Рыбный Мурман. 1989 г. Май.

П РОВНЫМ , экспернмен- ** тальиым, стало начало peiica консервного супер­ траулера «Василин Филип­ пов» Мурманского тралового флота. Западногерманская фирма «Баадер» установила на нем две рыборазделочные машины. На Фарерских ост­ ровах. в* порту Торсхавн, мы получили новое промысло­ вое оборудование — трал-ги­ гант, рыбонасос и траловые доски фарерской фирмы «Пайлот». Здесь же взяли па борт четырех фарерских специалистов для наладки, испытания оборудования, обучения команды новым ме­ тодам лова рыбы. Для налад­ ки рыборазделочных машин с нами пошел западногер­ манский специалист фирмы «Баадер», Итак, испытание закончи­ лось. Закончилась моя ко­ мандировка. Я возвратился в порт на другом судне, но па душе остался какой-то оса­ док, ведь эксперимент до конца не доведен. Надо ли закупать эту технику на дру­ гие суда? Пока не ясно, но ясно одно, что паши тралы работают не хуже, а вот ма­ териал для них лучше зару­ бежный п для изготовления орудий лова его нужно поку­ пать.; Далека от совершенст­ ва наша поисковая аппарату­ ра. Неудачи цеплялись одна за другую, появлялись раз­ ные срывы не по вине эки­ пажа. Мореходные качества «Василия Филиппова» низки, а в этом районе Северо-Вос­ точной Атлантики погода не установилась. Шторм, шторм, шторм, а за ним кроется многое.* Несколько раз прекраща­ ли лов, дрейфовали. В этих условиях было трудно дать оценку работы баадеровских разделочных машин. Борто­ вая качка не позволяла рит­ мично подавать рыбу. Про­ ектантам ф и р м ы нужно бы­ ло установить машины вдоль корпуса судна, а не поперек.-. Шторм мешал и другим 5 бавленне: *Если еще жи­ вой...» В машинном отделении тоже была запарка. А когда спал старший мастер добы­ чи В. Я. Чужа — вопрос для многих. Вот по этим проблемам и собирал капитан И. В. Шу­ меленко совещания комсоста­ ва, собрания экипажа, пер­ вый помощник капитана В. В. Кошохов — членов партии. Коллектив упорно искал и ищет причины срывов, воз­ можности их устранения. Ве­ ра у людей в перестройку сохраняется, и надо думать, что судно из рейса вернется с хорошими показателями. * * # На снимках: Иван Федоро­ вич Дербенев — матрос па­ лубной команды траулера «Василий Филиппов»; рыбо­ насос — в трале, идет экс­ перимент. В. КОНОНОВ. (Фото автора.) Северо-Восточная .1 тлаптика. опора на деловитость, инициативу Эксперимент --------------- Модернизация-------------- работам. Фарерский трал показал неплохие результа­ ты. по насос, и сепаратор вы­ давали не одни процент рва­ ной рыбы, как обещала фир­ ма, а 50 и более. Испытание насоса пришлось прекра­ тить. Специалисты ушли на своем судне в порт Торсхавн за сепаратором другой конст­ рукции, по по разным причи­ нам это оборудование нам доставлено не было. Испытали наш трал-ги­ гант, но ему суждеиа корот­ кая жизнь. После нескольких спусков-подъемов другое суд­ но" другого флота, допус­ тило просчеты при постанов­ ке трала и наш был полнос­ тью оборван. Правда, это да­ ло возможность оценить его хорошую работу, и фабрика орудий лова намерена выпус­ тить пробную партию. Да. срывов в эксперимен­ те оказалось немало, но в них нельзя винить экипаж. Ну и главная неожидан­ ность — аварийное состоя­ ние дейдвуда. То был финиш всей работы. Судно при­ шлось отбуксировать в порт Аллапул. Водолазы произве­ ли осмотр винтовой части, и траулер ушел в ГДР па верфь, которая строила его. Сплошные неудачи, сры­ вы в работе разных меха­ низмов рыбофабрики, консер­ вной линии... Сутками вели наладку специалисты. По трансляции раздалось как-то такое сообщение: «Третьему электромеханику пройти на рыбофабрику», пауза и до- экономиста 85 миллионов рыба» совместно с Мурман­ ским обкомом профсоюза приняли решение, согласно которому экспортная продук­ ция, изготавливаемая по нор. мативной документации СССР, оплачивается по сдельным расценкам, увели­ ченным на 10 процентов на дополнительные трудозатра­ ты, связанные с упаковкой, мороженых брикетов в поли­ этиленовые пакеты. Если же экспортная продукция изго­ тавливается по особым тре­ бованиям инозаказчика, то сдельные расценки увеличи­ ваются пропорционально фактическому увеличению трудозатрат.; Следует отме­ тить, что до 1988 года экс­ портная продукция оплачи­ валась по сдельным расцен­ кам с увеличением на 10 процентов, а в отдельных случаях (с учетом требова­ ний инозаказчика)— с увели­ чением на 20 процентов.; Много вопросов поступает с требованиями изменить си­ стему планирования и отой­ ти от планирования па про- мыловые сутки лова. В прин­ ципе эта задача технически разрешима и не представля­ ет особых трудностей.- Прак­ тически такая система плани­ рования и установления со­ ответствующих норм выра­ ботки и сдельных расценок применяется па всех пред­ приятиях страны, в том чис­ ле и в добывающих отраслях промышленности. При этом, согласно действующему по­ рядку, нормы выработки и сдельные расценки определя­ ются от производственной мощности судна по выпуску готовой продукции (рыбо­ продукция, консервы и пре­ сервы, мука, жир) и трудо­ вым ресурсам и практически не зависят от района про­ мысла. Ориентировочный расчет показывает, что вы­ лов на сутки работы должен быть для БМРТ прочих ти­ пов не менее 70 тонн, для БАТ типа «Горизонт»-—не ме­ нее 85 тонн. Простои, а так­ же непроизводительная рабо­ та (переходы, поиск, получе­ ние снабжения, выгрузка ры­ бопродукции) должны опла­ чиваться в соответствии с действующим законодатель­ ством.; В настоящее время всем управлениям флотов и экипажам судов направлены предложения по применению данной системы оплаты тру­ да для подготовки необходи­ мых расчетов и обоснования наших предложений в Мин- рыбхоз СССР п ЦК отрасле­ вого профсоюза. Практически в каждой те­ леграмме из районов про­ мысла ставится вопрос о по­ рядке предоставления допол­ нительного отпуска за плава­ ние в водах полярных мест­ ностей, согласно постановле­ нию НКТ СССР от 3 сен­ тября 1928 года № 505. При этом экипажи требуют кон­ кретно указать виновных в сокрытии указанного поста­ новления. В свое время это постановление было принято Для работников плавсостава Главсевморпути, которые осуществляли постоянные рейсы по Северному морско­ му пути; Впоследствии ука­ занное постановление было распространено на работни­ ков Минморфлота СССР. Не­ однократные обращения ВРИО «Севрыба» по этому вопросу не находили поло­ жительного решения в выше­ стоящих органах. Только в конце 1988 года Госкомтруд СССР распространил указан­ ное постановление на плав­ состав флота рыбной про­ мышленности. Письмо ^Inn- рыбхоза СССР по данному вопросу поступило в БПО «Севрыба» 30 декабря 1988 года, и уже 3 января 1989 года телексом было реко­ мендовано всем управлениям флотов ввести указанное по­ становление с 1 января 1989 года. Следует отметить, что до­ полнительные затраты фонда заработной платы на предо­ ставление отпусков за пла­ вание в водах полярных ме­ стностей составят в целом по бассейну около 2 милли­ онов рублей в год, но при это.м будет соблюден прин­ цип социальной справедли­ вости. Ряд вопросов, которые ставит плавсостав в своих обращениях, уже решен. Об этом свидетельствует сооб­ щение министра рыбного хо­ зяйства, опубликованное в одном из номеров «Рыбного Мурмана»^ Другие вопросы находятся в стадии решения. При этом необходимо от­ метить, что в связи с пере­ ходом предприятий отрасли на хозяйственный расчет и самофинансирование, предо­ ставление тех или иных льгот, повышение заработ­ ной платы, пенсий, расшире­ ние жилищного строительст­ ва и объектов соцкультбыта может быть осуществлено только в пределах средств, зарабатываемых предприя­ тиями. Так, уже в настоя­ щее время предприятиям предоставлено право само­ стоятельно решать вопрос о введении режима пятидневной рабочей педели. По дополни­ тельные затраты фонда зара­ ботной платы при этом в це­ лом по бассейну составят не менее 10— 12 миллионов рублей.. А удовлетворение всех требований рыбаков по за­ работной плате потребует до­ полнительно более 85 мил­ лионов рублей (по самым скромным подсчетам). Даже полная ликвидация всех уп­ равлений флотов, включая и аппарат БПО, не позволит высвободить и десятой доли дополнительных затрат. Н. ХУСНЕТДИНОВ, заместитель начальника эко ­ номической службы — на­ чальник отдела организации труда и заработной платы БПО «Севрыба». —------ Проблемы самоуправления КТО КОГО i Приказом Министерства рыб­ ного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников рыб- ного хозяйства № 140-Ц от 05.06.87 г. сообщается: 1. Капитан судна единолич­ но производит набор экипажа. 2. Оформление членов эки­ пажа на судно производится отделами кадров только по представлению капитана судна и при его согласии. Этот странный приказ выве­ шен в отделе кадров БПО «Севрыба». Можно допустить рождение такого бюрократи ­ ческого документа в так на­ зываемые времена застоя. Но в те времена почему-то обхо­ дились без него, и очень странно, что такой приказ вы­ шел в наше время, когда идет перестройка и демократизация всего нашего общества. Неужели не понятно, что этот приказ — надежное за­ тыкание рта всему экипажу? Попробуй моряк — отличный специалист, хороший труженик, честный и принципиальный че­ ловек— выступить со справедли­ вой критикой в адрес капита­ на, выставить справедливые требования, высказать свое мнение, идущее вразрез с его мнением, будет ли ходить в дальнейшем на этом судне! Почему нас, экипаж в 100 человек, должен единолично подбирать один капитан, а не наоборот? На алой взгляд, не капитан судна единолично должен про­ изводить набор трудового кол ­ лектива, где не исключено предвзятое отношение его к некоторым морякам , а наобо­ рот, трудовой коллектив дол­ жен давать свое согласие и утверждать капитана в рейс, руководителя своего трудово­ го коллектива. Вот тогда мо ­ ряк на деле убедится в демо ­ кратизации и перестройке во всех сферах нашего общест­ ва. В. КРАВЦОВ, механик плавсостава БПО «Севрыба». ОТ РЕДАКЦИИ . Есть старая пословица : «К апи тан без м а тр о ­ сов — н и к то , а матросы без к а п и т а н а — номанда» . И если в древние времена ко л л е к ти в ценился выш е отдельной л и ч ­ но с ти , то се годня , наверное , э то т вопрос тем более а к т у а ­ лен . К аж ды й м о р я к (ка ж ды й !) м ож е т р а с с ка за т ь не одну ис то ­ рию , с в я з а н н ую с н е объ е кти в ­ н о с тью то го или ино го н а пи та ­ на. Г ор ь ки те и с то р и и ! Немало м ор я ко в ра сплачивались за то, что «вы совы вались» на собра ­ н и и . Чем расплачивались? С пи ­ санием с судна , направлением на худш ее по т е х н и ч е с к и м х а ­ р а к т е р и с т и к а м или в х у дш и й , менее спло че нны й э к и п а ж . Надо с ка за ть , к этой пробле ­ ме наш а газе та обращ алась не р аз. В ча с тно с ти , в к о л л е к т и в ­ ном письме м ор я ко в «Мы не рабы ...» («РМ» № 3, 1989) го ­ ворилось : «Н а с тоящ и х к а п и т а ­ нов, ноторые были бы совестью и че с тью со ве тс ко го флота, по ­ к а немно го . А вторая ча с ть к а ­ пи та нов подбирает себе едино ­ м ыш л е н н и ко в , но торы е буд ут на все н а р уш е н и я глядеть с кв о з ь пальцы и молчать» . На это письмо ответил заме ­ с титель н а ч а л ь н и ка сл уж бы бе зопасности мореплавания БПО «Севрыба» Ю. М. Лебедев: — Сейчас на судах старают­ ся создать стабильные экипа­ жи. В таких экипажах задер­ живаются хорошие, добросове­ стные специалисты и по воз­ вращении из отпуска ср а зу же попадают в свои коллектив. Что касается нерадивых спе­ циалистов, летунов, ищущих хороших рейсов с заходами в иностранные порты, то к ним отношение негативное. Флот наш небольшой, такие «спе­ циалисты», как правило, изве­ стны. И поэтому на суда они попадают только в случае край­ ней необходимости, поэтому и находятся долгое время в ре ­ зерве. Думается, Юрий Максимо­ вич, мя гко говоря, упростил проблему, соединив в один «блок» и летунов, и моряков с чувством собственного досто­ инства. А как думаете вы?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz