Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
8 Демократия: теория и практика О влас ти реальной и .vim мои , о ф у п кц ия х и с полномовспи х акпара тчи- кпв и депутатов, а в целом — о пред: стоящих выборах в местные Советы ве дут диалог журналист Сергей М И РО Н О В и заместитель председателя Перво майского исполкома М и хаи л Юрьевич СЛИЧЕН ПО . 9 — От людей очень часто можно слы шать: вот ходил в исполком... А подра зумевают, как правило, не исполнитель ный комитет Совета, а все что угодно, — и роно, и райфин, и любого ответст венного и безответственного работника. Мне кажется, есть необходимость на кануне предвыборной кампании начать нашу беседу именно с этого... Какова, в частности, структура Первомайского райисполкома! — Что ж, пожалуй, вполне резон ная завязка для разговора. Иной раз диву даешься, откуда такие астроно мические цифры. А между тем в ап парате нашего исполнительного коми тета двенадцать ответственных работ ников: председатель, три зама, секре тарь, пять заведующих отделами и два ответсекретаря комиссий. Ошибка избирателей заключается в том, что они часто отождествляют аппаратчи ков и членов исполкома. ^ лось, что фирма «Новосел» пе стек лит балконы, только — лоджии. Ну кто будет с этим разбираться в «ук репленном» горисполкоме? Да пото нут аппаратчики в мелких жалобах... Поверьте, я не старые взгляды от стаиваю, а лишь трезво пытаюсь смо треть на вещи. — Михаил Юрьевич, ни в ксем слу чае не хочу навязывать вам свое мне ние, просто многого, может быть, не понимаю. Не понимаю нагромождения всяческих комиссий и комитетов. Не по нимаю, зачем одну и ту же бумажку несколько раз спускают по инстанциям. Потому и завел этот разговор, что не нахожу логики и здравого смысла в кон троле и дубляже. Взять хотя бы для примера торгот- делы районного и городского уровней, рай- и горкомхозы. Почему, для чего десятки человек занимаются одним и тем же* Ведь это не работа, это ее ви димость. Объясните, пожалуйста, ка кой смысл в начальнике коммунального хозяйства и заместителе председателя исполкома, его курирующем! Почему должен быть зав. роно и обязательно контролирующий его работу зампред! — Может, вы кое в чем и правы. Но коль уж мы начали дискутировать, стоит, вероятно, копнуть поглубже. Нужен или пе нужен, допустим, — Опять-таки не убедили... — А я и пе пытаюсь. Просто на до быть объективным... Но что каса ется дубляжа, во многом разделяю вашу точку зрения. Лично мне кажет ся, какая-то одна из этих двух долж ностей действительно пе нужна. Дело в том, что такая структура сложилась давно, когда депутаты на ши были пе больше чем свадебные генералы. Тогда считалось, что надо приглашать их, объяснять, разжевы вать. — Михаил Юрьевич, может, и не так тичный вопрос для вас, но я не могу его обойти. Обо всех поговорили, а вот о замах... Их ведь целых три в исполко ме... — Да. Один — куратор ЖКХ . Другой — народного образования, милиции, инспекции по делам несо вершеннолетних и т. д. И третий — это я, председатель плановой комис сии. Кстати, в горисполкоме четыре зама, а в областном — еще больше. — Будьте так любезны, докажите, мне, просто избирателю, что все они жизненно необходимы исполнительным комитетам. — Я не имею права судить об их деятельности. Что же касается меня... (Смеется.) Вы, наверное, так и жде- СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ *— Но ведь вы не посчитали еще ин спекторов да методистов... — Хорошо, давайте плюсовать. Организационный и торговый отделы — по одному, заведующему. Райком- хозг двое — . зав. и старший инженер. Отдел по.учету жилплощади: три че ловека. И отдел . . соцобеспечепия... Около двадцати. Но... ведь это инспе кторы и методисты, оказывающие не посредственную помощь ветеранам и инвалидам, — уборку ли сделать, 39 продуктами ли сходить... У них и места-то своего в здании исполкома нет. — И все-таки стоит, пожалуй, пораз мышлять: а не многовато! Моя логика проста: в Мурманске три райисполкома, один — гор, да еще и областной. Сум мируйте всех аппаратчиков — ого, ка кая армия получается... С другой сто роны, посмотришь: человек месяцами клянчит дырявую трубу заменить. Я уж и не вспоминаю о том, что в мест ных Советах области чуть ли не пять тысяч flenyfaroB . То есть вполне не двусмысленно намекаю: не пора подсо- кратиться! — По новому закону депутатский корпус как раз .заметно и уменьшится: сейчас в Первомайском . райсовете 250, а будет всего 100. —■А не возникала у вас мысль, что для такого города, как наш областной центр, может, и ни к чему столько ис полкомов, зачастую дублирующих друг • друга. Представьте, если укрепить кад рами городской, вполне б можно было использовать три освободившихся зда ния, немного переоборудовав, в качест ве, скажем, поликлиник. — Да-а, непростой вопрос вы за дали. Хотя, замечу, идея не новая. Я тоже много раз об этом думал. Но все время заходил в тупик, потому что не знаю: сумеем ли в масштабах одного горисполкома заботиться о каждом человеке, если даже сейчас, при сегодняшних штатах, руки не до ходят и времени катастрофически не хватает? Ну, посудите сами. З а де вять месяцев у меня на приеме побы вало 600 человек, у завторга, напри мер, и того больше. Умножайте на четыре и скажите честно: реально хо тя бы выслушать такое количество народа? Уж не говорю о том, сколько повторных хождений, о том, что еще кроме слушаний надо и дела делать. Сократить число исполкомов, на верное, можно. Но пе станет ли от этого хуже населению? Внешне, ко нечно, заманчиво: вот так, запросто, не прилагая особых усилий, заполу чить две-три поликлиники. Или — детсада. Но' ответьте мне па такой простой вопрос. Вот лежит у меня па столе бумага. Стояла семья целый год в очереди, чтобы застеклить бал кон. А когда очередь подошла, оказа райкомхоз? Хорош о , представим, что его распустили. Кто будет следить за чистотой улиц, кто займется гара жными кооперативами? Да ведь есть еще и личный жилфонд... А зимой, в ненастье, когда дорожники пе справ ляются с метелью, только райкомхоз и координирует совместные усилия предприятий. Или взять отдел по учету жилпло щади. Три человека: разве это много? — Думаю, да. Больше того, мне ка жется, именно этот отдел и вовсе не нужен в исполкомах, поскольку люди квартиры получают в основном на пред приятиях. А там — свой учет. Значит, дублируете! — Ну а как быть с очередниками, стоящими в исполкоме, — это ведь около 5 тысяч? Кто займется всей до кументацией? Хотя, с другой сторо ны, доля справедливого упрека, по жалуй, есть в ваших словах. Согла сен:" вполне бы хватило, наверное, внештатной комиссии. Но опять же оговорюсь. Знаю, как работают вне штатники. Вот и выходит, что пока без аппарата не обойтись. — И все-таки ваши слова не вполне убедительны: распределять готовое — особого ума не надо. — Но есть еще коммуналки. Вы ехала семья, освободилась комната, а оставшимся жильцам площадь вели ковата — необходимо подыскать об менный вариант. Предположим, двоих переселить в однокомнатную, а семыо побольше — в эту квартиру. Да, и совсем забыл: сейчас этот отдел взял па себя функции координатора в с о зданной из 15 предприятий ассоциа ции по строительству жилья в сред ней полосе. — А что вы можете сказать о других отделах! Во всех ли острая потреб ность? — Ну, райфин и роно исключите сразу: они пе входят в структуру ис полкома. — Хотя имеют двойное подчинение, исполнительному комитету в том чис ле... Зачем! — Вы можете предложить что-то иное? — Увы. — Тогда поговори?.! об организаци онном отделе... Впрочем, здесь, ду маю, все ясно: работа с депутатами?.. — Как раз наоборот: ведь секретарь исполкома, насколько знаю, тем же са мым занимается. — Не только. Секретарь — это уровень зама, он входит в состав ру ководящих органов. Да плюс к тому возглавляет женсоветы, следит за с о блюдением регламента работы испол кома. И потом: оформление наград, снижение при необходимости брачно го возраста — кому это поручить? те, чтобы сказал: моя должность не нужна. — Да нет, с вашей работой я немно го знаком и потому считаю: побольше бы таких аппаратчиков. — А между тем плановая комис сия — это фикция. Да, конечно, важ ны п выпуск товаров народного по требления," и развитие кооперативов, и сбор металлолома, и прочее, про чее. Но как работает паша комиссия? Приходят обычно ее члены, чтобы послушать меня. А зачем мне это, если и так отчитываюсь регулярно перед исполкомом? Думаю, жизнь и новые выборы рас. ставят все по своим местам. — Кстати, количество депутатов в ме стных Советах области уменьшится на 58 процентов. Много это или все-таки недостаточно, на ваш взгляд! — Пожалуй, только время ответит. Но само сокращение — шаг очень нужный. Ведь фактически и работала только половина. Еле-еле кворум на бирали, когда пайки перестали давать перед сессиями. По меньшей мере, «команда» будет теперь хоть управляема. — Знаете, какое противоречие усмат риваю, Михаил Юрьевич! Вот сейчас вы, зампред исполкома — депутат. А по новому закону такое совмещение недопустимо. Предположим, вы оста лись на своей должности, но депута том не являетесь: не пострадают ли от этого авторитет и значимость! — Понимаю. Конечно, противоре чие есть: в «весе» потеряю. Тут да же шире надо смотреть: какими бу дут ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛКОМОВ? ЭТО ХО' рошо, что мы дело решили наконец поставить с головы на ноги и вернуть власть Советам. Но вместе с этим обя зательно следует определить статус исполнительных комитетов, иначе еще меньше останется у пас реальной си лы. — Сейчас очень часто звучит предо стережение: неформалы могут взять власть. Вы считаете, это слишком опас но! — Я считаю, опасна только демаго гия, т. е. призывы скорее отобрать власть у партии и отдать ее невесть кому. Убежден: коммунисты и неф ор малы должны идти навстречу друг другу. Для меня критерием оценки служит только деловитость. — Кого, по-вашему, должно быть больше в Советах: рабочих, крестьян или интеллигенции! — Вы знаете, мне кажется, пе на до так ставить вопрос: к чему это р а з деление? Да и отражает ли оно ны нешнюю действительность? Сколько у пас интеллигентов из крестьянских семей? У меня социальное происхож дение из рабочих, а я никогда не был рабочим... Думаю, сегодня куда важ нее уровень компетентности. 17 ноября Фото В. К О Р ЕЩ ф го , РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz