Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

6 отдела партийной жизни и пропаганды. На контроле горкома КПСС 8 последние годы все чаще м уж чины ж а л ую т с я на неор га ­ ни зованность и потому беспо ­ ле зно с ть военны х сборов. Одна­ ко кое-кто из арм ей ски х то в а ­ рищей у см а тр и в а е т в этлм «по ся га те л ь с тв о . на а в тори те т» арм ии . Чтобы вы я сн и т ь , кто прав , кто виноват, М урм ан ­ ский горком КПСС прозерил все э ти пи сьм енны е и у с тны е обращения гр аж д ан , р уководи ­ телей предприя тий и учр еж д е ­ ний по поводу при зы ва на во­ енные сборы . Р е з у л ь т а ты про ­ верки были вынесены на бюро горкома п ар ти и , где получили полное одобрение. А теперь о с у ти жалоб . К а к п о к а з ы в а е т ПРАКТИКА , призывы у нас приходятся обычно па лето. А ведь именно в это время года пик работы у северных строителей, ком­ мунальщиков, транспортни­ ков и т. п. Эту сложную си­ туацию обостряют и быто­ вые, семейные проблемы: северянам, их семьям необ­ ходим выезд в среднюю по­ лосу. на юг для восстановле­ ния здоровья. Но из года в год в той же автоколонне № 1118 летом, в период интенсивного при­ зыва военкоматами па р а з ­ личного вида сборы, остро не хнатает людей: некому ремонтировать машины и не­ кого посадить за руль про­ стаивающих автобусов. Крас­ норечивы цифры. В 1987 г., например, па сборы и убор- ку урожая из АТК-1118 бы­ ло взято 13 водителей и 11 автослесарей. Через год циф­ ры увеличились чуть ли не вдвое, соответственно — 21 и 20. Зато за восемь меся­ цев этого года на военные сборы взято 72 военнослужа­ щих запаса, в том числе 24 водителя. З а это время про­ стой автобусов без водите­ лей, призванных на сборы, составил 1390 дней. АТК при этом потеряла 217,1 ты­ сячи рублей. А кто подсчитает, во что Как берут на военные сборы? Этот вопрос сегодня волнует не только мужчин обошлось это нам, пассажи­ рам, потерявшим массу вре­ мени в ожидании автобусов? Или другой пример. В автобазе БПО «Севрыба» за 9 месяцев этого года при­ звано па военные сборы 64 офицера и солдата запаса. Предприятие потеряло при этом 1914 человеко-дней и 53 тысячи рублей (ведь они были выплачены по сути не­ работающим людям). З а этот же срок 42 чело­ века, и опять в основном во­ дители. было призвано из управления механизации тре­ ста дорожного строительства и благоустройства. Потери — 1590 человеко-дней. Основ­ ной призыв пришелся на ле­ то. Думаю, еще и по этой причине так долго порой ре­ монтируются в городе доро­ ги. Мы спр аш и вали водителей , к а к ую работу они выполняли в армии? В н е ко то ры х с л у ч а я х , ко гда и х при зы вали к а к шо­ феров и а в то сле сар ей , они з а ­ ним али сь б ла го у с трои тель с твом в воин ски х ч а с т я х . В то же ■время ан ало гичн ая военная те х н и к а с то ял а на консервации . Много жалоб было на то, что зачастую военкоматы из­ вещают предприятие о при­ зыве работника лишь за ме­ сяц. Но это в лучшем слу­ чае. Конечно, мы понимаем не­ обходимость переподготовки воинов запаса. Однако видим Ь этой работе много форма­ лизма, погоню лишь за ко­ личественными показателя­ ми. Большинство призывни­ ков, с которыми удалось по­ говорить, считают время, проведенное на военных сбо­ рах, впустую потерянным. Формовщ и к ДСК А . И. Бо гда ­ нов По военной сп ециально сти — морской радиом е три ст, с т а р ­ ш ина второй с т а т ь и . На сборы его взяли к а к с в я з и с т а . И $н 3 дня разносил повес тки военко­ м а та . 20 дней выполнял под­ собные работы в х о з я й с т в е н ­ ном взводе, пока ч а с ть н а хо ­ д и л а с ь на у ч е н и я х . Вряд ли после та ко й переподготовки Богданов повысил свои зн а ­ ния к а к военный сп е ц и а л и с т . Е го колле ге А . А . К о п тя е в у , можно с к а з а т ь , повезло . Сн а ­ чала он попал на пр а здни к ч а ­ с ти , потом вы я сни ло сь , что та к и е при зы вни ки здесь не н уж ны , и его с товарищ ами пе­ ревели в д р у г ую ч а с т ь . Но и здесь дела им не наш ло сь , поэтом у срок сборов им со кр а ­ ти ли на 8 дней . А вот к а к проводили время в армии работники А ТК N« 1505: водители А . А . Н ики тин и В . П. Сайтов и грали в к а р ты ; шофер С. В . Кр уж аев воен­ ной подготовкой не з а н им а л с я ; води тель Н. В . Никипелов пло тни чал , ш т у к а т у р и л ; ремонтнин А . С . Воробьев рыл ко тлован . И лиш ь двое из опрош енны х в ATK-1505 под твердили , что д ей с тви те льно проходили воен­ ную под го товку . О СО БЕННО ЗА Т РУД ­ НЯЕТ работу такой подход флотам, где и без того сложности с комплекто­ ванием экипажей. Например, в БПО «Севрыба» было при­ звано па сборы в 1988 г. 49 человек, потери — 2115 су­ ток; за 9 месяцев этого года уже 60 человек — потери 2437 суток. Руководители кадров этого флота сооб ­ щили: «Укомплектование команд производится всеми тремя райвоенкоматами го­ рода, количество призывни­ ков ежегодно увеличивается. Отдел кадров не всегда р а с ­ полагает точными данными, кто и когда, а также на сколько суток будет призван на военные сборы». Не.мало случаев, когда во­ енкоматы не желают прини­ мать доводы руководителей предприятий, не слушают их просьбы не привлекать на военные сборы того или ино­ го специалиста или группу специалистов в связи с про­ изводственной необходи­ мостью. Так, в июле врач роддома № 1 Мурманска Ю . А. Верховод был призван на сборы. Из 10 докторов в это время в роддоме оста­ лось лишь трое. Сборы за ­ кончились в сентябре. Многие указанные недо­ статки в организации воен­ ных сборов отмечаются и партийными работниками. Только за последние три го­ да количество призванных на сборы увеличилось на од­ ну треть. Вот что сказал в беседе А. Г. Билецкий, секретарь парткома треста «Мурманск- промстрой»: «19 мая я в экстренном порядке был при­ зван на военные сборы. Р а с ­ порядок дня в течение всех 25 суток: завтрак, дежурст­ во на кухне, обед, ужин. Боевая и политическая под­ готовка сводилась ...к колке дров, мытью посуды и после этого — отдых в насквозь промокших палатках». То же самое подтвердил и А. Ж у ­ ков, работник Октябрьского райкома ВЛКСМ . Кого, как и когда призыва­ ют военкоматы па сборы — неведомо сегодня никому. Некоторых мужчин берут на военные сборы чуть ли не ежегодно. Почему? — они и сами не знают. Например, плавмастерская «Резец» объ­ единения «Мурманрыб- пром» всегда испытывает не­ достаток в кадрах. Однако и здесь, в общем-то неболь­ шом коллективе, отвлекается до 20 квалифицированных специалистов в год, что осложняет ремонт промысло- вых судов, тем более летам. Например, слесарь-судоре­ монтник А. Г. Суслов был па сборах по 25 суток в 1986-м, 1987-м, 1988 годах; плотник 10. С. Кловаиия — тоже по 25 суток в 1986-м, 1988-м и 1989 годах; матрос С. М. Иноземцев и моторист Л. G. Васильев — также по 25 суток два последних года. М ири ться и дальш е с по­ добными н едо с та ткам и — н ель ­ зя . Поэтому на бюро горкома КПСС было решено обр а ти ться в М инистер ство обороны С С С Р , к командованию Л ен и н гр ад ско ­ го военного о к р у га , облвоен- ком у с просьбой : ум ен ьш и ть количество призы вов ле том , у ч и ты в а я к лим а тич е ски е у с л о ­ вия и сп е ц иф и к у работы в З а ­ по л яр ье ; по возможности в конце или начале года инфор ­ мировать пр едпри я ти я и у ч ­ реждения М урм ан ска о пред­ с то ящ и х п р и зы в а х : пред усм о т­ ре ть облвоенком ату координа­ цию призы вов на сборы по районам города и п р е дпр и я ти ­ ям . А. ВИРИ председатель парткомиссии _ при Мурманском горкоме КПСС. Продолжаем дискуссию Помполит или первый помощник? Новое решение проблемы первого помощника капитана предлагают: руководитель морского вуза, моряк, ученый. С П О РЫ О ТОМ, нужен или не нужен на флоте первый помощник капитала, а если нужен, то каким он должен быть, то разгорают­ ся, то стихают. Проблема же обещает разрешиться, похо­ же, только стихийно. И, по­ нятно, не в пользу сохране­ ния института помполитов. В условиях демократизации об ­ щества, с развитием х озр ас ­ чета, аренды и т. п. помпо­ лит, как пугало нерадивых, на флоте не нужен и даже обременителен для судоэки­ пажей. Часть судов уже хо­ дит в море без первого, а на других — один помполит на группу судов. Кряхтят, прав­ да. капитаны, на которых те­ перь сваливается дополни­ тельный (и немалый) груз забот, нервничают от расту­ щей неопределенности своего положения оставшиеся пом- полпты, прячут свою тревогу флотские парткомы, по «лед уже тронулся». Что же бу­ дет? Д ум аем , ничего с тр аш но го . Мы уж е без многого привы кли о б хо ди ть ся , обойдемся и без пом по ли та . И без то го положи ­ тел ьно го в к л а д а , ко торы й , даж е по-мнению с а м ы х я р ы х к р и ­ ти к о в . он при вно си т в ж и зн ь э ки п аж а в море. Но не станем по в тор я ть а р гум е н ты «за» и ♦против»» и н с т и т у т а первого по­ мощ ни ка . они и зв е с тны . О с та ­ новимся на том , что при зн аю т все. К у л ь т у р н ы й , профессио ­ нально гр ам о тны й , добросове­ с тны й первый помощник — не п а с саж и р на судн е . От себя добавим , что в поня тие «про­ ф е ссионально грамо тны й » и тепер ь уж е непременно в хо д я т зн ание экономики ф л о та и с у д ­ на, основ м а р к е ти н га , вопросов упр авл ени я ко л ле к ти вом , в том числе и х социально -пси хо ­ л о ги ч е с ки х а сп е к то в . Необхо­ димы здесь т а кж е ю ридическая под го товка в ц е л я х правовой защ и ты э к и п аж а и, конечно ж е , умение р або та ть с судовым компью тером при ведении с у ­ дового делопрои зводства и ф и ­ нансово -экономических расче ­ то в . Зачем все э то нуЯ«но? Во т к а к раз за тем , чтобы первый помощник с та л не по гонялой , а совсем наоборот — п си хо ло ­ гом . социологом , эконом истом , администратором — помощни­ ком к а п и та н а по эконом ике и социальным вопросам . Можно представить себе, что в новый круг обязанно­ стей такого помощника вхо­ дило бы. помимо прочего, ве­ дение (с помощью компью­ тера) всех финансов судового коллектива, включая зар аб о ­ ток членов экипажа (в том числе с нарастающим итогом), прогнозирование экономиче­ ской эффективности всех производственных операций, сравнительный анализ вари­ антов хозяйственной деятель­ ности с учетом изменений конъюнктуры рынка и т. п. Другими словами, он мог бы взять на себя функции, зна­ чение которых в условиях ре ­ формы хозяйственного меха­ низма в отрасли необычайно возрастет. Видимо, не стоит доказывать, что вопрос о «рентабельности» такого р а ­ ботника на судне смотрится совершенно по-иному, чем во­ прос о самоокупаемости ны­ нешнего помполита. К тому же экипаж получил бы на судне своего экономиста, а централизованные экономи­ ческие службы предприятия были бы существенно р а з ­ гружены от повседневной те­ кучки. И если такое решение про­ блемы приемлемо, то оста­ ется только поставить его в рабочую плоскость. Для этого Мурманское высшее инже­ нерное морское училище мо­ гло бы разработать учебный план и открыть новую спе­ циальность инженера-эконо- миста флота рыбной промыш­ ленности. Работники плавсо­ става, имеющие высшее тех­ ническое образование (и в первую очередь нынешние помполиты), могли бы в тече­ ние полутора-двух лет полу­ чать здесь высшее фпнансо.- во-экономическое образова­ ние. подготавливая себя к покой должности помощника капитана, по экономике и социальным вопросам. Учи­ лище располагает для этого компетентными кадрами преподавателей. Таких, как проректор по научной работе В. А. Орлов, известная на флоте доцент И. А. Рогаче­ ва, кандидаты наук В. Л. Ка­ линин, В. А. Покка, М. Н. Чечурина, Т. В. Сохраняева и, конечно же, многие дру­ гие. Имеется и достаточная материально - техническая база. На.м кажется, что предла­ гаемое решение проблемы но­ сит комплексный характер и открывает новые перспек­ тивы в политике подготовки и использования командных кадров плавсостава флота. Тем более что перестройка экономических отношений в отрасли рано или поздно должна решительно коснуть­ ся первичного производствен­ ного коллектива, каковым становится в новых условиях судоэкипаж. Поэтому и от­ кликов на наше предложение мы ждем в первую очередь от плавсостава. Хотя, конеч­ но же, мнение руководите­ лей флотов, кадровых служб, общественности будет иметь соответствующее значение в решении вопроса о будущем первого помощника капита­ на. A. ГАЛБЯН08, проректор МВИМУ по учебной рабо­ те; Ю. ДОБРОДОМОВ, первый помощник капитана; B. СИЛИН, кандидат эконо­ мических наук. От редакции В ПОСЛЕДНЕЕ В Р ЕМ Я в газету поступило много радиограмм, устных и письменных обращений от моряков, а также от членов парткома МВИМУ , коммуни­ стов кафедры технологии ме­ таллов и судоремонта и кур­ сантов этого же училища. Все они касаются по сути тех же проблем, которые подняты в публикации к ор ­ респондента «РМ » И. П. Бе­ резюк и председателя парт­ комиссии горкома КПСС A. И. Вирина «Тайная вой­ на». Чтобы ознакомиться с ними, а также с постановлен пнем парткома МВИМУ , ои- судить их, 3 ноября в горко­ ме партии собрались: второй секретарь горкома КПСС B. Ф . Никитин, председатель парткомиссии А. И. Вирин, секретарь парткома объеди­ нения «Мурманрыбпром» П. А. Бордюк, капитан-ди­ ректор Г. В. Львов, боцман объединения «Севрыбпоиск» Ю . М. Маевский, журнали­ сты И. П. Березюк и Л. А. Шебеко. В ходе обсуждения было принято решение: еще раз проанализировать обстанов­ ку, письма и обращения, по­ ступившие в редакцию, вы­ работать единое мнение и сообщить его в газете «Рыб­ ный Мурмаи» в конце нояб­ ря — начале декабря этого года. 17 ноября 1989 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz