Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
1 0 I * • «Дружба морская крепка как гранит, ее в своем сердце матрос сохранит». С е й ч а с уже не помшо, откуда взяты эти слова и кто их произнес из моих друзей-североморцев. Но они глубоко запали в память. Мо жет, потому, что дружба на ша рождалась и крепла в суровых испытаниях, была граниту сродни, когда друг за друга ты был готов идти в огонь и воду. Был и у меня друг, боевой товарищ по эскадрилье, однополча- • нин-североморец Виктор Вы соцкий. Мне хочется, чтобы о нем знали и молодые севе роморцы. С Виктором Васильевичем Высоцким мы встретились в сентябре сорок четвертого. В наш 44-й САП он прилетел вместе с экипажами, возвра щавшимися с оперативного аэродрома. Высоцкий, худо щавый, с обветренным загру белым лицом. В 24 года го лова его густо посыпана се диной. В наш боевой коллек- • тив он вошел сразу , как ста- - рший товарищ и друг. В длинные полярные вечера, сидя в землянке у железной • печурки, Виктор поведал нам о своем нелегком боевом пу ти. В ОИНА ДЛЯ ВИКТОРА Н А Ч А Л А С Ь с первым разрывом фашистской бомбы. Эсминец, на котором он служил радистом, входил в состав эскадры Краснозна менного Балтийского флота. Корабли эскадры стояли у причалов и на рейде Таллин нского порта. С первых дней войны Тал; линн оказался под угрозой оккупации. Начались осада и ] героическая оборона города. Когда положение защитников стала очень тяжелым, коман дование отдало приказ об эвакуации защитников горо да и прорыве флота в Кронштадт для усиления обороны Ленинграда. При няв на борт сухопутные вой ска и раненых, эвакуирован ных женщин, детей и стари ков, переполненный эсминец вместе с другими кораблями покинул Таллиннский порт. Начался трудный и опасный прорыв на "восток. На пути следования кораблей были минные преграды, а небо темнело от фашистских бом бардировщиков. ...Море кипело от взрывов вражеских бомб. Огромные столбы пламени и черного дыма то тут то там подни мались к небу, извещая о ги бели транспорта или кораб ля. Эсминец, отстреливаясь из всех видов оружия, про должал идти полным ходом. Едва корабль успевал отбить атаки одной волны враже ских самолетов, следовала другая. Сбросив бомбы, с а молеты на бреющем вели огонь из пулеметов. Оче редью срезало антенны. Пре кратилась связь с базой фло та и флагманом. Покинув рубку, Виктор выбежал на палубу. Обстрел немецких самолетов продолжался. Но он поднялся на мачту и уста новил антенну. Снова в эфир понеслись сигналы «морзянки». Но вскоре ан тенны опять были иеребнты, и снова Виктор поднимается на мачту. Немецкий самолет с бреющего полета открыл пулеметный огонь. Теперь он стрелял не по палубе, а взял на прицел отважного моря ка, который находился на мачте. Виктор почувствовал, как тело обожгло горячим металлом, руки ослабли, и он упал за борт. Сколько пробыл в море, что стало с его кораблем, Виктор не знал. Очнулся в госпитале в Ленинграде. По том раненых погрузили в пассажирские вагоны и по везли в тыл. По дороге не мецкие самолеты подвергли эшелон жестокой бомбежке. Машинист паровоза пытался вывести состав из-под обст рела. Но самолеты, залетая вперед, принялись бомбить железнодорожное полотно. Эшелон остановился. Ране ные, кто мог передвигаться, бросились из вагонов, разбе гались по сторонам, подаль ше от железной дороги. В вагонах остались только не движимые. Они были обрече ны. Виктор лежал распла станный на верхней полке, «защищенный»... только бин тами. Не хотелось умирать вот так, в неравном поедин ке. Он собрал все силы и ШИШ СУДЬБА БОЕВОГО % выбросился через разбитое окно. Скатился под откос и пополз... В тыловом госпита ле врачи и медицинские се стры долго не могли опреде лить, сколько ему лет, этому седому, израненному бойцу. А ему в ту пору было всего двадцать... П ОСЛЕ ГОСПИТАЛЯ — снова родная Балтика. И вновь Виктор на корабле радистом. В одном из боевых походов, отбивая атаки вра жеских самолетов, корабль был сильно поврежден, пере ломился на волне и затонул. Несколько часов Виктор бо ролся с морской стихией, по. ка не подошли на помощь наши корабли. На этот раз после госпиталя Виктор был направлен в школу пилотов. Но недолго курсанту Высоц кому пришлось учиться. После очередных трениро вочных прыжков с парашю том у него открылась рана. Пришлось лечь в госпиталь. Медицинская комиссия не разрешила больше летать. Его направили в Беломор скую военную флотилию. Здесь назначили начальни ком наземной радиостанции, которая должна была бази роваться на острове Диксон и обеспечивать связь с само летами морской авиации и кораблями флота. Получив необходимое обо рудование, группа .молодых радистов погрузилась на гру зо-пассажирский транспорт «Марина Раскова», который в начале августа 1944 года в сопровождении трех траль, щиков охранения вышел из Архангельского порта в се верные широты. На борту парохода находи лось более трехсот пассажи ров: зимовщики полярных станций, работники Главсев- морпути и их семьи. В трю мы загружено более шести тысяч тонн продуктов и р а з личных грузов. Время рейса было выбрано удачно. В мо ре почти нет льдов, стояла ясная погода. До острова Бе лого, напротив устья Оби, шли всего четверо суток, а отсюда до Диксона — рукой подать. Здесь-то и разыгра лась еще одна морская тра гедия. ...Было послеобеденное время. Кроме вахтенной команды, все отдыхали. М о ре начинало штормить. Око ло семнадцати часов судно потряс сильный удар. Ход застопорился, судно начало крениться. Вскоре последо вал второй удар, и транспорт стал тонуть. Среди пассажи ров началась паника. Виктор, как опытный моряк, дважды побывавший в такой ситуа ции, трезво оценил обстанов ку. Организовал вокруг се бя группу наиболее опытных военных, моряков. Они ста ли раздавать спасательные пояса и эвакуировать людей из трюма на верхнюю палу бу. Потом отыскали чудом уцелевший кунгас, бросили в него веревки, несколько до сок, спустили на воду. Затем спустились в него сами, по грузили людей. Но судно то нуло и находиться вблизи было опасно. Перегруженный кунгас, огребаясь досками, уходил в море. С ЕЙ ЧА С и з военно-исто рической литературы известно, что на невооружен ное судно напала немецкая подводная лодка «U-365» под командованием обер-лей- тенанта Тоденхагепа. Она за таилась на небольшой глуби не у острова и поджидала со ветский конвой. В этот пе риод в данном секторе А рк тики действовали шесть не мецких подводных лодок группы « Гриф ». В эту груп пу входила и «U-365». Это она дважды торпеди ровала • грузо-пассажирское судно «Марина Раскова». Когда кунгас был уже дале ко от тонущего корабля, не мецкая лодка всплыла. На рубке появился командир лодки. Он, видимо, был очень доволен своей рабо той. Из трубки вился сизый табачный дымок, а из круп нокалиберного пулемета вы летали огненные струи — фашисты расстреливали то нущих в море людей. " Вскоре начался шторм. На поиски людей с «Р а ск о вой» вышли корабли флота. В воздух были подняты са молеты морской и полярной авиации, несколько дней сви репствовала непогода, за трудняя поиск. Только 15 августа первым поднялся в воздух самолет полярной авиации, ведомый опытным полярным летчиком М. И. Козловым. Но этот вылет не принес экипажу успеха. Огорченный неудачей, он возвратился на Диксон. Но поиски продолжались. Когда туман рассеялся и видимость улучшилась, лю дей обнаружили. Летчики в штормовых условиях, рискуя жизнью, садились на воду и принимали на борт измучен ных голодом и холодом лю дей. На поиск вылетели и пилоты, базировавшиеся на Новой Земле, капитан Евдо кимов и лейтенант Беликов. З а два дня поискового выле та, 16 и 17 августа, они спасли двадцать девять че ловек и доставили их в Бе- лушью губу. А 18 августа в район обнаружения с Диксо на вылетает летчик 44 САП капитан С. В. Сокол и спа сает одиннадцать человек. 1 Q А ВГУСТА экипаж 1 ^ Сокола снова в воз духе. На этот раз самолет был не только с полными баками горючего, но имел на борту полную бомбовую на грузку — на случай обна ружения подводной лодки противника. В районе поиска блистерные стрелки-мотори сты младший сержант Лиль- ков и краснофлотец Кагодей доложили, что справа по борту видят баркас. Сокол развернул самолет, пошел на снижение. Баркас, словно ореховую скорлупку, швы ряло с волны на волну. На баркасе были люди. Увидев самолет, они махали каким- то тряпьем. Сокол решил: «Нужно садиться!» Но как? На та кую крутую волну с полной заправкой, да еще с бомба ми? И тогда капитан прини мает новое решение: «С б р о сить бомбы!» Дает моторам полный газ, набирает высоту и уходит в сторону от барка са так, чтобы не потерять его из виду и не утопить сво ими бомбами. Отдает коман ду штурману лейтенанту Иванову: «Бомбы сбросить!» Освободившись от смерто носного груза, самолет сни зился, подлетая к баркасу. По СПУ (самолетное пе реговорное устройство) про звучала команда командира: «Всем сидеть на своих ме стах, приготовиться к посад ке!» Под сильными порывами ветра «Каталина» вздрагива ла и тряслась, быстро при ближаясь к воде. Но вот она чиркнула днищем о первый • гребень волны — загремела дюралевая обшивка. Гидро самолет вновь выскочил на гребень волны. Сокол доба вил обороты моторам, стал подруливать к баркасу с подветренной стороны. Сно ва по СПУ раздалась коман да: «Линькову и Кагодею приготовить спасательные средства, шлюпку, веревки, бачок с водой, находиться на борту, принимать людей. Иванову и Беседину снимать людей с баркаса. Второму пилоту Гордиепко оставаться на месте, радисту, старшему сержанту Лысову быть на связи». План спасения и эвакуа ции людей был продуман и разработан еще раньше, на базе. Когда самолет прибли зился к баркасу, Кагодей бросил конец веревки. На баркасе его приняли и закре пили. После этого спустили резиновую надувную шлюп ку «ЛАС-7», соединили ее с помощью скользящего коль ца с натянутой веревкой. Штурман и бортмеханик по грузились в шлюпку и стали передвигаться к баркасу. Предварительно они были тоже обвязаны веревками. Линьков и Кагодей страхо вали своих товарищей. Шлюпка у баркаса. Но пе рейти на него невозможно: крутые волны то вскидывали баркас на гребень волны, а шлюпка оказывалась внизу, ь провале, то наоборот. Что делать? В первую очередь передали на баркас «анке- рок» с водой. Огромных усилий стоила переправа обессилевших людей. Снять удалось только двоих. Шлюпку подтянули к само лету, подняли их на борт. И тут новая беда: сильный по рыв ветра и мощный удар волны опрокинули шлюпку. Веревка лопнула. Шлюпку унесло в море. Бортмеханик старшина Беседин оказался в воде. Теперь нужно было спасать его. Благодаря то му, что на нем был спаса тельный жилет и старшина подстрахован веревкой, его удалось вырвать из лап бу шующей стихии. Всего экипажем капитана ► С. В. Сокола было спасено * тринадцать человек. В по исках и спасении пострадав ших людей участвовали мно гие летчики. Экипажем М. И. Козлова было спасено три дцать восемь человек. Восе.мь дней и ночей про вели люди, в том числе и Виктор, в бушующем К ар ском море без воды и пи щи. Многие погибли от х о лода и голода. Оставшиеся в живых' уже не надеялись на спасение. Но помощь при шла! Их нашли корабли и доставили на Диксон, поме стили в госпиталь. К ОГДА ВИКТОР ПО П РА ВИ Л С Я , наш ко мандир майор С. М. Рубан узнав, что он отличный ко рабельный радист, предло жил ему стать борт-ради стом и зачислил в свой эки паж. Так снова вернулся в боевой строй главстаршина Высоцкий. С тех пор мы служили в*< одной эскадрилье. Летали на дальнюю разведку, сопро вождали караваны союзни ков, вели поиск подводных лодок и мин противника. Вместе закончили войну на Кольском полуострове. По том меня перевели в дру гую часть, и мы расстались. Наши пути разошлись. Встретиться больше не при шлось. Прошли годы, но па мять до снх пор хранит вос поминания о тех трагических событиях и испытаниях, ко торые выпали на долю Вик тора Высоцкого — человека мужественного и отважного. В. ГУСЕВ, бывший воздушный стре лок-радист, ветеран КСФ . На снимке: у самолета «Ка талина» В. В. Высоцкий, стар ший сержант Б. Н. Петров и сержант В. М. Гусев. 1945 г. Фото из личного архива ав тора. & 24 ноября 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz