Рыбный Мурман. 1989 г. Март.

1 рыбный мурман 24 марта 1989 года Публицистические заметки 11 дал Петр Прокопьевич, что, по его наблюдениям, сруб бывшей сельской церкви Петра и Павла, используемый иод склад, поставлен ие триста, а пятьсот лет назад. А дерево может простоять и дольше, если знать, ка­ кая сосна сгодится для жилого дома, а какая — для храма.; Наверное, он прав. Но что толку от этих знаний, коли третий год «раз­ дета» приезжими горе-реставратора- ми единственная из оставшихся на всем побережье Успенская церковь? Л без новой обшивки ее уже подгнив­ ший сруб вряд ли выдержит и деся­ ток лет... Я намеренно не хочу в этих замет­ ках предлагать какие-то новые или забытые старые пути возрождения побережья, рассказывать о сегодня­ шних проблемах беломорских колхо­ зов. Я хочу понять: чем же все-таки можно пробить брешь в стене равно­ душия самих местных жителей к завтрашнему дню Берега? Почему при их попустительстве взорвано и разворовано уникальное месторож­ дение терских аметистов на мысе Ко­ рабль? Почему, даже ие спрося раз­ решения у районных властей, какие- то предприимчивые «искатели» ради десятка зерен варзугского жемчуга уничтожают тысячи раковин-жемчу­ жниц? Почему всезнающие областные «специалисты» имеют право ре­ шать, сколько красной рыбы можно ежегодно брать в колхозной речке, а сколько пропускать на нерест? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, не нужны капитало­ вложения для строительства дороги или ЛЭП по побережью, для возве­ дения школ и жилья в селах. Но без ответа на них на наших глазах ося­ дет и завалится церковь Успения, покатятся крытые осиновыми дощеч­ ками с высокого песчаного берега к быстрым варзужскнм водам. (Тьфу- тьфу, трижды через левое плечо...) И все же. отбросив в сторону ли­ рические рассуждения, спросим са­ ми себя: каким будет Берег лет че­ рез двадцать? Вариант номер раз. Терский район уже давно объявлен закрытой зоной. Здесь построен крупный горнодобы­ вающий комплекс, а все более-менее крупные водоемы превращены в от­ стойники хвостохранилищ обогати­ тельных фабрик, Асфальтироваипое шоссе протянулось от Умбы до Ту­ манного. окольцевав таким образом Мурманскую область. Устье Варзу- ги углублено, и далеко в море вы­ двинут мощный пирс, к которому без труда швартуются транспортные су­ да. Жители района, население кото« рого увеличилось в десятки раз, вре* мя от времени собираются на стш хийные митинги, требуя прекратить дальнейшее загрязнение окружающей среды... Вариант номер два. Только чт<$ прекратил свое существование по-* следний из некогда вновь укрупнен* иых колхозов. Оставшиеся на сел0 жители — десятка два стариков кормятся тем, что время от временя меняют добытую в одних им извест* иых местах семгу на продукты пита* ния, а также на спички и соль. О ДА нако даже ранее многочисленны^ браконьеры охладели к этому рай<$ ну. так как устье Варзуги обмелело, а пески протянулись от Кузомени до Бабозера. образовав уникальную сей верную пустыню. Местные энтузиас* ты из районного центра обнаружил# остатки какого-то селения на окраин^ этой пустыни. По архивным материя} лам удалось определить, что там ле$ пятнадцать назад пролегало русло н 4 сегодняшний день пересохшей реки# на берегу которой стояло одноимеф ное село.* Вариант номер три. Из передовц* цы местной газеты «Варззтский коф хозник»: «Вчера в сельском Дворц$ культуры ветеран колхозного движем ния С. М. Калюжин поделился с вь$ пускниками районного техникума niij щевой промышленности своими вой поминаниями. Почетный колхозник рассказал, как двадцать лет назаД удалось построить на Варзугв нв« большой рыбоконсервный завод/ ОссЦ бенпо остро стоял тогда вопрос об энергоснабжении его цехов. Некого* рые горячие головы предлагали да« же тянуть ЛЭП в село. Но победи# здравый смысл — ныне по побе« режыо стоят надежные ветряки, обесу печивая энергией не только завод, нб и цех по обработке терского песчани* ка, колхозную ювелирную мастер* скую «Жемчуг», Кузоменский судо« обрабатывающий морской комплекс, жилые коттеджи и аэропорт. Главноа же — удалось сохранить в н е п р т косновенпой чистоте легкоранимую северную природу, а также многове* ковую самобытную культуру повто­ ров' Как вы уже знаете, наше село включе[ю в туристические маршруты всех развитых стран мира. С втого года открывается прямое авиасообщв* ние Лондон — Варзуга...» Может, кто-нибудь другие варианты? Ф ото в * т о р я . подскажет и *. ГЕОРГИ. (Наш корр.) П РЕЖДЕ ЧЕМ рассказать об очередной поездке па Терский бы зег, новых встречах с жителями Ьгломорского побережья, каждый раз, перелистывая путевой блокнот, задаю себе дурацкий вопрос: а зачем? Кому и зачем нужны мои статьи? Северя- нам-горожанам для расширения кру­ гозора. этакие познавательные замет­ ки о периферийном районе? Или са ­ мим терчанам, чтобы лишний раз потешить самолюбие рассказом «о трудной, но почетной доле» рыбаков- колхозников? Извиипте за ёрничество, по очень обидно чувствовать . себя сторонним наблюдателем. Из года в год видеть, понимать и поднимать в печати, каза ­ лось бы. ключевые проблемы разви­ тия побережья, читать толковые и крайне нужные постановления о перс­ пективах' возрождения этого региона — и вместе с тем вновь и вновь фи­ зически ощущать непробиваемую сте­ пу равнодушия и незаинтересованно­ сти самих варзужан. чаваньжан, ча- помлян в каких бы то ни было пере­ менах... Последнее время в центральной nHfcce мелькает броская фраза, что, мол, надо отдавать долги деревне. По-моему, мы вообще только и дела­ ем. что сначала у кого-то что-то отни­ маем, а потом, опомнившись, гладим обиженного по головке и начинаем широко, по-купечески «отдавать ему долги», а попросту говоря, занимаем­ ся опустошающей душу благотвори­ тельностью, закрепленной в решени­ ях Советов и спущенной в инструк­ циях министерств. Давайте же, в кон­ це концов, разберемся: какие долги, за что и как надо отдать деревне? А главное — какой деревне? Терский берег житницей, то есть поставщиком продуктов питания, ни­ когда не был. Да, жили и работали в отдаленных селах юго-востока Коль­ ского полуострова люди, которые умели выращивать на небольших пло­ щадях неплохие урожаи овощей, до­ биваться от стада в несколько де­ сятков коров рекордной продуктивно­ сти. И по заслугам эти растениеводы у животноводы завоевывали золотые медали ВДНХ, хотя в те годы медаль ^ыставки оценивалась не как сейчас, не в три рубля на «черном рынке». QfcjtiKO были то урожаи ради урожа­ ев, рекорды ради р е к о р д о в , литому что «золотые» кочаны варзугской ка­ пусты скармливались коровам-рекор- дисткам, молоком которых опивались поросята на колхозных свинофермах, ta n как из-за бездорожья не было рынка сбыта продуктов. Нет его. рын­ ка. по тем же причинам поныне. И наш долг — перестать лукавить, пе­ рестать доказывать себе и другим обратное. Говорят, что лет двадцать назад один из председателей одного из тер­ ских колхозов решил «пострадать за обчество». Он через общее собрание при молчаливом одобрении земляков провел решение о ликвидации на се­ ле молочного стада — невмоготу ста­ ло тратить силы впустую, врать себе и людям,, И зарезали колхозники ко­ ровенок, и съели их, за что. естест­ венно, председатель был спят район­ ными властями с должности, а через год-другой «честной и свободной жиз­ ни» завезли в село новых буренок... Да, Терский берег никогда не был заполярной кормушкой. Берег (с большой буквы!) был держателем ре­ гиональной (хотел сказать «нацио­ нальной» — но поморы даже не на­ родность, а так себе — жители побе­ режий Белого моря) культуры. Нам, приезжим или привозным псковичам и вологодцам, карелам и архангель­ ским мужикам. Берег был необходим как крепость духовной веры в воз­ можность стать не временщиками, а хозяевами на этом крае света, И пока вспахивался и засевался плодо­ родный пласт русской северной куль­ туры — ие было ни за околицей се­ ла. ни на труднодоступном речном острове запущенных сенокосных уго­ дий. Да, люди жили землей, Чтобы кормиться. Но кормились, чтобы не просто выжить, а вырастить детей, успеть передать им нечто большее, чем просто навыки ремесла и про­ мысла. То, чем жив человек, осо­ знающий свое место в череде поко­ лений. Этого долга нам уже ие вернуть при всем желании, Можно завезти из-за моря торф и перепахать кузо- менские пески, но гумус самобытной культуры нельзя импортировать, его можно только взрастить, накапливая и передавая от отца к сыну... Ожидая рейсовый самолет до Вар­ зуги, встретил нынче в Умбском аэро­ порту бывшего председателя «Всхо­ дов коммунизма» П. П. Заборщикова. Шепотком, словно по секрету, пове­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz