Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
4 Экономическая политика Северног бассейна: Сотрудничество Советская квота увеличена В середине сентября в Брюсселе состоялась 11 сессия меж дународной рыболовной организации для Северо-Западной Ат лантики (НАФО ). В нее входят, помимо СССР, Болгария, ГДР, Дания, ЕЭС (коллективный член от имени всех стран Общего рынка), Исландия, Канада, Куба, Норзегия, Польша, Япония. В конвенционный район НАФО входят основные промысловые районы Северо-Западной Атлантики, которые большей частью расположены в 200-мильной экономической зоне Канады, за пределами которой располагается район регулирования НАФО . На сессии рассмотрены важнейшие вопросы по запасам про мысловых видов рыб, величине общих допустимых уловов (ОДУ ), распределению их в виде национальных квот между странами-членами НАФО , регулированию промысла, междуна родному контролю . При определении запасов рыб основную роль играли данные ученых СССР и Канады, полученные в рей сах. В результате полноценного сбора и анализа материалов по запасам окуня на банке Флемиш-Кап и мойвы на Большой Нью фаундлендской банке появились возможности по реальной оцен ке и увеличению ОДУ , что, соответственно, позволило увели чить советскую долю квоты по этому запасу более чем в два раза (с 13,8 до 34,6 тысячи тонн), а также увеличить квоты по мойве. В целом наша квота на 1990 год в районе регулирова ния НАФО определена с увеличением примерно на 42 процен та по сравнению с советской квотой в этом районе в 1990 го ду, достигнув величины 70,7 тысячи тонн. Тем не менее, ввиду недостатка научных данных по ряду промысловых запасов, уче ные не смогли сделать правильную оценку для оптимального использования сырьевых ресурсов и определения ОДУ . Естест венно, это является резервом для повышения квот вылова. Одной из важнейших проблем, представленной на сессии НАФО , был вопрос регулирования промысла и международного контроля за промысловой деятельностью судов в районе регу лирована 1 НАФО . По данным международных инспекторов Ка нады и Общего рынка, а этом районе значительно возросла ак тивность добывающих судов третьих стран Мексики, Панамы, Ю. Кореи, США и других, которые не язляются членами НАФО . Они ведут неограниченный и неконтролируемый промысел за пасов в районах Северо-Западной Атлантики. Одновременно от мечено, что не все страны — члены НАФО соблюдают уровень установленных квот, допуская их перелов. В этой связи на Ге неральном Совете НАФО единодушно высказано намерение активизировать контроль за работой, повысить интенсивность инспекторских проверок. Общий рынок с этой целью намерен держать в районе промысла специальные инспекторские суда, осуществляя частые проверки. Такая же позиция поддержана СССР, Канадой и рядом других стран. В течение сессии НАФО советская делегация, возглавляемая заместителем министра рыбного хозяйства В. К. Зилановым, ак тивно участвовала в работе всех комитетов и заседаний. Были представлены доклады и исследования советских ученых по на иболее важным промысловым запасам. Эти материалы сыграли решающую роль при установлении ОДУ и величины квот. Л. ШЕПЕЛЬ, ответственный секретарь советско-американской комиссии по рыбологству. г. Москва , У СПЕШНО заканчивает работу в Баренцевом море на промысле водорос лей экспедиция, в составе которой БМРТ «Алексей Кузнецов», эксперименталь ное судно «Манннт» и про мысловое «Дорн». Они до срочно справились с задани ем года, заготовив 270 тонн сухих водорослей. До 1 ок тября будет выработано -еще 25 тонн сверхплановой про дукции. Суда работали слаженно, без простоев. «Маннит» и «Дорн» заготавливали водо росли, а БМРТ их сушил на трех барабанных сушилках. Специализация экипажей Не рыбой единой... Сухие водоросли Белого моря позволила достигнуть высо кой суточной выработки. Кроме сухого листа, в Ар хангельск отгружено 85 тонн сырых черешков, которые не выбрасывались в море, как раньше, а отсортировыва лись и укладывались в сет ные мешки. Мимо проходя щие промысловые суда до ставляли их в Архангельск в целости п сохранности. Экспедиционная заготов ка водорослей является вы сокоэффективным методом, позволяющим осваивать но вые промысловые районы Баренцева и других север ных морей, улучшать усло вия жизни заготовителей, продлевать заготовительный сезон до ледостава. А. КОСТОМАРОВ, директор Архангельского опытно - промышленного комбината. Северная ассоциация Как известно, в июне конференция плавсостава приняла ре шение о ликвидации БПО «Севрыба» и проголосовала за со здание Северной ассоциации флотов и предприятий. О ходе работы над структурой новой организации рассказывается в публикуемой статье. ОШИБКИ ((ПРЕОБРАЗОВАНИЯ» В прошлом году организо вано бассейновое производ ственное объединение без спецаппарата путем механи ческого соединения ряда предприятий и их аппаратов управления. Естественно, из менились функции: ряд отде лов в головном объединении несет чисто бассейновые функции, другие — управле ния флотом, третьи — сме шанные, но штатное расписа ние является единым. Такая коллективная «ответствен ность» за различные сферы деятельности породила нераз бериху в управлении и без ответственность за принимае мые решения. Разделение «Севрыбсбыта», УМТС и ТСК, где часть работ ников оказалась в головном объединении, а часть — в ка честве структурных единиц порта, усложнило управление этими подразделениями. Самой серьезной ошибкой такого преобразования яви лось то, что система «безап- паратного» БПО породила крупно го монополиста в лице головного объединения и бо лее мелких монополистоа ти па рыбного порта. В их руках оказались транспорты, танке ры, топливо, тара, материаль но-техническое снабжение. Они наделили себя правом устанавливать нормативы, та рифы, цены. Вместо того что бы использовать эти рычаги на благо Есего бассейна, на чали диктовать свои услозия другим . Это привело к раз рыву производственного про цесса в масштабах бассейна, потерялись нити управления предприятиями. Такая ситуация в корне про тиворечила интересам трудо вых коллективов, тормозила развитие всего бассейна и предприятий в отдельности, создала необходимость ли к видации БПО, расформирова ния его о громно го аппарата управленцев, сохранения са мостоятельности предприя тий. Минрыбхоз СССР также по нял несовершенство своего варианта структуры управле ния, что отчетливо прозвучало в выступлении министра рыб ного хозяйства СССР Н. И. Котляра во время последнего посещения им Северного бас сейна. з м п ц ы в ш с я ТРИ ПРИНЦИПА Для разработки новой структуры управления прика зом Минрыбхоза СССР была создана творческая группа под руководством и. о. генераль ного директора БПО «Севры ба» В. Ф . Корельского (зошли руководители предприятий или их заместители), а приказом «Севрыбы» — рабочая группа, в составе которой ведущие специалисты различного про филя. Возглавил рабочую группу заместитель начальни ка экономической службы Н. И. Хуснетдинов. Здесь надо особо подчеркнуть, что в ней есть не только специалисты БПО, «стремящиеся сохранить свои места», как утвержда лось в одном из номеров «Рыбного Мурмана», но и представители плавсостава, в частности, два начальника промрайона. Нам необходимо было взаи моувязать три основные, но различные по содержанию требования: сохранение само стоятельности предприятий и непрерывности основных про изводственных процессов бас сейна в целом; демократиче ский централизм в управлении. А на предприятиях были созданы группы содействия в различных областях производ ства. И с 22 августа 1989 года мы начали заслушивание этих групп. Основная рабочая груп па очень жестко подходила к обсуждению материалов, пред ложенных специалистами, при котором главным критерием было сохранение самостоя тельности предприятий. ЕДИНАЯ СТРАТЕГИЯ Предприятия делегируют часть своих прав в следующих областях деятельности: — в научно-техническом прогрессе, социальном разви тии, капитальном строительст ве, в том числе производстве. По этому направлению каждое предприятие в отдельности не лишается прав на самостоя тельную, независимую инве стиционную политику. На уровне бассейна будут ре шаться только те общие воп росы, которые не под силу реализовать самостоятельно: — в финансировании единой стратегии равития бассейна; — в формировании бассей новых ресурсов производства, распределении госзаказа. Первоначальное формирова ние планов производится не посредственно на предприя тиях и согласовывается с ^ Т К . Затем они сводятся в обще бассейновый «котел», откуда выделяется госзаказ путем ис ключения той части ресурсов, которая направляется на пря мые связи и внешнюю тор гов лю по обмену и бартеру. В конечном счете сопоставляет ся с цифрами, полученными от Госплана СССР. Если есть отклонения, то представители ассоциации должны уре гули ровать госзаказ правовыми методами и распределить е го между предприятиями. При этом учитывается, что только госзаказ подкрепляется ма териально-техническим снаб жением . Предприятиям необ ходимо иметь это в виду при формировании своих планов: — в ценах, нормативах, та рифах; — в организации безопас ности мореплавания и охране человеческой жизни на м оре ; 6 октября 1989 года рыбный мурман П л а в б а з у « Ры б ный Му рма н », транспорт к ы с рефрио/серат о р ы «Пролив Вил ь - кицког о» , (Моляр ный круг» р е м о н тировал ( и ' д о в о л ь н о ум е л о ) электрик Г е н р и - ка с Пранцишко - вич ВЕР IIОТАС. Так что к аж д ы й винтик он знает на этих судах . Знает и у в е р е н н о о б с лужив а ет с в о е хозяйство и на «Полярном к р у г е », который с ей ча с идет в про мы с л о в ый район С е в е р а - Зап а д н ой Атлантики. Фото Б. КОРЕЦКОГО. РУКИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz