Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
4 Радирует наш спецкор Р а з р а з и в ш и й с я в н а ч а л е о к т я б р я производственный к о н ф л и к т в С е в е р о -З а п а д н о й А тл а н ти к е как в к ап л е о к е а н с кой воды О тразил о д н у из о с тр е йш и х проб лем С е в е р н о го б ассейн а — н е со в ерш ен с тво си с тем ы уп р а вл ен и я , к о то р о е влеч е т за с о бой н ем алы е м а тер и ал ьны е и м о р а льны е и зд е рж ки . Напомним, 3 октября семь экипажей мурманских, архангель ских судов, работающих в С ЗА , направили радиограммы в адрес руководства флотов, БПО, городского комитета народного конт роля, в «Рыбный Мурман», в которых выражали серьезное бес покойство по поводу отсутствия на промысле транспортов. (Ма териал опубликован в «РМ» 13 октября.) Э к о н о м и ч е с к а я по л u m и к а : Откровенно о наболевшем ОН З Д ЕСЬ , у берегов полу острова Лабрадор, я встретился со многими эки пажами, капитанами, помпо- лнтамп, подписавшими радио граммы. II вот что выясни лось. Морская трасса Мурманск —- С ЗА протяженностью око ло трех тысяч миль — пе ахти какое расстояние для современных кораблей, успе вающих пробежать его за восемь суток. Но это в том случае, если ТР идет сюда целевым назначением, если флотоводцы-управленцы не завернут его куда-либо в сторону, например, к* плавба зам, работающим в Северо- Восточной Атлантике, где они частично, по заполнят свои рефемкости. Именно так по ступает головное предприя тие БПО «Севрыба», прояв ляя естественную заботу о собственных плавбазах. Так что доля промысловиков — количество мест в трюмах и твиндеках — сокращается как шагреневая кожа. И рады бы с д а ть рыбаки свою и з го то вленн ую про д ук цию целиком и полностью , да н е к уд а . А чтобы ниного не оби д е т ь , сн им а е тся гр у з со всех тр аулеро в понем нож ку . Вроде бы выход? Но э то т а н к аж е т с я . Сдал промы словик нрохи и вновь после непродолж и тель ной рыбални лож и сь в др ейф , вновь трюмы заби ты рыбой по горло вины . Ш в ар то в ки , отшвар- то в к и , с то ян ки у тр ан с п о р т а ... И вот т а к бездарно тр а т и т с я врем я , которое почему-то не и склю ч ае тся из промы словы х с у т о к . Добавим сюда и издержки специфики района. Здесь не Баренцево море, в котором что хочу, то п ворочу. Канад ские властц установили же сткие границы района, где можно вести грузовые рабо ты. Вот почему так важно здесь предусмотреть букваль но все до мелочей, дабы р а ционально использовать суда, независимо от их принадлеж ности. В начале октября в С ЗА все было поставлено с йог на голову. Отсутствовало топливо. Дрейфовал, набрав полный груз, БМ РТ тралфло- та «Демянск», близки были к этому состоянию другие су да. Так родилась радиограм ма. А что тр ан спо р тны й ф ло т? Т у т с нетерпением ж д али Т Р «Северный ветер» и «Полярные зори» . Но первого т а к и не до ж д а л и с ь , а второй зад ерж а л ся о С В А , получая гр у з о т своих плавб а з, и вместо п ято го о к тябр я прибыл на промысел де вято го . Л иш ь 19-го числа обра довал своим п р и с у т с тв и ем т а н кер «Н еф те к ам с к » . Правда , в М урм анске , в БПО, мне объ яс нили , что э ти задерж ки с в я з а ны с перебоями по ставок то п лив а . Ну а что же до рыбаков- то не довели э т у информацию , не попросили сп л аниро в а ть р а боту с учетом слож и вш ей ся об с тан о в ки , наконец , не скоррек тировали им планы ? Ведь это т а к ло гично . — Однако своевременных сообщений о подходе или за держке транспортов мы пе получаем, — отметил на чальник промрайопа С ЗА Г. И. Машталир. Ры б аки были во зм ущ ены еще и тем , что в э то время на про- 17 ноября 1988 года ликт мы сле к р у ти л с я Т Р «Иван А й в а зо в ский » , ко торый ак ти вно принимал гр у з о т судов «Зап- рыбы » . 2000 тонн продунции сдали ем у при б а л ти йцы , о с та вив на долю м урм анчан всего 900 тонн (это на семь-то с у дов !). К а к вы я сни ло сь , «Севры ба» почти всю реф ем ко с ть о т д а л а по кооперации дяде , а соб с твенны е суд а з а п у с ти л а на простой . — На облове окуня, — рассказал капитан-директор БМ РТ «Вымпел», он же ка питал-флагман судов «Мур- маирыбпрома» С. Й. Ляшен- ко, — мы потеряли трое су ток, БМ РТ «Кировск» — двое. На мойве уже делаем четвертый подход к трапе- порту. А ведь скидки нет, мы стоим, планы идут. Да еще снабженцы неразворот ливы, доставляют тару пай ками. Вот и приходится мо роженую рыбу заворачивать в целлофан, а когда поступа ет снабжение, заново все пе- ретаривать. Выбивает из ритма и не комплектная обработка су дов. .Вот что мне рассказа ли на БМ РТ «Павел Орлов» тралфлота. У танкера трау лер брал топливо, у Т Р «Де мьян Коротченко» — снаб жение, Т Р «Полярный круг» сдавал рыбу... Н а фоне этих цифр гипер- трофичпо выглядят у с пехи транспортного флота. Г. И. Машталир подсчитал, что в среднем каждый ТР перекрывает свое задание по обработке траулеров пример но в полтора раза. З а счет чего? Разумеется, благодаря интенсивной работе своих моряков. Но нельзя умолчать и о том, что в трюмах раб о тают и рыбаки, занятые па перегрузке, которым, кстати, за это пе платят ни копейки. И в то же время, как ни па радоксально. по подсчетам специалистов, одни ТР из района С ЗА в год делает один пустой пробег в М ур манск, потому что для пего здесь не хватает продукции. Может б ы т ь , пора , к а к пред л а г аю т мор яки , п л а ти т ь уп р а в ленцам не о кл ады , а зар аб о тан ную п л а ту ? О ценивать и х т£>уд по уровню работы упр авления ? Э ти слова о тн о с я т ся не то л ь ко к тем , кто руко води т тр а н с пор тным , но и добывающим ф ло том . В о т гор ьки е прим еры . На о к тябр ь тр а л ф л о т за к а з а л БПО вы везти из С ЗА 1290 тонн мороженой рыбы и 100 тонн м у ки . Снято же всего с судов (по неполным данным ок тябр я ) 3240 и 123. «М урманрыбпром» д ал з а я в к у на вывоз 1829 тонн , ф а к ти ч е с к и отвезли в порт 3025 и 167 тонн . В общей сложности из С ЗА продукции отправлено в два раза больше, чем плани ровалось. Вот так* играют в планы па берегу, перекраи вая их почем зря. Вывод напрашивается сам собой: под прикрытием ба нальной истины — рыба де ло водяное — прячут очевид ные промахи планирования, управления, которые и вызы вают нездоровую обстанов ку на промысле. А . ВИЛОВ. Северо-Западная Лтлаптика. М Е С Я Ц Н А ЗАД П ЛА ВБА и * ЗЕ «Рыбный Мурман» не полнилось 25 лет. Кто-то из великих сказал: «Корабли, что люди, и, конечно, не знают при рождении, что ждет их впереди». Не знал и производственный рефрижера тор «Рыбный Мурман», что пре вратится в плавбазу (что-то вро де склада или продовольствен ной базы) и в конце пути свое го останется без капитана. Зн а ют ли об этом первый капитан- директор Борис Петрович Оле- нев и командовавший более де сяти лет капитан-директор Ни колай Маркович Борисенко? Ко-' печпо, знают, но не в их силах изменить что-либо. Из-за сию минутной выгоды капитанов-ди- ректоров сейчас превратили в пилотов: принял судно, отходил полгода — сдал его, а там хоть трава не расти, попасть ему снова па корабль можно в луч шем случае через год, два. Я не говорю уже о других специали стах и рядовых моряках. вышенне окладов, сокращение штатов. Что это — - авантюра чистой воды, стало ясно, как только появились штатные р а с писания. Сделаны они, конечно, с подачи ООТиЗов флотов, но работники этих отделов легко перевалили все па Миирыбхоз, ведь так легче отказать в любой претензии и экипажу, и моряку. Как же надо было наплеватель ски отнестись к жизни и здо ровью двухсот человек, чтобы в штатном расписании плавбаз оставить на обслуживание ам миачной рефустановки трех ме хаников и одного рефмашинис- та, а это значит, что 16 часов за всем этим хозяйством дол жен смотреть и обслуживать его один человек. Чтобы избе жать крупных неприятностей, начали «изыскивать резервы», т. с. недобирать по штатному расписанию рыбообработчиков и за их счет вводить в штат рефмашинистов, электрика по рыбофабрике, моториста и дру гих, ранее сокращенных. Сира- Торжес тво нелепостей Был уже эксперимент в «Мур- манрыбпроме», когда по ини циативе Герцели Рубеновича Шаташвили закрепляли экипа жи пе за судном, а за капита ном. В результате через два го да эксплуатации затраты на ре монт однотипных судов в «Мур- манрыбпроме» были в два с лишним раза больше, чем в Мурманском тралфлоте. Что бу дет с нашими плавбазами через два-три года, никто сказать не может, да и создается впечатле ние, что это никого и пе каса ется. Видели бы паши радете ли, как плачут моряки, когда после годичного пребывания в ремонте, приведения в порядок- судна, не считаясь со временем, их списывают, якобы, во их же благо. Кому нужно такое бла го? Как этот моряк будет рабо тать па другом судне? От сих до сих или с душой? Скорее, думаю, первое. И никто из ру ководства флота не может взять на себя ответственность р а зре шить работать моряку там, где он хочет и сколько хочет. Люди. Люди. Неразрывна 25- летняя биография «Рыбного Мурмаиа» н механика по систе мам Станислава Федоровича Середина. Без малого четверть века, а точнее, без четырех ме сяцев, трудится Станислав Ф е дорович па одном корабле, ос тался верен ему и после дости жения пенсионного возраста в 1986 году. Имея к этому вре мени около сорока лет общего стажа работы, из-за «гибкости» наших законов не выработал даже максимума (102 руб.) пен сии. З а двадцать лет работы па «Рыбном Мурмане» в должно сти главного механика мне встречались десятки и даже сотни хороших моряков, рабо тающих сейчас почти па всех судах флота и в его управле нии. Не могу не вспомнить до брым словом Ивана Хапалкина и Анатолия Ковалева, Вячесла ва Куралеико и Александра Ко- ломнйцева, Михаила Попова и Вячеслава Щеголева, Вячесла ва Филатова и Эдуарда Алеши на, Леонида Догадайло и Сашу Гребенкина, Сергея Попова и многих других, которых набе рется па полную команду. И каких только преобразова ний, починов и нововведений мы не пережили! II, наконец, последнее — по- шнвается, кому нужно такое сокращение штатов и повыше ние окладов? Другого ответа, как для пресловутой «галочки», я ие вижу. Получился самый настоящий «тришкин кафтан». Для того чтобы повысить оклады, сократили в основном судомеханическую и общссудо- вую службы, обозвав их непри личным словом «состав» (ма шинный состав, палубный со став), теперь я пе начальник судомеханической службы, а на чальник механического состава — уж лучше бы начальник де по. И мы вынуждены недобирать какое-то количество матросов- рыбообработчиков, чтобы зала тать дыры от сокращения. А поскольку людей все равно пе хватает, то с первого дня рейса составляем список подвахт че рез день,* т. е. вместо ожидае мой пятидневки — 12-часо вой рабочий день. Очень эффек тивное повышение производи тельности труда! Конечно, ООТнЗ управления «Севрыбхолодфлот» проделал большую работу, все цифры с о шлись, во все фонды уложились, в министерстве, я думаю, оста лись довольны. Но что-то сре ди моряков ие слышал я лест ных слов в адрес работников этого отдела. Да и ругать сей час некого. Светлана Ильинич на Копышша по пропни судьбы «укрылась» под фамилией Алек сеева, а Игорь Александрович Булатов ушел в море нижене- ром-нормировщиком. Только что нормировать? Оборудование иа рыбофабрнках осталось ста рое, до сих пор в почете шке- рочный нож и молоток*, транс портировка бочек по палубе прежняя — по «дороге жизни», как зовут ее па всех плавбазах. Осталось рассортировать плоды своего труда, т. е. перебрасы вать нормо-часы из одной служ бы (извиняюсь, состава) в дру гой состав. Работа, достойная зам. начальника ООТиЗ. Не подумайте, пожалуйста, что я злобствую. Просто пе ви жу здесь здравого смысла. Двенадцать специалистов-тех- нологов следят за качеством вы пускаемой продукции, плюс кол лективная ответственность все го экипажа (до этого тоже надо было додуматься, чтобы повара наказывать за количество соли в рыбе, а пе в борще), а коли чество брака пе уменьшаете;' В чем дело? А дело, по все вероятности, в том, что во все? мире рыба бывает пищевая i непищевая. У нас .же: сры: кожи — брак, сломан хребе*. — брак, лопнуло брюшко — брак и множество других «бра ков», устанавливаемых всевоз можными ГОСТами п ОСТами порою принятыми еще иа заре советской власти. Хотел написать немного и лишь о «Рыбном Мурмаие», но вылилось почти все, что набо лело. Осталось написать только о повышенных окладах. Судите сами. Оклад специалиста: мото. риста, рефмашиниста, электри ка — 145 руб. п в то же время оклад матроса-рыбообработчн- ка — 145 руб. Это ли пе клас сическая форма уравниловки? Ну и последний момент, кото рый хотелось бы затронуть в этом письме. Четыре человека на cy?he, ближайшие помощники капи тана: первый и старший помощ ники, главный механик и по мощник капитана по производ ству. Как* же коснулось сок ра щение каждого из перечислен ных и как повысились оклады? Первый помощник капитана: предполагалось сократить стар шего техника и киномеханика, учитывая сокращение общей численности экипажа. Повыше ние оклада составило 22,4 про цента. Старший техник и кино механик остались за счет рыбо обработчиков, повышение окла да за счет — ? Старший помощник капитана: повышение оклада такое же — 22,4 процента — восторжест вовала справедливость. Чело век, обязанный но уставу в лю бое время на мостике заменить капитана, должен быть к этому готов. Помощник капитана по про изводству: никакого . сокращ е ния, просто увеличили окйвды всем командирам производст венной службы, чтобы было ле гче платить за выпускаемый брак. Правда, в его подчинение, в основном по деньгам, ф о р мально передали группу техно логического оборудования. По вышение оклада — 22,4 про цента. Главный механик: сократили всех старших специалистов, двух рефмашинистов, трех мотористов, сменного электри ка, токаря. Причем в рефгруп- пе остались второй механик и два третьих, в группе техноло гического оборудования ю ж е с а мое, а в электрогруппе — вто рой, третий и четвертый меха ники. Кто и чем руководство вался при таком сокращении, сейчас уже пе найти. Старшего дизельного механика сократили как досадное недоразумение. А кто будет менять уходящих гла вных "механиков, пока ие заду мываемся. Жареный петух, как говорится, еще не клюнул. ^ Оклад же у главного механи ка повысился на 12 процентов. Первоначально вообще было по вышение па 8,9 процента, по йотом, по всей вероятности, ко му-то стало стыдно от такой де лежки, и главного механика уравняли с помощниками капи тана. Чтобы убедиться в правдиво сти сказанного, достаточно с о вершить экскурс в арифметику Березанской для 4-го класса и штатные расписания до и пос ле сокращения и повышения окладов. Ну вот, кажется, и все, что хотелось написать и увидеть на страницах пашей рыбацкой га зеты. Приглашаю желающих высказаться по поднятым мною вопросам. Может быть, нам еще удастся навести па нашем фл о те флотский порядок. В. ЛУППИЙ , главный механик плавбазы «Рыбный Мурман». ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz