Рыбный Мурман. 1989 г. Май.
П РОВНЫМ , экспернмен- ** тальиым, стало начало peiica консервного супер траулера «Василин Филип пов» Мурманского тралового флота. Западногерманская фирма «Баадер» установила на нем две рыборазделочные машины. На Фарерских ост ровах. в* порту Торсхавн, мы получили новое промысло вое оборудование — трал-ги гант, рыбонасос и траловые доски фарерской фирмы «Пайлот». Здесь же взяли па борт четырех фарерских специалистов для наладки, испытания оборудования, обучения команды новым ме тодам лова рыбы. Для налад ки рыборазделочных машин с нами пошел западногер манский специалист фирмы «Баадер», Итак, испытание закончи лось. Закончилась моя ко мандировка. Я возвратился в порт на другом судне, но па душе остался какой-то оса док, ведь эксперимент до конца не доведен. Надо ли закупать эту технику на дру гие суда? Пока не ясно, но ясно одно, что паши тралы работают не хуже, а вот ма териал для них лучше зару бежный п для изготовления орудий лова его нужно поку пать.; Далека от совершенст ва наша поисковая аппарату ра. Неудачи цеплялись одна за другую, появлялись раз ные срывы не по вине эки пажа. Мореходные качества «Василия Филиппова» низки, а в этом районе Северо-Вос точной Атлантики погода не установилась. Шторм, шторм, шторм, а за ним кроется многое.* Несколько раз прекраща ли лов, дрейфовали. В этих условиях было трудно дать оценку работы баадеровских разделочных машин. Борто вая качка не позволяла рит мично подавать рыбу. Про ектантам ф и р м ы нужно бы ло установить машины вдоль корпуса судна, а не поперек.-. Шторм мешал и другим 5 бавленне: *Если еще жи вой...» В машинном отделении тоже была запарка. А когда спал старший мастер добы чи В. Я. Чужа — вопрос для многих. Вот по этим проблемам и собирал капитан И. В. Шу меленко совещания комсоста ва, собрания экипажа, пер вый помощник капитана В. В. Кошохов — членов партии. Коллектив упорно искал и ищет причины срывов, воз можности их устранения. Ве ра у людей в перестройку сохраняется, и надо думать, что судно из рейса вернется с хорошими показателями. * * # На снимках: Иван Федоро вич Дербенев — матрос па лубной команды траулера «Василий Филиппов»; рыбо насос — в трале, идет экс перимент. В. КОНОНОВ. (Фото автора.) Северо-Восточная .1 тлаптика. опора на деловитость, инициативу Эксперимент --------------- Модернизация-------------- работам. Фарерский трал показал неплохие результа ты. по насос, и сепаратор вы давали не одни процент рва ной рыбы, как обещала фир ма, а 50 и более. Испытание насоса пришлось прекра тить. Специалисты ушли на своем судне в порт Торсхавн за сепаратором другой конст рукции, по по разным причи нам это оборудование нам доставлено не было. Испытали наш трал-ги гант, но ему суждеиа корот кая жизнь. После нескольких спусков-подъемов другое суд но" другого флота, допус тило просчеты при постанов ке трала и наш был полнос тью оборван. Правда, это да ло возможность оценить его хорошую работу, и фабрика орудий лова намерена выпус тить пробную партию. Да. срывов в эксперимен те оказалось немало, но в них нельзя винить экипаж. Ну и главная неожидан ность — аварийное состоя ние дейдвуда. То был финиш всей работы. Судно при шлось отбуксировать в порт Аллапул. Водолазы произве ли осмотр винтовой части, и траулер ушел в ГДР па верфь, которая строила его. Сплошные неудачи, сры вы в работе разных меха низмов рыбофабрики, консер вной линии... Сутками вели наладку специалисты. По трансляции раздалось как-то такое сообщение: «Третьему электромеханику пройти на рыбофабрику», пауза и до- экономиста 85 миллионов рыба» совместно с Мурман ским обкомом профсоюза приняли решение, согласно которому экспортная продук ция, изготавливаемая по нор. мативной документации СССР, оплачивается по сдельным расценкам, увели ченным на 10 процентов на дополнительные трудозатра ты, связанные с упаковкой, мороженых брикетов в поли этиленовые пакеты. Если же экспортная продукция изго тавливается по особым тре бованиям инозаказчика, то сдельные расценки увеличи ваются пропорционально фактическому увеличению трудозатрат.; Следует отме тить, что до 1988 года экс портная продукция оплачи валась по сдельным расцен кам с увеличением на 10 процентов, а в отдельных случаях (с учетом требова ний инозаказчика)— с увели чением на 20 процентов.; Много вопросов поступает с требованиями изменить си стему планирования и отой ти от планирования па про- мыловые сутки лова. В прин ципе эта задача технически разрешима и не представля ет особых трудностей.- Прак тически такая система плани рования и установления со ответствующих норм выра ботки и сдельных расценок применяется па всех пред приятиях страны, в том чис ле и в добывающих отраслях промышленности. При этом, согласно действующему по рядку, нормы выработки и сдельные расценки определя ются от производственной мощности судна по выпуску готовой продукции (рыбо продукция, консервы и пре сервы, мука, жир) и трудо вым ресурсам и практически не зависят от района про мысла. Ориентировочный расчет показывает, что вы лов на сутки работы должен быть для БМРТ прочих ти пов не менее 70 тонн, для БАТ типа «Горизонт»-—не ме нее 85 тонн. Простои, а так же непроизводительная рабо та (переходы, поиск, получе ние снабжения, выгрузка ры бопродукции) должны опла чиваться в соответствии с действующим законодатель ством.; В настоящее время всем управлениям флотов и экипажам судов направлены предложения по применению данной системы оплаты тру да для подготовки необходи мых расчетов и обоснования наших предложений в Мин- рыбхоз СССР п ЦК отрасле вого профсоюза. Практически в каждой те леграмме из районов про мысла ставится вопрос о по рядке предоставления допол нительного отпуска за плава ние в водах полярных мест ностей, согласно постановле нию НКТ СССР от 3 сен тября 1928 года № 505. При этом экипажи требуют кон кретно указать виновных в сокрытии указанного поста новления. В свое время это постановление было принято Для работников плавсостава Главсевморпути, которые осуществляли постоянные рейсы по Северному морско му пути; Впоследствии ука занное постановление было распространено на работни ков Минморфлота СССР. Не однократные обращения ВРИО «Севрыба» по этому вопросу не находили поло жительного решения в выше стоящих органах. Только в конце 1988 года Госкомтруд СССР распространил указан ное постановление на плав состав флота рыбной про мышленности. Письмо ^Inn- рыбхоза СССР по данному вопросу поступило в БПО «Севрыба» 30 декабря 1988 года, и уже 3 января 1989 года телексом было реко мендовано всем управлениям флотов ввести указанное по становление с 1 января 1989 года. Следует отметить, что до полнительные затраты фонда заработной платы на предо ставление отпусков за пла вание в водах полярных ме стностей составят в целом по бассейну около 2 милли онов рублей в год, но при это.м будет соблюден прин цип социальной справедли вости. Ряд вопросов, которые ставит плавсостав в своих обращениях, уже решен. Об этом свидетельствует сооб щение министра рыбного хо зяйства, опубликованное в одном из номеров «Рыбного Мурмана»^ Другие вопросы находятся в стадии решения. При этом необходимо от метить, что в связи с пере ходом предприятий отрасли на хозяйственный расчет и самофинансирование, предо ставление тех или иных льгот, повышение заработ ной платы, пенсий, расшире ние жилищного строительст ва и объектов соцкультбыта может быть осуществлено только в пределах средств, зарабатываемых предприя тиями. Так, уже в настоя щее время предприятиям предоставлено право само стоятельно решать вопрос о введении режима пятидневной рабочей педели. По дополни тельные затраты фонда зара ботной платы при этом в це лом по бассейну составят не менее 10— 12 миллионов рублей.. А удовлетворение всех требований рыбаков по за работной плате потребует до полнительно более 85 мил лионов рублей (по самым скромным подсчетам). Даже полная ликвидация всех уп равлений флотов, включая и аппарат БПО, не позволит высвободить и десятой доли дополнительных затрат. Н. ХУСНЕТДИНОВ, заместитель начальника эко номической службы — на чальник отдела организации труда и заработной платы БПО «Севрыба». —------ Проблемы самоуправления КТО КОГО i Приказом Министерства рыб ного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыб- ного хозяйства № 140-Ц от 05.06.87 г. сообщается: 1. Капитан судна единолич но производит набор экипажа. 2. Оформление членов эки пажа на судно производится отделами кадров только по представлению капитана судна и при его согласии. Этот странный приказ выве шен в отделе кадров БПО «Севрыба». Можно допустить рождение такого бюрократи ческого документа в так на зываемые времена застоя. Но в те времена почему-то обхо дились без него, и очень странно, что такой приказ вы шел в наше время, когда идет перестройка и демократизация всего нашего общества. Неужели не понятно, что этот приказ — надежное за тыкание рта всему экипажу? Попробуй моряк — отличный специалист, хороший труженик, честный и принципиальный че ловек— выступить со справедли вой критикой в адрес капита на, выставить справедливые требования, высказать свое мнение, идущее вразрез с его мнением, будет ли ходить в дальнейшем на этом судне! Почему нас, экипаж в 100 человек, должен единолично подбирать один капитан, а не наоборот? На алой взгляд, не капитан судна единолично должен про изводить набор трудового кол лектива, где не исключено предвзятое отношение его к некоторым морякам , а наобо рот, трудовой коллектив дол жен давать свое согласие и утверждать капитана в рейс, руководителя своего трудово го коллектива. Вот тогда мо ряк на деле убедится в демо кратизации и перестройке во всех сферах нашего общест ва. В. КРАВЦОВ, механик плавсостава БПО «Севрыба». ОТ РЕДАКЦИИ . Есть старая пословица : «К апи тан без м а тр о сов — н и к то , а матросы без к а п и т а н а — номанда» . И если в древние времена ко л л е к ти в ценился выш е отдельной л и ч но с ти , то се годня , наверное , э то т вопрос тем более а к т у а лен . К аж ды й м о р я к (ка ж ды й !) м ож е т р а с с ка за т ь не одну ис то рию , с в я з а н н ую с н е объ е кти в н о с тью то го или ино го н а пи та на. Г ор ь ки те и с то р и и ! Немало м ор я ко в ра сплачивались за то, что «вы совы вались» на собра н и и . Чем расплачивались? С пи санием с судна , направлением на худш ее по т е х н и ч е с к и м х а р а к т е р и с т и к а м или в х у дш и й , менее спло че нны й э к и п а ж . Надо с ка за ть , к этой пробле ме наш а газе та обращ алась не р аз. В ча с тно с ти , в к о л л е к т и в ном письме м ор я ко в «Мы не рабы ...» («РМ» № 3, 1989) го ворилось : «Н а с тоящ и х к а п и т а нов, ноторые были бы совестью и че с тью со ве тс ко го флота, по к а немно го . А вторая ча с ть к а пи та нов подбирает себе едино м ыш л е н н и ко в , но торы е буд ут на все н а р уш е н и я глядеть с кв о з ь пальцы и молчать» . На это письмо ответил заме с титель н а ч а л ь н и ка сл уж бы бе зопасности мореплавания БПО «Севрыба» Ю. М. Лебедев: — Сейчас на судах старают ся создать стабильные экипа жи. В таких экипажах задер живаются хорошие, добросове стные специалисты и по воз вращении из отпуска ср а зу же попадают в свои коллектив. Что касается нерадивых спе циалистов, летунов, ищущих хороших рейсов с заходами в иностранные порты, то к ним отношение негативное. Флот наш небольшой, такие «спе циалисты», как правило, изве стны. И поэтому на суда они попадают только в случае край ней необходимости, поэтому и находятся долгое время в ре зерве. Думается, Юрий Максимо вич, мя гко говоря, упростил проблему, соединив в один «блок» и летунов, и моряков с чувством собственного досто инства. А как думаете вы?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz