Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

4 Радирует наш спецкор Р а з р а з и в ш и й с я в н а ч а л е о к т я б р я производственный к о н ф л и к т в С е в е р о -З а п а д н о й А тл а н ти к е как в к ап л е о к е а н с ­ кой воды О тразил о д н у из о с тр е йш и х проб лем С е в е р н о го б ассейн а — н е со в ерш ен с тво си с тем ы уп р а вл ен и я , к о то р о е влеч е т за с о ­ бой н ем алы е м а тер и ал ьны е и м о р а льны е и зд е рж ки . Напомним, 3 октября семь экипажей мурманских, архангель­ ских судов, работающих в С ЗА , направили радиограммы в адрес руководства флотов, БПО, городского комитета народного конт­ роля, в «Рыбный Мурман», в которых выражали серьезное бес­ покойство по поводу отсутствия на промысле транспортов. (Ма­ териал опубликован в «РМ» 13 октября.) Э к о н о м и ч е с к а я по л u m и к а : Откровенно о наболевшем ОН З Д ЕСЬ , у берегов полу­ острова Лабрадор, я встретился со многими эки­ пажами, капитанами, помпо- лнтамп, подписавшими радио­ граммы. II вот что выясни­ лось. Морская трасса Мурманск —- С ЗА протяженностью око­ ло трех тысяч миль — пе ахти какое расстояние для современных кораблей, успе­ вающих пробежать его за восемь суток. Но это в том случае, если ТР идет сюда целевым назначением, если флотоводцы-управленцы не завернут его куда-либо в сторону, например, к* плавба­ зам, работающим в Северо- Восточной Атлантике, где они частично, по заполнят свои рефемкости. Именно так по­ ступает головное предприя­ тие БПО «Севрыба», прояв­ ляя естественную заботу о собственных плавбазах. Так что доля промысловиков — количество мест в трюмах и твиндеках — сокращается как шагреневая кожа. И рады бы с д а ть рыбаки свою и з го то вленн ую про д ук ­ цию целиком и полностью , да н е к уд а . А чтобы ниного не оби­ д е т ь , сн им а е тся гр у з со всех тр аулеро в понем нож ку . Вроде бы выход? Но э то т а н к аж е т ­ с я . Сдал промы словик нрохи и вновь после непродолж и тель ­ ной рыбални лож и сь в др ейф , вновь трюмы заби ты рыбой по горло вины . Ш в ар то в ки , отшвар- то в к и , с то ян ки у тр ан с п о р т а ... И вот т а к бездарно тр а т и т с я врем я , которое почему-то не и склю ч ае тся из промы словы х с у т о к . Добавим сюда и издержки специфики района. Здесь не Баренцево море, в котором что хочу, то п ворочу. Канад­ ские властц установили же­ сткие границы района, где можно вести грузовые рабо­ ты. Вот почему так важно здесь предусмотреть букваль­ но все до мелочей, дабы р а ­ ционально использовать суда, независимо от их принадлеж­ ности. В начале октября в С ЗА все было поставлено с йог на голову. Отсутствовало топливо. Дрейфовал, набрав полный груз, БМ РТ тралфло- та «Демянск», близки были к этому состоянию другие су­ да. Так родилась радиограм­ ма. А что тр ан спо р тны й ф ло т? Т у т с нетерпением ж д али Т Р «Северный ветер» и «Полярные зори» . Но первого т а к и не до­ ж д а л и с ь , а второй зад ерж а л ся о С В А , получая гр у з о т своих плавб а з, и вместо п ято го о к ­ тябр я прибыл на промысел де­ вято го . Л иш ь 19-го числа обра­ довал своим п р и с у т с тв и ем т а н ­ кер «Н еф те к ам с к » . Правда , в М урм анске , в БПО, мне объ яс ­ нили , что э ти задерж ки с в я з а ­ ны с перебоями по ставок то п ­ лив а . Ну а что же до рыбаков- то не довели э т у информацию , не попросили сп л аниро в а ть р а ­ боту с учетом слож и вш ей ся об­ с тан о в ки , наконец , не скоррек ­ тировали им планы ? Ведь это т а к ло гично . — Однако своевременных сообщений о подходе или за ­ держке транспортов мы пе получаем, — отметил на­ чальник промрайопа С ЗА Г. И. Машталир. Ры б аки были во зм ущ ены еще и тем , что в э то время на про- 17 ноября 1988 года ликт мы сле к р у ти л с я Т Р «Иван А й ­ в а зо в ский » , ко торый ак ти вно принимал гр у з о т судов «Зап- рыбы » . 2000 тонн продунции сдали ем у при б а л ти йцы , о с та ­ вив на долю м урм анчан всего 900 тонн (это на семь-то с у ­ дов !). К а к вы я сни ло сь , «Севры ­ ба» почти всю реф ем ко с ть о т­ д а л а по кооперации дяде , а соб­ с твенны е суд а з а п у с ти л а на простой . — На облове окуня, — рассказал капитан-директор БМ РТ «Вымпел», он же ка­ питал-флагман судов «Мур- маирыбпрома» С. Й. Ляшен- ко, — мы потеряли трое су ­ ток, БМ РТ «Кировск» — двое. На мойве уже делаем четвертый подход к трапе- порту. А ведь скидки нет, мы стоим, планы идут. Да еще снабженцы неразворот­ ливы, доставляют тару пай­ ками. Вот и приходится мо­ роженую рыбу заворачивать в целлофан, а когда поступа­ ет снабжение, заново все пе- ретаривать. Выбивает из ритма и не­ комплектная обработка су­ дов. .Вот что мне рассказа­ ли на БМ РТ «Павел Орлов» тралфлота. У танкера трау­ лер брал топливо, у Т Р «Де­ мьян Коротченко» — снаб­ жение, Т Р «Полярный круг» сдавал рыбу... Н а фоне этих цифр гипер- трофичпо выглядят у с ­ пехи транспортного флота. Г. И. Машталир подсчитал, что в среднем каждый ТР перекрывает свое задание по обработке траулеров пример­ но в полтора раза. З а счет чего? Разумеется, благодаря интенсивной работе своих моряков. Но нельзя умолчать и о том, что в трюмах раб о ­ тают и рыбаки, занятые па перегрузке, которым, кстати, за это пе платят ни копейки. И в то же время, как ни па­ радоксально. по подсчетам специалистов, одни ТР из района С ЗА в год делает один пустой пробег в М ур ­ манск, потому что для пего здесь не хватает продукции. Может б ы т ь , пора , к а к пред­ л а г аю т мор яки , п л а ти т ь уп р а в ­ ленцам не о кл ады , а зар аб о тан ­ ную п л а ту ? О ценивать и х т£>уд по уровню работы упр авления ? Э ти слова о тн о с я т ся не то л ь ­ ко к тем , кто руко води т тр а н с ­ пор тным , но и добывающим ф ло том . В о т гор ьки е прим еры . На о к тябр ь тр а л ф л о т за к а з а л БПО вы везти из С ЗА 1290 тонн мороженой рыбы и 100 тонн м у ки . Снято же всего с судов (по неполным данным ок тябр я ) 3240 и 123. «М урманрыбпром» д ал з а я в к у на вывоз 1829 тонн , ф а к ти ч е с к и отвезли в порт 3025 и 167 тонн . В общей сложности из С ЗА продукции отправлено в два раза больше, чем плани­ ровалось. Вот так* играют в планы па берегу, перекраи­ вая их почем зря. Вывод напрашивается сам собой: под прикрытием ба­ нальной истины — рыба де­ ло водяное — прячут очевид­ ные промахи планирования, управления, которые и вызы­ вают нездоровую обстанов­ ку на промысле. А . ВИЛОВ. Северо-Западная Лтлаптика. М Е С Я Ц Н А ЗАД П ЛА ВБА и * ЗЕ «Рыбный Мурман» не полнилось 25 лет. Кто-то из великих сказал: «Корабли, что люди, и, конечно, не знают при рождении, что ждет их впереди». Не знал и производственный рефрижера­ тор «Рыбный Мурман», что пре­ вратится в плавбазу (что-то вро­ де склада или продовольствен­ ной базы) и в конце пути свое­ го останется без капитана. Зн а ­ ют ли об этом первый капитан- директор Борис Петрович Оле- нев и командовавший более де­ сяти лет капитан-директор Ни­ колай Маркович Борисенко? Ко-' печпо, знают, но не в их силах изменить что-либо. Из-за сию­ минутной выгоды капитанов-ди- ректоров сейчас превратили в пилотов: принял судно, отходил полгода — сдал его, а там хоть трава не расти, попасть ему снова па корабль можно в луч­ шем случае через год, два. Я не говорю уже о других специали­ стах и рядовых моряках. вышенне окладов, сокращение штатов. Что это — - авантюра чистой воды, стало ясно, как только появились штатные р а с ­ писания. Сделаны они, конечно, с подачи ООТиЗов флотов, но работники этих отделов легко перевалили все па Миирыбхоз, ведь так легче отказать в любой претензии и экипажу, и моряку. Как же надо было наплеватель­ ски отнестись к жизни и здо­ ровью двухсот человек, чтобы в штатном расписании плавбаз оставить на обслуживание ам­ миачной рефустановки трех ме­ хаников и одного рефмашинис- та, а это значит, что 16 часов за всем этим хозяйством дол­ жен смотреть и обслуживать его один человек. Чтобы избе­ жать крупных неприятностей, начали «изыскивать резервы», т. с. недобирать по штатному расписанию рыбообработчиков и за их счет вводить в штат рефмашинистов, электрика по рыбофабрике, моториста и дру­ гих, ранее сокращенных. Сира- Торжес тво нелепостей Был уже эксперимент в «Мур- манрыбпроме», когда по ини­ циативе Герцели Рубеновича Шаташвили закрепляли экипа­ жи пе за судном, а за капита­ ном. В результате через два го­ да эксплуатации затраты на ре­ монт однотипных судов в «Мур- манрыбпроме» были в два с лишним раза больше, чем в Мурманском тралфлоте. Что бу­ дет с нашими плавбазами через два-три года, никто сказать не может, да и создается впечатле­ ние, что это никого и пе каса­ ется. Видели бы паши радете­ ли, как плачут моряки, когда после годичного пребывания в ремонте, приведения в порядок- судна, не считаясь со временем, их списывают, якобы, во их же благо. Кому нужно такое бла­ го? Как этот моряк будет рабо ­ тать па другом судне? От сих до сих или с душой? Скорее, думаю, первое. И никто из ру ­ ководства флота не может взять на себя ответственность р а зре ­ шить работать моряку там, где он хочет и сколько хочет. Люди. Люди. Неразрывна 25- летняя биография «Рыбного Мурмаиа» н механика по систе­ мам Станислава Федоровича Середина. Без малого четверть века, а точнее, без четырех ме­ сяцев, трудится Станислав Ф е ­ дорович па одном корабле, ос ­ тался верен ему и после дости­ жения пенсионного возраста в 1986 году. Имея к этому вре­ мени около сорока лет общего стажа работы, из-за «гибкости» наших законов не выработал даже максимума (102 руб.) пен­ сии. З а двадцать лет работы па «Рыбном Мурмане» в должно­ сти главного механика мне встречались десятки и даже сотни хороших моряков, рабо­ тающих сейчас почти па всех судах флота и в его управле­ нии. Не могу не вспомнить до­ брым словом Ивана Хапалкина и Анатолия Ковалева, Вячесла­ ва Куралеико и Александра Ко- ломнйцева, Михаила Попова и Вячеслава Щеголева, Вячесла­ ва Филатова и Эдуарда Алеши­ на, Леонида Догадайло и Сашу Гребенкина, Сергея Попова и многих других, которых набе­ рется па полную команду. И каких только преобразова­ ний, починов и нововведений мы не пережили! II, наконец, последнее — по- шнвается, кому нужно такое сокращение штатов и повыше­ ние окладов? Другого ответа, как для пресловутой «галочки», я ие вижу. Получился самый настоящий «тришкин кафтан». Для того чтобы повысить оклады, сократили в основном судомеханическую и общссудо- вую службы, обозвав их непри­ личным словом «состав» (ма­ шинный состав, палубный со ­ став), теперь я пе начальник судомеханической службы, а на­ чальник механического состава — уж лучше бы начальник де­ по. И мы вынуждены недобирать какое-то количество матросов- рыбообработчиков, чтобы зала­ тать дыры от сокращения. А поскольку людей все равно пе хватает, то с первого дня рейса составляем список подвахт че­ рез день,* т. е. вместо ожидае­ мой пятидневки — 12-часо­ вой рабочий день. Очень эффек­ тивное повышение производи­ тельности труда! Конечно, ООТнЗ управления «Севрыбхолодфлот» проделал большую работу, все цифры с о ­ шлись, во все фонды уложились, в министерстве, я думаю, оста­ лись довольны. Но что-то сре ­ ди моряков ие слышал я лест­ ных слов в адрес работников этого отдела. Да и ругать сей­ час некого. Светлана Ильинич­ на Копышша по пропни судьбы «укрылась» под фамилией Алек­ сеева, а Игорь Александрович Булатов ушел в море нижене- ром-нормировщиком. Только что нормировать? Оборудование иа рыбофабрнках осталось ста­ рое, до сих пор в почете шке- рочный нож и молоток*, транс­ портировка бочек по палубе прежняя — по «дороге жизни», как зовут ее па всех плавбазах. Осталось рассортировать плоды своего труда, т. е. перебрасы­ вать нормо-часы из одной служ­ бы (извиняюсь, состава) в дру­ гой состав. Работа, достойная зам. начальника ООТиЗ. Не подумайте, пожалуйста, что я злобствую. Просто пе ви­ жу здесь здравого смысла. Двенадцать специалистов-тех- нологов следят за качеством вы­ пускаемой продукции, плюс кол­ лективная ответственность все­ го экипажа (до этого тоже надо было додуматься, чтобы повара наказывать за количество соли в рыбе, а пе в борще), а коли­ чество брака пе уменьшаете;' В чем дело? А дело, по все вероятности, в том, что во все? мире рыба бывает пищевая i непищевая. У нас .же: сры: кожи — брак, сломан хребе*. — брак, лопнуло брюшко — брак и множество других «бра ­ ков», устанавливаемых всевоз­ можными ГОСТами п ОСТами порою принятыми еще иа заре советской власти. Хотел написать немного и лишь о «Рыбном Мурмаие», но вылилось почти все, что набо­ лело. Осталось написать только о повышенных окладах. Судите сами. Оклад специалиста: мото. риста, рефмашиниста, электри­ ка — 145 руб. п в то же время оклад матроса-рыбообработчн- ка — 145 руб. Это ли пе клас­ сическая форма уравниловки? Ну и последний момент, кото­ рый хотелось бы затронуть в этом письме. Четыре человека на cy?he, ближайшие помощники капи­ тана: первый и старший помощ­ ники, главный механик и по­ мощник капитана по производ­ ству. Как* же коснулось сок ра ­ щение каждого из перечислен­ ных и как повысились оклады? Первый помощник капитана: предполагалось сократить стар­ шего техника и киномеханика, учитывая сокращение общей численности экипажа. Повыше­ ние оклада составило 22,4 про­ цента. Старший техник и кино­ механик остались за счет рыбо­ обработчиков, повышение окла­ да за счет — ? Старший помощник капитана: повышение оклада такое же — 22,4 процента — восторжест­ вовала справедливость. Чело­ век, обязанный но уставу в лю­ бое время на мостике заменить капитана, должен быть к этому готов. Помощник капитана по про­ изводству: никакого . сокращ е­ ния, просто увеличили окйвды всем командирам производст­ венной службы, чтобы было ле­ гче платить за выпускаемый брак. Правда, в его подчинение, в основном по деньгам, ф о р ­ мально передали группу техно­ логического оборудования. По­ вышение оклада — 22,4 про­ цента. Главный механик: сократили всех старших специалистов, двух рефмашинистов, трех мотористов, сменного электри­ ка, токаря. Причем в рефгруп- пе остались второй механик и два третьих, в группе техноло­ гического оборудования ю ж е с а ­ мое, а в электрогруппе — вто­ рой, третий и четвертый меха­ ники. Кто и чем руководство­ вался при таком сокращении, сейчас уже пе найти. Старшего дизельного механика сократили как досадное недоразумение. А кто будет менять уходящих гла­ вных "механиков, пока ие заду­ мываемся. Жареный петух, как говорится, еще не клюнул. ^ Оклад же у главного механи­ ка повысился на 12 процентов. Первоначально вообще было по­ вышение па 8,9 процента, по йотом, по всей вероятности, ко­ му-то стало стыдно от такой де­ лежки, и главного механика уравняли с помощниками капи­ тана. Чтобы убедиться в правдиво­ сти сказанного, достаточно с о ­ вершить экскурс в арифметику Березанской для 4-го класса и штатные расписания до и пос­ ле сокращения и повышения окладов. Ну вот, кажется, и все, что хотелось написать и увидеть на страницах пашей рыбацкой га­ зеты. Приглашаю желающих высказаться по поднятым мною вопросам. Может быть, нам еще удастся навести па нашем фл о ­ те флотский порядок. В. ЛУППИЙ , главный механик плавбазы «Рыбный Мурман». ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz