Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
отсчет от хозрасчета Просто хороший человек <Писать об Ольге К и р ю ш к и н о й ?» — у д и в и л и с ь на другом конц е телефонного провода. — «А з ач ем? Она ж е самая обык новенная» . Действительно. Обычная био графия : в 1979 году пос л е шко- п р иш л а на же стянобаночную фабрику тарного комбината по путевке к оми с с ии по трудоустройству мо лод ежи . Начинал а ук л а д ч иком - упако вщиком , выу ч и л а с ь на штамповщицу . За де сять лет работы — 1 4 по ощр е н и й , дважды при знава ла с ь «Л у ч - ш е й по профе с с ии », на г ражд ен а знаком Ц К ВЛКСМ «Молодой гвард е ец пятилетки», фотография — в К н и г е почета комбината. Х о р ош и й работник? Так ведь таких много. Правда , когда года два на зад Ольге К и р юш к и н о й п р е д л ожи л и перевод тех ником в конструкторское бюро, она отказалась. За этим — уж е характер. А какой он у н е е ? <Заботливая дочь , хорошая подруга, очень добрая» — это тоже и з отзывов колле г . Обыкнов енный х о р ош и й ч елов ек . Ра зв е этого мало , чтобы сфотографировать его для газеты? П. БОЛЫЧЕВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. или Разговор с рыбаком-колхозником в кооперативном ресторане С Новым годом ! Правофланговые О завершении выполнения годового плана по выпуску пи щевой рыбопродукции уже ра портовали четыре экипажа го ловного предприятия БПО «Сев- рыба». Это моряки плавбаз «Григорий Лысенко» и «Про фессор Баранов», ПР «Со ветск», УПС «Профессор Кле нова». Они изготовили допол нительно к заданию четвертого года пятилетки более 10 тысяч тонн продукции. Среди экипажей транспортно го флота с планом года спра вился лишь коллектив ТР «Ук раинский комсомолец». Намного лучше обстоят дела у моряков танкерного флота: годовое задание по доставке па промысел топлива и воды вы полнили пять экипажей танке ров — «Минусинск», «Весь- егонск», «Видное», «Кекур», «Фиорд». Более того, сверх плана промысловики получили 25 тысяч тонн топлива и око ло восьми тысяч тонн воды. Названные экипажи ныне трудятся в счет 1990 года. Наш корр . Э ТОТ столик свободен? — Да, пожалуйста. — Мы, кажется, где-то встречались: я хож у в море на судах Карельского рыбак- колхозсоюза. — Вполне возм ожно : я ж у р налист, но на «карелах» на промысле не был, а вот в ры боловецких колхозах респуб лики бывал. — Что ж, значит, вы долж ны понять наши требования и помочь пресечь несправедли вость. — Попробую . — Ведь что получается: о п товые цены на рыбу возросли, а размер отчислений на опла ту труда плавсостава от стои мости основной, сданной ры бопродукции , уменьшился. По чему? — Раньше колхозники не платили за услуги рыбного порта, за прогнозы поискови ков... Введение повышенных оптовых цен должно покрыть эти издержки . — Допустим, так. Но почему тогда мы, «карелы», получаем меньше, чем мурманские или архангельские рыбаки-кол хозники, тот же плавсостав Беломорской базы гослова? Справедливо было бы устано вить твердые расценки и про центы отчисления за рыбо продукцию ... — Не уверен. Часть прод ук ции, не входящей в госзаказ, колхозы реализуют по до го ворным ценам. И вы, «каре лы», согласились получать про центы за проданную рыбу, а не за доставленную в порт. Но иной раз этот сверхплано вый улов мож но «толкануть» с большой прибылью, а иной — лишь сдать на промперера- ботку по мизерной цене. О твердых расценках для всех колхозов говорить м ож но. Но... В свое вре мя в Минькино или Ура-Губе потратили силы и средства, чтобы построить в селах пере рабатывающие участки. И они, выпуская деликатесные изде лия собственного производст ва, могут рассчитывать на твердую прибыль... — Ну а какое нам, сегодня шним морякам , до этого де ло? Рабочий день на промыс ле у рыбака от 12 до 16 часов в сутки! Куда смотрит Госком труд и профсоюз? — У колхозников есть два основных документа: Устав ры боловецкой артели и режим труда и отдыха ее членов. По становления Госкомтруда и ВЦСПС на них не распростра няются. Хотя, уверен, если да ж е какой-нибудь колхоз и счи тает возможной для плавсо става работу на износ, то и предусматривает за такую ра боту хорош ую оплату... — Значит, нам не положено ни дополнительных отпусков за плавание в полярных ши ротах, ни районного коэффи циента, северных надбавок за работу на промысле? — Не положено. Но сейчас практически во всех колхозах все эти «не положено» ком пенсируются различными над бавками, приравнивая оплату труда рыбака-колхозника к ры баку гослова. — А выплата чеками Внеш торгбанка 33-х процентов про мысловикам рыбакколхозсою - зов независимо от плавания и визы? — Этот вопрос решен поло жительно. — И все же получается, что мы, «карелы», бесправны: правления колхозов как хотят, так и решают все вопросы с нашей оплатой труда, а сами живут себе спокойненько на берегу на денежки, которые стригут с флота. — В основном согласен с вами, хотя в гридинском кол хозе «Победа» в среднем м е стный рыбак получил в прош лом году 2100 рублей. Вряд ли вы согласитесь трудиться за такие деньги в море. И палка-то о двух концах: или затянуть потуже пояс и за год- два попытаться построить в селе жилье, протянуть дорогу, создать перерабатывающие мощности, или — пустить все на самотек, а средства, пред назначенные на эти цели, р а з ложить по карманам. Для вас, «наемных» рабочих , предпочтителен второй путь. Для коренных жителей помор ских сел — первый. И каждый из вас прав, пока у колхозов, находящихся у черта на к у личках в замерзающем Белом море, будет свой флот, ко то рый базируется в Мурманске и обслуживается моряками-го- рожанами. Заместитель председателя Карельского рыбакколхозсою - за Алексей Иванович Кузьмин решил однажды составить оп тимальную структуру рыболо вецкого колхоза республики. Так по ней вы, океанический флот, даете полтора миллиона рублей прибыли, а все осталь ные колхозные промыслы — один миллион. И «береговой» миллион этот возможен лишь при выполнении развернутой сегодня в карельских колхозах комплексной программы воз рождения поморских сел. Про граммы, которая невозможна без прибыльного океанского флота... — Но при чем здесь мы, плавсостав, и почему мы по лучаем меньше, чем мурман ские или архангельские рыба- ки-колхозники? (Круг замкнулся. Своими от ветами я, наверное, лишь оби дел моряка, требующего спра ведливости и грозящего , в про тивном случае, забастовкой с отзывом с промысла колхоз ных судов. Но вот чем мы бы ли возмущены оба, так это це ной за обед, во время ко торо го и состоялся наш разговор . Но официант-кооператор был спокоен, потребовав с каж д о го за рыбный суп по 15 руб. У него свои проблемы. И ни кто ни в моем стабильном ре дакционном окладе, ни в рас ценках оплаты труда колхоз ников не предусмотрел доба вок за возросший уровень цен. Может, объявим по этому поводу совместную за бастовку?) С. ИГОШИН. В з г л я д со с т о р о н ы н а н аш и и « н е н а ш и » п р о б л е м ы ФЛА Г ОМ шения м еж д у членами экипажа не должны быть естественными». Это корень нашего ханжества, ли цемерия и несправедливости. Си туация, когда тридцатилетний ка питан «тыкает» обращающемуся к нему на «Вы» пятидесятилетне му боцману, отражает наше у к о ренившееся неуважение к челове ку , находящемуся на нижних сту- тенях иерархической лестницы, и никакая ссылка на внешнюю сторону этого явления не убедит меня в его несоответствии сути отношений м еж д у нашими людь ми. Я считаю парадоксальным существование на гражданском флоте устава, скопированного (за незначительными изменения ми) с Устава Военно-Морского Флота. За десять лет работы на судах управления «Севрыбхолодфлот» я не встретил ни одно го экипа жа, где существовали бы совер шенно уставные отношения, и более того, при стремлении судо вой администрации установить их — всегда возникал разлад. Разве это не говорит о вредно сти устава, как, впрочем , и о вредности вороха других р у ково дящих документов , сковывающих наши движения, лишающих нас человеческого достоинства и ра дости труда. Как-то я спросил Торвалда: — Торвалд, но должны же •feiTb и у вас какие-то инструк- РЫБНЫЙ МУРМАН ЦИИ* — Алекс, у нас нет никаких ин струкций, кроме заводских по эксплуатации механизмов и обо рудования. Все остальное я дол жен знать после окончания м о р ско го колледжа. Я мо гу исполь зовать учебники, если что-то за был, — нам их оставляют. Кроме того, мы пользуемся рекоменда циями ИМКО (по первым буквам английского алфавита — М еж д у народная морская организация) и МППСС (Международные пра вила предупреждения столкнове ния судов). — А как насчет безопасных приемов труда? — Это дело каждо го — само му заботиться о своем здоровье и жизни . Я не имею права за ставлять людей делать то, что им представляется опасным... С каждым моим вопросом от вет фарерского старпома о ткры вал мне свободно дышащий и лег ко изменяющийся мир, и каждый день, проведенный в составе фа рерско го экипажа, убеждал м е ня, что единственным выходом из создавшегося на флоте положе ния является переход на аренд ный подряд. Не вникая в хитро м удрую суть многоступенчатого перехода, я понимаю арендный подряд ка к такую форму произ водственных отношений, когда никем не контролируемый э ки паж станет хозяином судна. Мне еще раз хочется повторить эти слова «хозяин судна», так как в них, на мой взгляд, кроется по нимание преимущества социали стической системы, пока еще не реализованного в нашей практи ческой жизни. Теоретическая м о дель арендного подряда превос ходит реально существующую западную систему простого под ряда, с которой мы познакоми лись на «Фейме». Нам не раз приходилось уб еж даться на конкретном примере фарерского экипажа, нанятого мистером Дамом на условиях 27 процентов от общего дохода, как мало они заинтересованы в уменьшении эксплуатационных расходов судна, поддержании его в хорошем техническом со стоянии. Фарерцы , несомненно, дорожат мнением хозяина, но все их помыслы устремлены только к достижению наибольшей произ водительности труда, количеству и качеству продукции и ее удач ному сбыту, и только в этом сов падают с интересами хозяина. Во всем остальном мистер Дам одинок. Арендный подряд обещает ис пользовать западную систему най ма, исключая эти недостатки. Теоретически это несомненно более прогрессивная система. Читая материалы конференции работников плавсостава Север ного рыбопромышленного бас сейна, прошедшей в июне этого года, я удивился бессистемности требований, видвинутых нами к администрации отрасли. Такой подход не позволит нам сущест венно изменить условия труда и жизни. Мне представляется, что сегодня плавсоставу надо избе гать требований экономического характера. В условиях нарастаю щей инфляции и приближения общего экономического кризиса в стране увеличение всякого р о да выплат не приведет нас к улучшению жизненных условий. Выдернув из кармана государст ва лишний рубль сегодня, завтра мы выложим его на прилавки магазинов в виде надбавок за растущие цены. Предлагаю первоочередной за дачей плавсостава поставить борь бу за полный и скорейший пере ход на арендно-подрядные от ношения. При этом наилучшей формой организации труда на каждом конкретном судне мне представляется его эксплуатация двумя стабильными экипажами с переходом на 5-дневную рабо чую неделю и 12-часовой рабо чий день. Такой пример сущест вует — это десятилетний опыт работы Латвийского морско го пароходства. У меня нет во зм ож ности экономически обосновать выгоду перехода на два стабиль ных экипажа в масштабе флотов Северного бассейна, так как я не располагаю данными, во что о б ходятся флотам осенне-зимние резервы и как влияет бешеная перетасовка кадров на техничес кое состояние наших судов. Из публикаций в журнале «Морской флот» я знаю, что опыт латышей, по отзывам судоремонтни ков, после восьмилетнего перио да эксплуатации показывает, что техническое состояние латвий ских судов превосходит все др у гие пароходства страны. Я также не мо гу учесть экономические потери от текучести кадров при навязанном нам существующем режиме труда, когда после семи дневной стоянки вернувшегося из полугодового рейса судна моряк снова может быть отправлен в полугодовой рейс. Невозможно также подсчитать выгоду от неиз бежного в условиях стабильных экипажей отсеивания лодырей и разгильдяев, десятилетиями снующих с трапа на трап, пред варительно сунув взятку в отделе кадров. Арендный подряд и стабиль ные экипажи — единственная си ла, способная: — сменить мутную воду иерар- хическо-родственной админист ративной структуры отрасли; — до конца вымести из нашей жизни мусор руководящих до кументов и отчетности; — сократить до необходимого минимума чудовищно раздутый управленческий аппарат; — поставить во главе флотов энергичных людей, способных ру ководить в новых условиях; — воздвинуть барьеры для на живы кооператоров-перекупщи - ков, нашедших общий язык с аппаратчиками; — в дальнейшем улучшить эко номическое положение моряков за счет повышения производи тельности труда. Я надеюсь, что мы сможем сплотиться на предстоящем съез де профсоюзов против насторо жившегося, но все еще всесиль ного отраслевого аппарата. А. БЛЕЙХМАН, старший помощник капитана БПО «Севрыба». 27 октября 1989 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz