Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
Танец на «бис» В гостях у муз «Не уронили марку!» -------------- Фестиваль народного творчества ------------- Нелегким выдался минув ший творческий сезон для ан самбля танца МВИМУ и ДК моряков «Морская душа». Уш ли из него закончившие уче бу «старички» и некоторые другие танцоры, их место за няли новые участники из под готовительной группы, а такая смена в любом коллективе — процесс болезненный. И все же ансамбль сумел показать твердость характера: не толь ко сохранил программу, вос становил прежние номера, но еще и подготовил хореогра фическую постановку, посвя щенную 45-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, а также танцеваль ную сюиту на украинские ме лодии. С ними уже успели по знакомиться зрители и М ур манска, и других городов об ласти. В конце апреля «Морская душа» выехала на несколько дней на гастроли в Прибалти ку. Первые концерты состоя лись в Калининграде, где кол лектив оказался по приглаше нию Калининградского высше го инженерного морско го учи лища. Полуторачасовую про грамму мурманчан и во Д вор це рыбаков, и в Доме культу ры моряков приняли очень тепло. И больше всего запом нился отзыв водителя нашего автобуса: «Я не любитель на родно го творчества, но то, что вы показали, — просто здоро во!». Серьезным экзаменом стали выступления в Латвии, куда ансамбль пригласило республи канское пароходство. Хозяе ва встретили мурманских кур сантов в латышских костюмах за пятьдесят километров до Вентспилса. Встретили, как са мых дорогих друзей. А во Дворце моряков гостей уже ждали столы с блюдами на циональной кухни, выступление ансамбля латышского танца, знакомства со многими заме чательными людьми. Готовясь на следующий день к концер ту, каждый из участников «Морской души» понимал, что он должен показать все свое умение, чтобы достойно от платить за гостеприимство. Палитра Заполярья Т ворчество молодых Если поинтересоваться, сколько в Мурманской организации Союза ху-. дожников молодых авторов (офици альный возрастной лимит — 35 лет), то окажется — всего один! Один из 29 человек. А через два года, если в Союз не будут приняты новые члены, молодежная секция прекратит свое существование. Грустная картина.; И виной тому вовсе не нежелание стар шего поколения «потесниться», тем более пе отсутствие молодых талан тов. Причины иные — отсутствие ус ловий для работы, образовательный ценз (только высшее!), часто неглас но существующий при приеме в мо лодежную секцию СХ в Москве (па местах ничего не решается), и мно гое-многое другое. А ведь наш край далеко не обделен новыми дарования ми, Об этом говорят и многочислен ные персональные, групповые экспо зиции, и областная молодежная вы ставка, работавшая до недавнего вре мени в залах краеведческого музея. Наиболее «титулованный» из ее участников — Сергей Чеботарь. Тот самый, единственный из молодых у нас член Союза, он уже показывал свои работы и на всесоюзных, и на международных выставках. За по следние два-три года направление его творчества значительно изменилось — от несколько «фотографичных», с обилием деталей и насыщенных цве том полотен, он пришел к картинам более обобщенного плана. Даже в из любленном жанре «бытовой новеллы» художник не детализирует ни черты лица, ни подробности обстановки, как бы подчеркивая типичность, вневре менное начало этих бесхитростных сцепок.; Одна из наиболее удачных, на мой* взгляд, работ Сергея, впервые показанных на этой выставке, — «Ав тобус», сквозь заднее стекло которого видны смеющиеся и грустящие, за думчивые и меланхолические люди.: Тысячу раз глядели мы вслед уходя: щему автобусу, по, быть может, впервые, увидев картину, пристально всматриваемся в эти обыкновенные и обыденные человеческие лица. Работы С. Чеботаря индивидуаль ны, интересны и достаточно легко (внешне, во всяком случае) восприни маются зрителем. А вот около боль ших акварелей Николая Завертайло постоянно ломаются копья: он работа ет в абстрактной, «нефигуративной» манере. Когда-то Николай поделился со мной, что организаторы одной «взрослой» выставки, в очередной раз отклонив его работы, сказали: «Если лет двадцать поработаете в та кой манере — тогда возьмем!». Свою приверженность именно этой манере письма, свое именно такое видение мира Н. Завертайло в очередной раз доказал листами из серии «Люди и горы».; Отказ от привычной фигура- тивности и яркие, декоративные цве товые сочетания создают абсолютно особый эмоциональный настрой, а импровизационное начало композиций, их «недоговоренность» при компози ционной и цветовой продуманности и гармонии дают зрителю возможность воспринять каждый лист очень инди видуально, по-своему. Это именно то сотворчество, которого так не хвата ет зрителю при восприятии очень прямолинейных, с первого взгляда по нятных работ. Попыткой решить свои картины в некотором философском направлении отличаются и произведения Игоря Чайковского. Зрители Москвы и Ле нинграда давно привыкли к работам такого плана — они не вызывают ни удивления, ни активного неприятия. Мурманчане же приучены в основном к типично «соцреализмовской» жи вописи.; Почти у каждого из представлен ных на выставке авторов чувствуется и видится своя позиция, свой круг об разов и тем. И очень сказочным, неле пым акварелям Татьяны Шороховой противостоит суровая и полуфаита- стическая «Система» Владимира Скокленева, тонким, камерным моно типиям Александра Мееровича вторит акварельная серия Анатолия Баранни ка «Время морошки». Каждый раз, идя на выставку, не вольно настраиваешься па то, * что опять увидишь только живопись и графикуЧто делать, еще одна паша проблема и беда — почти полное от сутствие хороших скульпторов и прикладников. Скульптура и иа этот раз была одна-единственная — гипсо вый «Портрет девушки» Вячеслава Торопова. А вот прикладники порадо вали: Марина Тюнина — превосход ными фарфоровыми сервизами и ва зами, Лариса Амирова — изделиями из кожи. Пожелать бы большего разнообра зия и последующим выставкам, боль ших творческих находок и удач. Но, как вы уже поняли, это будет зави сеть не только от самих авторов, их творческого потенциала и усилий. Бу дущее изобразительного искусства в Заполярье во многом зависит от ре шения самых разных весьма прозаи ческих проблем, от помощи, которая так необходима молодым. Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. Кстати, на одном из представ лений в Вентспилсе побывали и мурманские моряки . : По смотрев выступление молодых земляков, они подтвердили: «Заполярную марку не урони ли!». Радушно приняла затем кол лектив и Рига. Участникам предложили столько интерес нейших экскурсий, что на все просто не хватило времени... Сейчас «Морская душа» вновь готовится к серьезной работе: в творчестве нельзя стоять на месте. А тех моло дых мурманчан, кто любит танцы и хочет найти хороших друзей, мы рады пригласить в наш народный коллектив, ко торый за недолгий, в общем- то, срок своего существования дважды награжден дипломами ВДНХ и стал лауреатом Всесо ю зно го фестиваля народного творчества. И. АРОНЧИК, художественный руководи тель ансамбля танца «Мор ская душа». - В свете рампы Не про нас? Удивляюсь. Давно не видел я тако го единодушия, таких переживаний у зрителей и в драматическом-то теат ре. А тут — в кукольном. Парадок сальность искусства легко опрокиды вает наши стереотипные представле ния о нем. Знакомьтесь, премьера: спектакль для взрослых «Брысь!» по пьесе ленинградцев В. Гина и В. Зи мина в постановке главного режиссе ра Воронежского областного театра кукол В. А. Вольховского. Сделан спектакль за неделю. Запоминается — надолго. Кто они, эти семеро, приютившиеся на пестром от городских отбросов «дне» (чердаке, подвале, свалке)? Су щества, отторгнутые обществом, оставшиеся без куска хлеба, «без оп ределенного .места жительства», без опеки, без душевного тепла. Сущест ва, живущие за той гранью, где нет разницы, кошка ты, собака или чело век. Или пе встречаем мы их па улице? Вот идет один — в пыльном плаще, видавшем и снег, и зной, в подобран ной и очищенной от льда и окурков кепке, его лица ие разглядеть — оно слилось с общим серым урбанистиче ским фоном. Или вот другая, высмат ривающая забытые «двушки» в теле фонах-автоматах (еще 7 копеек — и можно купить буханку хлеба), в вы цветшем "пальтеце, выше колен, в ка ких щеголяли модницы еще в начале 60-х, с сумочкой, хоть и без подклад ки, зато настоящей дамской. Бывшей дамской.; Тот, первый, быть может, был бы геологом. Или даже инженером, если есть образование. Или далее писате лем, чем черт пе шутит.. Так и видит ся: идет он по проспекту, до синевы выбрит, портфелем помахивает, дело вито заглядывает в киоски, интересу ется «Правдой» или «Известиями». Но пе судьба — и плетется в плаще с чужого плеча, и болеет, и есть хо чет. А она? Разве думала когда-то, что будет украдкой забираться па ночлег в будку на теплотрассе и делить хлеб с проституткой и бывшим скрипачом? А ведь могла бы быть... кто бы по считал ее песбывшиеся мечты! Не судьба,; Что свело их здесь, на дне? Кого — горькая, кого — бесплодная борь ба с высокопоставленными дураками, кого — личное крушение, кого — козни негодяя, кого — болезнь, ко го — тюрьма, кого — ошибка... У каждого — свой первый день на свал ке. Бомжи. Оборванцы. Соотечествен ники. Наши гибнущие братья и сест ры. Как часто слышат от пас сытое: «П-шел!»,; А в спектакле звучит: «Брысь!». Потому что он пе про нас и пе про наших сестер, братьев, бабушек.- Он про кошек и котов. Гибнущих кошек II КОТОВ.; Но отчего нее зритель, словно дитя, в сердцах стучит кулаком по колену? Почему слезы стоят в глазах н раз дается из зала сдавленное обидой за старую кошку: «Ух и скотины!..» — в адрес злодеев? Спектакль остросоциален.; В стран ном действе больше вопросов, чем от ветов, Они нажимают па больные ме ста, йо знает ли искусство иную те рапию? Врезались в душу и теперь долго не оставят в покое короткая ис тория житья-бытья кошки Анфисы и Старухи (один из самых драматичных в своей простоте и узнаваемости эпи зодов — с болью, с юмором, с сочув ствием изображен заслуженными ар тистками РСФСР Еленой Коротаевой и Тамарой Волыикпной); глубоко за прятанные обида и тоска весельчака и симпатяги Фунтика (артистка На талья Арсеньева); долгое молчание стариков в финале, словно бы навеян ное открытием Экклезиаста; «Ничего нет нового под солнцем. Реки впада ют в моря и из морей вытекают.^.» И хэви-металлический Мурзпк С. Харламова. Сколько их таких на танцплощадках, у кого единственная гордость и достояние — это жесткая куртка с заклепками, местами блестя щая, местами подштопанная, с рука вами по локоть (мягкие пиджаки и тонкие сорочки — пе судьба. Не судь ба!). И кот Платон, волей обстоя тельств превратившийся в Плутона (артист А. Гусев), и посрамленная, потасканная, ио ие теряющая трех самых дорогих вещей — сумочки, стыда и совести — Киса (артистка Л. Зпоева), и хлебнувшая «романти ки», как кипятка, нежная Офелия (ар тистка Н. Мельник). И — венец ком пании — всем судья и пахан, старый, мудрый кот Филофей (артист Ю. Ха- рии). Их игра лаконична и ярка. А еще чем создан спектакль, так это на удивление изобретательной и выра зительной работой художника из Во ронежского театра кукол Елены Лу ценко. Постановщик Валерий Аркадьевич Вольховский, лауреат Государствен ной премии РСФСР , приехал из Во ронежа, чтобы оставить нам заруоку на сердце. Ему это удалось. С. АРХИПОВ. (Наш корр .) 19 мая 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz