Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
- Будет ли профсоюз рыбаков? - А ЦК—против! В прошлом номере («Бу дет профсоюз моряков», «РМ», 1989 , Л!» 31) мы со общили о том, что Всесоюз ный оргкомитет по созданию ассоциации плавсостава за нимается изучением мнений моряков по поводу создания профсоюза плавсостава. Сот ни радиограмм с моря под твердили: да, на флоте пони, мают, что ассоциация, буду чи общественной организаци ей, не сможет защитить мо ряков. Это по силам альтер нативному профсоюзу. Однако в ЦК отраслево го профсоюза восприняли идею в штыки. Председа тель ЦК профсоюза В. В. Кузьмеиок приезжал в Мур манск, встречался с члена ми оргкомитета, с капитана ми, а затем отправил па все суда радиограмму. Всю ее привести здесь нет возмож ности, да и па флотах моря ки получили эту радиограм му. Цитируем выборочно. « П о пы т ки со здания отдель но го проф сою за плавсостава вно ся т раснол м еж д у м о р я кам и и р аб о тн и кам и бере га — с у д о р ем о н тн и кам и , п о р то в и ка м и , ры б ооб раб о тчи кам и , сетевязаль - щ и кам и , с туд ен там и , к о л х о з н и к ам и , н а у ко й . Этого нельзя до п у с к а т ь . Мы д олж ны д ерж а ть ся вме сте , п о с к о л ь к у все с па я ны об щим э ко н о м и ч е с ки м интересом , общ им ко рнем — ры бой . Что прои зойд е т , если ка ж д а я п р о ф ессия , ка ж д а я г р у п п а будет т я н у т ь ры б ац ко е одеяло на се бя! Задача ваша — у с к о р и т ь пе р е с т р о й к у проф сою за и о тра с ли , а не р а с ка лы еа ть на части едины й о р га н и зм . Раскол в на шем проф сою зе п р и н е се т о г р ом н ую радость бю р о к р а т и и всех мастей , даст а р гум е н ты тем , к то был пр о ти в у ч а с ти я плавсостава а голо совании на V II пленуме . То варищ и , то , что вам т я ж е ло, мы знаем не по на слыш ке . На бере гу в нашей о тра сли не ле гче . Что можем и умеем — делаем , пом ня , нто п л а ти т нам за рпл а ту ... Разобьемся на ма ле н ь ки е п р оф сою зи ки — с п р а ви ться с нами будет ле гче и проще» . Через несколько дней в редакцию пришла другая ра диограмма, на этот раз с мо ря от экипажа БМРТ «Лео нид Иванов»: «Товарищ К у з ьм е н о к , наш проф сою з за м но го ле тню ю и с то р ию своего с ущ е с тво ва ния ниче го не дал своим работ н и кам . На п р о т я ж е н и и м н о ги х лет он был п р и д а т ком и вер ным пом ощ ни ком а дм и н и с тр а ти в н о -бю р о кр а ти ч е с ко й си с те мы , вместе с ко тор о й бла гопо л уч н о п е р гж и в а л все ка з у сы наш ей и с то р и и о т с та ли ни зм а до б р еж н е вщ и ны . Т а ки е д и н о за в р ы -ги га н ты , к а к наш проф сою з , не спо собны к д в и ж е н и ю и обречены на с т а гн а ц ию . Не надо п у т а т ь , что с ра зва лом проф сою за н а р уш а т с я э к о н ом и че с ки е связи м еж д у пред п р и я т и ям и , п р и отмене нездо ровой м онополии наш е го х о з я й с тв е н н о го м е ха н и зм а все вста нет на свои места . Да и х о з я й ственная д ея тел ьнос ть — не первоочередная ф у н к ц и я проф сою за , э то ф у н к ц и я но рм а л ьн о го хо з я и н а пр ед п р и я ти я . Мировая п р а к т и к а проф со ю зн о го д в и ж е н и я не зн а е т та к и х ги га н т о в , к а к наша о р га н и за ц и я . Их проф сою зы созда ны им ен но по проф ессиональ ном у п р и з н а к у и им ею т в со ставе о т н е с к о л ь к и х со т до ста ты с я ч членов . Мы — за на с тоящ ий проф ес си о н ал ьны й сою з — проф сою з плавсостава , где видны н о н к - ре тны й челове к и е го н уж ды » . Такая вот ситуация. Как же себя чувствует сейчас оргкомитет? — Будем участвовать в разработке нового Устава профсоюза рыбной отрасли, — говорит председатель Всесоюзного оргкомитета по созданию ассоциации плавсо става Г. В. Львов. — Мы не собираемся бойкотировать его. Ведь наша инициативная группа пока не зарегистри рована, мы действуем под эгидой ассоциации. Есть ог ромная поддержка моряков, есть договоренность об от крытии расчетного счета в банке, по этого мало: нужен приказ Минрыбхоза. ЦК профсоюза высказал свою точку зрения: будем мы работать над альтернативным проектом устава общего профсоюза — пас поддер жат, нет — сделают все, что бы помешать нам. Ведь мо ряки предлагают, чтобы ко митет контролировал работу ЦК профсоюза, выполнение им своих обещаний, а па съезде доложил результаты. Иными словами, пока мы не идем па конфронтацию, пока поддерживаем В. В. Кузьменка, но оставляем за собой право продолжать борьбу за создание профсою за плавсостава. 4 Экономическая политика: В журналистском блокноте частенько «оседают» конспекты раз говоров с различными людьми, записи, наблюдения, не попав шие по тем или иным причинам на газетные страницы. Время идет, и многое, что вчера не представляло интереса, сегодня становится актуальным. Поэтому-то мы и открываем рубрику «Из архива редакции». Первый материал — из интервью с быв шим начальником ВРПО «Севрыба» М. И. КАРГИНЫМ. — в п е р в ую о ч е р е д ь . ИЧ у эа - з у сп р аш и в аю т : вы с а м о с т о я тел ь но м о ж е т е в о п р о сы р е шать или опя ть ч е р е з ко го -то? Вот п ервы й в о п р о с . А м ы не м о ж е м по ка реш ать сам и в о про сы , хотя М и н р ы б х о з о м и Кто быстрее построит туннель? — Все — норвежцы и дат чане — держат минимальное количество управленческого персонала. Это их отличитель ная черта. И если вниматель но посмотреть — то это и правильно. Потому что чем больше управленческого пер сонала сидит в той или другой конторе, то тем больше она неуправляема. То есть должно быть оп тимальное количество высоко квалифицированных, толковых специалистов, которые в со стоянии всем остальным управ лять. А у нас, если какая сей час возникает проблема — то сразу дайте мне людей, и не одного-двух, а что ни больше, то лучше. Для решения этой проблемы — двести человек, для решения другой — три ста... А там и 700. И тысяча. А там и пошло, и поехало... А почему? Да по той простой причине, что у нас людей м но го, и мы иной раз бездумно используем этот драгоценней ший капитал. Людей. Вот я вам один пример приведу. Сколько нужно человек для того, чтобы вести проходку туннеля? — Смотря к а к о й т ун нел ь ... — Обычный туннель для то го, чтобы машины ездили. Сколько человек надо? — Ну чтобы не мешали д р у г д р у г у ... — Ну чтобы не мешали — так сколько? — 1 0 - 1 5 . . . — Почему десять? Почему пятнадцать? Так вот в Норве гии мы были, нам показывали — Еедет проходку один. Он рядом живет с этим туннелем. У него, во-первых, есть спе циальное устройство для про- буривания шурфов, куда он закладывает взрывпакеты. Взорвал. Потом подъехал на Из а р х и в а р е д а к ц и и экскаваторе и выбрал все это дело и погрузил на грузовик. Пересел в него и поехал — отвез куда-то породу. Опять приехал — и таким вот спосо бом работает один, никого больше нет. А для нас — мыс лимое ли дело? — Нет. Я не видел подобно го. — Ну так вот, о чем и речь. Задаешь им вопрос — ну как ж е это? Они говорят — мы и рады поставить людей, но у нас их нет. Поэтому мы вы нуждены покупать технику, иной раз очень дорогую , и обучать людей. И они таким вот способом работают. А если внимательно присмотреть ся: что в том плохого? Здесь живет. Это его постоянная ра бота — вести проход ку тунне ля. Никто ему не мешает, ни кто ему не треплет нервы. А технику поставляет фирма. И он профессионал — он все сделает ка к надо. Но мы же перед собой такой задачи не ставим, в общем-то. Хотя м но го говорим , что у нас должно быть совмещение профессий... Я не один раз был в Дании, Норвегии, но раньше поездки носили такой, я бы сказал, экскурсионный характер. По разговариваем на общие те мы... А сейчас встретились с заинтересованными людьми, с фирмами, которые предлага ют нам сотрудничество. Напри мер, в Осло целый день зна комились с фирмами. Они рас сказывали, чем занимаются, что они делают, какая у них продукция , какой интерес мы для них представляем. Они нам выдали документы по этому поводу — вот сейчас их изучаем. Я привез оттуда м но го проспектов. То есть явный интерес к нам. Они хотят сотрудничества дано «добро» самостоятельно выходить на фирмы, но все это дело до того неповорот ливо идет... А решать все про блемы международного со трудничества нужно на месте, в нашем регионе. И сразу ре шать. То есть, грубо говоря, мы должны действовать так: если срочно нужно обор удо вание, то я или начальник фло та должны иметь право, пред положим , сразу подписать чек на контракт, допустим, на сто тысяч рублей. Мы м ож ем с ними нормаль но работать, опираясь на о г ромную мощь нашей страны и преимущества общественной формации. Если капиталисты решают проблемы за три м е сяца — мы должны решать, по крайней мере, за два. Бот этому мы должны учиться в первую очередь. Раскачиваться надо веселее. Динамика и бы строта развития. Ленин об этом говорил — нового ниче го нет. Победа новой общ е ственной формации прои зой дет в ка ком случае? Когда но вая формация предложит, в конечном итоге, более высо кую производительность тр у да. Вот задача. Она поставле на перед нами самой револю цией, еще в 17-м году. А те перь сро к настал — решать надо... Вот у меня статья: гибнет хозяйственная самостоятель ность предприятия. Корреспон дент «Правды» сообщает... Опять та же самая метода — работа от дости гнутого ,*эпять разнарядки, раскрутки, 'р а з верстки — и пошло, и псеха ло. Что это такое? У гробим все опять. Ты это, конечно, вычерк ни все там... Записал с диктофоне В. ГЕОРГИ Ноябрь 10S7 г. В згляд со с т о р о н ы н а н аш и и « н е н а ш и » п р о б л е м ы Прежде чем начать эту статью, я хочу рассказать читателям о причинах, побудивших меня взяться за столь непривычное дело. Собственно говоря, это была идея коллективная, она возникла из наших впечатлений, разговоров, а порой и споров о совместном со ветско-фарерском экипаже, членом которо го мне довелось быть. Мне хотелось, чтобы статья вызвала у читателей всю гамму чувств, которые появлялись у нас при знакомстве с фарерским судном и фарерским экипажем . Это и восхищение их оборудованием, и узна вание их методов организации труда, и наше нежелание работать и жить по-старому после увиденного. Я далек от мысли механиче ски переносить фарерские методы на советскую почву, как гото вые рецепты к оздоровлению обстановки на флоте, но хочу дать читателям, в основном морякам , возможность взглянуть на все ас пекты нашей жизни под новым углом , ка к это произошло с нами — членами совместного экипажа гребешколова «Фекм» . под ФАРЕРСКИМ ботку, дающую нашему государ ству 40 тысяч долларов чистой прибыли. Как это могло произойти? Странно, но в определенной сте пени этому помог снобизм фа рерцев, их нескрываемое неверие в наши возможности. На второй день промысла фарерскии капи- W А «ФЕЙМ» я попал на месяц скому экипажу пришлось подчи- тан Оли Егил Якобсон заявил на- I I пл->шп тлпапии.ой ниться этому распорядку, но на первых порах возникали трения. Положение усугублялось отказом озже своих ов р ще , когда основные трудности уже были позади, и судно занималось шему дублеру Василию Данилови чу Огневу: — Огнев, нам подходят лишь поисками гребешка в Баренцевом администрации БПО «Севрыба» от шесть человек из вашей команды, море. Фабрика почти не работа ла, и у меня было время для зна комства с оборудованием, людь ми и традициями. Первое и, по жалуй, самое сильное впечатле ние произвели на меня судовые устройства и оборудование. Я не стану пускаться в их описание, скажу только, что ознакомление с ними напоминало чтение науч- условии оплаты труда, гарантиро- с остальными поступайте по сво- ванных советскому экипажу на ему усмотрению . отходном собрании, и это при том, что гарантированная зарпла та составляла лишь тридцатую часть от фарерского пая при ус ловии полной выборки контракт ной квоты гребешка. В момент, Оли ошибся, и когда налади лась работа, «почетный список» увеличился более чем в два ра за, однако этот выбор сыграл свою роль, и советская команда начала соревнование с «фарер- но-фантастического романа. Зна- ложных систем, что трудно было когда произошло соприкоснове- скими профессионалами». К чести ние двух настолько противопо- комство с фарерским экипажем и его укладом для нас, на мой взгляд, укладом далекого и ж е ланного будущего, это ощущение постоянно усиливало. надеяться на слияние, так необхо димое для успешной работы, наших людей, они во многом вы играли в этом состязании, и к концу промысла, по признанию самих фарерцев, советская часть особенно несовместимыми ока- экипажа уже почти не уступала зались интересы экипажей. В ин- фарерской. тересах фарерской команды бы- Однажды я спросил старпома Режим труда на «Фейме», ка к ло как можно быстрее выбрать Торвалда Хансена: и на всех скандинавских «рыба ках», очень прост: команда раз бита на две смены, меняющиеся и качественно обработать пяти соттонную квоту, советская же — Торвалд, имеете ли вы пра вила, распределяющие обязанно- команда с гарантированной зар- сти между членами экипажа? каждые шесть часов. При наличии платой могла работать не торо- сырья любая смена может быть пясь. И все же несмотря на это оставлена на подвахту, поэтому совместный экипаж вышел на ре кордную даже для фарерцев де сятитонную ежесуточную выра- рабочий день иногда доходит до пятнадцати часов в сутки. Совет- 21 октября 1989 года Всегда сообразительный Тор валд на этот раз смотрел на м е ня с недоумением. Я пустился в объяснения, и он, наконец ухва тив мой вопрос, приветливо улыб нулся: — О... Все очень просто, Алекс. Нет проблем. Капитан и старший механик, заключив договор с кампанией или хозяином, несут всю ответственность перед ними и сами определяют обязанности экипажа. А ка к у вас? Я рассказал ему об уставе, о расписаниях по заведованиям. Вы слушав мой рассказ, Торвалд вежливо спросил: — Эта система кажется мне че ресчур жесткой, странно, как вы можете так работать? — Я сам удивляюсь, Торвалд! Хансен рассмеялся. В этот момент я был искренен с Торвалдом и теперь действи тельно удивляюсь окостенелости нашей системы, как раньше удив лялся тому, что фарерцы могут строить свои отношения в зоне, свободной от привычных для нас регламентов. Казалось бы, что на судне, где уставом служит воля капитана, должен царить жесткий режим чинопочитания, однако они в этих условиях демонстрировали нам образец демократии . Все, включая капитана, обращались др у г к другу по имени, питались за одним столом, сами убирали свои каюты и стирали постельное белье. На фоне этих отношений особенно непривычным казалось их охотное послушание всегда спокойным командам капитана, старпома, стармеха и старших смен. Если наша требователь ность всегда распространяете) сверху вниз, то у фарерцев этс происходит почти горизонтально В этом было что-то непостижимое до тех • пор, пока я не стал за мечать их едва уловимую расста новку по местам. Я не имею в виду рабочие места, где фарер цы допускают любые вариации, е общ ую расстановку в коллективе. В этой области действует не применяемая у нас иерархиче ская лестница, а доля уважение за труд, вложенный в общее де ло, причем эта доля оценивает ся вполне конкретной величиной — паем. Так, например, Клаус Расмусен получает самый высокиР среди рядового состава пай, у это и есть мерило его значимости в экипаже. Система очень п р о ста, и успех доступен каж д ом у способному трудиться. На палубе «Фейма» можно увидеть старше го помощника, заращивающегс ваер, женщин, занятых сварочны ми работами и швартовкой нарав не с мужчинами. Увидев и поняв это, я совсел по -другому взглянул на нашу ос нову основ «Устав службы на су дах флота рыбной промышленно сти СССР» с его гро зным требо ванием: «Отношения м еж д у чле нами экипажа должны быть офи циальными». На мой взгляд, этс равносильно тому, ка к если бы i нем было провозглашено : ^ ) т н о рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz