Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
Пропагандист: 4 года пеРестР°йки ■— (опыт, проблемы, мнения) 3 1 i Пропагандист в сети пар тийной учебы Евгений В а сильевич СОРОКИН (ныне он — начальник бассейнового тре нажерного центра) еще не давно ходил в море — штур маном, капитаном. Может, по тому и получается у него преподавать теорию на осно ве богатого практического опыта, увязывать с производ ством. Тем более что в парт группе, где работает, — в о с новном бывшие моряки: про блемы и заботы — общие. В этом году учебу организова ли исключительно в форме семинаров, па каждое заня тие доклады готовят слушате ли. Именно так изучали ма териалы X IX партконферен ции. Эффективность, считает Евгений Васильевич, куда вы ше. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. Крупным планом Привыкли мы в конце учебного года подводить ито ги достигнутого, говорить о проблемах. Но если пробле мы существуют всегда, то о достижениях такого не скажешь. Проще было с первым го дом перестройки в системе партучебы и экономического образования. 1986—87 учеб ный год н именовался: экс периментальный, подготови тельный, — так что многого Работник райкома КПСС: — Ушли пропагандисты «со стажем». Одни пе смогли приспособиться к новым тре бованиям вести занятия ак тивно. в форме дискуссий, политбоев. Другие почувст вовали, что нужно срочно пополнять багаж знаний. ^^Гретьи просто растерялись перед лавиной вопросов слу шателей. которые, благода ря гласности, информирова ны не меньше пропаганди стов. Наша задача сегодня — формировать пропаганди ста нового типа, думающего, компетентного, уверенного, способного вести полемику и отстаивать свои убеждения. И здесь мы ждем помощи от Дома политпросвещения, ко торый должен быть мозго вым центром, от УМЛ, гото вящего резерв современных пропагандистов, и от секре тарей парторганизаций. Это они в первую голову ответ ственны за партийное обра зование. Думаю, надо продумать критерии оценки учебы. С 1971 г. в стране введен эко номический всеобуч, а нали цо экономическая безграмот ность рабочих и руководите лей. Задаю себе вопрос: по чему нет стремления к зна н и я м ? Люди теряют веру. На словах — одно, на деле — другое. Вера, интерес появляются там, где виден эффект от занятий, от разговоров. Не давно смотрели работу про пагандиста одного из магази нов горпищеторга. Здесь про давцы конкретно на занятиях решают свои экономические проблемы. Подсчитали, во что им обойдется ремонт ма газина. во что выльется рас ширение его площадей и ус луг населению... И резуль тат: месячная зарплата про давца выросла до 5 0 0 — 6 0 0 рублей. Есть проблемы с индиви дуальной формой обучения, па нее сейчас перешли мно гие. Но нужно продумать и систему контроля. [Может быть, проводить в конце го да зачетные дискуссии? Сейчас пробуем закреп лять преподавателей МГПИ, МВГШУ, ИУУ за пропаган дистами. Тем более что по явилась возможность заклю чать договоры на оплату. РЫБНЫЙМУРМАН от него и не ждали. Однако скачок в качественном со вершенствовании системы марксистско-ленинского об разования все же был. Во многом он объяснялся рас крепощением самой системы, ее демократизацией. Слуша тели сами выбирали форму учебы, вплоть до индивиду альной, программу. Частично развязали руки пропаганди сту. Наконец-то объедини лась экономическая и про изводственная учеба. Моло дежь, воспользовавшись пре доставленной ей свободой, стала отказываться от ком сомольских политкружков. Многое в тот год измени лось, и вполне реально бы ло ожидать в дальнейшем более глубоких преобразова ний, а также повышения ин тереса слушателей к заня тиям, к самому процессу об разования. Но этого не про изошло. Перестройка систе мы марксистско-ленинского образования забуксовала. По чему? На этот вопрос я попроси ла ответить двух флотских заведующих кабинетами по литпросвещения, работника идеологического отдела рай кома партии, работника До ма политпросвещения и двух Пропагандистов. Не думаю, что здесь столь уж важны имена, поэтому опустим их. И прислушаемся к мнению людей опытных, знающих, что такое МЛО. Сто тысяч «почему?» Многое сегодня упирается в умение пропагандиста вла деть активными формами, «практической методикой». Поэтому на курсах, семина рах всякий раз стараемся дать им что-то новое, про водить деловые игры. Работник Дома политпро свещения: — Считаю, что главный вопрос сегодня — партийное руководство марк систско-ленинским образо ванием. Партучебой должны наконец заняться парткомы, а не ДПП и зав. кабинетами политпросвещения. Пропагандисты любят жа ловаться на нехватку литера туры, информации. А сами мало ходят в библиотеки, особенно в Дом политпросве щения и, очевидно, не чита ют журнал «Политическое образование», где есть бук вально все. Пропагандистам самим надо быть активнее. Главная их задача сегодня — не просто вызвать у слу шателей интерес к теме, а уметь вести дискуссию 6 точки зрения политической культуры.: ” Если раньше пропагандист старался создать на занятии проблемную ситуацию, то се годня, к сожалению, он не редко избегает ее, потому что боится острого разгово ра, вопросов. Немало претензий сегодня и к зав. кабинетами полит просвещения. По моему мне нию. они делятся иа две ка тегории. Первая — хорошие организаторы, но плохие ме тодисты. Они сами не всег да могут квалифицированно провести занятие. Главное для них — контроль. Их то же нужно учить с помощью деловых игр. политбоев и пр. Вторая категория — те. кто отдает приоритет методике. Сегодня нам необходимы хорошие лекции по методике и, естественно, опытные лек торы. С перестройкой учебы много велось споров, где учиться коммунисту — в системе партучебы или эко номического всеобуча. Ду маю. суть ие в том, где за ниматься, а как. Многие ух ватились за индивидуаль ную форму, думали — по легче. А сейчас поняли, что нет, и бросились в организа ционные формы учебы. Не знаю, возможно, это и хоро ню. Может, пе только лень- матушка тому виной, а люди стремятся к общению..;. Кстати, насчет общения. Сейчас намечается тенден ция скатывания к политпи- формироваиию вместо учебы. Люди хотят быть в курсе всех событий. Но нельзя же изучать вопросы лишь теку щей политики. И вторая причина такой тяги, очевид но, в том, что состояние об щественных наук сегодня многих не удовлетворяет. Зав. кабинетом политпро свещения: — Пропагандисты, да и мы, сегодня испытыва ем чувство растерянности^ Долгие годы говорили одно,' налицо — другое: тяжелей шие провалы в экономике, в социальной жизни. Трудно подчас все это объяснить се бе, еще сложнее — людям. Дело дошло до того, что пом- политы в рейсе прячутся в каютах, лишь бы не отвечать на сто тысяч рыбацких «по чему?». Моряки в иипортах отсиживаются иа судах, объ ясняют: на те деньги, что им выдают, ни отдохнуть по-че ловечески, ни купить чего. А чувствовать себя нищим стыдно! Стыдно на экскурси ях видеть компьютерные центры в школах, учили щах. которые нам и не сни лись. Стыдно еще раз ткнуть ся носом в собственную эко номическую неграмотность. А впрочем. стыдно не всем. Аттестация комсостава показала крайне низкий по литический и экономический уровень флотских специали стов. Посоворишь с ними и понимаешь: партучеба в мо ре — фикция. Люди не зна ют элементарного, даже не могут сказать, какой курс изучают, в какой школе за нимаются! А может быть, надо чест но признаться, что формы и методы нашей политической учебы устарели и от них пора отказаться. А что если люди просто устали от при нудиловки? От того, что их заставляют учиться тому, что им не нужно, в чем они не испытывают потребности? Все чаще приходит мысль о том. что .мы просто меняем лозунги, формы, а суть оста ется прежней. Неужели те, кто. сидя на берегу, составляет програм мы, инструкции, не понима ет, что там, в море, рыба кам (особенно в Баренцевом море) — не до занятий. Две- надцатичасовой рабочий день измотает и Илью Муромца, не до разговоров о смысле жизни, не до конспектов пер воисточников ему будет. Пропагандист: — Со мно гим. о чем уже говорилось, согласен. В море, особенно когда идет рыба. ни один помполит, пропагандист не будет дважды в месяц про водить учебу (хотя в отчете, естественно. зафиксирует два занятия). Люди не робо ты. и слава богу, что посте пенно из них уходят страх, боязнь сказать правду и души их выпрямляются. А свободный человек не позво лит. чтобы его опять силой заталкивали в казарму. Пока у нас слово расхо дится с делом, нельзя убе дить человека, что он дол жен повышать свою полити ческую культуру. Все строится на экономи ке. Но что мы с ней сдела ли? Одно упоминание об эко номических проблемах рож дает у слушателей раздра жение. Люди не хотят боль ше быть слепыми котятами. А полной правдой мы. про пагандисты. не всегда владе ем. Как же. с чем нам выхо дить к людям? Н ЕВЕСЕЛЫЕ мысли рождают эти монологи, но они за ставляют думать. Так давайте все вместе подумаем — каким быть марксистско-ленинскому образованию завтра. Ждем ваших писем, раздумий, предложений. Л. ШЕБЕКО. (Наш корр .) ----------- Партийное пополнение Стали коммунистами на промысле Тяжело складывается ны нешняя путина для мурман- рыбпромовцев; немало трудностей в экономике объ единения. Но сколько про мысловых судов работает успешно! К примеру, боль шой морозильный рыболов ный траулер «Михаил Во ронин». Его экипаж, вернув шийся иа днях с промысла в родной порт. по основным показателям перекрыл рей совое задание. Не уложился лишь в норматив заморозки рыбы. Слаженно трудился в рей се коллектив, и в том нема лая заслуга судовой партий ной организации. Наступа тельно проводил партийно- политическую работу на суд не и первый п о м о щ н и к напи тана О. Р. Чепцов. Не случайно некоторые рыбаки решили стать комму нистами, и свое стремлепие они подтвердили добросове стным трудом в течение все го промысла. Подал заявление о приеме в партию матрос БМРТ ком сомолец И. Г. Гармаш. Ра ботает Игорь матросом на судах «Мурманрыбпрома» с июня 1985 года. И всегда с полной отдачей сил, рыбац кой сметкой и настойчи востью. Трудовое крещение Гар маш получил на большом мо розильном рыболовном трау лере «Град». А до этого про ходил службу в Афганиста не. Свыше полутора лет вы полнял И. Г. ^Гармаш интер национальный долг, был ко мандиром отделения в воз душно-десантных войсках. Не однажды вступал в бон с ду шманами. Там. на далекой афган ской земле, Игорь Григорь евич Гармаш за личное му жество и умелое руководст во действиями отделения де сантников был награжден ме далью «За боевые заслуги». В минувшем промысловом рейсе на БМРТ «Михаил Воронин» матрос Гармаш как обычно трудился добро совестно, выполнял двойную норму выработки. На судне Игорь стал инициатором от числения месячной премии на строительство памятника воинам - интернационалистам города-героя Мурманска* На судовом партийном со брании комсомолец Гармаш был единогласно принят кан дидатом в члены КПСС. В канун 40-летнего юби лея флота на промысле всту пили в ленинскую партию и ряд рыбаков БМРТ «Нико лай Закоркин». И на этом судне партийная организа ция. первый помощник капи тана В. А. Павловицкий про явили достойную подража ния заботу о росте партий ных рядов. Г. ЮДЕНКО, бывший первый помощник капитана БМРТ «Град»* член партийной комиссии при парткоме объединения «Мурманрыбпром». 26 мая 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz