Рыбный Мурман. 1989 г. Март.
коллектива, личности 5 Точка зрения 1 Групповой эгоизм? С ЕГОДНЯ именно проявления ведомственных, порой корыст ных интересов, к сожалению, все чаще встречаются в эко номике Северного бассейне. Создается впечатление, что каждое предприятие тянет одеяло на себя, забыв о государственном интересе. Примеров тому предостаточно и в море, и на бере гу. Как противостоять этому негативному явлению, родившемуся в условиях хозрасчета и самофинансирования? Свои предложения сегодня высказывают И. Дегтярев и А. /Лу нин. Может, свою точку зрения на проблему выскажут и наши читатели? том числе жилья, больниц, домов отдыха, пионерлагерей. Приобретение оборотных фон дов — опять же каждый флот это делает с запасом. А достаточно было бы одного «запаса», а остальное вновь направить на зарплату, жилье и т. д. и т. п. И спользование т о п л и в н о -эн ер ге т и ч е с к и х ресурсов . Все моря к и зн аю т и в о зм ущ аю тся необ о с н о в а н ны м и переходами по районам промы сла . Правильно во зм ущ аю тся . Та кой прим ер : имеется об станов ка , есть за р плата э к и п а ж у . Но... по данной п р о д у к ц и и флот выбрал свою к в о т у , и судовладелец тож е кн. Задерживает их срок вы хода из ремонта и... сдает досрочно, получая еще пре мию. К а к ж е та к? Где справедли вость?! Да, то вар ищ и м ор я ки , п р и т а к о й с и т у а ц и и справедли вости не будет. Справедливость будет то гд а и то л ь ко то гда , к о гда все звенья ры бной ц е по ч ки б уд у т получа ть за ра б о тн ую пла т у с «хвоста» рыбы из одного ка рм а н а по своему тр уд у . А сколько бы сократилось отчетности? Например, в фирме «Скару с» все руковод ство состоит из восьми ди ректоров, экономических, тех нических и т. д., при одном д < г ОJ IГОЕ ВРЕМЯ решал ся вопрос: каким быть БПО? По замыслу начальника ВРПО «Севрыба» М, И. Кар- гииа, БПО должно создавать ся на базе промысловых фло тов, что в принципе справед ливо во всех отношениях. Ведь основу рыбной отрасли составляет ” промысловый флот, который решает основ ной вопрос добычи и произ водства продукции. При та кой структуре управления решается ряд важнейших за дач: во-первых, повышение эффективности использования основных фондов, т. е. в пер вую очередь добывающего и транспортного флотов. Во-вто рых, в связи с концентраци ей финансовых средств легче решалась бы проблема соц культбыта. Улучшилось бы и использование топливно- энергетических ресурсов; проще и надежнее решался вопрос отдыха моряков, обес печения их жильем; упроща лись задачи авиаперевозок, то есть согласование их с Аэрофлотом. Немаловажные вопросы: представительство за границей, внешнеэкономи ческие связи... Проблем мно го. Но, ув аж аем ы е то в ар ищ и м о р я к и , мои с вами надежды л о п н ул и к а к м ы л ь ны й п у зы р ь ! Почему ж е та ко е произош ло? у КРАЯ ПРОПАСТИ П ер вопричи на в том , что ча с ть управленцев промфлотов (и не малая!) не наш ли своих « кресел» в новой с т р у к т у р е упр а вл е н и я . Но не т о л ь ко у п равленцы , а т а кж е и п а р ти й ны й , проф сою зны й и прочие а п п ар а ты флотов. Возобладали ча с тны е ин тере сы . И, к а к я по н им аю , стало не до интересов м ор я ко в , на « п уп ке» ко т о р ы х мы сидим и чьим тр удом в ос новном ко рм им ся . В ко неч ном ито ге получили то , что имеем. К а к в басне Д ени са Васильевича Давыдова «Голова и но ги» . Вот те пер ь и у нас «ноги б уд у т повелевать головой» . За э т у б а сню Денис Васильевич страдал один . В нашем случае с трад аю т со тни и ты с я ч и р ядо вы х т р у ж е н и к о в — м ор я ко в . Какая картина вырисовы вается, например, по эксплу атации флота и использова нию сырьевых ресурсов рай онов промысла? В настоящее время каждый флот решает эти задачи с$м по себе. Все правильно.; Но если рассмот реть этот вопрос в более крупном масштабе, выявля ются огромные потери. Каж дый флот строит себе, к при меру, склад. Семь флотов — семь складов. А достаточно бы одного. Средства с шести остальных направить бы на расширение соцкультбыта, в правил ьно по ступае т, решая вопрос перед и сло кации . Иначе нельзя . Но в целом — о гр ом ны е потери : д е с я т ки ты ся ч то нн то пл и в а и не с кол ь ко де с я т ко в миллионов рублей , а это тож е зарплата ... Объединив промысловые флоты и береговые предпри ятия в единый комплекс уп равления с концентрацией всех средств в одних руках, мы получили бы огромный выигрыш во всем. В настоя щее время больше действу ют групповые интересы. Так, судоверфь будет упираться, дабы во что бы то ни ста ло сохранить независимость. Почему? Да только потому, что она не зависит от добы чи рыбы. У нее нормативы: поставил корабль в ремонт с объемом в 100 тысяч нормо- часов — плати денежки, да еще с накладными 500—600 процентов. То есть сделал на 100 рублей — плати 500-600 рублей. Справедливо? Нет! Но эта несправедливость по родила групповой интерес це лого коллектива судоверфи. Кроме того, этот коллектив еще и некачественно ремон тирует наши с вами корабли- Точка зрения генеральном. Годовой оборот этой фирмы шестьсот мил лионов долларов! Звучит? Конечно. Это два с лишним Мурманских тралфлота, кото рый один имеет более тыся чи человек управленцев и технического персонала. Ме жду тем годовой объем про дукции всей «Севрыбы» — менее 1,5 миллиарда руб лей. Это, если взять за ори ентир фирму «Скарус», надо иметь 5 6—64 человека! Вот система управления...• Вообще, что касается уп равленцев и их нежелания сдавать свои позиции, хоро шо сказано в журнале «Не ва» (1988 г., № 1 , стр. 144 — 172) в статье Сергея Анд реева.; Кроме того, чем крупнее организации, тем легче выход Па внешнеэкономические свя зи, проще иметь своих пред ставителей за границей. Какова нынешняя ситуа ция в этом вопросе? Денеж ки все флоты на представи тельство платят «Соврыифло. ту» за экономические сделки. Правда, намечена ликвидация «Соврыбфлота», но от нее флотам легче не станет. По этому совет директоров «Сев- рыбы» единогласно принял решение создать свой внеш неэкономический отдел^ Так что, товарищи моряки, давайте будем нажимать на «своих» флотоводцев, чтобы они решились создать кон церн БПО «Севрыба» на ба зе промысловых флотов, объ* едиияющий все структурный подразделения (предприятия) бывшего ВРПО. Иначе будет полное финансовое разорение флотов, которое уже наблю дается сейчас. И выйти и*з этого положения можно од ним путем: коицентрац{Гя производства. При этом ф заботясь, где окажется уп равленец со своим «крес лом». Без зарплаты моряки работать не станут, значит, не за горами перспектива массового увольнения с флр- та и среди всех прочих уйдут высококвалифицирован н ы е кадры.; Между тем флот по полняется новыми, более сложными судами (хотя и менее эффективными), но ве сьма капиталоемкими: стои мость более 20 миллионов рублей. Между прочим, в такой си. туации может возникнуть во прос: а быть ли Северному бассейну вообще? Т а к вот, если мы , к о м м у н и сты , дей стви тел ьно поддерж и ваем п р о гр ам м у п а р ти и и с тре мим ся удовле твори ть чаяния народа, в пе р в ую очередь дол ж н ы по забо титься о бла гопол у чии всего о гр ом но го к о л л е к ти ва м ор я ко в , рабочих , а не пред ставителей о тдел ьны х гр у п п о вы х интересов (в том числе са м и х себя). Будет на общем с т 9 * ле м но го п р о д у кц и и — буд^м иметь и з а р п л а т у , и все о стал ь ное. Будем с трем и ть ся к г р у п повым интересам — останемсй гол е н ь ким и со кол и кам и . Поэтому я верю, что бу дет БПО на базе промысло вых флотов. А иначе..-г И. ДЕГТЯРЕВ, начальник промыслового района БПО «Севрыба». На*, вопросы корреспондента «РМ» отвечает начальник отде ла эксплуатации производст венного флота БПО «Севрыба» А. А. МУНИН. — Алексей Алексеевич, как вы оцениваете значение ваше го отдела! — Это — один из ведущих отделов во вновь созданной структуре. Судите сами. Экипа жам плавбаз запланирован объем выпуска товарной про дукции в этом году на 230 миллионов рублей. Ничуть не умаляя роли транспортного флота, подчеркну: он дает лишь 10 процентов получаемой флотом прибыли, все осталь ное — плавбазы. — Вы недавно вернулись из | £ командировки в ЦВА. Какие задачи стояли перед вами! — Я находился там в каче стве руководителя отряда су дов управления «Севрыбхолод- флот» (реорганизация произо шла в мсе отсутствие). Главное было — обеспечить оптималь ную работу производственных судов, хотя в районе находи лись и танкеры, и транспорт ные рефрижераторы. — С чьими судами работали базы! — В основном с кошелько- - вистами «Мурманрыбпрома», Беломорской базы гослова, с судами колхозных флотов. —• Знаю, что рыбаки -колхоз ники в обиде на ваш флот: не сдержали вы слово. — Не совсем так. В августе- сентябре нами был заключен договор на поставку сырья между рыбаками колхоза «Ударник» и экипажем плавба зы «Профессор Баранов». Но рыбы не было, база практиче ски два месяца находилась на простое. А ведь убытки нам Жесткая экономика никто не компенсирует. И это не единственный конфликт. Сколько обид высказывали м о ряки судов-кошельковистов, что, мол, заловилась рыба, а улов сдавать некуда. Дошло до того, что руководитель про мысла от «Мурманрыбпрома» И. М. Башко слал радиограммы во все инстанции, требовал еще одну базу. Однако, когда из управления «Севрыбхолод- флот» предложили Ивану М и хайловичу заключить договор: мы отправляем базу, вы обес печиваете ее сырьем, — все затихло. Ведь в этом случае за простой базы платить бы пришлось! Поэтому один из уроков, который вынес я из работы в ЦВА, таков: прежде чем от правлять суда в рейс, надо са мым тщательным образом про считать все варианты и заклю чить договор со всей мерой ответственности за его выпол нение. — А пока таких договоров нет, что делать! — Приходится применять жесткие экономические санк ции. Вот пример . В погоне за большими уловами моряки судов-кошельковистов рабо тают возле зон, набирают рыбу в трюмы. Рыба при этом сдав ливается и становится непри годной для пищевых целей. Рыбаки вынуждены идти к «Риге», сдавать улов на муку, а в это время «Маточкин Шар» и «Советск» работали вполовину мощностей из-за отсутствия пищевого сырья. Мне пришлось запретить эки пажу «Риги» выдавать промыс ловикам топливо и воду, что бы они шли за снабжением к «Маточкину Шару», и то лишь в обмен на пищевое сырье. Конечно, мера жестокая. А что делать? Сейчас пытаемся избежать подобного : ведем пе реговоры с руководством «Мурманрыбпрома» о том, что 10 судов (СТР) будут работать с плавбазой до конца года, причем руководителем груп пы назначен капитан плавба зы. — Иными словами, вы — за договорные отношения между флотами! — Безусловно. Скажем, та кая давняя проблема, особен но острая в ЦВА: дефицит рефемкостей. Откуда, казалось бы, он берется, если мы вы полняем все заявки промысло вых флотов по вывозу про дукции? Покажу на примере: на судах тралового флота и Беломорской базы в декабре вовсю старались, заготавлива ли продукцию на экспорт. Раз ве в управлении этих флотов не знали, что наряды-заказы н6 поставку такой продукции выполнены еще в ноябре? В результате — что? Пришлось заворачивать ТР «Карл Либ к - нехт» с другого направления щ этот район и на нем везти экс* портную продукцию в М ур манск. Сколько лишней рабо ты! Сколько потерь! К тому же в районе, куда шел транс порт, и так былб сложно: не куда девать готовую прод ук цию. Следовательно, если на про мысловом флоте видят, что в каком -то районе пошла рыбал ка и уловы у рыбаков будут выше намеченных, значит, сле дует заключить новые догово ры насчет транспортов, рын ков сбыта, вагонов. Тогда мы, например, станем изыскивать возможности выполнить усло вия нового договора. Скажем, подключим зафрахтованные транспорты. Но в этом случае договор должен предусмот реть — и это очень важно, — что часть прибыли пойдет на оплату договорных обяза тельств. — Стало быть, каждый на своем месте должен считать, выгодно это ему или нет. Д о пустим, вы пришли к выводу, что вашему флоту невыгодно в данный момент и на таких условиях производить перевоз ку. Значит, откажете промыс ловикам! — Откажем . Зачем нам убытки? Ведь тот же флот сдерет с нас штраф, если мы не вывезем продукцию из дру го го , ранее обговоренного, района. — Жестоко. — Возможно. Просто мы никогда не умели считать деньги. Вот, к примеру, зачем на промысле столько руково - дителей разного ранга? У каж дого флота — свой флагман ский капитан, технолог, настав ник по добыче. Кроме того, руководство промрайона бассейна. Да еще столько же с других бассейнов. Иа мой взгляд, там должен р аб о та в либо один руководитель от БПО со всей полнотой власти и ответственности, либо флаг маны флотов, наделенные пол номочиями решать все вопро сы на месте. — Ну ьто, по -моему , всеоб щая беда: управленческий ап парат намного больше, чем хотелось бы морякам . —• Я еще пять лет тому назад писал о том, что на бас сейне нужна единая власть, осуществляющая руководство экономическими методами. Но не по типу ВРПО, не по типу БПО, где полнота власти есть, а ответственности нет (коман дует один, а отвечает другой). Нужен орган, который бы кормился от рыбы, следова тельно, и беспокоился о ней. И все равно рано или поздно мы придем к такому решению. Думаю , что чем быстрей, тем лучше. Тогда уж сами р у ково дители будут считать, «заби вать» суда крилем и требовать ТР для перевозки или подер жать их там. Или вообще не заниматься крилем, а ремон тировать суда в ожидании хо рошей рыбалки. — Алексей Алексеевич, вы все время говорите об эконо мических методах хозяйство вания. А ка к вы относитесь к тому, что у генерального ди ректора БПО до сих пор нет зама по экономике ! Нет, на сколько я знаю, и экономиче ской программы на бассейне. — Программы нет, посколь ку «кресло» пустует. Ведь здесь нужен человек, который четко видит перспективу раз вития бассейна и рыбной От расли в целом, знает о том, каким образом работают ана логичные предприятия за ру бежом , готов к борьбе с бю рократией. РЫБНЫЙМУРМАН 3 марта 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz