Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

Пропагандист: 4 года пеРестР°йки ■— (опыт, проблемы, мнения) 3 1 i Пропагандист в сети пар­ тийной учебы Евгений В а ­ сильевич СОРОКИН (ныне он — начальник бассейнового тре­ нажерного центра) еще не­ давно ходил в море — штур­ маном, капитаном. Может, по­ тому и получается у него преподавать теорию на осно­ ве богатого практического опыта, увязывать с производ­ ством. Тем более что в парт­ группе, где работает, — в о с ­ новном бывшие моряки: про­ блемы и заботы — общие. В этом году учебу организова­ ли исключительно в форме семинаров, па каждое заня­ тие доклады готовят слушате­ ли. Именно так изучали ма­ териалы X IX партконферен­ ции. Эффективность, считает Евгений Васильевич, куда вы­ ше. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. Крупным планом Привыкли мы в конце учебного года подводить ито­ ги достигнутого, говорить о проблемах. Но если пробле­ мы существуют всегда, то о достижениях такого не скажешь. Проще было с первым го­ дом перестройки в системе партучебы и экономического образования. 1986—87 учеб­ ный год н именовался: экс­ периментальный, подготови­ тельный, — так что многого Работник райкома КПСС: — Ушли пропагандисты «со стажем». Одни пе смогли приспособиться к новым тре­ бованиям вести занятия ак­ тивно. в форме дискуссий, политбоев. Другие почувст­ вовали, что нужно срочно пополнять багаж знаний. ^^Гретьи просто растерялись перед лавиной вопросов слу­ шателей. которые, благода­ ря гласности, информирова­ ны не меньше пропаганди­ стов. Наша задача сегодня — формировать пропаганди­ ста нового типа, думающего, компетентного, уверенного, способного вести полемику и отстаивать свои убеждения. И здесь мы ждем помощи от Дома политпросвещения, ко­ торый должен быть мозго­ вым центром, от УМЛ, гото­ вящего резерв современных пропагандистов, и от секре­ тарей парторганизаций. Это они в первую голову ответ­ ственны за партийное обра­ зование. Думаю, надо продумать критерии оценки учебы. С 1971 г. в стране введен эко­ номический всеобуч, а нали­ цо экономическая безграмот­ ность рабочих и руководите­ лей. Задаю себе вопрос: по­ чему нет стремления к зна­ н и я м ? Люди теряют веру. На словах — одно, на деле — другое. Вера, интерес появляются там, где виден эффект от занятий, от разговоров. Не­ давно смотрели работу про­ пагандиста одного из магази­ нов горпищеторга. Здесь про­ давцы конкретно на занятиях решают свои экономические проблемы. Подсчитали, во что им обойдется ремонт ма­ газина. во что выльется рас­ ширение его площадей и ус­ луг населению... И резуль­ тат: месячная зарплата про­ давца выросла до 5 0 0 — 6 0 0 рублей. Есть проблемы с индиви­ дуальной формой обучения, па нее сейчас перешли мно­ гие. Но нужно продумать и систему контроля. [Может быть, проводить в конце го­ да зачетные дискуссии? Сейчас пробуем закреп­ лять преподавателей МГПИ, МВГШУ, ИУУ за пропаган­ дистами. Тем более что по­ явилась возможность заклю­ чать договоры на оплату. РЫБНЫЙМУРМАН от него и не ждали. Однако скачок в качественном со­ вершенствовании системы марксистско-ленинского об­ разования все же был. Во многом он объяснялся рас­ крепощением самой системы, ее демократизацией. Слуша­ тели сами выбирали форму учебы, вплоть до индивиду­ альной, программу. Частично развязали руки пропаганди­ сту. Наконец-то объедини­ лась экономическая и про­ изводственная учеба. Моло­ дежь, воспользовавшись пре­ доставленной ей свободой, стала отказываться от ком­ сомольских политкружков. Многое в тот год измени­ лось, и вполне реально бы­ ло ожидать в дальнейшем более глубоких преобразова­ ний, а также повышения ин­ тереса слушателей к заня­ тиям, к самому процессу об­ разования. Но этого не про­ изошло. Перестройка систе­ мы марксистско-ленинского образования забуксовала. По­ чему? На этот вопрос я попроси­ ла ответить двух флотских заведующих кабинетами по­ литпросвещения, работника идеологического отдела рай­ кома партии, работника До­ ма политпросвещения и двух Пропагандистов. Не думаю, что здесь столь уж важны имена, поэтому опустим их. И прислушаемся к мнению людей опытных, знающих, что такое МЛО. Сто тысяч «почему?» Многое сегодня упирается в умение пропагандиста вла­ деть активными формами, «практической методикой». Поэтому на курсах, семина­ рах всякий раз стараемся дать им что-то новое, про­ водить деловые игры. Работник Дома политпро­ свещения: — Считаю, что главный вопрос сегодня — партийное руководство марк­ систско-ленинским образо­ ванием. Партучебой должны наконец заняться парткомы, а не ДПП и зав. кабинетами политпросвещения. Пропагандисты любят жа­ ловаться на нехватку литера­ туры, информации. А сами мало ходят в библиотеки, особенно в Дом политпросве­ щения и, очевидно, не чита­ ют журнал «Политическое образование», где есть бук­ вально все. Пропагандистам самим надо быть активнее. Главная их задача сегодня — не просто вызвать у слу­ шателей интерес к теме, а уметь вести дискуссию 6 точки зрения политической культуры.: ” Если раньше пропагандист старался создать на занятии проблемную ситуацию, то се­ годня, к сожалению, он не­ редко избегает ее, потому что боится острого разгово­ ра, вопросов. Немало претензий сегодня и к зав. кабинетами полит­ просвещения. По моему мне­ нию. они делятся иа две ка­ тегории. Первая — хорошие организаторы, но плохие ме­ тодисты. Они сами не всег­ да могут квалифицированно провести занятие. Главное для них — контроль. Их то­ же нужно учить с помощью деловых игр. политбоев и пр. Вторая категория — те. кто отдает приоритет методике. Сегодня нам необходимы хорошие лекции по методике и, естественно, опытные лек­ торы. С перестройкой учебы много велось споров, где учиться коммунисту — в системе партучебы или эко­ номического всеобуча. Ду­ маю. суть ие в том, где за­ ниматься, а как. Многие ух­ ватились за индивидуаль­ ную форму, думали — по­ легче. А сейчас поняли, что нет, и бросились в организа­ ционные формы учебы. Не знаю, возможно, это и хоро­ ню. Может, пе только лень- матушка тому виной, а люди стремятся к общению..;. Кстати, насчет общения. Сейчас намечается тенден­ ция скатывания к политпи- формироваиию вместо учебы. Люди хотят быть в курсе всех событий. Но нельзя же изучать вопросы лишь теку­ щей политики. И вторая причина такой тяги, очевид­ но, в том, что состояние об­ щественных наук сегодня многих не удовлетворяет. Зав. кабинетом политпро­ свещения: — Пропагандисты, да и мы, сегодня испытыва­ ем чувство растерянности^ Долгие годы говорили одно,' налицо — другое: тяжелей­ шие провалы в экономике, в социальной жизни. Трудно подчас все это объяснить се­ бе, еще сложнее — людям. Дело дошло до того, что пом- политы в рейсе прячутся в каютах, лишь бы не отвечать на сто тысяч рыбацких «по­ чему?». Моряки в иипортах отсиживаются иа судах, объ­ ясняют: на те деньги, что им выдают, ни отдохнуть по-че­ ловечески, ни купить чего. А чувствовать себя нищим стыдно! Стыдно на экскурси­ ях видеть компьютерные центры в школах, учили­ щах. которые нам и не сни­ лись. Стыдно еще раз ткнуть­ ся носом в собственную эко­ номическую неграмотность. А впрочем. стыдно не всем. Аттестация комсостава показала крайне низкий по­ литический и экономический уровень флотских специали­ стов. Посоворишь с ними и понимаешь: партучеба в мо­ ре — фикция. Люди не зна­ ют элементарного, даже не могут сказать, какой курс изучают, в какой школе за­ нимаются! А может быть, надо чест­ но признаться, что формы и методы нашей политической учебы устарели и от них пора отказаться. А что если люди просто устали от при­ нудиловки? От того, что их заставляют учиться тому, что им не нужно, в чем они не испытывают потребности? Все чаще приходит мысль о том. что .мы просто меняем лозунги, формы, а суть оста­ ется прежней. Неужели те, кто. сидя на берегу, составляет програм­ мы, инструкции, не понима­ ет, что там, в море, рыба­ кам (особенно в Баренцевом море) — не до занятий. Две- надцатичасовой рабочий день измотает и Илью Муромца, не до разговоров о смысле жизни, не до конспектов пер­ воисточников ему будет. Пропагандист: — Со мно­ гим. о чем уже говорилось, согласен. В море, особенно когда идет рыба. ни один помполит, пропагандист не будет дважды в месяц про­ водить учебу (хотя в отчете, естественно. зафиксирует два занятия). Люди не робо­ ты. и слава богу, что посте­ пенно из них уходят страх, боязнь сказать правду и души их выпрямляются. А свободный человек не позво­ лит. чтобы его опять силой заталкивали в казарму. Пока у нас слово расхо­ дится с делом, нельзя убе­ дить человека, что он дол­ жен повышать свою полити­ ческую культуру. Все строится на экономи­ ке. Но что мы с ней сдела­ ли? Одно упоминание об эко­ номических проблемах рож­ дает у слушателей раздра­ жение. Люди не хотят боль­ ше быть слепыми котятами. А полной правдой мы. про­ пагандисты. не всегда владе­ ем. Как же. с чем нам выхо­ дить к людям? Н ЕВЕСЕЛЫЕ мысли рождают эти монологи, но они за­ ставляют думать. Так давайте все вместе подумаем — каким быть марксистско-ленинскому образованию завтра. Ждем ваших писем, раздумий, предложений. Л. ШЕБЕКО. (Наш корр .) ----------- Партийное пополнение Стали коммунистами на промысле Тяжело складывается ны­ нешняя путина для мурман- рыбпромовцев; немало трудностей в экономике объ­ единения. Но сколько про­ мысловых судов работает успешно! К примеру, боль­ шой морозильный рыболов­ ный траулер «Михаил Во­ ронин». Его экипаж, вернув­ шийся иа днях с промысла в родной порт. по основным показателям перекрыл рей­ совое задание. Не уложился лишь в норматив заморозки рыбы. Слаженно трудился в рей­ се коллектив, и в том нема­ лая заслуга судовой партий­ ной организации. Наступа­ тельно проводил партийно- политическую работу на суд­ не и первый п о м о щ н и к напи­ тана О. Р. Чепцов. Не случайно некоторые рыбаки решили стать комму­ нистами, и свое стремлепие они подтвердили добросове­ стным трудом в течение все­ го промысла. Подал заявление о приеме в партию матрос БМРТ ком­ сомолец И. Г. Гармаш. Ра­ ботает Игорь матросом на судах «Мурманрыбпрома» с июня 1985 года. И всегда с полной отдачей сил, рыбац­ кой сметкой и настойчи­ востью. Трудовое крещение Гар­ маш получил на большом мо­ розильном рыболовном трау­ лере «Град». А до этого про­ ходил службу в Афганиста­ не. Свыше полутора лет вы­ полнял И. Г. ^Гармаш интер­ национальный долг, был ко­ мандиром отделения в воз­ душно-десантных войсках. Не однажды вступал в бон с ду­ шманами. Там. на далекой афган­ ской земле, Игорь Григорь­ евич Гармаш за личное му­ жество и умелое руководст­ во действиями отделения де­ сантников был награжден ме­ далью «За боевые заслуги». В минувшем промысловом рейсе на БМРТ «Михаил Воронин» матрос Гармаш как обычно трудился добро­ совестно, выполнял двойную норму выработки. На судне Игорь стал инициатором от­ числения месячной премии на строительство памятника воинам - интернационалистам города-героя Мурманска* На судовом партийном со­ брании комсомолец Гармаш был единогласно принят кан­ дидатом в члены КПСС. В канун 40-летнего юби­ лея флота на промысле всту­ пили в ленинскую партию и ряд рыбаков БМРТ «Нико­ лай Закоркин». И на этом судне партийная организа­ ция. первый помощник капи­ тана В. А. Павловицкий про­ явили достойную подража­ ния заботу о росте партий­ ных рядов. Г. ЮДЕНКО, бывший первый помощник капитана БМРТ «Град»* член партийной комиссии при парткоме объединения «Мурманрыбпром». 26 мая 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz