Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

U РИПТОЗООЛОГИ уже не считают «снежного чело­ века» таким уж чудом и больше не утруждают себя доказыванием публике его существования, пола­ гая этот факт очевидным для науки. Их теперь зани­ мают вопросы узкоспециальные. По мере изучения сведений о реликтовых гоминоидах обдумывается одна годза гадок : кто они* Инопланетяне или земные сущ е­ ства! Животные или ближайшие родственники хомо са- пиенс! В сентябре в Мурманске был организован «круглый стол» по обсуждению этой проблемы. «Снежный че­ ловек»: от мифов к реальности». Зал Дома политпро­ свещения был почти полон. Пришли зрители, все, кто интересуется феноменом йети, собрались специалисты и очевидцы встреч с гоминондом, приехали московские крнптозоологи М. Г. Быкова и М. Л. Попович, зна­ менитые авторы публикаций с «снежном человеке». Один из организаторов «круглого стола» — член Все­ союзного объединения криптозоологоз, докер Мурман­ ского морского торгового порта Л. В. Ершов. Кашу беседу с ним будем иллюстрировать наиболее харак­ терными эпизодами из рассказов тех, кто сталкивался с ГОА 1 ИНОИДОМ. Что-то в их словах едва ли укладыва­ ется в воображении, а что-то — поразительно досто­ верно. ★ ★ ★ — Леонид В а си л ье в и ч , го вор я т, что в ходе д и с к у с си и за « к р у глы м столом» у ч а с тн и к ам были пока заны д о к у ­ м ен та л ьны е ка д ры , зап еч а тл евш и е живо го гом иноида ... — Был показан документальный фильм Александра Михайловича Згуриди «По следам «снежного челове­ ка». Для специалистов это хорошая пища для размыш­ лений. Непосредственно о «снежном человеке» доку­ ментального материала маловато — больше коммен­ тариев ученых, свидетелей, рассказов. «Изюминкой» можно считать эпизод, снятый Паттерсоном в 1967 го­ ду в СШ А : движение «снежного человека» по ущелью . Копии этих сенсационных кадров распростра­ нились сейчас довольно широко. Причем не самые лучшие порой. Например, есть копия у Сенкевича в «Клубе путешественников», но до того плоха, что там вместо живого существа маячит какое-то неясное пят­ но. Такие кадры вызывают только недоверие и скеп­ сис. В фильме Згуриди использована тоже не лучшая копия. . Видно, что это существо женского пола — судя по груди. Густой волосяной покров на теле . Сквозь заро­ сли кустарника она спешит к лесу. Размашистый шаг, несоразмерно большие руки словно бы загребают воз­ дух , помогая ходьбе. Обезьяны так ходить не могут. Она явно хочет скрыться от людей . Вот оглядьшается на оператора, прямо в камеру смотрит безволосое ли­ цо с низким лбом и глубоко посаженными глазами ~ нет, это не обезьяна. Но и не человек. Скрылась. — А вы.сами как относитесь к теории Дарвина • — ведь это впрямую касается загадки появления в приро­ де реликтового гоминоида? — Известна точка зрения Бориса Федоровича Порш- нева, одного из наиболее серьезных наших ученых, который занимался проблемой «снежного человека». По его гипотезе это один из сохранившихся видов пер­ вобытного человека, в частности, неандертальца. Неан­ дертальцы, по данным науки, вымерли около 30—40 тц^яч лет назад. Но никто пока не знает, почему они вымерли и вымерли ли вообще или перешли в форму кроманьонского человека, то есть более близкого к современному облику — не горбатого, с правильными пропорциями, без волосяного покрова по всему телу ... Неандерталец — последний этап перед появлением че­ ловека разумного — очень напоминает по внешнему виду «снежного человека». Встает вопрос: почему не­ андерталец до сих пор сохранил прежний вид? Почему не развился в кроманьонца? Нас в школе учили механистической теории, как по­ явился человек, развиваясь по неразрывной цепочке: обезьяна стала сшибать плоды с деревьев палкой, так развивалась кисть ее руки, потом освоила другие тру­ довые приемы, приучилась ходить на двух конечно­ стях, выпрямлялся ее позвоночник и так далее. Не слишком ли упрощенный взгляд? Сомнения в этом возникли с изучением «снежного человека»: почему этот вид не эволюционировал? Наверное, не все в при­ роде так гладко и логично, как в теории? Поршнев, а вслед за ним и многие другие антропо­ логи предположили, что «единой цепочки» развития че­ ловека не было. По-видимому, на земле было не­ сколько автономных очагов зарождения человека, и в каждом из них человек развивался своим путем. Пи­ текантроп, австралопитек, кроманьонец — это, воз­ можно, не один вид, а самостоятельные русла эволю­ ции хомо сапиенс. Так и неандерталец: в разных ме­ стах и под действием разных обстоятельств неодинако- ьвг«проходило его развитие и эволюция, по разным биологическим законам. Какая-то ветвь развивалась дальше и быстрее , другая остановилась, достигнув пре­ дела, и больше не эволюционировала. Я пока не могу сделать для себя вывод, какая же теория верка. Для меня этих объяснений недостаточно. Хотя гипотеза о неандертальской природе гоминоида кажется мне до- б о л ь н о убедительной . ...Совершенно очевиден неандерталоидный тип на­ шего северного «Афони» (так его окрестили ловозер- ские мальчишки). Он отличается от южных типов и запечатленного на ленте Паттерсона незначительно: цветом шерсти (альбинос?) и формой головы. Так же описывали северного йети другие очевидцы, выступив- щие во время встречи из зала. Например, Прокопова В. Г. из Оленегорска, кандидат технических наук, у ко ­ торой в прошлом году произошла встреча с гоминои- дом в Хибинах. Ей удалось очень близко наблюдать его, разглядеть в подробностях. Мы рассказывали о своих поисках и находках. Выступила Быкова. Аудитория быстро почувствовала, насколько интересна и в обще­ нии проста Марина Попович — посыпались Еопросы, ответные рассказы ... Очень странный был случай несколько лет назад в горах Памира. Марина Лаврентьевна взяла с собой в экспедицию 16-летнюю дочь. У них была своя палатка. Руководитель группы предложила Марине Лаврентьев­ не «протестировать» гоминоида. Насыпали земли у б х о - гЗД разложили полоски разноцветной бумаги — как он себя поведет, выберет ли «свой» цвет или вовсе не об­ ратит внимания? Ночью долго было тихо. Дочь уснула. Вдруг Марина Лаврентьевна ощутила необъяснимую внутреннюю •трезогу. Внезапно она почувствовала, как ей в щеку уткнулся прут. Она замерла, не решаясь пошевелиться. И тут ощутила, что спальный мешок до­ чери перемещается во тьме. Она взглянула — он был наполовину вне палатки — и закричала от страха. Сбежались товарищи. Несмотря на странности, решено было разойтись по местам и продолжать наблюдение в полной тишине. В тот момент, когда йети снова по­ казался рядом с бумажными полосками, Марина Лав­ рентьевна, не смея высунуться из палатки, услышала прозвучавшие в мозгу слоза: «Мой цвет — зеленый. Я — дитя природы». Нервы не выдержали, она снова закричала. После этого случат ей с дочерью пришлось ретироваться вниз, к подножию, на базу. — Леонид В а си л ье вич , к а к бы там ни было , а те л е ­ п а ти ч е ски е к о н та к ты с гоминоидом едва ли вы зы в аю т доверие. К а к вы сч и та е те , Марина Л авр ен тьевн а могла с л у к а в и т ь ? — Слукавить? Может быть. Но тут, скорее, другое . Когда человек долго пребывает в напряжении, да и страшновато, а он ждет с минуты на минуту прихода чудовища, то всякое может показаться, тут любая ме­ лочь приобретает зловещее значение. Они были тогда на Гисарсксм хребте, я сам там был. Это действи­ тельно аномальная зона, типа Пермского треугольника. Там полно и «аномальщиков», и уфологов, и крипто­ зоологов. Но я не могу относиться серьезно к этому месту — уж очень много всяких чудес там накручено, а на поверку не могут показать ни одного сколько- нибудь серьезного вещественного доказательства: ни фото , ни гипсовых слепков, ни киносъемки. У скептика все это может вызвать только улыбку. Там битком на­ бито народу — и не только альпинистов или поискови­ ков, но и просто любопытных; появляются и местные хулиганы, которые, зная, что тут ищут НЛО, гоминои­ да, всякие аномалии, разыгрывают людей, нехорошо шутят. Проходной двор, какой уж там «снежный чело­ век». Возможно, Марина Попович и ощущала все это. Возможно, самовнушение. А то и не без чьего-то озорства. — Вам много доводилось слушать рассказов о йети. Всегда ли можно отличить ложь от правды? — Когда человек сам по себе •бесхитростен — это же видно. Чисто психологически можно отличить пред­ намеренную ложь или явную путаницу от правдивого рассказа. Хотя порой сталкивался — так врут, что нелегко ра­ зобраться. В Таджикистане, например, один «очевидец» рассказывал о встрече с йети — очень похоже на правду. И место назвал, и время суток, и особенности рельефа : «под деревом стоял ; слева ручей, справа ущелье». А придешь на это место — где ручей, какие тут деревья? — насочинял. Некоторые, как поймаешь на неточности, тут же признаются: наврал, мол. Обя­ зательно проверяю каждую историю. А иной раз лю­ ди, напротив, не желают рассказывать о том, что ви­ дели собственными глазами. Одни — потому что по природе замкнутые, другие — не хотят накликать не­ доверие и насмешки. Из ловозерских стариков-олене- водов порой слова не вытянешь. А в Таджикистане исстари не водится рассказывать о встречах с йети — очень плохая примета, мол, расскажешь о встрече — навлечешь беду . Крол\е того, где бы и кто бы ни опи­ сывал внешность гоминоида — одни и те же подроб­ ности внешнего вида. Тут тоже ложь себя обнаружи­ ла бы. — Не в с тр еч а ли сь ли опи сания р е ли к та или изобра­ ж ени я его в ф о л ь клор е , н а с к а л ь н ы х р и с у н к а х , в ч а стно ­ с ти , в саам ском народном творчестве? — Дело в том, что саамский фольклор почти утра­ чен. У них не было письменности, а что дошло в уст­ ных пересказах или литературных переводах — иска­ жено. Лопари вообще люди очень замкнутые, немно­ гословные, это идет от изнурительного труда, тяжких условий жизни оленезодов, от обиженности. Саам ни­ когда не будет чем-либо хвастаться, что вот он там что-то странное видел в лесу. Трудно найти среди них очевидцев словоохотливых. Но некоторые, с кем уда­ лось поговорить, помнят довольно ранние случаи по­ явления «снежного человека» в ловозерской тундре . Но раньше Еедь об этом в газетах не писали и расспраши­ вать никому не приходило в голову. Поэтому ничего не было слышно об этих встречах. Сейчас предана оглас­ ке история с ловозерскими мальчишками — они на­ блюдали йети в течение нескольких дней. «Ребята посмелее и полюбопытнее ездили к избуш­ ке. На третью ночь «Афоня» стал каким-то шальным, осмелел. То вел себя осторожно, приближался круга­ ми, украдкой. А тут прямо к избушке шел. Сидим у костра, вдруг кто-то повернется — а он уж неподале­ ку сидит, смотрит. Все повскакали, с воплями в избуш­ ку, а он следом подойдет и дверь дергает. Дверь на палку закрыта — он дернул, палка, как спичка, слома­ лась. Страшно, мы кричим, визжим — он не заходит. Потом были случаи, когда едва-едва успевали в лодки попрыгать от него. А когда подплывали к берегу по­ сле рыбалки, то не сразу выходили, а сначала высмат­ ривали, нет ли его поблизости на берегу, а то не ус­ пеешь ни в лодку , ни в избушку. Однажды у парня подвернулась нога, он остался в избушке, остальные поехали в лодке на рыбалку. Ког­ да вернулись, смотрим — «Афо.чя» выходит из кустов. Мы давай кричать своему товарищу: «Ты хоть жив там?» Тот отвечает, что жив, что закрылся на топор и что видит «Афоню» из окна, просит подождать, пека он уйдет, чтобы не уплывали, дождались. До это^о случаи уже были, когда ребята вдоль берега на лодкэ плывут, а «Афоня» по зел\ле бежит вслед. В воду он никогда не залезал. ААы и ь этот раз решили отвлечь его от избушки, увести подальше, однако не удалось обхитрить — он не выпускал из виду ни нас, ни избуш­ ку. Мы метрах в 20—30 от берега, на лодке , начали пугать его стуком (он побаивается металлического сту­ ка). Тогда он стал кидать в нас камни' присядет, ухва­ тит руками валун и молниеносно швыряет из-за спины. Вывернул из земли березовую палку и кинул — она упала метрах в пяти от лодки. Пришлось отплыть. К сумеркам он вроде ушел. Мы — у кого топор, у кого нож, у кого железяка — в кучу сбились, идем к избушке. Он же. оказывается, за бугорком метрах в пяти затаился, и, как только мы двинулись к избушке, выскочил — массой своей вры­ вается в самый центр гурьбы. Мы врассыпную. Трое кинулись к избушке, остальные к лодкам . А один па­ рень оказался нос к носу с «Афоней», ни туда ни сю­ да. Парень на бугор побежал, в руках камень. «Аф о ­ ня» за ним. Парень инстинктивно камнем ему то ли в грудь, то ли в плечо. Тот издал звук жуткий, утроб­ ный. Парень — к лодке . И что удивительно, «Афоня» бросился не за обидчиком, хотя мог его схватить, а за теми, кто к избушке бежал. Им оставалось метра 3— 4, он в три прыжка их настигает. Последний, кто бе­ жал, слышит — сейчас он его схватит сзади. Ноги от этого ощущения отнялись, стали как ватные, парень только успел схватить за куртку впереди бегущего то­ варища, чтобы не отстать, не упасть. Товарищ в сума­ тохе подумал, что его «Афоня» схватил, — и упал. Пе­ редний успел впрыгнуть в дверь, а эти — ползком до порога. «Афоня» их настиг и ручищей последнего — как в салки играют — от лопатки до лопатки провел — только по куртке ладонь шаркнула, — и бегом назад, к лодкам , других догонять. Те уже столкнули лодки, и только одна застряла — мотор свалился, за­ цепился за камни. Парень толкает лодку , не может столкнуть. Ему кричат: «Сзади! сзади!» А тот еще больше замешкался, и когда «Афоня» уже завис над ним, пацан вцепился в свою лодку , весь в комочек со­ брался, голову в плечи вжал. Ребята замерли , стоят, рты разинули: что сейчас будет? Схватит? Ударит? А «Афоня» остановился, приседает, ужимки какие-то, ‘в таком игровом состоянии, подпрыгивает, весь в дви­ жении, как мяч, — но и пальцем не тронул человека. Ребята видят, что не трогает, подвеслили лодку по­ ближе, кричат: «Прыгай, прыгай к нам». Парнишка вы­ прямился, чтобы прыгнуть, машинально оглянулся — не думал, что тот прямо над ним стоит, и от неожи­ данности, в шоке не то что прыгнул, а полетел в броске, ударился о лобовое стекло и упал без созна­ ния. Мы его побили по щекам, полили водой на лицо — пришел в себя. Кричим тем , в избушке: «Что де- лать-то, поедем за людьми или как?» — «Подождите, — отвечают, — сейчас мы тоже как-нибудь выскочим, вместе выберемся». Ж дем . Мы на воде, те — в из­ бушке. Голодные уже. И темно. «Афоня» покрутился- покрутился на берегу и исчез. Приблизились к бере­ гу, кричим: «Давайте скорее, пока нет его. А парень, которому ноги отказали, он вообще не мог идти. Его под руки взяли, волокут. Только они на берег вышли — «Афоня» тут как тут. С лодки кричим: «Смотрите, сзади!» Те в стороны, а парню с отнявшимися ногами ничего не остается, как ползком — и в воду, прямо в одежде , в обуви. Его вытащили, весь трясется . Другие остались в избушке. Решили: надо звать людей из по­ селка» (из рассказа ловозерских ребят). С л уч али сь ли встречи с гоминоидом в последнее вре­ мя? — Да . Особенно много у меня сведений из Лово- зерского района — возможно, потому, что мы чаще там бываем. Был в области случай, когда гоминоида встретили зимой. Это было два года назад в воинской части. Я был на месте происшествия и записал на маг­ нитофон рассказ прапорщика, одного из очевидцев встречи с реликтом. В августе этого года была еще одна экспедиция на берега Ловозера. Цель ее была — попытаться установить контакт с гоминоидом. Одна­ ко погода была дождливая, кроме следов и кое-ка­ ких других находок результатов не было. «Сейчас, когда интерес к гоминоиду так возрос, нам всем необходимо как д^ожно осторожней, бережней относиться к этому существу — не причинять зла! На­ уке, людям нужен не сам гоминоид и не его труп а контакт с ним. Даже в плане оздоровления челове­ чества этот контакт может дать непредвиденный^ре- зультат: мы теряем способность организма сопротив­ ляться различным болезням , гоминоид же имеет мощ­ ную иммунную систему. Ученые считают, что изучение ее поможет нам в решении многих проблем. Кроме того, зто животное обладает множеством других зага­ дочных способностей... Животное ли?» (слова крипто- зоолога М. Г. Быковой, переданные в «Ловозерской РЫБНЫЙМУРМАН правде» от 23.09.89J. С . АРХИПОВ . (Нэш корр.) II ноября 1989 года Родственик ли нам„Афоня"? *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz