Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
6 На трибуну рыбацкой конференции Альтернатива кризису Требуем съезда рыбаков Пыпе в экономике объединения «Мурмаирыбпром» сложилась, прямо скажем, критическая ситуация . Чрез вычайность экономического положения заключается в том, что мурманрыб- промовений промысловый флот стал убыточ ным. Разумеется, па чрезвычайность сло- жившегося экономического положения повлияли несколько (факторов, как объ ективных, так и субъективных. Преж де всего существенно повлияли в пер вом квартале штормовые погодные ус ловия в районах промысла. Сказалось отсутствие в «Мурманрыбпроме », к сожалению, выработанной тактики хо зяйствования в процессе перестройки и вывода экономики объединения из ту пика. И, наконец, неспособность наших специалистов найти на альтернативной основе решения для преодоления кри зисной ситуации, создавшейся в эконо мике объединения, и организовать р а боту (флота и механизма управления по-новому, в условиях хозрасчета. Одни видят панацею в ликвидации бассейнового производственного объ единения или па первых порах хотя бы л сокращении его управленческого аппарата. Другие — в бесконечных экс периментах по хозрасчету и аренде промысловых судов. Но не много ли усилий мы тратим на решение вопро са: быть или не быть БТЮ? IIе слиш ком ли много экспериментируем, остав шись с пустым кошельком? Считаю, для вМурманрыбпрдма» ка нуло в Лету время разбрасывать кам ни , когда за счет мойвенной путины, производственные и финансовые пока затели. блистали. Теперь наступило время собирать камни — объединить усилия всех и каждого, чтобы «Мур- манрыбпром» па сорок первом году своего существования не был лишен vгражданства». Убежден, что одним из доступных путей преодоления тяжелейшей эконо мической ситуации в «Мурманрыбпро ме» является укрепление дисциплины, прежде всего трудовой, па промысло вых судах. Почему-то экипажи судов, выдвигая различные требования, этот важный и простой в своем осуществ лении рычаг подъема экономики обхо дят стороной. Обратимся к цифрам. Из- за нарушений трудовой дисциплины отдельными членами экипажей в про шлом году <Мурмаирыбпром» потерял около 200 тысяч рублей, что, естествен но, отразилось на заработной плате и фонде материального поощрения. Кроме всего прочего, создавшееся экономическое положение как никогда настоятельно требует изменить сложив шийся стереотип планирования от достигнутого. Об этом мы много гово рим, по практически ничего не сдела ли. Ведь если не поступают на баланс новые суда, если не обновляется на промысловых судах рыбоперерабаты вающая техника, то план па вылов и выпуск пищевой рыбной продукции, должен из года в год не расти. а, на против, снижаться. Иными словами, производственный план находится в прямой зависимости от ежегодного эксплуатационного старения промыс- ловых судов. а поэтому он должен ни велироваться в сторону ежегодного сни жения. Вот почему предлагаю при пла нировании промысловых заданий учи тывать коэффициент старения судов и установленного па них технологиче ского обор удавания. Хотелось бы. чтобы была осуществле на и такая возможность выхода эко номики рыбной отрасли бассейна из трудного положения. Суть ее заклю чается в увеличении продажной цепы, каждого килограмма выловленной ры бы в среднем иа одну копейку. Тогда только от флота «Мурманрыбпрома» при фактическом ежесуточном вылове им рыбы в количестве (I тысяч тонн можно получить в год дополнительно 7'JO тысяч рублеи. Соответствующая часть этих денежных средств пошла бы иа улучшение экономического положе ния трудового коллектива. Видимо, настало время однозначно решить вопрос в пользу прямых эконо мических связей объединения вМур ман рыбпром» как в пашей стране, так и за рубежом. I I добиться этого следу ет путем снижения существующего госзаказа, ставшего анахронизмом в жизни новых экономических отноше ний. В настоящее время многие тысячи рублей тратятся на оплату авиапере возок экипажей судов в заграничные порты, где производится их смена пос ле окончания промыслового рейса. В связи с этим представляется целесооб разным произвести расчет в пользу со здания баз отдыха в иностранных пор тах с одновременным сокращением промыслового рейса, скажем, до трех месяцев. Детали этого вопроса не со ставит труда решить в рабочем поряд ке. Думаю, что высказанные предложе ния реальны и осуществимы. По для этого надо приложить усилия всем — плавсоставу и аппарату управления. Не претендую на то, что высказанные предложения являются истиной в по следней инстанции. По пе могу не сказать , что они являются звеньями одной экономической цепи, при реше нии которых представляется возмож ным вытянуть «Мурмаирыбпром» из прорыва. Г. ЮДЕНКО, работник объединения «Мурманрыб- пром». Экипаж БМРТ «Соловецким* на сво ем собрании решил поддержать пред ложение большинства судов о созыве съезда рыбаков с представительством на нем пе менее 75 процентов плавсо става. По поручению экипажа БМРТ «Со ловецкий» объединения «Мурман- рыбпром» капитан-директор В. СО МОВ. Предлагаем вариант демократизации а пиар а та управления. Оргкомитету выйти с инициативой в Верховный Совет СССР с предложени ем по изменению и дополнению зако нодательных фактов, регламентирую щих деятельность министерства, заме нив административный стиль управле ния на демократический. Высшим о р ганом отрасли должен быть съезд, ко торый выбирает рабочую коллегию, ко торая в свою очередь — председателя, заместителей, ответственного секрета ря, формирует необходимый аппарат . Работники предприятий, плавсостав являются членами коллегии и участву ют в управлении отраслью без отрыва от производства. Решение коллегии но сит обязательный характер, Изучив круг поднимаемых проблем, пришли к выводу, что па бассейновых конференциях необходимо избрать путь дальнейшего движения вперед, осу ществить подготовку к внеочередному профсоюзному съезду или учредитель • ному съезду делегаций рыбаков. Однако создание ассоциации рыбаков — наиболее перспективное, так как съезды ассоциаций будут замыкаться на международный союз моряков. Дополнительно предлагаем обсудить вопрос оптовых цен на рыбопродукцию в зависимости от роста цен на продук цию производственно-технического ка зна чепия , инфля ции. ГАПОНОВ, капитан, ЕРЕМИН, первый помощник, ВОЛКОВ, председатель профкома СРТМ «Средняя коса» БПО «Запрыба». В то время как Сосет Министров поручил Госплану, ВЦСПС , Минрыбхо- зу, Госкомтруда рассмотреть экономи ческие и социальные вопросы, постав ленные рыбаками, экипажи судов, оз накомившись с рейсовым заданием, считают условия оплаты и премирова ния социально несправедливыми и про- тивор еча /// ими i р удовому за копо да тель- ству. Личный состав не ознакомлен с но выми условиями оплаты труда, преми рования, согласно трудовом у законо дательству и положению об условиях оплаты труда плавсостава. По повой схеме оплаты, при усло вии выполнения суточного, плана, по сравнению с другими районами про мысла моряк за такой же труд в Се веро-Западной Атлантике получит в 2,6 раза меньше. Для выполнения рейсового задания заранее определен выход па подвахты всех без исключения членов экипажа, при этом не учитываются специфика района промысла, метеоусловия, что связано с безопасностью мореплавания. Планирование промыслового време ни произведено традиционно, чтобы по крыть время, затраченное па выгрузки, переходы, получение топлива, а суточ ные нагрузки возрастают еще больше, Суточные нормы разделанной взяты с потолка, никакой техники для обра ботки рыбы не установлено, надежда только па старый, испытанный шкероч ный нож. Для искусственного повыше ния производительности труда измени лось второе условие премирования, оно будет производиться по разделанной продукции, а не по пищевой, как опре делено приказом № 9 от 17 января 1989 г., процент поощрения уменьшен вдвое, Ссылка заместителя начальника ПЭО Комарова на отсутствие расценок на хек не отвечает действительности, так как в приказе Л? 30 от 20 января 1988 года они установлены, правда, для другого района промысла, но вид ры бы, трудозатраты, интенсивность труда, численность экипажей , тип добываю щих судов пе изменились. Почему уста новленный норматив в три раза мень ше, чем оговорен в приказе Л? 30? Сле довательно, и оплата труда членов экипажей судов, работающих в зоне Канады, резко падает, Считаем, что профком базы необду манно согласовал норматив оплаты тру да судов, грубо нарушив статью 248 КЗОТ РСФСР , ослабил контроль за со блюдением. законодательства, важней шей составной частью которого явля ются нормы , регулирующие оплату тру да. Выражаем недоверие заместителю начальники ПЭО Комарову и председа телю профкома Ружникову. Обкому профсоюза отменить решения профкома Мурманской оперативной группы ББГЛ по утверждению норма тива и положения премирования ка надской зоны, как противоречащих трудовому за коно дательству. Па основании вышеизложенного тре буем: — установления твердых сдельных расценок по району СЗА в соответст вии с расценками других районов про мысла, определенных приказом Л5 30 от 20 января 1989 года, суточными на грузками с учетом трудоемкости, чис ленности производственной команды; — условий премирования согласно приказу Л? 9 от 17 января 1989 года. Неумение береговых специалистов за- 'интересовать судоэкипажи в произво дительной работе может обернуться по терями не только производственными, но и нравственными. Экипажи судов выражают надежду, что администрация базы, профком уч тут высказанные предложения и дадут положительный ответ. В противном случае работать в районе СЗА отказы ваемся. По поручению экипажей — капита ны, секретари парторганизаций, пред седатели профсоюзных комитетов, секретари комсомольских организа ций СТМ «Оломна», «Острына», «Ольховка», «Ондозеро» Беломор ской базы гослова. 8 отзет на требования рыбаков а мо ре ушла радиограмма от руководства тралового флота, объясняющая причины некоторых конфликтных ситуаций. Вот ее текст. ПЕРВОЕ . Согласно приказу Ми ((рыб хоза Л? 368, экипажи судов продолжи тельностью непрерывного пребывания в море более 136 суток имеют право иа отдых в середине рейса, при этом до полнительные расходЪг по оплате пере ходов, стоянки в портах отдыха про изводятся за счет внутренних резервов предприятия (судна). Именно поэтому, учитывая тяжелое (финансово-экономи ческое положение флота в настояш\н период , администрацией совместно * ? СТК принято решение по районам со стабильной промысловой обстановкой. близко расположенным к портам захо да, оплату переходов временно, до исправления финансового положения, компенсировать за счет внутренних ре зервов судов. По районам с нестабиль ной промысловой обстановкой, удален ным от портов отдыха, администрация поддерживает инициативу экипажей суммировать дни отдыха в конце рей са, при этом порядок оплаты сохраня ется прежним. ВТОРОЕ. Вопрос об оплате переходов внутри района промысла до трех суток рассматривается. Решение будет сооб щено дополнительно, ТРЕТЬЕ. Администрация не ставит целью создание экономии (фонда зара ботной платы, все мероприятия паправ- • лены на недопущение перерасхода, со ставившего в прошлом году четыре с половиной миллиона рублей, ЧЕТВЕРТОЕ. Оплата посредническим, организациям производится только по договорам. Расходы по сравнению Я г 1988 годом сокращены на восемь мил лионов рублей. Вся рыбопродукция, из готовленная траловым, (флотом, за ис ключением криля сыромороженого, реализована на внутреннем рынке в запланированные сроки. Имели место затруднения по отдельным видим про дукции во время их единовременного массового поступления. Предприятиям рыбной отрасли ра з решена реализация продукции па экс порт только в случае выполпения обя зательств по поставкам на внутренний рынок. Увеличение объемов поставок на внешний рынок, ведущее к сниже нию цен, экспорту, пе увеличивает ва- лютпых нос туплений. Заявки на транспорты оформлены па сто процентов вывоза плановых норма тивных нагрузок. При этом админи страция (флота добивается, чтобы вся продукция, изготовленная сверх пла на, была вывезена транспортным (фло том БПО. Численность аппарата управления со ставляет 480 человек. С первого мая бу дет сокращено 108 человек, в том чис ле четыре заместителя начальника ф л Ф та из восьми. Согласно постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС JV? 1115, опла та резерва производится из расчета 75 процентов оклада с сохранением про должительности рабочей недели 41 час. Флотом разрабатываются вопросы создания дополнительных производств для использования резерва с оплатой но выполненной работе с обеспечением нормального уровня заработной пли ты. Несмотря на постоянные приглаше ния плавсостава на. заседания СТК при решении принципиальных вопросов, касающихся рыбаков, представители экипажей, находящихся в порту, не приходят или посещаемость очень низкая, то есть моряки не проявляют желаиия решать свои вопросы совме* стно с администрацией. Предложение обсуждать серьезные вопросы деятель ности флота с плавсоставом, принима ется. Все ваши предложения по улучше нию деятельности и финансовому озд ^ ровлению флота приняты к сведеииШ администрацией, парткомом, профко мом, советом трудового коллектива флота . На остальные вопросы дадим допол нительный ответ, в том числе и через средства массовой информации, Ю . МЯСНИКОВ, главный инженер М урманского тра лового флота. Создать ассоциацию Противоречит законодательству Ответ руководства тралфлота 28 мая 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz