Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

Танец на «бис» В гостях у муз «Не уронили марку!» -------------- Фестиваль народного творчества ------------- Нелегким выдался минув­ ший творческий сезон для ан­ самбля танца МВИМУ и ДК моряков «Морская душа». Уш­ ли из него закончившие уче­ бу «старички» и некоторые другие танцоры, их место за­ няли новые участники из под­ готовительной группы, а такая смена в любом коллективе — процесс болезненный. И все же ансамбль сумел показать твердость характера: не толь­ ко сохранил программу, вос­ становил прежние номера, но еще и подготовил хореогра­ фическую постановку, посвя­ щенную 45-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, а также танцеваль­ ную сюиту на украинские ме­ лодии. С ними уже успели по­ знакомиться зрители и М ур ­ манска, и других городов об­ ласти. В конце апреля «Морская душа» выехала на несколько дней на гастроли в Прибалти­ ку. Первые концерты состоя­ лись в Калининграде, где кол ­ лектив оказался по приглаше­ нию Калининградского высше­ го инженерного морско го учи­ лища. Полуторачасовую про ­ грамму мурманчан и во Д вор ­ це рыбаков, и в Доме культу­ ры моряков приняли очень тепло. И больше всего запом­ нился отзыв водителя нашего автобуса: «Я не любитель на­ родно го творчества, но то, что вы показали, — просто здоро ­ во!». Серьезным экзаменом стали выступления в Латвии, куда ансамбль пригласило республи­ канское пароходство. Хозяе­ ва встретили мурманских кур ­ сантов в латышских костюмах за пятьдесят километров до Вентспилса. Встретили, как са­ мых дорогих друзей. А во Дворце моряков гостей уже ждали столы с блюдами на­ циональной кухни, выступление ансамбля латышского танца, знакомства со многими заме­ чательными людьми. Готовясь на следующий день к концер ­ ту, каждый из участников «Морской души» понимал, что он должен показать все свое умение, чтобы достойно от­ платить за гостеприимство. Палитра Заполярья Т ворчество молодых Если поинтересоваться, сколько в Мурманской организации Союза ху-. дожников молодых авторов (офици­ альный возрастной лимит — 35 лет), то окажется — всего один! Один из 29 человек. А через два года, если в Союз не будут приняты новые члены, молодежная секция прекратит свое существование. Грустная картина.; И виной тому вовсе не нежелание стар­ шего поколения «потесниться», тем более пе отсутствие молодых талан­ тов. Причины иные — отсутствие ус­ ловий для работы, образовательный ценз (только высшее!), часто неглас­ но существующий при приеме в мо­ лодежную секцию СХ в Москве (па местах ничего не решается), и мно­ гое-многое другое. А ведь наш край далеко не обделен новыми дарования­ ми, Об этом говорят и многочислен­ ные персональные, групповые экспо­ зиции, и областная молодежная вы­ ставка, работавшая до недавнего вре­ мени в залах краеведческого музея. Наиболее «титулованный» из ее участников — Сергей Чеботарь. Тот самый, единственный из молодых у нас член Союза, он уже показывал свои работы и на всесоюзных, и на международных выставках. За по­ следние два-три года направление его творчества значительно изменилось — от несколько «фотографичных», с обилием деталей и насыщенных цве­ том полотен, он пришел к картинам более обобщенного плана. Даже в из­ любленном жанре «бытовой новеллы» художник не детализирует ни черты лица, ни подробности обстановки, как бы подчеркивая типичность, вневре­ менное начало этих бесхитростных сцепок.; Одна из наиболее удачных, на мой* взгляд, работ Сергея, впервые показанных на этой выставке, — «Ав­ тобус», сквозь заднее стекло которого видны смеющиеся и грустящие, за­ думчивые и меланхолические люди.: Тысячу раз глядели мы вслед уходя: щему автобусу, по, быть может, впервые, увидев картину, пристально всматриваемся в эти обыкновенные и обыденные человеческие лица. Работы С. Чеботаря индивидуаль­ ны, интересны и достаточно легко (внешне, во всяком случае) восприни­ маются зрителем. А вот около боль­ ших акварелей Николая Завертайло постоянно ломаются копья: он работа­ ет в абстрактной, «нефигуративной» манере. Когда-то Николай поделился со мной, что организаторы одной «взрослой» выставки, в очередной раз отклонив его работы, сказали: «Если лет двадцать поработаете в та­ кой манере — тогда возьмем!». Свою приверженность именно этой манере письма, свое именно такое видение мира Н. Завертайло в очередной раз доказал листами из серии «Люди и горы».; Отказ от привычной фигура- тивности и яркие, декоративные цве­ товые сочетания создают абсолютно особый эмоциональный настрой, а импровизационное начало композиций, их «недоговоренность» при компози­ ционной и цветовой продуманности и гармонии дают зрителю возможность воспринять каждый лист очень инди­ видуально, по-своему. Это именно то сотворчество, которого так не хвата­ ет зрителю при восприятии очень прямолинейных, с первого взгляда по­ нятных работ. Попыткой решить свои картины в некотором философском направлении отличаются и произведения Игоря Чайковского. Зрители Москвы и Ле­ нинграда давно привыкли к работам такого плана — они не вызывают ни удивления, ни активного неприятия. Мурманчане же приучены в основном к типично «соцреализмовской» жи­ вописи.; Почти у каждого из представлен­ ных на выставке авторов чувствуется и видится своя позиция, свой круг об­ разов и тем. И очень сказочным, неле­ пым акварелям Татьяны Шороховой противостоит суровая и полуфаита- стическая «Система» Владимира Скокленева, тонким, камерным моно­ типиям Александра Мееровича вторит акварельная серия Анатолия Баранни­ ка «Время морошки». Каждый раз, идя на выставку, не­ вольно настраиваешься па то, * что опять увидишь только живопись и графикуЧто делать, еще одна паша проблема и беда — почти полное от­ сутствие хороших скульпторов и прикладников. Скульптура и иа этот раз была одна-единственная — гипсо­ вый «Портрет девушки» Вячеслава Торопова. А вот прикладники порадо­ вали: Марина Тюнина — превосход­ ными фарфоровыми сервизами и ва­ зами, Лариса Амирова — изделиями из кожи. Пожелать бы большего разнообра­ зия и последующим выставкам, боль­ ших творческих находок и удач. Но, как вы уже поняли, это будет зави­ сеть не только от самих авторов, их творческого потенциала и усилий. Бу­ дущее изобразительного искусства в Заполярье во многом зависит от ре­ шения самых разных весьма прозаи­ ческих проблем, от помощи, которая так необходима молодым. Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. Кстати, на одном из представ­ лений в Вентспилсе побывали и мурманские моряки . : По­ смотрев выступление молодых земляков, они подтвердили: «Заполярную марку не урони­ ли!». Радушно приняла затем кол­ лектив и Рига. Участникам предложили столько интерес­ нейших экскурсий, что на все просто не хватило времени... Сейчас «Морская душа» вновь готовится к серьезной работе: в творчестве нельзя стоять на месте. А тех моло ­ дых мурманчан, кто любит танцы и хочет найти хороших друзей, мы рады пригласить в наш народный коллектив, ко ­ торый за недолгий, в общем- то, срок своего существования дважды награжден дипломами ВДНХ и стал лауреатом Всесо­ ю зно го фестиваля народного творчества. И. АРОНЧИК, художественный руководи ­ тель ансамбля танца «Мор ­ ская душа». - В свете рампы Не про нас? Удивляюсь. Давно не видел я тако­ го единодушия, таких переживаний у зрителей и в драматическом-то теат­ ре. А тут — в кукольном. Парадок­ сальность искусства легко опрокиды­ вает наши стереотипные представле­ ния о нем. Знакомьтесь, премьера: спектакль для взрослых «Брысь!» по пьесе ленинградцев В. Гина и В. Зи­ мина в постановке главного режиссе­ ра Воронежского областного театра кукол В. А. Вольховского. Сделан спектакль за неделю. Запоминается — надолго. Кто они, эти семеро, приютившиеся на пестром от городских отбросов «дне» (чердаке, подвале, свалке)? Су­ щества, отторгнутые обществом, оставшиеся без куска хлеба, «без оп­ ределенного .места жительства», без опеки, без душевного тепла. Сущест­ ва, живущие за той гранью, где нет разницы, кошка ты, собака или чело­ век. Или пе встречаем мы их па улице? Вот идет один — в пыльном плаще, видавшем и снег, и зной, в подобран­ ной и очищенной от льда и окурков кепке, его лица ие разглядеть — оно слилось с общим серым урбанистиче­ ским фоном. Или вот другая, высмат­ ривающая забытые «двушки» в теле­ фонах-автоматах (еще 7 копеек — и можно купить буханку хлеба), в вы­ цветшем "пальтеце, выше колен, в ка­ ких щеголяли модницы еще в начале 60-х, с сумочкой, хоть и без подклад­ ки, зато настоящей дамской. Бывшей дамской.; Тот, первый, быть может, был бы геологом. Или даже инженером, если есть образование. Или далее писате­ лем, чем черт пе шутит.. Так и видит­ ся: идет он по проспекту, до синевы выбрит, портфелем помахивает, дело­ вито заглядывает в киоски, интересу­ ется «Правдой» или «Известиями». Но пе судьба — и плетется в плаще с чужого плеча, и болеет, и есть хо­ чет. А она? Разве думала когда-то, что будет украдкой забираться па ночлег в будку на теплотрассе и делить хлеб с проституткой и бывшим скрипачом? А ведь могла бы быть... кто бы по­ считал ее песбывшиеся мечты! Не судьба,; Что свело их здесь, на дне? Кого — горькая, кого — бесплодная борь­ ба с высокопоставленными дураками, кого — личное крушение, кого — козни негодяя, кого — болезнь, ко­ го — тюрьма, кого — ошибка... У каждого — свой первый день на свал­ ке. Бомжи. Оборванцы. Соотечествен­ ники. Наши гибнущие братья и сест­ ры. Как часто слышат от пас сытое: «П-шел!»,; А в спектакле звучит: «Брысь!». Потому что он пе про нас и пе про наших сестер, братьев, бабушек.- Он про кошек и котов. Гибнущих кошек II КОТОВ.; Но отчего нее зритель, словно дитя, в сердцах стучит кулаком по колену? Почему слезы стоят в глазах н раз­ дается из зала сдавленное обидой за старую кошку: «Ух и скотины!..» — в адрес злодеев? Спектакль остросоциален.; В стран­ ном действе больше вопросов, чем от­ ветов, Они нажимают па больные ме­ ста, йо знает ли искусство иную те­ рапию? Врезались в душу и теперь долго не оставят в покое короткая ис­ тория житья-бытья кошки Анфисы и Старухи (один из самых драматичных в своей простоте и узнаваемости эпи­ зодов — с болью, с юмором, с сочув­ ствием изображен заслуженными ар­ тистками РСФСР Еленой Коротаевой и Тамарой Волыикпной); глубоко за­ прятанные обида и тоска весельчака и симпатяги Фунтика (артистка На­ талья Арсеньева); долгое молчание стариков в финале, словно бы навеян­ ное открытием Экклезиаста; «Ничего нет нового под солнцем. Реки впада­ ют в моря и из морей вытекают.^.» И хэви-металлический Мурзпк С. Харламова. Сколько их таких на танцплощадках, у кого единственная гордость и достояние — это жесткая куртка с заклепками, местами блестя­ щая, местами подштопанная, с рука­ вами по локоть (мягкие пиджаки и тонкие сорочки — пе судьба. Не судь­ ба!). И кот Платон, волей обстоя­ тельств превратившийся в Плутона (артист А. Гусев), и посрамленная, потасканная, ио ие теряющая трех самых дорогих вещей — сумочки, стыда и совести — Киса (артистка Л. Зпоева), и хлебнувшая «романти­ ки», как кипятка, нежная Офелия (ар­ тистка Н. Мельник). И — венец ком­ пании — всем судья и пахан, старый, мудрый кот Филофей (артист Ю. Ха- рии). Их игра лаконична и ярка. А еще чем создан спектакль, так это на удивление изобретательной и выра­ зительной работой художника из Во­ ронежского театра кукол Елены Лу­ ценко. Постановщик Валерий Аркадьевич Вольховский, лауреат Государствен­ ной премии РСФСР , приехал из Во­ ронежа, чтобы оставить нам заруоку на сердце. Ему это удалось. С. АРХИПОВ. (Наш корр .) 19 мая 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz