Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
наполовину» Как здоровье, Баренцево море? В Копенгагене (Дания) в штаб-квартпре Международного совета по исследованию мо р я (ИКЕС) прошло очередное ежегодное засе дание рабочей группы по арктическому рыбо ловству. Состав участников заседания был весьма представительным: 12 ученых- из Норвегии, Испании, Канады, Ф Р Г и Советского Союза. Председательствовал па встрече Туре Якобсен из Бергенского Института морских исследова-* ний (БИМИ ). Атмосфера заседании была деловой и не принужденной. Многие исследователи знали друг друга уже много лет как по научным пу бликациям, так и лично. И в сжатые сроки встречи взялись определить состояние запасов и провести расчеты по шести видам рыб — треске, пикше, сайде, морским окуням (клюва- чу и золотистому) н черному палтусу. Заседания проходили в штаб-квартире ИКЕС , которая находится па тихой узкой улочке под названием Ралегаде в старинной части Копенгагена в небольшом пятиэтажном здании, над входом в который развевается синий флаг ИКЕС. Международный совет по исследованию моря — старейшая интернацио нальная организация, занимающаяся изуче нием морей и их живых ресурсов. На нынешней встрече ученые обменялись статистическими материалами, обсудили ре зультаты исследований, в том числе совмест ных советско-норвежских по учету пополнения и оценке, запасов промысловых рыб, оцепили биологическое состояние популяций:, темп р о ста и полового созревания особей. Состояние запасов почти всех дойных рыб Баренцева моря находится в настоящее время на низком уровне. Уловы сокращаются. О со бенно тревожное положение складывается с . традиционными пищевыми объектами — тре ской и пикшей. Крайне высокая промысловая смертность в последние годы значительно уменьшила запасы этих рыб. Так, запас тре ски от 198G к 1989 г. уменьшился наполови ну. Биомасса нерестовой части стада находит ся сейчас на самом низком зарегистрирован ном уровне. Пополнение стада серией бедных поколений делает ситуацию еще более серь езной. Поэтому ученые рекомендовали сох ра нить вылов в течение нескольких лет па низ ком уровне, чтобы избежать дальнейшего уменьшения запаса. Общий вылов трески п 1990 году не должен превышать 140- 190 тыс. топи, пикши — 35 тыс. тонн. Ввести ща дящий режим рыболовства надо незамедли тельно, иначе ситуация перестанет быть уп равляемой и депрессия запасов продлится..'. Хотелось бы сказать несколько слов и о личных впечатлениях от пребывания в сто лице Дании. В Копенгагене довольно легко дышится, несмотря па множество промышлен ных предприятий и нескончаемые потоки .ма шин. Здесь заботятся об экологии, о чистоте городского воздуха. На всех заводских тру бах есть очистные фильтры. Есть они и у ав томашин. Удивительно, но стартующий прямо перед вами автомобиль не обдает удушливым облаком выхлопных газов. Кроме того, Ко пенгаген — город велосипедистов. На проез жей части улиц выделены для этого специ альные дорожки. На велосипеде здесь можно увидеть и совсем юных, и почтенных седых мэтров. Жаль, что мы порой следим за чисто той лишь своего дома, не заботясь о том. что делается па соседней улице. А ведь северная часть Атлантики — единый фасад нашего об щего дома. Н. ЯРАГИНА, научный сотрудник ПИНРО. ПА РИСУШСК: .здание штаб-квартиры ПЛГл с Копенгагене. от хозрасчета рублей выше. Норма расхода мазута на выпуск тонны муки в рукописном документе 0,033, указание начальника механико судовой службы флота дикту ет: 0,048. Не говоря уже об абсурдности разных отчисле ний: учебному отряду судов, объединению, порту (ни разу в году не приходили в Мур манск). А кого это волнует? Отстегни миллиончик, капитан! А теперь отвлечемся от ма териальных вещей. ^ерез месяц после того, как экипаж выполнил рейсовое за дание, моряки в течение суток вели поиск рыбы. На следую щий день — радиограмма: «Немедленно доложите, поче му сутки не работаете?» Объ яснили. И тут же получили от- ьет: «Немедленно сообщите, какие у вас отношения между мостиком и палубой». Это — не анекдот, это наша горькая быль. И как сегодня объяснить морякам всю немыслимую ка зуистику цифр расчетов, где любой здравомыслящий че ловек вполне может свихнуть ся? Как объяснить, что соглас но рукописному документу они получат чуть-чуть, капельку больше обычного. Так ведь не обидно было бы получить эту капельку за «чуть-чуть» луч шую работу. А то ведь сокра тили штат на 15 человек. Вруч ную (а как еще?) таскали-пере- таскивали мешки с мукой по Есему судну, заполняя даже каюты. Еще несколько цифр. Пере выполнены все показатели, на пример, по стоимости товар ной на 36 процентов. Пасгы «Океан» выпущено больше в 3,5 раза. Сверхплановой про дукции выдано на 414 тысяч рублей. Не говоря уже о сэко номленных топливе, масле, та ре. Так заплатите морякам за их ударный труд! Почему они должны довольствоваться 35 процентами? Вся сверхплано вая прибыль — их кровный заработок. Да еще и из пла новой они имеют право полу чить определенную долю. А оказывается, дело вот в чем: есть суда убыточные, есть рейсы «прогарные», вот и надо всех уравнять. И аренд ный подряд (в том виде, как его применяют в «Мурман- рыбпроме») очень хорошо для этого подходит: моряки эко номят каждую каплю топлива, каждый грамм продукции, ра ботают по 18 часов, в итоге получают огромную прибыль. Вот и славненько! Спасибо, дорогие, дерзайте и дальше. ТАК И БЫТЬ, УСТУПИМ! На следующий день наклад ка повторилась: в конференц- зале именно на это время на значено профсоюзное собра ние. Экипаж усадили в другом помещении. И сразу же — недовольство моряков: еще с моря они со общили, что хотят сами про вести собрание и пригласить на него руководство объеди нения. И им явно не понрави лось, что проходит обычный разбор рейса: докладывают судовые специалисты, отвеча ют на вопросы начальников служб, получают от них заме чания... А ведь рейс-то был необычный! Потому и реплики были не обычные: — Меня удивляет, — ска зал один из матросов, — что «допрашивают» судовых спе циалистов. Ведь мы все дела ли вместе. Надо на палубу — шли на палубу, в машину — все в машину. Мы — единый коллектив. Не знаю, что вы хотите с нас спросить. И еще любопытный факт: оказывается, несмотря на из ношенность судна, нестабиль ность промобстановки и про чие обычные беды , экипаж не только не жаловался на это, но даже , когда назревал про стой в течение 15 суток в ожи дании транспорта, моряки ис пользовали это время на за полнение мешками с мукой жилых и бытовых помещений. Это — около ста тонн. То есть пошли навстречу объедине нию. И не попросили ни на час скорректировать рейсо вый план. А каким был рейс, можно судить по выступле нию старшего механика Нико лая Яковлевича Кайдаша: — Экипаж трудился как ни когда, я за 30 лет работы на флоте такого не видел. Надо — работали по 16 и более ча сов. Днем ловили рыбу, ночью ремонтировали и трубы, и ме ханизмы. Позже начальник механико судовой службы флота С ер гей Иванович Пустозой под твердит: — У нас такого в практике не было, чтобы за четыре дня была произведена моточистка. Замечу: экипаж был пре дельно сокращен — всего ра ботали 59 человек. Отчитывается первый по мощник капитана Виктор Ива нович Алексеев : — Я еще на разборе преды дущего «арендного» рейса сказал, что в объединении ни какого арендного подряда не существует. И вчера я услы шал от заместителя генераль ного директора Л. А . Ивано ва: «На все ваши хозрасчет ные, арендные рейсы мы «на кладываем» обычный рейс и подгоняем под него». А что касается экипажа, тут действительно совсем иные настроения. Шли ведь мы в явно прогарный рейс, а вы полнили задание почти за два месяца до его окончания. У моряков искреннее желание работать. И это ведь выгодно объединению. Но почему-то получается, что есть ведомст венный интерес, отличный от интереса моряков. За 102 су ток промысла получить почти два миллиона рублей прибы ли — это что-то значит!.. Зам . генерального директо ра «Мурманрыбпрома» Л. А. Иванов: — За первый рейс мы пол ностью отдали экипажу сверх плановую прибыль, поскольку это был первый рейс, проба. Да , мы на каждый рейс за ключаем с бо й договор, т. к. меняются нормативы. Что ка сается оплаты, сейчас у вас матрос получит около пяти ты сяч рублей, а в обычном — РЫБНЫЙМУРМАН 4.300. Представитель НОТЗПиУП Анатолий Васильевич Савин: — Капитан мог не разо браться в тонкостях расчетов. Однако у меня 35 процентов вызывают сомнения. Если эки паж выполнил единственный арендный рейс — это одно. А если он собирается постоянно так работать, то почему бы не добавить ему 20 процентов для создания собственного фонда материального поощ рения, фонда социального развития экипажа? Все можно понять. Но как объяснить: 1. Почему в зависимости от названия рейса (арендный — обычный] в десять (I) раз ме няется рейсовое задание! 2. Почему дополнительные условия, причем ужесточаю щие рейсовое задание, вру чаются (подсовываются!) ка питану за час до отъезда или высылаются в море, как было в предыдущем рейсе! 3. Почему администрация флота может варьировать сум мами: 100 процентов, 35, 50... 4. Почему в расчете рейсо вого задания нет твердо ого воренных цифр будущей зар платы моряка! 5. Почему моряки, работая в условиях арендного подря да, не имеют права на долю от плановой прибыли! 6. Зачем играть модными словами: арендный подряд, хозрасчетный рейс, если он обычный! 7. Почему объединение не заинтересовано в отличной ра боте моряков или: ПОЧЕМУ РАБОТАТЬ ХОРОШО НЕВЫ ГОДНО! И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр.) 3 ноября 1989 года а противоречия сегодняшнего этапа «Запас трески уменьшился Три десятилетия — таков трудовой стаж Виктора Петрови ча Гаврилкипа в Мурманском траловом флоте. Мастер добычи — профессия на судне очень важная: от опыта этого специалиста, от его умения организовать работу палубной команды зависят сохранность улова и экономия орудий лова, а в конечном итоге — выполнение рейсового пла на. Виктор Петрович не любит спешить. но внешняя медли тельность оборачивается спорой работой и успехом. Потому и авторитет // ветерана непререкаемый. НА СП11МНЕ: В. //. ГА BPUJIKJIII, Фото Б. КОРЕЦКОГО. Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz