Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
Время собирать камни ( Окончание , Нач. на 2-й стр.) для отдыха экипажей и включе нии этого времени в рейсовые задания является необоснован ным и противоречит действую, щему положению об оплате тру да.; Разъясняю: оплата за вре мя* переходов должна произво диться из расчета 100 процен тов должностных окладов, и это время необходимо исключить из рейсового задания. -=* После в аш и х слов создается впечатление : п а р ти я и п р а в и те л ь ство п р и л а гаю т серьезны е усилия для у л у чш е н и я ж и з н и людей , а на м еста х и з в р ащ аю т по с тано в ления ц ен тра , п о п р о с т у говоря , д и с н р е д и ти р ую т п е р е с т р о й к у . — Q такой оценкой нельзя не согласиться. — Но не ради о п ра вды в а н и я ад м и н и с тр а то р о в и и х п о д р у ч н ы х , а для о бъ я сн е н и я след овало .бы с ка - гать и 6 тяж е л ом ф инансовом п о л о ж е н и и флотов , они в д ол га х , к а к в ш е л ка х ... Создается впечатление , что З а ко н о го с п р е д п р и я ти и кое - к то понял по -своему , мол, н а к за х о ч у , т а к и по ве р н у . Й поворачивают, К при мер^, процент послерейсовой премии в тралфлоте — 40, в ББГЛ, «Запрыбе» — 60.' Есте ственно, моряки справедливо возмущаются: почему такая несправедливость? И они правы.; — Р и т о р и ч е с ки й вопрос : а нуда ж е см о тр и т министерство? — Я не хочу оправдывать свое ведомство, более того, счи таю, что в его работе нужны серьезйые перемены. Тем не менее, согласно Закону, права предприятия значительно рас ширены, и теперь они, извра щая понятие «самостоятель ность», ущемляют интересы своих рабочих. Так, при расче те зарплаты СТМ «Василий Зайцев» был применен расчет ный коэффициент на филе из скумбрии 5, а не 10, как это утверждено министерством. Да- чее. Как утверждают члены эки пажей БМРТ «Леонид Иванов» объединения «Мурмаирыбпром», «Василий Зайцев» тралфлота, БМРТ «Подмосковье» «Архап- гельскрыбпрома», судовладель цы меняют в течение рейса суточные нагрузки, показатели и условия премирования. — Вы х о ти те с ка за ть , что ми ни с те р с тв о и ЦК проф сою за р а дею т за моряков? — Я бы сказал так: бассей новое объединение и судовла дельцы, применяя на практике старые положения об оплате труда, нередко ■сознательно идут на ущемление прав плав состава, не доводят до них из менения. Так, до сих пор ; не выполняются такие письма Мин- рыбхоза и ЦК профсоюза: об упорядочении должностных ок ладов судовым радиоспециали- стам; о запрещении снижения судам группы по оплате труда при постановке их в МРТО; о возможности проведения экспе римента по введению суммиро ванного учета рабочего времени .ч'ля плавсостава и возможности введения для плавсостава 5- дневной рабочей недели. Есть также телеграммы министерства о возможности выплаты суточ ных экипажам судов, стоящих в доке, за период более 3 суток, если в ходе докования выясня ется необходимость увеличения доковой стоянки при наличии подтверждающих документов. — С транно пол учае тся : все есть, а ниче го ... не т. Под к а к и м ж е с у к ном пр я тал и с ь все права моря - нов? — И в большинстве своем они не знают о них. Допустим, много жалоб мы услышали от мастеров добычи и обработки о низких должностных окладах. Но оказывается, что министер ство неоднократно указывало флотам о необходимости прове дения аттестации мастеров (старших мастеров) и присвое ния им на этой основе званий «Мастер I класса». «Мастер II класса» с повышением должност ных окладов иа 10 и 20 процен тов, Я спросил у руководителей флотов: «Кто име^т такую клас сность?». На промысле таких оказалось... двое. Актуальное интервью В комитетах народного контроля 9 Э. К, Наумов, Но особенно меня возмутил вот такой факт. Согласно по становлению № 1115, судовла делец имеет право устанавли вать отдельным членам экипа жа судов оклад в размере до 300 рублей в пределах планово го фонда зарплаты. Однако, ког да моряки ТР «Изумрудный бе рег» обратились в БПО, то им заявили, мол, это не предусмот рено инструкциями. Флоты трактуют нередко законы так, как им вздумается. Труднообъ яснимую ретивость проявил, на пример, бывший «Севрыбхолод- флот», который в 1987 году издал временное положение по депонированию валюты, кото рая прямо противоречит ин струкции Совмина СССР. — После всего с ка за н н о го вами р ы б а к у тр уд н о п о н я ть требования о необходимости « н е у кл о н н о по выш а ть эфф е кти вно с ть прои звод ства» . Зачем ее по вы ш а ть , если то р пе д и р уе тся м атериальная з а и н тересованность? — К сожалению, именно так и получается. Министерство до билось права выплачивать ино странную валюту членам эки пажей "транспортных судов, ра ботающих на условиях аренды и подряда, исходя из норматив ных сроков продолжительности рейса и нормативной численно сти экипажа, независимо от фактического времени нахожде ния в рейсе и фактической чис ленности. Но об этом приказе капитаны ТРов и знать не зна ют. Вот так искусственно сдер живается переход па новые экономические отношения — аренду, подряд,..: — Если п р о д о лж и ть в а лю тн ую тем у , то в о зн и ка е т давно на зре в ш и й вопрос о вы пла те ее тем , к то работает в Баренцевом море... Эту несправедливость сле дует устранить, и как можно быстрее. Ведь запрыбовцы, про мышляющие •в Баренцевом мо ре, получают валюту, а северя не — нет, — Эдуард К о н с та н ти н о в и ч , еще к а к -т о м ож н о п о н я ть обман (д р у го го слова не н а х о ж у ) флотами с в о и х м о р я ко в , недоплачивая им, но ко гд а а дм и н и с тр а ц и я э ко ном и т д е н ь ги на ры б а ка х ... — Министерство с целью улучшения бесплатного коллек тивного питания моряков при няло решение 2 января этого года производить расходы на за купку продуктов в размере пол ного "инвалютного рубля. И что же? Многие судовладельцы рас ходуют 68, 75 копеек.., — К а ки е еще проблемы подни мали ры б а к и в ЦВА? — Известно, что толчком к общему негодованию послужило отсутствие транспортов для вы воза продукции. И опять же ос новная вина здесь ложится иа флоты. Так, показатели, усло вия и размеры премирования судов типа СТМ в ЦВА утверж дены тралфлотом и ББГЛ та кие, что они не стимулируют работу экипажей по выпуску продукции улучшенного ассор тимента, и "экипажи выпускают в основном перазделанную. По этому при хорошей обстановке СТМ набирает полный груз (300 тони) за 7— 10 суток про мысла. А потом куда его де вать? На бассейне,', как извест но. имеется немалый дефицит рефтоннажа. Говорили моряки и о том, что выплата стивидорских долж на производиться не чеками’, а валютой, что пора вернуть к жизни постановление прави тельства от 1928 года о предо ставлении дополнительных от пусков за ' полярное плавание (севернее 70-й шпроты); выска зывали претензии по поводу ложной экономии валюты на пресной воде, когда морякам приходится пить опреснен ную, зачем, справедливо ут верждали они, нам чеки, на которые ничего не купишь, не ужели нельзя выдавать всю ва люту, а не какие-то проценты.,, — К а ки е ж е выводы сделала к о миссия? — Все просьбы моряков бы ли рассмотрены иа коллегии министерства, А вывод такой: судовладельцы плохо использу ют права по усилению матери альной заинтересованности плав состава, предоставленные им постановлением № 1115, Прак тически все принятые ” мини стерством и ЦК профсоюза ре шения по совершенствованию организации труда и заработной платы, улучшению социального обеспечения плавсостава оседа ют в аппаратах управления БПО, производственных объе динений, флотов, они не дово дятся до экипажей судов и тем самым не имеют практического применения. Это характерно, кстати, для всех БПО, работаю щих в ЦВА. — Канне к о н к р е т н ы е изменения пр ои зойд у т в оплате тр уда ры ба ков? — Будет поднят «потолок» зарплаты, с которой начисля ются полярные надбавки и рай онный коэффициент; рассмат риваются вопросы о выплате за выслугу лет; увеличении вы платы валюты во время захо дов в иппорты. Большая часть других вопросов по усилению материальной заинтересованно сти могут и должны решаться иа местах, то есть иа флотах, в объединениях. Ряд других проблем — по пенсионному обеспечению, отпускам — об суждается в правительственных органах, — Эдуард К о н с та н ти н о в и ч , здесь в о зн и каю т с р а з у два вопроса . Первый : где ж е флотам взять д ен ь ги для по выш е н и я зарпл а ты ры б а кам , реали зации д р у г и х со ц и а л ь ны х нужд? И второй : « кр а й ними» в в аш и х вы водах о к а з а ли сь флоты . Н еужели во всей этой тяж елой об станов ке нет вины бассейново го объединения и лично вашей? — Нелегкие вопросы... Но, как ни странно, они взаимосвя заны. Почему? Да потому, что сегодняшняя" структура БПО оказалась несовершенной, что и показали пять месяцев рабо ты со дня его создания. По- моему, нынешняя система ока залась беспомощной что-то из менить во взаимоотношениях партнеров рыбацкого конвейера. Невероятно, но это же фактГ флоты — в тяжелом финансов вом положении, а береговые предприятия живут благодаря им, 45 миллионов прибыли, к примеру, имеет рыбокомбинат, а «Мурмаирыбпром» и траловый флот не выполняют планы по прибыли. И в то же время комбинат большую часть этих средств отчисляет «дяде» — в госбюджет. Спрашивается, раз ве мы не в силах перераспре делить прибыль, создав новую структуру? Нужны новые, неординарные подходы. Нужна кадровая и эко номическая революция на Се верном бассейне, Я в этом убежден. * Интервью с первым замести телем генерального директора БПО иСеврыба» Э. К. НАУМО ВЫМ провел и подготовил к печати А. ВИЛОЗ. Внимание человеку Отрадно, что многие организации все чаще обращаются не к проблемам вообще, как прежде, принимают решения не об «усилении», ((расширении», ((активизации», а рассматривают со бытия конкретные, обращаются к заботам и нуждам человека. Об этом свидетельствуют и последние заседания М урманского областного и городско го комитетов народного контроля. ОБСЧИТАЛИ НА КАРТОШКЕ Осенью 1987 года Мурман ский горплодоовощ торг заку пил картош ку по 200, 130 и 125 рублей за тонну. Средняя розничная цена ее с учетом накладных расходов должна была составить 19 копеек за килограмм . А нам предложи ли ее... за 25 копеек. Так ре шил облисполком с подачи своего отдела цен. Через год большинство кар тофеля закупили по 125 руб лей за тонну, продавать обя заны были снова по 19 копеек, но мы опять раскошеливались на четверть рубля. Это ж е повторилось в дру гих городах и районах облас ти. Таким образом, торговые ор ганизации, многократно обсчи тав каждого из нас, незаконно получили 4 миллиона рублей выручки, которую включили в товарооборот. Завышались цены и на това ры народного потребления. Всех хитрее оказались в облфото — там с 1984 года включали в стоимость работ полярные надбавки и наш се верный коэффициент. Хотя на это средства отпускаются из госбюджета. Вот почему таки ми дорогими стали наши лики на бумаге. К сожалению, областной ко митет народного контроля, вскрыв и осудив эти наруше ния, серьезно не наказал кон кретных виновников. УПРАВЛЕНЦЕВ НЕ СТАЛО МЕНЬШЕ До реорганизации ВРИО «Севрыба» в БПО в нем и во шедших в его состав «Севрыб- холодфлоте», рыбном порту, «Севрыбсбыте» и других орга низациях было 870 управлен цев. После перестройки, одной из важнейших задач которой было сокращение управленче ско го аппарата, управленцев осталось... почти столько же, хотя Министерство рыбного хозяйства предписывало двад цатипроцентное их сокраще ние. 174 лишних конторщика насчитали контролеры област ного комитета. Около полови ны новых отделов и управле ний, по сути, не знали, чем |им заниматься, — не имели по ложений о своей работе. Как тут • не согласиться с критическими радиограммами рыбаков, которые протестуют против громозд кой системы управления в рыбной отрасли! ХВОСТАТЫЕ ОЧЕРЕДИ Жалоб на торговлю и обще пит не становится меньше. Не выручили и кооперативы, толь ко цены взвинтили. Одна из причин — нехватка помещений. Торговых площа дей в М урманске — 78 про центов нормы, а складских — 39 процентов. Намного мень ше на тысячу жителей, чем в других областных городах РСФСР. В общепите не хвата ет 6250 мест! Вот почему у нас очереди в столовые, кафе и буфеты во время обеда. В таких условиях общепиту и о качестве блюд заботиться ни к чему — все, что выставят, съедим. Решение этих проблем пре жде всего зависит от М урман ско го горисполкома. Городской комитет народного контроля, обстоятельно изучив ситуацию, направил туда свои предло жения. ЧЕРСТВОСТЬ Семнадцать лет работал че ловек на заводе. С женой и тремя ребятишками в комнате общежития терпеливо ждал очереди на квартиру. Но... не ожиданно умер. Казалось бы, на предприятии учтут горе семьи и быстрее помогут с жильем. Ничего подобного не случи лось на судоремонтном заво де № 2. Напротив, Екатерину Ивановну Рихтер с детьми ста ли всячески отодвигать. М но гие семьи, которых видели в списках позади нее, давно пе ребрались в благоустроенное жилье, а она все в той же комнате общежития. Таким грубым образом здесь нару шают жилищное законодатель ство. Причины неуважения к семье не смогли объяснить на засе дании городско го комитета на родного контроля ни директор завода Ю. П. Суслов, ни пред седатель профсоюзного ком и тета В. Д. Бурков, ни руководи тели районного исполкома. Все виновные наказаны. Без- отцовская семья теперь не останется без внимания. РАВНОДУШИЕ С 1987 года просит отремон тировать крышу мурманчанка Л. С. Попова, проживающая в одном из домов на проспекте Ленина. А. Е. Пономарева с улицы О ктябрьской больше го да не могла добиться косме тического ремонта комнаты, залитой не по ее вине — ком мунальщики подпортили кры шу, освобождая ее от снега. Народные контролеры под считали, что только в первом квартале этого года в различ ные организации города посту пили 643 подобные жалобы. В 185 случаях жилищные органы не только не поспешили на по мощь людям , но и уклонились от исполнения своих обязанно стей. Прямым виновным объяв лены взыскания. А как с кры шами? Выговорами их не зала таешь. Как говорится, пожи вем — увидим. УЧИТЕЛЯ БЕЗ КВАРТИР Семья учителя 3. С. Панчу- ка (5 человек, трое детей) ютится в комнате площадью 17,8 квадратных метра в де ревянном доме с частичными удобствами... Мы сокрушаемся, что пре стиж профессии учителя пада ет. А откуда ему взяться? В М урманске 971 учительская семья находится в подобных условиях, 131 вообще не име ет собственного жилья. Ждут квартир 4 участника войны, 70 ветеранов труда, 22 многодет ные семьи, 15 одиноких мате рей, 40 молодых семей. Есть о чем подумать и в райисполкомах, и в гориспол коме. И этот вопрос городской ко митет народного контроля взял на контроль. С. НАУМОВ. 5 мая 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz