Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

4 Экономическая политика Северного бассейна: Проблемы управления Как известно, коллектив Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта заявил о выходе из состава БПО «Севрыба». Мы предлагаем вашему вниманию интервью на­ шего корреспондента с начальником порта В. В. КУСКО­ ВЫ М . Свобода необходима — Валерий Васильевич, что предопределило этот ваш шаг? — Когда создавалось БПО , мы его поддерживали. Порт стал структурной еди­ ницей со своим расчетным счетом, вобрав в себя «Сев- рыбсбыт» и транспортно- складскую контору. Однако «верхушка» этих организа­ ций осталась в руководстве БПО . Мотивировали они это тем, что, мол, в решении вопросов союзного масштаба престиж зама генерального директора БПО выше зама начальника порта. Хотя та­ кое разделение затрудняет решение многих «местных» вопросов. Однако экономи­ ческой свободы мы не ощу­ щали, финансовой помощи никакой, зато в полной ме­ ре ощущали диктат, когда решался вопрос первоочеред­ ности обработки судов: суда « Севрыбхолодфлота > долж­ ны уйти первыми. От этого страдали другие флоты. Мы собрали совет трудо­ вого коллектива, посоветова­ лись и решили выйти из со ­ става БПО . — Но в ассоциацию вы вошли? — Конечно. Но я пе со ­ гласен с тем, что снова сбыт и снабжение выделяются в самостоятельные фирмы. Я считаю, что это нецелесооб­ разно, и вот почему. Прини­ мая в свой коллектив сбыт и снабжение, мы взяли на себя часть их функций, сократили их штаты и значительно по­ высили оклады. Кстати, ча­ стично из нашего фонда за­ работной платы. I I что же теперь, все заново ломать и создавать? Люди сработались с нашим коллективом и не хотят уходить. — Как же вам работалось в этом году? — Нелегко. Скажем, если в 1986 году порт перерабо­ тал 1360 тысяч тонн грузов, то в этом году (по нашим расчетам) будет всего 1210 тысяч тонн, то есть на 150 тысяч тонн меньше. II видна тенденция к дальнейшему снижению объемов. — Почему? — Во-первых, оскудело Баренцево море, ведь основ­ ная масса судов шла оттуда, да и в Мировом океане с сырьем положение известное. Во-вторых, благодаря р ас ­ ширяющимся связям с зару ­ бежными странами часть продукции минует Мурманск. — А как отразилось на работе порта напряженное положение на железных до­ рогах страны? — Вот посмотрите теле­ грамму первого заместителя генерального директора БПО «Севрыба» Э. К. Наумова в адрес Председателя Совета Министров С С С Р Н. И. Рыжкова, Мипрыбхоза, Ми­ нистерства путей сообщения. Речь в пей идет о том, что с 17 октября заявки па по­ дачу рефвагопов выполня­ ются лишь, па треть. Количе­ ство груза достигло более 50 тысяч топи, имеющиеся холодильные емкости пере­ полнены. — Суда простаивают... — Конечно. Стоят транс­ порты <«Украинский комсо­ молец», «Эрнст Тельман», «Иван Шишкин». Пока пере­ биваемся, используя вагоны из-под овощей и фруктов. Но уже есть распоряжение Ми­ нистерства путей сообщения — направлять па Север ва­ гоны. — А ведь вы работаете в условиях хозрасчета, когда любые затраты быот по карману. — Перейдя на хозрасчет, мы па многое взглянули иными глазами. Скажем, кто раньше задумывался, что поддон стоит 35 руб­ лей? А теперь каждую ко­ пейку бережем. Немалую сумму экономии получили, сократив 700 человек «сво­ их», а потом, при слиянии со сбытом и снабжением, еще более 200 человек. Спи­ сали старые суда. Начали реконструкцию причалов на Угольной базе. Собираемся повысить тарифы па оказа­ ние услуг сторонним органи­ зациям. Если раньше содер­ жание иортофлота обеспечи­ вали «в складчину», то те­ перь мы выставляем счета за оказанные услуги. З а ­ ключили договор на обработ­ ку дополнительных поставок- нефтепродуктов для иност­ ранных судов. — Это уже за валюту? — Да, это один нз источ­ ников. Второй будет, если мы вернем порту отряд ава­ рийно-спасательных судов. — А как вы собираетесь расходовать валюту? — Прежде всего па ре­ конструкцию нефтебазы и приобретение перегрузочной техники хороших фирм. — Валерин Васильевич, ассоциация будет работать на договорных условиях. Ка­ кие проблемы в этом плане вндиы вам уже сегодня? — Ну вот, например, ес­ ли судно простаивает у при­ чала, то мы платим штраф, исходя из суммы его суточ­ ной эксплуатации. Однако, когда простаивает порт из-за отсутствия судов, нам никто не платит. А ведь простаи­ вают и люди, п механизмы, порт песет убытки. II за простои вагонов платит порт, а не флоты. До сих нор ни­ кто пе решает эту проблему. — Как же быть с рабо­ чими, когда нм нечего де­ лать? — Идем на разные <хит­ рости». Например, обучаем их профессиям каменщиков, бетонщиков. Когда пет су­ дов, откомандировываем их на ремучасток или ищем р а ­ боту в строительных органи­ зациях. Но, зная о том, что будут массовые подходы су­ дов, вынуждены держать го­ раздо большее количество рабочих. — Итак, Валерий Василь­ евич, вы хотели свободы, вы ее получили. Не утратите ли вы эту экономическую само­ стоятельность в ассоциации, ведь там тоже будет опреде­ ленный диктат исполнитель­ ной дирекции? — Думаю, что нет. Мы —• пе анархисты и готовы под­ чиниться разумным, согласо­ ванным с нами решениям. У БЕРЕГОВ КАНАДЫ Такого не припомнят да­ же убеленные сединами ка­ питаны: в промысловом рай­ оне Северо-Западной Атлан­ тики вот уже в течение не­ дели практически полностью отсутствует . радиосвязь. Эфир молчит. Лишь изредка случайно слышит пас Клай­ педский радиоцентр, куда бе­ долаги-радисты пытаются втиснуть только радиограммы с пометкой «весьма сроч ­ ные», чем и воспользовался ваш корреспондент. Однако обратной связи почти нет. И пе понять, что тому виной: солнечные, магнитные или еще какие-то возмущения. Кажется, этой информацион­ ной нише пет конца. Молчит берег. Такое ощущение, буд­ то около полуострова Л абра ­ дор моряки оказались поза­ бытыми’ - позаброшенными. Одинокими... Но жизнь на промысле идет своим чередом. Закон ­ чился промысел окуня, под­ ходит к концу добыча мой­ вы. Отмеренные канадцами квоты «Севрыбе» почти вы­ браны. Суда отправляются или на отдых в канадский порт Сент<Джонс, или берут курс на Мурманск. Здесь останутся два-трн наших тра­ улера. которые продолжат спецпромысел палтуса. Ры­ балка замирает практически до весны. А пока рыбаки сдают из­ готовленную продукцию па транспортный рефрижератор « Полярный круг». Но пе все. Да и зачем? Зачем платить головному предприятию БПО «Севрыба» деньги, и нема­ лые, за перевозку, если мож. | Г ОГДА возвратился из рей- ** са экипаж БМРТ «Туман- 21 ), я отправилась на общесу­ довое собрание — встречу моряков с руководством объ­ единения «Мурманрыбпром». Но получилась накладка, ви­ димо, случайность: именно на это время и в том же конфе­ ренц-зале должно состояться заседание парткома. Встречу перенесли. И я решила поговорить о минувшем рейсе с капитаном- днректором «Тумана-2» Иваном Александровичем ПСКОВСКИХ, первым помощником капита­ на Виктором Ивановичем АЛЕКСЕЕВЫМ и инженером отдела научной организации труда, заработной платы и уп­ равления производством (НОТЗиУП) объединения Александром Григорьевичем БУГАЕМ. Речь шла о том, что рейс у экипажа проходил на условиях арендного подряда. ИНТЕРВЬЮ А. Г. БУГАЯ — Я так поняла, что у вас для каждого экипажа разра­ батываются свои условия. — Да . Для каждого. — Когда экипаж «Тумана-2» ознакомился с условиями ра­ боты на арендном подряде? — Капитан получил «Поло­ жение об арендном подряде» за два месяца до отхода. А вообще «Положение» сущест­ вует уже год. — После рейса этого судна под командованием Н. Н. Ф е ­ дорова изменились условия договора. Почему? — Администрация флота не согласна с тем , что у экипа­ жа остается 100 процентов сверхплановой прибыли. От нее должны быть отчисления по нормативам, а экипажу — “ Радирует наш спецкор1 по доставить груз своим хо ­ дом? В с е . научились считать собственные деньги. Однако если кто-то в повой экономической ситуации вы­ гадывает, то обязательно по­ являются и обделенные. В их числе оказался и «Поляр­ ный круг». Известно, что в начале октября, когда в С ЗА добыча мойвы достигла сво­ его апогея, когда ряд пром- судов лег в дрейф из-за от­ сутствия транспортов, сюда был срочно направлен ТР «Полярные зори» , пришла па выручку и «Запрыба», пре­ доставив мурманчанам свой транспорт. А вот для «П о ­ лярного круга» продукции на промысле, необходимой для полной загрузки, не оказа ­ лось. Эфир молчит. Обрат­ ной связи пока нет... 99 ЛЕТ ВНЕ ЗАКОНА — Так сколько осталось ловить мойвы: 62,9 тонны или 63,6? — уточняет па промысловом совете флагман судов «Мурмаирыбпрома» С. И. Ляшенко, ои же капи­ тал-директор БМ РТ <Вым­ пел». Удивительные дела! Здесь, у острова Ньюфаундленд, в канадской рыболовной зоне счет добытой рыбы идет па килограммы. Что и говорить, непривычное занятие для с о ­ ветских, в частности, мурман­ ских, промысловиков. Но что поделаешь: в чужой мона­ стырь со своим уставом не ходят. Местные власти дали квоту для С С С Р —• добыча мойвы не должна превышать 20 тысяч тонн. И нн рыбкой больше в 1989 году. Хотя по оценкам ученых здесь ее запасы составляют 5 — 6 миллионов тонн. Тем пе ме­ нее — па чужой каравай рот не разеBaii. Да к тому же квота устанавливает жесткие границы промысловых райо­ нов, более того — добыча должна вестись со второй по­ ловины августа до середины декабря. Срок добытчиками может быть сокращен, по пе продлен. Вот так* канадцы заботят­ ся о своем «огороде», уста­ навливая щадящий режим эксплуатации морских запа­ сов, налагая вето па промы­ сел в преднерестовый и не­ рестовый период времени. И если кто-то нарушит, то в этом случае судно арестовы­ вается, па пего налагается фантастический штраф и в течение 99 лет ему запреща­ ется вообще находиться в канадской 200-мильной зоне. Таковы суровые, но справед­ ливые законы. ^ — Чтобы русские плохо тут себя вели? Ничего по­ добного припомнить не мо­ гу, — делится своими впе­ чатлениями о работе мур­ манчан канадский наблюда­ тель Эдвард Даме и добавля­ ет: — Вы строго выполняе­ те все наши условия. ~ Канадский наблюдатель находится на каждом судне, ведущем лов рыбы в зоне. Контролирует, проверяет ка­ ждый трал, его содержимое, ведет научные исследования и все заносит в промысловые и технологические журналы. А в случае необходимости вызывает инспекцию. Уж то­ гда добра не жди... Передаю эти строки и вспоминаю мойвеипые барен- цевоморские путины. Там мы подорвали, точнее, унич­ тожили всю мойву. Остается последняя надежда: может быть, «загнивающие» научат нас, как* надо думать о буду­ щем? А. ви^ов. Северо-Западная Атлантика. Отсчет ВОТ это только 35 процентов. Ведь план отчислений дается на Есе объединение, аренда не учитывается. — А что моряки имеют от плановой прибыли? — Ничего. — А за экономию матери­ альных ресурсов? — Она входит в сверхплано­ вую прибыль. — Допустим , экипаж срабо­ тал на 100 процентов, нет у него ни лишней продукции, ни экономии. — Тогда действуют условия оплаты обычного рейса. Эки­ пажу выгоден арендный под­ ряд. когда есть сверхплановая продукция и экономия мате­ риальных ресурсов. — А если экипаж дал сверх плана много товарной про­ дукции? — В этом случае он полу­ чает 15 процентов от стоимо­ сти сверхплановой товарной. — То есть 35 плюс 15, по­ лучается 50 процентов? — Да. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ! За пять суток до отправки экипажа б рейс капитану дали обычное рейсовое задание, где черным по белому напи­ сано: плановая прибыль — 15 тысяч рублей. Обсудив план с моряками, Иван Александро­ вич решил пойти в море на условиях арендного подряда, то есть согласно существую­ щему «Положению». Тогда сразу же изменилось рейсовое задание по прибыли. Как вы думаете , на сколько? На 425 тысяч! Капитан стал спо­ рить: это же нереально — 440 тысяч прибыли, тем более вы сами планировали 15. После долгих споров договорились: 150 тысяч. Почему в десять раз больше, чем в обычном рейсе? Ведь ни людей , ни техники не добавилось? А . Г. Бугай пояснил мне, что так выгодно объединению. Однако Иван Александрович тогда еще не видел докумен­ та о расчетах арендной ^ л а ­ ты и хозрасчетных затрат. Д о ­ кумент этот он получил (в ру­ кописном виде с неразборчи­ вой подписью) за час до отъ­ езда экипажа. Прошу обратить внимание на методы, которыми действу­ ет администрация флота : ведь появись сей рукописный труд несколькими днями раньше, видимо, не возникли бы те мифические 440 тысяч рублей прибыли, со скрипом пере­ кроенные в 150. И уж , б е зу с ­ ловно, ни капитан, ни команда не склонили бы головы перед несоответствием приведенных там цифр с нормативными цифрами и даже с цифрами в договоре. Приведу несколько приме­ ров. В договоре на предыду­ щий рейс балансовая стои­ мость траулера — почти 4,5 миллиона рублей (как нового, после 17-ти лет эксплуатации), е рукописном... на 50 тысяч 3 ноября 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz