Рыбный Мурман. 1989 г. Октябрь.
& Встреча для вас 13 Г iм »иХЩЦШдВ<>^4:;;Ж , « V - -•::':Ж У драматического театра красиво одетые люди за час до представления останавливали прохожих и спрашивали, нет ли Лишнего билета. А что было день-другой назад у кассы филар монии... Гурченко в Мурманске! Гур-чен-ко! Газетчики, телеви зионщики в унынии: объявлено, что никаких интервью, ника ких — боже упаси — съемок не будет. Потому что знаменитая актриса приехала всего на несколько дней и исключительно для встреч со зрителями, им она отдаст свое время — «свобод ное» тоже (тому мы скоро стали счастливыми свидетелями). Го ворят, что во время концерта на балконе появилась некая «не легальная» телекамера — представление было тотчас прервано и виновница праздничного ажиотажа деликатно попросила пре кратить телепнратство. Но невозможно было смириться с тем, что вот она здесь, среди нас, в нашем городе, а встретиться и поговорить не удастся. каждую .мою мысль: стоило подумать про говорок плюс велпкосветскость — как тут же все было разъяснено. Чтобы, не дан бог. не до пустить паузы (времени в обрез, в обрез!), я решил спросить, осталась ли в ду ше обида за годы безработи цы. Сам я, например, не мо гу простить своей стране, что она десятилетиями пинала, травила, сживала со свету лучших своих людей, л мно гих не вернуть, «иных уж нет, а те — далече». Не вольно помянешь «Короля Лира» — вечную человече скую драму. Но Актриса заговорила о времени после «Карнаваль ной ночи» как-то без особой охоты, без позы «праведного гнева».: Рассказала, словно руку подняла — и опустила: чего там!.. — А потом — приглаше ние па главную роль в «Ста рые стены» Трегубовича. Я уже и думать почти переста ла о кино, надежды снимать ся иссякли, устала, замкну лась на эстраде. II вдруг... Но роль! Мне, танцующей, поющей, смеющейся, такой «второстепенной», как тогда принято было судить об ак терах музыкального жанра, мне — играть директора ткацкой фабрики? Ха-ха!.. Я взялась. У каждого времени свои в этой ленте Михалкова, бе седуя со мной: «— Ведь какой бы была эта прекрасная женщина, ес ли бы не война, не разлука! — Да , — А кстати, что это за квартира, в которой она жи вет: там столько дверей, вы ключателей, какие-то люди... — Обыкновенная комму нальная квартира (или мы в таких не жили!) — Ком-му-нальная? Это что же, коммунизм в квар тире? — Что-то вроде». Для меня было чрезвы чайно важно сыграть эту роль. Чтобы, сидя с засы пающим на диване - Сашей (его играл Любшин), отпла кать и о своем личном, от праздновать и свое счастье. Я люблю свою * героиню. Цельная, терпеливая, вер ная себе. Гордость — и без оглядное сострадание. Замк нутость — и самопожертво вание. Та самая загадоч ность русской души. Рус ская женщина уникальна. Не зря выбирали их в веч ные спутницы Дали, Пикас со, Леже... Гении знают толк в женщинах. U ЕОЖИДАННО Людми- *■ ла Марковна предло жила: — Вот что, я спою вам одну песню, которую пел мой незабываемый, мой лю- на нее. Людмила Марковна просто-таки болтала сама с собой п явно прятала глаза. Наверное, я иронически улы бался, потому что она резко сменила топ: — Нет, дорогие мои, «Вокзала для двоих» уже не будет. Куда там! Партнеры па экране у меня пошли... увы... па 10. 15 лет меня моложе. Все какие-то ста рые, с лысиной. Какой уж тут «Вокзал». Но зато я сде лала карьеру! — из офици анток — р-раз — в зав. пив ной в «Ожоге»! Правда, в ресторане я подворовывала гарнир па ужин — и заслу жила любовь. А тут я... — села в тюрьму. Перестрой ка! Мы рассмеялись. — А впрочем, что вы сме етесь. Перестроечные филь мы — они раньше были, за что их и резали нещадно. «Любовь и голуби», напри мер. Там я была такая... та кая, знаете ли... Мы с Ми хайловым даже пили «ёрш». Но тут по стране навалились на алкоголиков — и давай вырезать из прежних лепт все банкеты, дни рождении, вечерники. Вырезали и наш чудесный «ёрш». И вот мы пьем вместо пего какой-то кофе через какие-то соло минки. Простите, но на ку рорте какая после кофе в жару любовь? Н О КОМУ-ТО ИЗ НАС удалось. Это произошло неожиданно и невероятно. Мы говорили почти одни на один. Долго, задушевно и очень серьезно. Если бы мне посчастливилось потанцевать с Мерилин Монро или вы пить по бокалу шампанского с Марлен Дитрих, ощущение было бы такое же... ...Я сидел в кресле, вертел в, руках блокнот. Ждать дол го не пришлось. Она вышла г простотой и достоинством. Невозможно было не пора зиться ее внешности: неувя даемой свежести, хрупкости девочки-подростка в сочета нии с пластикой знающей себе цену женщины. Разве не удивительно: пережить столько несправедливости к себе, публичных обид, заб вение — и оставаться выше этой суеты, такой же искро метной, жизнелюбивой, мо лодой, в блеске таланта. По началу я даже забыл про блокнот — слушал, смот рел. Словно прочитав мои мысли в глазах, Актриса с того и начала: — Ну о чем говорить? Знаете вы меня давно. Я все еще жива — это вы видите. Как сохранилась? Что за слово такое холодильнико- вое — я что, мясо, что ли? Как это было и всегда, я по- прежнему выступаю на эст раде. Пою. Танцую. Расска зываю. И когда я не могла & появиться на экране, я все равно пела и танцевала для зрителей вот так же, на сце не. А если бы у меня вдруг не стало бы и сцены, я пела бы, танцевала и рассказыва ла где угодно — на улице, на балконе, на грузовике. Потому что это удивитель ное чувство — когда тебя слушают, тебя хотят видеть! — и отречься от него, кто хоть раз испытал, невозмож но.- Мысль изменить профес сии — даже когда было так трудно, — никогда не при ходила ко мне. Я актриса! Я актриса с детства. Я знала, что стану актрисой — и ни кем иным, — и ею стала. Изменить этому невозможно. А р и с т о к р а т и ч е с к а я раскованность в сосед стве со знаменитым ^ отцов ским «харьковско-брянско- смоленским» говором и едва уловимой интонацией про- Танго с Людмилой Гурченко винциалочки создавали не повторимое своеобразие этой женщины. Всем такой зна комой, почти родной — II такой неразгаданной. Чер ное платье. Нить жемчуга. Почти без грима. Глубокий грудной голос. И при все.м этом сдержанном шарме — подобрала со стола сморщен ный лепесток хризантемы и по-детски катает в пальцах комочек. — Моей маме 72 года. Папы уже нет среди живых. Я всегда была в отца и гор дилась этим. Сейчас во мне все больше проявляется моя мама, и я этому рада. А они ведь очень разные люди. Ма ма — рассудительная,спокой ная. Папа — взрывной, эмо циональный; зажигается от слова, как стог на ветру, на говорит, накуролесит, а уж потом начнет соображать, что к чему и где был не прав. До революции папа был крестьянин-батрак. Ма ма — голубых дворянских кровей. Папа делал револю цию, воевал на гражданской. Мамина семья октябрьский переворот не приняла. До сих пор помню, как ее мама, моя бабушка, бывало пьет чай из блюдечка, неизменно сидя под образами, и вор чит, и корит большевиков за то, что разорили, разво рошили всю жизнь; сами не знают, чего хотят. Спорили, ссорились. Противоречия и конфликты были просто ор ганической частью нашей, тем не менее, дружной семьи. И папа учил, сажая меня на колени; «В пашей семье, до чурочка, уся Советская власть. А может быть, даже и электрификация усей стра ны. И пролетарии, и интел лигенция, и дворяне». Эту двойственность, противоре чивость я ощущаю п в себе, — Людмила Марковна ка ким-то пацаньим жестом под бросила колючек из хризан темы за спину, в глазах за светилось лукавство — так, будто она меня сейчас здо рово в чем-то надула. Я понял, я был теперь уже уверен, что она знает киногерои. В 40-х — наив ные и неунывающие, обре ченные на счастливый конец, влюбленные; в 50-х — ро мантически - взволнованные, во всех отношениях безуп речные и безусловно счаст ливые; в 60-х — рефлекси рующая, но честная и фун даментально - принципиаль ная молодая поросль с пра вильным профилем и твер дым взглядом. А 70-е годы начали проникать в противо речия личности, или, как го ворили, раскрывать диалек тику характера. Чего-чего, а противоречий в душе Гур ченко к тому времени было более чем достаточно. — В общем, фильм по правился. он имел широкий прокат. Я снова вошла в лю ду. Нет, это вульгарно зву чит. Я вошла в это время. И ТРЕТИЙ ФИЛЬМ, ставший для .ме ня важным, нужным. Я жда ла именно такую роль, она мне необходима. Представь те: женщина, когда-то моло дая, удивительно хорошень кая — любимая! — разо.м потеряла все и была обрече на па долгое ожидание. Го- дамн ждать! И уже махнуть па себя рукой и отдать си лы и остатки энергии другим делала в общем-то, важным, но таким призрачным по сравнению с невериувши.мся счастьем. Гигантская комму налка. Халат. Бигуди. За бытьи! всеми гралкмофон. Увядающее лицо, до кото рого Тамаре, моей героине, давно уже пет дела. Но слу чается же хоть раз в жизни у каждого — такой неожи данный от долгого ожидания стук в дверь поздним вече ром. Это был их первый ве чер, постаревших, потеряв ших друг друга людей. Все еще изматываемых неудов летворенной любовыо, 110 уже посторонних друг другу. Пять вечеров оттаивания. От ожесточения, от шока войны, от унизительного, горького одиночества. На одном из иноземных фестивалей ре жиссеры поражались всел!у бимын учитель. Эго Марк Бернес. Спела «Я спешу, извини те меня» (я остался сидеть на месте), потом, усмехнув шись, «Московские окна». Потом незнакомую мне пес ню «Мария», а потом изви нилась и сказала, что ей нужно переодеться, и вышла. А я думал о «Марин». Пес ня мне очень понравилась, потому что сна переклика лась со многими героинями Гурченко в кино. «Полеты во сне и наяву» — помните фокстрот на холодном осен нем пикнике, неуловимый, но щемящий сердце драма тизм танца, простенького для праздных зевак? «Пять вечеров»: старое танго, по лоснувшее по сердцу вос поминанием, — н сумасшед ший берет на сумасшедшей голове героини. — Ва.м поправилась пес ня? Я с благодарностью кив нул. " — Сейчас я бы уже пи за что не спела ее. Это уж я сегодня так... играю. А на деле, в жизни... про любовь — хм... Да нет, конечно, в кино, возлюжно. для друзей еще... Все бывает. Но прой дет 10 лет... Я слушал и недоумевал. Возраст Актрисы лше неиз вестен, вычислять я бТо не собираюсь — ну уж, навер ное, 40-то есть, хотя и вы глядит гораздо .моложе. От куда и зачем эти сожаления? — Но пройдет 10 лет и — «Нет, что вы, теперь уж пет. Я? Сейчас? Да боже упаси. Лучше о чем-нибудь другом. Нет, нет и нет». По- то.м еще пройдет 10 лет, (Людмила .Марковна сказала это позевывая и вроде как одергивая теплый шарф па плечах.) А потол 1 еще 10 лет — и вопрос отпадет сал 1 со бой. Ха!! Вот тогда начнется салюе интересное. Является ревизор и начинается... Что ты сделала не так, а зачел! говорила это, а зачем то — ну тогда, помнишь, тогда?.. Я снова забыл про блок нот н недоверчиво смотрел II она. сминая «неправду жизни на экране», запела что-то зажигательное, почти студенческое, и не подпе вать этол 1 у было совершенно невозможно. Последний раз я с такой готовностью и радостью, упоением подхва тывал припев разве что в детском хоре, повинуясь ве- селому дирижеру: — Ходишь в турпоход? — Нет! — Хочешь миллион? — Да! ...Только потом соображая, что .отвечать-то надо наобо рот! А еще меня то н дело подмывало попросить Актри су о вещи... какой-то даже нахальной. Я бы попросил ее так*: «Людмила Марков на, я мечтаю хотя бы чуть- чуть потанцевать с вами. Бог знает, что за идея. Но вы ведь веселый человек? Людмила Марковна, пригла сите меня, пожалуйста». И я бы попросил — Да не смог. И жалею теперь. Ко гда-то мы снова увидимся? ПОТОМ МЕЖДУ НАМИ * * появился некий пок лонник ее таланта. И она по дарила ему свое фото с надписью. Цветное! С над писью! А я со своими глу пыми мечтами остался в стороне. И лишь попытался галантно помочь ей поднять ся, придерживая за локоток. Но она этого даже не заме тила. Куда там! Она и сама кому хочешь по.может под няться, если уж будет нуж но. Мы распрощались. И я долго бродил по улицам, ошеломленный встречей с замечательной Актрисой, прекрасной женщиной, доб- ры.м человеком. Простите, Людмила Мар ковна, что несмотря на стро жайшие запреты и полное инкогнито вне сцены, я все- таки говорил с вами, о чем вы и не ведали. И никогда, быть может, не узнаете. С. АРХИПОВ. (Наш корр .) рыбный мурман 6 октября 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz