Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
интересы общества, коллектива, личности 5 Почту комментирует журналист Д ВА ПИСЬМА пришли в редакцию почти одно временно. Причем не только на одну тему, но и с одного и того же судна — РТМК-с «Адмирал Стариков». Так по лучилось, что рефмеханик В. Г. Курка писал о своих за ботах, не предполагая о со здании группового послания моряков . По содержанию эти письма разные, но кроме «места создания» их объеди няют боль за существующие порядки в рыбной отрасли, желание изменить их. Поскольку письмо В. Г. К ур ки по содержанию делилось на несколько проблем, мы взяли для публикации некото рые из них («РМ», 1989, № 23), оставив вопрос о работе со кращенным штатом «на по том». Взяли еще и потодлу, что Василий Гордеевич воз вращался к нашей старой те ме: качество принимаемых су- ■ ^ о в в ГДР далеко от идеаль ного, хотя уважаемые прием щики придерживаются иного мнения. И доказательством тому служит телеграмма из Штральзунда, своего рода ре акция на выступление рефме- ханика: «Направляем выписку из журнала замечаний и предло жений экипажей судов ново- строя, находящихся под наб людением «Судоимпорта» на Фольксверфи. В течение всей приемки РТМК-с «Адмирал Стариков» все специалисты группы наблюдения в/о «Судо- «Настаиваем на справедливости» импорт» оказывали большую помощь судовым специали стам в работе. Экипаж судна от всей души благодарит всех приемщиков за тесный кон такт и друж ную работу. За мечаний по приемке судна к специалистам группы наблю дения нет. Подписал капитан Козлов. Дополнительно сообщаем: в наблюдении, имеется заявка на заправку фреона от 23 янва ря 1989 г., подписанная реф- механиком. Проблемы, воз никающие в процессе прием ки, эксплуатации судов, об суждаются с верфью и заво дам и-субпоставщиками, нахо дят в совместной работе даль нейшее развитие. Старший приемщик Кирса нов». Не знаю, какие чувства во дили рукой капитана Козлова, ведь он не м о г не знать, ЧТО именно он принимает. Ну что ж , пусть «благодарность» оста нется на его совести. А мы вернемся к письмам экипажа этого траулера, не возвраща ясь к теме приемки. Основное содержание пи сем моряков — организация работы на новых супертрау лерах, возмущение системой уравниловки, низким уровнем механизации труда на рыбо- фабрике. Коллективное письмо так и называется: «Настаиваем на справедливости»: «Казалось бы, и судно но вое, и экипаж подобрался опытный, но, прилагая много сил, работая по 12 часов с ежедневным привлечением подвахты, в плановые задания не укладываемся. На рыбо- фабрике установлено отечест венное морально устаревшее рыборазделочное оборудова ние 70-х годов... Сдельные рас ценки низки в сравнении с за тратами. Считаем, что суточ ные нагрузки и сдельные рас ценки должны быть научно обоснованными. Нас учили, что основной принцип социа лизма — оплата по затрачен ному труду. У нас ж е получа ется полнейшее извращение этого принципа, что отрица тельно сказывается на психо логическом климате в коллек тиве, его сплоченности, под рывает доверие экипажа к ру ководству флота. Ведь мы считаем их, руководителей, глазными виновниками в том, что не выполняем суточные задания и, следовательно, по лучаем низкую заработную плату за такой нелегкий труд. Мы считаем, что нужны но вые неординарные решения. Нужна экономическая рево люция на флоте. Письмо обсуждено в экипа же, принято единогласно». По поручению экипажа под писали: С. Бабин, В. Вагин... Всего семь человек. В. Г. Курка, рефмеханик траулера «Адмирал Стариков», высказывает, в частности, не довольство по поводу сокра щенного штата рефслужбы: «Рефслужба сокращена на половину. Да и рефмеханик здесь выполняет функции вто рого рефмеханика. Дело, к о нечно, не в названии должно сти, а в том, что второй чело век по новому штатному рас писанию рефслужбы — реф- машинист. А оборудование на этих траулерах сложное, в отличие от других судов нуж но в электрощитах набирать схему, то есть специалисту требуется иметь соответствую щее образование, а не ШУКС». Бесспорно, авторы писем правы. И следует только при ветствовать их гражданскую позицию, их стремление со хранить государственную соб ственность, их желание уве личить выпуск столь необхо димой стране продукции. И. ВОЛКОВА. «парламенте» зом, как и специалисты дру- командных профессий. Электрорадионавигаторы — также специалисты с высшим или средним специальным об разованием. Почему ж е «Гип рорыбфлот» намерен отнести их на ступень ниже? Такое бы ло бы оправданно, если на этих должностях работали лю ди, получившие профессио нально-техническое образова ние и соответствующую ква лификацию. То есть продол жается недооценка роли ра диотехнической службы, при нижение ее престижа. Все это противоречит мировой прак тике, приоритетным направле ниям развития нашей эконо мики, где радиоэлектроника считается основной движущей силой технического прогресса. Теперь необходимо задать два главных вопроса: «кто ви новат?» и «что делать?» По сообщению заместителя заве дующего отделом производст венно-массовой работы и за работной платы ВЦСПС тов. ЛКгнина Э. В., при подготовке проекта постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентяб ря 1986 г. № 1115 «О совер шенствовании организации за работной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работ никам производственных от раслей народного хозяйства» учитывались предложения М и нистерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работ ников рыбного хозяйства о размерах должностных окла дов работникам отрасли. Пись мо МРХ СССР и ЦК отрасле вого профсоюза № 169-Ц от 17.10.1988 г. по дополнитель ному стимулированию труда начальников радиостанций и радиоспециалистов первого класса явилось признанием допущенной несправедливости и попыткой как-то ее испра вить, но цель не была достиг нута. Перед высокими инстан циями ЦК КПСС и Совмином СССР никто в Министерстве рыбного хозяйства не хочет признать себя виновным, а бывший ЦК отраслевого проф союза уже в отставке. В Мин- рыбхозе лишь отделываются отписками, убеждая нас, что внести изменения в постанов ление № 1115 не представля ется возможным . Что делать в создавшейся ситуации? Наиболее логичным и завершенным представляет ся решение установить окла ды радиооператору второго класса на уровне четвертого помощника капитана, радио оператору первого класса — на уровне третьего помощника капитана, начальнику радио станции (начальнику радиотех нической службы) оклад дол жен быть средним между о к ладами второго и старшего помощников капитана. Все остальные доплаты, за исклю чением обработки штаба промрайона и флагманства по обработке корреспонденции, отменить. Решение проблемы сверхнормальной переработки радиоспециалистов искать на путях большей автоматизации процессов обработки, приема и передачи информации, со кращения излишней перепи ски. В особых случаях времен но вводить дополнительного радиоспециалиста 8 штат эки пажа. Доработать проект нового Устава службы с тем, чтобы исключить снижение статуса радиотехнической службы и радиоспециалистов. Предложенные решения вряд ли ле гко смогут полу чить признание руководящих инстанций, но считаем необхо димым направить соответст вующие письма в ЦК проф союза работников рыбной промышленности. Возможно е го новый устав сумеет про явить достаточно принципиаль ности, не в пример старому, и потребовать справедливого ре шения искусственно созданной проблемы. Как один из путей решения, следует всемерно поддержать создание Ассоциации плавсо става флота рыбной промыш ленности СССР. В рамках Ас социации необходимо создать отделение радиоспециали стов для защиты их профес сиональных интересов. И не будет никакого противоречия в том, что радист войдет в Ассоциацию плавсостава и как член экипажа, и как член свое го профессионального отделе ния. Полагаем, что радиоспециа листы флотов, а возможно , и не только радиоспециалисты, через газету выразят свое от ношение к предложенным мыслям. По поручению радиоспе циалистов БПО «Севрыба» Г. КУЗНЕЦОВ, А. СЕЛЯ- КОВ... Всего семь подпи сей. О ПЕРЕСТРОЙКЕ СТК ФЛОТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РЫБАКОВ Авторы радиограммы изла гали длинный перечень проб лем относительно режима ра боты и отдыха, условий опла ты труда радиооператоров. У меня, работника техноло гической службы, эта публи кация вызвала смешанное чув ство. С одной стороны — по нимание и сочувствие: в нашей технологической службе также огромнейший воз проблем, а с другой — ощущение ка ко го - то недоверия к сложности проблем радиооператоров. Что ж . Подобное состояние легко объяснить пословицами о соринке в глазу, о чужой беде, которую легко развести руками. На примере этом я бы хотел указать и подчерк нуть, что значимость вопросов и проблем в сфере морских рыбацких служб в силу их глубокой специфичности и разнообразия способны по нять и разделить только лишь узкие специалисты. Это во- первых. А во-Бторых, показать иллюзорность надежд боль шинства рыбаков, полагающих, что, сменив руководство проф комов и СТК (поменяв «чинов ников от бумаг» на чиновни ков от плавсостава), можно быстро разрешать все копив шиеся десятилетиями пробле мы. Мне кажется, должна быть разрушена и принципиально изменена сама структура этих общественных организаций. Изобретать ничего не надо. Нужно взять пример парла ментской деятельности: два не зависящих друг от друга «верховных» органа — р у ко водящее ядро СТК и проф ко ма и общая «нижняя палата», представляющая плавсостав всех морских служб рыбаков: от судоводительской и радио- операторской до служб меха нической и добычи. Такое Со брание (Ассамблея, Ассоциа ция) представителей флотских служб, естественным образом подразделенная на «клубы по интересам» в период между «сессиями» должна исполнять роль «рабочих комиссий» в парламенте (отменять ошибоч ные инструкции и приказы прошлых лет, искать альтер нативные настоящим для ут верждения их в «верховных» органах и т. д.). Наиболее важ ные решения должны будут, видимо, приниматься на засе даниях обеих «палат», для че го в «нижней» палате не обходимо будет ввести право переходности мандатов. Ее структуру, вопросы организа ционного и правового харак тера мож но выработать в про цессе всеобщего обсуждения. Я бы тут хотел акцентиро вать внимание вот на чем. Роль такого рода ассоциаций в на стоящее время ценна тем, что ее среда будет благоприят нейшей почвой для взращива ния Личностей, этакой школой прорабов, или, как модно те перь говорить, менеджеров перестройки, нужда в которых по мере возрастания пере строечных процессов ощуща ется все острее. Г. ШАЯХМЕТОВ, помощ ник мастера по об работке рыбы М урманского тралового флота. рыбныймурман Будет профсоюз моряков 22 сентября мы опубликовали манифест-обращение ор гкомите та Ассоциации плавсостава фло та рыбной промышленности СССР. И в этот же день в М о с к ве состоялось совещание членов центрального комитета профсою за работников рыбной промыш ленности, представляющих плав состав флотов всех бассейнов. На нем, а затем на рабочих за седаниях оргкомитета Ассоциации плавсостава в Риге и Мурманске шло обсуждение вопроса о со здании отдельного профсоюза моряков . Собственно, идею эту высказы вали моряки еще на бассейносой конференции: нужен профсоюз плавсостава, который бы на пари тетных началах сотрудничал с профсоюзами судоремонтников, рыбообработчиков, докеров и т. д., который бы, минуя обком и ЦК профсоюза, выходил на ВЦСПС. Почему возникла идея созда ния такого органа? Прежде всего потому, что плавсостав является основной, главной силой в от расли. От флота, его эффектив ности зависит работа береговых подразделений. Однако когда в обкоме или ЦК профсоюза идет речь о защите прав моряков , то их проблемы рассматриваются в общей массе проблем. Достаточ но сказать, что из 118 членов центрального комитета только 27 представителей плавсостава. Бу дут ли они в большинстве при голосовании за то или иное ре шение? Вопрос риторический. И оба последних пленума доказали это. Прошло уже три месяца после бассейновой конференции, а что изменилось? Требования моряков не выполнены, полумера дело не спасают. А все потому, что, вы жав все возможное из флотов, Минрыбхоз теперь отдает реше ние о громно го количества проб лем на откуп флотам, предлага ет шире внедрять хозрасчет. Как в таких условиях выполнить тре бования моряков? И происходя щие сейчас «улучшения» очень похожи на систему сообщающих ся сосудов: оплачивая, скажем , работу в ночное время, отнима ем средства от других, не менее важных целей. Безусловно, для того чтобы самостоятельный профсоюз мо ряков был серьезной организаци ей, способной защитить своих членов, он должен иметь юриди ческую гарантию собственных прав. Поэтому все мы с нетерпе нием ждем выхода в свет Закона о профсоюзах. А пока принято решение узнать мнение моряков о создании не зависимого профсоюза и с уче том их предложений разработать программу и Устав. Поэтому председатель Всесоюзного ор г комитета по созданию Ассоциа ции плавсостава Г. В. Львов на правил на все суда радиограмму с просьбой обсудить этот вопрос. Радиограммы с моря сейчас идут потоком . В них — сообще ния о единодушной поддерж ке экипажей идеи создания отдель ного независимого профсоюза плавсостава. Но многие экипажи высказыва ют и собственные предложения. Например, моряки БМРТ «Влади мир Гаврилов» предлагают руке -- водящие органы нового проф союза избрать только из числа плавсостава. Ежеквартально изда вать отчет о расходовании проф- бюджета. Экипаж СРТ-м «Медвежий» пи шет: «Следует учесть, что мы не просто создаем новый профсо юз, но и налагаем на него новые * заботы. Очередных функционе ров от народа кормить не соби раемся. Пусть правление избира ется на два года, больше двух сроков у руля никто не должен быть». Цитировать предложения мо ряков можно еще долго. Сейчас оргкомитет занят изучением предложений и подготовкой к разработке Устава, программы профсоюза плавсостава. 13 октября 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz