя воду, а попада ние нефти в отстойники не значительно. Нужны совре менные автономные иефтему- соросборщпки с учетом их работы в условиях Запо лярья. Сейчас разработками но вых НМС занимается кол лектив Клайпедского отделе ния института «Гипрорыб флот». Есть предложения, посланные в адрес этого ин ститута, которые, вероятно, будут рассмотрены. Однако все это — дело будущего. Пройдет немало времени по сле воплощения проектов в металле. Пока же старые суденышки продолжают не сти непосильную для себя службу. Разумеется, в случае ка кого-либо непредвиденного обстоятельства будут задей ствованы не только НМС. Согласно плану выполнения работ по ликвидации аварий ных разливов нефти в Мур манской оперативной зоне объединения «Севрыба», ут вержденному в 1981 году, в рыбном порту создано спе циальное формирование по борьбе с аварийными разли вами. В него входят два по жарных катера, два порто вых буксира, сборщик льяль- ных вод и уже известные нам восемь НМС. Имеется боновое заграждение длиной 1050 метров для локализа ции участков разлива. Оно эффективно при высоте вол ны 0 ,5 метра и скорости вет ра 10 метров в секунду. Один на один с аварией рыбный порт не остается. По плану совместных дейст вий ему па помощь придут соответствующие службы морского пароходства. В том же пароходстве имеются но вое НМС. более совершен ное, чем в рыбном порту, боновое заграждение. — Ежегодно, — расска зывает начальник экспедици онного отряда аварийно-спа сательных работ рыбного порта Николай Владимиро вич Коваленко, — проводят ся совместные учения по ликвидации «разливов неф ти». И могу сказать, что мы всегда во всеоружии. Это — не бравада. В но ябре 1980 года экспедици онным отрядом рыбного пор та был спасен архангельский буксир «Борей», а в марте 1981-го — калининградский РТ-м «Тезей». Ежегодно от рядом совместно с ЭО АСТПР морского пароходст ва проводятся учения, пока зывающие, что службы дей ствуют четко и оперативно и со своими заданиями справ ляются. По это всего лишь учения... — Ну а если произойдет течь у «Виктории»? — спро сил я у Н. В. Коваленко. — Мы примем все меры к локализации и ликвидации аварийного разлива. Уберем ли все разлитое топливо? Сказать трудно. Ведь то, чем мы располагаем, это — техника вчерашнего дня. Что же касается будущего, то есть улучшение материаль но-технической базы, то мы очень надеемся на новые НМС и боковые загражде ния. Заявки на получение за граждений поданы в ВРПО «Севрыба»... А насчет «Вик тории» могу вполне опреде ленно заявить: с ней надо держать ухо востро. Николай Владимирович знает, что говорит. Он был в Клайпеде во время аварии танкера «Глобе Асими». Ви дел собственными глазами, как шла борьба с мазутом.- Видел, что является в ней самым эффективным средст вом. — Вот и спросите в ВРПО, — сказал Н. В. Ко валенко, — как в Министер стве рыбного хозяйства вы полняются наши заявки. Соответствующий вопрос был задан Г. В. Тишкову. Ответ был предельно крат ким: — Никак. Оставим на совести ра ботников министерства не выполнение нужд северян^ Поговорим о другом. Судя по всему, с большой натяжкой можно сказать: есть чем собирать в море разлившееся топливо. Есть чем его локализовывать. Но значит ли это, что если про изойдет авария, то нефтепро дукты будут собраны? Нет! Ни в коем случае нельзя допустить разлива горюче смазочных материалов, неф ти в Кольском заливе. Вот почему остра проблема, свя занная с «Викторией». Об этом шел разговор на совещании в ВРПО «Севры ба», которое вел Г. В. Тиш ков. Решение об удалении судна с акватории принято. Но только — решение. Фи нансирование проектных ра бот и самой операции пору чено рыбному порту, а про изводство работ — экспеди ционному отряду морского пароходства. Мурманское от деление института «Гипро рыбфлот» в соответствии с техническим заданием разра ботало четыре варианта ре шения поставленной задачи. Первый. Спрямление суд на на грунте и его подъем с помощью гииь-талей и поп-. тонов с последующим осуше нием топливных танков че рез вскрытие горловины и удалением судна с места за топления. Второй. То же самое, кро ме того, что подъем судна осуществляется при помощи крана и понтонов. Вместо послесловия Третий. Удаление топлива из танков при его нахожде нии па грунте с последую щей резкой судна иа блоки и удаление блоков с места за топления. Четвертый. Удаление ?Вп- лива из танков при его на хождении на грунте, резка надводной части судна и за сыпка подводной части грун том с целыо предотвращения массового выброса в залив возможных остатков топлива в танках. Из чего исходили проек тировщики? Критериями оценки вариантов явились стоимость работ, время их выполнения, надежность, степень осуществления по ставленных целей, то есть предотвращение загрязнения залива и устранение пре пятствий для судоходства. Самым надежным и деше вым (407 тысяч рублей) яв ляется последний вариант. Правда, он допускает нали чие остатков топлива на суд не и его фильтрацию через обшивку и грунт. Однако да же имеющимися в рыбном порту слабыми средствами эту течь можно ликвидиро вать без ущерба для залива* Совещание приняло чет вертый вариант. И как хо чется поставить на этом точ ку. Увы... Сотрудникам Мурманского отделения института «Гипро рыбфлот» еще предстоит разработать рабочую доку ментацию по выбранному ва рианту. Но, как заявил пред ставитель института, коллек тив очень загружен срочны ми заказами. Так что работа над проектом начнется не ранее начала будущего го да, соответственно производ ство работ на «Виктории» ■— не ранее будущего лета. Зна чит, еще впереди год. Год ожиданий. Год возможной аварии?.. Автору этих строк трудно судить о степени загружен ности сотрудников Мурман ского отделения института «Гипрорыбфлот». Только я не думаю, что уд али т е «Виктории» с акватории з а лива — дело второстепен ное. Хочется верить, что та кого лее мнения придержива ется и коллектив «Гипрорыб- флота». * * * Когда этот материал был подготовлен к печати, глав ный конструктор проекта Мурманского отделения ин ститута «Гипрорыбфлот» Владимир Пахомович Гуль- тяев сообщил в редакцию, что в настоящее время кол лективом пересмотрено ра нее принятое решение. Сей час составляется перечень работ, с тем чтобы заклю чить с рыбным портом дого вор о разработке рабочей до кументации. В сентябре этот договор будет заключен. А в январе рабочая документа ция четвертого варианта бу дет готова полностью. А. ВИЛОЗ. (Наш ко ^о .) 6 октября 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН Итак, надеюсь, читатель убедился, что никакого «анти...» в статье не было и даже не проглядывалось (смотри анонс к ! материалу на стр. 2). Ну а топливо? Имелось ли оно на борту? На мой взгляд, да. Но пока почти 15 лет шли совещания на тему: «поднимать или не поднимать «Викторию», «кто будет этот подъем финансиро вать», топливо само по себе тоненькими струйками вытекло. А что печать? Ее держали на коро тком поводке. Весной 1987 года инициативно-неудержимо-предприимчивый начальник базы технического обслуживания тралфлота Ю . Н. Мясникоз (в настоящее время — главный инженер флота) ре шил использозать траулер как своеобразную площадку для рас ширения БТО. На свой страх и риск он принял решение частич но порезать траулер. Срезали мачты, часть верхней надстройки, лебедку, добрались до топливных баков... Мазута там не оказа лось. Остальное засыпали песком ’ камнями... Так образовался саркофаг. Вечное пристанище Застоя. Что же касается проблемных вопросов, связанных с за грязне нием Кольского залива, то, по словам сегодняшнего начальника экспериментального отряда аварийно-спасательных работ флота рыбной промышленности Северного бассейна Н. Н. Азаренко , «з настоящее время достаточно сил и средств, чтобы справиться с азарийными разлизами нефти, мазута...» Дай-то бог!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz