Рыбный Мурман. 1989 г. Март.

коллектива, личности 5 Точка зрения 1 Групповой эгоизм? С ЕГОДНЯ именно проявления ведомственных, порой корыст­ ных интересов, к сожалению, все чаще встречаются в эко ­ номике Северного бассейне. Создается впечатление, что каждое предприятие тянет одеяло на себя, забыв о государственном интересе. Примеров тому предостаточно и в море, и на бере­ гу. Как противостоять этому негативному явлению, родившемуся в условиях хозрасчета и самофинансирования? Свои предложения сегодня высказывают И. Дегтярев и А. /Лу­ нин. Может, свою точку зрения на проблему выскажут и наши читатели? том числе жилья, больниц, домов отдыха, пионерлагерей. Приобретение оборотных фон­ дов — опять же каждый флот это делает с запасом. А достаточно было бы одного «запаса», а остальное вновь направить на зарплату, жилье и т. д. и т. п. И спользование т о п л и в н о -эн ер ­ ге т и ч е с к и х ресурсов . Все моря ­ к и зн аю т и в о зм ущ аю тся необ­ о с н о в а н ны м и переходами по районам промы сла . Правильно во зм ущ аю тся . Та кой прим ер : имеется об станов ка , есть за р ­ плата э к и п а ж у . Но... по данной п р о д у к ц и и флот выбрал свою к в о т у , и судовладелец тож е кн. Задерживает их срок вы­ хода из ремонта и... сдает досрочно, получая еще пре­ мию. К а к ж е та к? Где справедли ­ вость?! Да, то вар ищ и м ор я ки , п р и т а к о й с и т у а ц и и справедли ­ вости не будет. Справедливость будет то гд а и то л ь ко то гда , к о ­ гда все звенья ры бной ц е по ч ки б уд у т получа ть за ра б о тн ую пла ­ т у с «хвоста» рыбы из одного ка рм а н а по своему тр уд у . А сколько бы сократилось отчетности? Например, в фирме «Скару с» все руковод­ ство состоит из восьми ди­ ректоров, экономических, тех­ нических и т. д., при одном д < г ОJ IГОЕ ВРЕМЯ решал­ ся вопрос: каким быть БПО? По замыслу начальника ВРПО «Севрыба» М, И. Кар- гииа, БПО должно создавать­ ся на базе промысловых фло­ тов, что в принципе справед­ ливо во всех отношениях. Ведь основу рыбной отрасли составляет ” промысловый флот, который решает основ­ ной вопрос добычи и произ­ водства продукции. При та­ кой структуре управления решается ряд важнейших за ­ дач: во-первых, повышение эффективности использования основных фондов, т. е. в пер­ вую очередь добывающего и транспортного флотов. Во-вто­ рых, в связи с концентраци­ ей финансовых средств легче решалась бы проблема соц­ культбыта. Улучшилось бы и использование топливно- энергетических ресурсов; проще и надежнее решался вопрос отдыха моряков, обес­ печения их жильем; упроща­ лись задачи авиаперевозок, то есть согласование их с Аэрофлотом. Немаловажные вопросы: представительство за границей, внешнеэкономи­ ческие связи... Проблем мно­ го. Но, ув аж аем ы е то в ар ищ и м о р я к и , мои с вами надежды л о п н ул и к а к м ы л ь ны й п у зы р ь ! Почему ж е та ко е произош ло? у КРАЯ ПРОПАСТИ П ер вопричи на в том , что ча с ть управленцев промфлотов (и не малая!) не наш ли своих « кресел» в новой с т р у к т у р е упр а вл е н и я . Но не т о л ь ко у п ­ равленцы , а т а кж е и п а р ти й ­ ны й , проф сою зны й и прочие а п п ар а ты флотов. Возобладали ча с тны е ин тере сы . И, к а к я по ­ н им аю , стало не до интересов м ор я ко в , на « п уп ке» ко т о р ы х мы сидим и чьим тр удом в ос ­ новном ко рм им ся . В ко неч ном ито ге получили то , что имеем. К а к в басне Д ени са Васильевича Давыдова «Голова и но ги» . Вот те пер ь и у нас «ноги б уд у т повелевать головой» . За э т у б а сню Денис Васильевич страдал один . В нашем случае с трад аю т со тни и ты с я ч и р ядо вы х т р у ж е н и к о в — м ор я ко в . Какая картина вырисовы­ вается, например, по эксплу­ атации флота и использова­ нию сырьевых ресурсов рай­ онов промысла? В настоящее время каждый флот решает эти задачи с$м по себе. Все правильно.; Но если рассмот­ реть этот вопрос в более крупном масштабе, выявля­ ются огромные потери. Каж­ дый флот строит себе, к при­ меру, склад. Семь флотов — семь складов. А достаточно бы одного. Средства с шести остальных направить бы на расширение соцкультбыта, в правил ьно по ступае т, решая вопрос перед и сло кации . Иначе нельзя . Но в целом — о гр ом ­ ны е потери : д е с я т ки ты ся ч то нн то пл и в а и не с кол ь ко де­ с я т ко в миллионов рублей , а это тож е зарплата ... Объединив промысловые флоты и береговые предпри­ ятия в единый комплекс уп­ равления с концентрацией всех средств в одних руках, мы получили бы огромный выигрыш во всем. В настоя­ щее время больше действу­ ют групповые интересы. Так, судоверфь будет упираться, дабы во что бы то ни ста­ ло сохранить независимость. Почему? Да только потому, что она не зависит от добы­ чи рыбы. У нее нормативы: поставил корабль в ремонт с объемом в 100 тысяч нормо- часов — плати денежки, да еще с накладными 500—600 процентов. То есть сделал на 100 рублей — плати 500-600 рублей. Справедливо? Нет! Но эта несправедливость по­ родила групповой интерес це­ лого коллектива судоверфи. Кроме того, этот коллектив еще и некачественно ремон­ тирует наши с вами корабли- Точка зрения генеральном. Годовой оборот этой фирмы шестьсот мил­ лионов долларов! Звучит? Конечно. Это два с лишним Мурманских тралфлота, кото­ рый один имеет более тыся­ чи человек управленцев и технического персонала. Ме­ жду тем годовой объем про­ дукции всей «Севрыбы» — менее 1,5 миллиарда руб­ лей. Это, если взять за ори­ ентир фирму «Скарус», надо иметь 5 6—64 человека! Вот система управления...• Вообще, что касается уп­ равленцев и их нежелания сдавать свои позиции, хоро­ шо сказано в журнале «Не­ ва» (1988 г., № 1 , стр. 144 — 172) в статье Сергея Анд­ реева.; Кроме того, чем крупнее организации, тем легче выход Па внешнеэкономические свя­ зи, проще иметь своих пред­ ставителей за границей. Какова нынешняя ситуа­ ция в этом вопросе? Денеж­ ки все флоты на представи­ тельство платят «Соврыифло. ту» за экономические сделки. Правда, намечена ликвидация «Соврыбфлота», но от нее флотам легче не станет. По­ этому совет директоров «Сев- рыбы» единогласно принял решение создать свой внеш­ неэкономический отдел^ Так что, товарищи моряки, давайте будем нажимать на «своих» флотоводцев, чтобы они решились создать кон­ церн БПО «Севрыба» на ба­ зе промысловых флотов, объ* едиияющий все структурный подразделения (предприятия) бывшего ВРПО. Иначе будет полное финансовое разорение флотов, которое уже наблю­ дается сейчас. И выйти и*з этого положения можно од­ ним путем: коицентрац{Гя производства. При этом ф заботясь, где окажется уп­ равленец со своим «крес­ лом». Без зарплаты моряки работать не станут, значит, не за горами перспектива массового увольнения с флр- та и среди всех прочих уйдут высококвалифицирован н ы е кадры.; Между тем флот по­ полняется новыми, более сложными судами (хотя и менее эффективными), но ве­ сьма капиталоемкими: стои­ мость более 20 миллионов рублей. Между прочим, в такой си. туации может возникнуть во­ прос: а быть ли Северному бассейну вообще? Т а к вот, если мы , к о м м у н и ­ сты , дей стви тел ьно поддерж и ­ ваем п р о гр ам м у п а р ти и и с тре ­ мим ся удовле твори ть чаяния народа, в пе р в ую очередь дол­ ж н ы по забо титься о бла гопол у ­ чии всего о гр ом но го к о л л е к ти ­ ва м ор я ко в , рабочих , а не пред ­ ставителей о тдел ьны х гр у п п о ­ вы х интересов (в том числе са­ м и х себя). Будет на общем с т 9 * ле м но го п р о д у кц и и — буд^м иметь и з а р п л а т у , и все о стал ь ­ ное. Будем с трем и ть ся к г р у п ­ повым интересам — останемсй гол е н ь ким и со кол и кам и . Поэтому я верю, что бу­ дет БПО на базе промысло­ вых флотов. А иначе..-г И. ДЕГТЯРЕВ, начальник промыслового района БПО «Севрыба». На*, вопросы корреспондента «РМ» отвечает начальник отде­ ла эксплуатации производст­ венного флота БПО «Севрыба» А. А. МУНИН. — Алексей Алексеевич, как вы оцениваете значение ваше­ го отдела! — Это — один из ведущих отделов во вновь созданной структуре. Судите сами. Экипа­ жам плавбаз запланирован объем выпуска товарной про ­ дукции в этом году на 230 миллионов рублей. Ничуть не умаляя роли транспортного флота, подчеркну: он дает лишь 10 процентов получаемой флотом прибыли, все осталь­ ное — плавбазы. — Вы недавно вернулись из | £ командировки в ЦВА. Какие задачи стояли перед вами! — Я находился там в каче­ стве руководителя отряда су­ дов управления «Севрыбхолод- флот» (реорганизация произо ­ шла в мсе отсутствие). Главное было — обеспечить оптималь­ ную работу производственных судов, хотя в районе находи­ лись и танкеры, и транспорт­ ные рефрижераторы. — С чьими судами работали базы! — В основном с кошелько- - вистами «Мурманрыбпрома», Беломорской базы гослова, с судами колхозных флотов. —• Знаю, что рыбаки -колхоз ­ ники в обиде на ваш флот: не сдержали вы слово. — Не совсем так. В августе- сентябре нами был заключен договор на поставку сырья между рыбаками колхоза «Ударник» и экипажем плавба­ зы «Профессор Баранов». Но рыбы не было, база практиче­ ски два месяца находилась на простое. А ведь убытки нам Жесткая экономика никто не компенсирует. И это не единственный конфликт. Сколько обид высказывали м о ­ ряки судов-кошельковистов, что, мол, заловилась рыба, а улов сдавать некуда. Дошло до того, что руководитель про ­ мысла от «Мурманрыбпрома» И. М. Башко слал радиограммы во все инстанции, требовал еще одну базу. Однако, когда из управления «Севрыбхолод- флот» предложили Ивану М и ­ хайловичу заключить договор: мы отправляем базу, вы обес­ печиваете ее сырьем, — все затихло. Ведь в этом случае за простой базы платить бы пришлось! Поэтому один из уроков, который вынес я из работы в ЦВА, таков: прежде чем от­ правлять суда в рейс, надо са­ мым тщательным образом про ­ считать все варианты и заклю ­ чить договор со всей мерой ответственности за его выпол­ нение. — А пока таких договоров нет, что делать! — Приходится применять жесткие экономические санк­ ции. Вот пример . В погоне за большими уловами моряки судов-кошельковистов рабо­ тают возле зон, набирают рыбу в трюмы. Рыба при этом сдав­ ливается и становится непри­ годной для пищевых целей. Рыбаки вынуждены идти к «Риге», сдавать улов на муку, а в это время «Маточкин Шар» и «Советск» работали вполовину мощностей из-за отсутствия пищевого сырья. Мне пришлось запретить эки ­ пажу «Риги» выдавать промыс­ ловикам топливо и воду, что­ бы они шли за снабжением к «Маточкину Шару», и то лишь в обмен на пищевое сырье. Конечно, мера жестокая. А что делать? Сейчас пытаемся избежать подобного : ведем пе­ реговоры с руководством «Мурманрыбпрома» о том, что 10 судов (СТР) будут работать с плавбазой до конца года, причем руководителем груп ­ пы назначен капитан плавба­ зы. — Иными словами, вы — за договорные отношения между флотами! — Безусловно. Скажем, та­ кая давняя проблема, особен­ но острая в ЦВА: дефицит рефемкостей. Откуда, казалось бы, он берется, если мы вы­ полняем все заявки промысло­ вых флотов по вывозу про­ дукции? Покажу на примере: на судах тралового флота и Беломорской базы в декабре вовсю старались, заготавлива­ ли продукцию на экспорт. Раз­ ве в управлении этих флотов не знали, что наряды-заказы н6 поставку такой продукции выполнены еще в ноябре? В результате — что? Пришлось заворачивать ТР «Карл Либ к - нехт» с другого направления щ этот район и на нем везти экс* портную продукцию в М ур ­ манск. Сколько лишней рабо­ ты! Сколько потерь! К тому же в районе, куда шел транс­ порт, и так былб сложно: не­ куда девать готовую прод ук ­ цию. Следовательно, если на про ­ мысловом флоте видят, что в каком -то районе пошла рыбал­ ка и уловы у рыбаков будут выше намеченных, значит, сле­ дует заключить новые догово ­ ры насчет транспортов, рын­ ков сбыта, вагонов. Тогда мы, например, станем изыскивать возможности выполнить усло­ вия нового договора. Скажем, подключим зафрахтованные транспорты. Но в этом случае договор должен предусмот­ реть — и это очень важно, — что часть прибыли пойдет на оплату договорных обяза­ тельств. — Стало быть, каждый на своем месте должен считать, выгодно это ему или нет. Д о ­ пустим, вы пришли к выводу, что вашему флоту невыгодно в данный момент и на таких условиях производить перевоз­ ку. Значит, откажете промыс­ ловикам! — Откажем . Зачем нам убытки? Ведь тот же флот сдерет с нас штраф, если мы не вывезем продукцию из дру ­ го го , ранее обговоренного, района. — Жестоко. — Возможно. Просто мы никогда не умели считать деньги. Вот, к примеру, зачем на промысле столько руково - дителей разного ранга? У каж ­ дого флота — свой флагман­ ский капитан, технолог, настав­ ник по добыче. Кроме того, руководство промрайона бассейна. Да еще столько же с других бассейнов. Иа мой взгляд, там должен р аб о та в либо один руководитель от БПО со всей полнотой власти и ответственности, либо флаг­ маны флотов, наделенные пол­ номочиями решать все вопро­ сы на месте. — Ну ьто, по -моему , всеоб­ щая беда: управленческий ап­ парат намного больше, чем хотелось бы морякам . —• Я еще пять лет тому назад писал о том, что на бас­ сейне нужна единая власть, осуществляющая руководство экономическими методами. Но не по типу ВРПО, не по типу БПО, где полнота власти есть, а ответственности нет (коман­ дует один, а отвечает другой). Нужен орган, который бы кормился от рыбы, следова­ тельно, и беспокоился о ней. И все равно рано или поздно мы придем к такому решению. Думаю , что чем быстрей, тем лучше. Тогда уж сами р у ково ­ дители будут считать, «заби­ вать» суда крилем и требовать ТР для перевозки или подер­ жать их там. Или вообще не заниматься крилем, а ремон ­ тировать суда в ожидании хо­ рошей рыбалки. — Алексей Алексеевич, вы все время говорите об эконо ­ мических методах хозяйство­ вания. А ка к вы относитесь к тому, что у генерального ди­ ректора БПО до сих пор нет зама по экономике ! Нет, на­ сколько я знаю, и экономиче­ ской программы на бассейне. — Программы нет, посколь­ ку «кресло» пустует. Ведь здесь нужен человек, который четко видит перспективу раз­ вития бассейна и рыбной От­ расли в целом, знает о том, каким образом работают ана­ логичные предприятия за ру­ бежом , готов к борьбе с бю ­ рократией. РЫБНЫЙМУРМАН 3 марта 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz