Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
12 Экологические проблемы ! «Круглый стол» журнала «Север» С о с т о я н и е т р е в о г и за всех нас, северян, возник ло при первых же — не страшно вымолвить — траур ных аккордах недавнего раз говора литераторов и специа листов за «круглым столом» об экологии Кольского Севе ра. Писателей Мурманска, Ка релии, Вологды, публицистов, ученых, представителей круп нейших промышленных пред приятий и контролирующих служб — более 60 человек — собрала редколлегия журнала «Север» в Мурманской област ной научной библиотеке неза долго до годовщины Октябрь ской революции. Случайно ли соседство этих дат? Даже ес ли и случайно — все же при мечательно: давно пора счи тать экологическое оздоровле ние задачей не просто нрав ственной и общественной, но и политической. Ведь речь-то — о нашем выживании! Сколько отпущено жизни на Земле при нынешних темпах отравления среды обитания? Лет 80— 100 отсчитали наиболее оптими стично настроенные ученые. Пессимисты дают 20—30 лет. Инопланетяне, слышно, пред рекают жителям Земли гибель от собственных стараний. Им Что — как пришельцы, так и ушельцы. А нам тут жить. И ■от на рынке дотошно ■испра шивают, из каких мест (с точ ностью до пригородной зоны) фрукты-ягоды-грибы : а вдруг из-под Киева! вдруг из Нике ля ! На нашем полуострове есть реки, из которых не едят рыбу, есть озера, из которых не пьют воду. Есть даже зоны, нуда никто не ходит, — утвер ждают, что радиация. А слухи теперь все чаще оборачивают ся правдой, потому что пред упреждают об экологической опасности не мракобесные старушки, а ученые, специали сты, люди искушенные, опыт ные, дальновидные. — Я живу в городе Апатиты, — сказал за «круглым сто лом» доктор биологических наук из Кольского научного центра В. В. Крючков. — Во ду из озера Имандра, которая поступает в городской водо провод — цветом и запахом напоминающую, извините, мо чу, — пить невозможно, нель зя! Это преступление, когда людям предлагают воду из тываем убаюкивающие эколо гические бюллетени. Заседа ем : сессии, конференции, об суждения. «Обязываем», «ука зываем», «принимаем меры». Расходуем деньги (по 10— 11 миллиардов рублей в пятилет ку на всю страну! В СШ А — по 70—80 миллиардов долла ров — в год!). Руководители, примерившись к «текущему моменту», бойко отчитываются по привычной схеме : столько-то произведе но продукции, столько-то из расходовано на профилактиче- Как спасти водоема, в который через ре ки сбрасывается 80 процентов вредных веществ такими про мышленными монстрами, как апатито-нефелиновая фабрика, комбинаты «Североникель», «Печенганикель». Что происходит с организ мом людей, пьющих такую во ду? То же, что с окрестными лесами : вокруг комбинатов вместо живого естества — «техногенная зона» — мертвые пустоши. Сколько таких пусто шей вокруг отравленной Имандры, видел каждый, кто проезжал мимо на поезде или автомашине. Недаром к «дея тельности» АНОФ -2 давно уже привлечено внимание не толь ко местной, но и центральной прессы. • — Удивительно, но мы при выкаем к этой смертоносной ситуации, — продолжал В. В. Крючков. — Регулярно почи- О Т Ч И И Д О М i ? Б а р е н ц е в о м о р е — не единственное море, в котором Миирыбхоз ловит рыбу. Ситуация здесь в кон центрированном виде отра жает общую ситуацию в мо рях и океанах страны. Кто был в море, тот ви дел, что представляет из се бя современный промысел. Когда ночью выходишь на палубу, то видишь, что на ходишься в «крупном горо де»: кругом море огней, сквозь которые горизонт не пробивается, — сотни, тыся чи судов. А современный су пертраулер уже сам по се бе город, развитый, инду стриальный, с мощными энергетическими и техноло гическими установками, плюс к тому со своей электро станцией для трала. Пожа луй, единственного, чего в сравнении с городом пет, это свалки. Ее роль выполняет «борт» — «пятый трюм». Современный трал весит полторы-две тонны. И такой «грейдер» идет по дну, утю жа, перепахивая нежную за вязь морской жизни! Ведь со дна эта жизнь и начинается — с водорослей, молоди, ик ры... Где прошел трал, там основа жизни превращается в прах. И вот такая армада из ты сячи судов медленно и мето дично продвигается вдоль океана с севера на юг, оты скивая богатые рыбные про мыслы и уничтожая их. Ат лантика уже обезрыблена. Разграблены богатейшие про мыслы Джорджес-банки, Гренландии, Лабрадора. Па тагонского шельфа, Керге лена, моря Скотта, островов Зеленого мыса. Мы вышли уже в Индийский, в Тихий океаны — и там столкнулись 1/ ноября 119 года ские мероприятия, составлены такие-то природоохранные планы. Планы-то хороши, да выполняются ли?. И деньги вроде бы расходуются, а эф фект... Так что же делать? Как спа сать общий дом от разруше ния? Во-первых, считает . .В. В. Крючков, нужно принять ряд законодательных актов, касаю щихся экологии. Принять за кон о собственности, в том числе о коллективных формах собственности на землю , во доемы и так далее , иначе ка кой прок от того, что государ ство штрафует само себя, а виновники остаются безнака занными! Добиться, чтобы Из выступления деньги от штрафов и плате жей с предприятий шли в Гос комприроды, то есть на ре альные экологические спаса тельные меры, а не на сторо ну, как сейчас. Нужно устано вить, наконец, твердые сани тарно-гигиенические нормы состояния воды, воздуха, про дуктов питания. А то получа- , ется так : вода негодная, др у гой нет — занижают, подтасо вывают норму; картофель весь бросовый, но кушать людям что-то надо — и тоже занижа ют норму... Все строящиеся и реконструируемые предприя тия должны проходить эколо гическую экспертизу — не ве домственную, а государствен ную! Доктор биологических наук Крючков, не первый год занимающийся состоянием ок ружающей среды края, уве рен: Кольский полуостров дол жен быть объявлен зоной чрезвычайного экологического положения. Такой же непримиримостью к существующему положению отличались выступления изве стного у нас и за рубежом пи сателя и публициста С . П. Лок- ко, 15 лет работавшего лесо рубом в лесном хозяйстве и знающего цену волюнтаризму на лоне природы; П. В. Вла сенко, начальника территори ального управления по гидро метеорологии. Мурманский пи сатель Б. Н. Блинов и заведую щий отделом ПИНРО А . А . Глухов говорили о сложной экологической л ситуации * Ба ренцевом море и других про мысловых рыбацких районах. А. « Л О В . “ Jk Морю нужен хозяин с нашими же дальневосточ никами, которые « с "той» стороны также методично утюжат свое полушарие, за мыкая круг. Многие страны вовремя спохватились, с почина А р гентины стали вводить 200- мильные зоны. Помню, как это начиналось. В 1975 году стояли мы у берегов Арген тины на Патагонском шель фе. Пришел на судно пред ставитель Минрыбхоза, мур манский капитан Елфимов и не без гордости поведал нам о своей деятельности. Дело в том, что жители Аргенти ны, Бразилии, встревожен ные тем, что па их шикар ные пляжи выплывают наш мусор, сепарация, кар тонная тара с этикетками «рыбмастер Иванов», что бе рега покрываются нефтью, а рыбные запасы нищают, р а з вернули широкую кампанию за запрещение промысла со ветских судов в их водах. И вот Миирыбхоз наделил сво его представителя правом всячески блокировать подан ный в парламент билль о за* прещенин. Благодаря со вместным действиям два го да тормозилось решение воп роса . Помню, мы очень р а довались: «Что они, как со бака на сене: сами не ловят и нам не дают». Но все же через два года решение бы ло принято парламентом и нас прогнали.'Я теперь со стыдом думаю, что бы про изошло с Мировым океаном, если бы нам позволили еще в нем «похозяйничать» лет пятнадцать. Стали искать новые бан ки в Тихом, Индийском океа нах, интенсивней стали ло вить в своих водах, из кото рых не выгоняют. Значи тельная часть флота осела в Баренцевом море. Начали ловить виды, которые рань ше пе брали: сайку, путассу, мойву любых размеров. Пом ню, в спичечный коробок уместилось девять штук про мышляемой мойвы. Ее было очень много, казалось, что запасы неисчерпаемы. Стали ловить тралом. А мойва — рыбка нежная, жирная. Опу стили подводную лодочку, посмотреть, что там получа ется. И увидели. З а тралом идет километровое мутное облако. Попадая в трал, мой ва прессуется и выдавливает ся из пего, как фарш . Толь ко десятая часть рыбы до ставляется па борт судна, остальное оседает на дно и гниет, превращая его в по мойку. Прошло года три — и мойвы пе стало, как в свое время н селедки. Мойвенной путины уже несколько лет нет. О том, что сейчас с мо рем делается, много гово рят, пишут, да и наука свое слово скажет. Доведено оно нами до состояния трагиче ского. Естественно, встают извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? Александр Исаевич Сол женицын на первый вопрос ответил классически ясно: «Виноваты все, но все-таки более всех виноваты, конеч но, правящие, потому что на них лежала историческая от ветственность, они вели стра ну, и если они даже лично виноваты пе больше других, то как правящие — все-таки больше». В свое время рыбный ад мирал т. Каргин сказал на встрече с писателями: «Если мне прикажут вычерпать Ба ренцево море до последнего хвоста, я это сделаю». Ду маю, еще долго не будут до конца оценены те недюжин ные усилия, которые он за тратил в деле истребления рыбных запасов родных пре делов. Для того чтобы сдвинуть проблему Баренцева моря с мертвой точки, необходимо решить комплекс задач, включающих социальные, экономические, технические вопросы. Проблема настоль ко емка, что, право же, оп тимизма не хватает. И Есе- таки... Прежде всего: морю необ ходим хозяин. Если оп бу дет, остальное явится уже следствием этого. Хозяином мог бы стать областной С о вет народных депутатов. Не в нынешнем, разумеется, со ставе и качестве. В экономическом плане — исключить, наконец, оплату по валу. Сколько говорилось об этом, да воз и ныне там. Губительна для моря и для промысла общая техни ческая отсталость флота от современного уровня. Супер траулеры, которые до сих пор считаются у нас новей шим словом техники, во всем цивилизованном мире уже списаны в металлолом, а нм па смену пришло повое по коление судов. В 1986 году на «Совет ске» стояли мы у берегов Америки. З а месяц зам оро зили 300 тонн рыбы. Рядом ловил «голландец» — всего педелю. В тех же условиях сделал 1200 тонн морозки и ушел домой. Наш капитан успел побывать у них на судне. Любопытно сравнить: у" нас 101 человек в коман де, выловили за месяц 300 тони: у них 24 человека — 1200 тонн за неделю. Не говоря уж о наших подвах- тах и ударном труде. Что значит судно нового поколе^ пня: нет "мощной тралово/г- лебедки, трал на палубу не вытаскивается, а подтягива ется к борту. Гидравличе ской лебедочной и штангой, как клювом, из-за борта бе рется партия рыбы и направ ляется на рыбофабрику. М о розильная установка на но вом хладогенте пе 30, как у пас, а чуть ли не 100 цент неров, и не надо ждать 12 часов — морозка идет кон тактным способом. Трал еще за бортом, а ящики уже в трюме. Уходя с промысла, гол ландцы нам гуднули на про щание и пошли домой. З а р платы им за этот рейс на год хватит. Вот вам и про изводительность труда, и экология, и уровень жизни, и забота о людях. Б. БЛИНОВ, член Союза писателей СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz