Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

М О Р С К О Й Портреты словами J Михаил Озорович Первый помощник капитана вече- рами окупался в мир цифр. Выверял IX, складывал, сводил- в длинные таб­ лицы. Рядом отсвечивал микрокаль­ кулятор. ~Я спросил Озоровича, чем его за­ вораживают эти математические уп­ ражнения. — Надо начать издалека, — взгля­ дом доброжелательного педагога по­ смотрел на меня Михаил Абрамович. — Прежде моряки знакомились обыч­ но на палубе, до этого не знали один другого. К началу восьмидесятых го­ дов стало очевидным, что без стабиль­ ных экипажей вперед не продвинуть­ ся. Начали закреплять их "За капита­ нами. Вместе работают, вместе отды­ хают. А на судне другие люди. И им равно, если один корпус от него останется. Тогда создали цепочку: три кораб­ ля — четыре экипажа; три постоян­ ных и подменный. Плюс — ремонт­ ный. Однако суда так и оставались без хозяина. Дальнейшее развитие событий мне было известно. В 1985 году провели эксперимент. На два корабля сфор­ мировали три экипажа — два основ­ ных и подменный. Отказались от ре­ монтного. В невыгодное положение попал подменный: много суток тратил иа переходы, работал на судне полто- ра-два месяца, а не полный рейс. Подмена, как правило, оставалась не­ довольна основным экипажем, тот платил недоброжелательной взаим­ ностью. Специалисты подсказали еще вари­ ант — три равноправных экипажа на два корабля. На промысле они оказа­ лись бы в одинаковых условиях. Экс- (Окончание. Начало в Ло 12.) пернментнровали балтийцы, черно­ морцы, но дело снова не пошло. Суд­ но по-прежнему раньше времени на­ правлялось в ремонт. Много лет ходит в море Озорович. Пай даром не получает: встает рань­ ше многих, ложится позже, свое дело делает ji подвахты, когда рыба идет, стоит ежедневно. Казалось бы, зачем еще заботы? Пусть головоломной цифровой бухгалтерией экономисты упражняются. — А я теперь и экономист, — улыбается он. С дипломом высшей мореходки Михаил Озорович поступил в Кали­ нинградский технический институт рыбного хозяйства, И в 1988 году под аплодисменты членов государст- К Т Е венной комиссии, обычно не склонных К 'бурным эмоциям, защитил диплом. Темой выбрал — стабильные экипа­ жи. Предложил еще вариант к опро­ бованным: один экипаж на БМРТ, но — у в е л и ч е н н ы й. «Везде сокращают, а тут — «уве­ личенный», — поднимет голову эко­ номист-пессимист. Но Озорович все рассчитал и взвесил. Увеличение ка­ жущееся. Сегодня на два судна — три экипажа по 72 человека, всего — 216, А те же два в предложенном варианте потребуют 200 человек. Ме н ьше ! Укрупненный экипаж Озорович раз­ бивает на три группы, полуэкипажи, как он говорит, А Б и В, Два рабо­ тают, третий отдыхает. Вопросов у моряков, которых он знакомит со своими расчетами, много. В первом полуэкипаже капитан, во втором — старший помощник, его дублер. А в третьем кто? Первого помощника во втором полуэкипаже заменит секретарь парторганизации, а в третьем? Как быть с начальни­ ком радиостанции, технологом? Для Озоровича это не трудные вопросы. Он прикинул все возмож­ ные замены. Высчитал предполагае­ мую годовую экономию. И в этом рейсе ведет двойную бухгалтерию: оценивает работу экипажа в обычном порядке и если бы он был на аренд­ ном подряде. Через пять месяцев на­ мерен все сопоставить. И тогда, если выгодно, — на подряд.£.: Приглядывался я к Озоровичу с умыслом. Смотрел на него сквозь призму той дискуссии, которая кипе­ ла страстями иа страницах «Рыбного Мурмана», — о роли и назначении первого помощника капитана. Нужен ли он на судах в наше время? Рань­ ше был необходим, но сегодня и флот иной, и люди образованные — преданные Родине, патриоты, интер­ националисты. Зачем им сторож? Нянька? Подводя итоги дискуссии, мы со­ шлись, помнится, па том, что пробле­ му нужно рассматривать в ее конкрет­ ном преломлении. Что за судно? Ку­ да идет? Сколько людей в экипаже? «Хоженые» моряки или морской пыли не глотали? Какой продолжи­ тельности рейс? И, конечно, кто пер­ вый помощник? Много прекрасных политработни­ ков на наших флотах. Из тех, кого лично знаю, могу назвать Михаила Михайловича Кравченко, с которым некогда встретился на «Валентине Серове», Рудольфа Леонидовича Шишкина с ТР «Хибинские горы». У этих людей большая жизненная школа. Годы и годы в море. Рудольф Леонидович, например, ходил на су­ дах и с Камчатки, и в Азовском па­ роходстве. Начинали они, как прави­ ло, матросами. Умеют найти дорогу к людским сердцам. Казалось, уж этим людям никто не бросит в лицо упрек, что на судах они не нужны. Однако бросали, словно горстью пес­ ка в лицо. И вот что мне подумалось. К кри­ териям нужности помполита, кото­ рые, по сути, унее выработаны, сле­ дует, вероятно, добавить еще один: пусть сам ои решит, нужен ли эки­ пажу. Если он почувствует, что эки­ паж вырос, поднялся до такой высо­ ты, где ему делать нечего, может по­ кидать свой пост. Без работы не останется с его опытом и знаниями. Озоровичу одному из первых мож­ но доверить принимать такое реше­ ние. Алексей Черепов ^ Когда от берегов Шотландии мы повернули к Скандинавскому полу­ острову, Алексеи Степанович Черепов чаще стал поглядывать в иллюмина­ тор радиорубки. Море вздымало острые гребни волн, ветер срывал с них белую пену, нес над водой гу­ стой ПЫЛЫО.: — Где-то здесь вершилось мое морское крещение... Клало на борт все сильнее. С усмешкой поглядывала на нас с пред­ вечернего неба полная желтая луна: знайте, почем фунт морского лиха. Алексей Степанович вспоминал свой первый рейс. Тридцать семь лет назад здесь, на стыке арктических и западных теплых ветров, он лежал пластом. Но ему повезло: судно на­ мотало трал на винт и через месяц, а не через полгода, возвратилось в порт. Так завершилась его первая практика после ШУКСа — школы усовершенствования плавсостава, при которой он закончил курсы радистов. Думал, нога его больше не ступит на палубу, но отдышался на берегу и опять отправился туда же, за Норд­ кап, где в то время хорошо ловилась селедка. После второго рейса получил диплом радиооператора. Два года в море — ' и в армию. Направили его в полковую школу. Летят иногда критические стрелы в наши армейские порядки, и есть за что. Порой там специалистов даже с университетским дипломом учат за­ ново тому же самому. Преподаватели Черепова, сержанты, делали на клю­ че 30 знаков в минуту, а он на пер- еом же занятии выдал 140. Все рав­ но учили десять месяцев, как и но­ вичков. После службы уже без раздумий пошел на флот, и с тех пор расста­ вался с ним только во время отпу­ сков. Включал рации иа всех типах судов, промысловых и транспортных. Я читал характеристику Степаны- ча, как его зовут на судне, составлен­ ную уже в нашем рейсе, и невольно для себя подтверждал каждую ее фразу. «Честен, общителен, опрятен». Точно! «Поддерживает дружеские от­ ношения со всеми членами экипажа». Верно! Никто не скажет о нем худо­ го слова. «С теплотой и вниманием относится к семье». Не видел его в семье, а что старается, чтобы другие моряки поддерживали такие отноше­ ния, факт. Немалую часть вахты он «сидит» на радиотелефоне. Не про­ ходит в эфире Мурманск, просит .Мо­ скву набрать один, другой, а там и третий номерок. Занята Москва — стучится в Киев, Калининград. По­ просит моряк Еызвать ленинградский или в каком другом городе телефон­ ный номер, Степаныч воспримет это как должное и не успокоится, пока не долетит туда голос с океана. Я видел, как он радовался, когда до­ вольным оставался моряку Он подолгу возится у аппарата, ко­ торый принимает факсимильную га­ зету. Чертыхается по поводу устарев­ шей аппаратуры и в адрес редакто­ ров, которые не указывают времени и частот передач, отпустит не одно крепкое слово, но примет не только мурманскую, но и киевскую газету, отстучит калининградский после мур­ манского радиобюллетень.; Чтобы больше было информации, чтобы не чувствовали себя моряки оторванны­ ми от Родины. ...Как-то грибной осенью поехал Степаныч в лес с приятелем. Далеко от дороги услышали голос женщины, звавшей на помощь. Пошли. По пути попадались грибники, которые были ближе к беде, но не откликались на призывы. Одну группу встретили уже совсем рядом, но и она направлялась в другую сторону. Дивились прияте­ ли, но шли дальше. Женщина стонала. Подвернула но­ гу, и не только идти, ползти мешала острая боль. Степаныч собрал корзи­ ны всех троих, экипировку, а при­ ятель взвалил на плечи живой груз. Несколько километров тащились по лесному бездорожью, а потом еще по грунтовке, пока не отыскали маши­ ну, на которой приехала с грибника­ ми незадачливая гостья леса. И тут женщину прорвало. Она заливалась слезами, впадала в истерику — ра­ довалась, что осталась жива. Попро­ сила у своих спасителей адреса, те­ лефоны, обещала звонить и бесплат­ но заправлять автомашину — рабо­ тала на заправочной станции. Но шли дни за днями, потом ме­ сяцы, а она так ни разу не дала о себе знать. Забывчива людская добро­ та! — Не нужен нам бензин, — ска­ зал обидчиво Степаныч, когда на суд­ не вспомнили эту историю. — Тем более что он государственный. А услышать голос хотелось бы — как она там, поправилась ли? Забудут, наверное, на время и Сте- паныча моряки в порту, когда разой­ дутся по домам, увидят родные и ла­ сковые лица. Но он на них не в оби­ де. Снова придут к нему в следую­ щем рейсе, и он опять сделает все, чтобы они услышали голоса близких и родных людей. С. ДАЩИНСКИИ . Тихий океан — Атлантика — Барен­ цево море. Февраль — март 1989 года. Г ЛАСНОСТЬ и откры­ тость были очевидны на состоявшейся в Трон­ хейме (Норвегия) выставке Северного рыболовства, где Министерство рыбного хо­ зяйства СССР представило широкий ряд экспонатов. Из разговора с директором «Соврыбфлота» М. Барыш­ никовым стало ясно, что у русских есть и оборудование, и идеи, которые могут ши­ роко покупаться на мировом . рынке. Ф* Они также намереваются предпринять шаги по улуч­ —— По страницам зарубежной печати ------------ Новые рубежи сотрудничества шению своих, проводимых раз в пять лет выставок «Ин- рыбпром». Следующая со­ стоится в Ленинграде в ав­ густе 1990 года, Перестройка хорошо за­ метна и по значительно рас­ ширившейся роли «Соврыб­ флота». С начала 1988 года он осуществляет пять видов операций: 1. Экспортирует мороже­ ную рыбу и рыбные консер­ вы, консервы из крабов и ло­ сося, черную икру и другие морепродукты. Импортирует мороженую, соленую, свежую рыбу, филе, консервирован­ ные продукты и пресервы. 2. Импортирует оборудо­ вание, инструменты, материа­ лы для промышленности СССР. 3. Организует работу со­ ветских судов в водах ино­ странных государств и ино­ странных судов в экономи­ ческой зоне СССР на ком­ мерческой основе. 4. Организует техничес­ кое обслуживание советских судов в инпортах, перелет экипажей, а также агенти­ рование и торговое обслужи­ вание советских судов. 5. Разрабатывает условия совместной деятельности за рубежом и в водах СССР, новые пути сотрудничества, организует рыболовные экс­ педиции. На вопрос, повлияла ли перестройка на реорганиза­ цию рыбной отрасли, М. Ба­ рышников ответил, что идет процесс упрощения управле­ ния. «Мы также делаем все возможное для модернизации нашего большого рыболовно­ го флота, но это постепен­ ный процесс», — сказал ои в своем интерЕью еженедель­ нику. По материалам лондонской газеты «Фишинг ньюэ Ин­ тернэшнл» подготовил С. НО- ПОСОВ. РЫБНЫЙ мурман 5 мая 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz