Рыбный Мурман. 1989 г. Март.
аренда, проблемы управления 5 Коллективный подряд Г ЕИ Ч А С УЖЕ НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ — быть или .не ^ ^ быть подряду в судоремонте. Суть в том, в каком ви де должен существовать. В том, что он возник на бассейне, вюку заслугу бывшего главного инженера ВРПО «Севрыба» С. Н. Татарникова, которому, как говорят, силовым методом пришлось заставить судоверфь взять в ремонт ВАТ и два ИР, хотя главный инженер объединения «Мурманская судо верфь» Е. А. Корейский на совещании в горкоме партии все ми силами отпихивался от этого начинания. Отнять монополию! я В ЭТО ВРЕМЯ пытал ся пристроить БМРТ «Николай Кононов», который после 22 -летней эксплуата: ции должен был стать .в ре дюит на класс. Головное прё-: дприятие не могло себе пред-* ставить, как можно «такое старье» с объемом в 300 ты.сяч сметных часов отре монтировать в короткий срок с министерской ‘суточной от работкой. Судно . встало, на С Р З -1 , который до этого занимался только межрейсовым ремон том. Проблем было много, их не стало меньше и сейчас. Но главное, что вместо фев раля 1989 года траулер был отремонтирован к 1 ноября прошлого года, а если бы не обычное бюрократическое ре шение многих вопросов, мог уйти в море еще раньше. На ходовых испытаниях замеча ний не было. Бывало ли та кое на мурманских судоре монтных предприятиях? Нет. Судно уже отплавало два ме сяца и ущло в длительный рейс. Отходило без поломок. И сдано, кстати, экипажу почти под ключ. Удалось пол ностью задействовать в ра боту всех без исключения членов экипажа. Такое возможно только в г^Глучае, если ремонт ведет к ап и т ал В противном же случае, заинтересовать эки паж не удается. Некоторых удивляла высокая суточная отработка. Да, она была бо лее 900 часов в сутки. Это го удалось добиться только благодаря тому, что все без исключения работали без по- . терь времени. А когда судно .вывели па финишную пря мую. то бригада работала в "две и три смены, не счита лась с личным временем и выходила даже в субботние дни. Согласен с теми, кто утверя;дает, что экипаж на судах, стоящих в ' "потоке, практически нельзя задейст вовать в-полную силу. Об этом я говорил, когда : эти хозрасчетные, потоки еще только рождались. И са.мое парадоксальное, что экипаж в таких ремонтах, исполняя свои прежние обязанности наблюдателей, и сторожей, получает и КТУ, и * премии. Заработки почти морские, а в некоторых случаях больше. Для того чтобы повысить эффективность работы, голов ное предприятие необходимо разукрупнить, заводам дать полную самостоятельность. Нужно выходить и на между народный рынок судоремон та, но главное — отобрать монополию Мурманского су доремонтного объединения. Тогда дело пойдет. А опыт в этом у нас есть.: Идеи тоже. Нужна на п е р вых порах не которая помощь. Г. ЛЕЙБОВ, капитан НПО «Севрыбпо- иск». Радиограмма с промысла О Т ИМЕНИ ЭКИПАЖА БМРТ «Туман-2», работа ющего в- условиях арендного подряда (первого в «Мурман- рыбпроме»), докладываем: промысловый период рейса закончен успешно! Несмотря на крайне небла гоприятную промобстановку в начале рейса, большое отста вание по итогам первых двух месяцев рейса, поломки ос новных механизмов, сложности при выгрузке готовой прод у к ции и бункеровке топливом, экипаж, работая в значительно сокращенном составе, сумел наверстать упущенное и пол ностью выполнить рейсовое задание по вылову рыбы, про изводству рыбной муки, до стигнув при этом большой эко- « ...А аренда лучше» номии промвооружения и го рюче-смазочных материалов. Наиболее ценным результа том рейса считаем опыт, при обретенный в процессе вне дрения принципов арендного подряда, осознание его «плю сов» и «минусов» * примени тельно к промысловым судам. Экипаж получил хороший пра ктический уро к настоящего коллективного хозяйского от ношения к делу и считает, что суда объединения «Мурман- рыбпром» и всего Министер ства рыбного хозяйства могут и должны работать в аренде. Капитан-директор Н. ФЕДО РОВ, предсудкома Г. ВОЛО ШИН. ОТ РЕДАКЦИИ: семь (!) раз за последние полгода в нашей газете публиковались матери алы о работе экипажа БМРТ «Туман-2», взявшего свой тра улер в аренду. Напомним за головки некоторых публика ций: «Берете траулер ■ арен ду !» («РМ», 23 сентября 1988 г.), «Аренда под угрозой» («РМ», 25 ноября), «Кто нам мешает» («РМ», 23 декабря), «Диалог глухих!» («РМ, 20 ян варя 1989 г.). Как видите, во просов, как явных, так и скры тых, возникло немало. Ответы на них, думается, будут полу чены после возвращения «арендаторов» в Мурманск. Правофланговые Е СТЬ ТАКИЕ ПРОИЗВОДСТ ВА, на к о т о р ы х р еш аю щ ую роль и гр ае т о п ы т . И з го товление тралов — из и х чи с ла, за сче т одно го ж е л а н и я и молодого задора тр еб уем ы х вы р а б о т ки и каче с тва здесь не добьеш ься . Поэтому, ко гда на ф абрике о р уд и й лова создавали ко м с о м ол ь с ко -м о ло д еж н ую б р и гад у , м н о го го от нее не ж д а л и . И все ж е девчата не подвели , уж е два года бри гада работает ста бильно хо рош о , по степенно п о д тя ги в аю т с я к ре зул ьта там « с тар и ч ко в » , в феврале за няли второе место в ф абричном со ревновании , освоили в ы п у с к все х ор уд ий лова: от неводов до к а н а т н ы х тралов . Сейчас по з а к а з у объединения «А р ха н - ге л ь с кры б п р ом » они и з го то в и ли новы й для себя вид п р о д у к ц и и — р а з н о гл у б и н ны й о зер н ы й трал . На с н и м к е : звеньевая Нина Ивановна Конюхова. Ф о т о В. КО РЕЦ КО ГО . Закона о качестве продукции и защите прав покупателей правде в глаза кое-кто из руководителей бе реговых подразделений хо тел скрыть собственные не доработки? Такая система не могла удовлетворить покупателей рыбной продукции. Вот .по этому мы большие надежды возлагаем на отдел качества, созданный приказом минис терства при БПО «Севрыба». Зд&ъ уместно отметить, что численность его — всего 27 человек, в то время как в ликвидированных организа циях и подразделениях, з а нимавшихся контролем каче ства, было 200 специалистов. После тщательного изуче ния всех проблем, связанных с выпуском добротной про дукции, решено разбить от дел на два подразделения — сектор контроля и группу организационно - методичес кого обеспечения,; В секторе — специалисты с отраслевым технологичес ким образованием, те, кто мо жет работать и в море. В группе — с высшим техниче ским или экономическим об разованием, имеющие опыт управления качеством и спо собные решать широкий круг задач: контроль усло вий выпуска продукции, про ведение служебных расследо ваний, техническое и мет рологическое обеспечение, разработка документации и т . Д.; Приведу лишь некоторые негативные явления, с кото рыми придется активно бо роться отделу.- Во-первых. Не секрет, что при разработке новых видов продукции не изучается по требность в ней народного хозяйства, а в результате по являются проблемы, реализа ции. Во-вторых. Конструкторы создают такие проекты рыбо- фабрик, к примеру, на БАТ, БМРТ типа «Алтай», на ко торых качественную продук цию выпускать довольно сло жно. В-третьих. Стандарты и техусловия устанавливают такие требования, которые порой просто невозможно вы полнить. И немудрено, что они не выполняются. Норма тивно-техническая докумен тация обязана учитывать как покупательский спрос, так и существующий уровень ме ханизации и, если хотите, здравый смысл. Конечно, можно переста раться н выставить такие требования к рыбопродукции, когда затраты возрастут во много раз, а потребительские свойства останутся теми же. Вот почему одна из важней ших задач отдела — бороть ся за реальности, технологи ческую и экономическую осмысленность любой доку ментации. Речь идет о том, чтобы подвергать тщательной экспертизе все технологиче ские разработки, проекты рыбофабрик и заводов. Вро де бы этим должны зани маться технологические слу жбы предприятий, но, как по казала жизнь, здесь они себя зарекомендовали далеко не с лучшей стороны. Посмотри те, ведь у нас полностью от сутствует автоматика в РМУ, на основной массе рыбофаб рик, слабо механизирован труд на берегу. Разумеется, такие наши позиции едва ли всем по нравятся. И недаром, когда создавался отдел качества при БПО, на предприятиях широко развернулась дискус сия: а нужен ли он? Мол, хватит нам контролеров. И верно, бывшая инспекция по сле себя оставила у рыбаков недобрую память. Но у вновь созданного отдела совсем другие функции. Правда, контроль качества за ним ос тается, но это не основная их задача, о чем я уже сказал выше. Флотские специалисты считают, пора переходить на самоконтроль, подобные предложения публиковались в «Рыбном Мурмане», и кое- кто при этом ссылается на японцев. Действительно, са моконтроль — более передо вая форма обеспечения ка чества, она применяется. Од нако наш уровень развития производства, да и сознания, не позволяет отдать все на откуп производителя. Давай те честно признаемся: для самоконтроля мы еще не со зрели, ибо находимся на той ступени развития в смысле качества, на которой Япония была десятилетия назад. И, естественно, правы коррес понденты «Рыбного Мурма- на», утверждающие, что кол лективную ответственность за качество превратили в коллективную безответствен ность. Все это — горькие издержки сегодняшней эко номики и мышления. А если ущерб не возмещают конкре тные виновники, то они по крываются за счет предприя тия. Обо всем этом говорилось на недавнем бассейновом со вещании, проходившем 6 —9 февраля, на которое могли прийти все желающие. На нем были доработаны проек ты положения об отделе ка чества БПО и контроле ка чества. Я не хочу анализировать несовершенство структуры БПО, но создание отдела счи таю верным. Потому что мы теперь имеем что-то вроде внутриведомственного неза висимого надзора. Но здесь хотелось бы отметить, что од ному отделу значительно по высить качество будет не легко. Значит, нужны умно жение сил, активная, целе направленная работа всех отделов и служб. Только комплексный, це'левой под ход, мобилизация всех уров ней управления поможет вы пускать рыбные товары на уровне мировых требований. Это понимают руководители предприятий, но не всегда среднее звено управления. И если мы не приложим максимум усилий, то госу дарство, защищая интересы людей, а проект «Закона о качестве продукции и защите прав потребителей» вынесен на всенародное обсуждение, отреагирует незамедлитель но. Другими словами, пред приятия могут потерять мил лионы рублей, которые край не необходимы для экономи ческого и социального разви тия рыбной отрасли. А по ка, к примеру, объем посту пивших за 2 месяца рекла маций на продукцию «Мур- манрыбпрома» возрос по сравнению с первым кварта лом прошлого года в 16 раз. t Прошедший недавно Пле нум ЦК КПСС еще раз под черкнул важность решения Продовольственной програм мы. А ее нельзя выполнить без усиленного внимания к качеству товаров. В. ТИМОФЕЕВ, заместитель генерального директора — начальник производственной службы БПО «Севрыба». рыбный мурман 24 марта 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz