Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
л рыбный мурман Полина Беспрозванная Н А МОЙ В ЗГЛЯД , Полина Беспрозванная — один из самых интересных поэтов Заполярного края, не говоря уже о том, что она из тех ред ких ныне людей, к кому в пол ной мере применимы столь «ста- том было выступление в ярком и нашумевшем поэтическом хо ре коллективного сборника «Ступени», затем соло в мур манской же кассете «Хибины», в 1986 году вышла вторая мур манская книга Беспрозванной «Когдабыне дышать...» ромодные» понятия, как интел лигентность, высокая культу ра, бережность к отечественной речи. Что сказать о поэте сверх того, что говорят о нем стихи? Коренная ленинградка, там же училась в университете. Жи вет Полина в Апатитах, работа ет в Кольском научном центре. Она не спешила с первых шагов опубликоваться, как это часто бывает с молодежью. Но когда ее стихи появились в журнале «Север», без всяких скидок можно было сказать: это поэ зия, а не «первые опыты». По- — сборник стихов «Смальта». Скажем прямо, уровень поэтес сы из Апатитов заслуживает большего внимания издателей, тем более что ее стихи па ма газинных полках не залежива лись. Но, несмотря па сию «прохладцу» (быть может, и вынужденную), поэт в ней не увядает, как, увы, нередко бы вает с литераторами. Мы пред лагаем вам стихи, которые, кро ме одного, еще нигде не публи ковались. С. АРХИПОВ. Глосса* И та любовь, что изгоняет страх , Для насу увы, риторика и только . Мы любим — как живем: бездарно и впотьмах, Теряя дни без славы и без толка . I И та любовь, что изгоняет страх, Небесного взыскующая Града , Г орящ ая у праведных в сердцах, Она одна — спасенье и награда , I I если что и надобно просить У Господа — так это научить Любить любовью этой совершенной И горний мир у и дольние поля. Чтоб бездною чреватая земля Любовью той была благословенна! II Для пас, увы, риторика и только Все вышесказанное. Мертвые слова. Повторишь раз, другой — и как-то горько Во рту становится, и кругом голова. Так атеист, роняя «Бога ради», * ГЛОССА — средневековая с ти хо тво р н а я форма . Запнется вдруг и поглядит вокруг, И неуверенно окликнет: «Слышишь, друг?» Ну а в ответ ему — меж перекладин, Неважно — буквы X или креста, Сквозит — одна и та же — ПУСТОТА . III Мы любим — как живем: бездарно и впотьмах , И нежность паша зиждется на страхе потерь. (Как?! Эти херувимчики в соплях, В коротких маечках — и им лежать во прахе?!) Любовь и страх — две стороны монеты, Которой платим мы за то, чем в жизни этой, Нелепой жизни, все же дорожим , Кому мы платим — не совсем понятно , Неужто той, что все возьмет обратно? ((Чем дорожим» — сирень — «Над чем дрожим IV Теряя дни без славы и без толка, Живем. И деревце, посаженное впрок, Ты выдернешь назавтра же, прополкой Увлекшись. Сыновьям урок — Уроном назовешь, по чести. Дом занялся наш с четырех углов. Но — сбившись в кучу — все равно не вместе, Для брани, и для лжи мы не жалеем слов. (гБояищисл не совершен в любви», Ату его! Лови его, лови! Вторая четверть Когда по утрам фонари в морозном плывут ореоле, задолго до желтой зари стекаются школьники к школе. И мерзлую сменку свою, толкаясь, они обувают; и что-то кричат, и жуют, а кто-то из младших зевает. И пахнет сиротством и мглой всеобуча, и пустотою, что входит под кожу иглой и делает жизнь сухостоем. Так вот она, наша любовь? Чугунное наше участье! Неструганый школьный Конечно, кто-то выжил. I I пророс сквозь мусор и песок, сквозь музыку и скрежет . И даже стал сосной, и вот туманно брезжит величие в кривых его ветвях. Бугристый ствол вблизи внушает страх, но тонкий умудряется ценитель теперь в нем находить — о, только пальцем ткните! Гармонию, а также Красоту. Ценители не дремлют на посту, владеют топором и разговором, и странным жанром исповеди хором... ...// стыд, как старый ноготь, в мясо врос. / __ Под Мончегорском умирает лес, пытаясь уползти: сухпе корни землю царапают, сухие ветки — небо. Колышутся над Имандрой полночной дымы, как разноцветные лубок на тоненьком детском запястье. Учительский крик без затей И воздух учения душный. И преданных наших детей усмешка и взор равнодушный. знамена. Одно — лиловое, как туча грозовая, второе — бурое, как хвоя мертвых елок, а третье — полинялое, как наша, уже готовая к уступкам новым, совесть. Если мне мешает разум, Что ты сделаешь со мной? По Указу, без Указу Пил и пью ее, заразу, Ёксель-моксель, хрен хромой. Пил и пью, и дальше буду, Коль не сдохну поутру. Коль не сдам свою посуду На кладбищенском юру, Где пустую мою душу, Двумя пальчиками взяв, Ангел светлый с маникюром Отодвинет и вздохнет. Потрескивают свечи, словно лед на озере осенними ночами, когда уже сентябрь за плечами и боязно заглядывать вперед. Пронзительное пение старух на клиросе. И молодой священник. И — непереносимо — отпущенье грехов из благосклонных третьих рук. «Когда б не грязь — здесь можно было б жить...» (С. Васильев). Когда бы не дышать — здесь можно было б жить, Упорствовать среди пожухлых листьев и лиц, умеренно приветливых, и лисьих уловок девушек, и женщин, и старух... Когда бы не дышать — не впитывать любой частицей кожи смрадную любовь к Отчизне, одичавшей до предела. До крови... 17 ноября 1989 года Журнал Север № 9 , 10 Сентябрьский и октябрьский номера журнала «Север» за этот год в большей, прозаиче ской части снова заняты исто рическим повествованием Дмитрия Балашова. На этот раз печатается вторая книга его романа «Отречение», в ко торой писатель продолжает свое многотрудное и давнее дело по художественному ос мыслению Российской исто рии. Особенно тех ее лет, ко торые обычному читателю, не знакомому с древнерусскими памятниками письменности, с хрониками и летописями, поч ти что и неизвестны. Д . Балашов пишет историче ский роман в том его класси ческом виде, когда реальная, хроникальная жизнь как бы об в и в а е т с я канвой вымысла. А вереница политических ходов, сшитая в единое полотно пи сателем , вдруг открывает нам логику тяжелого политического труда, когда из разрозненных княжеств, наперекор игу скла дывалось молодое и сильное Русское государство . Одной из центральных пуб ликаций «Севера» в октябре, без сомнения, стали мемуары Айно Куусинен — жены вид ного деятеля Коминтерна О т то Куусинена. Мемуары эти писались в шестидесятые и се мидесятые годы за рубежом . А потому и лишены парадно го лоска, ибо реальная жизнь и самого Коминтерна, и его деятелей в записках А . Куусе- нен «Бог низвергает своих ан гелов» перестает быть мифом . Обстановка страха, сталинский произвол, закулисная борьба бюрократов-чиновников, зара батывающих свой хлеб то на идее мировой революции, то wa голоде и бесправии простых ^ ю д е й , — все это Айно Кууси нен не могла оставить без вни мания. Она говорит только правду. Хотя в ее воспомина ниях есть и некая доля аван тюрности: не будучи сама убежденной большевичкой, она по воле судьбы стала д е я телем Коминтерна, профессио нальной советской разведчи цей в Японии, была репресси рована и закончила свою жизнь в начале семидесятых годов в Финляндии . Этой недавней, но невидан но трагичной истории нашей страны посвящен и очерк Ива на Чухина «Каналоармейцы». В сентябре были напечатаны его заключительные главы. Это о трагедии людей , это о траге дии деревень, это о снесенных кладбищах и затопленных ле сах, о человеческой боли и безвинной крови строителей Беломорканала. В поэтическом разделе ж ур нал «Север» возобновил зал повую традицию печатать сти- по региональному признаку. На этот раз авторами журнала стали сразу четыре молодых поэта из Пскова. Хотя лишь публикация Валерия Мухина оставляет впечатление ладной, профессиональной работы. Впрочем, и она не взламыва ет эстетические установки редколлегии журнала. По-пре жнему — минимум метафор , минимум дерзко го поиска... К линии журнала примыкают и стихи Владислава Кокорина в октябрьской книжке. «Быль и боль Заонежья» — так называются в двух номерах публицистические размышле ния петрозаводского литерато ра И. Костина. Это размышле ния о родной земле, о ее не- прибранности, о причинах бе ды. Для любителей литературо ведения будет полезна статья Елены Марковой «Стихотвор ный крест» о творчестве Ни колая Клюева. i t А . ЭДОКОВ . Литературная страница J 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz