Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
товар, качество, потребитель 5 Отклики па публикации «Нам не нужны дублеры» н «Посмотрим правде в глаза» («РМ» № 5 н № 9, 1989) пришли в ре дакцию со всех бассейнов страны. Их так много, что опубликовать все письма пол ностью невозможно. Давайте почитаем их и поразмышляем над положением дел с качеством рыбопродукции. Напомню, в коллективном письме моря ков «Нам не нужны дублеры» подвергалось резкой критике создание отдела качества БПО. Новорожденная организация выдала первое творение — проект положения о внутриведомственном контроле качества рыбопродукции на предприятиях БПО «Сев- рыба». По мнению моряков, этот документ, как и вновь созданный отдел, абсолютно не нужен флотам, нбо дублирует работу су довых специалистов, усложняет выгрузку и отправку продукции. Статья заместителя генерального дирек тора — начальника производственной служ бы БПО «Севрыба» В. И. Тимофеева «По смотрим правде в глаза», защищает созда ние отдела. Вряд ли кто на его месте мог выступить по-иному. С одной стороны, каждый из нас, создавая что либо, заранее уверен в его целесообразности и, конечно же, защищает свое детище. Отдел возник согласно «рас писанию» Минрыбхоза новой структуры БПО, но «детали» разрабатывались на ме сте. С другой стороны, В. И. Тимофеева можно понять: он — самый ответственный, если так можно выразиться, за всю бассей новую продукцию и обязан сделать все, чтобы она была высокого качества. Тем бо лее что как раз качество-то у нас оставля ет желать лучшего. Итак, налицо противоречие между адми нистративным. аппаратом и моряками, вер нее, специалистами флогов, занятыми вы пуском рыбопродукции. Кто прав? С ЕРЬЕЗНОЙ ПОДДЕРЖ КОЙ позиции В. И. Тимофеева можно считать письмо начальника отдела госиадзора за стандартами Мурманского центра стан дартизации и метрологии JI. А. Васильевой. Автор пи шет о том, что на флотах «Севрыбы» нет условий для того, чтобы обеспечить ста бильное качество рыбных то варов, поэтому в прошлом году из плана было исклю чено вдвое больше в срав нении с предыдущим годом нестандартной рыбопродук ции. Устаревшее физически и морально оборудование на судах, неудовлетворитель ный уровень технологическо го и приемочного контроля — вот предпосылки брака. Об этом госнадзор неодно кратно предупреждал руко водство «Севрыбы». И полу чал отписки,: Поэтому, пишет Л. А. Васильева, «наличие в БПО «Севрыба» такой службы, как отдел качества, вселяет в нас некоторую надежду, что направляемая нами ин формация будет 'наконец тщательно анализироваться, а причины, вызывающие вы пуск нестандартной продук ции, постепенно исчезнут. Тем более что в отделе предполагается создание спе циального подразделения — группы организацнонно-ме- тодического обеспечения ка чества, специалисты кото рой владеют опытом систем ного подхода к управлению качеством. Им и карты в ру ки». Честно говоря, не очень- то верится, что системный подход к качеству радикаль но изменит ситуацию. Если уж оборудование устарело, то, на мой взгляд, надо ме нять его, а не методику. Ес ли мы сократили штат на судах, если мы увеличили темпы (нормы) и производ ства продукции, и ее пере грузки, при чем тут систем ный подход к управлению ка чеством? Может, все-таки на до поискать причины брака в другом? В подтверждение сказан ному можно привести пись мо начальника производст венного отдела «Приморрыб- прома» А. Ковбасюка: «Поднятые проблемы в га зете «Рыбный Мурман» — это проблемы всего Мини стерства рыбного хозяйства СССР. К сожалению, поло жительное решение их не всегда подкрепляется техни ческими и экономическими мерами. Качество рыбопро дукции, ее конкурентная способность, технологическая дисциплина на предприятиях Минрыбхоза останутся неиз менными, если будет преж ней стратегия «темпов роста от достигнутого» и стопро центное закабаление пред приятий госзаказами. Все проблемы, высказанные В. И. Тимофеевым, — результат именно такой стратегии, ко торая работала на макси мальный нзпос предприятий и флота, извлекала макси мальные прибыли, давая гро ши на поддержание их рабо тоспособности», Далее А. Ковбасюк выска зывает надежду, что мини стерство иаконец-то «по вернется лицом от объемных показателей к качествен ным». Действительно, мы хотим объять необъятное: на ста ром оборудовании сокращен ным штатом дать объемы, то есть количество, «вал», вы полняя и госзаказ, и что-то «для себя», а при этом дол жны еще и до мельчайших тонкостей соблюдать требо вания нормативных докумен тов по качеству.; А процесс этот осложня ется еще и рядом других об стоятельств, Пишет началь ник производственной служ бы БПО «Дальрыба» Ю. М. Серебряков: «Это прежде всего дли тельное нахождение судов в море — до двух лет и бо лее, что приводит к значи тельному износу технологи ческого оборудования. А ведь работа его вызывает нарекания даже в первый пе риод после выхода судна из ремонта. Это и нарушения технологических инструкций из-за планирования выпуска продукции, значительно пре вышающего производствен ные мощности. Это и несвое временный вывоз продукции из-за дефицита транспортных рефрижераторов». Согласитесь, проблемы дальневосточников до боли близки и нам, северянам. До острой боли! Хотя они столь же актуальны и для других бассейнов страны. Поэтому, наверное, статью В. И. Ти мофеева обсуждали в коллек тивах, на заседаниях сове тов по управлению качест вом, па других совещаниях. В БПО «Югрыба» после обсуждения наметили основ ные направления обеспечения качества рыбных товаров. Здесь и техническое пере вооружение предприятий и судов — автоматизация и механизация технологических процессов, снижение уровня ручного труда; соблюдение режимов траления и техноло гии производства; выпуск продукции улучшенного ас сортимента; внедрение про грессивных форм хозяйство вания. Остается только позавидо вать коллегам-южанам. Надо лее: «автоматизация и .механизация технологических процессов»! Живут же люди, что тут скажешь? чНам бы так. А вот заместитель ге нерального директора объе динения . «Камчатрыбпром» В. И. Юдин сообщил, что после обсуждения статьи <Посмотрим правде в гла за» в коллективах были вы сказаны девять предложе ний. В частности: «категори чески против инспектирова ния продукции в портах, она должна отгружаться по принципу «борт — вагон» с незначительной доработкой (набивкой недостающих об ручей на бочке, доливкой тузлука, заменой ломаного донника, заменой рваной та ры). Необходимо... реши тельней переходить" на само контроль. Надо привести в соответствие планы на вы пуск продукции с размером затрачиваемого труда и его оплатой, учитывая 1шзкую техническую оснащенность обрабатывающих судов и бе реговых заводов». Надо сказать, еще до на званных публикаций в ре дакцию пришла радиограм ма от экипажа ТР «Нарв- ский залив». Моряки, воз мущаясь социальной неспра ведливостью, когда за все- все платит экипаж транспор тного судна, требуют изме нения существующих правил перевозки и тем самым сиять с моряков клеймо «расхити телей». Они вносят целый ряд предложений. Экипажу и редакции отве тил председатель совета ка питанов БПО «Дальрыба» Медведев. Он, в частности, считает, что «возможности экипажей обеспечить сохран ность грузов ограничиваются следующими факторами: со кращенным штатом матро сов; сдачей грузов пе в трю- «Качество рыбопродукции, ее конкурентная способность, технологическая дисциплина на предприятиях Минрыбхоза останутся неиз менными, если будет прежняя стратегия «тем пов роста от достигнутого» и стопроцентное закабаление предприятий госзаказами». □ □ «Необходимо... решительней переходить на самоконтроль. Надо привести в соответствие планы на выпуск продукции с размером за трачиваемого труда и его оплатой, учитывая низкую техническую оснащенность обрабаты вающих судов и береговых заводов». □ □ «...инспектирующая и контролирующая инс пекция в условиях хозрасчета нам не нужна. Контролировать качество продукции флоты и сами вполне могут...» ШОЕ ЩО т щ ме, а на берегу; высокой ин тенсивностью грузовых ра бот и в море, и в портах; безответственностью доке ров за качество разгрузки трюмов и загрузки вагонов; одинаковыми серыми ящика ми с трудноразличимой мар кировкой и многое другое. В числе предполагаемых мер значится и такая: соз дать независимую тальман скую фирму, установить на несение цветной маркировки и так далее. Идею о таль манской бригаде поддержал экипаж транспорта «Пионер Мурмапа». Заканчивая обзор писем из других бассейнов, замечу, что из БПО «Запрыба» мы получили лишь великолеп- ный образчик отписки, ти пичный для минувших бес славных времен самоотчет. Прислал его начальник отде ла производства рыбной про дукции и новой технологии A. В. Скосырев. А СЕЙЧАС ПОЧИТАЕМ, что нам пишут мест ные руководители. Началь ник службы эксплуатации флота БПО «Севрыба» B. К. Малашенко считает, что введение в штат ТР счет чиков «рыбебыта», как пред лагают моряки ТР «Нарв- ский залив», возложение на них ответственности за все, пе меияет самой системы. Ведь тот, кто принял груз, должен и сдать его или дове рить посреднику. Не согла сен Валерий Корнеевич и с предложением дальневосточ ников узаконить «возмож ность ошибки при перегруз ках и счете штучных грузов (коробка с рыбой, рыбмука в мёшках, пресервы, соленая рыбопродукция в бочках)». Точность учета, пишет В. К. Малашенко, — это характе ристика качества работы счетчиков груза, почему же надо ее отменять? Может, и прав начальник службы эксплуатации флота. Но если эта правота безус ловна, что же моряки-то это го- не понимают? Зачем они (не одни человек, кото рому свойственно заблуж даться) требуют изменений существующего положения? Удивляет всегда в отве тах руководителей катего ричность мнения. И в пись ме В. К. Малашенко эта ка тегоричность. даже облечен ная в форму раздумий над радиограммой моряков, четко видна. Альтернативы нет. И это настораживает^ Отвергать проще. Предла гать — это посложней. Если, конечно, предлагать нечто кардинально новое, а не соз дание еще одного «нового» отдела, по поводу которого довольно резко написал нам главный технолог Мурман ского тралового флота Н. В. Карлин: «...Инспектирующая и кон тролирующая инспекция в условиях хозрасчета нам не нужна. Контролировать каче ство продукции флоты и са ми вполне могут, что и под твердила работа Мурманско го тралового флота в пер вом квартале 1989 года. А финансировать «дядю», кото рый, как говорится, ищет, к чему бы придраться, навряд ли какая организация согла сится». Далее Николай Василье вич доказывает нелепость многих формулировок «По ложения». А в заключение предлагает создателям этого документа прийти на после- рейсовое собрание экипажа и, зачитав «Положение», спросить моряков: нужен ли им такой отдел и такой до кумент? Вот мы и прочитали (вкратце) прислан ные в редакцию письма. Как вы уже, на верное, заметили, мнения разделились. Нет, конечно, о выпуске продукции высокого качества думают все и все хотят видеть рыбные товары лишь отличными. Мнения разделились по поводу методов достижения этой цели. Руководство БПО «Севрыба» считает, что цель будет достигнута с помощью но вого отдела и нового документа. Флоты не согласны с этим. Наверное, им с моря вид ней. В условиях самостоятельности пред приятий тем более. Однако В. И. Тимофеев убежден, что для «самоконтроля мы еще не созрели», что «коллективную ответственность за качест во превратили в коллективную безответст венность». Но ведь н сам Владимир Ильич признается: новому отделу одному «значи тельно повысить качество будет нелегко. Значит, нужны умножение сил, активная, целенаправленная работа всех отделов и служб». Так если нужно «умножение сил», зачем громоздить аппарат управл' ння? Может, лучше помочь флотам в ме ханизации и автоматизации, в разработке новых технологий, в разрешении огромно го количества неувязок и нестыковок, в обеспечении своевременного вывоза продук ции и других стратегических направлениях? Может, настала пора дать людям воз можность самим разобраться в своих про блемах? Может, лучше протянуть нм дру жескую руку, спросить: чем вам помочь? А еще всем сегодня очень хочется, что бы каждое нововведение обсуждалось. Соз даете отдел — посоветуйтесь, да не с кол легами — начальниками служб БПО, а с флотами, со специалнстами-морякамн. Сов местное решение не вызовет резкого не приятия у коллективов. Может, так надо? И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .) РЫБНЫЙМУРМАН 25 гая 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz