Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

Обсуждаем проект Закона «О качестве продукции и защите прав потребителя» 4 Экономическая политика: К АЧЕСТВО продукции — это совокупность ее свойств. Казалось бы, куда проще — проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителя» должен четко гарантировать выпуск качественной продук­ ции и создание для этого ус­ ловий. Но когда читаешь про­ ект, то диву даешься: как мы привыкли и не можем никак отойти от того, чтобы простые вещи называть простыми име­ нами, а не облекать их в мно­ госложные, непонятные вы­ ражения. Неужели так беден русский язык, чтобы статью 1 Закона изложить в одном предложе­ нии из 60 слов? При этом часть этой статьи повторяет преамбулу Закона — «в це­ лях наиболее полного удов­ летворения возрастающих по­ требностей народного хозяйст­ ва». А ведь каждого из нас учили в' школе, что простое предложение всегда доступ­ нее читателю, да и законнику, чем сложное. Учили, чтобы не повторять выражение, мысль, уже примененную в изложе­ нии. С учетом, скажем , этих требований, проект Закона воспринимается нелегко, чита­ ется трудно. Одним словом, длинный и трудный документ. Даже прочитав его несколько раз, мно го го не понял. Боль­ ше того, был удивлен, зачем включили целые разделы и статьи. Как мы привыкли создавать разные общества и союзы ! Чуть что — общество, союз. С колько их в стране? Все ли они нужны? А ведь как обще­ с тв о— так и новые чиновники появляются, открывается но­ вая кормуш ка . И здесь ог­ ромная статья 27 предусмат­ ривает создание «Общества потребителей». Для чего оно создается? Закон гласит: «в смотреть знаки отличия, как, скажем, присваивают морякам за безопасность мореплава­ ния, или другие критерии оценки мастеров своего дела — это надо обязательно. Луч- ет мероприятия, осуществля­ ет контроль за их выполнени­ ем, требует, ставит вопрос» и т. д. Сколько тонн бумаги и чиновничьего труда уходит на разработку этих мероприятий? кон, или в опубликованном проекте отведено достойное место. Что мы едим? Кто знает? Где бы я ни бывал последнее время: в служебных, научных 60 слов—и все впустую целях защиты своих прав и законных интересов». А для чего тогда Закон? Считаю, что статью 27 из проекта Закона надо убрать. Или, например, группы ка­ чества (статья 9), образующие­ ся на добровольных началах творческие бригады, и другие, создаваемые в этих целях на предприятиях коллективы. А далее клубок этот растет, и уже группы качества превра­ щаются в объединение в рам­ ках предприятия смежных предприятий, ассоциаций по отрасли, территориям и в стране. И пошли, и поехали. Кто их будет создавать? Ни слова. И зачем это? Чтобы привлечь трудящихся к обес­ печению качества продукции? Но ведь эти группы уже су­ ществовали, и качество не улучшается. И взаимодействие ассоциаций групп качества с обществами потребителей и их союзами этому не помо­ жет. Нужна строгая государ­ ственная производственная дисциплина. Исходя из этого, статья 9 в Законе лишняя. В статье 7 «Труд и качество продукции», на мой взгляд, опять простое требование За­ кона: «Каждый гражданин СССР обязан выпускать каче­ ственную продукцию , в про­ тивном случае он бракодел, преступник», подменяется аз­ бучными истинами: «Добросо ­ вестно относиться к работе, строить свои отношения на основе строгой требовательно­ сти к качеству труда». А вот на отличие труда высокого ма­ стерства авторов проекта За­ кона хватило только на четы­ ре строчки. Явно мало. Преду- ше бы статью 8 этому посвя­ тили, а не расписывали систе­ му подготовки кадров и на­ родно го образования. По это­ му вопросу уже издан Закон, и повторяться не следует. ^ В статье 11 предусмотрено создание ассоциаций пред­ приятий — потребителей про ­ дукции. Как видим, кругом ассоциации: группа качества, предприятий-потребителей, об­ щества и союзы потребителей. Думаю , что и без этой статьи Закон бы обошелся. На одну из главных статей Закона (10) — «Предприятие — основное звено в создании и производстве качественной продукции» — надо обратить самое пристальное внимание. А она, на мой взгляд, далека от совершенства. Читаем: «...главная задача которого — удовлетворение потребностей населения». Но есть Закон СССР о госу­ дарственном предприятии, там определены и главные, и важ­ ные задачи. Зачем отходить от уже изданного Закона? Или опять мы встречаем крыла­ тые выражения «разрабатыва- Сколько мы порою возлагаем надежд на существующий на бумаге контроль, на постав­ ленные, но не решенные воп­ росы. Почему опять повторя­ ются эти расплывчатые выра­ жения, безликие фразы, такие, как*«осуществляет целенаправ­ ленные действия по обеспече­ нию качества продукции», «со­ действует ускоренному освое­ нию», «оказывает поддержку» , «обеспечивает контроль», «со­ действует обобщению» и т. д. Это все только в одной статье 12. И так в каждой почти статье или разделе. Одним словом, если внима­ тельно изучить проект Зако­ на «О качестве продукции и защите прав потребителя», на­ прашивается вывод, что он далек от совершенства и тре­ бует серьезной доработки. Есть и упущения в проекте. Речь идет о качестве наших продуктов, которыми мы пи­ таемся, которые, едят наши дети в детских яслях, садах, школах и т. д., словом, о ка­ честве приготовления пищи. Этому вопросу должен быть посвящен или отдельный За- командировках, в разных го ­ родах — везде этот вопрос приобретает острую дискус­ сию, А в проекте упомянуто только одним словом в статье 32: «Граждане имеют право на гарантию того, что ...пище­ вые продукты ...изготовлены и переданы им для использова­ ния с соблюдением необходи­ мых требований». Этого, ко ­ нечно, недостаточно. Здоровье человека должно цениться дороже всего соде* жания проекта Закона, и вн! мания вопрос качества пище­ вых продуктов требует осно ­ вательного. Поэтому требую исключить из проекта Закона как минимум половину бел­ летристики, а включить хоро ­ шо оснащенный раздел «Ка­ чество пищевых продуктов — гарантия здоровья советского человека». Думаю , что народ­ ные депутаты согласятся с мо ­ им требованием и выскажут его в вышестоящих инстанци­ ях. А. КОСТОМАРОВ, директор Архангельского опытного водорослевого комбината. Передовой о п ы т — всем УПРАВЛЕНИЕ «Севрыбхо- * лодфлот», с января 1989 года входящее на правах го­ ловного предприятия в бас­ сейновое производственное объединение «Севрыба», на протяжении более чем 20 лет работы было и остается пред­ приятием, где чутко относятся ко всему новому, передовому, где постоянно внедряются но­ вые технические решения и формы организации труда. Во­ просам эффективности произ­ водства, рентабельности, при­ были здесь всегда уделялось внимание. Идеи хозрасчета, самофинансирования, само­ окупаемости оказались созвуч­ ными настроениям как экипа­ жей судов, так и руководите­ лей. Успешное осуществление этих идей можно проследить на примере одной из лучших плавбаз флота — плавбазы «Виктор Кингисепп», где капи- тан-директор Н. А. Гаврилов. «Виктор Кингисепп» — судно с давними и добрыми тради­ циями. И если управление «Севрыбхолодфлот» за всю ис­ торию своего существования ни разу не заканчивало год с убытками, то значительную лепту в это вносил экипаж плавбазы. Достаточно сказать, что план предыдущей, XI пя­ тилетки экипаж выполнил уже в августе 1984 года, почти на полтора года раньше срока! Начало нынешней пятилетки складывалось для экипажа трудно. 365 суток судно про ­ стояло в ремонте. Значитель­ но обновился экипаж . Прак­ тически работу по сплочению и организации коллектива при- 26 мая 1989 года шлось начинать заново. И здесь администрация судна во главе с капитаном-директором, партийная, профсоюзная и комсомольская организации провели большую организаци- ft\u##«(/«/л ///#<« ( itfI Us цикла «БЮРОКPA Т114ЕСКНЕ ИГРЫ». Рисунки М. ЛАРИЧЕВА. «Делай, как я!» онную работу по созданию из множества различных людей, характеров и судеб единого трудоспособного коллектива. Не сразу сказались результа­ ты. Достаточно вспомнить, что план первых двух лет текущей пятилетки по выпуску пищевой продукции выполнен на 71,6 процента. Правда, план по пре­ сервам удалось перевыпол­ нить. Но экипаж не опускал руки, искал новые методы ор ­ ганизации труда и в 1989 го ­ ду вышел на намеченные ру ­ бежи: пищевой продукции вы­ пущено 15 614 тонны (114,4 процента), пресервов — 10 644 тысячи условных банок (114,6 процента), сверх задания по­ лучено более двух миллионов рублей прибыли. Одним из залогов достиже­ ния успеха был перевод суд­ на в декабре 1987 года на ра­ боту по системе стабильных экипажей. Потребовалась боль­ шая подготовка. Были сфор­ мированы четыре производст­ венные смены (вахты). Три из них работают в рейсе, а чет­ вертая в это время отдыхает, используя плановые отпуска и отгулы морских выходных дней. Моряки плавбазы «Вик­ тор Кингисепп» первыми на флоте перешли на работу по этой схеме. Как видим, ре­ зультаты обнадеживают, по­ этому этот опыт распространя­ ется на все суда флотов Се­ верного бассейна. Есть чем поделиться экипа­ ж у в области изобретатель­ ской и рационализаторской ра­ боты. На судне действует творческая группа под р у ко ­ водством капитана-директора Н. А. Гаврилова. Ее задача — находить нетрадиционные пути решения возникающих в про­ цессе производства проблем. В качестве примеров таких ре ­ шений можно привести следу­ ющие. В 1986 году судно ре ­ монтировалось на Мурманской судоверфи. В процессе ремон ­ та были проведены модерни ­ зация и замена технологиче­ ского оборудования на глав­ ной палубе в помещениях но­ сового и кормово го рыбцехов. Для этого требовалось произ­ вести в большом объеме сва­ рочные работы, что влекло за собой необходимость демонта­ жа батарей охлаждения и изо­ ляции расположенных под главной палубой трюмов. За­ траты на демонтаж и последу­ ющее восстановление изоля­ ции составили бы 183 тысячи рублей, а кроме того, это зна­ чительно увеличило бы срок нахождения судна в ремонте. Требовалось совместить каза­ лось бы несовместимые усло­ вия — приварить множество деталей к главной палубе, при этом не нагревая ее до темпе­ ратуры, опасной для изоля­ ции. Члены творческой брига­ ды нашли выход: место свар­ ки огораживалось металличе­ скими пластинами высотой 200 мм, вовнутрь наливалась вода и далее сварка велась специальными электродами для подводных работ. Еще около 30 тысяч рублей удалось сэкономить за счет того, что по предложению творческой бригады ремонт фундаментов паровых котлов был произведен без их подъ­ ема. Очень интересная схема бесконтактной приемки уловов с промсудов была разработа­ на, когда экипаж плавбазы ра­ ботал по договору с промыс­ ловиками США, что позволило без задержки обрабатывать эти суда. Всего за годы XII пятилет­ ки было внедрено 67 рацпред­ ложений экипажа судна с эко ­ номическим эффектом более 200 тысяч рублей. Говоря об экипаже плавба­ зы, нельзя не рассказать о его капитане-директоре. Николай Александрович Гаврилов в те­ чение 16 лет успешно ру ково ­ дит коллективом. Умение ви­ деть перспективу, находить эффективные пути решения возникающих проблем сдела**' ли его пионером освоения но­ вых районов промысла, выпус­ ка новых видов продукции (консервов и пресервов в мел­ кой расфасовке). Гаврилов в море с 1950 года. Начинал матросом, затем — тралмейс­ тер, штурман, капитан. И уже под его руководством растут, приобретают опыт молодые судоводители. Многие ныне работающие капитаны, штур­ маны могут назвать себя уче­ никами Н. А. Гаврилова. При этом ему чужды высокомер­ ные указания. Основной ме­ тод обучения — «делай, как я». Поэтому капитана можно видеть не только на мостике, но и на рыбофабрике, и в трю ­ ме, причем не в роли инспек­ тора или наблюдателя, а в ро ­ ли помощника там, где в дан­ ный момент наиболее трудно. Костяк экипажа составляют преданные морю и своему судну люди. А. ЗИМОВЕЙСКОВ. J- (Каш внешт. корр .) рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz