Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
/о Сегодня мы заканчиваем публика цию путевых заметок специального корреспондента редакции Виктора ГЕОРГИ, совершившего в составе экспедиции клуба путешественников- исследователей «Полярный Одис сей» переход из Архангельска до Шпицбергена. Напомним, что совре менные мореходы достигли ледово го архипелага на самодельных дере вянных судах — коче «Помор» и лодье «Грумант», смоделировав маршрут древних поморов . рю? Думаю , чтс желающие найдутся, хотя я и почувстврвал ьсю «экзотику» похода на Грумант на собственной шку- Ре. Напомню, что «Спутник» работает по принципу «нон профит», то есть не ставит о сновно ^ целью получение фи нансовой выгоды. И мы решили испы тать пригодность старинного типа па русных судов для организации м оло дежных морских круизов : экологически чистых, физически активных, связанных с познанием истории». Ростислав Гайдовский (зам. начальни ка Арктической нефтегазоразведочной экспедиции Мингео СССР, капитан С КАЖДЫМ ДНЕМ нашего пребыва ния в гостях у полярников Ш пиц бергена все реальнее, как нарывающая заноза в пальце, тревожила мысль о необходимости возвращения домой. Да, мы достигли желанной цели, доказав всем и вся возможность плавания в Арктике на новоделах старинных парус ников. И было бы нелепо на обратном пути потерпеть крах. И за байками су довых острословов, что, мол, програм ма выполнена, осталось лишь смодели ровать кораблекрушение средневеково го коча — за подобными словами так или иначе скрывалась тревоге за бла гополучный исход нового, 680-миль ного (если по прямой, как современ ные суда) пути до Мурманска. Утеша ло одно: если что, то, наверное, поста вят нам в Баренцбурге памятник, как и экипажу невесть где сгинувшего паро хода «Геркулес». Но лично для меня это было слишком слабым утешением... Вечером 22 июля на веслах отошли " от причала, от ставшего почти родным берега с красными звездочками цветов северной камнеломки и малюхонными грибами, которые, как утверждают по лярники, сплошь съедобны. Берега, t чьих недрах на угольных пластах навек окаменели следы диковинных динозав ров и широколистных растений. Посел ка, на улицах которо го вместо голубей разгуливают чайки, а вместо собак — низкорослые доверчивые олени. Поймав ветер, крепим по бортам ше- стиметровые весла и поднимаем парус. • Грот пузатый, как беременная женщина. И з-под самого носа набирающего с ко рость коча улепетывают ленивые кайры, гром ко хлопая по Е О д е черными крыль ями. Вот они — последние аплодисмен ты Ис-фьсрда... Однако рано, оказывается, мы подда лись сентиментальному настроению: прощания не состоялось. Под утро за чихал и заглох сорокасильный мотор «Грумента» — единственный, если не ^читать самовара, «паровой двигатель» экспедиции. Решили не рисковать и вернуться в Баренцбург. Спасибо мест ным умельцам — управились с ремон том за полтора суток. Но в понедель ник, 24-го, выходить в море остерег лись — плохая примета. Вышли во атор- ник, сразу после полуночи. И пора, на верное, мне рассказать поподробнее о том, зачем мы отправились в это рис ко ванное плаЕвние. Ведь даже авантю ризм должен быть подкреплен принци пиальными соображениями и матери альной базой. В норвежском литературном памятни ке XIII столетия «Королевское зерцало» так сказано о мотивах, заставляющих Путешественников лезть к черту на рога: «Хочешь ты знать, что ищут лю ди в той стране и почему они туда от правляются, несмотря.на большую опас ность для жизни, знай же , что три свой ства человеческой натуры побуждают их к тому: во-первых, соревнование и Склонность к известности, ибо человеку свойственно устремляться туда, где гр о зит большая опасность, благодаря чему можно приобрести известность; во-вто рых, любознательность, ибо также свой ством человеческой натуры является стремление видеть и знать та местно сти, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку свойственно любо стяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда, где, по слу хам, мож но иметь прибыли, несмотря на грозящ ую большую опасность» (ци тирую по книге 3. М . Каневского «За чем человеку льды?»). Что ж , в целом я согласен с данными рассуждениями. Хотя применительно к нашей экспедиции третье, последнее «свойство человеческой натуры» отно шения не имеет. Во всяком случае кон сул СССР на Шпицбергене, встречаясь с нами, был крайне удивлен, узнав, что многие не только не получили коман дировочных денег, но вложили свои средства, чтобы во время очередных отпусков отправиться на Грумант. Кстати сказать, наши радисты-коротковолнови- ки Петр Стрезев и Василий Заушицин, до этого не один раз участвовавшие в I Часть IV : Баренцбург — Мурманск ш (Окончание . Начал о в М 28—30 .) 13 октября 1989 года различных экспедициях, уточнили, что гот же Шпаро, организуя арктические переходы с иностранцами, оговаривает со спонсорами для своих ребят за каж дый день экспедиции по кругленькой сумме в долларах.., О наших спонсорах: 43 тысячи р уб лей вложил «Спутник» и взял на себя оформление виз, 9 тысяч — НИИ куль туры Министерства культуры РСФСР, 2 тысячи — журнал «Вокруг света» (эти цифры прозвучали на пресс-конферен ции в Архангельском горисполкоме с местными и норвежскими журналиста ми). Спасибо спонсорам — без их уча стия экспедицию не поднять. Зна чительная часть денег ушла на построй ку судна сопровождения — лодьи «Гру мант», которое числится за петрозавод ским клубом юных моряков , оставшая ся — на снабжение. Коч ж е «Помор» — собственность самодеятельного клу ба «Полярный ,Одиссей». (Забегая впе ред, скажу : после успешного окончания экспедиции к нам обратились предста вители Новгорода и Сыктывкара с просьбой продать коч. Предлагали по 50 тысяч рублей. Но купля-продажа не состоялась.) Т А К КАКИЕ Ж£ цели преследовал * каждый из нас, отправляясь в пла вание? Владимир Пучкин (работник БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, ко к лодьи «Гру мант»): «Молодежь должна отдыхать активно, а не знакомиться с достопри мечательностями тех или иных мест из окна автобуса или с палубы океанского лайнера. Почему бы не предоставить возможность людям за свои деньги быть не только пассажирами, а и чле нами экипажей подобных судов и пу тешествовать, например, по Белому мо лодьи «Грумант»): «У нас утерян опыт плавания на маломерных судах. Удиви тельно, но факт: перевозка грузов, вы полнение различных работ в прибреж ных водах считается сложным и небезо пасным делом. Но зачем платить беше ные деньги за использование вертоле тов или другой современной техники, если можно , именно в Арктике можно , намного дешевле и эффективнее рабо тать на малых судах? В этом я еще раз убедился, пройдя от Петрозаводска до Шпицбергена. Сбор гагачьего пуха, про мысел рыбы, водорослей, расчистка от плавника побережий — так или иначе все эти частные вопросы упираются в глобальную задачу возрождения отда ленных поморских деревень...» Владимир . Панков (преподаватель МВИМУ, матрос коча «Помор»): «В сво ей научной работе я занимаюсь физи кой поверхности моря, и нынче смог в иного ракурса взглянуть на некоторые проблемы, далекие, казалось бы, от практического мореплавания. Ну а по бывать на Ш пицбергене — это мечта мое го детства!» Александр Скворцов (сотрудник НИИ культуры, зам. начальника экспедиции по науке): «Для меня, как ученого и яхтсмена, этот переход сравним с твор чеством. Коч — идеальное судно для ле дового плавания, вобравшее в себя лучшее из искусства кораблестроения и кораблевождения древних поморов . В истории освоения высоких широт еще немало «белых пятен». И данная экспе диция органично вписалась в програм му исследований историко-культурной среды А р кти ки морской комплексной экспедицией нашего института, про г рамму, рассчитанную до 2000 года...». Однако достаточно рассуждений и да вайте вернемся на борт коча, которому еще предстоит переход от Ш пицберге на до Кольского залива. Ы Т А К , мы вышли в море, хотя и по- * * лучили радиограмму от мурман ских синоптиков с пометкой «шторм всем судам»: «циклон смещается к вЭЬ. стоку от 74е северной широты со ско ростью 30 км/час. 26 июля на юге Ба ренцева моря ветер 15— 17 м/сек, ви димость хорошая, в тумане 300—500 м, дождь, температура 3—8е тепла. Ветер западный, северо-западный еще двое суток (для нас попутный!). На побе режье Норвегии: ветер юго-западный, южный 15— 17 м /сек. Высота волны 1— 2 метра, на севере — 3 метра. После дующ ие двое суток ветер юго-запад ный, западный, местами туман». Вышли, рассчитывая под парусами успеть добе жать до Медвежьего , а там, через два- три дня, глядишь, и циклон уйдет в центральную часть Арктики ... Опромет чиво? Наверное, да. Перелистну не сколько страниц своего путевого бло кнота. 26 июля. 4 часа утра. За кормой южная оконечность Ш пиц бергена. Отошли миль на 40, но горы все еще видны. Скорость до семи у з лов, хотя работает один фок. Небо в голубых дырах — просветы, как раз водья солярки на воде. Целые сутки попутный ветер. 27 июля. 4 часа утра. К вечеру подошли к острову Медве жий. Всю ночь густой туман, ветер ски сает. 28 июля. 4 часа утра. Днем штиль. На севере светлая по лоска неба, впереди — черная хмарь, разодранная по краям на кучевые об лачка, словно кто-то грязными руками заляпал хрусталь небесного свода. Параллельным курсом прошел нор вежский ракетный катер. Постоял ря дом, а потом рванул к берегу со с ко ростью узлов 50. 29 июля. Утро. Увидели землю — до берега миль 80. Солнце красное. Сильная болтанка. Ветер попутный, но, очевидно, встречное течение: греб ни волн белые, а перед ними выраста ют маленькие фонтанчики, будто сотни невидимых бесенят занимаются сор- фингом — или как там правильно назы вают этот новомодный вид спорта? Ти пичный морской сулой. 29 июля. День. Едва успели срубить грот — идем на одном малом фоке. Ветер усиливается. 18 метров е секунду, но в порывах сильнее! Еолна высокая. Коч пока «вписывается» в нее: перекатывается с - гребня на гребень, как на американ ских горках. И лишь слегка подрагивает всем корпусом . Капитан советует не оглядываться назад: жутковатая карти на. Отпустил шкот и удерживаю его к о нец в руках, чтобы, если начнет завали вать судно, сразу уменьшить дааление на парус. Встретили две яхты, следую щие почему-то в открытое море. 29 июля. Вечер. Прошли Вардё. Скорость максималь ная — до одиннадцати узлов. Вода пе нится у самого борта, лижет планшир. 30 июля. 4 часа утра. Проходим Рыбачий. Впервые за всю экспедицию видел восход солнца: в на чале пути и в высоких широтах оно не садилось вовсе. Курс на восток, на сол нце... Днем , после ночной вахты, я проснул ся уже у входа в Кольский залив. Бы ло воскресенье — праздник военных моряков . К вечеру подошли к причалу М урманского морско го вокзала. После оформления недолгих таможенных фор мальностей ступили на берег. Первая новость, которую узнали: у берегов Норвегии какие-то две яхты д з .*^ «SOS». Одну обнаружили перевернуто..», дру гую пока ищут. А мы успели про шмыгнуть между двумя циклонами... ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. На днях получил от председателя клуба «Полярный Одиссей» Виктора Дмитриева программу новой экспеди ции. Будущим летом впервые за послед ние одиннадцать лет наши старинные суда возьмут курс из Петрозаводска не на север, в Арктику, а на ю г: по ре кам и каналам в Черное море, порты Румынии и Болгарии, затем Стамбул, Афины, Никосия, Тель-Авив, пригород Каира Гиза. Называться все это будет «Золотой век», цель — моделирование экономических и культурных взаимо связей исторического пути «из варяг | греки». Девиз: «Мир, флот, торговля соединяют народы и континенты». Эмб лема экспедиции — кижский Преобра женский собор и египетская пирамида... Реально) После того как мы сходили на Шпицберген и вернулись обратно, на мой взгляд — да. НА СНИМКЕ: участники э к сп е диции « Путь на Груманта п о с л е швартовки € Мурманс к е .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz