Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
U РИПТОЗООЛОГИ уже не считают «снежного чело века» таким уж чудом и больше не утруждают себя доказыванием публике его существования, пола гая этот факт очевидным для науки. Их теперь зани мают вопросы узкоспециальные. По мере изучения сведений о реликтовых гоминоидах обдумывается одна годза гадок : кто они* Инопланетяне или земные сущ е ства! Животные или ближайшие родственники хомо са- пиенс! В сентябре в Мурманске был организован «круглый стол» по обсуждению этой проблемы. «Снежный че ловек»: от мифов к реальности». Зал Дома политпро свещения был почти полон. Пришли зрители, все, кто интересуется феноменом йети, собрались специалисты и очевидцы встреч с гоминондом, приехали московские крнптозоологи М. Г. Быкова и М. Л. Попович, зна менитые авторы публикаций с «снежном человеке». Один из организаторов «круглого стола» — член Все союзного объединения криптозоологоз, докер Мурман ского морского торгового порта Л. В. Ершов. Кашу беседу с ним будем иллюстрировать наиболее харак терными эпизодами из рассказов тех, кто сталкивался с ГОА 1 ИНОИДОМ. Что-то в их словах едва ли укладыва ется в воображении, а что-то — поразительно досто верно. ★ ★ ★ — Леонид В а си л ье в и ч , го вор я т, что в ходе д и с к у с си и за « к р у глы м столом» у ч а с тн и к ам были пока заны д о к у м ен та л ьны е ка д ры , зап еч а тл евш и е живо го гом иноида ... — Был показан документальный фильм Александра Михайловича Згуриди «По следам «снежного челове ка». Для специалистов это хорошая пища для размыш лений. Непосредственно о «снежном человеке» доку ментального материала маловато — больше коммен тариев ученых, свидетелей, рассказов. «Изюминкой» можно считать эпизод, снятый Паттерсоном в 1967 го ду в СШ А : движение «снежного человека» по ущелью . Копии этих сенсационных кадров распростра нились сейчас довольно широко. Причем не самые лучшие порой. Например, есть копия у Сенкевича в «Клубе путешественников», но до того плоха, что там вместо живого существа маячит какое-то неясное пят но. Такие кадры вызывают только недоверие и скеп сис. В фильме Згуриди использована тоже не лучшая копия. . Видно, что это существо женского пола — судя по груди. Густой волосяной покров на теле . Сквозь заро сли кустарника она спешит к лесу. Размашистый шаг, несоразмерно большие руки словно бы загребают воз дух , помогая ходьбе. Обезьяны так ходить не могут. Она явно хочет скрыться от людей . Вот оглядьшается на оператора, прямо в камеру смотрит безволосое ли цо с низким лбом и глубоко посаженными глазами ~ нет, это не обезьяна. Но и не человек. Скрылась. — А вы.сами как относитесь к теории Дарвина • — ведь это впрямую касается загадки появления в приро де реликтового гоминоида? — Известна точка зрения Бориса Федоровича Порш- нева, одного из наиболее серьезных наших ученых, который занимался проблемой «снежного человека». По его гипотезе это один из сохранившихся видов пер вобытного человека, в частности, неандертальца. Неан дертальцы, по данным науки, вымерли около 30—40 тц^яч лет назад. Но никто пока не знает, почему они вымерли и вымерли ли вообще или перешли в форму кроманьонского человека, то есть более близкого к современному облику — не горбатого, с правильными пропорциями, без волосяного покрова по всему телу ... Неандерталец — последний этап перед появлением че ловека разумного — очень напоминает по внешнему виду «снежного человека». Встает вопрос: почему не андерталец до сих пор сохранил прежний вид? Почему не развился в кроманьонца? Нас в школе учили механистической теории, как по явился человек, развиваясь по неразрывной цепочке: обезьяна стала сшибать плоды с деревьев палкой, так развивалась кисть ее руки, потом освоила другие тру довые приемы, приучилась ходить на двух конечно стях, выпрямлялся ее позвоночник и так далее. Не слишком ли упрощенный взгляд? Сомнения в этом возникли с изучением «снежного человека»: почему этот вид не эволюционировал? Наверное, не все в при роде так гладко и логично, как в теории? Поршнев, а вслед за ним и многие другие антропо логи предположили, что «единой цепочки» развития че ловека не было. По-видимому, на земле было не сколько автономных очагов зарождения человека, и в каждом из них человек развивался своим путем. Пи текантроп, австралопитек, кроманьонец — это, воз можно, не один вид, а самостоятельные русла эволю ции хомо сапиенс. Так и неандерталец: в разных ме стах и под действием разных обстоятельств неодинако- ьвг«проходило его развитие и эволюция, по разным биологическим законам. Какая-то ветвь развивалась дальше и быстрее , другая остановилась, достигнув пре дела, и больше не эволюционировала. Я пока не могу сделать для себя вывод, какая же теория верка. Для меня этих объяснений недостаточно. Хотя гипотеза о неандертальской природе гоминоида кажется мне до- б о л ь н о убедительной . ...Совершенно очевиден неандерталоидный тип на шего северного «Афони» (так его окрестили ловозер- ские мальчишки). Он отличается от южных типов и запечатленного на ленте Паттерсона незначительно: цветом шерсти (альбинос?) и формой головы. Так же описывали северного йети другие очевидцы, выступив- щие во время встречи из зала. Например, Прокопова В. Г. из Оленегорска, кандидат технических наук, у ко торой в прошлом году произошла встреча с гоминои- дом в Хибинах. Ей удалось очень близко наблюдать его, разглядеть в подробностях. Мы рассказывали о своих поисках и находках. Выступила Быкова. Аудитория быстро почувствовала, насколько интересна и в обще нии проста Марина Попович — посыпались Еопросы, ответные рассказы ... Очень странный был случай несколько лет назад в горах Памира. Марина Лаврентьевна взяла с собой в экспедицию 16-летнюю дочь. У них была своя палатка. Руководитель группы предложила Марине Лаврентьев не «протестировать» гоминоида. Насыпали земли у б х о - гЗД разложили полоски разноцветной бумаги — как он себя поведет, выберет ли «свой» цвет или вовсе не об ратит внимания? Ночью долго было тихо. Дочь уснула. Вдруг Марина Лаврентьевна ощутила необъяснимую внутреннюю •трезогу. Внезапно она почувствовала, как ей в щеку уткнулся прут. Она замерла, не решаясь пошевелиться. И тут ощутила, что спальный мешок до чери перемещается во тьме. Она взглянула — он был наполовину вне палатки — и закричала от страха. Сбежались товарищи. Несмотря на странности, решено было разойтись по местам и продолжать наблюдение в полной тишине. В тот момент, когда йети снова по казался рядом с бумажными полосками, Марина Лав рентьевна, не смея высунуться из палатки, услышала прозвучавшие в мозгу слоза: «Мой цвет — зеленый. Я — дитя природы». Нервы не выдержали, она снова закричала. После этого случат ей с дочерью пришлось ретироваться вниз, к подножию, на базу. — Леонид В а си л ье вич , к а к бы там ни было , а те л е п а ти ч е ски е к о н та к ты с гоминоидом едва ли вы зы в аю т доверие. К а к вы сч и та е те , Марина Л авр ен тьевн а могла с л у к а в и т ь ? — Слукавить? Может быть. Но тут, скорее, другое . Когда человек долго пребывает в напряжении, да и страшновато, а он ждет с минуты на минуту прихода чудовища, то всякое может показаться, тут любая ме лочь приобретает зловещее значение. Они были тогда на Гисарсксм хребте, я сам там был. Это действи тельно аномальная зона, типа Пермского треугольника. Там полно и «аномальщиков», и уфологов, и крипто зоологов. Но я не могу относиться серьезно к этому месту — уж очень много всяких чудес там накручено, а на поверку не могут показать ни одного сколько- нибудь серьезного вещественного доказательства: ни фото , ни гипсовых слепков, ни киносъемки. У скептика все это может вызвать только улыбку. Там битком на бито народу — и не только альпинистов или поискови ков, но и просто любопытных; появляются и местные хулиганы, которые, зная, что тут ищут НЛО, гоминои да, всякие аномалии, разыгрывают людей, нехорошо шутят. Проходной двор, какой уж там «снежный чело век». Возможно, Марина Попович и ощущала все это. Возможно, самовнушение. А то и не без чьего-то озорства. — Вам много доводилось слушать рассказов о йети. Всегда ли можно отличить ложь от правды? — Когда человек сам по себе •бесхитростен — это же видно. Чисто психологически можно отличить пред намеренную ложь или явную путаницу от правдивого рассказа. Хотя порой сталкивался — так врут, что нелегко ра зобраться. В Таджикистане, например, один «очевидец» рассказывал о встрече с йети — очень похоже на правду. И место назвал, и время суток, и особенности рельефа : «под деревом стоял ; слева ручей, справа ущелье». А придешь на это место — где ручей, какие тут деревья? — насочинял. Некоторые, как поймаешь на неточности, тут же признаются: наврал, мол. Обя зательно проверяю каждую историю. А иной раз лю ди, напротив, не желают рассказывать о том, что ви дели собственными глазами. Одни — потому что по природе замкнутые, другие — не хотят накликать не доверие и насмешки. Из ловозерских стариков-олене- водов порой слова не вытянешь. А в Таджикистане исстари не водится рассказывать о встречах с йети — очень плохая примета, мол, расскажешь о встрече — навлечешь беду . Крол\е того, где бы и кто бы ни опи сывал внешность гоминоида — одни и те же подроб ности внешнего вида. Тут тоже ложь себя обнаружи ла бы. — Не в с тр еч а ли сь ли опи сания р е ли к та или изобра ж ени я его в ф о л ь клор е , н а с к а л ь н ы х р и с у н к а х , в ч а стно с ти , в саам ском народном творчестве? — Дело в том, что саамский фольклор почти утра чен. У них не было письменности, а что дошло в уст ных пересказах или литературных переводах — иска жено. Лопари вообще люди очень замкнутые, немно гословные, это идет от изнурительного труда, тяжких условий жизни оленезодов, от обиженности. Саам ни когда не будет чем-либо хвастаться, что вот он там что-то странное видел в лесу. Трудно найти среди них очевидцев словоохотливых. Но некоторые, с кем уда лось поговорить, помнят довольно ранние случаи по явления «снежного человека» в ловозерской тундре . Но раньше Еедь об этом в газетах не писали и расспраши вать никому не приходило в голову. Поэтому ничего не было слышно об этих встречах. Сейчас предана оглас ке история с ловозерскими мальчишками — они на блюдали йети в течение нескольких дней. «Ребята посмелее и полюбопытнее ездили к избуш ке. На третью ночь «Афоня» стал каким-то шальным, осмелел. То вел себя осторожно, приближался круга ми, украдкой. А тут прямо к избушке шел. Сидим у костра, вдруг кто-то повернется — а он уж неподале ку сидит, смотрит. Все повскакали, с воплями в избуш ку, а он следом подойдет и дверь дергает. Дверь на палку закрыта — он дернул, палка, как спичка, слома лась. Страшно, мы кричим, визжим — он не заходит. Потом были случаи, когда едва-едва успевали в лодки попрыгать от него. А когда подплывали к берегу по сле рыбалки, то не сразу выходили, а сначала высмат ривали, нет ли его поблизости на берегу, а то не ус пеешь ни в лодку , ни в избушку. Однажды у парня подвернулась нога, он остался в избушке, остальные поехали в лодке на рыбалку. Ког да вернулись, смотрим — «Афо.чя» выходит из кустов. Мы давай кричать своему товарищу: «Ты хоть жив там?» Тот отвечает, что жив, что закрылся на топор и что видит «Афоню» из окна, просит подождать, пека он уйдет, чтобы не уплывали, дождались. До это^о случаи уже были, когда ребята вдоль берега на лодкэ плывут, а «Афоня» по зел\ле бежит вслед. В воду он никогда не залезал. ААы и ь этот раз решили отвлечь его от избушки, увести подальше, однако не удалось обхитрить — он не выпускал из виду ни нас, ни избуш ку. Мы метрах в 20—30 от берега, на лодке , начали пугать его стуком (он побаивается металлического сту ка). Тогда он стал кидать в нас камни' присядет, ухва тит руками валун и молниеносно швыряет из-за спины. Вывернул из земли березовую палку и кинул — она упала метрах в пяти от лодки. Пришлось отплыть. К сумеркам он вроде ушел. Мы — у кого топор, у кого нож, у кого железяка — в кучу сбились, идем к избушке. Он же. оказывается, за бугорком метрах в пяти затаился, и, как только мы двинулись к избушке, выскочил — массой своей вры вается в самый центр гурьбы. Мы врассыпную. Трое кинулись к избушке, остальные к лодкам . А один па рень оказался нос к носу с «Афоней», ни туда ни сю да. Парень на бугор побежал, в руках камень. «Аф о ня» за ним. Парень инстинктивно камнем ему то ли в грудь, то ли в плечо. Тот издал звук жуткий, утроб ный. Парень — к лодке . И что удивительно, «Афоня» бросился не за обидчиком, хотя мог его схватить, а за теми, кто к избушке бежал. Им оставалось метра 3— 4, он в три прыжка их настигает. Последний, кто бе жал, слышит — сейчас он его схватит сзади. Ноги от этого ощущения отнялись, стали как ватные, парень только успел схватить за куртку впереди бегущего то варища, чтобы не отстать, не упасть. Товарищ в сума тохе подумал, что его «Афоня» схватил, — и упал. Пе редний успел впрыгнуть в дверь, а эти — ползком до порога. «Афоня» их настиг и ручищей последнего — как в салки играют — от лопатки до лопатки провел — только по куртке ладонь шаркнула, — и бегом назад, к лодкам , других догонять. Те уже столкнули лодки, и только одна застряла — мотор свалился, за цепился за камни. Парень толкает лодку , не может столкнуть. Ему кричат: «Сзади! сзади!» А тот еще больше замешкался, и когда «Афоня» уже завис над ним, пацан вцепился в свою лодку , весь в комочек со брался, голову в плечи вжал. Ребята замерли , стоят, рты разинули: что сейчас будет? Схватит? Ударит? А «Афоня» остановился, приседает, ужимки какие-то, ‘в таком игровом состоянии, подпрыгивает, весь в дви жении, как мяч, — но и пальцем не тронул человека. Ребята видят, что не трогает, подвеслили лодку по ближе, кричат: «Прыгай, прыгай к нам». Парнишка вы прямился, чтобы прыгнуть, машинально оглянулся — не думал, что тот прямо над ним стоит, и от неожи данности, в шоке не то что прыгнул, а полетел в броске, ударился о лобовое стекло и упал без созна ния. Мы его побили по щекам, полили водой на лицо — пришел в себя. Кричим тем , в избушке: «Что де- лать-то, поедем за людьми или как?» — «Подождите, — отвечают, — сейчас мы тоже как-нибудь выскочим, вместе выберемся». Ж дем . Мы на воде, те — в из бушке. Голодные уже. И темно. «Афоня» покрутился- покрутился на берегу и исчез. Приблизились к бере гу, кричим: «Давайте скорее, пока нет его. А парень, которому ноги отказали, он вообще не мог идти. Его под руки взяли, волокут. Только они на берег вышли — «Афоня» тут как тут. С лодки кричим: «Смотрите, сзади!» Те в стороны, а парню с отнявшимися ногами ничего не остается, как ползком — и в воду, прямо в одежде , в обуви. Его вытащили, весь трясется . Другие остались в избушке. Решили: надо звать людей из по селка» (из рассказа ловозерских ребят). С л уч али сь ли встречи с гоминоидом в последнее вре мя? — Да . Особенно много у меня сведений из Лово- зерского района — возможно, потому, что мы чаще там бываем. Был в области случай, когда гоминоида встретили зимой. Это было два года назад в воинской части. Я был на месте происшествия и записал на маг нитофон рассказ прапорщика, одного из очевидцев встречи с реликтом. В августе этого года была еще одна экспедиция на берега Ловозера. Цель ее была — попытаться установить контакт с гоминоидом. Одна ко погода была дождливая, кроме следов и кое-ка ких других находок результатов не было. «Сейчас, когда интерес к гоминоиду так возрос, нам всем необходимо как д^ожно осторожней, бережней относиться к этому существу — не причинять зла! На уке, людям нужен не сам гоминоид и не его труп а контакт с ним. Даже в плане оздоровления челове чества этот контакт может дать непредвиденный^ре- зультат: мы теряем способность организма сопротив ляться различным болезням , гоминоид же имеет мощ ную иммунную систему. Ученые считают, что изучение ее поможет нам в решении многих проблем. Кроме того, зто животное обладает множеством других зага дочных способностей... Животное ли?» (слова крипто- зоолога М. Г. Быковой, переданные в «Ловозерской РЫБНЫЙМУРМАН правде» от 23.09.89J. С . АРХИПОВ . (Нэш корр.) II ноября 1989 года Родственик ли нам„Афоня"? *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz