Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

на .первом месте - человек 5 1 п РОЕКТ НОВОГО УСТАВА службы на судах флота рыбной промышленности, представленный «Гипрорыб- флотом», имеет серьезные не­ достатки. Если по ныне действующе­ му Уставу радиоспециалисты всех категорий отнесены к ко­ мандному составу, то проект (§ 54) относит радиооперато­ ров, электрорадионавигаторов и гидроакустиков к младшему командному составу. Да раз­ ве образовательный уровень радиоспециалистов снизился? Нет. Все имеют высшее и среднее специальное образо­ вание, дипломированы соглас­ но Кодексу торгового море­ плавания и никак не могут быть приравнены к другим ли­ цам младшего комсостава. Может быть, за последние годы роль радиосвязи в обес­ печении безопасности море­ плавания и в оперативно-дис- Л- петчерском руководстве фло­ том уменьшилась? Тоже нет. Возрос объем работы, услож­ нилась аппаратура. Рейсы остались такой же продолжи­ тельности, и нельзя в течение их обойтись без ремонта. Со­ ответственно, требования воз­ росли, что и отражено в § 497 проекта о статусе радиослуж­ бы. Тогда чем же вызваны изменения? В § 53, перечисляющем должности командного соста­ ва, начальник радиостанции выпал. Совсем . Возможно , со­ ставители имели в виду, что должность старшего радио­ специалиста на судне будет называться «помощник капита­ на по радиоэлектронике)», и «начальник радиостанции)) ав­ томатически подойдет под нее. Обсуждаем проект нового Устава флота Некомпетентность А если нет? Никакой устав не должен толковать что-либо двойственно или неясно. Вызывает недоумение § 62, пункт 10. В отличие от дейст­ вующего Устава проект пред­ лагает выделять для общесу­ довых работ и несения вахт лиц из .состава радиотехниче­ ской службы с санкции капи­ тана и согласия совета трудо­ вого коллектива. Но, во-пер­ вых, право . отнести судовую радиостанцию к одной из че­ тырех категорий по продол­ жительности радиовахты со­ гласно международному Рег­ ламенту радиосвязи принад­ лежит по меньшей мере адми­ нистрации флота, управления, но не капитану и не совету трудового коллектива. Во-вторых, радиоспециали­ сты после 8-часовой радио- вахты выполняют работы в своих заведованиях по техни­ ческому обслуживанию аппа­ ратуры радиосвязи, электро- радионавигационных прибо­ ров и гидроакустики, так как указанные работы нельзя вы­ полнить во время несения ра­ диовахты. Многолетняя практика пока­ зала, что загруженность ра­ диоспециалистов и в лучшие времена, т. е. до сокращения рабочих мест, превышала на­ шу конституционную норму. Так зачем же еще и совет тру­ дового коллектива, орган ма­ локомпетентный в вопросах радиосвязи и радиоэлектрони­ ки, противопоставлять судово­ му радиоспециалисту и меж­ дународному Регламенту - ра­ диосвязи? Кроме того, в слу­ чае получения травмы радио­ специалистом на судовых ра­ ботах, которым он не обучен, его не может! заменить ника­ кой член экипажа. . Также в § 109 сказано: «Воз­ можность не привлекать ра­ диооператоров к погрузочно- разгрузочным работам, добы­ че и обработке морепродук- ции необходимо согласовать с советом трудового коллекти­ ва». Считаю, что этот вопрос надо изложить так же, как в действующем Уставе, или это решение должен принять еди­ нолично капитан, как лицо, наиболее компетентное и не­ сущее ответственность за вы­ полнение на судне законов и других актов СССР , междуна­ родных конвенций, межправи­ тельственных соглашений и т. п. В § 497 проект нового Уста­ ва предписывает производить прием карт погоды радиотех­ нической службе. Но на боль­ шинстве судов факсимильные аппараты установлены не в радиорубках, а в других поме­ щениях. Радиооператор не мо­ жет во время вахты отлучить­ ся из радиорубки для приема карт погоды. Это вынудит пре­ рывать несение обязательной радиовахты, приведет к боль­ шой переработке и к сокра­ щению часов отдыха радио­ специалистов. Наиболее целе­ сообразной является запись в действующем Уставе : «Капи­ тан обязан организовать при­ ем передаваемой гидрометео­ информации и надлежащее ее использование». Предлагаю в § 498 добавить два пункта следующего содер­ жания: 1. Помощник капитана по радиоэлектронике распределя­ ет технические средства по заведованию между радио­ специалистами экипажей. 2. При необходимости по­ мощник капитана по радио­ электронике имеет право при­ влечь к подвахтенным рабо­ там радиоспециалистов служ­ бы для проведения ремонта и технического обслуживания средств радиосвязи, электро­ радионавигации и промысло­ вой гидроакустики. Предлагаю § 190 проекта Устава дополнить следующей записью: «На первого помощ­ ника капитана возлагается прием на факсимильной аппа­ ратуре фотогазет, обществен­ но-политических обзоров, пе­ редаваемых советскими радио­ станциями, использование ви- деомагнитофонной техники для проведения политико-вос­ питательной работы и обеспе­ чение радиовещательных пе­ редач по общесудовой транс­ ляционной сети». Об этом бы­ ло издано Положение о рас­ пределении новой техники по заведованиям судовых служб и ведению на судне культур­ но-просветительной работы,* утвержденное МРХ СССР от 10.07.81 г. В целом проект нового Уста­ ва по компетентности изложе­ ния в части радиотехнической службы значительно уступает действующему. Необходимо, чтобы в работе над новым проектом приняли участие ра­ диоспециалисты. Слишком мно­ го вопросов за нас решают совершенно некомпетентные должностные лица. Это при­ несло много вреда радио­ технической службе. Считаю, что Устав в объем­ ном отношении должен быть значительно уменьшен. Часть поясняющих параграфов долж­ на быть изъята и помещена в отдельное приложение или в инструкцию. ★ * * В период с 13 по 18 нояб­ ря 1989 года прошло Всесоюз­ ное совещание по рассмотре­ нию проекта нового Устава службы, на котором он (про­ ект) был подвергнут серьез­ ной критике. Во втором про­ екте Устава радиоспециалисты всех категорий отнесены к командному составу. § 62 (10) о выделении людей на общесу- довые работы аннулирован. § 109 в части привлечения к подвахте радиоспециалистов записан: «...по решению обще­ го собрания экипажа». Также значительно переработана гла­ ва IX «Радиотехническая служ­ ба». Второй проект Устава дол­ жен появиться на флотах к 1 апреля 1990 года. Г. КУЗНЕЦОВ , начальник судовой радио­ станции БПО «Севрыба». О н и— с « Ре з ц а » Корабли давным-давно «железные». Но дерева на еще достаточно. Не было бы, например , уюта в жилых помещениях без отосо материала в отделке. Да и в служебных ему'«есть место». I I во время ре ­ монта судов плотникам работы хватает. 11а плаамас- терской ({Резец» среди них заметно отличаются (на снимке справа налево) Вячеслав Яковлевич ФЕДО ­ РОВ и Леонид Леонидович ДЕПЧ11ПС1\ИП — опыт­ ные, умелые рабочие. Вячеслав Яковлевич — член партии, депутат Октя­ брьского райсовета. Потребуется — заменяет брига­ дира. lie было случая, чтобы бригада не перевыпол­ нила задания. Леонид Леонидович — тоже добросовестный труже­ ник. П активный донор — уже do раз сдавал кровь. Ппедставлен к присвоению звания «Почетный донор СССР». Фото В. КОРЕЦКОГО . судоремонта никому в я в не нужное Назад — к застою? раивало. Оно .было явно дис­ криминационным ио отноше­ нию к членам экипажа. Ни­ кто из создателей этого до- -^пумепта пе мог себе пред­ ставить, как это можно в полную силу, па равных з а ­ действовать моряков. И все-таки в конце 1987 года мне удалось убедить ди­ ректора СРЗ-1 А. А. Копы- това в полезности экспери­ мента. Сложно было: завод занимался лишь междурейсо­ вым ремонтом, а тут требо­ вался капитальный, причем для траулера, которому пе­ ревалило за 20 лет. А я уже подобрал судовых специали­ стов, готовых пойти на риск. Функции снабженца, коорди­ натора, прораба практически осуществлял я сам. С пер­ вых же дней в бригаде были организованы звенья, кото­ рыми руководили и началь­ ники судовых служб, и высо­ коквалифицированные р а ­ бочие. Но руководство звень­ ями оплачивалось только р а ­ бочим, нашим специалистам — нет. Учитывая принятое обяза­ тельство — досрочный выход судна, — месячный план звеньев был установлен на 20 процентов выше обычного, начальники служб имели же­ сткие планы ремонта каждо­ го механизма и вели учет их выполнения. Аналогичные «шахматкн» висели у меня в каюте, и я мог постоянно следить за ходом работ. В конце каждого месяца на­ чальники служб представля­ ли мне отчет об объеме вы­ полненного ремонта, тут же верстался план на следую­ щий месяц. Каждое звено само распре­ деляло свой приработок. Е с­ тественно, была заинтересо­ ванность работать •лучше. Надо сказать, завод к та­ кому ремонту практически не был готов, поскольку за­ нимался только междурейсо­ вым ремонтом. Поэтому, о с о ­ бенно на первых порах, з а ­ водские службы пе имели возможности обеспечить нам необходимую техническую документацию. Болес того, пашей бригаде ие только не было «зеленой» улицы, по и чинились разного рода пре­ пятствия. Дабы не утомлять читате­ ля подробностями, скажу о с ­ новное: о разнице в показа­ телях ремонта БМ РТ «Капи­ тан Демидов» на головном предприятии судоверфи и на­ шего траулера «Николай Ко­ нонов». Суда однотипные, объем ремонта почти одина­ ковый, по плановый договор­ ный объем работ на 18,2 ты­ сячи сметных часов у нас больше. Итак, продолжитель­ ность ремонта нашего трау­ лера оказалась .меньше на 840 (!) суток, фактическая стоимость " ниже па 660 ты­ сяч рублей. Не приводя дру­ гих цифр, доказывающих преимущества работы пашей бригады, назову лишь сум- су экономии заработной пла­ ты: около 280 тысяч рублей. Такого в отечественном судоремонте еще пе было. И, казалось бы, столь ценный опыт надо всемерно поощ­ рять п распространять... Но... Я заболел и пе смог при­ нять участие в начале ре­ монта следующего судна — БМ РТ «Полярное сияние». Учитывая опыт работы па предыдущем траулере, з а р а ­ нее заказал все отливки и поковки. К сожалению, пер­ вые два месяца были сорва­ ны нз-за того, что принялись устанавливать новые базо­ вые КТУ да выяснять отно­ шения между моряками и р а ­ бочими. Часть членов брига­ ды отправилась в отгулы, с о ­ вершенно забыи, что в ПХУ требуется определенный режим, чтобы вовремя и ка­ чественно выполнять наме­ ченное. Я полагал, что, имея опыт работы па БМ РТ «Николай Кононов», следующее судно отремонтируют за 7, макси­ мум-за 8 месяцев. Но пе тут- то было. Траулер простоял почти год. И зарплату «под занавес» пришлось платить в счет будущего ремонта сле­ дующего траулера. Жаль, что опытом работы нашего ПХУ на БМ РТ «Ни ­ колай Кононов» не восполь­ зовалось головное предприя­ тие. Да и руководство СРЗ-1 вместе ^ с администрацией «Севрыбпоиска». Не пожела­ ли обратить внимание на мое предупреждение о р а з ­ вале работы. Мое возвраще­ ние в бригаду в середине ре ­ монта уже ничего изменить не могло. Стармех А. И. Се- меннков, с которым мы про­ шли вместе путь создания и становления бригады, мо­ рально и психологически оказался пе способным про­ должить хорошее дело. Удивительно, но факт: ре­ монт с хорошим качеством, с большой экономией средств и времени оказался никому пе нужен. Почему? Г. ЛЕЙБОВ, кгпмтзн-директор НПО «Сезрьгбпоиск». 24 ноября 119 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz