Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.

/о Сегодня мы заканчиваем публика­ цию путевых заметок специального корреспондента редакции Виктора ГЕОРГИ, совершившего в составе экспедиции клуба путешественников- исследователей «Полярный Одис­ сей» переход из Архангельска до Шпицбергена. Напомним, что совре­ менные мореходы достигли ледово­ го архипелага на самодельных дере­ вянных судах — коче «Помор» и лодье «Грумант», смоделировав маршрут древних поморов . рю? Думаю , чтс желающие найдутся, хотя я и почувстврвал ьсю «экзотику» похода на Грумант на собственной шку- Ре. Напомню, что «Спутник» работает по принципу «нон профит», то есть не ставит о сновно ^ целью получение фи­ нансовой выгоды. И мы решили испы­ тать пригодность старинного типа па­ русных судов для организации м оло ­ дежных морских круизов : экологически чистых, физически активных, связанных с познанием истории». Ростислав Гайдовский (зам. начальни­ ка Арктической нефтегазоразведочной экспедиции Мингео СССР, капитан С КАЖДЫМ ДНЕМ нашего пребыва­ ния в гостях у полярников Ш пиц ­ бергена все реальнее, как нарывающая заноза в пальце, тревожила мысль о необходимости возвращения домой. Да, мы достигли желанной цели, доказав всем и вся возможность плавания в Арктике на новоделах старинных парус­ ников. И было бы нелепо на обратном пути потерпеть крах. И за байками су­ довых острословов, что, мол, програм ­ ма выполнена, осталось лишь смодели­ ровать кораблекрушение средневеково­ го коча — за подобными словами так или иначе скрывалась тревоге за бла­ гополучный исход нового, 680-миль­ ного (если по прямой, как современ­ ные суда) пути до Мурманска. Утеша­ ло одно: если что, то, наверное, поста­ вят нам в Баренцбурге памятник, как и экипажу невесть где сгинувшего паро­ хода «Геркулес». Но лично для меня это было слишком слабым утешением... Вечером 22 июля на веслах отошли " от причала, от ставшего почти родным берега с красными звездочками цветов северной камнеломки и малюхонными грибами, которые, как утверждают по­ лярники, сплошь съедобны. Берега, t чьих недрах на угольных пластах навек окаменели следы диковинных динозав­ ров и широколистных растений. Посел­ ка, на улицах которо го вместо голубей разгуливают чайки, а вместо собак — низкорослые доверчивые олени. Поймав ветер, крепим по бортам ше- стиметровые весла и поднимаем парус. • Грот пузатый, как беременная женщина. И з-под самого носа набирающего с ко ­ рость коча улепетывают ленивые кайры, гром ко хлопая по Е О д е черными крыль­ ями. Вот они — последние аплодисмен­ ты Ис-фьсрда... Однако рано, оказывается, мы подда­ лись сентиментальному настроению: прощания не состоялось. Под утро за­ чихал и заглох сорокасильный мотор «Грумента» — единственный, если не ^читать самовара, «паровой двигатель» экспедиции. Решили не рисковать и вернуться в Баренцбург. Спасибо мест­ ным умельцам — управились с ремон ­ том за полтора суток. Но в понедель­ ник, 24-го, выходить в море остерег­ лись — плохая примета. Вышли во атор- ник, сразу после полуночи. И пора, на­ верное, мне рассказать поподробнее о том, зачем мы отправились в это рис ко ­ ванное плаЕвние. Ведь даже авантю­ ризм должен быть подкреплен принци­ пиальными соображениями и матери­ альной базой. В норвежском литературном памятни­ ке XIII столетия «Королевское зерцало» так сказано о мотивах, заставляющих Путешественников лезть к черту на рога: «Хочешь ты знать, что ищут лю ­ ди в той стране и почему они туда от­ правляются, несмотря.на большую опас­ ность для жизни, знай же , что три свой­ ства человеческой натуры побуждают их к тому: во-первых, соревнование и Склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где гр о ­ зит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность; во-вто­ рых, любознательность, ибо также свой­ ством человеческой натуры является стремление видеть и знать та местно­ сти, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку свойственно любо ­ стяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где, по слу­ хам, мож но иметь прибыли, несмотря на грозящ ую большую опасность» (ци­ тирую по книге 3. М . Каневского «За­ чем человеку льды?»). Что ж , в целом я согласен с данными рассуждениями. Хотя применительно к нашей экспедиции третье, последнее «свойство человеческой натуры» отно­ шения не имеет. Во всяком случае кон ­ сул СССР на Шпицбергене, встречаясь с нами, был крайне удивлен, узнав, что многие не только не получили коман­ дировочных денег, но вложили свои средства, чтобы во время очередных отпусков отправиться на Грумант. Кстати сказать, наши радисты-коротковолнови- ки Петр Стрезев и Василий Заушицин, до этого не один раз участвовавшие в I Часть IV : Баренцбург — Мурманск ш (Окончание . Начал о в М 28—30 .) 13 октября 1989 года различных экспедициях, уточнили, что гот же Шпаро, организуя арктические переходы с иностранцами, оговаривает со спонсорами для своих ребят за каж ­ дый день экспедиции по кругленькой сумме в долларах.., О наших спонсорах: 43 тысячи р уб ­ лей вложил «Спутник» и взял на себя оформление виз, 9 тысяч — НИИ куль­ туры Министерства культуры РСФСР, 2 тысячи — журнал «Вокруг света» (эти цифры прозвучали на пресс-конферен­ ции в Архангельском горисполкоме с местными и норвежскими журналиста­ ми). Спасибо спонсорам — без их уча­ стия экспедицию не поднять. Зна­ чительная часть денег ушла на построй­ ку судна сопровождения — лодьи «Гру­ мант», которое числится за петрозавод­ ским клубом юных моряков , оставшая­ ся — на снабжение. Коч ж е «Помор» — собственность самодеятельного клу ­ ба «Полярный ,Одиссей». (Забегая впе­ ред, скажу : после успешного окончания экспедиции к нам обратились предста­ вители Новгорода и Сыктывкара с просьбой продать коч. Предлагали по 50 тысяч рублей. Но купля-продажа не состоялась.) Т А К КАКИЕ Ж£ цели преследовал * каждый из нас, отправляясь в пла­ вание? Владимир Пучкин (работник БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, ко к лодьи «Гру­ мант»): «Молодежь должна отдыхать активно, а не знакомиться с достопри­ мечательностями тех или иных мест из окна автобуса или с палубы океанского лайнера. Почему бы не предоставить возможность людям за свои деньги быть не только пассажирами, а и чле­ нами экипажей подобных судов и пу­ тешествовать, например, по Белому мо­ лодьи «Грумант»): «У нас утерян опыт плавания на маломерных судах. Удиви­ тельно, но факт: перевозка грузов, вы­ полнение различных работ в прибреж ­ ных водах считается сложным и небезо­ пасным делом. Но зачем платить беше­ ные деньги за использование вертоле­ тов или другой современной техники, если можно , именно в Арктике можно , намного дешевле и эффективнее рабо ­ тать на малых судах? В этом я еще раз убедился, пройдя от Петрозаводска до Шпицбергена. Сбор гагачьего пуха, про ­ мысел рыбы, водорослей, расчистка от плавника побережий — так или иначе все эти частные вопросы упираются в глобальную задачу возрождения отда­ ленных поморских деревень...» Владимир . Панков (преподаватель МВИМУ, матрос коча «Помор»): «В сво­ ей научной работе я занимаюсь физи­ кой поверхности моря, и нынче смог в иного ракурса взглянуть на некоторые проблемы, далекие, казалось бы, от практического мореплавания. Ну а по ­ бывать на Ш пицбергене — это мечта мое го детства!» Александр Скворцов (сотрудник НИИ культуры, зам. начальника экспедиции по науке): «Для меня, как ученого и яхтсмена, этот переход сравним с твор­ чеством. Коч — идеальное судно для ле­ дового плавания, вобравшее в себя лучшее из искусства кораблестроения и кораблевождения древних поморов . В истории освоения высоких широт еще немало «белых пятен». И данная экспе­ диция органично вписалась в програм ­ му исследований историко-культурной среды А р кти ки морской комплексной экспедицией нашего института, про г­ рамму, рассчитанную до 2000 года...». Однако достаточно рассуждений и да­ вайте вернемся на борт коча, которому еще предстоит переход от Ш пицберге ­ на до Кольского залива. Ы Т А К , мы вышли в море, хотя и по- * * лучили радиограмму от мурман­ ских синоптиков с пометкой «шторм всем судам»: «циклон смещается к вЭЬ. стоку от 74е северной широты со ско ­ ростью 30 км/час. 26 июля на юге Ба­ ренцева моря ветер 15— 17 м/сек, ви­ димость хорошая, в тумане 300—500 м, дождь, температура 3—8е тепла. Ветер западный, северо-западный еще двое суток (для нас попутный!). На побе­ режье Норвегии: ветер юго-западный, южный 15— 17 м /сек. Высота волны 1— 2 метра, на севере — 3 метра. После­ дующ ие двое суток ветер юго-запад­ ный, западный, местами туман». Вышли, рассчитывая под парусами успеть добе­ жать до Медвежьего , а там, через два- три дня, глядишь, и циклон уйдет в центральную часть Арктики ... Опромет­ чиво? Наверное, да. Перелистну не­ сколько страниц своего путевого бло­ кнота. 26 июля. 4 часа утра. За кормой южная оконечность Ш пиц ­ бергена. Отошли миль на 40, но горы все еще видны. Скорость до семи у з ­ лов, хотя работает один фок. Небо в голубых дырах — просветы, как раз­ водья солярки на воде. Целые сутки попутный ветер. 27 июля. 4 часа утра. К вечеру подошли к острову Медве ­ жий. Всю ночь густой туман, ветер ски ­ сает. 28 июля. 4 часа утра. Днем штиль. На севере светлая по ­ лоска неба, впереди — черная хмарь, разодранная по краям на кучевые об ­ лачка, словно кто-то грязными руками заляпал хрусталь небесного свода. Параллельным курсом прошел нор ­ вежский ракетный катер. Постоял ря­ дом, а потом рванул к берегу со с ко ­ ростью узлов 50. 29 июля. Утро. Увидели землю — до берега миль 80. Солнце красное. Сильная болтанка. Ветер попутный, но, очевидно, встречное течение: греб ­ ни волн белые, а перед ними выраста­ ют маленькие фонтанчики, будто сотни невидимых бесенят занимаются сор- фингом — или как там правильно назы­ вают этот новомодный вид спорта? Ти­ пичный морской сулой. 29 июля. День. Едва успели срубить грот — идем на одном малом фоке. Ветер усиливается. 18 метров е секунду, но в порывах сильнее! Еолна высокая. Коч пока «вписывается» в нее: перекатывается с - гребня на гребень, как на американ­ ских горках. И лишь слегка подрагивает всем корпусом . Капитан советует не оглядываться назад: жутковатая карти­ на. Отпустил шкот и удерживаю его к о ­ нец в руках, чтобы, если начнет завали­ вать судно, сразу уменьшить дааление на парус. Встретили две яхты, следую ­ щие почему-то в открытое море. 29 июля. Вечер. Прошли Вардё. Скорость максималь­ ная — до одиннадцати узлов. Вода пе­ нится у самого борта, лижет планшир. 30 июля. 4 часа утра. Проходим Рыбачий. Впервые за всю экспедицию видел восход солнца: в на­ чале пути и в высоких широтах оно не садилось вовсе. Курс на восток, на сол­ нце... Днем , после ночной вахты, я проснул­ ся уже у входа в Кольский залив. Бы­ ло воскресенье — праздник военных моряков . К вечеру подошли к причалу М урманского морско го вокзала. После оформления недолгих таможенных фор­ мальностей ступили на берег. Первая новость, которую узнали: у берегов Норвегии какие-то две яхты д з .*^ «SOS». Одну обнаружили перевернуто..», дру гую пока ищут. А мы успели про ­ шмыгнуть между двумя циклонами... ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. На днях получил от председателя клуба «Полярный Одиссей» Виктора Дмитриева программу новой экспеди­ ции. Будущим летом впервые за послед­ ние одиннадцать лет наши старинные суда возьмут курс из Петрозаводска не на север, в Арктику, а на ю г: по ре­ кам и каналам в Черное море, порты Румынии и Болгарии, затем Стамбул, Афины, Никосия, Тель-Авив, пригород Каира Гиза. Называться все это будет «Золотой век», цель — моделирование экономических и культурных взаимо­ связей исторического пути «из варяг | греки». Девиз: «Мир, флот, торговля соединяют народы и континенты». Эмб­ лема экспедиции — кижский Преобра­ женский собор и египетская пирамида... Реально) После того как мы сходили на Шпицберген и вернулись обратно, на мой взгляд — да. НА СНИМКЕ: участники э к сп е диции « Путь на Груманта п о с л е швартовки € Мурманс к е .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz