Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
6 отдела партийной жизни и пропаганды. На контроле горкома КПСС 8 последние годы все чаще м уж чины ж а л ую т с я на неор га ни зованность и потому беспо ле зно с ть военны х сборов. Одна ко кое-кто из арм ей ски х то в а рищей у см а тр и в а е т в этлм «по ся га те л ь с тв о . на а в тори те т» арм ии . Чтобы вы я сн и т ь , кто прав , кто виноват, М урм ан ский горком КПСС прозерил все э ти пи сьм енны е и у с тны е обращения гр аж д ан , р уководи телей предприя тий и учр еж д е ний по поводу при зы ва на во енные сборы . Р е з у л ь т а ты про верки были вынесены на бюро горкома п ар ти и , где получили полное одобрение. А теперь о с у ти жалоб . К а к п о к а з ы в а е т ПРАКТИКА , призывы у нас приходятся обычно па лето. А ведь именно в это время года пик работы у северных строителей, ком мунальщиков, транспортни ков и т. п. Эту сложную си туацию обостряют и быто вые, семейные проблемы: северянам, их семьям необ ходим выезд в среднюю по лосу. на юг для восстановле ния здоровья. Но из года в год в той же автоколонне № 1118 летом, в период интенсивного при зыва военкоматами па р а з личного вида сборы, остро не хнатает людей: некому ремонтировать машины и не кого посадить за руль про стаивающих автобусов. Крас норечивы цифры. В 1987 г., например, па сборы и убор- ку урожая из АТК-1118 бы ло взято 13 водителей и 11 автослесарей. Через год циф ры увеличились чуть ли не вдвое, соответственно — 21 и 20. Зато за восемь меся цев этого года на военные сборы взято 72 военнослужа щих запаса, в том числе 24 водителя. З а это время про стой автобусов без водите лей, призванных на сборы, составил 1390 дней. АТК при этом потеряла 217,1 ты сячи рублей. А кто подсчитает, во что Как берут на военные сборы? Этот вопрос сегодня волнует не только мужчин обошлось это нам, пассажи рам, потерявшим массу вре мени в ожидании автобусов? Или другой пример. В автобазе БПО «Севрыба» за 9 месяцев этого года при звано па военные сборы 64 офицера и солдата запаса. Предприятие потеряло при этом 1914 человеко-дней и 53 тысячи рублей (ведь они были выплачены по сути не работающим людям). З а этот же срок 42 чело века, и опять в основном во дители. было призвано из управления механизации тре ста дорожного строительства и благоустройства. Потери — 1590 человеко-дней. Основ ной призыв пришелся на ле то. Думаю, еще и по этой причине так долго порой ре монтируются в городе доро ги. Мы спр аш и вали водителей , к а к ую работу они выполняли в армии? В н е ко то ры х с л у ч а я х , ко гда и х при зы вали к а к шо феров и а в то сле сар ей , они з а ним али сь б ла го у с трои тель с твом в воин ски х ч а с т я х . В то же ■время ан ало гичн ая военная те х н и к а с то ял а на консервации . Много жалоб было на то, что зачастую военкоматы из вещают предприятие о при зыве работника лишь за ме сяц. Но это в лучшем слу чае. Конечно, мы понимаем не обходимость переподготовки воинов запаса. Однако видим Ь этой работе много форма лизма, погоню лишь за ко личественными показателя ми. Большинство призывни ков, с которыми удалось по говорить, считают время, проведенное на военных сбо рах, впустую потерянным. Формовщ и к ДСК А . И. Бо гда нов По военной сп ециально сти — морской радиом е три ст, с т а р ш ина второй с т а т ь и . На сборы его взяли к а к с в я з и с т а . И $н 3 дня разносил повес тки военко м а та . 20 дней выполнял под собные работы в х о з я й с т в е н ном взводе, пока ч а с ть н а хо д и л а с ь на у ч е н и я х . Вряд ли после та ко й переподготовки Богданов повысил свои зн а ния к а к военный сп е ц и а л и с т . Е го колле ге А . А . К о п тя е в у , можно с к а з а т ь , повезло . Сн а чала он попал на пр а здни к ч а с ти , потом вы я сни ло сь , что та к и е при зы вни ки здесь не н уж ны , и его с товарищ ами пе ревели в д р у г ую ч а с т ь . Но и здесь дела им не наш ло сь , поэтом у срок сборов им со кр а ти ли на 8 дней . А вот к а к проводили время в армии работники А ТК N« 1505: водители А . А . Н ики тин и В . П. Сайтов и грали в к а р ты ; шофер С. В . Кр уж аев воен ной подготовкой не з а н им а л с я ; води тель Н. В . Никипелов пло тни чал , ш т у к а т у р и л ; ремонтнин А . С . Воробьев рыл ко тлован . И лиш ь двое из опрош енны х в ATK-1505 под твердили , что д ей с тви те льно проходили воен ную под го товку . О СО БЕННО ЗА Т РУД НЯЕТ работу такой подход флотам, где и без того сложности с комплекто ванием экипажей. Например, в БПО «Севрыба» было при звано па сборы в 1988 г. 49 человек, потери — 2115 су ток; за 9 месяцев этого года уже 60 человек — потери 2437 суток. Руководители кадров этого флота сооб щили: «Укомплектование команд производится всеми тремя райвоенкоматами го рода, количество призывни ков ежегодно увеличивается. Отдел кадров не всегда р а с полагает точными данными, кто и когда, а также на сколько суток будет призван на военные сборы». Не.мало случаев, когда во енкоматы не желают прини мать доводы руководителей предприятий, не слушают их просьбы не привлекать на военные сборы того или ино го специалиста или группу специалистов в связи с про изводственной необходи мостью. Так, в июле врач роддома № 1 Мурманска Ю . А. Верховод был призван на сборы. Из 10 докторов в это время в роддоме оста лось лишь трое. Сборы за кончились в сентябре. Многие указанные недо статки в организации воен ных сборов отмечаются и партийными работниками. Только за последние три го да количество призванных на сборы увеличилось на од ну треть. Вот что сказал в беседе А. Г. Билецкий, секретарь парткома треста «Мурманск- промстрой»: «19 мая я в экстренном порядке был при зван на военные сборы. Р а с порядок дня в течение всех 25 суток: завтрак, дежурст во на кухне, обед, ужин. Боевая и политическая под готовка сводилась ...к колке дров, мытью посуды и после этого — отдых в насквозь промокших палатках». То же самое подтвердил и А. Ж у ков, работник Октябрьского райкома ВЛКСМ . Кого, как и когда призыва ют военкоматы па сборы — неведомо сегодня никому. Некоторых мужчин берут на военные сборы чуть ли не ежегодно. Почему? — они и сами не знают. Например, плавмастерская «Резец» объ единения «Мурманрыб- пром» всегда испытывает не достаток в кадрах. Однако и здесь, в общем-то неболь шом коллективе, отвлекается до 20 квалифицированных специалистов в год, что осложняет ремонт промысло- вых судов, тем более летам. Например, слесарь-судоре монтник А. Г. Суслов был па сборах по 25 суток в 1986-м, 1987-м, 1988 годах; плотник 10. С. Кловаиия — тоже по 25 суток в 1986-м, 1988-м и 1989 годах; матрос С. М. Иноземцев и моторист Л. G. Васильев — также по 25 суток два последних года. М ири ться и дальш е с по добными н едо с та ткам и — н ель зя . Поэтому на бюро горкома КПСС было решено обр а ти ться в М инистер ство обороны С С С Р , к командованию Л ен и н гр ад ско го военного о к р у га , облвоен- ком у с просьбой : ум ен ьш и ть количество призы вов ле том , у ч и ты в а я к лим а тич е ски е у с л о вия и сп е ц иф и к у работы в З а по л яр ье ; по возможности в конце или начале года инфор мировать пр едпри я ти я и у ч реждения М урм ан ска о пред с то ящ и х п р и зы в а х : пред усм о т ре ть облвоенком ату координа цию призы вов на сборы по районам города и п р е дпр и я ти ям . А. ВИРИ председатель парткомиссии _ при Мурманском горкоме КПСС. Продолжаем дискуссию Помполит или первый помощник? Новое решение проблемы первого помощника капитана предлагают: руководитель морского вуза, моряк, ученый. С П О РЫ О ТОМ, нужен или не нужен на флоте первый помощник капитала, а если нужен, то каким он должен быть, то разгорают ся, то стихают. Проблема же обещает разрешиться, похо же, только стихийно. И, по нятно, не в пользу сохране ния института помполитов. В условиях демократизации об щества, с развитием х озр ас чета, аренды и т. п. помпо лит, как пугало нерадивых, на флоте не нужен и даже обременителен для судоэки пажей. Часть судов уже хо дит в море без первого, а на других — один помполит на группу судов. Кряхтят, прав да. капитаны, на которых те перь сваливается дополни тельный (и немалый) груз забот, нервничают от расту щей неопределенности своего положения оставшиеся пом- полпты, прячут свою тревогу флотские парткомы, по «лед уже тронулся». Что же бу дет? Д ум аем , ничего с тр аш но го . Мы уж е без многого привы кли о б хо ди ть ся , обойдемся и без пом по ли та . И без то го положи тел ьно го в к л а д а , ко торы й , даж е по-мнению с а м ы х я р ы х к р и ти к о в . он при вно си т в ж и зн ь э ки п аж а в море. Но не станем по в тор я ть а р гум е н ты «за» и ♦против»» и н с т и т у т а первого по мощ ни ка . они и зв е с тны . О с та новимся на том , что при зн аю т все. К у л ь т у р н ы й , профессио нально гр ам о тны й , добросове с тны й первый помощник — не п а с саж и р на судн е . От себя добавим , что в поня тие «про ф е ссионально грамо тны й » и тепер ь уж е непременно в хо д я т зн ание экономики ф л о та и с у д на, основ м а р к е ти н га , вопросов упр авл ени я ко л ле к ти вом , в том числе и х социально -пси хо л о ги ч е с ки х а сп е к то в . Необхо димы здесь т а кж е ю ридическая под го товка в ц е л я х правовой защ и ты э к и п аж а и, конечно ж е , умение р або та ть с судовым компью тером при ведении с у дового делопрои зводства и ф и нансово -экономических расче то в . Зачем все э то нуЯ«но? Во т к а к раз за тем , чтобы первый помощник с та л не по гонялой , а совсем наоборот — п си хо ло гом . социологом , эконом истом , администратором — помощни ком к а п и та н а по эконом ике и социальным вопросам . Можно представить себе, что в новый круг обязанно стей такого помощника вхо дило бы. помимо прочего, ве дение (с помощью компью тера) всех финансов судового коллектива, включая зар аб о ток членов экипажа (в том числе с нарастающим итогом), прогнозирование экономиче ской эффективности всех производственных операций, сравнительный анализ вари антов хозяйственной деятель ности с учетом изменений конъюнктуры рынка и т. п. Другими словами, он мог бы взять на себя функции, зна чение которых в условиях ре формы хозяйственного меха низма в отрасли необычайно возрастет. Видимо, не стоит доказывать, что вопрос о «рентабельности» такого р а ботника на судне смотрится совершенно по-иному, чем во прос о самоокупаемости ны нешнего помполита. К тому же экипаж получил бы на судне своего экономиста, а централизованные экономи ческие службы предприятия были бы существенно р а з гружены от повседневной те кучки. И если такое решение про блемы приемлемо, то оста ется только поставить его в рабочую плоскость. Для этого Мурманское высшее инже нерное морское училище мо гло бы разработать учебный план и открыть новую спе циальность инженера-эконо- миста флота рыбной промыш ленности. Работники плавсо става, имеющие высшее тех ническое образование (и в первую очередь нынешние помполиты), могли бы в тече ние полутора-двух лет полу чать здесь высшее фпнансо.- во-экономическое образова ние. подготавливая себя к покой должности помощника капитана, по экономике и социальным вопросам. Учи лище располагает для этого компетентными кадрами преподавателей. Таких, как проректор по научной работе В. А. Орлов, известная на флоте доцент И. А. Рогаче ва, кандидаты наук В. Л. Ка линин, В. А. Покка, М. Н. Чечурина, Т. В. Сохраняева и, конечно же, многие дру гие. Имеется и достаточная материально - техническая база. На.м кажется, что предла гаемое решение проблемы но сит комплексный характер и открывает новые перспек тивы в политике подготовки и использования командных кадров плавсостава флота. Тем более что перестройка экономических отношений в отрасли рано или поздно должна решительно коснуть ся первичного производствен ного коллектива, каковым становится в новых условиях судоэкипаж. Поэтому и от кликов на наше предложение мы ждем в первую очередь от плавсостава. Хотя, конеч но же, мнение руководите лей флотов, кадровых служб, общественности будет иметь соответствующее значение в решении вопроса о будущем первого помощника капита на. A. ГАЛБЯН08, проректор МВИМУ по учебной рабо те; Ю. ДОБРОДОМОВ, первый помощник капитана; B. СИЛИН, кандидат эконо мических наук. От редакции В ПОСЛЕДНЕЕ В Р ЕМ Я в газету поступило много радиограмм, устных и письменных обращений от моряков, а также от членов парткома МВИМУ , коммуни стов кафедры технологии ме таллов и судоремонта и кур сантов этого же училища. Все они касаются по сути тех же проблем, которые подняты в публикации к ор респондента «РМ » И. П. Бе резюк и председателя парт комиссии горкома КПСС A. И. Вирина «Тайная вой на». Чтобы ознакомиться с ними, а также с постановлен пнем парткома МВИМУ , ои- судить их, 3 ноября в горко ме партии собрались: второй секретарь горкома КПСС B. Ф . Никитин, председатель парткомиссии А. И. Вирин, секретарь парткома объеди нения «Мурманрыбпром» П. А. Бордюк, капитан-ди ректор Г. В. Львов, боцман объединения «Севрыбпоиск» Ю . М. Маевский, журнали сты И. П. Березюк и Л. А. Шебеко. В ходе обсуждения было принято решение: еще раз проанализировать обстанов ку, письма и обращения, по ступившие в редакцию, вы работать единое мнение и сообщить его в газете «Рыб ный Мурмаи» в конце нояб ря — начале декабря этого года. 17 ноября 1989 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz