Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
4 Экономическая политика Северного бассейна: Проблемы управления Как известно, коллектив Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта заявил о выходе из состава БПО «Севрыба». Мы предлагаем вашему вниманию интервью на шего корреспондента с начальником порта В. В. КУСКО ВЫ М . Свобода необходима — Валерий Васильевич, что предопределило этот ваш шаг? — Когда создавалось БПО , мы его поддерживали. Порт стал структурной еди ницей со своим расчетным счетом, вобрав в себя «Сев- рыбсбыт» и транспортно- складскую контору. Однако «верхушка» этих организа ций осталась в руководстве БПО . Мотивировали они это тем, что, мол, в решении вопросов союзного масштаба престиж зама генерального директора БПО выше зама начальника порта. Хотя та кое разделение затрудняет решение многих «местных» вопросов. Однако экономи ческой свободы мы не ощу щали, финансовой помощи никакой, зато в полной ме ре ощущали диктат, когда решался вопрос первоочеред ности обработки судов: суда « Севрыбхолодфлота > долж ны уйти первыми. От этого страдали другие флоты. Мы собрали совет трудо вого коллектива, посоветова лись и решили выйти из со става БПО . — Но в ассоциацию вы вошли? — Конечно. Но я пе со гласен с тем, что снова сбыт и снабжение выделяются в самостоятельные фирмы. Я считаю, что это нецелесооб разно, и вот почему. Прини мая в свой коллектив сбыт и снабжение, мы взяли на себя часть их функций, сократили их штаты и значительно по высили оклады. Кстати, ча стично из нашего фонда за работной платы. I I что же теперь, все заново ломать и создавать? Люди сработались с нашим коллективом и не хотят уходить. — Как же вам работалось в этом году? — Нелегко. Скажем, если в 1986 году порт перерабо тал 1360 тысяч тонн грузов, то в этом году (по нашим расчетам) будет всего 1210 тысяч тонн, то есть на 150 тысяч тонн меньше. II видна тенденция к дальнейшему снижению объемов. — Почему? — Во-первых, оскудело Баренцево море, ведь основ ная масса судов шла оттуда, да и в Мировом океане с сырьем положение известное. Во-вторых, благодаря р ас ширяющимся связям с зару бежными странами часть продукции минует Мурманск. — А как отразилось на работе порта напряженное положение на железных до рогах страны? — Вот посмотрите теле грамму первого заместителя генерального директора БПО «Севрыба» Э. К. Наумова в адрес Председателя Совета Министров С С С Р Н. И. Рыжкова, Мипрыбхоза, Ми нистерства путей сообщения. Речь в пей идет о том, что с 17 октября заявки па по дачу рефвагопов выполня ются лишь, па треть. Количе ство груза достигло более 50 тысяч топи, имеющиеся холодильные емкости пере полнены. — Суда простаивают... — Конечно. Стоят транс порты <«Украинский комсо молец», «Эрнст Тельман», «Иван Шишкин». Пока пере биваемся, используя вагоны из-под овощей и фруктов. Но уже есть распоряжение Ми нистерства путей сообщения — направлять па Север ва гоны. — А ведь вы работаете в условиях хозрасчета, когда любые затраты быот по карману. — Перейдя на хозрасчет, мы па многое взглянули иными глазами. Скажем, кто раньше задумывался, что поддон стоит 35 руб лей? А теперь каждую ко пейку бережем. Немалую сумму экономии получили, сократив 700 человек «сво их», а потом, при слиянии со сбытом и снабжением, еще более 200 человек. Спи сали старые суда. Начали реконструкцию причалов на Угольной базе. Собираемся повысить тарифы па оказа ние услуг сторонним органи зациям. Если раньше содер жание иортофлота обеспечи вали «в складчину», то те перь мы выставляем счета за оказанные услуги. З а ключили договор на обработ ку дополнительных поставок- нефтепродуктов для иност ранных судов. — Это уже за валюту? — Да, это один нз источ ников. Второй будет, если мы вернем порту отряд ава рийно-спасательных судов. — А как вы собираетесь расходовать валюту? — Прежде всего па ре конструкцию нефтебазы и приобретение перегрузочной техники хороших фирм. — Валерин Васильевич, ассоциация будет работать на договорных условиях. Ка кие проблемы в этом плане вндиы вам уже сегодня? — Ну вот, например, ес ли судно простаивает у при чала, то мы платим штраф, исходя из суммы его суточ ной эксплуатации. Однако, когда простаивает порт из-за отсутствия судов, нам никто не платит. А ведь простаи вают и люди, п механизмы, порт песет убытки. II за простои вагонов платит порт, а не флоты. До сих нор ни кто пе решает эту проблему. — Как же быть с рабо чими, когда нм нечего де лать? — Идем на разные <хит рости». Например, обучаем их профессиям каменщиков, бетонщиков. Когда пет су дов, откомандировываем их на ремучасток или ищем р а боту в строительных органи зациях. Но, зная о том, что будут массовые подходы су дов, вынуждены держать го раздо большее количество рабочих. — Итак, Валерий Василь евич, вы хотели свободы, вы ее получили. Не утратите ли вы эту экономическую само стоятельность в ассоциации, ведь там тоже будет опреде ленный диктат исполнитель ной дирекции? — Думаю, что нет. Мы —• пе анархисты и готовы под чиниться разумным, согласо ванным с нами решениям. У БЕРЕГОВ КАНАДЫ Такого не припомнят да же убеленные сединами ка питаны: в промысловом рай оне Северо-Западной Атлан тики вот уже в течение не дели практически полностью отсутствует . радиосвязь. Эфир молчит. Лишь изредка случайно слышит пас Клай педский радиоцентр, куда бе долаги-радисты пытаются втиснуть только радиограммы с пометкой «весьма сроч ные», чем и воспользовался ваш корреспондент. Однако обратной связи почти нет. И пе понять, что тому виной: солнечные, магнитные или еще какие-то возмущения. Кажется, этой информацион ной нише пет конца. Молчит берег. Такое ощущение, буд то около полуострова Л абра дор моряки оказались поза бытыми’ - позаброшенными. Одинокими... Но жизнь на промысле идет своим чередом. Закон чился промысел окуня, под ходит к концу добыча мой вы. Отмеренные канадцами квоты «Севрыбе» почти вы браны. Суда отправляются или на отдых в канадский порт Сент<Джонс, или берут курс на Мурманск. Здесь останутся два-трн наших тра улера. которые продолжат спецпромысел палтуса. Ры балка замирает практически до весны. А пока рыбаки сдают из готовленную продукцию па транспортный рефрижератор « Полярный круг». Но пе все. Да и зачем? Зачем платить головному предприятию БПО «Севрыба» деньги, и нема лые, за перевозку, если мож. | Г ОГДА возвратился из рей- ** са экипаж БМРТ «Туман- 21 ), я отправилась на общесу довое собрание — встречу моряков с руководством объ единения «Мурманрыбпром». Но получилась накладка, ви димо, случайность: именно на это время и в том же конфе ренц-зале должно состояться заседание парткома. Встречу перенесли. И я решила поговорить о минувшем рейсе с капитаном- днректором «Тумана-2» Иваном Александровичем ПСКОВСКИХ, первым помощником капита на Виктором Ивановичем АЛЕКСЕЕВЫМ и инженером отдела научной организации труда, заработной платы и уп равления производством (НОТЗиУП) объединения Александром Григорьевичем БУГАЕМ. Речь шла о том, что рейс у экипажа проходил на условиях арендного подряда. ИНТЕРВЬЮ А. Г. БУГАЯ — Я так поняла, что у вас для каждого экипажа разра батываются свои условия. — Да . Для каждого. — Когда экипаж «Тумана-2» ознакомился с условиями ра боты на арендном подряде? — Капитан получил «Поло жение об арендном подряде» за два месяца до отхода. А вообще «Положение» сущест вует уже год. — После рейса этого судна под командованием Н. Н. Ф е дорова изменились условия договора. Почему? — Администрация флота не согласна с тем , что у экипа жа остается 100 процентов сверхплановой прибыли. От нее должны быть отчисления по нормативам, а экипажу — “ Радирует наш спецкор1 по доставить груз своим хо дом? В с е . научились считать собственные деньги. Однако если кто-то в повой экономической ситуации вы гадывает, то обязательно по являются и обделенные. В их числе оказался и «Поляр ный круг». Известно, что в начале октября, когда в С ЗА добыча мойвы достигла сво его апогея, когда ряд пром- судов лег в дрейф из-за от сутствия транспортов, сюда был срочно направлен ТР «Полярные зори» , пришла па выручку и «Запрыба», пре доставив мурманчанам свой транспорт. А вот для «П о лярного круга» продукции на промысле, необходимой для полной загрузки, не оказа лось. Эфир молчит. Обрат ной связи пока нет... 99 ЛЕТ ВНЕ ЗАКОНА — Так сколько осталось ловить мойвы: 62,9 тонны или 63,6? — уточняет па промысловом совете флагман судов «Мурмаирыбпрома» С. И. Ляшенко, ои же капи тал-директор БМ РТ <Вым пел». Удивительные дела! Здесь, у острова Ньюфаундленд, в канадской рыболовной зоне счет добытой рыбы идет па килограммы. Что и говорить, непривычное занятие для с о ветских, в частности, мурман ских, промысловиков. Но что поделаешь: в чужой мона стырь со своим уставом не ходят. Местные власти дали квоту для С С С Р —• добыча мойвы не должна превышать 20 тысяч тонн. И нн рыбкой больше в 1989 году. Хотя по оценкам ученых здесь ее запасы составляют 5 — 6 миллионов тонн. Тем пе ме нее — па чужой каравай рот не разеBaii. Да к тому же квота устанавливает жесткие границы промысловых райо нов, более того — добыча должна вестись со второй по ловины августа до середины декабря. Срок добытчиками может быть сокращен, по пе продлен. Вот так* канадцы заботят ся о своем «огороде», уста навливая щадящий режим эксплуатации морских запа сов, налагая вето па промы сел в преднерестовый и не рестовый период времени. И если кто-то нарушит, то в этом случае судно арестовы вается, па пего налагается фантастический штраф и в течение 99 лет ему запреща ется вообще находиться в канадской 200-мильной зоне. Таковы суровые, но справед ливые законы. ^ — Чтобы русские плохо тут себя вели? Ничего по добного припомнить не мо гу, — делится своими впе чатлениями о работе мур манчан канадский наблюда тель Эдвард Даме и добавля ет: — Вы строго выполняе те все наши условия. ~ Канадский наблюдатель находится на каждом судне, ведущем лов рыбы в зоне. Контролирует, проверяет ка ждый трал, его содержимое, ведет научные исследования и все заносит в промысловые и технологические журналы. А в случае необходимости вызывает инспекцию. Уж то гда добра не жди... Передаю эти строки и вспоминаю мойвеипые барен- цевоморские путины. Там мы подорвали, точнее, унич тожили всю мойву. Остается последняя надежда: может быть, «загнивающие» научат нас, как* надо думать о буду щем? А. ви^ов. Северо-Западная Атлантика. Отсчет ВОТ это только 35 процентов. Ведь план отчислений дается на Есе объединение, аренда не учитывается. — А что моряки имеют от плановой прибыли? — Ничего. — А за экономию матери альных ресурсов? — Она входит в сверхплано вую прибыль. — Допустим , экипаж срабо тал на 100 процентов, нет у него ни лишней продукции, ни экономии. — Тогда действуют условия оплаты обычного рейса. Эки пажу выгоден арендный под ряд. когда есть сверхплановая продукция и экономия мате риальных ресурсов. — А если экипаж дал сверх плана много товарной про дукции? — В этом случае он полу чает 15 процентов от стоимо сти сверхплановой товарной. — То есть 35 плюс 15, по лучается 50 процентов? — Да. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ! За пять суток до отправки экипажа б рейс капитану дали обычное рейсовое задание, где черным по белому напи сано: плановая прибыль — 15 тысяч рублей. Обсудив план с моряками, Иван Александро вич решил пойти в море на условиях арендного подряда, то есть согласно существую щему «Положению». Тогда сразу же изменилось рейсовое задание по прибыли. Как вы думаете , на сколько? На 425 тысяч! Капитан стал спо рить: это же нереально — 440 тысяч прибыли, тем более вы сами планировали 15. После долгих споров договорились: 150 тысяч. Почему в десять раз больше, чем в обычном рейсе? Ведь ни людей , ни техники не добавилось? А . Г. Бугай пояснил мне, что так выгодно объединению. Однако Иван Александрович тогда еще не видел докумен та о расчетах арендной ^ л а ты и хозрасчетных затрат. Д о кумент этот он получил (в ру кописном виде с неразборчи вой подписью) за час до отъ езда экипажа. Прошу обратить внимание на методы, которыми действу ет администрация флота : ведь появись сей рукописный труд несколькими днями раньше, видимо, не возникли бы те мифические 440 тысяч рублей прибыли, со скрипом пере кроенные в 150. И уж , б е зу с ловно, ни капитан, ни команда не склонили бы головы перед несоответствием приведенных там цифр с нормативными цифрами и даже с цифрами в договоре. Приведу несколько приме ров. В договоре на предыду щий рейс балансовая стои мость траулера — почти 4,5 миллиона рублей (как нового, после 17-ти лет эксплуатации), е рукописном... на 50 тысяч 3 ноября 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz