Рыбный Мурман. 1989 г. Март.

Мурманскому областному драмтеатру ~ 50 лет Г Т ОЧНАЯ ДА ТА р ож д е н и я обла с тно го д р ам а ти ч е с ко го театра , соб ственно го в о р я , у ж е . миновала . 1 февраля 1939 года он о т к р ы л с я прем ьерой с п е к т а к л я «Генеральны й ко н с ул » , по ставлен ­ но го е го пе рвы м х у д ож е с т в е н ны м руководи телем С. А . М орщ и - х и н ы м . Т а к что к о л л е к т и в разм енял ш естой д е ся то к , но юбилеи реш или п р и у р о ч и т ь н еж е го д ном у М еж д ународном у д ню теа т­ ра, к о т о р ы й о тмечае тся 27 марта . Незадолго до не го мы вс тр е ­ тил и сь с гл а в ны м реж и с сер ом обла с тно го д рам а ти че с ко го , з а с л у ­ ж е н ны м а р ти с том РСФСР Владимиром М ихайловичем САРАНЧУ ­ КОМ. К то следит за х у д ож е с т в е н н о й ж и з н ь ю М у рм а н с ка , пож а л уй , знае т, что Владимир М и хайл о ви ч с р а в н и те л ь н о недавно , ч у т ь больш е года назад, во з главил т р у п п у . Ранее р у ко в о д ил театром в Ры б и н с ке , затем в Д н е п р о п е тр о в с ке . М но го за э ти годы было с п е к та кл е й , прем ьер , встреч со зр и те л ям и , но что вспом и нае тся ярче- всего? Не те ли восемь ко н ц е р то в , ч то бы ли даны в П р и п я ­ т и для п о ж а р н ы х , солдат и р а б о тн и ко в АЭС все го че р е з два ме­ сяца после ч е р н о бы л ь с ко й трагедии7 .. Впрочем , наш а тема се го ­ д ня —■ М у р м а н с к и й д р а м а ти ч е с ки й . И п у с т ь во зьм ет слово тот. о т к о го более все го за ви ся т х у д о ж е с т в е н ны й ур о в е н ь театра , его настоящ ее и будущее . Главный режиссер: «Рисковать-необходимо» — Сейчас юбилействовать, в общем-то, немодно. Слишком много было празднеств по всяким пустякам в недавние времена. И все-таки 50 лет — это цифра. Хочешь не хочешь, а заставляет задуматься, по­ размыслить... Об истории кол ­ лектива пусть скажут другие. Мне же первым делом хочет­ ся поблагодарить тех, кто долгие годы создавал репута­ ц и ю сильного, на многое спо­ с о б н о го коллектива. В о п р е ки обы чаю я бы начал с тех , к о го зр и те л ь н и к о гд а не видит. Да-да, т е х н и ч е с к и е р а ­ б о т н и к и те а тр а — это т о т наш не зам е нимы й ты л , без к о т о р о ­ го проф ессиональная работа п р о с то немы слима . П р а к ти ч е ­ с к и всю ж и з н ь тр уд я т с я в те ­ а тре р а б о т н и к и п а р и км а х е р - с ко цеха В. Н. Л еута и Е. П. Самнова, п ош и в о ч н о го — Н. И. Бой ка че ва и Л. И. Бабина , с т а рш и й ко н тр о л е р И. В. Кра - снослободцева , рад ис т П. П. Колбасов , столяр В. И. М а ка ­ ров , х о з я й с т в е н н ы й р а б о тн и к Л. С. Осотова, п о м ощ н и к ре­ ж и с с е р а 3. И. С а й ки н а . Дол гие годы верны к о л л е к т и в у б у та ­ фор А . А . Б у грова , за в ед ую ­ щие цехам и А . А . Белый и Н. А . С усли кова , п о м ощ н и к ре­ ж и с с е р а Д. А . Носова, э л е к т ­ р и к А . А . К о р я к и н . М у зы к а л ь ­ ное оформление д е ся т ко в , если не сотен с п е к т а кл е й принадл е ­ ж и т завед ующ ем у м у зы ка л ь н о й ча с т ью театра В. Р. Холопову . Впрочем , если перечи сля ть все х тех , к т о сам оо тверж е нно т р у д и т с я за к ул и с ам и , п о тре б у ­ е тся очень м но го места , ведь и х в два с л иш н им раза боль­ ше, чем а ктеро в . Труппа театра насчитывает сейчас сорок четыре человека. J fe костяк составляют люди, Ьтдавш ие коллективу не одно десятилетие. Их не нужно осо­ бо представлять, потому что они хорошо известны мурман­ чанам своими актерскими ра­ ботами. И все же накануне юбилея нельзя не вспомнить еще раз о народных артистах РСФСР К. А. Баздерове и М. П. Скоромниковой , заслу­ женных артистах республики О. П. Лелянове и В. К. Сто- менке , заслуженном артисте Тувинской АССР С. Т. Медвед- ском , актерах В. П. Ерасове, Г. И. Серегиной, В. Й. Рачилло, С. И. Вагинове, В. Р. Кецмане. Среди них есть и относитель­ но молодые люди, чей стаж на мурманской сцене тем не менее насчитывает по два десятка лет. К с та ти , еще работая в Ры ­ б и н с ке , я слыш ал немало доб­ р ы х слов о М урм ан с ком те а т ­ ре. И, ко н е ч но , это преж де все­ го и х п р а з д н и к — т е х , к т о де­ ся ти л е ти ям и н р о по тли во го . т р у ­ да создавал а в тор и те т ко л л е к ­ ти в а . Поэтому на юбилей мы п р и гл а си л и м н о ги х — р е ж и с ­ серов В. В. Киселёва , Г. Г. М и ­ хайлова , В. Б. Пази, В. Я. Кел- ле-Пелле, а т а к ж е а ктер о в , ос­ т а в и вш и х след в наш ей исто - рйи . Заполярные любители теат­ ра, разумеется, заметили, что в последние два года в труп­ пе произошли значительные изменения. В связи с этим не­ избежно ушли из репертуара и многие прежние спектакли. Нынешний период насыщен очень интенсивной работой, ведь только за один сезон на афише появилось более деся­ ти названий новых постановок. На н е к о т о р ы х из н и х , ко н е ч ­ но, не м о гла не с ка за ть ся по ­ сп еш н о с т ь , с ко то р о й создавал ­ ся новы й р е п е р т уа р . А следом в местной печати появилось н е с ко л ь ко н р и т и ч е с н и х п у б л и ­ к а ц и й . О т кр о в е н но говор я , о т ­ неслись к ним в теа тре по -р а з ­ ном у . О бижа ться было бы г л у ­ по: мы ж и вем в к р и т и ч е с к о е время , ко гд а многое переос ­ мы сливае тся . И то, что о те а т ­ ре п иш у т , у ж е хо рош о , зн а чи т , он вы зы вае т ин терес . Л иш ь бы не молчали ! С д р у го й с то ро ны , в и н ы х п у б л и к а ц и я х ощ ущ а ­ еш ь я в с т в е н н ую те нд е нц и о з ­ ность , ко тор а я вряд ли п р и н е ­ сет по л ь зу . И хо телось бы от ж у р н а л и с то в , к р и т и к о в больш е ­ го п о ним а н и я задач, с то ящ и х перед театром в ны н еш н и й сло­ ж н ы й период . Главная задача, на мой взгляд — это упрочение и развитие традиций Мурманс­ ко го областного драматическо­ го как театра реалистического, психологического, в котором главное место занимает актер. Актер-индивидуальность, со своей гражданской позицией. Дело это непростое, потому что в определенной степени противоречит идее коммерци ­ ализации искусства, ориенти­ рованной, главным образом, на кассовый успех. И хотя та- ***?• кая тенденция все шире про ­ кладывает себе дорогу , хотя какие-то элементы хозрасчета неизбежны и полезны, все же мы не собираемся превра­ щаться в чисто зрелищное, развлекательное предприятие. Наша цель — говорить со зрителем о насущных проб;- лемах и глубоких чувствах. В этом помогут и классика, и современные произведения, которых, правда, пока появи­ лось не так много. Во всяком случае, профессиональный уровень труппы позволяет ста­ вить перед коллективом слож ­ ные задачи. Что сказать о планах? Вскоре зрители увидят постановку пьесы «Танго» польского писа­ теля С. Мрожека , на чье твор­ чество до последнего времени было наложено табу, и мю зикл «Женщина есть женщина» по мотивам ранних рассказов М. Шолохова. В новом сезоне собираемся п о ка з а т ь с п е к т а к л ь о м о р я ка х , создаваемый по мотивам п р о ­ изведений и зве с тно го писа теля - м арини с та В. К о н е ц ко го . А есть в н а м е т ка х и т а к и е по с та ­ н о в ки , о к о т о р ы х к о н к р е т н о го ­ в о р и ть рановато . Ко гда они определятся , то, во зм ож но , ко - м у -то п о к а ж у т с я р и с к о в а н н ы ­ ми . Но в творчес тве необходи ­ мо р и с ко ва ть . Иная неудача с то и т зна чи те л ь но дорож е за ­ пр о гр ам м и р о ва н н о го в ы и г р ы ­ ша. А л ь п и н и с т , не д об р а вш и й ­ ся до ве рш и ны Эвереста, сде­ лал все -та ки больше , чем то т , к то , даж е не за пы х а вш и с ь , поднялся на н е вы с о к ую соп- ну ... Будем р и с ко ва ть ! В РАЗГОВОРЕ с гла вны м р еж и с сер ом те а тр а , ко гд а речь за ­ ш ла о з р и т е л я х , не ож ид а нно пр о зв уча л а и звестная фами ­ ли я . И звестная не т о л ь ко ры б а кам или , с к а ж ем , чи та телям об­ л а с т н ы х газе т , но те п ер ь и людям и з весьма о тдаленны х крае в . «Тот самый?» — «Да, т о т самы й !» Р еж и ссер и к а п и т а н по зн а ­ ко м и л и с ь со верш ен но сл уч ай но в М оскве , где и вы я снил о сь , что м о р я к являе тся за в зя ты м театралом , давно следит за тв о р ч е с т ­ вом областно го д р а м а ти ч е с ко го и д аж е собирае т п р о гр а м м к и у в и д е н н ы х (не т о л ь ко в М урм а н с ке ) с п е к та кл е й , га зе тны е вы р е з ­ к и , р еце н зии ... Н е с ко л ь ко п а п о к на коплено ! И хо т я в те д ни у ка нд и д а та в народны е д е п у та ты СССР от проф сою зов (р е зул ь ­ та ты выборов с т а н у т и зв е с тны , видимо , се годня ), зн а тн о го ка п и - тана -тралф ло товца Н и колая И вановича Г уц кал о в а было по горло и н ы х забот, он все ж е со гласился п о го в о р и ть и о предмете свое­ го увлечения . Театрал: «Кто мимо пройдет — Николай Иванович снача­ ла о самом сейчас для вас важном . Как идет предвыбор­ ная кампания! ^ — Думаю , неплохо. Недавно я побывал в Калининграде и Одессе, в каждом городе бы­ ло по нескольку встреч с ры ­ баками. Знакомил их со своей программой. Встречи прошли оживленно, порой весьма остро, и это понятно, потому что обсуждались насущные проблемы становления право­ вого государства, режима тру­ да и отдыха рыбаков, оплаты, жилья. Высказанные мнения помогли глубже узнать ситуа­ цию на других бассейнах, кое- что уточнить в своих позици­ ях. Заботы у нас у всех одни, и считаю, что нашел с колле­ гами общий язык. А осталь­ ное покажут выборы. — На днях наш областной театр отмечает свое пятидеся­ тилетие... Как вы вообще от­ носитесь к театру! — Для меня это одно из самых сильных и привлека­ тельных искусств. Поэтому, где бы ни был, всегда стараюсь познакомиться с новыми спек- * \та кл ям и . Если попадаю в М о - ^скву, обязательно стремлюсь рыбный мурман достать билет. Вот и в Одессе на днях, хотя график выступ­ лений был очень плотным, все- таки выкроил время, чтобы за­ глянуть в знаменитый их опер­ ный театр, посмотреть балет «Дон Кихот». — ▲ когда вы познакоми­ лись с нашим областным теат­ ром ! — Четверть века назад. Зда­ ние, в котором он сейчас на­ ходится, было открыто 7 но­ ября 1963 года. Я тогда был курсантом, и мы помогали на стройке. Вот с тех пор, когда оказываюсь на берегу, обяза­ тельно стараюсь наверстать упущенное за время рейса, посмотреть самые интересные вещи. Помню и многие поста­ новки прежних лет, например, пьесу Куликова о моряках «Суровый человек» или спек­ такль «Троянской войны не будет». Вообще с нашим теат­ ром у меня связано много сильных впечатлений. Правда, в последнее время навали­ лись заботы, поэтому давно уже в него не заглядывал. — Как давно! — Пожалуй, месяца полто­ ра, не меньше... Да, посмот­ рел «Интердевочку», и с тех пор что-то не удавалось. Но скоро снова собираюсь — на спектакль «Дальше... Дальше... Дальше!» Я эту пьесу уже ви­ дел, но в другой постановке; интересно, как справились с нею земляки. — Надо полагать, вы и в экипаже БАТ «Маршал Ере­ менко» пропагандируете те­ атральное искусство! — Обязательно. Постоянно говорю морякам : есть воз­ можность — идите в театр. Мне кажется, он гораздо силь­ нее воздействует на чувства, чем кино. Человек, который равнодушно проходит мимо театра, просто обворовывает себя. — Что вы хотели бы поже ­ лать коллективу областного драматического в связи с юби ­ леем! — Пора бы подарить нам спектакль о рыбаках. Все-таки это профессия, на которой держится город.-.. И неужели в огромной морской державе нет достойных пьес на эту те­ му? Но это к слову. А коллек­ тиву хотелось бы пожелать сплоченности. По некоторым статьям в прессе, разговорам мне кажется, что сейчас теат­ ру этого недостает. Сплоченно­ сти, которая помогла бы за­ махнуться на новаторские, сме­ лые по теме и дерзкие по художественным средствам спектакли. — Николай Иванович, ин­ тервью увидит свет, когда уже будут известны результаты выборов народных депутатов СССР от профсоюзов. Но сей­ час разрешите пожелать вам собрать побольше голосов на расширенном пленуме ВЦСПС. А также — новых ярких теат­ ральных впечатлений! Б о л е е п о л у в е к а — пятьдесят пять лет — творческий стаж акт­ рисы Феоктисты Николаевны Щевя- ковой. Урожденная калужанка, она играла в театрах Саратовской обла­ сти, Сызрани, Иркутска, а в пятиде­ сятом году впервые ступила на м ур ­ манскую сцену. Областной драмати­ ческий тогда арендовал помещение во Д ворце культуры имени С. М. Ки­ рова. И поскольку сцену приходи­ лось делить, то давалось лишь по три спектакля в неделю, а в другие дни актеры усаживались — д в не в автобусы, а чаще в открытые гр у зо ­ вики! — и разъезжали по городам и районам области знакомить северян с искусством. Какую первую роль сыграли вы, Феоктиста Николаевна! — Первая роль и до сих пор оста­ лась в памяти одной из самых лю - Актриса: «Зритель у нас отзывчивый» бимых. Я сыграла Ольгу, невесту, в пьесе «Свадьба с приданым», кото­ рая была очень популярна. Это ве­ селая комедия из деревенской ж и з ­ ни. Людям в ту пору очень не хва­ тало смеха, и поэтому на спектакль — да и не только на этот — прихо­ дили по нескольку раз. Потом игра­ ла Калмыкову в социальной драме «Семья Лутониных», Долли в ин­ сценировке «Анны Карениной»... И пошло, и пошло... — А с кем из коллег вы работа­ ли тогда! — Да вот с Корнелием Александ­ ровичем Баздеровым — он еще раньше меня пришел в театр и до сих пор на сцене. Выступали тогда и такие интересные актеры, как Александр Борисович Рогачевский, Мария Алексеевна Усова, Екатерина Ивановна Шаповалова, Владимир Ми­ хайлович Филиппов. Многих можно вспомнить... Зрители их очень лю ­ били. Откуда уж и цветы достава- ли, не знаю! — Тридцать шесть лет вы высту­ пали в областном драматическом. Конечно, всех ролей не перечесть. Но ведь были среди них и самые дорогие ! — И немало. Но если говорить о самых-самых, то они в спектаклях «На дне», «Тринадцатый председа­ тель», «Гнездо глухаря», «Таня»... С особой радостью вспоминаю эту пьесу. Когда-то, еще до Мурманска, я играла в ней главную героиню , а здесь — уже бабушку... М ож но ска­ зать, с этой пьесой жизнь прожила. — А последняя роль! — Роль бьша скромная — нянеч­ ки, а пьеса знаменитая — «Дядя Баня». Ее Григорий Георгиевич Ми­ хайлов поставил на малой сцене. Вот в восемьдесят шестом в этой пьесе я в последний раз и играла перед мурманчанами. — Феоктиста Николаевна, если сравнить зрителя пятидесятых годов и современного, — то изменился он ! — Зритель у нас всегда был очень доброжелательный, отзывчивый. Но, конечно, есть и перемены. Если раньше любому спектаклю полный зал был гарантирован, то теперь лю ­ ди стали гораздо разборчивее, тре­ бовательнее. — Чего бы вы хотели пожелать театру! — Самого главного — хороших спектаклей и зрительского понима­ ния. ...А чего пожелать самой Ф ео кти ­ сте Ни:солаевне? Ведь у нее прибли­ жается и личный юбилей, да еще какой — 28 марта исполнится 75 лет! Девайте пожелаем актрисе здо ­ ровья, долголетия и радости во вну­ ках. 24 марта 1989 года t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz