Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.
п Встреча для h e И Ш Ш Ш Ш Щ -Xv vXyAY.vIv•’v.v.v. • V-.. 1 * 8 тЩ::Щь. f......... Ш тшщщтщ ■ :т^т " -Ш ЖШ&1 111 'Ш т Мы несколько р а з за лето разговаривали по телефону, и всякий раз разговор носил конкретный, деловой характер. Звезда театра и кино — он, кроме всего прочего, еще и автор «Саночек», опубликованных в журнале «Огонек», и книги «От глухаря до Жар-птицы». И вот — телеграмма о его приезде. Аэропорт. Среди пас сажиров особняком — его фигура: рослый, крепкий, круп ный. Да, таким мы себе и представляли Жженова. — Здравствуйте, Георгий Степанович! И Г Е З П РЕ У В Е Л И Ч Е Н И Я , ® его ждали сотни мур манчан и мончегорцев" (в другие города он отказался ехать — нездоровилось). И мы, организаторы встреч в Мурманске и Мончегорске, даже пе ожидали, что будет столько желающих попасть на вечер Жженова, что столько заявок* мы не смо жем удовлетворить, что столько упреков придется нз^вы слуш ать от тех, кто не смог попасть на эти ве чера. Вот ведь как расп оряж а ется жизнь: вчера мы знали его только как интересного киноактера, а сегодня, бла годаря журнальной публика ции, уже ощущаем тягу к Личности, ставшей такой близкой для каждого. Яркий пример узнавания — кто есть кто — в период глас ности, прорвавшейся к нам через неведение застойного времени. Как появилась эта публи кация в «Огоньке»? Георгий Степанович рассказывает: — Был у меня в гостях фотокорреспондент «Огонь ка» Евсеев, и я ему показал, что у меня было написано о лагерной жизни. Тема эта та кая, что никогда из памяти не исчезнет. Он прочитал и предложил дать рукопись на прочтение Коротичу. Но предупредил, что редактор н£* скоро сможет за нее взяться, чтобы я не торопил и не обижался. Чего же обижаться? Я понимаю, что работы у редактора много, а времени не всегда па все хватает. Согласился. А уже через день мне позвонил Ко ротич и сказал, что если я согласен, то в журнале да дут эту часть, и чтобы я продолжил повествование. Вот так1 и вышли «Саночки» в журнале. А затем’ я рабо тал над рукописью все ле то и осень, н в библиотеке «Огонька» появилась книга «От глухаря до Жар-птицы». Публикация привлекла внимание читателей не толь ко в стране, но и за рубе- бежом: теперь ее переводят в нескольких странах... Я помню, как в прошлом году пятнадцатый номер «Огонь ка * ходил по рукам, как все обменивались мнениями, по чти одинаковыми словами С р а ж а л и свои чувства: «Господи, и Жженов сидел!» РЫБНЫЙ МУРМАН С 1938 по 1954 год он провел в неволе — почти семнадцать лет! — З а что вас посадили? — спросили Жженова на встрече со зрителями. — А ни за что, как и ты сячи других, — был корот кий ответ. В этом почувст вовалось СТОЛЬКО СИЛЫ, Vчто спрашивающий уже пе ре шился продолжать уточне ния. Действительно, реабилита ция Жжеиова и тысяч дру гих, безвинно попавших в за стенки, в лагеря, уничтожен ных, покалеченных морально и физически, — исключает долгие пояснения в ответ па нелепый вопрос. З а что — это когда есть вина, а когда нет вины? М Ы П О РАЖ А Л И С Ь , чи тая Рыбакова, Гросс мана, Дудпнцева. Мне же кажется, что мемуарная ли тература и ш и р е /и глубже, и острее! Книга Г. С. Жже нова «От глухаря до Жар- птицы» стала яркой страни цей этого летописания. Рассуждаем с Георгием Степановичем о том же, о чем сегодня вслух говорят везде, где возникают такие темы. Например,- о количест ве жертв второй мировой, о потерях, которые понесла наша страна: ранее называе мая цифра 20 миллионов человеческих жизней — от куда она взята? — нет еще точных данных, и установить их пока невозможно. А пе из таких ли вот потерь, как в лагерях, и складывались людские потери, списанные потом па войну? — Не узнать всю правду о военном времени, пока ЬШВД пе раскроет своих архивов! — Слова умудрен ного жизнью человека сего дня звучат скорее констата цией факта, чем откровени ем. — По-существу, нашему народу пришлось в 1941 — 45 годах вести войну пе только с фашизмом, но еще более кровавую войну со сталинской машиной, кото рая длилась гораздо дольше. И только диву даешься, что выдержали, что пе сгинули тогда окоцчательно... На встречах с ним зрите ли спрашивали и о том, кто, по его мнению, страшнее: Ста лин или Гитлер, кто из них больше вреда принес нашей стране? Отвечал Г. С. Ж ж е нов откровенно. Привел анекдот, в котором говорит ся, что в энциклопедии бу дущего фигура Гитлера трактуется как «мелкий тер рорист эпохи тирана Стали на». Слава богу, что сейчас за анекдоты не сажают... Нет, это не попытка затуше вать человеконенавистниче скую суть фашизма и самого Гитлера. Таким приемом на род подчеркивает свой при говор сталинщине и Стали ну. Пока «левые» и «пра вые» спорят, устное народ ное творчество выдало свою точку зрения. * Сегодня Георгий Жженов — бывший «зэк» (вот уж парадокс!) — является лау реатом специальной премии Комитета Госбезопасности ССС Р . Как можно догадать ся, за исполнение интерес нейших ролей в фильмах о чекистах — «Ошибка рези дента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента». — ...Когда читатели про чли книгу, мне предложили сделать сценарий для кино фильма, и я согласился! — рассказывает он. — Вот черт, все-таки, видно, тще славие захватило: ведь кто как пе я знаю, что литера турное произведение — это не сценарий. Пишутся они по разным художественным законам. Переделывать по весть неимоверно трудно, но ведь влип в это дело по своей воле и теперь муча юсь заранее уже оттого, что мне скорее всего само му пе понравится то, что получится, когда книга ста нет сценарием! Нет, литера тура — не кинематограф! Как я завершу это — пе знаю. С ЕЙ ЧА С Георгий Сте панович работает в театре имени Моссовета. Мы его знаем больше по кино фильмам. Надо сказать, что он, питерский, .как говорят о себе коренные ленинградцы, в юности начинал довольно гладко. Любители кино без труда вспомнят его в ролях фильмов тридцатых годов: «Чапаев», «Комсомольск», в ряде других, где роли были небольшими, по все же... Пе решагнув через «провал» почти в 17 лет, он вновь по явился на сцепе и на экра не. заново обрел имя. Сего-, дня Георгий Степанович с о жалеет о том. что пе удалось ему сыграть многих ролей, о которых мечтал: Льва Тол стого, Федора Протасова, Егора Булычева... Причины — разные. Но с удовольст вием вспоминает он. народ ный артист С СС Р , о време ни, когда снимался кино фильм «В ся королевская рать», удостоенный сереб ряного приза на междуна родном фестивале, об арти стах, с которыми тогда ра ботал: Ефремове, Ульянове, Маркове, Дурове, Казакове. Думается, что, играя роли ге роев «не нашей» действи тельности, актеры опира лись на личный опыт, по черпнутый из действительно сти куда как нашей: полити ков. хамов, холуев, корысто любцев, карьеристов — ко го только нет вокруг нас в родной державе, чего уж да леко за примерами ходить! И не потому ли такими жи выми выступают отрицатель ные герои, что и в них акте ры видят именно живых лю дей, а пе носителей неких символов; ведь каждый из них, подобно Жженову, встречал па своем пути не ких Воронов (еще раз вспом ним «От глухаря до Жар- птицы»), в облике которых нет-нет да проступит нечто человеческое?! ...Когда мы встретились в аэропорту, я поинтересова лась у Георгия Степановича, пе трудно ли было достать ему на самолет билет, ведь в Мурманск во все времена года нелегко добраться. Ом ответил просто: «Не трудно, у меня с Аэрофлотом особые отношения». И вспомнился «Экипаж». Да. приключенче ская картина, рассказываю щая о мужестве летчиков, известна* наверное, всем, а уж тем более работникам Аэрофлота. Не случайно, видно, Георгий Степанович посвящает этой картине от дельный разговор: — В рабочем варианте па ша картина называлась « З а пас прочности», это потом название поменяли. Фильм снят в жанре фильма ката строф. но несет в себе заряд оптимизма — здорового оп тимизма, который возникает, когда человек* преодолевает, кажется, сам себя и выхо дит победителем из. безвы ходных, гибельных ситуаций. В первом варианте сюжета мой герой Андрей Владими-. рович, командир экипажа, погибает, по концовку поме няли. переработали. Картина завоевала симпатии зрите лей, мы с ней объехали пол- мира... Д ЕЙСТВИТЕЛЬНО , я по себе знаю, в каком напряжении сидишь у экра на пе только тогда, когда полыхает огонь, кричат лю ди, взрывается техника, ког да происходят невероятные перипетии. Сидишь в напря жении даже тогда, когда р а з ворачиваются па экране бы товые сцепы, идут семейные разговоры — то, чего та ft много в жизни нашей обыч ной. Но напряжение пе про ходит оттого, что действую щими лицами в ординарных событиях являются неорди нарные люди, поэтому под сознанием чувствуешь, что не может не произойти чего- то особенного, не может не вспыхнуть «искра»... Авторы фильма ведут нас по почти неосязаемой дорожке между «может быть» н «есть» — это как раз и держит нас в напряжении, делает картину захватывающей. Интересно, что и в этой приключенческой картине ге рой Жжеиова прежде всего — личность. Личность, не сущая созидание, добро. Так же. как в роли генерала в фильме «Горячий снег** Жженов и здесь — не толь ко командир, но еще н жи вой человек, которому боль ны обычные боли. у него есть симпатии и антипатии, а не только чувство долга, ответственность, личное му жество, ум и самообладание. Тяжело отвечать за себя, но нести ответственность за судьбы людские еще тяже лее — это дано не всем, и не всякий с такой ролью, как в жизни, так и на сце не, справляется. Жженову это дано. — Сегодня в нашей стран не жизнь богаче театра пли кино, — говорил он на од ной из встреч, а потом в на ших закулисных беседах, — столько драматизма в засе даниях на сессиях Верховно го Совета, например. Нет сегодня равной этому собы тию пьесы! Не скоро она и появится. Поэтому, как вы знаете, переживает театр и кино кризис. Но это пе толь ко огорчает. Радость от оживления жизни заслоняет огорчение. Тревожит: что дальше? П Ь Е С У ПИШ ЕТ сама история, и в этом спек такле у каждого из пас — своя роль, маленькая . или большая, но — своя. Какова эта роль? Каждый определя ет ее сам. Пример Жжеиова — пример н жизненного вы бора: наверное, кого то он укрепляет в сомнениях, ко му-то подсказывает, какой выбор делать. Но несомнен но одно: остаться человеком трудно, но осуществимо, ка кая бы эпоха па дворе ни была. Толкуют на кухнях обы ватели, взмывают в небо р а кетоносители, гремят под земные взрывы. Токуют в лесах глухари, взлетают в садах Жар-пти цы... Н. САРСАКОВА, член Союза журналистов СССР. Фото В. КОРЕЦКОГО. 3 ноября 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz