Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

1 0 I * • «Дружба морская крепка как гранит, ее в своем сердце матрос сохранит». С е й ч а с уже не помшо, откуда взяты эти слова и кто их произнес из моих друзей-североморцев. Но они глубоко запали в память. Мо­ жет, потому, что дружба на­ ша рождалась и крепла в суровых испытаниях, была граниту сродни, когда друг за друга ты был готов идти в огонь и воду. Был и у меня друг, боевой товарищ по эскадрилье, однополча- • нин-североморец Виктор Вы­ соцкий. Мне хочется, чтобы о нем знали и молодые севе­ роморцы. С Виктором Васильевичем Высоцким мы встретились в сентябре сорок четвертого. В наш 44-й САП он прилетел вместе с экипажами, возвра­ щавшимися с оперативного аэродрома. Высоцкий, худо­ щавый, с обветренным загру­ белым лицом. В 24 года го­ лова его густо посыпана се­ диной. В наш боевой коллек- • тив он вошел сразу , как ста- - рший товарищ и друг. В длинные полярные вечера, сидя в землянке у железной • печурки, Виктор поведал нам о своем нелегком боевом пу­ ти. В ОИНА ДЛЯ ВИКТОРА Н А Ч А Л А С Ь с первым разрывом фашистской бомбы. Эсминец, на котором он служил радистом, входил в состав эскадры Краснозна­ менного Балтийского флота. Корабли эскадры стояли у причалов и на рейде Таллин­ нского порта. С первых дней войны Тал; линн оказался под угрозой оккупации. Начались осада и ] героическая оборона города. Когда положение защитников стала очень тяжелым, коман­ дование отдало приказ об эвакуации защитников горо­ да и прорыве флота в Кронштадт для усиления обороны Ленинграда. При­ няв на борт сухопутные вой­ ска и раненых, эвакуирован­ ных женщин, детей и стари­ ков, переполненный эсминец вместе с другими кораблями покинул Таллиннский порт. Начался трудный и опасный прорыв на "восток. На пути следования кораблей были минные преграды, а небо темнело от фашистских бом­ бардировщиков. ...Море кипело от взрывов вражеских бомб. Огромные столбы пламени и черного дыма то тут то там подни­ мались к небу, извещая о ги­ бели транспорта или кораб­ ля. Эсминец, отстреливаясь из всех видов оружия, про­ должал идти полным ходом. Едва корабль успевал отбить атаки одной волны враже­ ских самолетов, следовала другая. Сбросив бомбы, с а ­ молеты на бреющем вели огонь из пулеметов. Оче­ редью срезало антенны. Пре­ кратилась связь с базой фло­ та и флагманом. Покинув рубку, Виктор выбежал на палубу. Обстрел немецких самолетов продолжался. Но он поднялся на мачту и уста­ новил антенну. Снова в эфир понеслись сигналы «морзянки». Но вскоре ан­ тенны опять были иеребнты, и снова Виктор поднимается на мачту. Немецкий самолет с бреющего полета открыл пулеметный огонь. Теперь он стрелял не по палубе, а взял на прицел отважного моря­ ка, который находился на мачте. Виктор почувствовал, как тело обожгло горячим металлом, руки ослабли, и он упал за борт. Сколько пробыл в море, что стало с его кораблем, Виктор не знал. Очнулся в госпитале в Ленинграде. По­ том раненых погрузили в пассажирские вагоны и по­ везли в тыл. По дороге не­ мецкие самолеты подвергли эшелон жестокой бомбежке. Машинист паровоза пытался вывести состав из-под обст­ рела. Но самолеты, залетая вперед, принялись бомбить железнодорожное полотно. Эшелон остановился. Ране­ ные, кто мог передвигаться, бросились из вагонов, разбе­ гались по сторонам, подаль­ ше от железной дороги. В вагонах остались только не­ движимые. Они были обрече­ ны. Виктор лежал распла­ станный на верхней полке, «защищенный»... только бин­ тами. Не хотелось умирать вот так, в неравном поедин­ ке. Он собрал все силы и ШИШ СУДЬБА БОЕВОГО % выбросился через разбитое окно. Скатился под откос и пополз... В тыловом госпита­ ле врачи и медицинские се­ стры долго не могли опреде­ лить, сколько ему лет, этому седому, израненному бойцу. А ему в ту пору было всего двадцать... П ОСЛЕ ГОСПИТАЛЯ — снова родная Балтика. И вновь Виктор на корабле радистом. В одном из боевых походов, отбивая атаки вра­ жеских самолетов, корабль был сильно поврежден, пере­ ломился на волне и затонул. Несколько часов Виктор бо­ ролся с морской стихией, по. ка не подошли на помощь наши корабли. На этот раз после госпиталя Виктор был направлен в школу пилотов. Но недолго курсанту Высоц­ кому пришлось учиться. После очередных трениро­ вочных прыжков с парашю­ том у него открылась рана. Пришлось лечь в госпиталь. Медицинская комиссия не разрешила больше летать. Его направили в Беломор­ скую военную флотилию. Здесь назначили начальни­ ком наземной радиостанции, которая должна была бази­ роваться на острове Диксон и обеспечивать связь с само­ летами морской авиации и кораблями флота. Получив необходимое обо­ рудование, группа .молодых радистов погрузилась на гру­ зо-пассажирский транспорт «Марина Раскова», который в начале августа 1944 года в сопровождении трех траль, щиков охранения вышел из Архангельского порта в се­ верные широты. На борту парохода находи­ лось более трехсот пассажи­ ров: зимовщики полярных станций, работники Главсев- морпути и их семьи. В трю­ мы загружено более шести тысяч тонн продуктов и р а з ­ личных грузов. Время рейса было выбрано удачно. В мо­ ре почти нет льдов, стояла ясная погода. До острова Бе­ лого, напротив устья Оби, шли всего четверо суток, а отсюда до Диксона — рукой подать. Здесь-то и разыгра­ лась еще одна морская тра­ гедия. ...Было послеобеденное время. Кроме вахтенной команды, все отдыхали. М о­ ре начинало штормить. Око­ ло семнадцати часов судно потряс сильный удар. Ход застопорился, судно начало крениться. Вскоре последо­ вал второй удар, и транспорт стал тонуть. Среди пассажи­ ров началась паника. Виктор, как опытный моряк, дважды побывавший в такой ситуа­ ции, трезво оценил обстанов­ ку. Организовал вокруг се­ бя группу наиболее опытных военных, моряков. Они ста­ ли раздавать спасательные пояса и эвакуировать людей из трюма на верхнюю палу­ бу. Потом отыскали чудом уцелевший кунгас, бросили в него веревки, несколько до­ сок, спустили на воду. Затем спустились в него сами, по­ грузили людей. Но судно то­ нуло и находиться вблизи было опасно. Перегруженный кунгас, огребаясь досками, уходил в море. С ЕЙ ЧА С и з военно-исто­ рической литературы известно, что на невооружен­ ное судно напала немецкая подводная лодка «U-365» под командованием обер-лей- тенанта Тоденхагепа. Она за ­ таилась на небольшой глуби­ не у острова и поджидала со ­ ветский конвой. В этот пе­ риод в данном секторе А рк ­ тики действовали шесть не­ мецких подводных лодок группы « Гриф ». В эту груп­ пу входила и «U-365». Это она дважды торпеди­ ровала • грузо-пассажирское судно «Марина Раскова». Когда кунгас был уже дале­ ко от тонущего корабля, не­ мецкая лодка всплыла. На рубке появился командир лодки. Он, видимо, был очень доволен своей рабо­ той. Из трубки вился сизый табачный дымок, а из круп­ нокалиберного пулемета вы­ летали огненные струи — фашисты расстреливали то­ нущих в море людей. " Вскоре начался шторм. На поиски людей с «Р а ск о ­ вой» вышли корабли флота. В воздух были подняты са ­ молеты морской и полярной авиации, несколько дней сви­ репствовала непогода, за­ трудняя поиск. Только 15 августа первым поднялся в воздух самолет полярной авиации, ведомый опытным полярным летчиком М. И. Козловым. Но этот вылет не принес экипажу успеха. Огорченный неудачей, он возвратился на Диксон. Но поиски продолжались. Когда туман рассеялся и видимость улучшилась, лю­ дей обнаружили. Летчики в штормовых условиях, рискуя жизнью, садились на воду и принимали на борт измучен­ ных голодом и холодом лю­ дей. На поиск вылетели и пилоты, базировавшиеся на Новой Земле, капитан Евдо­ кимов и лейтенант Беликов. З а два дня поискового выле­ та, 16 и 17 августа, они спасли двадцать девять че­ ловек и доставили их в Бе- лушью губу. А 18 августа в район обнаружения с Диксо­ на вылетает летчик 44 САП капитан С. В. Сокол и спа­ сает одиннадцать человек. 1 Q А ВГУСТА экипаж 1 ^ Сокола снова в воз­ духе. На этот раз самолет был не только с полными баками горючего, но имел на борту полную бомбовую на­ грузку — на случай обна­ ружения подводной лодки противника. В районе поиска блистерные стрелки-мотори­ сты младший сержант Лиль- ков и краснофлотец Кагодей доложили, что справа по борту видят баркас. Сокол развернул самолет, пошел на снижение. Баркас, словно ореховую скорлупку, швы­ ряло с волны на волну. На баркасе были люди. Увидев самолет, они махали каким- то тряпьем. Сокол решил: «Нужно садиться!» Но как? На та­ кую крутую волну с полной заправкой, да еще с бомба­ ми? И тогда капитан прини­ мает новое решение: «С б р о ­ сить бомбы!» Дает моторам полный газ, набирает высоту и уходит в сторону от барка­ са так, чтобы не потерять его из виду и не утопить сво­ ими бомбами. Отдает коман­ ду штурману лейтенанту Иванову: «Бомбы сбросить!» Освободившись от смерто­ носного груза, самолет сни­ зился, подлетая к баркасу. По СПУ (самолетное пе­ реговорное устройство) про­ звучала команда командира: «Всем сидеть на своих ме­ стах, приготовиться к посад­ ке!» Под сильными порывами ветра «Каталина» вздрагива­ ла и тряслась, быстро при­ ближаясь к воде. Но вот она чиркнула днищем о первый • гребень волны — загремела дюралевая обшивка. Гидро­ самолет вновь выскочил на гребень волны. Сокол доба­ вил обороты моторам, стал подруливать к баркасу с подветренной стороны. Сно­ ва по СПУ раздалась коман­ да: «Линькову и Кагодею приготовить спасательные средства, шлюпку, веревки, бачок с водой, находиться на борту, принимать людей. Иванову и Беседину снимать людей с баркаса. Второму пилоту Гордиепко оставаться на месте, радисту, старшему сержанту Лысову быть на связи». План спасения и эвакуа­ ции людей был продуман и разработан еще раньше, на базе. Когда самолет прибли­ зился к баркасу, Кагодей бросил конец веревки. На баркасе его приняли и закре­ пили. После этого спустили резиновую надувную шлюп­ ку «ЛАС-7», соединили ее с помощью скользящего коль­ ца с натянутой веревкой. Штурман и бортмеханик по­ грузились в шлюпку и стали передвигаться к баркасу. Предварительно они были тоже обвязаны веревками. Линьков и Кагодей страхо­ вали своих товарищей. Шлюпка у баркаса. Но пе­ рейти на него невозможно: крутые волны то вскидывали баркас на гребень волны, а шлюпка оказывалась внизу, ь провале, то наоборот. Что делать? В первую очередь передали на баркас «анке- рок» с водой. Огромных усилий стоила переправа обессилевших людей. Снять удалось только двоих. Шлюпку подтянули к само­ лету, подняли их на борт. И тут новая беда: сильный по­ рыв ветра и мощный удар волны опрокинули шлюпку. Веревка лопнула. Шлюпку унесло в море. Бортмеханик старшина Беседин оказался в воде. Теперь нужно было спасать его. Благодаря то­ му, что на нем был спаса­ тельный жилет и старшина подстрахован веревкой, его удалось вырвать из лап бу­ шующей стихии. Всего экипажем капитана ► С. В. Сокола было спасено * тринадцать человек. В по­ исках и спасении пострадав­ ших людей участвовали мно­ гие летчики. Экипажем М. И. Козлова было спасено три­ дцать восемь человек. Восе.мь дней и ночей про­ вели люди, в том числе и Виктор, в бушующем К ар­ ском море без воды и пи­ щи. Многие погибли от х о ­ лода и голода. Оставшиеся в живых' уже не надеялись на спасение. Но помощь при­ шла! Их нашли корабли и доставили на Диксон, поме­ стили в госпиталь. К ОГДА ВИКТОР ПО ­ П РА ВИ Л С Я , наш ко­ мандир майор С. М. Рубан узнав, что он отличный ко­ рабельный радист, предло­ жил ему стать борт-ради­ стом и зачислил в свой эки­ паж. Так снова вернулся в боевой строй главстаршина Высоцкий. С тех пор мы служили в*< одной эскадрилье. Летали на дальнюю разведку, сопро­ вождали караваны союзни­ ков, вели поиск подводных лодок и мин противника. Вместе закончили войну на Кольском полуострове. По­ том меня перевели в дру­ гую часть, и мы расстались. Наши пути разошлись. Встретиться больше не при­ шлось. Прошли годы, но па­ мять до снх пор хранит вос­ поминания о тех трагических событиях и испытаниях, ко­ торые выпали на долю Вик­ тора Высоцкого — человека мужественного и отважного. В. ГУСЕВ, бывший воздушный стре­ лок-радист, ветеран КСФ . На снимке: у самолета «Ка­ талина» В. В. Высоцкий, стар­ ший сержант Б. Н. Петров и сержант В. М. Гусев. 1945 г. Фото из личного архива ав­ тора. & 24 ноября 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz