Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

На трибуну рыбацкой конференции 7 Упразднить бассейновое объединение Предлагает совет капитанов Отгулы — е море? БПО показало свою несостоятель­ ность и бесперспективность. Только уп­ разднение БПО — и никаких реоргани­ зации. Взаимоотношения флотов, бере­ говых предприятий должны строиться на договорной основе и полном хоз­ р а с ч е т е . От имени рыбаков -колхозников капитан СТМ «Луда» С. МИШИН к другие 20 капитанов судов Архан­ гельского рыбакколхозсоюза . Совет капитанов Северо-Восточной Атлантики вносит следующие предло­ жения. В том виде, каким является БПО в настоящее время, его деятельность не­ целесообразна. Чем объяснить, что 20 отделов не имеют четких инструкций по своим обязанностям? Следовательно, эти отделы надуманы . При изменении функций управления необходимо: — сократить на флотах управленче­ ский аппарат, оставить в штате 25—30 человек для координации, оказания по­ мощи, решения текущих дел на бере­ гу; — бухгалтерский учет, расчет с эки­ пажами, судоремонт вменить судовой администрации, которая будет иметь прямой контакт с банком, судоремонт­ ными заводами. Набор членов экипажа передать так­ же в ведение судовых администраций, тем самым ликвидируется отдел кад­ ров. В нем можно оставить только двух агентов. Следует создать координационный центр, в состав которого должны вой­ ти первые лица флотов. В этом центре должны быть отделы: бухгалтерского учета, экономики, финансов, промрыбо- лоества (сюда должны войти па пра­ вах подотделов транспортный, произ­ водства и сбыта продукции, внешних сношений, техэксплуатации и судоре­ монта). Всего 65—70 человек. Надо соз­ дать единую диспетчерскую службу порта, агентский отдел. Об управлении флотом в море. Штаб должен быть в составе пяти человек: начальник, заместитель по на­ уке, поиску и промыслу, заместители по производству, безопасности и режи­ му, экономист. Необходимы и (флагман­ ские специалисты. Большинство капитанов приходят к мысли: подчинение начальника пром- траиона должно быть непосредственно министерству. На всех ступенях управления нужна выборность сроком, на 4—5 лет. Оплата всем — по вложенному тру­ ду, в том числе в море и на берегу. И. ДЕГТЯРЕВ, начальник промрайона. Работаю первым помощником капи­ тана на БАТ «Маршал Якубовский» Мурманского тралового флота. Пе могу сам понять, а следовательно, и объяс­ нить экипажу, зачем нужно БПО, соз­ данное в конце 1988 года по приказу Минрыбхоза на базе «Севрыбхолод- флота». Сменив вывеску, увеличив шта­ ты, обеспечив себе новышенные окла­ ды, захватив в свои руки, транспорти­ ровку, обработку и сбыт рыбопродук­ ции ( ('Севрыбхолодфлот», рыбокомби­ нат и «Севрыбсбыт» умело делали свое дело), БПО теперь готовится поглотить и добывающие флоты. У Моряки-рыбаки (и не только Север­ ного бассейна) считают, что БПО — лишнее звено в системе Минрыбхоза. Наш экипаж одобрил и поддержал письмо рыбаков Бал гики к министру рыбного хозяйства. В письме сказано и о БПО, о ненужности его. Рыбаки считают, что приказ о создании БПО — спасательный круг для тонущего в вол­ нах перестройки административно-бю­ рократического аппарата. БПО — тор­ моз для развития рыбной промышлен­ ности. Попробуйте переубедить про­ мысловиков. Сейчас экипаж бурно обсуждает пись­ мо БПО производственным объединени­ ям, предприятиям и профсоюзным ко­ митетам от 15.11.88 г. № 917/10 «О вве­ дении суммированного учета рабочего времени для плавсостава». Вот некото­ рые выдержки из пего: «Отменить оплату за часы переработ­ ки сверх нормального рабочего време­ ни». «...Компенсация переработки в одни дни в период максимальной продолжи­ тельности смены (вахты) может произ­ водиться посредством сокращения вре­ мени работы в другие дни учетного периода. Учитывая это, переработка не признается сверхурочным временем». «Продолжительность ежедневной р а ­ боты во всех случаях пе должна пре­ вышать 12 часов». «Дни отдыха (отгула) в связи с ра ­ ботой сверх нормальной продолжи­ тельности рабочего времени в учетном периоде оплачиваются в размере дол­ жностного оклада (без применения районных коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера)...» Моряки поняли из этого письма, что им ие хотят платить за переработку, льготные надбавки за работу на Край­ нем Севере и еще впридачу заставляют отгуливать выходные в море на судне, гуляя по палубе, по рыбцеху, машин­ ному отделению. Интересно бы узнать, практикуют ли составители письма этот способ отгула выходных у себя в БПО. гуляя по ко­ ридорам и кабинетам управления? Ра­ ботая в Мурманском траловом флоте с 1955 года, такого не наблюдал. БПО , не производя само никаких цен­ ностей, должно на что-то существо­ вать, где-то изыскивать сродства. I I по­ этому подпись одного из замов началь­ ника понятна. .1 вот вторая подпись — председателя Мурманского обкома профсоюза работников рыбного хозяй­ ства 10. В. Макарова, непонятна. По­ чему профсоюз выступает против мо- ряков-промысловиков — основной про­ изводительной силы Минрыбхоза? В. ДОРОФЕЕВ, первы й п о м о щ н и к капитана . Предлагаем. Досрочно переизбрать состав ЦК на­ шего профсоюза , как не отвечающего интересам рыбаков и не способного ре­ шать социально-экономические вопро­ сы их жизни. Установить твердые пла­ ны. и расценки, соответствующие инте­ ресам рыбаков и затратам труда па период пяти гетки. Ужесточить конт­ роль за качеством ремонта судов, до­ биваясь внедрения средств механиза­ ции. труда , полного снабжения, соглас­ но существующим нормам. Добиваться перевода плавсостава на пятидневку или перевода аппарата управления на шестидневку. Оплату резерва , отгулов, ремонта, больничных листов проводит/, по еди­ ному окладу или одновременно всему аппарату управления, восстановить ста­ рые оклады и внести, коэффициенты доплат в зависимое I и от выполпения плана в целом флотом. Оплату выход­ ных дней., заработанных в море, про­ водить средне сдельно, переработку оп­ лачивать отдельно, без всяких включе­ ний в сдельные расценки. Добиваться ликвидации потолков зарплаты. Председатель СТК МАРТЫНЕНКОВ, предпрофкома МАХАЛАЕВ, первый помощник капитана м орско го под ­ менного экипажа № 4 тралового флота СМИРНОВ. У правление Северным бассейном должен возглавить совет директоров, состоящий из руководителей флотов, предприятий , а также неосвобожденно­ го председателя. Любая надстройки над директорами взамен БПО даст воз­ можность к возврату старого команд­ но-административного руководства. По поручению экипажей капитан ПСТ «Кижи» А. ЦИМБУЛИН и другие капитаны тралового флота. Всего 25 подписей. Сегодня другой альтернативы нет — структуру управления рыбной про­ мышленностью нужно менять. I I чем это будет сделано быстрее, тем лучше. Об этом говорят письма и телеграммы рыбаков. То, от чего пытались отпих­ нуться многие десятилетия, прорва­ лось , Еще в середине семидесятых годов я пытался заниматься некоторыми про­ блемами, которые сейчас встали так остро. Обращался в обком профсоюза, тогда еще пищевиков. Писал в ВЦСПС, К сожалению, не сохранились ответы- отписки. Все паши рыбацкие пробле­ мы, оказывается, входили в «рыбу». А еще меня обзывали рвачом. Я помню, как сняли с работы на­ чальника тралового флота В. М. .Баев­ ского, который, вернувшись из Анг­ лии, на страницах местной печати по­ делился своими впечатлениями о по­ ездке. В частности, он сказал, что в Англии рыбак, поработав год, может несколько лет безбедно жить на бере­ гу. Это была крамола, за что автор и поплатился. Есть сегодня надежда, что если этой насущной проблемой занялся « Прожек­ тор перестройки», то умолчать ее, как это было всегда, не удастся. Я уже писал и продолжаю считать, что при наличии такой неповоротливой и проржавевшей машины, как минис­ терство и его низовые структуры, мы сегодня ие сдвинемся с места. Только полная самостоятельность флотов и их прямой выход на внешний рынок мо­ гут решить проблему технического и технологического развития рыбной про­ мышленности. Должна быть единая технологическая цепочка: промысел, обработка, доставка, переработка и про­ дажа. Рынок и его отношения должны определять мы: что хотим сегодня иметь на прилавках. А не министр и его аппарат. Как обещал министр, в этом году со­ стоится Всесоюзное совещание, на ко­ тором рыбаки будут обсуждать свои беды. Па это совещание должны ехать только те, кто способен правильно и во весь голос замыть обо всех насущ­ ных бедах и проблемах добытчиков рыбы. Ну куда это годится, когда зар­ плата у берегового работника зачастую равна или намного выше отплававше­ го полгода в море рыбака! Наверное, сегодня и бывшей «Сев- рыбпромразведке», и ППНРО, которых волевым решением министр объединил в НПО «Севрыбпоиск», нужно сесть за стол переговоров. Нужен глубокий и серьезный диалог. А для этого у каж ­ дой из сторон должна быть экономи­ чески обоснованная концепция. I I во главу угла следует поставить не лич­ ные амбиции„ а государственные инте­ ресы. II, конечно, в этом разговоре должны участвовать (флоты. Они заказ­ чики и сами скажут, в каком, «виде» они хотят иметь свое научло-производ- ственное объединение. Возможно, есть смысл оперативное обслуживание оста­ вить за (флотами. Очевидно, что это им будет дешевле. Мы ведь знаем, что флоты рыбной пром и и/лснно сти ка иита. iистических государств, используя фундаменталь­ ные исследования своих научно-иссле­ довательских институтов, всегда «на рыбе». Помогает в этом правильное понимание и взаимодействие ка питонов судов. Пе помню в прошлом случаев, чтобы, обнаружив рыбу, капитан «их» рыбопромыслового судна скрывал ее. Пе в пример нашим капитанам. 11 мы зачастую использовали эту полезную информацию. Может быть, есть смысл оставить для НПО группу судов, кото­ рые бы работали в ос но сном па перс­ пективу. Короче, нам всем есть над чем поду­ мать. Я сно одно, что во главе пауки и производства сегодня должны стоять толковые, деловые люди. Они у нас есть. I I нужно пе бояться их выдви­ гать. Несомненно, что в этой ответст­ венной работе должны принять актив­ ное участие и партийные комитеты. П задача их в том, чтобы все, кто бу­ дут принимать решение, понимали эту ответственность. П профсоюзу есть се­ годня над чем поработать. По пе тако­ му , какой он есть сегодня. Он должен стать пе безгласным придатком адми­ нистрации, а истинным защитником интересов моряков. Профсоюзные р а ­ ботники впредь должны выдвигаться снизу, о не предлагаться сверху. Х о­ чется думать и надеяться, что и у нас лед тронулся. Министерство мы видим как коорди­ национный центр, который работает на перспективу. Он должен быть за­ казчиком программ для институтов, которые затем будут предлагать их па выбор флотам. А на бассейнах поли­ тику па сегодня и. завтра должен оп­ ределять совет директоров. Г. ЛЕЙБОВ. капитан-директор НПО «Севрыбпо- иск». ♦ Не согласны с предложением о созы­ ве конференции под эгидой обкома профсоюза рыбаков. Почему только в 1989 году, после многочисленных р а ­ диограмм рыбаков, обком обнаружил (факт ущемления наших прав и со­ циальной несправедливости, хотя это его обязанность? Необходимо созвать предсъездовскую конференцию плавсостава, где офи­ циальные лица могут быть только при­ глашенными. Профсоюзы должны быть независимыми. Экипажи одиннадцати с у д о в «Ка- релрыбпрома». Считаем нецелесообразным проведе­ ние бассейновой профсоюзной конфе­ ренции, так как она не в состоянии ре­ шить жизненно важные вопросы, по - ставленные рыбаками. Только съезд будет носить независи­ мый, демократичный характер, имею­ щий реальную возможность изменить сложившееся положение в рыбной от­ расли страны. Представители в рабочие группы БПО по разработке ее новой структуры от наших судов направляться не будут. По п о р у ч е н и ю э к и п а ж е й капи тан ПСТ «Инцы» А. ВОЛКОВ и д р у ги е капи таны с у д о в « А р х а н ге л ь с к р ы б п р о - ма». В се го 10 по д пи сей . Установить твердые планы и расценки Нужна полная самостоятельность Фундамент работы —договоры, хозрасчет (9 мая 1389 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz