Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

наполовину» Как здоровье, Баренцево море? В Копенгагене (Дания) в штаб-квартпре Международного совета по исследованию мо­ р я (ИКЕС) прошло очередное ежегодное засе ­ дание рабочей группы по арктическому рыбо­ ловству. Состав участников заседания был весьма представительным: 12 ученых- из Норвегии, Испании, Канады, Ф Р Г и Советского Союза. Председательствовал па встрече Туре Якобсен из Бергенского Института морских исследова-* ний (БИМИ ). Атмосфера заседании была деловой и не­ принужденной. Многие исследователи знали друг друга уже много лет как по научным пу­ бликациям, так и лично. И в сжатые сроки встречи взялись определить состояние запасов и провести расчеты по шести видам рыб — треске, пикше, сайде, морским окуням (клюва- чу и золотистому) н черному палтусу. Заседания проходили в штаб-квартире ИКЕС , которая находится па тихой узкой улочке под названием Ралегаде в старинной части Копенгагена в небольшом пятиэтажном здании, над входом в который развевается синий флаг ИКЕС. Международный совет по исследованию моря — старейшая интернацио­ нальная организация, занимающаяся изуче­ нием морей и их живых ресурсов. На нынешней встрече ученые обменялись статистическими материалами, обсудили ре ­ зультаты исследований, в том числе совмест­ ных советско-норвежских по учету пополнения и оценке, запасов промысловых рыб, оцепили биологическое состояние популяций:, темп р о ­ ста и полового созревания особей. Состояние запасов почти всех дойных рыб Баренцева моря находится в настоящее время на низком уровне. Уловы сокращаются. О со ­ бенно тревожное положение складывается с . традиционными пищевыми объектами — тре­ ской и пикшей. Крайне высокая промысловая смертность в последние годы значительно уменьшила запасы этих рыб. Так, запас тре­ ски от 198G к 1989 г. уменьшился наполови­ ну. Биомасса нерестовой части стада находит­ ся сейчас на самом низком зарегистрирован­ ном уровне. Пополнение стада серией бедных поколений делает ситуацию еще более серь­ езной. Поэтому ученые рекомендовали сох ра ­ нить вылов в течение нескольких лет па низ­ ком уровне, чтобы избежать дальнейшего уменьшения запаса. Общий вылов трески п 1990 году не должен превышать 140- 190 тыс. топи, пикши — 35 тыс. тонн. Ввести ща­ дящий режим рыболовства надо незамедли­ тельно, иначе ситуация перестанет быть уп­ равляемой и депрессия запасов продлится..'. Хотелось бы сказать несколько слов и о личных впечатлениях от пребывания в сто­ лице Дании. В Копенгагене довольно легко дышится, несмотря па множество промышлен­ ных предприятий и нескончаемые потоки .ма­ шин. Здесь заботятся об экологии, о чистоте городского воздуха. На всех заводских тру­ бах есть очистные фильтры. Есть они и у ав­ томашин. Удивительно, но стартующий прямо перед вами автомобиль не обдает удушливым облаком выхлопных газов. Кроме того, Ко­ пенгаген — город велосипедистов. На проез­ жей части улиц выделены для этого специ­ альные дорожки. На велосипеде здесь можно увидеть и совсем юных, и почтенных седых мэтров. Жаль, что мы порой следим за чисто­ той лишь своего дома, не заботясь о том. что делается па соседней улице. А ведь северная часть Атлантики — единый фасад нашего об ­ щего дома. Н. ЯРАГИНА, научный сотрудник ПИНРО. ПА РИСУШСК: .здание штаб-квартиры ПЛГл с Копенгагене. от хозрасчета рублей выше. Норма расхода мазута на выпуск тонны муки в рукописном документе 0,033, указание начальника механико­ судовой службы флота дикту­ ет: 0,048. Не говоря уже об абсурдности разных отчисле­ ний: учебному отряду судов, объединению, порту (ни разу в году не приходили в Мур­ манск). А кого это волнует? Отстегни миллиончик, капитан! А теперь отвлечемся от ма­ териальных вещей. ^ерез месяц после того, как экипаж выполнил рейсовое за­ дание, моряки в течение суток вели поиск рыбы. На следую ­ щий день — радиограмма: «Немедленно доложите, поче­ му сутки не работаете?» Объ­ яснили. И тут же получили от- ьет: «Немедленно сообщите, какие у вас отношения между мостиком и палубой». Это — не анекдот, это наша горькая быль. И как сегодня объяснить морякам всю немыслимую ка­ зуистику цифр расчетов, где любой здравомыслящий че­ ловек вполне может свихнуть­ ся? Как объяснить, что соглас­ но рукописному документу они получат чуть-чуть, капельку больше обычного. Так ведь не обидно было бы получить эту капельку за «чуть-чуть» луч­ шую работу. А то ведь сокра­ тили штат на 15 человек. Вруч­ ную (а как еще?) таскали-пере- таскивали мешки с мукой по Есему судну, заполняя даже каюты. Еще несколько цифр. Пере­ выполнены все показатели, на­ пример, по стоимости товар­ ной на 36 процентов. Пасгы «Океан» выпущено больше в 3,5 раза. Сверхплановой про­ дукции выдано на 414 тысяч рублей. Не говоря уже о сэко­ номленных топливе, масле, та­ ре. Так заплатите морякам за их ударный труд! Почему они должны довольствоваться 35 процентами? Вся сверхплано­ вая прибыль — их кровный заработок. Да еще и из пла­ новой они имеют право полу­ чить определенную долю. А оказывается, дело вот в чем: есть суда убыточные, есть рейсы «прогарные», вот и надо всех уравнять. И аренд­ ный подряд (в том виде, как его применяют в «Мурман- рыбпроме») очень хорошо для этого подходит: моряки эко­ номят каждую каплю топлива, каждый грамм продукции, ра­ ботают по 18 часов, в итоге получают огромную прибыль. Вот и славненько! Спасибо, дорогие, дерзайте и дальше. ТАК И БЫТЬ, УСТУПИМ! На следующий день наклад­ ка повторилась: в конференц- зале именно на это время на­ значено профсоюзное собра­ ние. Экипаж усадили в другом помещении. И сразу же — недовольство моряков: еще с моря они со­ общили, что хотят сами про­ вести собрание и пригласить на него руководство объеди­ нения. И им явно не понрави­ лось, что проходит обычный разбор рейса: докладывают судовые специалисты, отвеча­ ют на вопросы начальников служб, получают от них заме­ чания... А ведь рейс-то был необычный! Потому и реплики были не­ обычные: — Меня удивляет, — ска­ зал один из матросов, — что «допрашивают» судовых спе­ циалистов. Ведь мы все дела­ ли вместе. Надо на палубу — шли на палубу, в машину — все в машину. Мы — единый коллектив. Не знаю, что вы хотите с нас спросить. И еще любопытный факт: оказывается, несмотря на из­ ношенность судна, нестабиль­ ность промобстановки и про­ чие обычные беды , экипаж не только не жаловался на это, но даже , когда назревал про­ стой в течение 15 суток в ожи­ дании транспорта, моряки ис­ пользовали это время на за­ полнение мешками с мукой жилых и бытовых помещений. Это — около ста тонн. То есть пошли навстречу объедине­ нию. И не попросили ни на час скорректировать рейсо­ вый план. А каким был рейс, можно судить по выступле­ нию старшего механика Нико­ лая Яковлевича Кайдаша: — Экипаж трудился как ни­ когда, я за 30 лет работы на флоте такого не видел. Надо — работали по 16 и более ча­ сов. Днем ловили рыбу, ночью ремонтировали и трубы, и ме­ ханизмы. Позже начальник механико­ судовой службы флота С ер ­ гей Иванович Пустозой под­ твердит: — У нас такого в практике не было, чтобы за четыре дня была произведена моточистка. Замечу: экипаж был пре­ дельно сокращен — всего ра­ ботали 59 человек. Отчитывается первый по­ мощник капитана Виктор Ива­ нович Алексеев : — Я еще на разборе преды­ дущего «арендного» рейса сказал, что в объединении ни­ какого арендного подряда не существует. И вчера я услы­ шал от заместителя генераль­ ного директора Л. А . Ивано­ ва: «На все ваши хозрасчет­ ные, арендные рейсы мы «на­ кладываем» обычный рейс и подгоняем под него». А что касается экипажа, тут действительно совсем иные настроения. Шли ведь мы в явно прогарный рейс, а вы­ полнили задание почти за два месяца до его окончания. У моряков искреннее желание работать. И это ведь выгодно объединению. Но почему-то получается, что есть ведомст­ венный интерес, отличный от интереса моряков. За 102 су­ ток промысла получить почти два миллиона рублей прибы­ ли — это что-то значит!.. Зам . генерального директо­ ра «Мурманрыбпрома» Л. А. Иванов: — За первый рейс мы пол­ ностью отдали экипажу сверх­ плановую прибыль, поскольку это был первый рейс, проба. Да , мы на каждый рейс за­ ключаем с бо й договор, т. к. меняются нормативы. Что ка­ сается оплаты, сейчас у вас матрос получит около пяти ты­ сяч рублей, а в обычном — РЫБНЫЙМУРМАН 4.300. Представитель НОТЗПиУП Анатолий Васильевич Савин: — Капитан мог не разо­ браться в тонкостях расчетов. Однако у меня 35 процентов вызывают сомнения. Если эки­ паж выполнил единственный арендный рейс — это одно. А если он собирается постоянно так работать, то почему бы не добавить ему 20 процентов для создания собственного фонда материального поощ­ рения, фонда социального развития экипажа? Все можно понять. Но как объяснить: 1. Почему в зависимости от названия рейса (арендный — обычный] в десять (I) раз ме­ няется рейсовое задание! 2. Почему дополнительные условия, причем ужесточаю­ щие рейсовое задание, вру­ чаются (подсовываются!) ка­ питану за час до отъезда или высылаются в море, как было в предыдущем рейсе! 3. Почему администрация флота может варьировать сум­ мами: 100 процентов, 35, 50... 4. Почему в расчете рейсо­ вого задания нет твердо ого­ воренных цифр будущей зар­ платы моряка! 5. Почему моряки, работая в условиях арендного подря­ да, не имеют права на долю от плановой прибыли! 6. Зачем играть модными словами: арендный подряд, хозрасчетный рейс, если он обычный! 7. Почему объединение не заинтересовано в отличной ра­ боте моряков или: ПОЧЕМУ РАБОТАТЬ ХОРОШО НЕВЫ­ ГОДНО! И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр.) 3 ноября 1989 года а противоречия сегодняшнего этапа «Запас трески уменьшился Три десятилетия — таков трудовой стаж Виктора Петрови­ ча Гаврилкипа в Мурманском траловом флоте. Мастер добычи — профессия на судне очень важная: от опыта этого специалиста, от его умения организовать работу палубной команды зависят сохранность улова и экономия орудий лова, а в конечном итоге — выполнение рейсового пла­ на. Виктор Петрович не любит спешить. но внешняя медли­ тельность оборачивается спорой работой и успехом. Потому и авторитет // ветерана непререкаемый. НА СП11МНЕ: В. //. ГА BPUJIKJIII, Фото Б. КОРЕЦКОГО. Ж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz