Рыбный Мурман. 1989 г. Март.
4 Человек-и экономика: подряд. Резонанс Д АВНО ОТШУМЕЛИ БУРНЫ Е ДЕБАТЫ о п р о е к т е со здания ф ирмы «Север», в сен тябре п р ош л о го года был издан п р и к а з М ин - ры б хо за СССР № 400 «О генерал ьной схеме управл ения ры б ны м хо зяй с твом » , с 1 д е каб р я дей с тв уе т БПО «Севрыба», а с п о ры о новой с т р у к т у р е бассейна до с и х пор не у т и х а ю т . Том у под тверж дение — ста тья И. Е. Д е гтя р е ва «У КРАЯ ПРОПАСТИ» («РМ» № 7. 03.03. 1989 г.), ряд д р у г и х материалов , п о с т у п и вш и х в га зе т у за последнее время . Реда кция намерена пр од о лж а ть тем у совер ш е н с твования упр а вл е н и я Северным бассей ном , п уб л и ко в а ть р а зл и чны е т о ч к и зрения , ибо, к а к п о ка зы ва е т п р а к т и к а по ч ти че ты р е х месячной дея тел ьности БПО, та ка я с т р у н т у р а далека о т соверш енства . «В течение по л у то ра лет «Севрыба» р а зр а ба ты вала н о в ую си с тем у у п р авл ени я ... Общую т о ч к у зр е н и я на бассейне вы рабо та ть , к со ж а л е н ию , не удалось ... вы н у ж д е н ы бы ли п р и н я ть с т р у к т у р у , п р е д л ож е н н ую м и н и с те р с тв ом . К а к бы ть в т а к о й си туа ц и и ? Реш или прове с ти б е спрец ед е н тны й в о тра сли и области н о н к у р с на замещ ение в а к а н т н ы х д о лж н о с тей зам е с ти телей ген е р а л ь н о го д и р е к т о р а БПО, н а чал ьн и ко в отделов и сл уж б» («ВРЕМЯ ДОКАЖ ЕТ НА Ш У ПРАВОТУ», «РМ» о т 13 я н в ар я 1989 г.). Бы вш и й гл а в ны й и н ж е н е р ВРПО С. Н. Татар н и к о в в к о н к у р с е у ча с тв о ва ть о т ка за л с я . Се годня мы п у б л и к у ем е го письмо , в ко то р ом он объ я сн яе т свою п о зи ц ию . Оно было получено два месяца назад. Почему я не пошел на конкурс Я СТОРОННИК объединен ного флоте, но на ба зе его разукрупнения. Такие проработки делались специа листами бассейна и доклады вались на первом техсовете по этому вопросу в 1987 году. Причем в результате анализа существующих в мире мето дов управления адекватными организационными структура ми за основу бралась страте гия японских компаний, осу ществляющих децентрализа цию производства .через груп пировку производственных мощностей компании в рамках относительно небольших пред приятий, с делегированием ру ководству подразделений (ка питану судна, начальнику уп равления, группы судов, про изводств) всей возможной полноты полномочий и ответ ственности. Кстати, эта концеп ция четко согласуется с целя ми идущей перестройки, ба зируется на расширении прав трудовых коллективов, вклю чении человеческого фактора. К сожалению, она не была принята, может, мы были не достаточно убедительными. Победило широко распростра ненное ныне схоластическое понимание управленческой деятельности, сплошь и рядом не отличающее ее от дея тельности административной (в лице высшего руководства). Как известно, в силу схола стического подхода фирму «Север» обосновать не уда лось, не была разработана ин формационная модель как основа будущей структуры. Проявляя всеядность, на бас сейне приступили к организа ции фирмы на базе «Севрыб- холодфлота» с отбором на конкурсной основе, причем с оценкой специалистов (под ла коничным названием «управ ленцы») по уровню владения схоластикой. Если бы это был экзамен по типу институтского, по ко н к ретной программе , я бы вы учил любую тарабарщину и сдал. Но здесь, в соответствии с курьезным положением о конкурсе , проводился экза мен на зрелость, оценивались творческие возможности и способность управлять людь ми, это уже не «вороные» в зачетку. Если я за год не сумел убе дить коллег в своей правоте, то уж отпущенных тридцати минут для этого явно недоста точно. А отойти от принципов и убеждений ради любого , да ж е самого престижного крес ла означает проявить бесприн ципность. Беспринципных лю дей допускать к управлению нельзя. Так что, если бы на ко н кур се я выступил в поддерж ку новой структуры — пришлось бы расписаться в собственной бесхребетности; доказывал бы обратное — провалился. Получалось, что в любом случае надо уходить. Так и по ступил. С. ТАТАРНИКОВ, заместитель главного ин женера объединения «М ур манская судоверфь». и музыканты в СВОЕ ВРЕМЯ я шесть лет ходил в море на судах Мурманского тралово го флота, четырнадцатый год работаю в коллективе рыб ного порта.. Полагая, что про блемы ведущей отрасли Мурмана знаю не понаслы шке, давно и пристрастно слежу за баталией, в кото рой ломают копья чиновники объединения «Севрыба» с моряками промысловых фло тов, работниками береговых предприятий.; На страницах пашей газе ты по этой теме материалов было немало. Включая и спорные. Но вот подобных «У края пропасти» («РМ», 1989 г., N° 7) что-то не при помню. Автор взял в союз ники далее басню Дениса Да выдова «Голова и ноги». При- ; своил И. Дегтярев, на мой взгляд, и право выступать от имени моряков, печалясь о несостоявшемся подчинении промысловых флотов навя занному сверху БПО «Сев- рыба».; Вот почему решаюсь за дать автору этой излишне эмоциональной заметки не сколько вопросов. Что до литературных источников, можно бы обратиться и к не менее, чем Давыдов, из вестному баснописцу Ивану :Андреевичу Крылову. Пом ните, у него есть про громы хающие бочки.; Есть и про квартет с горе-музыканта- ми..-. Как понимаю, начальник промыслового района объе динения «Севрыба» И. Дег тярев не мог привести в поддержку беспочвенной идеи о сохранении всесиль ной, ни за что не отвечаю щей, административно-коман дной и неповоротливой сис темы типа прежнего ВРПО «Севрыба», ни одного выска зывания рыбаков. Это не случайно: по этому вопросу кассовой, искренней, непред взятой поддержки у моряков нет. Зато, давя на «болевые точки» промысловиков, автор наобещал благ с три короба, если бы коллективы всех флотов... вновь подчинились перелицованной «Севрыбе». А уже заодно с моряками и все коллективы береговых предприятий. Так почему же, спрашива ется, ВРПО «Севрыба» не решало раньше все назван ные И. Дегтяревым пробле мы? Тем более что его «хо зяин» — Михаил Иванович Каргин — кроме умения «давить и не пущать», обла дал (и обладает до 26 мар та) высоким званием депута та Верховного Совета СССР. Второй вопрос. Известно ли автору « У края пропасти» о мнении, например, звенье вого бригады докеров Мур манского рыбного порта Вик тора Александровича Черня- кова по необдуманному со кращению экипажей транс портных судов? Сокраще нию, проведенному ради со хранения аппарата «Севры- бы» и повышения окладов теперешним чиновникам это го бюрократического учреж дения? Видимо, автор публи кации И. Дегтярев ие в кур се и полярного мнения вете рана рыбного хозяйства стра ны, заместителя начальника отдела эксплуатации прои з-. водственного флота тепере шнего БПО «Севрыба» Александра Романовича Сой- киса («РМ», 1989 г., № 1). От себя добавлю, что уве личение за счет самосохра- нившегося бассейнового объе динения числа управленцев в «Севрыбхолодфлоте» почти на 500 единиц поставило те перь над каждым экипажем плавбазы и транспортного рефрижератора бывшего «Севрыбхолодфлота» допол нительную «команду» в сре днем из 17 сидящих в каби нетах чиновников. З а это письмо в нашу га зету я взялся, разумеется, не с целыо как-то обидеть И.: Дегтярева. Просто хочу на помнить и ему, и другим уп равленцам из «Севрыбы» о том, что есть опыт многолет него руководства сложным хозяйством рыбного Мурма на. И что отрадно — чис лом в десятки раз меньшим, нежели сегодняшний «сокра щенный» аппарат БПО. Я имею в виду координацион ный совет Мурманского су дообрабатывающего комплек са. Именно эта форма управ ления основана на полном до верии к опыту и умению руководителей флотов, бере говых и транспортных пред приятий. Они, делегировав своих самых авторитетных, знающих и полномочных пре дставителей в координацион ный совет равноправных па ртнеров, будут успешно ре шать задачи своих коллекти вов по выполнению своей ча сти Продовольственной про граммы. Притом для этого потребуются не сотни клер ков, а лишь полтора-два десятка опытных специали стов, объединенных в рабо чую группу при совете, ко ординирующем ' деятельность всех коллективов рыбного Мурмана. • Данная форма управления не позволит никому поку шаться на самостоятель ность флотов, береговых и транспортных предприятий. Не потребуются и ненузцные миллионные расходы на со держание изжившего себя промежуточного звена, како вым было и остается на се годня объединение «Севры ба». В. СЕМЕНОВ, рабочий . порта, ветеран труда. Правофланговые тШ Ш М тЛ яш т т т ш тШ - v-s4 & < '• ' •. ' 23 года работает на Мурманской судоверфи Юрий Николае вич Пусачев. Он один из лучших фрезеровщиков МСВ, был раньше и слесарем по сборке универсально-сборочных приспо соблений. А недавно в слесарно-механическом цехе была со-? здана новая бригада — станочников ЧПУ, Правда, сегодня их коллектив назвать бригадой можно только с некоторой на тяж кой — их пока только трое. Да и куда больше: маловато еще на судоверфи станков с ЧПУ, но уже р этом году должен значительно расшириться станочный парк, тогда и рабочих в бригаде станет больше. А пока их только трое, но зато все — отличные специалисты, на новую работу из прежних коллективов их отпускали неохо г^ но. Пророчили им и снижение зарплаты. Да, поначалу они по теряли в заработке, но закончился период освоения, притирки, и с февраля бригада Пусачева с повременной оплаты перешла на сдельную, теперь их получка станет весомее. Фото В. КОРЕЦКОГО. Обсуждаем проект Посмотрим В СЕ МЫ ПРИВЫКЛИ возмущаться плохими отечественными товарами. Но ругаем других. Про каче ство же своей работы зача стую забываем, а напрасно. В августе прошлого года коллегия Мннрыбхоза СССР, рассматривая итоги работы «Севрыбы», отметила край не неудовлетворительное со стояние качества на пашем бассейне. Так, по сравнению с позапрошлым годом забра- ковкн северной продукции возросли на 10 процентов, к примеру, в тралфлоте в два, а в «Карелрыбдроме» почти в 10 с лишним раз. Далее. Госстандарт . наложил санк ции в сумме 179 тысяч руб-, лей, а рекламация от потре бителей составила 356 ты сяч. Эти цифры в основном, лежат на совести моряков Мурманского тралового фло та и «Карелрыбпрома». Как видим, особых оснований для умиления и гордости нет. Разумеется, тому немало причин, это прежде всего плохая сырьевая база, неоп- равдываемость прогнозов, простои судов, их плохое техническое состояние, де фицит транспортных рефри жераторов и т. д., и т.; п. Однако полный анализ показывает, что примерно 80 процентов брака носит субъективный характер и зависит только от береговых служб и экипажей. Ведь не секрет, что нередко наруша ются режимы траления, ве личина разовых подъемов, хранения и выливки уловов, режимы заморозки, правила перегрузки. Бывает и такое: судно вышло в рейс, а тех нологическое оборудованием работает, порой мало кто из экипажа знает, как его на строить. Доходит дело и до казусов: судну дается зада ние работать в тропиках, а охлаждаемых бункеров на нем попросту нет. Понятно, что любое нару шение не оставалось и не остается незамеченным. Слу жебные расследования прово дились. Однако они проходи ли формально, недостатки устранялись лишь на бумаге, к тому же «крайними» все*- гда оставались только капи таны и специалисты техно логических служб судов. Но всегда ли они виноваты? Ведь, на наш взгляд, 40, а то и 60 процентов успеха работы экипажа зависит от подготовки судна в порту, от эффективной деятельности береговых служб. Возможно, формализм при анализе бра ка доминировал потому, что 24 марта1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz