Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
не ждать указаний сверху! 5 1 вс озмуицен I Обман Хочу рассказать о нечест ном приеме, которым поль зуются руководители Мур манской опергруппы Бело морской базы Гослова (ББГЛ ) . О настоящем рейсе мы, работники ремонтно-подмен ной команды, были извеще ны заранее, месяца за ДЕа с половиной, находясь в пре дыдущем. Руководство ба зы, учитывая летний период, просило экипаж пойти в сле дующий рейс. Согласно приказу по МРХ, рейсы на судах типа СТМ планируются не более 135 суток. Нам предложили па обслуживание цепочку из 6 судов общей продолжи тельностью 150 суток. Хотя рейс и предполагался тяже- ЭДьш (почти все суда регист ровые и половину нужно сдать под класс), мы, почти в полном составе, как бы не замечая нарушения приказа о продолжительности рейса, согласились. По прилету из предыдущего рейса, в конце июня, и на инструктаже пе ред отъездод 1 из Мурманска в этот рейс были подтверж дены руководством как ко личество судов (6), так и продолжительность рейса (150 суток). Каково же было наше удивление, когда по прилету па место базирования, в Лас- Пальмас, мы узнаем на пер вом нашем организационном собрании, что нам заплани рована цепочка из 7 судов и продолжительность ~рейса 177 суток. Наверное, руко водители Мурманской опер группы решили, что если мы па 150 суток не прореагиро вали, то «проглотим» и 177. Просим вас напомнить ру ководителям ББГЛ о про должительности рейсов на судах типа СТМ. На инструктаже предста вители профсоюза были, но не поддержали нас. с. осинскиа член экипажа РПК-13 М у р манской опергруппы ББГЛ. Ла с -Пал ьма с . Г ) ВРАЩАЮСЬ К ВАМ пс поводу статьи «Хозра счет на дотации» («РМ» № 4, 3 февраля 1989 г.). Правда, д о лго настраивался. Я считаю, что в статье пра вильно раскрыто положение, создавшееся на Кандалакшс ком опытном машинострои тельном заводе. Попробую описать то, что понял и про чувствовал здесь за четыре года работы. Каковы затраты на кр ол и ко водческую ферму? Создание ее, по словам директора пред приятия В. Г. Выгона, обошлось заводу в 1,5 миллиона рублей. С колько же фактически — никто не знает, так как строи тельство шло хозяйственным способом, за счет внутренних резервов и возможностей. Во сколько обошлись рабо ты, связанные со швейцарским станком «Транстар»? Говорят, что в 400 тысяч рублей. А эффект? Как объяснил в го родской газете бывший глав ный инженер А. Г. Сериков: «Затраты большие, но зато приобрели опыт». Не слишком ли дорого он обходится? О шагах реконструкции (раз вития). Первый — литейный цех, как первый блин, назвать удач ным нельзя. О 'ч ем говорилось на выездном заседании пре зидиума обкома профсоюза. Второй — новый механиче ский цех. В декабре прошлого года он «сдан» в эксплуата цию. А завод к нему оказался неготов. В цехе установлено и продолжают устанавливать сложное оборудование. А кто будет обслуживать современ ные станки и работать на них? Кадров нет. И другой вопрос: что будет изготавливать это оборудование? Производствен ная программа предприятия этого года выросла на 3 мил лиона рублей и составлена из старых изделий. Большинство их выпускается многие годы, и потребность снижается. Н уж на новая продукция , а ее нет. К тому же ее еще нужно по добрать и освоить, на это ну ж но время, и не один год. Правда, график оозоения но вых изделий этого года разра ботан в срочном порядке и утвержден в феврале. В него включены некоторые изделия, еще не имеющие документа ции. Кроме того, изготовле ние большинства опытных из делий планируется на четвер тый квартал. Однако времени на испытания не предусмотре но. Обычно на это требуется не меньше года. Третий — инструментальный цех. Сейчас начинаются под готовительные работы — го- тозится место. Следовательно, он встанет через несколько лет. А чем будет работать м е ханический цех эти годы? Ведь существующий инструменталь ный не обеспечивает завод полностью оснасткой и инст- ние. Это привело к снижению квалификации рабочих и ИТР. Зато упростили управление производством. Многие техни ческие вопросы решаются в ходе многочисленных совеща ний без привлечения специа листов. Действует принцип — с незнающими работать проще. Завод — опытный машино строительный — только по названию. Фактически, по уровню технологии, квалифи кации рабочих и ИТР, он опыт ному не соответствует. Что это ного. Например, зарплата кон структора и технолога первой категории (высшей на заводе) около 350 рублей, что ниже средней зарплаты по области. Несмотря на неоднократные постановления партии и пра вительства и действие Закона о государственном предприятии, оплата труда ИТР не повыша ется. Правда, в 1988 году уве личилась зарплата ИТР цехов, а в отделах все осталось по- старому. Отсутствует техническая уче ба ИТР... «С лужи ть бы рад*,.» рументом. Правильно гово рят на заводе: лучше было бы сначала строить инстру ментальный, а уж затем меха нический. А теперь в целом о заводе. Как я понимаю, он оторван от потребителей продукции и других родственных предпри ятий. Ни с кем не обменива ется опытом, не соревнуется, варится в собственном соку. Как работают выпускаемые зазодом изделия, нужны ли они кому-то, а может быть, что-то другое нужно? Об этом на заводе не знает никто, да же из ИТР, не говоря уже о рабочих. Считаю, в настоящее время по квалификации рабочих и ИТР, по технологии, организа ции и культуре производства предприятие находится на по слевоенном уровне. Есть не сколько станков с ЧПУ, но они пока погоду не делают. Вы пускаются сравнительно про стые изделия, чуть посложнее — не получается. Очень тя жело идет освоение нозой про дукции. А многое выпускает ся уже десятки лет, особенно запасные части для дизелей старых марок, которых уже мало на флотах. Но они (зап части) изготавливаются. И никто не проверит, а нужны ли они? Все делается ради выполнения плана. На заводе дазно принято направление на упрощение изделий, а не на их усложне- Тревожное письмо' за «опытный», если он не име ет опытного или эксперимен тального производства? Если инструментально - эксперимен тальный участок так мал, что не справляется с изготовлени ем инструмента и оснастки для основного производства? И ни о каких систематических опытных работах там не м о жет быть и речи, и они не ве дутся. На заводе не могут как положено нарезать зубчатое колено шестеренчатого насо са и замерить профиль зуба. Цех ремонта оборудования работает без учета требова ний ГОСТов. О каких опытных работах может идти речь, ес ли при переходе с механиче ско го на опытный изменилось только количество заместите лей директора и оклады р у ководству? Недавно на заводе был на чальник управления машино строения Минрыбхоза СССР А. В. Савин, а до него — ми нистр Н. И. Котляр. Оба гово рили о выпуске на заводе сложных изделий для экспор та и создания специального конструкторского бюро. О каком СКБ и сложных издели ях можно говорить в наших условиях в обозримом буду щем, если простую рамку- окантовку — упрощенную блок-форму — осваиваем тре тий год? Много на зазоде специфич ного, если не сказать стран К такому положению при вела завод командно-админи стративная система ру ковод ства, которая успешно продол жает действовать на заводе. О себе. На заводе — пятый год. Пришел на него по пере воду, по приглашению дире к тора с ПТО «Севтехрыбпром». До этого работал в ЦПКТБ и на судоверфи, бывал в коман дировках в Кандалакше. Так что КОМЗ знаю давно и имел хорошее мнение о нем. Три года отработал а конструк торском бюро основного про изводства, а техническом от деле конструктором первой категории. За это время не раз замещал начальника бюро и один раз начальника отдела. И постепенно понял и почувст вовал на себе действие сис темы руководства. Не раз пы тались на меня свалить чужие грехи. В результате мне пере стали доверять и стазить на замещения. И даже наоборот, моим начальником постави ли молодого специалиста, не работавшего конструктором . Начали и меня наказывать вы говорами и штрафами. В фе врале 1988 года я перешел в отдел главного механика. Мне осталось до пенсии не долго — около трех лет. Д о работаю... Но труд не прино сит никакого удовлетворения. А. МАКАРОВ г. К а н д а л а кш а . ФУНДАМЕНТ — со внешнеэкономической деятельности. Предприятия внешними свя зями могут заниматься как самостоятельно, так и через г-ср е д н и ко в . правовом регулирова нии. Каждое предприятие име ет свой юридический орган, который защищает ведомст венные интересы. В масшта бах бассейна для разрешения конфликтных ситуаций внут реннего и внешнего характе ра, проведения методической работы необходима централи зация правового регулирова ния. Материально - техническое обеспечение и сбыт рыбопро дукции осуществляется на бассейновом уровне хозрас четными организациями на до говорной основе. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ — ДОБРАЯ ВОЛЯ Предприятия в ассоциацию вступают добровольно . При вступлении часть финансовых средств предприятий на взаи мовыгодных условиях концент рируется в ассоциации. Они предназначены для финанси рования разработок и реали зации прогрессивных меро приятий общебассейнового уровня, а также могут быть использованы как страховой фонд нуждающимся пред приятиям. Пайщиками могут быть государственные органи зации и учреждения других отраслей, колхозы, кооперати вы, независимо от их место расположения и ведомствен ной принадлежности. КТО ПРАВИТ Высшим органом управле ния ассоциации является прав ление. В состав его входят директора предприятий и ге неральный директор-председа тель правления ассоциации. Проведение в жизнь основ ной политики ассоциации правление осуществляет через дирекцию , которая в зависи мости от ситуации пользуется предоставленными правлением правами между заседаниями правления. В состав дирекции входят директора по оснозным на правлениям, главные и веду щие специалисты и отдел по кадровой, социальной и соб ственной хозяйственной рабо те. Возглавляет дирекцию ге неральный директор-председа тель правления. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ Он прост. Дирекцией по предложениям предприятий и совместно с их специалистами разрабатываются варианты наи более эффективной хозяйствен ной деятельности ассоциации на определенный период, ко торые выносятся на рассмот рение правления; после об суждения утверждается один из вариантов представленной программы . Утвержденные программы обязательны для исполнения всеми предприя тиями и проводятся в жизнь дирекцией в период до сле дующего заседания п р а Е л е - НИЯ а СТРУКТУРА ДИРЕКЦИИ Определены три директора в ассоциации: технический, по экономике , по производству, а также заместитель по кадро вой и социальной работе — начальник отдела кадров. На генерального директора- председателя правления замы каются главные и ведущие специалисты по капстроитель- ству, мореплаванию, юриспру денции и арбитражу, отдел кадровой и социальной поли тики. Технический директор осу ществляет свои задачи с глав ными и ведущими специали стами по технической эксплуа тации и научно-техническому прогрессу, директор по эко номике —- со специалистами бухгалтерии, финансистами и экономистами, директор по производству — с главными и ведущими специалистами — по добыче, упразлению фло том и берегом, экономистами и производственниками. За меститель по кадровой работе замыкает на себя, кроме глаз ных и ведущих профессио нальных специалистов, отдел собственной хозяйственной деятельности. Общая численность специа листов в составе дирекции предварительно определена группами содействия пред приятий в 100 челозек (без учета технического и обслу живающего персонала). Дан ная численность практически на одну треть меньше числен ности аппарата ВРПО, кото рый составил 147 человек. Рабочей группой были про анализированы все функцио нальные обязанности буду щей дирекции и предложена численность дирекции е 72 специалиста (без технического и обслуживающего персонала). Это минимальная численность для выполнения общебассей новых функций по вышеука занным направлениям деятель ности. Структура предприятий в ассоциации. Она построена та- Северная ассоциация ким образом, чтобы они м о г ли развиваться самостоятель но или вкупе с другими пред приятиями как внутри бассей на, так и вне его, вплоть до создания совместных пред приятий. Им разрешается вхо дить в состав нескольких ас социаций одновременно, при этом отражая их интересы и выполнение принятых на себя обязательств. Вступление в Северную ассоциацию рыбо промышленных предприятий определено как минимум на год. Выход разрешается через полгода после подачи заявле ния, но с выполнением своих обязательств до конца хозяй ственного года. ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ Рабочей группой подготов лены проекты необходимой документации: положения об ассоциации и дирекции; про екты приказа Минрыбхоза СССР и постановления Совми на СССР, а также необходи мый графический материал. Рабочая группа отмечает безответственное отношение к участию в работе членов твор ческой группы — первых ру ководителей предприятий, объ единений и организаций БПО «Севрыбз». И. ЛУКИЧЕВ, член рабочей группы по .созданию Северной ассо циации рыбопромышлен ных предприятий, началь ник штаба промрайона. РЫБНЫЙМУРМАН 6 октября 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz