Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
на .первом месте - человек 5 1 п РОЕКТ НОВОГО УСТАВА службы на судах флота рыбной промышленности, представленный «Гипрорыб- флотом», имеет серьезные не достатки. Если по ныне действующе му Уставу радиоспециалисты всех категорий отнесены к ко мандному составу, то проект (§ 54) относит радиооперато ров, электрорадионавигаторов и гидроакустиков к младшему командному составу. Да раз ве образовательный уровень радиоспециалистов снизился? Нет. Все имеют высшее и среднее специальное образо вание, дипломированы соглас но Кодексу торгового море плавания и никак не могут быть приравнены к другим ли цам младшего комсостава. Может быть, за последние годы роль радиосвязи в обес печении безопасности море плавания и в оперативно-дис- Л- петчерском руководстве фло том уменьшилась? Тоже нет. Возрос объем работы, услож нилась аппаратура. Рейсы остались такой же продолжи тельности, и нельзя в течение их обойтись без ремонта. Со ответственно, требования воз росли, что и отражено в § 497 проекта о статусе радиослуж бы. Тогда чем же вызваны изменения? В § 53, перечисляющем должности командного соста ва, начальник радиостанции выпал. Совсем . Возможно , со ставители имели в виду, что должность старшего радио специалиста на судне будет называться «помощник капита на по радиоэлектронике)», и «начальник радиостанции)) ав томатически подойдет под нее. Обсуждаем проект нового Устава флота Некомпетентность А если нет? Никакой устав не должен толковать что-либо двойственно или неясно. Вызывает недоумение § 62, пункт 10. В отличие от дейст вующего Устава проект пред лагает выделять для общесу довых работ и несения вахт лиц из .состава радиотехниче ской службы с санкции капи тана и согласия совета трудо вого коллектива. Но, во-пер вых, право . отнести судовую радиостанцию к одной из че тырех категорий по продол жительности радиовахты со гласно международному Рег ламенту радиосвязи принад лежит по меньшей мере адми нистрации флота, управления, но не капитану и не совету трудового коллектива. Во-вторых, радиоспециали сты после 8-часовой радио- вахты выполняют работы в своих заведованиях по техни ческому обслуживанию аппа ратуры радиосвязи, электро- радионавигационных прибо ров и гидроакустики, так как указанные работы нельзя вы полнить во время несения ра диовахты. Многолетняя практика пока зала, что загруженность ра диоспециалистов и в лучшие времена, т. е. до сокращения рабочих мест, превышала на шу конституционную норму. Так зачем же еще и совет тру дового коллектива, орган ма локомпетентный в вопросах радиосвязи и радиоэлектрони ки, противопоставлять судово му радиоспециалисту и меж дународному Регламенту - ра диосвязи? Кроме того, в слу чае получения травмы радио специалистом на судовых ра ботах, которым он не обучен, его не может! заменить ника кой член экипажа. . Также в § 109 сказано: «Воз можность не привлекать ра диооператоров к погрузочно- разгрузочным работам, добы че и обработке морепродук- ции необходимо согласовать с советом трудового коллекти ва». Считаю, что этот вопрос надо изложить так же, как в действующем Уставе, или это решение должен принять еди нолично капитан, как лицо, наиболее компетентное и не сущее ответственность за вы полнение на судне законов и других актов СССР , междуна родных конвенций, межправи тельственных соглашений и т. п. В § 497 проект нового Уста ва предписывает производить прием карт погоды радиотех нической службе. Но на боль шинстве судов факсимильные аппараты установлены не в радиорубках, а в других поме щениях. Радиооператор не мо жет во время вахты отлучить ся из радиорубки для приема карт погоды. Это вынудит пре рывать несение обязательной радиовахты, приведет к боль шой переработке и к сокра щению часов отдыха радио специалистов. Наиболее целе сообразной является запись в действующем Уставе : «Капи тан обязан организовать при ем передаваемой гидрометео информации и надлежащее ее использование». Предлагаю в § 498 добавить два пункта следующего содер жания: 1. Помощник капитана по радиоэлектронике распределя ет технические средства по заведованию между радио специалистами экипажей. 2. При необходимости по мощник капитана по радио электронике имеет право при влечь к подвахтенным рабо там радиоспециалистов служ бы для проведения ремонта и технического обслуживания средств радиосвязи, электро радионавигации и промысло вой гидроакустики. Предлагаю § 190 проекта Устава дополнить следующей записью: «На первого помощ ника капитана возлагается прием на факсимильной аппа ратуре фотогазет, обществен но-политических обзоров, пе редаваемых советскими радио станциями, использование ви- деомагнитофонной техники для проведения политико-вос питательной работы и обеспе чение радиовещательных пе редач по общесудовой транс ляционной сети». Об этом бы ло издано Положение о рас пределении новой техники по заведованиям судовых служб и ведению на судне культур но-просветительной работы,* утвержденное МРХ СССР от 10.07.81 г. В целом проект нового Уста ва по компетентности изложе ния в части радиотехнической службы значительно уступает действующему. Необходимо, чтобы в работе над новым проектом приняли участие ра диоспециалисты. Слишком мно го вопросов за нас решают совершенно некомпетентные должностные лица. Это при несло много вреда радио технической службе. Считаю, что Устав в объем ном отношении должен быть значительно уменьшен. Часть поясняющих параграфов долж на быть изъята и помещена в отдельное приложение или в инструкцию. ★ * * В период с 13 по 18 нояб ря 1989 года прошло Всесоюз ное совещание по рассмотре нию проекта нового Устава службы, на котором он (про ект) был подвергнут серьез ной критике. Во втором про екте Устава радиоспециалисты всех категорий отнесены к командному составу. § 62 (10) о выделении людей на общесу- довые работы аннулирован. § 109 в части привлечения к подвахте радиоспециалистов записан: «...по решению обще го собрания экипажа». Также значительно переработана гла ва IX «Радиотехническая служ ба». Второй проект Устава дол жен появиться на флотах к 1 апреля 1990 года. Г. КУЗНЕЦОВ , начальник судовой радио станции БПО «Севрыба». О н и— с « Ре з ц а » Корабли давным-давно «железные». Но дерева на еще достаточно. Не было бы, например , уюта в жилых помещениях без отосо материала в отделке. Да и в служебных ему'«есть место». I I во время ре монта судов плотникам работы хватает. 11а плаамас- терской ({Резец» среди них заметно отличаются (на снимке справа налево) Вячеслав Яковлевич ФЕДО РОВ и Леонид Леонидович ДЕПЧ11ПС1\ИП — опыт ные, умелые рабочие. Вячеслав Яковлевич — член партии, депутат Октя брьского райсовета. Потребуется — заменяет брига дира. lie было случая, чтобы бригада не перевыпол нила задания. Леонид Леонидович — тоже добросовестный труже ник. П активный донор — уже do раз сдавал кровь. Ппедставлен к присвоению звания «Почетный донор СССР». Фото В. КОРЕЦКОГО . судоремонта никому в я в не нужное Назад — к застою? раивало. Оно .было явно дис криминационным ио отноше нию к членам экипажа. Ни кто из создателей этого до- -^пумепта пе мог себе пред ставить, как это можно в полную силу, па равных з а действовать моряков. И все-таки в конце 1987 года мне удалось убедить ди ректора СРЗ-1 А. А. Копы- това в полезности экспери мента. Сложно было: завод занимался лишь междурейсо вым ремонтом, а тут требо вался капитальный, причем для траулера, которому пе ревалило за 20 лет. А я уже подобрал судовых специали стов, готовых пойти на риск. Функции снабженца, коорди натора, прораба практически осуществлял я сам. С пер вых же дней в бригаде были организованы звенья, кото рыми руководили и началь ники судовых служб, и высо коквалифицированные р а бочие. Но руководство звень ями оплачивалось только р а бочим, нашим специалистам — нет. Учитывая принятое обяза тельство — досрочный выход судна, — месячный план звеньев был установлен на 20 процентов выше обычного, начальники служб имели же сткие планы ремонта каждо го механизма и вели учет их выполнения. Аналогичные «шахматкн» висели у меня в каюте, и я мог постоянно следить за ходом работ. В конце каждого месяца на чальники служб представля ли мне отчет об объеме вы полненного ремонта, тут же верстался план на следую щий месяц. Каждое звено само распре деляло свой приработок. Е с тественно, была заинтересо ванность работать •лучше. Надо сказать, завод к та кому ремонту практически не был готов, поскольку за нимался только междурейсо вым ремонтом. Поэтому, о с о бенно на первых порах, з а водские службы пе имели возможности обеспечить нам необходимую техническую документацию. Болес того, пашей бригаде ие только не было «зеленой» улицы, по и чинились разного рода пре пятствия. Дабы не утомлять читате ля подробностями, скажу о с новное: о разнице в показа телях ремонта БМ РТ «Капи тан Демидов» на головном предприятии судоверфи и на шего траулера «Николай Ко нонов». Суда однотипные, объем ремонта почти одина ковый, по плановый договор ный объем работ на 18,2 ты сячи сметных часов у нас больше. Итак, продолжитель ность ремонта нашего трау лера оказалась .меньше на 840 (!) суток, фактическая стоимость " ниже па 660 ты сяч рублей. Не приводя дру гих цифр, доказывающих преимущества работы пашей бригады, назову лишь сум- су экономии заработной пла ты: около 280 тысяч рублей. Такого в отечественном судоремонте еще пе было. И, казалось бы, столь ценный опыт надо всемерно поощ рять п распространять... Но... Я заболел и пе смог при нять участие в начале ре монта следующего судна — БМ РТ «Полярное сияние». Учитывая опыт работы па предыдущем траулере, з а р а нее заказал все отливки и поковки. К сожалению, пер вые два месяца были сорва ны нз-за того, что принялись устанавливать новые базо вые КТУ да выяснять отно шения между моряками и р а бочими. Часть членов брига ды отправилась в отгулы, с о вершенно забыи, что в ПХУ требуется определенный режим, чтобы вовремя и ка чественно выполнять наме ченное. Я полагал, что, имея опыт работы па БМ РТ «Николай Кононов», следующее судно отремонтируют за 7, макси мум-за 8 месяцев. Но пе тут- то было. Траулер простоял почти год. И зарплату «под занавес» пришлось платить в счет будущего ремонта сле дующего траулера. Жаль, что опытом работы нашего ПХУ на БМ РТ «Ни колай Кононов» не восполь зовалось головное предприя тие. Да и руководство СРЗ-1 вместе ^ с администрацией «Севрыбпоиска». Не пожела ли обратить внимание на мое предупреждение о р а з вале работы. Мое возвраще ние в бригаду в середине ре монта уже ничего изменить не могло. Стармех А. И. Се- меннков, с которым мы про шли вместе путь создания и становления бригады, мо рально и психологически оказался пе способным про должить хорошее дело. Удивительно, но факт: ре монт с хорошим качеством, с большой экономией средств и времени оказался никому пе нужен. Почему? Г. ЛЕЙБОВ, кгпмтзн-директор НПО «Сезрьгбпоиск». 24 ноября 119 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz