Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
n О Заменит о беломорских селах Карелии 1. Флотоводцы с речки Калга П ЛАЦКАРТНЫЙ ВАГОН с дазно не мытыми стекла ми насквозь пронизан солнечным светом. За ночь добежав до Кандалакши и подремав с полчаса у заиндевевшего от утреннего мороза вокзала с мно го численными деревянными ступенями высокого крыль ца, наш 185-й «ленинградский-веселый» заблудился в карельских лесах. Поминутно останавливаясь на без людных полустанках-километрах, тепловоз, словно м о лодой пес, идущий по следу, радостно трубил-взвиз- гивал перед очередным марш -броском . Свое прозвище этот постоянно опаздывающий пас сажирский поезд оправдывал и нынче: напротив у о к на расположилась группа подвыпивших мурманских рыбачков. Перебивая друг друга хвастливыми расска зами о запретных прелестях загранпортов, они судачи ли о преимуществах судов типа «Союз» над устаревши ми «Пионерами», о визах, которые нередко закрыва ют без всяких на то причин. Разговор, в общем-то, обычный в таких компаниях и для меня малоинтерес ный. Но за знакомыми названиями судов Северного бассейна понял, что один из парней ходит в море на сейнере-траулере Карельского рыбакколхозсоюза . Хо дит вольнонаемным, потому что лично он никакого от ношения к беломорским селам не имеет.. И был бы, наверное, ошарашен, побывав в рыболовецком колхо- зе-судовладельце и обнаружив в отдаленной деревне если не полупатриархальный, то, во всяком случае, весьма далекий не только от Канар или Буэнос-Айреса, но и от элементарных для рядового горожанина быто вых удобств образ жизни... Станция Энгозеро. Здесь у лесозазодской столовой должна ждать темно-зеленая «Нива». Место встречи, ка к говорится, изменить нельзя: я ехал из Мурманска «ленинградским-веселым», а работники Карельского ры бакколхозсоюза — из Беломорска на машине, чтобы, встретившись, вместе отправиться в северные колхозы республики «12-я годовщина Октября» и «Победа». Во всяком случае, именно об этом мы договорились накануне по телефону с заместителем председателя РКС Алексеем Ивановичем Кузьминым. Что же заставило меня напроситься в эту поездку? За последние годы я исколесил и прошел пешком Терский берег Кольского полуострова, беломорские экспедиции с энтузиастами из петрозаводского клуба «Полярный Одиссей» забрасывали как на Зимний, так и на Поморский берег. Но то были случайные и не продолжительные встречи с рыбаками- колхозниками, хотя я, казалось бы, с полуслова понимал и принимал их радости и заботы. Ведь заботы эти одного корня в Гридино и Калгалакше, Варзуге и Чапоме, Койде и Золотице. Одного, но в каждом селе Карелии, М ур манской или Архангельской области их преодолевали по-своему, в одиночку, давно забыв и порвав некогда прочные хозяйственные, культурно-бытовые и даже кровные связи жителей Беломорья. И мне хотелось пусть по обрывкам, по кусочкам собрать их, так как нельзя понять и в полной мере осознать причины, при ведшие в упадок рыболовецкие колхозы, не приглядев шись к жизни карельских и архангельских рыбаков. А осознав, нащупать пути к возрождению отдаленных сел. РКАЭСОВСКАЯ «НИВА» с полным к о м п л о т ом ^ седоков мчит к побережью , а я знакомлюсь со своими попутчиками. Коренастый и круглощекий Кузьмин по-хорошему су етлив и заботлив. Охотно и по делу отвечая на вез вопросы, он успевает лишний раз напомнить водителю об опасном повороте, а Александру Петровичу Неза- ре посоветовать не забыть поднять на предстоящем отчетном собрании то одну, то другую проблему. Знаю по опыту, что должности Незары в нашей кол хозной системе не позавидуешь. Именно к нему, проф сою зному лидеру, чаще всего обращаюгея жители сел с необоснованными претензиями, сводя всю деятель ность председателя профкома рыбакколхозсоюза к распределению дефицитных путевок. И мало кого при этом интересует, что, к примеру, та ж е дорога, по к о торой мы сейчас с комфортом едем в Калгалакшу, построена и на профсоюзные деньги, выбивать ко то рые пришлось Неваре и в Петрозаводске, и в Москве. — А помните, Алексей Иванович, как вы ночевали у этого болота в прошлом году? — спрашивает Кузьми на расторопный водитель Валерий. — Это нынче без забот доберемся за час, а раньше и четыре часа тряс лись да машину пихали — и то рады были, если не приходилось мерзнуть зею ночь у костра... Кузьмин согласно кивает. Видно, что эта проселоч ная дорога и связанные с ней скорые и реальные пе ремены в колхозе «12-я годовщина Октября» — гор дость зампреда. Во всяком случае, терчане пока толь ко мечтают о такой дороге . И о линии электропередач, столбы которой аккуратно стоят и тянут провода з Калгалакшу, повторяя повороты свежеотсыпанной трассы. Километра за полтора o r села пришлось покинуть машину: доро гу пересекала неширокая, но глубокая речка Калга — через нее строители только начали устанавливать надежную переправу. Проваливаясь з подтаявшей за день колее и елозя на брюхе, «Низа» ушла вперед, а мы с удовольствием зашагали по еще крепком у для пешего хода насту. И пришла пора представить моего четвертого попутчика — рыбаккол- хозсою зовского строителя Сергея Александровича Са- дукова. Молодой и немногословный, он все это время хозяйским глазом посматривал 8 окош ко , подмечая одному ему заметные огрехи в работе дорожников . Он первым подошел и к строяще'муся на окраине се ла гаражу, поднял с земли гладкообструганную доску, рукой стер с нее налипший снег. — А еще говорят, что в колхозе пиловочника не хва тает, — посетовал Садуков. — Как везли прошлый год сборные дома в Калгалакшу, так и оставили эти дощечки из комплекта валяться на дороге . И никому дела до них нет... Мне хорошо понятны обиды «главного колхозного строителя» Карелии. 13 марта 1939 года Совет Минист ров КаССР принял постановление о мерах по возрож дению заброшенных деревень, в котором есть и такие слова: «...длительное время в отдаленных дерезнях и поселках практически не строились жилье, школы, ма газины и другие объекты коммунально-бытового на значения, что привело к оттоку жителей из этих насе ленных пунктов, к их полному запустению». 16 дере вень обозначены в данном постановлении республикан ского Совмина и, в частности, Калгэлакша, в которой предстоит возвести 360 квадратных метров жилья, цех по производстзу лодок, гараж... Но вот какая закавыка: заказчиком, обеспечивающим финансирование, а заод но и подрядчиком , в одном лице выступает Карельский рыбакколхозсоюз. Значит — внозь хозспособ с его правдами и неправдами добытыми строительными ма териалами и наемной рабсилой. — А почему наемной? — может спросить дотошный читатель.— Разве сами колхозники не в состоянии со брать привезенные в село комплекты домов, поставить сруб того же гаража или лодочной мастерской? К сожалению, все, что я увидел в Калгалакше, все, что я услышал, присутствуя на отчетном колхозном собрании, указывало на симптомы страшной болезни, характерной в той или иной степени для всех сел Бе ломорья. Имя ей — безысходность. О ЧЕВИДНО, есть какой-то предел, переступив кото рый люди уже не верят ни в собственные силы, ни в действенную помощь районных властей или ве домственных организаций. Видя медленную смерть со седних деревень, из года в год провожая в город или в леспромхозовские поселки земляков — как правило, молодых, еще имеющих возможность пустить корни на новом месте, — люди замкнулись в своих обидах, в своем мирке, отгороженном от любых перемен глу хой стеной равнодушия. Да и что могут те полсотни колхозников в «12-й годовщине Октября», если доб рая половина из них пенсионеры, а в сельской началь ной школе на одного учителя один ученик? Говорят, что где-то в российском Нечерноземье есть брошенные деревни, в которых зимой специально на нятые райисполкомом люди протапливают еще доб ротные избы, чтобы сохранить их для будущих вла дельцев. Представляете: добредает случайный путник до околицы, стучит в дверь крайнего дома озябшей рукой , готовит для хозяев слова привета в ожидании жилого тепла — а дом пуст. Пуст и второй, и третий — лишь слабыми струйками поднимается к отрешен ному небу печной дым... Примерно такое же чувство испытываешь в Калгалак ше, глядя на хорошо оборудованную, но безжизнен ную детскую площадку у здания саежеотремонтиро- ванного клуба. Или находясь в правлении колхоза — пустынном помещении, слишком просторном и оттого холодном для деловой и вдумчивой председательши Тамары Александровны Швабской. Над ее столом ви сит большой, наверное, еще с довоенных времен, портрет Ленина. Нынче таких портретов нет: лицо Иль ича чуть подсвечено теплой коричневатой краской — крупное, во всю рамку лицо с добрыми и вниматель ными глазами. Какие доводы выдвигали комиссары в кожаных ту журках , агитируя в 1929 году жителей старинного села Калгалакша вступать в колхоз? Это нетрудно узнать, подняв документы той поры. Да в первую очередь обещали пробить доро гу от «железки» до моря, про вести электричество и каждый вечер крутить кино. А что уж будет в том кино, мало кого волнозало: кон ница Буденного, летящая на зрага; или Чапаев, еди ным махом сметающий картофелины со стола; или особо-показательные трудовые бригады Соловецкого лагеря особого назначения... Как ни больно об этом говорить и писать, но никуда нам не деться от факта, что лишь на 72-м году со ветской власти а карельский колхоз «12-я годовщина Октября» пришло постоянное энергоснабжение и про ведена дорога от моря до автострады Ленинград — М урманск. Вопрос «кто в этом виноват?» хотя и важен, но сегодня актуальнее другой — как наполнить дет скими голосами чудом выжившее село; какие переме ны неизбежно должны произойти не только а эконо мической деятельности, но и з мировоззрении калга- лакшцев? Нет, не о красотах побережья, не об уми рающих селах надо говорить сегодня, спекулируя на теме «бесперспективных» деревень, перебор которой уже явно ощутим в нашей публицистике. Единомыслие подразумевает переход от слов к делу, как и посту пили специалисты самого молодого в нашей стране ^ Карельского рыбакколхозсоюза . П ЕРВО-НАПЕРВО ОНИ, как всякий новый толковый руководитель, провели ревизию имеющихся в наличии ценностей. Но рыбпункты и фермы, цехи и лесопилки сами собой, по мановению волшебной па лочки или указующего начальственного перста, не за работают, а если и дадут продукцию , то не в убыток ли она будет колхозам? Предстояло заново наладить экономические связи, чтобы не сдавать сырье базе гослова за бесценок, чтобы обрести наконец хозяй ственную самостоятельность. Но что может горстка упразленцев без поддерж ки самих жителей отдален ных сел? Значит, вновь все упирается в извечные исти ны: человек и земля, человек и его отношение к зем ле. Хотя в данном случае точнее было бы сказать не к земле, а к морю . Трудно, очень трудно заставить поморов, чьи пред ки поставили села на побережье, обратить взор в глубь материка. Доказать, что сегодня полновесный улов лишь полдела — рыбу надо обработать, вывезти в го род и выгодно продать... Чтобы торговать, нужны дороги. Нужны, наверное, и знающие, оборотливые люди, «свежая кровь», которую без отторжения приняло бы село. Значит — нужны жилые дома, детсады, медпункты, школы, магазины, без которых переселенцев не заманить в отдаленное село никакими калачами. Но на какие средства все это строить, в какой дом селить молодого специалиста, e c - ^ j ли колхоз еле-еле сводит дебет с кредитом, заканчи вая год с несколькими десятками тысяч рублей при были? Однако в промфинплане на 1989 год, утверж денном общим собранием колхоза «12-я годовщина Октября», годовой расход составляет... 2 миллиона 860 тысяч рублей! Фантастика да и только, если учесть сетования Садукова о, казалось бы, непомерной с ку пости колхозников , жалеющих несколько тысяч рублей для покупки комплектов сборных домов. Откуда же такие деньги? Чтобы ответить, вспомним 185-й «ленинградский-весе лый» поезд и сидящих за столиком моряков . Верно — средства для развития рыболовецких колхозов Бело морья дает флот, базирующийся в Мурманске. И в промфинплан калгалакшцев заложены взятые в долг у государства миллионы рублей для покупки траулера океанского лова. А нужен ли колхозу пароход? Этот вопрос задал карельский литератор Валентин Смирнов в своей книге «Поморскими тропами». «Круп ные промысловые суда в Атлантике стали рассматри ваться как главная экономическая база колхозов на Бе лом море , а сами хозяйства превращались в какие-то необязательные придатки к этим траулерам... — пишет он. И продолжает: — Сегодня, глядя в лицо реально сти, приходится признавать, что главная ставка иа траулеры в колхозах привела к своего рода иждивен честву...» Вот наконец и произнесено это слово: иждивенче ство. Я, заезжий мурманский журналист, не о см е л и л с я ^ бы первым произнести его по отношению к рыбакам- колхозникам Карелии. Но это так: безысходность по родила иждивенчество, иждивенчество — безысход ность. И если Валентин Смирнов, написавший свою книгу в начале восьмидесятых годов, еще мог расска зать в ней о местных поморах, ходивших на колхозных судах к берегам Лабрадора, то теперь рыбаков-кол- хозников на траулерах практически нег. Их заменили вольнонаемные морячки из прострелянного солнцем плацкартного вагона. Морячки, сидящие за бутылкой у мутного окна и даже не подозревающие, что здесь, в каких-то двух-трех десятках километров, живут люди, владеющие океанским траулером. Н Е ВСЕ ТАК ПРОСТО в вопросе «а нужен ли колхо зу пароход?». Доходы , получаемые от флота, по зволяли колхозам лишь поддерживать существование, латать-перелатывать пресловутый тришкин кафтан. Дармовые деньги, как ни странно, вели к сокращению традиционных местных промыслов, к оттоку людей с побережья. И лишь Карельский рыбакколхозсою з смог взять и повернуть в другую сторону штурвал колхоз ного судна. «Пароход» стал необходим как первона чальный толчок к разумной хозяйственной деятельно сти, как средство накопления капитала, который уже с помощью местных властей можно пустить на строи тельство доро г и жилья. Разбросанные по морскому побережью на террито риях двух областей и Карелии, рыболовецкие колхо зы, казалось бы, нуждались в централизованном р у т ководстве и ведомственной поддержке , которые осу ществляло Всесоюзное объединение «Севрыба». Д у малось, что лишь в Мурманске, в длинных коридорах с обитыми инкрустированным дерезом дверями каби нетов «Севрыбы» кто-то умный и дальновидный мог позволить себе разложить на широком полированном столе контурную карту Белого моря и неторопливо накладывать на нее кальку за калькой: сырьевую — запасов и путей миграции сельди, времен и Алеет щ е - нения гренландского тюленя, площадей подводных лугов морской капусты и фукуса; экономическую — количества и мощностей рыбоперерабатывающих за водов, рыбпунктоз и зверобойных баз, наличия при брежного флота и е го оснащенности; кальку социаль ную с полным перечнем инфраструктуры прибрежных сел с учетом роста или ликвидации тех или иных на селенных пунктов; кальку перспективного использова ния нетрадиционных объектов промысла: опытных ми - диезых ферм, плантаций ламинарии... Не забыть бы главное — контрольные цифры народнохозяйственно го плана, которые перечеркивали все возможные ини циативы, не втискивающиеся в прокрустово ложе спу щенных директив. Этот заданный план, словно оттис нутый на гостиничном постельном белье несмываемый штамп местного райкомхоза, довлел и над бю ро кра том, склонившимся над своим широким столом. Дов лел и давил, его рукой стирая с карты Беломорья знакомые названия старинных поморских сел. В. ГЕОРГИ. (Наш к о р р .Ц Мурманск — Калгалакша. (Окончание следует.) 19 мая 1989 года РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz