Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
М О Р С К О Й Портреты словами J Михаил Озорович Первый помощник капитана вече- рами окупался в мир цифр. Выверял IX, складывал, сводил- в длинные таб лицы. Рядом отсвечивал микрокаль кулятор. ~Я спросил Озоровича, чем его за вораживают эти математические уп ражнения. — Надо начать издалека, — взгля дом доброжелательного педагога по смотрел на меня Михаил Абрамович. — Прежде моряки знакомились обыч но на палубе, до этого не знали один другого. К началу восьмидесятых го дов стало очевидным, что без стабиль ных экипажей вперед не продвинуть ся. Начали закреплять их "За капита нами. Вместе работают, вместе отды хают. А на судне другие люди. И им равно, если один корпус от него останется. Тогда создали цепочку: три кораб ля — четыре экипажа; три постоян ных и подменный. Плюс — ремонт ный. Однако суда так и оставались без хозяина. Дальнейшее развитие событий мне было известно. В 1985 году провели эксперимент. На два корабля сфор мировали три экипажа — два основ ных и подменный. Отказались от ре монтного. В невыгодное положение попал подменный: много суток тратил иа переходы, работал на судне полто- ра-два месяца, а не полный рейс. Подмена, как правило, оставалась не довольна основным экипажем, тот платил недоброжелательной взаим ностью. Специалисты подсказали еще вари ант — три равноправных экипажа на два корабля. На промысле они оказа лись бы в одинаковых условиях. Экс- (Окончание. Начало в Ло 12.) пернментнровали балтийцы, черно морцы, но дело снова не пошло. Суд но по-прежнему раньше времени на правлялось в ремонт. Много лет ходит в море Озорович. Пай даром не получает: встает рань ше многих, ложится позже, свое дело делает ji подвахты, когда рыба идет, стоит ежедневно. Казалось бы, зачем еще заботы? Пусть головоломной цифровой бухгалтерией экономисты упражняются. — А я теперь и экономист, — улыбается он. С дипломом высшей мореходки Михаил Озорович поступил в Кали нинградский технический институт рыбного хозяйства, И в 1988 году под аплодисменты членов государст- К Т Е венной комиссии, обычно не склонных К 'бурным эмоциям, защитил диплом. Темой выбрал — стабильные экипа жи. Предложил еще вариант к опро бованным: один экипаж на БМРТ, но — у в е л и ч е н н ы й. «Везде сокращают, а тут — «уве личенный», — поднимет голову эко номист-пессимист. Но Озорович все рассчитал и взвесил. Увеличение ка жущееся. Сегодня на два судна — три экипажа по 72 человека, всего — 216, А те же два в предложенном варианте потребуют 200 человек. Ме н ьше ! Укрупненный экипаж Озорович раз бивает на три группы, полуэкипажи, как он говорит, А Б и В, Два рабо тают, третий отдыхает. Вопросов у моряков, которых он знакомит со своими расчетами, много. В первом полуэкипаже капитан, во втором — старший помощник, его дублер. А в третьем кто? Первого помощника во втором полуэкипаже заменит секретарь парторганизации, а в третьем? Как быть с начальни ком радиостанции, технологом? Для Озоровича это не трудные вопросы. Он прикинул все возмож ные замены. Высчитал предполагае мую годовую экономию. И в этом рейсе ведет двойную бухгалтерию: оценивает работу экипажа в обычном порядке и если бы он был на аренд ном подряде. Через пять месяцев на мерен все сопоставить. И тогда, если выгодно, — на подряд.£.: Приглядывался я к Озоровичу с умыслом. Смотрел на него сквозь призму той дискуссии, которая кипе ла страстями иа страницах «Рыбного Мурмана», — о роли и назначении первого помощника капитана. Нужен ли он на судах в наше время? Рань ше был необходим, но сегодня и флот иной, и люди образованные — преданные Родине, патриоты, интер националисты. Зачем им сторож? Нянька? Подводя итоги дискуссии, мы со шлись, помнится, па том, что пробле му нужно рассматривать в ее конкрет ном преломлении. Что за судно? Ку да идет? Сколько людей в экипаже? «Хоженые» моряки или морской пыли не глотали? Какой продолжи тельности рейс? И, конечно, кто пер вый помощник? Много прекрасных политработни ков на наших флотах. Из тех, кого лично знаю, могу назвать Михаила Михайловича Кравченко, с которым некогда встретился на «Валентине Серове», Рудольфа Леонидовича Шишкина с ТР «Хибинские горы». У этих людей большая жизненная школа. Годы и годы в море. Рудольф Леонидович, например, ходил на су дах и с Камчатки, и в Азовском па роходстве. Начинали они, как прави ло, матросами. Умеют найти дорогу к людским сердцам. Казалось, уж этим людям никто не бросит в лицо упрек, что на судах они не нужны. Однако бросали, словно горстью пес ка в лицо. И вот что мне подумалось. К кри териям нужности помполита, кото рые, по сути, унее выработаны, сле дует, вероятно, добавить еще один: пусть сам ои решит, нужен ли эки пажу. Если он почувствует, что эки паж вырос, поднялся до такой высо ты, где ему делать нечего, может по кидать свой пост. Без работы не останется с его опытом и знаниями. Озоровичу одному из первых мож но доверить принимать такое реше ние. Алексей Черепов ^ Когда от берегов Шотландии мы повернули к Скандинавскому полу острову, Алексеи Степанович Черепов чаще стал поглядывать в иллюмина тор радиорубки. Море вздымало острые гребни волн, ветер срывал с них белую пену, нес над водой гу стой ПЫЛЫО.: — Где-то здесь вершилось мое морское крещение... Клало на борт все сильнее. С усмешкой поглядывала на нас с пред вечернего неба полная желтая луна: знайте, почем фунт морского лиха. Алексей Степанович вспоминал свой первый рейс. Тридцать семь лет назад здесь, на стыке арктических и западных теплых ветров, он лежал пластом. Но ему повезло: судно на мотало трал на винт и через месяц, а не через полгода, возвратилось в порт. Так завершилась его первая практика после ШУКСа — школы усовершенствования плавсостава, при которой он закончил курсы радистов. Думал, нога его больше не ступит на палубу, но отдышался на берегу и опять отправился туда же, за Норд кап, где в то время хорошо ловилась селедка. После второго рейса получил диплом радиооператора. Два года в море — ' и в армию. Направили его в полковую школу. Летят иногда критические стрелы в наши армейские порядки, и есть за что. Порой там специалистов даже с университетским дипломом учат за ново тому же самому. Преподаватели Черепова, сержанты, делали на клю че 30 знаков в минуту, а он на пер- еом же занятии выдал 140. Все рав но учили десять месяцев, как и но вичков. После службы уже без раздумий пошел на флот, и с тех пор расста вался с ним только во время отпу сков. Включал рации иа всех типах судов, промысловых и транспортных. Я читал характеристику Степаны- ча, как его зовут на судне, составлен ную уже в нашем рейсе, и невольно для себя подтверждал каждую ее фразу. «Честен, общителен, опрятен». Точно! «Поддерживает дружеские от ношения со всеми членами экипажа». Верно! Никто не скажет о нем худо го слова. «С теплотой и вниманием относится к семье». Не видел его в семье, а что старается, чтобы другие моряки поддерживали такие отноше ния, факт. Немалую часть вахты он «сидит» на радиотелефоне. Не про ходит в эфире Мурманск, просит .Мо скву набрать один, другой, а там и третий номерок. Занята Москва — стучится в Киев, Калининград. По просит моряк Еызвать ленинградский или в каком другом городе телефон ный номер, Степаныч воспримет это как должное и не успокоится, пока не долетит туда голос с океана. Я видел, как он радовался, когда до вольным оставался моряку Он подолгу возится у аппарата, ко торый принимает факсимильную га зету. Чертыхается по поводу устарев шей аппаратуры и в адрес редакто ров, которые не указывают времени и частот передач, отпустит не одно крепкое слово, но примет не только мурманскую, но и киевскую газету, отстучит калининградский после мур манского радиобюллетень.; Чтобы больше было информации, чтобы не чувствовали себя моряки оторванны ми от Родины. ...Как-то грибной осенью поехал Степаныч в лес с приятелем. Далеко от дороги услышали голос женщины, звавшей на помощь. Пошли. По пути попадались грибники, которые были ближе к беде, но не откликались на призывы. Одну группу встретили уже совсем рядом, но и она направлялась в другую сторону. Дивились прияте ли, но шли дальше. Женщина стонала. Подвернула но гу, и не только идти, ползти мешала острая боль. Степаныч собрал корзи ны всех троих, экипировку, а при ятель взвалил на плечи живой груз. Несколько километров тащились по лесному бездорожью, а потом еще по грунтовке, пока не отыскали маши ну, на которой приехала с грибника ми незадачливая гостья леса. И тут женщину прорвало. Она заливалась слезами, впадала в истерику — ра довалась, что осталась жива. Попро сила у своих спасителей адреса, те лефоны, обещала звонить и бесплат но заправлять автомашину — рабо тала на заправочной станции. Но шли дни за днями, потом ме сяцы, а она так ни разу не дала о себе знать. Забывчива людская добро та! — Не нужен нам бензин, — ска зал обидчиво Степаныч, когда на суд не вспомнили эту историю. — Тем более что он государственный. А услышать голос хотелось бы — как она там, поправилась ли? Забудут, наверное, на время и Сте- паныча моряки в порту, когда разой дутся по домам, увидят родные и ла сковые лица. Но он на них не в оби де. Снова придут к нему в следую щем рейсе, и он опять сделает все, чтобы они услышали голоса близких и родных людей. С. ДАЩИНСКИИ . Тихий океан — Атлантика — Барен цево море. Февраль — март 1989 года. Г ЛАСНОСТЬ и откры тость были очевидны на состоявшейся в Трон хейме (Норвегия) выставке Северного рыболовства, где Министерство рыбного хо зяйства СССР представило широкий ряд экспонатов. Из разговора с директором «Соврыбфлота» М. Барыш никовым стало ясно, что у русских есть и оборудование, и идеи, которые могут ши роко покупаться на мировом . рынке. Ф* Они также намереваются предпринять шаги по улуч —— По страницам зарубежной печати ------------ Новые рубежи сотрудничества шению своих, проводимых раз в пять лет выставок «Ин- рыбпром». Следующая со стоится в Ленинграде в ав густе 1990 года, Перестройка хорошо за метна и по значительно рас ширившейся роли «Соврыб флота». С начала 1988 года он осуществляет пять видов операций: 1. Экспортирует мороже ную рыбу и рыбные консер вы, консервы из крабов и ло сося, черную икру и другие морепродукты. Импортирует мороженую, соленую, свежую рыбу, филе, консервирован ные продукты и пресервы. 2. Импортирует оборудо вание, инструменты, материа лы для промышленности СССР. 3. Организует работу со ветских судов в водах ино странных государств и ино странных судов в экономи ческой зоне СССР на ком мерческой основе. 4. Организует техничес кое обслуживание советских судов в инпортах, перелет экипажей, а также агенти рование и торговое обслужи вание советских судов. 5. Разрабатывает условия совместной деятельности за рубежом и в водах СССР, новые пути сотрудничества, организует рыболовные экс педиции. На вопрос, повлияла ли перестройка на реорганиза цию рыбной отрасли, М. Ба рышников ответил, что идет процесс упрощения управле ния. «Мы также делаем все возможное для модернизации нашего большого рыболовно го флота, но это постепен ный процесс», — сказал ои в своем интерЕью еженедель нику. По материалам лондонской газеты «Фишинг ньюэ Ин тернэшнл» подготовил С. НО- ПОСОВ. РЫБНЫЙ мурман 5 мая 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz