Рыбный Мурман. 1989 г. Ноябрь.

п Встреча для h e И Ш Ш Ш Ш Щ -Xv vXyAY.vIv•’v.v.v. • V-.. 1 * 8 тЩ::Щь. f......... Ш тшщщтщ ■ :т^т " -Ш ЖШ&1 111 'Ш т Мы несколько р а з за лето разговаривали по телефону, и всякий раз разговор носил конкретный, деловой характер. Звезда театра и кино — он, кроме всего прочего, еще и автор «Саночек», опубликованных в журнале «Огонек», и книги «От глухаря до Жар-птицы». И вот — телеграмма о его приезде. Аэропорт. Среди пас­ сажиров особняком — его фигура: рослый, крепкий, круп­ ный. Да, таким мы себе и представляли Жженова. — Здравствуйте, Георгий Степанович! И Г Е З П РЕ У В Е Л И Ч Е Н И Я , ® его ждали сотни мур­ манчан и мончегорцев" (в другие города он отказался ехать — нездоровилось). И мы, организаторы встреч в Мурманске и Мончегорске, даже пе ожидали, что будет столько желающих попасть на вечер Жженова, что столько заявок* мы не смо­ жем удовлетворить, что столько упреков придется нз^вы слуш ать от тех, кто не смог попасть на эти ве­ чера. Вот ведь как расп оряж а­ ется жизнь: вчера мы знали его только как интересного киноактера, а сегодня, бла­ годаря журнальной публика­ ции, уже ощущаем тягу к Личности, ставшей такой близкой для каждого. Яркий пример узнавания — кто есть кто — в период глас­ ности, прорвавшейся к нам через неведение застойного времени. Как появилась эта публи­ кация в «Огоньке»? Георгий Степанович рассказывает: — Был у меня в гостях фотокорреспондент «Огонь­ ка» Евсеев, и я ему показал, что у меня было написано о лагерной жизни. Тема эта та­ кая, что никогда из памяти не исчезнет. Он прочитал и предложил дать рукопись на прочтение Коротичу. Но предупредил, что редактор н£* скоро сможет за нее взяться, чтобы я не торопил и не обижался. Чего же обижаться? Я понимаю, что работы у редактора много, а времени не всегда па все хватает. Согласился. А уже через день мне позвонил Ко­ ротич и сказал, что если я согласен, то в журнале да­ дут эту часть, и чтобы я продолжил повествование. Вот так1 и вышли «Саночки» в журнале. А затем’ я рабо­ тал над рукописью все ле­ то и осень, н в библиотеке «Огонька» появилась книга «От глухаря до Жар-птицы». Публикация привлекла внимание читателей не толь­ ко в стране, но и за рубе- бежом: теперь ее переводят в нескольких странах... Я помню, как в прошлом году пятнадцатый номер «Огонь­ ка * ходил по рукам, как все обменивались мнениями, по­ чти одинаковыми словами С р а ж а л и свои чувства: «Господи, и Жженов сидел!» РЫБНЫЙ МУРМАН С 1938 по 1954 год он провел в неволе — почти семнадцать лет! — З а что вас посадили? — спросили Жженова на встрече со зрителями. — А ни за что, как и ты­ сячи других, — был корот­ кий ответ. В этом почувст­ вовалось СТОЛЬКО СИЛЫ, Vчто спрашивающий уже пе ре­ шился продолжать уточне­ ния. Действительно, реабилита­ ция Жжеиова и тысяч дру­ гих, безвинно попавших в за ­ стенки, в лагеря, уничтожен­ ных, покалеченных морально и физически, — исключает долгие пояснения в ответ па нелепый вопрос. З а что — это когда есть вина, а когда нет вины? М Ы П О РАЖ А Л И С Ь , чи­ тая Рыбакова, Гросс­ мана, Дудпнцева. Мне же кажется, что мемуарная ли­ тература и ш и р е /и глубже, и острее! Книга Г. С. Жже­ нова «От глухаря до Жар- птицы» стала яркой страни­ цей этого летописания. Рассуждаем с Георгием Степановичем о том же, о чем сегодня вслух говорят везде, где возникают такие темы. Например,- о количест­ ве жертв второй мировой, о потерях, которые понесла наша страна: ранее называе­ мая цифра 20 миллионов человеческих жизней — от­ куда она взята? — нет еще точных данных, и установить их пока невозможно. А пе из таких ли вот потерь, как в лагерях, и складывались людские потери, списанные потом па войну? — Не узнать всю правду о военном времени, пока ЬШВД пе раскроет своих архивов! — Слова умудрен­ ного жизнью человека сего­ дня звучат скорее констата­ цией факта, чем откровени­ ем. — По-существу, нашему народу пришлось в 1941 — 45 годах вести войну пе только с фашизмом, но еще более кровавую войну со сталинской машиной, кото­ рая длилась гораздо дольше. И только диву даешься, что выдержали, что пе сгинули тогда окоцчательно... На встречах с ним зрите­ ли спрашивали и о том, кто, по его мнению, страшнее: Ста­ лин или Гитлер, кто из них больше вреда принес нашей стране? Отвечал Г. С. Ж ж е ­ нов откровенно. Привел анекдот, в котором говорит­ ся, что в энциклопедии бу­ дущего фигура Гитлера трактуется как «мелкий тер­ рорист эпохи тирана Стали­ на». Слава богу, что сейчас за анекдоты не сажают... Нет, это не попытка затуше­ вать человеконенавистниче­ скую суть фашизма и самого Гитлера. Таким приемом на­ род подчеркивает свой при­ говор сталинщине и Стали­ ну. Пока «левые» и «пра­ вые» спорят, устное народ­ ное творчество выдало свою точку зрения. * Сегодня Георгий Жженов — бывший «зэк» (вот уж парадокс!) — является лау­ реатом специальной премии Комитета Госбезопасности ССС Р . Как можно догадать­ ся, за исполнение интерес­ нейших ролей в фильмах о чекистах — «Ошибка рези­ дента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента». — ...Когда читатели про­ чли книгу, мне предложили сделать сценарий для кино­ фильма, и я согласился! — рассказывает он. — Вот черт, все-таки, видно, тще­ славие захватило: ведь кто как пе я знаю, что литера­ турное произведение — это не сценарий. Пишутся они по разным художественным законам. Переделывать по­ весть неимоверно трудно, но ведь влип в это дело по своей воле и теперь муча­ юсь заранее уже оттого, что мне скорее всего само­ му пе понравится то, что получится, когда книга ста­ нет сценарием! Нет, литера­ тура — не кинематограф! Как я завершу это — пе знаю. С ЕЙ ЧА С Георгий Сте­ панович работает в театре имени Моссовета. Мы его знаем больше по кино­ фильмам. Надо сказать, что он, питерский, .как говорят о себе коренные ленинградцы, в юности начинал довольно гладко. Любители кино без труда вспомнят его в ролях фильмов тридцатых годов: «Чапаев», «Комсомольск», в ряде других, где роли были небольшими, по все же... Пе­ решагнув через «провал» почти в 17 лет, он вновь по­ явился на сцепе и на экра­ не. заново обрел имя. Сего-, дня Георгий Степанович с о ­ жалеет о том. что пе удалось ему сыграть многих ролей, о которых мечтал: Льва Тол­ стого, Федора Протасова, Егора Булычева... Причины — разные. Но с удовольст­ вием вспоминает он. народ­ ный артист С СС Р , о време­ ни, когда снимался кино­ фильм «В ся королевская рать», удостоенный сереб­ ряного приза на междуна­ родном фестивале, об арти­ стах, с которыми тогда ра­ ботал: Ефремове, Ульянове, Маркове, Дурове, Казакове. Думается, что, играя роли ге­ роев «не нашей» действи­ тельности, актеры опира­ лись на личный опыт, по­ черпнутый из действительно­ сти куда как нашей: полити­ ков. хамов, холуев, корысто­ любцев, карьеристов — ко­ го только нет вокруг нас в родной державе, чего уж да­ леко за примерами ходить! И не потому ли такими жи­ выми выступают отрицатель­ ные герои, что и в них акте­ ры видят именно живых лю­ дей, а пе носителей неких символов; ведь каждый из них, подобно Жженову, встречал па своем пути не­ ких Воронов (еще раз вспом­ ним «От глухаря до Жар- птицы»), в облике которых нет-нет да проступит нечто человеческое?! ...Когда мы встретились в аэропорту, я поинтересова­ лась у Георгия Степановича, пе трудно ли было достать ему на самолет билет, ведь в Мурманск во все времена года нелегко добраться. Ом ответил просто: «Не трудно, у меня с Аэрофлотом особые отношения». И вспомнился «Экипаж». Да. приключенче­ ская картина, рассказываю­ щая о мужестве летчиков, известна* наверное, всем, а уж тем более работникам Аэрофлота. Не случайно, видно, Георгий Степанович посвящает этой картине от­ дельный разговор: — В рабочем варианте па­ ша картина называлась « З а ­ пас прочности», это потом название поменяли. Фильм снят в жанре фильма ката­ строф. но несет в себе заряд оптимизма — здорового оп­ тимизма, который возникает, когда человек* преодолевает, кажется, сам себя и выхо­ дит победителем из. безвы­ ходных, гибельных ситуаций. В первом варианте сюжета мой герой Андрей Владими-. рович, командир экипажа, погибает, по концовку поме­ няли. переработали. Картина завоевала симпатии зрите­ лей, мы с ней объехали пол- мира... Д ЕЙСТВИТЕЛЬНО , я по себе знаю, в каком напряжении сидишь у экра­ на пе только тогда, когда полыхает огонь, кричат лю­ ди, взрывается техника, ког­ да происходят невероятные перипетии. Сидишь в напря­ жении даже тогда, когда р а з ­ ворачиваются па экране бы­ товые сцепы, идут семейные разговоры — то, чего та ft много в жизни нашей обыч­ ной. Но напряжение пе про­ ходит оттого, что действую­ щими лицами в ординарных событиях являются неорди­ нарные люди, поэтому под­ сознанием чувствуешь, что не может не произойти чего- то особенного, не может не вспыхнуть «искра»... Авторы фильма ведут нас по почти неосязаемой дорожке между «может быть» н «есть» — это как раз и держит нас в напряжении, делает картину захватывающей. Интересно, что и в этой приключенческой картине ге­ рой Жжеиова прежде всего — личность. Личность, не­ сущая созидание, добро. Так же. как в роли генерала в фильме «Горячий снег** Жженов и здесь — не толь­ ко командир, но еще н жи­ вой человек, которому боль­ ны обычные боли. у него есть симпатии и антипатии, а не только чувство долга, ответственность, личное му­ жество, ум и самообладание. Тяжело отвечать за себя, но нести ответственность за судьбы людские еще тяже­ лее — это дано не всем, и не всякий с такой ролью, как в жизни, так и на сце­ не, справляется. Жженову это дано. — Сегодня в нашей стран не жизнь богаче театра пли кино, — говорил он на од­ ной из встреч, а потом в на­ ших закулисных беседах, — столько драматизма в засе­ даниях на сессиях Верховно­ го Совета, например. Нет сегодня равной этому собы­ тию пьесы! Не скоро она и появится. Поэтому, как вы знаете, переживает театр и кино кризис. Но это пе толь­ ко огорчает. Радость от оживления жизни заслоняет огорчение. Тревожит: что дальше? П Ь Е С У ПИШ ЕТ сама история, и в этом спек­ такле у каждого из пас — своя роль, маленькая . или большая, но — своя. Какова эта роль? Каждый определя­ ет ее сам. Пример Жжеиова — пример н жизненного вы­ бора: наверное, кого то он укрепляет в сомнениях, ко­ му-то подсказывает, какой выбор делать. Но несомнен­ но одно: остаться человеком трудно, но осуществимо, ка­ кая бы эпоха па дворе ни была. Толкуют на кухнях обы­ ватели, взмывают в небо р а ­ кетоносители, гремят под­ земные взрывы. Токуют в лесах глухари, взлетают в садах Жар-пти­ цы... Н. САРСАКОВА, член Союза журналистов СССР. Фото В. КОРЕЦКОГО. 3 ноября 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz