Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

6 На трибуну рыбацкой конференции Альтернатива кризису Требуем съезда рыбаков Пыпе в экономике объединения «Мурмаирыбпром» сложилась, прямо скажем, критическая ситуация . Чрез­ вычайность экономического положения заключается в том, что мурманрыб- промовений промысловый флот стал убыточ ным. Разумеется, па чрезвычайность сло- жившегося экономического положения повлияли несколько (факторов, как объ­ ективных, так и субъективных. Преж­ де всего существенно повлияли в пер­ вом квартале штормовые погодные ус­ ловия в районах промысла. Сказалось отсутствие в «Мурманрыбпроме », к сожалению, выработанной тактики хо ­ зяйствования в процессе перестройки и вывода экономики объединения из ту­ пика. И, наконец, неспособность наших специалистов найти на альтернативной основе решения для преодоления кри­ зисной ситуации, создавшейся в эконо­ мике объединения, и организовать р а ­ боту (флота и механизма управления по-новому, в условиях хозрасчета. Одни видят панацею в ликвидации бассейнового производственного объ­ единения или па первых порах хотя бы л сокращении его управленческого аппарата. Другие — в бесконечных экс­ периментах по хозрасчету и аренде промысловых судов. Но не много ли усилий мы тратим на решение вопро­ са: быть или не быть БТЮ? IIе слиш­ ком ли много экспериментируем, остав­ шись с пустым кошельком? Считаю, для вМурманрыбпрдма» ка­ нуло в Лету время разбрасывать кам­ ни , когда за счет мойвенной путины, производственные и финансовые пока­ затели. блистали. Теперь наступило время собирать камни — объединить усилия всех и каждого, чтобы «Мур- манрыбпром» па сорок первом году своего существования не был лишен vгражданства». Убежден, что одним из доступных путей преодоления тяжелейшей эконо­ мической ситуации в «Мурманрыбпро­ ме» является укрепление дисциплины, прежде всего трудовой, па промысло­ вых судах. Почему-то экипажи судов, выдвигая различные требования, этот важный и простой в своем осуществ­ лении рычаг подъема экономики обхо­ дят стороной. Обратимся к цифрам. Из- за нарушений трудовой дисциплины отдельными членами экипажей в про­ шлом году <Мурмаирыбпром» потерял около 200 тысяч рублей, что, естествен­ но, отразилось на заработной плате и фонде материального поощрения. Кроме всего прочего, создавшееся экономическое положение как никогда настоятельно требует изменить сложив­ шийся стереотип планирования от достигнутого. Об этом мы много гово­ рим, по практически ничего не сдела­ ли. Ведь если не поступают на баланс новые суда, если не обновляется на промысловых судах рыбоперерабаты­ вающая техника, то план па вылов и выпуск пищевой рыбной продукции, должен из года в год не расти. а, на­ против, снижаться. Иными словами, производственный план находится в прямой зависимости от ежегодного эксплуатационного старения промыс- ловых судов. а поэтому он должен ни­ велироваться в сторону ежегодного сни­ жения. Вот почему предлагаю при пла­ нировании промысловых заданий учи­ тывать коэффициент старения судов и установленного па них технологиче­ ского обор удавания. Хотелось бы. чтобы была осуществле­ на и такая возможность выхода эко­ номики рыбной отрасли бассейна из трудного положения. Суть ее заклю­ чается в увеличении продажной цепы, каждого килограмма выловленной ры­ бы в среднем иа одну копейку. Тогда только от флота «Мурманрыбпрома» при фактическом ежесуточном вылове им рыбы в количестве (I тысяч тонн можно получить в год дополнительно 7'JO тысяч рублеи. Соответствующая часть этих денежных средств пошла бы иа улучшение экономического положе­ ния трудового коллектива. Видимо, настало время однозначно решить вопрос в пользу прямых эконо­ мических связей объединения вМур­ ман рыбпром» как в пашей стране, так и за рубежом. I I добиться этого следу­ ет путем снижения существующего госзаказа, ставшего анахронизмом в жизни новых экономических отноше­ ний. В настоящее время многие тысячи рублей тратятся на оплату авиапере­ возок экипажей судов в заграничные порты, где производится их смена пос­ ле окончания промыслового рейса. В связи с этим представляется целесооб­ разным произвести расчет в пользу со­ здания баз отдыха в иностранных пор­ тах с одновременным сокращением промыслового рейса, скажем, до трех месяцев. Детали этого вопроса не со­ ставит труда решить в рабочем поряд­ ке. Думаю, что высказанные предложе­ ния реальны и осуществимы. По для этого надо приложить усилия всем — плавсоставу и аппарату управления. Не претендую на то, что высказанные предложения являются истиной в по­ следней инстанции. По пе могу не сказать , что они являются звеньями одной экономической цепи, при реше­ нии которых представляется возмож­ ным вытянуть «Мурмаирыбпром» из прорыва. Г. ЮДЕНКО, работник объединения «Мурманрыб- пром». Экипаж БМРТ «Соловецким* на сво­ ем собрании решил поддержать пред­ ложение большинства судов о созыве съезда рыбаков с представительством на нем пе менее 75 процентов плавсо­ става. По поручению экипажа БМРТ «Со­ ловецкий» объединения «Мурман- рыбпром» капитан-директор В. СО­ МОВ. Предлагаем вариант демократизации а пиар а та управления. Оргкомитету выйти с инициативой в Верховный Совет СССР с предложени­ ем по изменению и дополнению зако­ нодательных фактов, регламентирую­ щих деятельность министерства, заме­ нив административный стиль управле­ ния на демократический. Высшим о р ­ ганом отрасли должен быть съезд, ко­ торый выбирает рабочую коллегию, ко­ торая в свою очередь — председателя, заместителей, ответственного секрета­ ря, формирует необходимый аппарат . Работники предприятий, плавсостав являются членами коллегии и участву­ ют в управлении отраслью без отрыва от производства. Решение коллегии но­ сит обязательный характер, Изучив круг поднимаемых проблем, пришли к выводу, что па бассейновых конференциях необходимо избрать путь дальнейшего движения вперед, осу­ ществить подготовку к внеочередному профсоюзному съезду или учредитель • ному съезду делегаций рыбаков. Однако создание ассоциации рыбаков — наиболее перспективное, так как съезды ассоциаций будут замыкаться на международный союз моряков. Дополнительно предлагаем обсудить вопрос оптовых цен на рыбопродукцию в зависимости от роста цен на продук­ цию производственно-технического ка ­ зна чепия , инфля ции. ГАПОНОВ, капитан, ЕРЕМИН, первый помощник, ВОЛКОВ, председатель профкома СРТМ «Средняя коса» БПО «Запрыба». В то время как Сосет Министров поручил Госплану, ВЦСПС , Минрыбхо- зу, Госкомтруда рассмотреть экономи­ ческие и социальные вопросы, постав­ ленные рыбаками, экипажи судов, оз­ накомившись с рейсовым заданием, считают условия оплаты и премирова­ ния социально несправедливыми и про- тивор еча /// ими i р удовому за копо да тель- ству. Личный состав не ознакомлен с но­ выми условиями оплаты труда, преми­ рования, согласно трудовом у законо­ дательству и положению об условиях оплаты труда плавсостава. По повой схеме оплаты, при усло­ вии выполнения суточного, плана, по сравнению с другими районами про­ мысла моряк за такой же труд в Се­ веро-Западной Атлантике получит в 2,6 раза меньше. Для выполнения рейсового задания заранее определен выход па подвахты всех без исключения членов экипажа, при этом не учитываются специфика района промысла, метеоусловия, что связано с безопасностью мореплавания. Планирование промыслового време­ ни произведено традиционно, чтобы по­ крыть время, затраченное па выгрузки, переходы, получение топлива, а суточ­ ные нагрузки возрастают еще больше, Суточные нормы разделанной взяты с потолка, никакой техники для обра­ ботки рыбы не установлено, надежда только па старый, испытанный шкероч­ ный нож. Для искусственного повыше­ ния производительности труда измени­ лось второе условие премирования, оно будет производиться по разделанной продукции, а не по пищевой, как опре­ делено приказом № 9 от 17 января 1989 г., процент поощрения уменьшен вдвое, Ссылка заместителя начальника ПЭО Комарова на отсутствие расценок на хек не отвечает действительности, так как в приказе Л? 30 от 20 января 1988 года они установлены, правда, для другого района промысла, но вид ры­ бы, трудозатраты, интенсивность труда, численность экипажей , тип добываю­ щих судов пе изменились. Почему уста­ новленный норматив в три раза мень­ ше, чем оговорен в приказе Л? 30? Сле­ довательно, и оплата труда членов экипажей судов, работающих в зоне Канады, резко падает, Считаем, что профком базы необду­ манно согласовал норматив оплаты тру­ да судов, грубо нарушив статью 248 КЗОТ РСФСР , ослабил контроль за со­ блюдением. законодательства, важней­ шей составной частью которого явля­ ются нормы , регулирующие оплату тру­ да. Выражаем недоверие заместителю начальники ПЭО Комарову и председа­ телю профкома Ружникову. Обкому профсоюза отменить решения профкома Мурманской оперативной группы ББГЛ по утверждению норма­ тива и положения премирования ка­ надской зоны, как противоречащих трудовому за коно дательству. Па основании вышеизложенного тре­ буем: — установления твердых сдельных расценок по району СЗА в соответст­ вии с расценками других районов про­ мысла, определенных приказом Л5 30 от 20 января 1989 года, суточными на­ грузками с учетом трудоемкости, чис­ ленности производственной команды; — условий премирования согласно приказу Л? 9 от 17 января 1989 года. Неумение береговых специалистов за- 'интересовать судоэкипажи в произво­ дительной работе может обернуться по­ терями не только производственными, но и нравственными. Экипажи судов выражают надежду, что администрация базы, профком уч­ тут высказанные предложения и дадут положительный ответ. В противном случае работать в районе СЗА отказы­ ваемся. По поручению экипажей — капита­ ны, секретари парторганизаций, пред­ седатели профсоюзных комитетов, секретари комсомольских организа­ ций СТМ «Оломна», «Острына», «Ольховка», «Ондозеро» Беломор­ ской базы гослова. 8 отзет на требования рыбаков а мо ­ ре ушла радиограмма от руководства тралового флота, объясняющая причины некоторых конфликтных ситуаций. Вот ее текст. ПЕРВОЕ . Согласно приказу Ми ((рыб­ хоза Л? 368, экипажи судов продолжи­ тельностью непрерывного пребывания в море более 136 суток имеют право иа отдых в середине рейса, при этом до­ полнительные расходЪг по оплате пере­ ходов, стоянки в портах отдыха про­ изводятся за счет внутренних резервов предприятия (судна). Именно поэтому, учитывая тяжелое (финансово-экономи­ ческое положение флота в настояш\н период , администрацией совместно * ? СТК принято решение по районам со стабильной промысловой обстановкой. близко расположенным к портам захо ­ да, оплату переходов временно, до исправления финансового положения, компенсировать за счет внутренних ре ­ зервов судов. По районам с нестабиль­ ной промысловой обстановкой, удален­ ным от портов отдыха, администрация поддерживает инициативу экипажей суммировать дни отдыха в конце рей­ са, при этом порядок оплаты сохраня­ ется прежним. ВТОРОЕ. Вопрос об оплате переходов внутри района промысла до трех суток рассматривается. Решение будет сооб­ щено дополнительно, ТРЕТЬЕ. Администрация не ставит целью создание экономии (фонда зара ­ ботной платы, все мероприятия паправ- • лены на недопущение перерасхода, со­ ставившего в прошлом году четыре с половиной миллиона рублей, ЧЕТВЕРТОЕ. Оплата посредническим, организациям производится только по договорам. Расходы по сравнению Я г 1988 годом сокращены на восемь мил­ лионов рублей. Вся рыбопродукция, из­ готовленная траловым, (флотом, за ис­ ключением криля сыромороженого, реализована на внутреннем рынке в запланированные сроки. Имели место затруднения по отдельным видим про­ дукции во время их единовременного массового поступления. Предприятиям рыбной отрасли ра з ­ решена реализация продукции па экс­ порт только в случае выполпения обя­ зательств по поставкам на внутренний рынок. Увеличение объемов поставок на внешний рынок, ведущее к сниже­ нию цен, экспорту, пе увеличивает ва- лютпых нос туплений. Заявки на транспорты оформлены па сто процентов вывоза плановых норма­ тивных нагрузок. При этом админи­ страция (флота добивается, чтобы вся продукция, изготовленная сверх пла­ на, была вывезена транспортным (фло­ том БПО. Численность аппарата управления со­ ставляет 480 человек. С первого мая бу­ дет сокращено 108 человек, в том чис­ ле четыре заместителя начальника ф л Ф та из восьми. Согласно постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС JV? 1115, опла­ та резерва производится из расчета 75 процентов оклада с сохранением про­ должительности рабочей недели 41 час. Флотом разрабатываются вопросы создания дополнительных производств для использования резерва с оплатой но выполненной работе с обеспечением нормального уровня заработной пли­ ты. Несмотря на постоянные приглаше­ ния плавсостава на. заседания СТК при решении принципиальных вопросов, касающихся рыбаков, представители экипажей, находящихся в порту, не приходят или посещаемость очень низкая, то есть моряки не проявляют желаиия решать свои вопросы совме* стно с администрацией. Предложение обсуждать серьезные вопросы деятель­ ности флота с плавсоставом, принима­ ется. Все ваши предложения по улучше­ нию деятельности и финансовому озд ^ ровлению флота приняты к сведеииШ администрацией, парткомом, профко­ мом, советом трудового коллектива флота . На остальные вопросы дадим допол­ нительный ответ, в том числе и через средства массовой информации, Ю . МЯСНИКОВ, главный инженер М урманского тра­ лового флота. Создать ассоциацию Противоречит законодательству Ответ руководства тралфлота 28 мая 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz